будущих экономистов в условиях электронного обучения в системе do.sevsu. ги. Важно отметить, что электронное обучение является эффективным инструментом в развитии профессиональной компетенции будущих экономистов. Значительная часть обучающихся положительно оценивают применение электронных учебных материалов, онлайн-курсов и интерактивных платформ в процессе обучения. Большинство опрошенных отмечали увеличение уровня самостоятельности и самоорганизации в процессе изучения предмета, а также повышение мотивации к обучению. Однако электронное обучение имеет и некоторые недостатки, такие как снижение социальной интеракции и недостаток участия в живом общении с преподавателями и коллегами. Это может пони-
Библиографический список
зить мотивацию студентов и привести к уменьшению результативности обучения. Поэтому для достижения наилучших результатов необходимо продолжать исследовать и разрабатывать новые педагогические технологии и методики применения средств электронного обучения в процессе обучения будущих экономистов. В конечном итоге на основании наших исследований мы можем сделать вывод, что электронные образовательные ресурсы, электронные учебные курсы и электронное обучение в целом имеют большой потенциал и могут стать ключевым инструментом в повышении уровня развития профессиональной компетенции будущих экономистов при условии оптимальной организации и применения таких методов обучения.
1. Распоряжение от 28 июля 2017 года № 1632-р. Available at: http://government.ru/docs/28653/
2. Введенский В.Н. Профессиональная компетентность педагога: пособие для учителя. Санкт-Петербург: СПб филиал издательства «Просвещение», 2004.
3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования. Высшее образование. 2003; № 5: 34-42.
4. Маркова А.К. Психология профессионализма. Москва: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.
5. Mulder M. Professional Competence in Context: A Conceptual Study. 2015.
6. Chatenier D.E., Verstegen J.A.A.M., Biemans H.J.A., Mulder M., Omta O.S.W.F. Identification of competencies for professionals in open innovation teams. R&D Management. 2010; № 40 (3): 271-280.
7. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. Москва: Логос, 2009.
8. Гез Н.И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных методических исследований. Иностранные языки в школе. 1985; № 2: 17-24.
9. Миронцева С.С. Формирование иноязычной профессионально ориентированной компетенции будущих менеджеров с использованием электронных образовательных ресурсов. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Ялта, 2019.
10. Хуторской А.В. Методика личностно ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? Москва: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.
11. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. Москва: Логос, 1994.
12. Миронцева С.С. Педагогический эксперимент при исследовании процесса обучения будущих менеджеров иностранному языку с использованием электронных образовательных ресурсов. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 5 (72): 126-128.
References
1. Rasporyazhenie ot 28 iyulya 2017 goda № 1632-r. Available at: http://government.ru/docs/28653/
2. Vvedenskij V.N. Professional'naya kompetentnost'pedagoga: posobie dlya uchitelya. Sankt-Peterburg: SPb filial izdatel'stva «Prosveschenie», 2004.
3. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetencii - novaya paradigma rezul'tata obrazovaniya. Vysshee obrazovanie. 2003; № 5: 34-42.
4. Markova A.K. Psihologiya professionalizma. Moskva: Mezhdunarodnyj gumanitarnyj fond «Znanie», 1996.
5. Mulder M. Professional Competence in Context: A Conceptual Study. 2015.
6. Chatenier D.E., Verstegen J.A.A.M., Biemans H.J.A., Mulder M., Omta O.S.W.F. Identification of competencies for professionals in open innovation teams. R&D Management. 2010; № 40 (3): 271-280.
7. Verbickij A.A., Larionova O.G. Lichnostnyj ikompetentnostnyjpodhody v obrazovanii: problemy integracii. Moskva: Logos, 2009.
8. Gez N.I. Formirovanie kommunikativnoj kompetencii kak ob'ekt zarubezhnyh metodicheskih issledovanij. Inostrannyeyazyki vshkole. 1985; № 2: 17-24.
9. Mironceva S.S. Formirovanie inoyazychnoj professional'no orientirovannoj kompetencii buduschih menedzherov s ispol'zovaniem 'elekironnyh obrazovatel'nyh resursov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Yalta, 2019.
10. Hutorskoj A.V. Metodika lichnostno orientirovannogo obucheniya. Kak obuchat' vseh po-raznomu? Moskva: VLADOS-PRESS, 2005.
11. Shadrikov V.D. Deyatel'nost'isposobnosti. Moskva: Logos, 1994.
12. Mironceva S.S. Pedagogicheskij 'eksperiment pri issledovanii processa obucheniya buduschih menedzherov inostrannomu yazyku s ispol'zovaniem 'elektronnyh obrazovatel'nyh resursov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 5 (72): 126-128.
Статья поступила в редакцию 02.05.23
УДК 378
Titova T.V., teaching assistant, Financial University under the Government of the RF (Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
THE USE OF MODERN DIGITAL TECHNOLOGIES IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE AT A NON-LANGUAGE UNIVERSITY. The article discusses the use of digital technologies in foreign language teaching, including programs and applications for mobile devices, online courses, and social networks. The author emphasizes that this approach allows students to learn faster and more effectively, as well as to increase their motivation to learn a language. The advantages of each type of digital language learning are described, such as the ability to customize the program to the needs of the learner and the accessibility of learning from anywhere in the world. The article also points out that digital learning is becoming increasingly popular among teachers and learners, which contributes to the continuous improvement and development of such tools. As a result, the use of digital technology in foreign language teaching is an important step in the development of education, and helps students get a more complete and convenient education.
Key words: digital technologies, university students, foreign language, programs, applications, online courses, foreign language training, motivation
Т.В. Титова, асс, Департамент английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве РФ,
г. Москва, E-mail: [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ
Статья рассказывает об использовании цифровых технологий в обучении иностранному языку, включая программы и приложения для мобильных устройств, онлайн-курсы и социальные сети. Автор подчеркивает, что благодаря такому подходу учащиеся могут быстрее и более эффективно усваивать материал, а также повышать мотивацию к изучению языка. Описываются преимущества каждого вида цифрового обучения иностранному языку, такие как возможность индивидуальной настройки программы под потребности учащегося и доступность обучения из любой точки мира. Также в статье отмечается, что обучение с использованием цифровых технологий становится все более популярным среди преподавателей и учащихся, что способствует постоянному улучшению и развитию таких инструментов. В итоге использование цифровых технологий в обучении иностранному языку является важным шагом в развитии образования и помогает учащимся получить более полное и удобное образование.
Ключевые слова: цифровые технологии, студенты вуза, иностранный язык, программы, приложения, онлайн-курсы, иноязычная подготовка, мотивация
Актуальность предлагаемой к рассмотрению темы обусловлена тем, что в современном мире знание иностранного языка является неотъемлемой частью жизни любого образованного человека. Использование современных цифровых технологий в обучении иностранному языку позволяет не только повысить уровень владения языком у студентов, но и улучшить их коммуникативные способности, сделать изучение иностранных языков более доступным и захватывающим и сформировать у них устойчивый интерес к языку [1-9].
Цель данной статьи заключается в исследовании необходимости применения современных цифровых технологий в процессе обучения языку. Статья рассматривает как преимущества, так и недостатки использования таких технологий, а также приводит примеры существующих ресурсов и программ и возможностей их использования в образовательном процессе.
Основные задачи статьи можно определить следующим образом:
- изучение и анализ актуальных цифровых инструментов и их применение в контексте преподавания иностранных языков;
- оценка эффективности использования этих технологических инноваций в образовательном процессе;
- исследование влияния данных технологий на уровень вовлеченности и мотивации студентов;
- анализ того, как эти инструменты могут помочь преодолеть культурные и языковые преграды при изучении иностранных языков.
Методы исследования при подготовке данной статьи включали в себя теоретические аспекты (анализ научной, педагогической и методической литературы), проведение опросов среди преподавателей и студентов для определения эффективности цифровых инструментов, а также сбор и анализ данных о том, какие способы обучения иностранным языкам являются наиболее популярными и эффективными.
Научная новизна статьи определяется выявлением дополнительных возможностей и перспектив использования цифровых технологий в вузе, что позволит гибче реагировать на изменения во всех аспектах человеческой жизни.
Теоретическая значимость статьи заключается в расширении существующего представления о способах обучения иностранному языку в период глобального внедрения компьютерных технологий в процесс обучения. Практическая значимость состоит в перечислении основных цифровых инструментов, а также в предоставлении рекомендаций по их использованию.
Во время технологического прорыва и глобализации владение иностранными языками становится критически важным. Изучение нового языка открывает двери к глобальному общению, карьерному росту и позволяет увидеть мир с новой перспективы. Владение иностранным языком расширяет наш кругозор и делает нас более открытыми к новым идеям. В бизнесе это инструмент для работы в международных компаниях, проведения переговоров и участия в конференциях. В эпоху Интернета иностранный язык предоставляет доступ к глобальной информации, социальным сетям и мобильным приложениям. Кроме того, он способствует экономическому росту страны, так как компании и инвесторы предпочитают сотрудничать с теми, кто говорит на их родном языке. Таким образом, изучение иностранных языков является не только требованием времени, но и необходимостью, учитывая разнообразие доступных цифровых технологий для обучения.
Преподавание иностранных языков в неязыковых вузах сталкивается с рядом проблем. Одной из них является ограниченность времени, которое студенты могут уделить изучению иностранного языка, так как основная специальность требует значительного времени и усилий. Кроме того, существует проблема мотивации, поскольку студенты зачастую не видят ясной связи между их будущей профессией и необходимостью знать иностранный язык. Это может привести к снижению интереса и усилий, прилагаемых для изучения языка. Отсутствие практики также является важной проблемой. Без регулярного использования языка в реальных ситуациях студенты могут испытывать затруднения в приобретении уверенности и практических навыков. Разнообразие уровней владения языком в одном классе может создать препятствия для эффективного обучения, так как преподавателю приходится адаптироваться к различным уровням знаний. Наконец, не все вузы могут обеспечить доступ к современным цифровым технологиям и обучающим материалам для изучения иностранных языков, что также может ограничивать возможности студентов.
Однако многие из этих проблем могут быть решены или смягчены с помощью использования современных цифровых технологий в обучении иностранным языкам.
В обучении иностранному языку важную роль играет мотивация. Рассмотрим ее основные типы. Экстернальная мотивация возникает из-за внешних факторов, не связанных с самим процессом обучения. Например, студент может изучать язык, чтобы получить хорошие оценки и повысить свой академический рейтинг. Интернальная мотивация связана с самим процессом деятельности. Студент может изучать иностранный язык, потому что он увлекается культурой страны, чей язык он изучает, или находит удовольствие в процессе обучения. Позитивная мотивация связана с ожиданием приятных результатов. Примером может служить стремление студента путешествовать и общаться на иностранном языке без барьеров. Устойчивая мотивация основывается на глубоких потребностях человека. Студент может изучать язык, видя в этом путь к будущей международной карьере. Негативная мотивация связана со страхом перед возможны-
ми неприятностями. Например, студент может бояться негативных последствий от неуспешного выполнения языкового задания. Учебная мотивация связана с академической деятельностью. Например, студент может быть мотивирован достичь высокого уровня владения языком, чтобы продвинуться в учебе.
Стимулирование мотивации к изучению иностранных языков важно из-за растущего общественного значения этих навыков и недостаточного уровня языковой подготовки у большинства студентов. Решение этого вопроса варьируется в зависимости от университета и специальности студентов. Сегодня с использованием технологий преподавание иностранного языка стало более доступным и интересным для студентов. Разнообразие технологий, используемых в обучении иностранным языкам, позволяет создавать более эффективные и динамичные уроки. Одна из технологий, которая стала находить все большее применение в обучении иностранным языкам, - это онлайн-уроки. Они позволяют студентам оставаться на своих рабочих местах и учиться в удобное для них время. Также существуют специальные программы и приложения для смартфонов и планшетов, такие как Duolingo или Babbel, которые позволяют учиться языку в любом месте и в любое время. Для более эффективного запоминания слов и фраз могут быть использованы интерактивные упражнения и игры, которые создаются специально для изучения языка. Это могут быть кроссворды, исправление ошибок в фразах, составление предложений и т. д. Такие упражнения делают занятия более эффективными, интересными и запоминающимися. Ещё одним инновационным способом, используемым для обучения иностранному языку, является виртуальная реальность. С ее помощью студенты могут погрузиться в языковую среду и создать реалистичные ситуации для практики разговорных навыков.
В целом современные технологии делают обучение иностранному языку интереснее, более доступным и эффективным. Разнообразие применяемых средств и технологий позволяет каждому найти наиболее удобный и эффективный способ изучения языка. Существует множество программ и приложений для изучения иностранного языка. Рассмотрим некоторые из них:
1. Duolingo - это бесплатное приложение для изучения разных языков, которое использует грамматические правила, словарь и навыки чтения для обучения языку.
2. Rosetta Stone - это приложение для изучения языка, которое помогает учиться языку естественным путем, используя изображения, звуковые эффекты и интерактивные упражнения.
3. Babbel - это приложение, использующее тематический подход для обучения языку. Оно предлагает уроки, которые фокусируются на специфических темах, например, грамматика, произношение, а также повседневный сленг.
4. Memrise - это приложение для изучения языка, которое использует флэш-карты и мнемонические устройства для запоминания слов и фраз.
5. Lingoda - это онлайн-школа, которая предлагает персонализированные курсы по изучению иностранных языков с носителями языка в режиме онлайн.
6. Busuu - это приложение для изучения языков, которое предлагает различные уровни сложности, адаптированные к уровню знаний. Также в приложении предоставляются упражнения на чтение, письмо, грамматику и произношение.
7. Lingvist - это программа, которая использует искусственный интеллект, чтобы персонализировать учебный план для каждого ученика.
Все перечисленные программы могут быть очень полезны для изучения иностранного языка, но выбор программы зависит от индивидуальных предпочтений и целей. Как отмечалось ранее, одной из технологий, позволяющих изучать иностранный язык, является виртуальная реальность (VR), которая предлагает беспрецедентные возможности для обучения иностранным языкам. VR-приложения позволяют погрузить студентов в полностью интерактивную и иммерсивную среду, где они могут практиковать язык в контексте, максимально приближенном к реальности.
Приведем примеры VR программ для изучения иностранного языка:
1. MondlyVR - программа, которая позволяет учить 33 языка, используя виртуальную реальность, интуитивный интерфейс и различные игровые механики.
2. House of Languages - это уникальное VR-приложение, которое позволяет жить в языковой среде и помогает улучшить знание языка.
3. VirtualSpeech - приложение для обучения публичным выступлениям и конференциям в виртуальной реальности, предлагающее также изучение делового языка.
4. InContext Language - это VR-технология для обучения иностранным языкам на ситуативном языке. Она позволяет студентам изучать язык в реалистичных сценариях.
5. Learn Immersive - это VR-приложение для изучения произношения, которое позволяет получить обратную связь и исправить свои ошибки.
6. Immerseme - платформа виртуального обучения, которая улучшает навыки говорения на иностранном языке через реалистичные диалоги в виртуальной среде.
7. Noun Town - это интерактивная видеоигра, созданная с целью помочь студентам запомнить основные существительные английского языка. Это игра, которая состоит из нескольких уровней, где студенты должны выбрать правильное существительное для заполнения пропусков в предложениях. Игроки путе-
шествуют по городу, где каждое здание представляет собой упражнение на выбор правильного существительного.
Виртуальная реальность в обучении иностранным языкам предоставляет интерактивные и реалистичные уроки, ускоряя и улучшая процесс обучения. Тем не менее существуют и определенные недостатки.
Среди преимуществ VR следует выделить интерактивность обучения, которое становится более увлекательным для студентов. VR позволяет создавать реалистичные сценарии, что дает студентам ценный опыт и практику в ситуациях, недостижимых в реальности. Мотивация студентов усиливается благодаря обратной связи, доступу к новым материалам и возможности демонстрировать прогресс. VR-уроки доступны в любое время, что упрощает обучение, а безопасность обеспечивается возможностью практиковаться в условиях, которые могут быть рискованными в реальной жизни.
Однако VR имеет и свои недостатки, включая технические проблемы, вызванные недостаточно качественным оборудованием или программным обеспечением. Стоимость VR-технологии остается высокой, делая ее недоступной для некоторых учеников и учебных заведений. Ограниченность контента и программ могут сдерживать полезность VR в некоторых областях обучения. Наконец, длительное использование VR может вызвать усталость глаз, головокружение, тошноту и другие проблемы со здоровьем.
В целом VR-технология показывает хороший потенциал в образовании и предлагает множество возможностей для улучшения процессов обучения и мотивации студентов. Однако перед тем как использовать ее в обучении, стоит внимательно взвесить все ее преимущества и недостатки и выбрать правильный способ ее применения, который будет соответствовать учебным целям.
Использование технологий в преподавании иностранного языка, безусловно, является важным и необходимым аспектом образования в наши дни. Однако при этом преподаватели сталкиваются с рядом трудностей, которые препятствуют проведению эффективного урока.
Во-первых, технические проблемы могут мешать эффективной работе преподавателя. Необходимость использования различных программ и компьютеров требует определенных технических навыков и знаний, которые есть далеко не у всех преподавателей. Дополнительно необходимо уделять время на установку и настройку программного обеспечения, что может затруднить начало урока.
Во-вторых, не все студенты обладают достаточными техническими навыками и знаниями, чтобы работать с использованием технологий на уроке. Неко-
Библиографический список
торые студенты могут не уметь работать с компьютером или не знать, как пользоваться определенным программным обеспечением. Обучение таким навыкам может занимать большое количество времени и требует дополнительных усилий со стороны преподавателя.
В-третьих, использование технологий может порой отвлекать внимание студентов от основного урока. Отображение конспекта на доске или экране, использование интерактивных компьютерных игр, а также другие сопутствующие приспособления могут отвлекать внимание студентов от главной цели урока.
Но, несмотря на эти сложности, использование технологий в преподавании иностранного языка является важным шагом в современном педагогическом процессе. Преодоление этих трудностей поможет преподавателям создать эффективный метод изучения языка для своих студентов, что окажет положительное влияние на их будущее образование и развитие. В современном мире использование цифровых технологий в преподавании иностранных языков становится неотъемлемой частью образовательного процесса. В этом контексте особенно важна подготовка преподавателей, которые могут эффективно использовать эти инструменты. Это остается ключевым вопросом. Подготовка должна включать не только технические навыки, но и педагогические стратегии интеграции технологий в учебный процесс. Примерами мер подготовки могут быть проведение целевых семинаров и рабочих групп, разработка и проведение онлайн-курсов, мастер-классов и вебинаров. Такие образовательные платформы, как Coursera или edX, могут предложить курсы по технологической подготовке для преподавателей. Таким образом, подготовленные и компетентные преподаватели могут в полной мере использовать потенциал современных технологий для обучения иностранным языкам, существенно улучшая эффективность обучения и мотивацию студентов.
Можно сделать выводы, что современные цифровые технологии являются эффективным средством организации обучения иностранному языку в неязыковых вузах. Применение онлайн-курсов, мультимедийных учебников, приложений и виртуальных классов позволяет обогатить учебный процесс и повысить интерес студентов к изучению языка. Это может улучшить качество образования и повысить его доступность. Однако важно помнить, что цифровые технологии должны быть применены соответствующим образом и равномерно распределены во всем учебном процессе для достижения наилучших результатов.
1. Бородич С.А., Тепляковская А.Н. Использование открытых образовательных ресурсов при обучении иностранному языку. Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Международной научной конференции. Краснодар: Новация, 2016: 235-237.
2. Вовси-Тиллье Л.А. Современные цели обучения иностранным языкам в неязыковом вузе. Педагогический журнал. 2018; Т. 8, № 3А: 132-137.
3. Журбенко Н.Л. Использование современных педагогических технологий для повышения эффективности обучения иностранным языкам в неязыковых вузах. Мир науки (электронный научный журнал). 2018; Т. 6, № 2.
4. Карпова Т.А. Влияние различных факторов на эффективность преподавания иностранного языка в неязыковом вузе. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 1 (98): 83-86.
5. Мельничук Ю.А. Геймификация в системе мотивации и стимулирования в организации. Научная социологическая школа РГСУ: 25 лет. Социология. Социальность. Современность: материалы XXI Социологических чтений РГСУ. 2016: 85-93.
6. Муратова М.Н. Современные тенденции использования цифровых технологий в обучении иностранным языкам. Экономика и социум. 2023; № 1 (104)-1: 41-46.
7. Шайдуллина РМ., Гарифуллина З.А., Гилязетдинов РА., Михайлов М.О. Новые возможности цифровых технологий в экономическом образовании. Профессиональное образование в России и за рубежом. 2022; № 3 (47): 51-60.
8. Broadbent J. Comparing online and blended learner's self-regulated learning strategies and academic performance. Internet and Higher Education. 2017; № 33 (1): 24-32.
9. Chen Y.-L., Hsu C.-C. Self-regulated mobile game-based English learning in a virtual reality environment. Computers & Education. 2020; Vol. 154.
References
1. Borodich S.A., Teplyakovskaya A.N. Ispol'zovanie otkrytyh obrazovatel'nyh resursov pri obuchenii inostrannomu yazyku. Problemy iperspektivyrazvitiya obrazovaniya: materialy VIII Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Krasnodar: Novaciya, 2016: 235-237.
2. Vovsi-Till'e L.A. Sovremennye celi obucheniya inostrannym yazykam v neyazykovom vuze. Pedagogicheskijzhurnal. 2018; T. 8, № 3A: 132-137.
3. Zhurbenko N.L. Ispol'zovanie sovremennyh pedagogicheskih tehnologij dlya povysheniya 'effektivnosti obucheniya inostrannym yazykam v neyazykovyh vuzah. Mir nauki ('elektronnyj nauchnyj zhurnal). 2018; T. 6, № 2.
4. Karpova T.A. Vliyanie razlichnyh faktorov na 'effektivnost' prepodavaniya inostrannogo yazyka v neyazykovom vuze. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2023; № 1 (98): 83-86.
5. Mel'nichuk Yu.A. Gejmifikaciya v sisteme motivacii i stimulirovaniya v organizacii. Nauchnaya sociologicheskaya shkola RGSU: 25 let. Sociologiya. Social'nost'. Sovremennost': materialy XXI Sociologicheskih chtenij RGSU. 2016: 85-93.
6. Muratova M.N. Sovremennye tendencii ispol'zovaniya cifrovyh tehnologij v obuchenii inostrannym yazykam. 'Ekonomika isocium. 2023; № 1 (104)-1: 41-46.
7. Shajdullina R.M., Garifullina Z.A., Gilyazetdinov R.A., Mihajlov M.O. Novye vozmozhnosti cifrovyh tehnologij v 'ekonomicheskom obrazovanii. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2022; № 3 (47): 51-60.
8. Broadbent J. Comparing online and blended learner's self-regulated learning strategies and academic performance. Internet and Higher Education. 2017; № 33 (1): 24-32.
9. Chen Y.-L., Hsu C.-C. Self-regulated mobile game-based English learning in a virtual reality environment. Computers & Education. 2020; Vol. 154.
Статья поступила в редакцию 13.05.23
УДК 378
Shirokikh S.V., senior teacher, Krasnoyarsk State Agrarian University (Krasnoyarsk, Russia), E-mail: [email protected]
APPLICATION OF THE METHOD OF ANALYZING SPECIFIC SITUATIONS IN THE FORMATION OF THE LAW ENFORCEMENT COMPETENCE OF FUTURE LAWYERS. The article characterizes theoretical aspects, features and advantages of using the method of analyzing specific situations as one of the teaching methods that ensures activation of cognitive abilities of students in the process of forming the law enforcement competence of future lawyers during their studies at a university. The author offers options for drawing up specific situations of various types based on court decisions (such as a task with changing conditions, with an error included, etc.). The expediency of using the method of analyzing specific situations in the preparation of future lawyers for professional