Научная статья на тему 'ПОЗИТИВНЫЕ И НЕГАТИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ'

ПОЗИТИВНЫЕ И НЕГАТИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
684
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СЕТЕВЫЕ ШКОЛЫ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никифорова Ирина Николаевна

В статье рассматривается проблематика использования различных цифровых и мультимедийных технологий для обучения иностранному языку как в режиме онлайн, так и офлайн. Выбор и использование цифровых технологий на основе интеллектуальных систем и виртуальных реальностей предъявляет определенные требования к уровню понимания как самой технологии, так и возможностей цифрового образовательного продукта, произведенного с их помощью. Безусловно, использование цифровых технологий, например, для обучения иностранным языкам может как повышать эффективность и продуктивность проведения занятий, так и снижать. Причем это может происходить в том числе и при неправильном выборе методов и средств обучения, не сочетающихся с цифровыми технологиями. В связи с этим анализ существующего опыта использования современных цифровых технологий при обучении иностранному языку является как никогда своевременным и позволяет выделить как позитивные, так и негативные стороны, актуальные для поиска новых трендов обучения иностранным языкам в условиях цифровизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никифорова Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSITIVE AND NEGATIVE TRENDS IN THE USE OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE

The article discusses the problems of using various digital and multimedia technologies for teaching a foreign language both online and offline. The choice and use of digital technologies based on intelligent systems and virtual realities imposes certain requirements on the level of understanding of both the technology itself and the possibilities of the digital educational product, produced with their help. Of course, the use of digital technologies, for example, for teaching foreign languages, can both increase the efficiency and productivity of classes, and reduce it. Moreover, this can happen because of the wrong choice of teaching methods and tools that are not compatible with digital technologies. In this regard, the analysis of the existing experience of using modern digital technologies in teaching a foreign language is more timely than ever, and will allow us to highlight both positive and negative aspects relevant to the search for new trends in teaching foreign languages in the context of digitalization.

Текст научной работы на тему «ПОЗИТИВНЫЕ И НЕГАТИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»

УДК 372.881.1 ББК 74.2

DOI: 10 .31862/1819-463X-2022-6-232-240

ПОЗИТИВНЫЕ И НЕГАТИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

И. Н. Никифорова

Аннотация. В статье рассматривается проблематика использования различных цифровых и мультимедийных технологий для обучения иностранному языку как в режиме онлайн, так и офлайн. Выбор и использование цифровых технологий на основе интеллектуальных систем и виртуальных реальностей предъявляет определенные требования к уровню понимания как самой технологии, так и возможностей цифрового образовательного продукта, произведенного с их помощью. Безусловно, использование цифровых технологий, например, для обучения иностранным языкам может как повышать эффективность и продуктивность проведения занятий, так и снижать. Причем это может происходить в том числе и при неправильном выборе методов и средств обучения, не сочетающихся с цифровыми технологиями. В связи с этим анализ существующего опыта использования современных цифровых технологий при обучении иностранному языку является как никогда своевременным и позволяет выделить как позитивные, так и негативные стороны, актуальные для поиска новых трендов обучения иностранным языкам в условиях цифровизации.

Ключевые слова: цифровизация, цифровые технологии, информационные технологии, иностранный язык, английский язык, методика обучения иностранному языку, дистанционное обучение, сетевые школы английского языка, интерактивные методы обучения.

Для цитирования: Никифорова И. Н. Позитивные и негативные тенденции использования цифровых технологий при обучении иностранному языку // Наука и Школа. 2022. № 6. С. 232-

240. DOI: 10.31862/1819-463X-2022-6-232-240.

© Никифорова И. Н., 2022

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

POSITIVE AND NEGATIVE TRENDS IN THE USE OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE

I. N. Nikiforova

Abstract. The article discusses the problems of using various digital and multimedia technologies for teaching a foreign language both online and offline. The choice and use of digital technologies based on intelligent systems and virtual realities imposes certain requirements on the level of understanding of both the technology itself and the possibilities of the digital educational product, produced with their help. Of course, the use of digital technologies, for example, for teaching foreign languages, can both increase the efficiency and productivity of classes, and reduce it. Moreover, this can happen because of the wrong choice of teaching methods and tools that are not compatible with digital technologies. In this regard, the analysis of the existing experience of using modern digital technologies in teaching a foreign language is more timely than ever, and will allow us to highlight both positive and negative aspects relevant to the search for new trends in teaching foreign languages in the context of digitalization.

Keywords: digitalization, digital technologies, information technologies, foreign language, English, foreign language teaching methods, distance learning, online English language schools, interactive teaching methods.

Cite as: Nikiforova I. N. Positive and negative trends in the use of digital technologies in teaching a foreign language. Nauka i shkola. 2022, No. 6, pp. 232-240. DOI: 10.31862/1819-463X-2022-6-232-240.

Реалии современности сегодня таковы, что, какие бы социальные и политические изменения ни происходили бы в мире, изучение иностранных языков является обязательной частью образования, от дошкольного до высшего профессионального образования . В настоящее время используются различные подходы к обучению иностранным языкам и самые разнообразные материалы В современном мире изучение иностранного языка невозможно представить без использования различных цифровых и мультимедийных технологий, особенно при проведении занятий не только в учебном классе, но и посредством онлайн-коммуникации . Традиционно выделяют несколько подходов к обучению иностранному языку: традиционный подход, коммуникативный подход, социокультурный подход, личност-

но-ориентированный подход и компетентность^ подход. И какой бы подход ни выбрал преподаватель иностранного языка, обойтись без использования цифровых технологий невозможно

Основной задачей, стоящей перед преподавателем иностранного языка, сегодня является создание такой среды для изучения иностранного языка, которая позволит учащимся не только получать доступ к реальным языковым примерам, но и получать полные знания о среде, в которой язык используется Ограниченность каким-то одним подходом, с одной стороны, позволяет сконцентрироваться на достижении определенных целей и построить максимально удобную и короткую образовательную траекторию их достижения, а с другой стороны, ограничивает возможности креативной комбинации различных

методов и методик обучения, в том числе и современных цифровых продуктов . В XXI в . произошли серьезные изменения в подходе к обучению . Особенно серьезно повлияло внедрение цифровых технологий и виртуальной реальности [1-3] . Их использование стало базовой основой для формирования новой реальности в контексте цифровой трансформации школы - широкого внедрения открытой образовательной среды [4] в сочетании с компетентностным подходом, что дало как преподавателям, так и обучающимся различные комбинации традиционных и новых технологий, а также и цифровых ресурсов .

Анализ современных цифровых технологий в настоящее время по-прежнему является актуальным для методики обучения иностранным языкам, особенно с учетом изменений, происходящих в условиях цифровой трансформации социально-образовательной сферы . Понимание этих особенностей позволит педагогу более качественно проводить занятия с использованием цифровых технологий, с учетом их специфики, плюсов и минусов того или иного цифрового образовательного продукта или ресурса [1; 5; 6] .

В данной работе проанализированы современные цифровые образовательные технологии, используемые при обучении иностранному языку, на материалах исследований зарубежных [7] и российских авторов [8-10] . Первое, что хотелось бы отметить, это те плюсы и минусы использования цифровых технологий, которые можно на сегодняшний момент в обобщенном виде обозначить как актуальные направления или тренды обучения иностранным языкам на их основе . В числе несомненно положительных аспектов использования цифровых технологий многие исследователи называют: (1) использование разнообразного доступного для изучения материала; (2) возможность формирования индивидуальной образовательной траектории; (3) разнообразие

интернет-ресурсов в сочетании с различными библиотеками и базами данных; (4) формирование активности и самостоятельности обучающихся, причем на всех уровнях образовательного процесса; (5) проведение независимого тестирования и оценки результатов усвоения изученного материала

Но эти положительные аспекты не отменяют, к сожалению, наличия недостатков, присущих использованию цифровых образовательных технологий (их негативных сторон), которые уже ранее отмечались многими авторами [1013]: (а) при переходе к использованию только информационных сред и ресурсов утрачивается социальная коммуникация, она становится опосредованной через использование технологий; (б) высокая степень утомляемости при работы с различными гаджетами и наличие отрицательного влияния на органы чувств, повышение нагрузки на центральную нервную систему; (в) формирование информационной зависимости от интернет-ресурсов, гаджетов у обучающихся; (г) неумение использовать традиционные методы и методики изучения иностранного языка; (д) чрезмерное доверие материалам из информационных ресурсов в комплексе со снижением критики к воспринимаемой информации и, как следствие, формирование так называемого клипового мышления, снижение способности обучаемых к концентрации внимания, трудности с его переключением

Кроме того, как отмечают многие авторы, одной из основных задач, стоящих перед педагогом в данном методическом аспекте процесса обучения, является оценка всех плюсов и минусов использования той или иной информационной технологии . Также немаловажным является умение понимать, какая конкретная информационная технология подходит для достижения тех или иных образовательных целей

В ряде зарубежных и отечественных педагогических исследований цифровым

образовательным технологиям уделяется повышенное внимание и подчеркивается их значимость и главенствующая роль в образовательном процессе . Цифровые технологии позволяют использовать различные методики обратной связи для тренировки грамматики, произношения, изучения слов. Наиболее яркими примерами компьютерного обучения при изучении иностранного языка в последнее время стали самые разные речевые тренажеры для развития коммуникативной компетентности учащихся . Для изучения новых слов используются речевые карточки, озвученные носителями языка Также существуют программы, позволяющие записать речь обучающегося и сравнить его произношение с произношением носителя языка, что даст возможность проводить занятия по формированию правильного произношения, причем как в ходе аудиторной, так и самостоятельной работы обучающихся, с предоставлением им цифровых материалов или программ для тренировки Также надо отметить, что в настоящее время существует огромное количество приложений для смартфонов и планшетов, что также может быть использовано при изучении иностранного языка Однако следует отметить, что, в отличие от рекомендованных сертифицированных обучающих цифровых продуктов, не все приложения содержат корректную информацию Это следует обязательно учитывать при выборе того или иного информационного продукта

Следующим немаловажным аспектом использования компьютерного обучения является создание библиотеки для обучающихся Это могут быть цифровые учебники, электронные книги, журналы, оцифрованные материалы, изображения, визуальные и интерактивные словари . При помощи сочетания визуального образа и звуков можно не просто изучать новые слова, но и добиваться формирования речевых паттернов,

обучать базовым речевым моделям Использование компьютера при выполнении таких заданий дает возможность каждому обучающему работать в своем темпе, не торопиться и не испытывать дискомфорт, если кажется, что все другие обучающиеся уже давно выполнили задание. Использование аудиовизуальных технологий приближает обучающихся к естественному звучанию иностранного языка, схожего с тем, каким он предстает в его социокультурной среде При помощи аудиовизуальных компьютерных технологий можно создать программы тренировки и тестирования не только фонетических навыков обучающихся, но и навыков аудирования .

Как отмечают авторы [13; 14], использование компьютерных программ при тестировании и выполнении оценочных заданий существенно может снижать стресс у обучающегося, так как он уверен в объективности его оценки. Такое использование компьютерного обучения повышает эффективность и продуктивность образовательного процесса и в целом формирует положительное отношение обучающихся, повышает их мотивацию к обучению . Для повышения эффективности процесса обучения может быть использована и локальная, и глобальная сеть

Весьма перспективным, как мы отмечали ранее [5; 15], представляется использование интернет-ресурсов для тренировки речевых навыков вне зависимости от того, какой подход к обучению используется в каждом конкретном случае

Какие же ресурсы могут стать неотъемлемой частью процесса формирования и тренировки речевых навыков? Наиболее эффективными являются специально оборудованные речевые классы и лаборатории, но это идеальный вариант, который возможно организовать далеко не в каждом учебном заведении Поэтому на основании анализа различных методов и методик, представленных

в литературе, мы считаем, что наиболее оптимальным является использование комбинации различных технологий . Это могут быть видео, телепрограммы, использование радио и подкастов, электронные газеты, журналы, книги, графические ресурсы, а также различные комбинации перечисленных ресурсов Как отмечают Л . Р Янг [7] и Ж . А. Яруллина [16], использование мультимедийных ресурсов предоставляет практически безграничные возможности для обучения иностранному языку Таким образом, все больше увеличивается роль самостоятельной активности и работы обучающегося с изучаемым материалом В этой ситуации преподаватель иностранного языка должен иметь представление о наиболее распространенных образовательных ресурсах, уметь объяснить обучающимся, как ими пользоваться, как верифицировать информацию и как выбирать ресурс, использование которого будет совершенствовать знания, а не закреплять ошибочные сведения

Как отмечают многие авторы, большая часть программ и приложений для изучения иностранного языка концентрируют внимание обучающегося на правильной постановке произношения, тренировке восприятия иностранного языка на слух Обучение аудированию является таким же важным элементом обучения, как и постановка произношения Нередко в классе и при самостоятельной работе больше времени и усилий уделяется именно тренировке фонетических навыков, тогда как на формирование умения различать иностранную речь на слух практически его не затрачивают. Современные приложения и обучающие программы позволяют тренировать и произношение, и восприятие речи, многие приложения предоставляют возможность не только прослушать слово или предложение, но и записать то, как его произносит ученик, а затем сравнить с тем, как слово или предложение были озвучены носителем языка. Задачей преподавателя

является грамотная оценка возможностей приложения или программного обеспечения, а также умение проанализировать различные приложения, предлагаемые на рынке цифровых образовательных услуг Предпочтение необходимо отдавать таким цифровым образовательным ресурсам и программным продуктам, которые позволяют тренировать произношение, аудирование, монологическую и диалогическую речь . Желательно, чтобы выбранный ресурс или программа давали возможность проверить выполнение заданий, получить обратную связь о том, какие ошибки были допущены . Главная цель использования подобных цифровых образовательных продуктов - формирование и автоматизация речевых навыков

Кроме работы с приложениями и программы в классе, использование цифровых образовательных ресурсов, в том числе и интернет-ресурсов, может быть полезным при выполнении домашнего задания и организации самостоятельной работы обучающихся Последнее время все активнее используются различные подкасты, разработанные самими преподавателями . Среди них можно найти множество обучающих аудио- и видеоматериалов, которые посвящены конкретному теоретическому аспекту изучения иностранного языка, а также имеют в своем составе специальные практические аудиоматериалы - задания и тесты . Так, на наш взгляд, весьма интересным представляется использование такого ресурса, как Free English Lessons (см . https://www. engvid . com/english-lessons/) - на его портале можно найти большую коллекцию видеоматериалов учебного назначения по самым различным темам английского языка и тесты .

Еще одним интересным способом вовлечения обучающихся в самостоятельную активность при изучении иностранного языка является метод проектов . Реализация проектного метода может сочетать в себе использование

различных интернет-ресурсов, создание блога, видео, фото и иных материалов с использованием различных платформ для обмена информацией . Широко используются и социальные сети . Так, проект может выполняться несколькими обучающимися и результаты общей работы могут быть отображены в социальных сетях

Еще одним перспективным направлением использования цифровых технологий является онлайн-обучение, в том числе уроки с носителями иностранного языка . Среди них платформы:

SkyEng (ресурс содержит: онлайн-уроки, уроки с носителями английского языка, тестирование, групповое и корпоративное обучение см . сайт онлайн-шко-лы английского языка https://skyeng . ги/);

SkyFord (платформа предлагает уроки не только по английскому языку, но и по немецкому, французскому, испанскому, итальянскому, португальскому, китайскому, румынскому и русскому как иностранному см сайт онлайн-школы английского языка https://skyford . ги/) .

Отметим, что на этих и подобных платформах предлагаются различные форматы изучения иностранного языка Кроме платных курсов, существуют бесплатные ресурсы и платформы, где можно получить консультативную помощь при изучении иностранного языка или найти собеседника - носителя языка . Но как уже отмечалось выше, нередко бесплатные ресурсы могут предоставлять не самую достоверную информацию

Наряду с традиционными технологиями обучения иностранным языкам, современные технологии позволяют преподавателям подбирать самые разнообразные методы и методики . Среди самых различных методов и методик, по результатам опроса, проведенного А. Г Кушниренко [17], более чем 66% преподавателей иностранных языков активно используют технологии, в том числе и цифровые информационные технологии и ресурсы, представленные в

Интернет. Также в исследовании отмечается, что в большей степени преподаватели знакомы с мультимедийными технологиями Среди них наиболее распространенными являются аудиовизуальные пособия, включающие в себя текст, видео, графику, анимацию, аудио и тестирование. Использование мультимедийных технологий позволяет повысить эффективность и продуктивность обучения за счет интеграции нескольких медиа в единый комплекс Так, текстовые задания можно сочетать с анимиро-ванными тестовыми заданиями, играми с моделированием ситуаций и тренировкой диалогической и монологической речи Использование мультимедийных технологий улучшает усвоение материала, облегчает прохождение тестирования и анализ результатов К тому же для многих обучающихся, испытывающих различные психологические трудности при обучении и проверке знаний, использование приложений и игр облегчает процесс обучения и тестирования за счет снижения психологического дискомфорта и уровня как общей, так и ситуативной тревоги

Обобщая сказанное, в том числе и информацию о представленных выше цифровых образовательных технологиях и информационных ресурсах для обучения иностранным языкам, сформулируем положительные аспекты их использования (как актуальные тренды) для образовательного процесса по данной проблематике:

1 . Современные цифровые образовательные технологии являются гибким инструментом, который может изменяться вместе с происходящими изменениями в системе образования на любом из его уровней;

2 . Цифровые технологии позволяют подобрать для каждого обучающегося индивидуальные методы и методики, которые будут способствовать повышению эффективности и продуктивности обучения;

3 . Цифровые технологии являются ведущей технологией при проведении дистанционного обучения, что особенно актуально в последнее время после пандемии и в условиях происходящих изменений . Также дистанционное обучение может быть частью инклюзивного обучения . Дистанционное обучение -распространенная форма повышения квалификации и обучения взрослых;

4 . Еще одним преимуществом является доступ к мировым ресурсам через Интернет, что дает возможность интегрировать мировой опыт в отечественную педагогическую практику;

5 . Создание цифровых сред с элементами программного и машинного обучения, позволяющих разработать индивидуальную программу обучения, которая будет учитывать скорость продвижения по учебному маршруту каждого обучающегося, что в свою очередь позволит осваивать материал в удобном темпе и без излишнего психологического напряжения и стресса . Это может увеличить эффективность обучения;

6 . Мультимедийные технологии и цифровые ресурсы предоставляют практически безграничные возможности для обучения В сочетании с современными данными психологии обучения и нейропсихологии о ведущей роли процессов нейропластичности в обучении использование мультимедийных методов и

методик в разы может повысить успешность обучения

Но, кроме этих положительных аспектов, на наш взгляд, необходимо отметить и некоторые проблемы, возникающие в процессе обучения языкам при использовании, например, мультимедийных ресурсов:

а) не всегда возможно внедрение цифровых технологий в образовательном учреждении в силу самых различных причин, включая социальные и экономические причины;

б) многие преподаватели иностранных языков, несмотря на свой педагогический опыт, психологически не готовы к использованию современных технологий;

в) многие технологии требуют внедрения современного оборудования, что может быть сложно в силу того, что стоимость его достаточно высока .

Таким образом, при использовании современных технологий необходимо в обязательном порядке учитывать и плюсы, и минусы их внедрения в образовательный процесс. Но возникающие сложности не должны становиться препятствием для улучшения процесса обучения за счет использования мультимедийных и цифровых технологий в системе образования Перспективным представляется проведение не только теоретического исследования, но и сравнительного анализа использования различных цифровых технологий в образовательном процессе .

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ахметова С. Г., Невская Л. В. Опыт внедрения новых технологий в высшем профессиональном образовании // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2018. № 2. С. 62-69.

2. Каракозов С. Д., Рыжова Н. И., Королева Н. Ю. Виртуальная реальность: генезис понятия и тенденции использования в образовании // Информатика и Образование. 2020. № 10 (319). С. 6-16.

3. Котова С. А., Нужнова Н. М. Вызовы времени и новые перспективы развития дополнительного образования // Герценовские чтения. Художественное образование ребенка: стратегии будущего. 2019. Т. 5. Вып. 1. С. 278-289.

4. Королева Н. Ю., Рыжова Н. И. Виртуальная среда обучения предмету как интерпретация методической системы обучения в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 2. С. 196-199.

5. Актуальные средства формирования коммуникативной компетенции иностранных студентов-филологов / Л. В. Кипнес, И. В. Васильева, М. В. Виноградова [и др.] // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 2 (93). С. 167-171.

6. Земскова А. Н. Использование ресурсов цифровой среды в рамках обучения дисциплине «Иностранный язык» в неязыковом вузе // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 5 (97). С. 157-162.

7. Yang L. R., Givon T. Benefits and drawbacks of controlled laboratory studies of second language acquisition: the keck second language learning project // Studies in Second Language Acquisition. 1997. Vol. 19, No. 2. P. 173-193. URL: http://www.jstor.org/stable/44488682 (дата обращения: 17.10.2022).

8. Андреева А. А. Использование виртуального класса на платформе Vimbox в обучении английскому языку // Kant. 2017. № 3 (24). С. 10-12.

9. Безукладников К. Э., Крюкова А. Н., Безукладников В. К. Интеграция онлайн-платформы EDVIBE.COM в процессе обучения профессионально ориентированному английскому языку студентов вуза // Вестник ПНИПУ Проблемы языкознания и педагогики. 2022. № 1. С. 108-120.

10. Ганшин К. А. Использование системы Moodle в дистанционном обучении английскому языку детей с ограниченными возможностями // Казанский педагогический журнал. 2018. № 3 (128). С. 149-153.

11. Дубских А. И. Обучение профессионально-ориентированному английскому языку студентов технических направлений с помощью дополненной реальности // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. 2021. № 4 (43). С. 56-63.

12. Есина Л. С. Повышение эффективности обучения монологической речи на английском языке с использованием цифровых технологий // Современное педагогическое образование. 2019. № 7. С. 42-46.

13. Корнилов Ю. В. Сетевые и мультимедиа технологии как средство оптимизации учебного процесса // Информатика и образование. 2017. № 12. С. 107-108.

14. Матвеева А. Г., Николаев А. И., Арчахова Н. В. Формирование лексических навыков на уроках английского языка в 5 классе посредством использования платформы KAHOOT // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 6 (85). С. 51-53.

15. Никифорова И. Н. Обучение английскому языку с использованием образовательных онлайн-платформ // Современное образование: традиции и инновации. 2021. № 4. С. 151-154.

16. Яруллина Ж. А. Потенциал применения цифровых технологий в обучении иностранному языку студентов технического ВУЗА // Казанский педагогический журнал. 2021. № 3 (146). С. 126-134.

17. Кушниренко А. Г., Леонов А. Г., Кузьменко М. А. Что такое Интернет? Информационные и коммуникативные технологии в образовании // Информатика и образование. 1998. № 5-7. С. 56-57.

REFERENCES

1. Akhmetova S. G., Nevskaya L. V. Opyt vnedreniya novykh tekhnologiy v vysshem professionalnom obrazovanii. Vestnik Permskogo natsionalnogo issledovatelskogo politekhnicheskogo universiteta. Sotsialno-ekonomicheskie nauki. 2018, No. 2, pp. 62-69.

2. Karakozov S. D., Ryzhova N. I., Koroleva N. Yu. Virtualnaya realnost: genezis ponyatiya i tendentsii ispolzovaniya v obrazovanii. Informatika i Obrazovanie. 2020, No. 10 (319), pp. 6-16.

3. Kotova S. A., Nuzhnova N. M. Vyzovy vremeni i novye perspektivy razvitiya dopolnitelnogo obrazovaniya. Gertsenovskie chteniya. Khudozhestvennoe obrazovanie rebenka: strategii budushchego. 2019, Vol. 5, Iss. 1,pp. 278-289.

4. Koroleva N. Yu., Ryzhova N. I. Virtualnaya sreda obucheniya predmetu kak interpretatsiya metodicheskoy sistemy obucheniya v usloviyakh IKT-nasyshchennoy obrazovatelnoy sredy. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2009, No. 2, pp. 196-199.

5. Kipnes L. V., Vasilyeva I. V., Vinogradova M. V. et al. Aktualnye sredstva formirovaniya kommunikativnoy kompetentsii inostrannykh studentov-filologov. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2022, No. 2 (93), pp. 167-171.

6. Zemskova A. N. Ispolzovanie resursov tsifrovoy sredy v ramkakh obucheniya distsipline "Inostrannyy yazyk" v neyazykovom vuze. Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika. 2022, No. 5 (97), pp. 157-162.

7. Yang L. R., Givon T. Benefits and drawbacks of controlled laboratory studies of second language acquisition: the keck second language learning project. Studies in Second Language Acquisition. 1997, Vol. 19, No. 2, pp. 173-193. Available at: http://www.jstor.org/stable/44488682 (accessed: 17.10.2022).

8. Andreeva A. A. Ispolzovanie virtualnogo klassa na platforme Vimbox v obuchenii angliyskomu yazyku. Kant. 2017, No. 3 (24), pp. 10-12.

9. Bezukladnikov K. E., Kryukova A. N., Bezukladnikov V. K. Integratsiya onlayn-platformy EDVIBE. COM v protsesse obucheniya professionalno orientirovannomu angliyskomu yazyku studentov vuza. Vestnik PNIPU. Problemy yazykoznaniya i pedagogiki. 2022, No. 1, pp. 108-120.

10. Ganshin K. A. Ispolzovanie sistemy Moodle v distantsionnom obuchenii angliyskomu yazyku detey s ogranichennymi vozmozhnostyami. Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal. 2018, No. 3 (128), pp. 149-153.

11. Dubskikh A. I. Obuchenie professionalno-orientirovannomu angliyskomu yazyku studentov tekhnicheskikh napravleniy s pomoshchyu dopolnennoy realnosti. Aktualnye voprosy sovremennoy filologii i zhurnalistiki. 2021, No. 4 (43), pp. 56-63.

12. Esina L. S. Povyshenie effektivnosti obucheniya monologicheskoy rechi na angliyskom yazyke s ispolzovaniem tsifrovykh tekhnologiy. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. 2019, No. 7, pp. 42-46.

13. Kornilov Yu. V. Setevye i multimedia tekhnologii kak sredstvo optimizatsii uchebnogo protsessa. Informatika i obrazovanie. 2017, No. 12, pp. 107-108.

14. Matveeva A. G., Nikolaev A. I., Archakhova N. V. Formirovanie leksicheskikh navykov na urokakh angliyskogo yazyka v 5 klasse posredstvom ispolzovaniya platformy KAHOOT. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020, No. 6 (85), pp. 51-53.

15. Nikiforova I. N. Obuchenie angliyskomu yazyku s ispolzovaniem obrazovatelnykh onlayn-platform. Sovremennoe obrazovanie: traditsii i innovatsii. 2021, No. 4, pp. 151-154.

16. Yarullina Zh. A. Potentsial primeneniya tsifrovykh tekhnologiy v obuchenii inostrannomu yazyku studentov tekhnicheskogo VUZA. Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal. 2021, No. 3 (146), pp. 126-134.

17. Kushnirenko A. G., Leonov A. G., Kuzmenko M. A. Chto takoe Internet? Informatsionnye i kommunikativnye tekhnologii v obrazovanii. Informatika i obrazovanie. 1998, No. 5-7, pp. 56-57.

Никифорова Ирина Николаевна, преподаватель иностранных языков, руководитель сети школ иностранных языков «Перспектива», г. Казань

e-mail: [email protected]

Nikiforova Irina N., Teacher of Foreign Languages, Head, foreign language schools network

„Perspektiva", Kazan

e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 12.11.2022 The article was received on 12.11.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.