Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1198
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никифорова Ирина Николаевна

В статье актуализируется проблематика использования различных цифровых и мультимедийных технологий и ресурсов для обучения иностранному языку на конкретных примерах. Обращается внимание на то, что выбор цифровой технологии или средства предъявляет определенные требования к уровню как её понимания, так и использования в учебных целях. Поэтому знание «плюсов» и «минусов» использования цифровых технологий актуально и позволяет педагогу грамотно выстраивать процесс обучения иностранным языкам в условиях цифровой трансформации школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никифорова Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE: PROS AND CONS

The article actualizes the problems of using various digital and multimedia technologies and resources for teaching a foreign language using specific examples. Attention is drawn to the fact that the choice of digital technology or means imposes certain requirements on the level of both its understanding and use for educational purposes. Therefore, knowledge of the "pros" and "cons" of using digital technologies is relevant and allows the teacher to competently build the process of teaching foreign languages in the conditions of digital transformation of the school.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 372.881.1

И. Н. Никифорова

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ: плюсы и минусы1

Важнейшая профессионально-педагогическая задача сегодня — это выбор актуального подхода к обучению и организация на его основе эффективного учебного процесса с использованием инновационных и традиционных методов и технологий. Всё это позволяет создавать современному учителю или преподавателю, в частности, иностранного языка такую образовательную среду для изучения предмета — иностранного языка,

1 Статья публикуется по решению оргкомитета Всероссийской научно-практической конференция с международным участием «Общественное здоровье и качество жизни: междисциплинарный подход», которая состоялась 21—22 октября 2022 года в Санкт-Петербурге. Организаторы конференции: Российский государственный педагогический университета им. А. И. Герцена и Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт педагогики и психологии высшего образования (примеч.. ред.).

которая обеспечит учащихся возможностями не только доступа к реальным языковым примерам, но и возможностями получения полных знаний о социальной среде, в которой используется изучаемый язык. Заметим, что в данном случае, ограниченность каким-то одним подходом к обучению, с одной стороны, позволит преподавателю сконцентрироваться на достижении определенных целей и построить максимально удобную и короткую образовательную траекторию достижения целей; а с другой стороны, ограничивает его возможности креативной комбинации различных методов и методик обучения, в том числе и современных цифровых продуктов на основе интеллектуальных систем и виртуальной реальности [1—3]. Их использование стало базовой основой для формирования новой реальности в контексте цифровой трансформации школы — широкого внедрения открытой образова-

тельной среды [4—6] в сочетании с компетентностым подходом.

В свою очередь, это требует от преподавателя для эффективности образовательного процесса учитывать результаты анализа современных цифровых технологий, что позволяет целенаправленно формировать и развивать познавательную компетентность у обучающихся; обучать их критическому анализу с использованием цифровых технологий, с учетом специфики; а также «плюсов» и «минусов» того или иного цифрового образовательного продукта или ресурса [1, 6, 7—9].

В связи со сказанным, и учитывая проблематику статьи, остановимся на результатах проведенного нами анализа современных цифровых образовательных технологий, используемых при обучении иностранному языку. Отметим, что нами были проанализированы материалы как зарубежных, так и российских авторов (среди них: [9-17]).

Первое, что хотелось бы отметить, это те плюсы и минусы использования цифровых технологий, которые можно на сегодняшний момент в обобщенном виде обозначить, как актуальные направления или тренды обучения иностранным языкам, реализуемые на основе цифровых образовательных ресурсов и технологий.

Чаще всего, среди положительных аспектов использования цифровых технологий и ресурсов называют:

1) использование разнообразного доступного для изучения материала;

2) возможность формирования индивидуальной образовательной траектории;

3) большое разнообразие интернет-ресурсов в сочетании с различными библиотеками и базами данных;

4) формирование активности и самостоятельности обучающихся, причем на всех уровнях образовательного процесса;

5) проведение независимого тестирования и оценки результатов усвоения изученного материала.

Наряду с этими «плюсами» использования цифровых технологий, на наш взгляд, необходимо упоминать и «минусы», которые также отмечаются многими некоторыми авторами [13-14]:

а) при переходе к использованию только информационных сред и ресурсов утрачивается социальная коммуникация, она становится опосредованной через использование технологий;

6) высокая степень утомляемости при работе с различными гад-жетами, и наличие отрицательного влияния на органы чувств, повышение нагрузки на центральную нервную систему;

в) формирование информационной зависимости от интернет-ресурсов, гаджетов у обучающихся;

г) не умение использовать традиционные методы и методики изучения иностранного языка;

д) чрезмерное доверие материалам из информационных ресурсов в комплексе со снижением критики к воспринимаемой информации, формирование, так называе-

мого клипового мышления, снижение способности к концентрации внимания, трудности с его переключением.

Знание этих «плюсов» и «минусов» крайне важно, на наш взгляд, особенно для современного педагога (учителя иностранных языков), поскольку позволяет понимать, какая именно конкретная информационная технология подходит для достижения тех или иных образовательных целей.

Во-первых, хочется подчеркнуть, что цифровые технологии позволяют использовать различные методики обратной связи для тренировки грамматики, произношения, изучения слов. Наиболее яркими примерами компьютерного обучения иностранному языку в последнее время стали самые разные речевые тренажеры, для развития коммуникативной компетентности учащихся. Например, для изучения новых слов используются речевые карточки, озвученные носителями языка. Также существуют программы, позволяющие записать речь обучающегося и сравнивать его произношение с произношением носителя языка, что позволяет проводить занятия по формированию правильного произношения, причем как в ходе аудиторной, так и самостоятельной работы обучающихся, с предоставлением им цифровых материалов или программ для тренировки.

Во-вторых, надо отметить, что в настоящее время существует огромное количество приложений для смартфонов и планшетов, что

также может быть использовано при изучении иностранного языка. Однако укажем, что в отличие от рекомендованных сертифицированных цифровых продуктов для обучения не все приложения содержат корректную информацию и это следует обязательно учитывать при выборе информационного продукта.

Следующим немаловажным аспектом использования компьютерного обучения иностранным языкам является создание тематических библиотек для обучающихся. При этом это могут быть цифровые учебники, электронные книги, журналы, оцифрованные материалы, изображения, визуальные и интерактивные словари. При помощи сочетания визуального образа и звуков можно не просто изучать новые слова, но и добиваться формирования речевых паттернов, обучать базовым речевым моделям. Использование компьютера при выполнении таких заданий даёт возможность каждому обучающему работать в своем темпе, не торопиться и не испытывать стресс, если кажется, что все другие обучающиеся уже давно выполнили задание. А также использование аудиовизуальных технологий приближает обучаю -щихся к естественному звучанию иностранного языка, схожего с тем, каким он предстает в его социокультурной среде. При помощи аудиовизуальных компьютерных технологий можно также создать программы тренировки и тестирования не только фонетиче-

ских навыков обучающихся, но и навыков аудирования.

В частности, А. Г. Матвеева и соавт. [15] отмечают, что использование компьютерных программ при тестировании и выполнении оценочных заданий существенно может снижать стресс у обучающегося, так как он уверен в объективности его оценки. Такое использование компьютерного обучения повышает эффективность и продуктивность образовательного процесса, в целом формирует положительное отношение обучающихся к обучению и повышает их мотивацию. Для повышения эффективности процесса обучения может быть использована как локальная, так и глобальная сеть.

Как мы уже отмечали ранее в своих публикациях [7, 16-17], весьма перспективным в обучении иностранным языкам является использование интернет-ресурсов для тренировки речевых навыков вне зависимости от того, какой подход к обучению используется в каждом конкретном случае.

Какие же ресурсы могут стать неотъемлемой частью процесса формирования и тренировки речевых навыков? Безусловно, наиболее эффективными средствами являются специально оборудованные речевые классы и лаборатории, но это идеальный вариант, который возможно организовать далеко не в каждом учебном заведении. Поэтому на основании анализа различных методик обучения иностранным языкам, представленных в публикациях [9-18], мы

считаем, что наиболее оптимально -это использование комбинации различных технологий. Ими могут быть видео, телепрограммы, использование радио и подкастов, электронные газеты, журналы, книги, графические ресурсы, а также различные комбинации перечисленных ресурсов. Так, по мнению Л. Р. Янга [10] и Ж. А. Яруллиной [18], использование мультимедийных ресурсов предоставляет практически безграничные возможности для обучения иностранному языку.

В последнее время всё чаще можно видеть, как традиционный директивный подход к обучению иностранному языку сменяется подходами, где превалирует активность самих обучающихся, проявляющаяся благодаря использованию активных методов обучения и цифровых образовательных технологий, например, на основе интеллектуальных систем и виртуальной реальности [3]. И в этой ситуации преподаватель иностранного языка должен иметь представление о наиболее распространенных и сертифицированных образовательных ресурсах, рекомендованных, например, Министерством Просвещения РФ к широкому использованию.

Как отмечают многие авторы, большая часть программ и приложений для изучения иностранного языка концентрируют внимание обучающегося на правильной постановке произношения, тренировке восприятия иностранного языка на слух. Обучение аудирова-

нию является таким же важным элементом обучения, как и постановка произношения. Нередко в группе обучаемых и при самостоятельной работе сегодня больше времени и усилий уделяется именно тренировке фонетических навыков, тогда как на формирование умения различать иностранную речь на слух практически времени не отводится.

Кроме работы с приложениями и программы в аудитории, использование цифровых образовательных ресурсов, в том числе, и интернет-ресурсов, может быть полезным и при выполнении домашнего задания обучающимися и при организации их самостоятельной работы вне аудитории. В этом контексте следует указать, что в последнее время большую популярность приобрели различные под-касты, многие из которых разрабо-

таны либо самими преподавателями иностранного языка, либо при их непосредственном участии, и кроме видео- и аудиоматериалов для иллюстрации теоретических вопросов, содержат задания и тесты на основе мультимедийных файлов, представленных на подка-сте. Напомним, что по форме под-касты похожи на радио- или телепередачи, но существуют в виде файлов или потокового мультимедиа, которые можно проигрывать в удобное для слушателя время и в любом месте с помощью интернета.

В свою очередь, здесь же следует отметить, что всё перечисленное актуально и для онлайн обучения иностранным языкам на основе оригинальных аутентичных материалов и уроков с носителями иностранного языка. Приведём примеры таких ресурсов (табл. 1). На этих и подобных платформах, как

Таблица 1

Ресурсы для изучения иностранных языков

Ресурс и адрес Содержание

EngVid: Free English Video Lessons — https://www.engvid.com/english-lessons/ На портале можно найти видео и тесты по самым различным темам английского языка.

SkyEng — https://skyeng.ru/ На сайте этой онлайн школы английского языка, содержатся уроки, уроки с носителями английского языка, тестирование, групповое и корпоративное обучение.

SkyFord — https://skyford.ru/ Платформа онлайн школа иностранных языков предлагает уроки не только по английскому языку, но и по немецкому, французскому, испанскому, итальянскому, португальскому, китайскому, румынскому и русскому, как иностранному.

правило, предлагаются различные форматы изучения иностранного языка. Кроме платных курсов, существуют бесплатные ресурсы, где можно получать консультативную помощь при изучении иностранного языка, или найти собеседника-носителя языка для совершенствования своих навыков. Но, при этом надо понимать, что бесплатные ресурсы не всегда могут предоставлять качественную методическую помощь и достоверную информацию, поэтому надо проявлять бдительность при использовании таких ресурсов.

Подводя итоги сказанному, отметим, что современные цифровые технологии и ресурсы, являющиеся «гибким инструментом», который имеет возможность подстраиваться под любые требования дня и происходящие изменениями в системе образования на любом из ее уровней, сегодня востребованы преподавателями иностранных языков и оцениваются ими с положительной стороны как продвинутое средство обучения. Педагоги выделяют особо такой «плюс» в использовании цифровых ресурсов как возможность создавать для каждого обучающегося индивидуальные образовательные

маршруты (как при очном - аудиторном, так и при дистанционном обучении). Кроме того, именно эта возможность, ставшая наиболее актуальной в период пандемии и в условиях цифровой трансформации школы, по их мнению, способствует мотивации и продуктивности обучения. И ещё один «плюс», на который указывают преподаватели - это возможность доступа к ряду мировых социокультурных и некоторых образовательных ресурсов через сеть-интернет, что дает возможность интегрировать мировой опыт в отечественную практику.

К сожалению, вместе с этим можно констатировать, что не все образовательные учреждения имеют возможность, а педагоги иностранных языков не все психологически готовы использовать перечисленные возможности цифровых технологий и мультимедийных ресурсов. Но эти сложности и существующие «минусы» использования цифровых технологий не должны становиться препятствием для совершенствования процесса обучения, поскольку это становится обязательным элементом в контексте цифровой трансформации современной системы образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ахметова С. Г., Невская Л. В. Опыт внедрения новых технологий в высшем профессиональном образовании // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического универ-

ситета. Социально-экономические науки. 2018. № 2. С. 62-69.

2. Котова С. А., Нужнова Н. М. Вызовы времени и новые перспективы развития дополнительного образования //

Герценовские чтения. Художественное образование ребёнка: стратегии будущего. 2019. Т. 5. Вып. 1. С. 278-289.

3. Каракозов С. Д., Рыжова Н. И., Королева Н. Ю. Виртуальная реальность: генезис понятия и тенденции использования в образовании // Информатика и Образование. 2020. № 10 (319). С. 6-16.

4. Королева Н. Ю., Рыжова Н. И. Виртуальная среда обучения предмету как интерпретация методической системы обучения в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 2. С. 196-199.

5. Королева Н. Ю., Рыжова Н. И., Залялютдинова З. А. Информационная социально-образовательная среда как основа успешного решения профессионально-педагогических задач в условиях глобальной информатизации // Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО-Югры, НВГУ: материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. / Отв. ред. М. В. Худжина. Нижневартовск: Изд-во НВГУ, 2015. С. 77-79.

6. Нужнова Н. М., Дерипаска Е. И. Проблемы вовлечения школьных педагогов в проектирование электронных образовательных ресурсов // Образовательная динамика сетевой личности: Сб. статей II Междун. науч.-практ. конф. (г. Санкт-Петербург, 29 января 2019 г.). Санкт-Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. С. 115-121.

7. Кипнес Л. В., Васильева И. В., Виноградова М. В., Непоклонова Е. О., Никифорова И. Н. Актуальные средства формирования коммуникативной компетенции иностранных студентов-филологов // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 2 (93). С. 167-171.

8. Пиотровская К. Р. Обучающий лингвистический автомат. Санкт-Петербург: Интерлайн, 2002. 39 с.

9. Земскова А. Н. Использование ресурсов цифровой среды в рамках обучения дисциплине «Иностранный язык» в

неязыковом ВУЗЕ // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 5 (97). С. 157-162.

10. Yang L. R. Benefits and drawbacks of controlled laboratory studies of second language acquisition. Cambridge University Press, 2001. P. 173-193.

11. Андреева А. А. Использование виртуального класса на платформе Vimbox в обучении английскому языку // KANT. 2017. № 3 (24). C. 10-12.

12. Безукладников К. Э., Крюкова А. Н., Безукладников В. К. Интеграция онлайн-платформы EDVIBE.COM в процессе обучения профессионально ориентированному английскому языку студентов ВУЗА // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. 2022. № 1.

C.108-120.

13. Дубских А. И. Обучение профессионально-ориентированному английскому языку студентов технических направлений с помощью дополненной реальности // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. 2021. № 4 (43). Электронный ресурс: // URL: https://cyberleninka. ru/article/n/obuchenie-professionalno-orientirovannomu-angliyskomu-yazyku-studentov-tehnicheskih-napravleniy-s-pomoschyu-tehnologii-dopolnennoy (дата обращения: 17.10.2022).

14. Есина Л. С. Повышение эффективности обучения монологической речи на английском языке с использованием цифровых технологий // Современное педагогическое образование.

2019. № 7. С. 42-46.

15. Матвеева А. Г., Николаев А. И., Арчахова Н. В. Формирование лексических навыков на уроках английского языка в 5 классе посредством использования платформы KAHOOT // МНКО.

2020. № 6 (85). С. 51-53.

16. Никифорова И. Н. Обучение английскому языку с использованием образовательных онлайн-платформ // Со-

временное образование: традиции и инновации. 2021. № 4. С. 151-154.

17. Никифорова И. Н. Позитивные и негативные тенденции использования цифровых технологий при обучении иностранному языку // Наука и Школа. 2022. № 6. С. 232-240.

18. Яруллина Ж. А. Потенциал применения цифровых технологий в обучении иностранному языку студентов технического вуза // Казанский педагогический журнал. 2021. № 3 (146). С. 126-134.

REFERENCES

1. Akhmetova S. G., Nevskaya L. V. Experience in introducing new technologies in higher professional education // Bulletin of the Perm National Research Polytechnic University. Socio-economic sciences. 2018. No. 2. P. 62-69. (In Russ.).

2. Kotova S. A., Nuzhnova N. M. Challenges of the time and new prospects for the development of additional education // Herzen Readings. Art education of the child: strategies for the future. 2019. Vol. 5. Issue. 1. P. 278-289. (In Russ.).

3. Karakozov S. D., Ryzhova N. I., Koroleva N. Yu. Virtual reality: the genesis of the concept and trends of use in education // Informatics and Education. 2020. No. 10 (319). P. 6-16. (In Russ.).

4. Koroleva N. Yu., Ryzhova N. I. Virtual environment for teaching a subject as an interpretation of the methodological system of education in an ICT-saturated educational environment // World of Science, Culture, Education. 2009. No. 2. P. 196-199. (In Russ.).

5. Koroleva N. Yu., Ryzhova N. I., Zalyalutdinova Z. A. Information social and educational environment as the basis for successful solution of professional and pedagogical tasks in the context of global informatization // Traditions and innovations in the educational space of Russia, KhMAO-Yugra, NVGU: materials IV All-Russian. scientific-practical. conf. / Rev. ed. M. V. Khudzhina. Nizhnevartovsk: Publishing house of NVGU, 2015, P. 7779. (In Russ.).

6. Nuzhnova N. M., Deripaska E. I. Problems of involving school teachers in the design of electronic educational resources // Educational Dynamics of the Network Personality: Sat. articles II Intern. scientific-practical. conf. (St. Petersburg, January 29, 2019). St. Petersburg: Russian State Pedagogical University im. A. I. Herzen, 2019. P. 115-121. (In Russ.).

7. Kipnes L. V., Vasilyeva I. V., Vino-gradova M. V., Nepoklonova E. O., Niki-forova I. N. Actual means of forming the communicative competence of foreign students-philologists // World of Science, Culture, Education. 2022. No. 2 (93). P. 167171. (In Russ.).

8. Piotrovskaya K. R. Learning linguistic automaton. St. Petersburg: Interline, 2002. 39 p. (In Russ.).

9. Zemskova A. N. Using the resources of the digital environment in the framework of teaching the discipline «Foreign language» in a non-linguistic university // Society: sociology, psychology, pedagogy. 2022. No. 5 (97). P. 157-162. (In Russ.).

10. Yang L. R. Benefits and drawbacks of controlled laboratory studies of second language acquisition. Cambridge University Press, 2001. P. 173-193.

11. Andreeva A. A. The use of a virtual classroom on the Vimbox platform in teaching English // KANT. 2017. No. 3 (24). P. 10-12. (In Russ.).

12. Bezukladnikov K. E., KryukovaA. N., Bezukladnikov V. K. Integration of the EDVIBE.COM online platform in the

process of teaching professionally oriented English to university students // Bulletin of PNRPU. Problems of linguistics and pedagogy. 2022. No. 1. P. 108-120. (In Russ.).

13. Dubskikh A. I. Teaching professionally oriented English to technical students using augmented reality // Actual issues of modern philology and journalism. 2021. No. 4 (43). Electronic resource: // URL: https://cyberleninka. ru/article/n/obuchenie-professionalno-orientirovannomu-angliyskomu-yazyku-studentov-tehnicheskih-napravleniy-s-pomoschyu-tehnologii-dopolnennoy (date of the application: 17.10.2022).

14. Esina L. S. Improving the efficiency of teaching monologue speech in English using digital technologies // Modern Pedagogical Education. 2019. No. 7. P. 42-46. (In Russ.).

15. Matveeva A. G., Nikolaev A. I., Archakhova N. V. Formation of lexical skills in English lessons in grade 5 through the use of the KAHOOT platform // MNKO.

2020. No. 6 (85). P. 51-53. (In Russ.).

16. Nikiforova I. N. Teaching English using online educational platforms. // Modern education: traditions and innovations. 2021. No. 4. P. 151-154. (In Russ.).

17. Nikiforova I. N. Positive and negative trends in the use of digital technologies in teaching a foreign language // Science and School. 2022. No. 6. P. 232-240. (In Russ.).

18. Yarullina Zh. A. The potential of digital technologies in teaching a foreign language to students of a technical university // Kazan Pedagogical Journal.

2021. No. 3 (146). P. 126-134. (In Russ.).

Поступила в редакцию 05.12.2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.