4. Hizhnaya A.V., Kozlova A.D., Makarova N.V. Razvitie analiticheskih umenij u buduschih 'ekonomistov. Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologiya. 2021; T. 10, № 2 (35): 178-181.
5. Kachalov D.V. Formirovanie analiticheskoj kompetencii studentov vuza - buduschih menedzherov. Mir nauki. 2018; T. 6, 1: 8.
6. Yakovlev E.V., Yakovleva N.O. Pedagogicheskoe issledovanie: soderzhanie ipredstavlenierezul'tatov. Chelyabinsk: Izdatel'stvo RBIU, 2010.
7. Tatur Yu.G. Vysshee obrazovanie: metodologiya i opyt proektirovaniya. Moskva: Logos, Universitetskaya kniga, 2006.
8. Il'yasov D.F., Selivanova E.A. Aktivnye metody populyarizacii nauchnyh psihologo-pedagogicheskih znanij sredi uchitelej obscheobrazovatel'nyh organizacij. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov. 2022; № 2 (51): 5-18.
9. Verbickij A.A. Teoriya i tehnologii kontekstnogo obrazovaniya. Moskva: MPGU, 2017.
10. Meloyan V.G., Beglaryan M.E. Case-study kak 'effektivnaya tehnologiya obucheniya yuristov. Problemy sovremennogopedagogicheskogo obrazovaniya. 2022; № 75-4: 192-195.
11. Hramcova N.G., Majboroda T.Yu. Podhody k razvitiyu cifrovyh kompetencij studentov yuridicheskih vuzov. Perspektivy naukiiobrazovaniya. 2019; № 1 (37): 80-93.
Статья поступила в редакцию 12.05.23
УДК 378.14
Spirina Yu.P, postgraduate, Sevastopol State University (Sevastopol, Russia), E-mail: [email protected]
Mirontseva S.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Sevastopol State University (Sevastopol, Russia), E-mail: [email protected]
DIAGNOSTICS OF FUTURE ECONOMISTS' FOREIGN-LANGUAGE PROFESSIONALLY ORIENTED COMMUNICATIVE COMPETENCE LEVEL OF FORMATION THROUGH E-LEARNING. The article features a problem of diagnostics of future economists' foreign-language, professionally oriented communicative competence level of formation. The article describes experimental and statistical data of the diagnosing stage of the pedagogical experiment. Assessment criteria and indicators are developed. Diagnostic techniques that are necessary for the assessment of future economists' foreign-language, professionally oriented communicative competence level of formation are defined and described. The results of the study show that the assessment method which is being applied provide a more accurate and transparent picture of future economists' foreign-language, professionally oriented communicative competence level of formation, as well as to identify weak points and directions for further development among future bachelor-economists. The information may be useful for the staff of higher educational institutions who are engaged in organizing the process of forming future economists' professional competence.
Key words: criteria, diagnostics, foreign language training, future economists, professional competence
Ю.П. Спирина, аспирант, Севастопольский государственный государственный университет, г. Севастополь, E-mail: [email protected]
С.С. Миронцева, канд. пед. наук, доц., Севастопольский государственный государственный университет, г. Севастополь,
E-mail: [email protected]
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ В УСЛОВИЯХ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ
В статье рассматриваются вопросы, связанные с диагностикой уровня развития иноязычной профессионально ориентированной коммуникативной компетенции будущих бакалавров-экономистов. В статье описаны экспериментальные и статистические данные констатирующего этапа педагогического эксперимента. Определены критерии и показатели, изложены результаты диагностики уровня развития иноязычной профессионально ориентированной коммуникативной компетенции будущих экономистов. Результаты исследования показывают, что применяемые методы позволяют более точно и объективно оценить уровень владения иностранным языком, а также выявить слабые места и направления дальнейшего развития иноязычной профессионально ориентированной коммуникативной компетенции будущих бакалавров-экономистов. Представленный материал может быть полезен для преподавателей, которые занимаются организацией процесса развития профессиональных компетенций у специалистов экономического профиля.
Ключевые слова: будущие экономисты, диагностика, иноязычная подготовка, критерии, профессиональная компетенция
В условиях четвертой промышленной революции происходит не только кардинальная трансформация бизнес-процессов и производства, но и общества в целом. Одним из ключевых стратегических направлений развития современного общества является цифровизация всех социальных и производственных процессов, требующая теоретического осмысления и поиска путей совершенствования подготовки будущих бакалавров-экономистов. В экономической отрасли будут востребованы специалисты, способные к непрерывному обучению и интеграции знаний из различных областей науки в профессиональную деятельность для решения сложных задач и проактивной работы в глобальном контексте. Учитывая вызовы современности, интерес к онлайн-образованию продолжает расти, сфера образования России постепенно переводится на организацию образовательной деятельности с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Важные структурные и содержательные реформы в российской системе образования определили пути повышения качества образования по новым социально-экономическим критериям, которые требуют разработки и принятия инновационных решений по изменению подхода к обучению с учетом направленности на современные и перспективные методы подготовки специалистов. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 года № 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации», «Стратегии цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования» от 14 июля 2021 года предусматривает создание собственных цифровых систем для научных организаций и университетов [1]. Сегодня развитие языковых и профессиональных способностей студентов неязыковых вузов обусловлено возрастающей тенденцией профессиональной деятельности к международным стандартам. Это повлияло на реорганизацию рынка труда и определило задачу подготовки специалистов для осуществления коммуникативной деятельности в условиях современной информационной среды в качестве одного из приоритетов системы непрерывного образования. Высшие профессиональные учебные заведения играют важную роль в этом процессе, поскольку уровень подготовки будущих специалистов определяет социально-экономический, научно-технический и культурный прогресс. Особенно это актуально
при подготовке специалистов экономического профиля, в работе которых всегда актуально получение обширного объема знаний, позволяющих в перспективе решать задачи новой направленности и повышенной сложности.
Поскольку важнейшим критерием оценки качества образования является результат - сформированность навыков, умений и положительной мотивации у обучающихся, а показателем - эффективность во всём образовательном процессе, постольку возникает педагогическая проблема диагностики развития компетенций обучающихся, без которой невозможно обеспечить мониторинг качества профессиональной подготовки будущих выпускников Института экономики и менеджмента. Практическая ценность исследования объясняется тем, что его результаты вносят вклад в решение данной проблемы. Теоретическая значимость обусловлена переходом современного образовательного процесса к формату электронного обучения, в котором становятся актуальными вопросы эффективной коммуникации на иностранном языке в онлайн-среде и оценки эффективности данных средств, а также готовности студентов к использованию их при общении на иностранном языке. Научная новизна настоящего исследования состоит в том, что при попытке разрешить педагогическую проблему диагностики развития компетенций обучающихся мы получаем возможность оценить не только уровень знаний иностранного языка у будущих бакалавров-экономистов, но и определить меру, насколько студенты готовы к использованию иностранного языка для профильной коммуникации в профессиональной области.
Актуальность исследования объясняется поставленными социальными задачами и заключается в определении способов повышения качества иноязычной подготовки специалистов экономического профиля.
Цель исследования: выявление исходного уровня развития иноязычной профессионально ориентированной коммуникативной компетенции будущих экономистов в условиях электронного обучения.
Задачи исследования: на основе результатов анализа и обобщения научно-теоретических данных выявить критерии и определить показатели, диагностические методики исходного уровня развития иноязычной профессионально ори-
Таблица 1
Критерии, показатели, диагностические методики исходного уровня развития иноязычной профессионально ориентированной коммуникативной компетенции
Критерии Показатели Диагностические методики
Мотивационный - наличие устойчивого интереса к обучению иностранному языку для профессиональных целей; - готовность к использованию иностранного языка в профессиональной сфере; - осознание будущими бакалаврами-экономистами необходимости овладения иноязычной профессионально ориентированной коммуникативной компетенцией для успешной профессиональной деятельности - анкета для отслеживания уровня мотивации к изучению иностранного языка; - наблюдение для выявления индивидуальных особенностей обучающихся, их интересов, возможностей
Когнитивно-содержательный - владение иностранным языком в области финансов и экономики; - владение коммуникативными навыками и стратегиями и успешное их применение в профессиональной деятельности; - владение новыми информационными технологиями и интернет-ресурсами - использование информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранному языку, такие как электронные программы тестирования, онлайн-курсы, научно-исследовательские проекты; - тестирование для определения уровня владения иностранным языком; - поиск и анализ информации в электронных ресурсах (научные статьи, лекции, доклады, научные журналы) и использование электронных образовательных ресурсов (онлайн-курсы, видеоуроки, интерактивные игры и тесты)
Коммуникативно-деятельностный - наличие навыков работы с различными электронными ресурсами и современными информационными и коммуникационными технологиями на иностранном языке; - способность обучающегося применять знания и умения, понимать и интерпретировать различные виды текстов, участвовать в различных коммуникативных ситуациях и выражать свои мысли, идеи на иностранном языке в процессе развития иноязычной профессионально ориентированной коммуникативной компетенции - электронные тесты и контрольно-измерительные материалы, которые включают в себя лексико- грамматические тесты и задания на чтение и понимание текстов на иностранном языке; - моделирование ситуаций профессиональной коммуникации на иностранном языке: написание писем, составления отчетов, подготовка презентаций, ситуативная игра; - коммуникативное задание для определения уровня владения иностранным языком: обмен информацией, дискуссия, дебаты, презентацию, доклад
Рефлексивный - способность к самостоятельному планированию, организации, контролю и анализу своей коммуникативной деятельности; - способность к самоанализу, самооценке и к адаптации своей коммуникативной стратегии в зависимости от обстановки; - способность к формированию позитивного отношения к изучению иностранного языка и к коммуникативной деятельности на иностранном языке - самоанализ уровня развития иноязычной профессионально ориентированной коммуникативной компетенции и учебных и профессиональных достижений (оценочные листы самоанализа и самооценки); - анализ/самоанализ устного выступления студентов
ентированной коммуникативной компетенции будущих экономистов в условиях электронного обучения.
Сущностью как компетентностного, так и личностно ориентированного подхода являются сформированные в результате образовательного процесса компетенции обучающихся, которые представляют собой интеграцию знаний, умений, опыта и объединяют способности и мотивацию обучающихся.
Компетенции - это универсальные понятия, интегративные качества личности, отражающие способность решать жизненные и профессиональные задачи, при помощи которых достигаются желаемые результаты. Компетенции динамичны, и, будучи составляющими в структуре личностно-профессиональных качеств человека, они не являются неизменной характеристикой и способны к изменению и совершенствованию.
Вопросами изучения профессиональной компетенции занимались как отечественные, так и зарубежные ученые, такие как В.Н. Введенский [2], И.А. Зимняя [3], А.К. Маркова [4], М. Мулдэр [5], И.Д. Чатэнир [6]. Различные аспекты формирования профессионально ориентированной иноязычной компетенции рассмотрены в работах отечественных авторов - А.А. Вербицкого [7], Н.И. Гез [8], С.С. Миронцевой [9], А.В. Хуторского [10], В.Д. Шадрикова [11]. Кроме того, труды исследователей обусловливают актуальность критериев и показателей для диагностики уровня развития профессиональных компетенций будущих экономистов в условиях электронного обучения.
Иноязычная профессионально ориентированная коммуникативная компетенция бакалавров Института экономики и менеджмента представлена многокомпонентной системой, позволяющей реализовать такие компетенции, как иноязычная лингвистическая - грамматика, лексика, фонетика; коммуникативная - общение в профессиональной сфере; профессиональная - профессиональные и личностные качества обучающихся. Таким образом, иноязычная профессионально ориентированная коммуникативная компетенция бакалавров Института экономики и менеджмента нами понимается как интегральная характеристика деловых и личностных качеств, способности и готовность осуществлять эффективную иноязычную профессиональную коммуникацию в профессиональной сфере с целью реализации функций, соответствующих выбранному направлению обучения [15].
В рамках данной работы представлены результаты констатирующего, формирующего и контрольного педагогического эксперимента.
Констатирующий эксперимент проводился с использованием электронного учебного курса «Английский для экономических и финансовых специальностей», предназначенного для студентов, обучающихся по направлению подготовки 38.03.01 Экономика, для выполнения индивидуальных заданий на платформе do.sevsu.ru.
Всего объём выборки составил 377 человек, из них экспериментальная группа включила 257 бакалавров-экономистов, контрольная - 120 студентов. Обучение в экспериментальной группе осуществлялось по авторской методике. Общее количество обучающихся, освоивших электронный учебный курс, составило 377 второкурсников за три года обучения.
На констатирующем этапе был выявлен исходный уровень развития иноязычной профессионально ориентированной коммуникативной компетенции будущих бакалавров-экономистов. При проверке использовали различные методы: опрос, ранжирование и тестирование онлайн в электронной среде dosevsu.ru.
В соответствии с целью и задачами исследования были выявлены критерии и соответствующие показатели для определения исходного уровня развития иноязычной профессионально ориентированной коммуникативной компетенции будущих экономистов, которые представлены в табл. 1.
В условиях электронного обучения по критериям готовности бакалавров-экономистов к развитию иноязычной профессионально ориентированной коммуникативной компетенции выявлены уровни: творческий, продуктивный, средний и низкий (табл. 2).
На этапе констатирующего эксперимента выявлены исходные уровни развития иноязычной профессионально ориентированной коммуникативной компетенции у бакалавров - будущих экономистов. Полученные количественные результаты представлены на рис. 1. Творческий уровень респондентов в экспериментальных группах отображен на отметке 2,93%, в контрольной - 1,74%. В экспериментальных группах продуктивный уровень составил 8,54%, в контрольных группах - 9,31%. На среднем уровне получено 43,01% в экспериментальных группах, в контрольных группах зафиксировано 43,48%. Низкий уровень показали 45,52% респондентов в экспериментальных группах, в контрольных группах - 45,47%. На графике выделено распределение уровней развития иноязычной профессионально ориентированной коммуникативной компетенции бакалавров-экономистов в экспериментальных и контрольных группах и итоговый результат по четырем критериям констатирующего эксперимента.
В ходе проведенного констатирующего этапа педагогического эксперимента наблюдалось осознание бакалаврами-экономистами необходимости овладения иноязычной профессионально ориентированной коммуникативной компетенцией для успешной профессиональной деятельности; активное участие в различных коммуникативных ситуациях, имитирующих практическую деятельность в экономической сфере; способность к самоанализу, самооценке и к адаптации собственной коммуникативной стратегии в профессиональной сфере.
В результате проведенного исследования были выявлены критерии и определены показатели, диагностические методики исходного уровня развития иноязычной профессионально ориентированной коммуникативной компетенции
Таблица 2
Уровни развития иноязычной профессионально ориентированной коммуникативной компетенции будущих бакалавров-экономистов по критериям готовности
Творческий Продуктивный Средний Низкий
Мотивационный критерий
Демонстрирует огромный интерес к изучению иностранного языка в своей профессиональной сфере; обладает четкими целями и планами по достижению своих карьерных целей, связанных с использованием иностранного языка; самостоятельно занимается поиском материалов для регулярной практики языка; уверенно применяет иностранный язык в профессиональных ситуациях в своей области, в том числе в деловых переговорах, письменной переписке и презентациях Имеет определенные цели и мотивы для изучения иностранного языка, но не всегда на 100% уверен в том, что нужно их достигать; показывает достаточно высокую активность и интерес к изучению языка, а также хорошо работает в группе; может достичь профессионального уровня, если будет работать над своими знаниями и навыками, и уделять достаточно времени и усилий для изучения языка Не обладает ясными целями и мотивами для изучения иностранного языка; изучает язык потому, что это является частью учебной программы или для получения сертификата; не взаимодействует в классе, упуская возможность для практики языка, в результате, уровень иноязычной профессионально ориентированной коммуникативной компетенции может оставаться низким Не видит практической выгоды в изучении иностранного языка и рассматривает изучение языков только как часть учебной программы или требование для трудоустройства; избегает общения и практики языка; обладает низкой убежденностью в своих способностях и не видит своих достижений и продвижения в изучении языка
Когнитивно-содержательный критерий
Способен понимать иноязычный текст, вести диалоги на разные темы, а также чувствует уверенность в собственных знаниях и способностях; свободно и без помех общается на иностранном языке, используя широкий словарный запас и грамматически правильные конструкции; владеет в совершенстве грамматикой Способен понимать основные идеи и выражения в текстах и речи на иностранном языке; не хватает достаточной глубины знаний и навыков, необходимых для свободного общения; испытывает трудности при общении с носителем языка в более сложных ситуациях; владеет грамматикой не в совершенстве Испытывает трудности при общении на иностранном языке, а также в понимании простых текстов и выражений; не понимает некоторые слова и выражения, даже если они изучались ранее; испытывает сложности в составлении простых предложений и выражений своих мыслей на иностранном языке, так как владеет только основами грамматики Не умеет составлять простые предложения и выражать свои мысли на иностранном языке; не понимает значения иностранных слов и выражений; стесняется общаться на иностранном языке или избегает коммуникации вообще; не владеет грамматикой или имеются проблемы с пониманием грамматики
Коммуникативно-деятельностный критерий
Участвует в различных онлайн-дискусси-ях, форумах, вебинарах, чат-комнатах на иностранном языке; свободно общается в электронном формате на иностранном языке; понимает сленг и беглую речь; использует грамотную и точную пунктуацию, грамматику и правописание, а также общается с носителями языка, слушает аудио- и видеоматериалы, читает и выполняет различные упражнения и задания на иностранном языке Имеет базовые знания и навыки общения на иностранном языке в электронном формате; владеет грамматикой, лексикой и понимает основные правила произношения, но может испытывать затруднения в коммуникации и понимании беглой речи в режиме онлайн; обменивается сообщениями на форумах; использует различных онлайн-ресурсы, такие как видеоуроки, языковые приложения Испытывает затруднения в общении, включая работу с другими студентами и преподавателем, на форумах и в других обучающих коммуникационных онлайн-каналах, так как отсутствует необходимый словарный запас Не может продуктивно взаимодействовать с иноязычными говорящими в онлайн-среде в реальном времени; испытывает трудности с выражением своих мыслей и объяснением своей точки зрения; с трудом устанавливает контакт с собеседником в ходе коммуникации или не коммуницирует вовсе
Рефлексивный критерий
Способен точно определить и сформулировать цели изучения иностранного языка и оценить сильные и слабые стороны своих знаний и умений; также способен выработать стратегию развития иноязычной профессионально ориентированной коммуникативной компетенции; умеет анализировать свои ошибки, учиться на них и активно использовать полученный опыт в будущем Способен проявлять рефлексию в обучении, и внимательно учитывать свои ошибки в процессе обучения; задаёт вопросы и просит обратную связь у преподавателя и коллег по курсу, что позволяет развивать иноязычную профессионально ориентированной коммуникативную компетенцию и повысить уровень владения английским языком, но не обладает достаточным уровнем осознания своих ошибок и не всегда понимает, как можно повысить уровень владения иностранным языком Не задает достаточное количество вопросов, не просит обратной связи у преподавателей и коллег по курсу; не учитывают свои ошибки в процессе обучения; не понимает необходимость использования языка в повседневной жизни и рабочей деятельности; испытывает трудности с взаимодействием в онлайн-среде, что повышает риск отставания и недопонимания в процессе обучения в будущем Не способен анализировать свои ошибки и учиться на них; не обладает достаточной мотивацией и самодисциплиной для регулярной практики иностранного языка на электронных платформах или в приложениях
КРИТЕРИИ
Мотивационный Когнитивно- Коммуникативно- Рефлексивный содержательный деятельностный
„0.00* ■ Творческий
WXVfc lili lili lili lili ■ Продуктивный
20.00% I | Щ I I ЦI lili BIBI ■ Средний
"Z '' JV "/г ■•»—
эг кг эг кг эг кг эг кг
Рис. 1. Результаты в рамках выделенных критериев на констатирующем этапе
будущих экономистов в условиях электронного обучения в системе do.sevsu. ги. Важно отметить, что электронное обучение является эффективным инструментом в развитии профессиональной компетенции будущих экономистов. Значительная часть обучающихся положительно оценивают применение электронных учебных материалов, онлайн-курсов и интерактивных платформ в процессе обучения. Большинство опрошенных отмечали увеличение уровня самостоятельности и самоорганизации в процессе изучения предмета, а также повышение мотивации к обучению. Однако электронное обучение имеет и некоторые недостатки, такие как снижение социальной интеракции и недостаток участия в живом общении с преподавателями и коллегами. Это может пони-
Библиографический список
зить мотивацию студентов и привести к уменьшению результативности обучения. Поэтому для достижения наилучших результатов необходимо продолжать исследовать и разрабатывать новые педагогические технологии и методики применения средств электронного обучения в процессе обучения будущих экономистов. В конечном итоге на основании наших исследований мы можем сделать вывод, что электронные образовательные ресурсы, электронные учебные курсы и электронное обучение в целом имеют большой потенциал и могут стать ключевым инструментом в повышении уровня развития профессиональной компетенции будущих экономистов при условии оптимальной организации и применения таких методов обучения.
1. Распоряжение от 28 июля 2017 года № 1632-р. Available at: http://government.ru/docs/28653/
2. Введенский В.Н. Профессиональная компетентность педагога: пособие для учителя. Санкт-Петербург: СПб филиал издательства «Просвещение», 2004.
3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования. Высшее образование. 2003; № 5: 34-42.
4. Маркова А.К. Психология профессионализма. Москва: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.
5. Mulder M. Professional Competence in Context: A Conceptual Study. 2015.
6. Chatenier D.E., Verstegen J.A.A.M., Biemans H.J.A., Mulder M., Omta O.S.W.F. Identification of competencies for professionals in open innovation teams. R&D Management. 2010; № 40 (3): 271-280.
7. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. Москва: Логос, 2009.
8. Гез Н.И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных методических исследований. Иностранные языки в школе. 1985; № 2: 17-24.
9. Миронцева С.С. Формирование иноязычной профессионально ориентированной компетенции будущих менеджеров с использованием электронных образовательных ресурсов. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Ялта, 2019.
10. Хуторской А.В. Методика личностно ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? Москва: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.
11. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. Москва: Логос, 1994.
12. Миронцева С.С. Педагогический эксперимент при исследовании процесса обучения будущих менеджеров иностранному языку с использованием электронных образовательных ресурсов. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 5 (72): 126-128.
References
1. Rasporyazhenie ot 28 iyulya 2017 goda № 1632-r. Available at: http://government.ru/docs/28653/
2. Vvedenskij V.N. Professional'naya kompetentnost'pedagoga: posobie dlya uchitelya. Sankt-Peterburg: SPb filial izdatel'stva «Prosveschenie», 2004.
3. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetencii - novaya paradigma rezul'tata obrazovaniya. Vysshee obrazovanie. 2003; № 5: 34-42.
4. Markova A.K. Psihologiya professionalizma. Moskva: Mezhdunarodnyj gumanitarnyj fond «Znanie», 1996.
5. Mulder M. Professional Competence in Context: A Conceptual Study. 2015.
6. Chatenier D.E., Verstegen J.A.A.M., Biemans H.J.A., Mulder M., Omta O.S.W.F. Identification of competencies for professionals in open innovation teams. R&D Management. 2010; № 40 (3): 271-280.
7. Verbickij A.A., Larionova O.G. Lichnostnyj ikompetentnostnyjpodhody v obrazovanii: problemy integracii. Moskva: Logos, 2009.
8. Gez N.I. Formirovanie kommunikativnoj kompetencii kak ob'ekt zarubezhnyh metodicheskih issledovanij. Inostrannyeyazyki vshkole. 1985; № 2: 17-24.
9. Mironceva S.S. Formirovanie inoyazychnoj professional'no orientirovannoj kompetencii buduschih menedzherov s ispol'zovaniem 'elekironnyh obrazovatel'nyh resursov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Yalta, 2019.
10. Hutorskoj A.V. Metodika lichnostno orientirovannogo obucheniya. Kak obuchat' vseh po-raznomu? Moskva: VLADOS-PRESS, 2005.
11. Shadrikov V.D. Deyatel'nost'isposobnosti. Moskva: Logos, 1994.
12. Mironceva S.S. Pedagogicheskij 'eksperiment pri issledovanii processa obucheniya buduschih menedzherov inostrannomu yazyku s ispol'zovaniem 'elektronnyh obrazovatel'nyh resursov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 5 (72): 126-128.
Статья поступила в редакцию 02.05.23
УДК 378
Titova T.V., teaching assistant, Financial University under the Government of the RF (Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
THE USE OF MODERN DIGITAL TECHNOLOGIES IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE AT A NON-LANGUAGE UNIVERSITY. The article discusses the use of digital technologies in foreign language teaching, including programs and applications for mobile devices, online courses, and social networks. The author emphasizes that this approach allows students to learn faster and more effectively, as well as to increase their motivation to learn a language. The advantages of each type of digital language learning are described, such as the ability to customize the program to the needs of the learner and the accessibility of learning from anywhere in the world. The article also points out that digital learning is becoming increasingly popular among teachers and learners, which contributes to the continuous improvement and development of such tools. As a result, the use of digital technology in foreign language teaching is an important step in the development of education, and helps students get a more complete and convenient education.
Key words: digital technologies, university students, foreign language, programs, applications, online courses, foreign language training, motivation
Т.В. Титова, асс, Департамент английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве РФ,
г. Москва, E-mail: [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ
Статья рассказывает об использовании цифровых технологий в обучении иностранному языку включая программы и приложения для мобильных устройств, онлайн-курсы и социальные сети. Автор подчеркивает, что благодаря такому подходу учащиеся могут быстрее и более эффективно усваивать материал, а также повышать мотивацию к изучению языка. Описываются преимущества каждого вида цифрового обучения иностранному языку, такие как возможность индивидуальной настройки программы под потребности учащегося и доступность обучения из любой точки мира. Также в статье отмечается, что обучение с использованием цифровых технологий становится все более популярным среди преподавателей и учащихся, что способствует постоянному улучшению и развитию таких инструментов. В итоге использование цифровых технологий в обучении иностранному языку является важным шагом в развитии образования и помогает учащимся получить более полное и удобное образование.
Ключевые слова: цифровые технологии, студенты вуза, иностранный язык, программы, приложения, онлайн-курсы, иноязычная подготовка, мотивация