Научная статья на тему 'Педагогический эксперимент при исследовании процесса обучения будущих менеджеров иностранному языку с использованием электронных образовательных ресурсов'

Педагогический эксперимент при исследовании процесса обучения будущих менеджеров иностранному языку с использованием электронных образовательных ресурсов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
274
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PEDAGOGICAL EXPERIMENT / FOREIGN LANGUAGE PROFESSIONALLY-ORIENTED COMPETENCE FORMATION OF FUTURE MANAGERS / ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ФОРМИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миронцева С.С.

Целью данной статьи является освещение организации констатирующего и формирующего экспериментов в рамках исследования процесса формирования иноязычной профессионально-ориентированной компетенции будущих менеджеров на основе применения электронных образовательных ресурсов при обучении дисциплине «Иностранный язык» в образовательных организациях высшего образования. Дана характеристика констатирующего эксперимента, который проводился на основании результатов изучения и анализа проблемы, когда были разработаны педагогические условия и соответствующая структурно-функциональная модель, дидактико-методическое сопровождение и подобраны методы диагностики [1]. Описан формирующий эксперимент, его структура, цели, задачи, содержание, методики и формы работы на каждом из этапов, ход выполнения. Представлены результаты периодического контроля сформированности профессионально-ориентированной компетенции будущих менеджеров в экспериментальных и контрольных группах в разрезе выбранных критериев оценивания и уровней подготовки. Дан анализ результатов педагогического эксперимента, оценка эффективности реализации разработанной модели и приведены выводы. Также освещены вопросы, актуальности и перспективности проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Миронцева С.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL EXPERIMENT IN THE FOREIGN LANGUAGE TEACHING PROCESS OF FURURE MANAGERS USING ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES

The purpose of this article is to demonstrate the ascertaining and forming experiments organization within the foreign professional competence forming process framework of the future managers teaching the discipline “Foreign Language” in educational organizations of a higher education. The ascertaining experiment characteristic was given that was conducted on the studying and analyzing results basis when the pedagogical conditions and the structural and functional model, didactic-methodological support and diagnostics methods were developed. The forming experiment, its structure, goals, tasks, content, methods and forms of work at each stage, the course of implementation is described. The periodic monitoring results of the professionally-oriented competence formation of future managers in experimental and control groups in the selected criteria context and training levels are presented. The analysis of the pedagogical experiment results, the effectiveness estimation of the developed structural and functional model implementation is presented. The conclusions are given. The issues, relevance and prospects of the problem are covered.

Текст научной работы на тему «Педагогический эксперимент при исследовании процесса обучения будущих менеджеров иностранному языку с использованием электронных образовательных ресурсов»

Библиографический список

1. Данилов Д.Х. Фикрет Амиров. Баку: Азернешр, 1965.

2. Шарифова-Алиханова В. Фиркет Амиров (жизнь и творчество). Баку: Сада, 2005.

3. Виноградов В.С. Мир музыки Фикрета. Баку: Язычы, 1983.

4. Мамедбеков Д.И. Симфонические мугамы Ф. Амирова. Москва: Сов. композитор, 1961.

5. Тагизаде А.С. Ниязи. Творческая биография и черты исполнительского стиля. Баку: Азернешр, 2002.

6. Касимова С. Д. Сулейман Алескеров. Баку: Азернешр, 1974.

7. Керимов С.Ф. Художник удивительного таланта. Баку: Аз. гос. изд., 1972.

References

1. Danilov D.H. FikretAmirov. Baku: Azerneshr, 1965.

2. Sharifova-Alihanova V. Firket Amirov (zhizn'i tvorchestvo). Baku: Sada, 2005.

3. Vinogradov V.S. Mirmuzyki Fikreta. Baku: Yazychy, 1983.

4. Mamedbekov D.I. Simfonicheskie mugamy F. Amirova. Moskva: Sov. kompozitor, 1961.

5. Tagizade A.S. Niyazi. Tvorcheskaya biografiya i cherty ispolnitel'skogo stilya. Baku: Azerneshr, 2002.

6. Kasimova S. D. Sulejman Aleskerov. Baku: Azerneshr, 1974.

7. Kerimov S.F. Hudozhnik udivitel'nogo talanta. Baku: Az. gos. izd., 1972.

Статья поступила в редакцию 09.09.18

УДК 378.0

Mirontseva S.S., senior teacher, Sevastopol State University (Sevastopol, Russia), E-mail: mirontsrva.sse@mail.ru

PEDAGOGICAL EXPERIMENT IN THE FOREIGN LANGUAGE TEACHING PROCESS OF FURURE MANAGERS USING ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES. The purpose of this article is to demonstrate the ascertaining and forming experiments organization within the foreign professional competence forming process framework of the future managers teaching the discipline "Foreign Language" in educational organizations of a higher education. The ascertaining experiment characteristic was given that was conducted on the studying and analyzing results basis when the pedagogical conditions and the structural and functional model, didactic-methodological support and diagnostics methods were developed. The forming experiment, its structure, goals, tasks, content, methods and forms of work at each stage, the course of implementation is described. The periodic monitoring results of the professionally-oriented competence formation of future managers in experimental and control groups in the selected criteria context and training levels are presented. The analysis of the pedagogical experiment results, the effectiveness estimation of the developed structural and functional model implementation is presented. The conclusions are given. The issues, relevance and prospects of the problem are covered.

Key words: pedagogical experiment, foreign language professionally-oriented competence formation of future managers, electronic educational resources.

С.С. Миронцева, ст. преп., Севастопольский государственный университет, г. Севастополь,

E-mail: mirontsrva.sse@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПРИ ИССЛЕДОВАНИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Целью данной статьи является освещение организации констатирующего и формирующего экспериментов в рамках исследования процесса формирования иноязычной профессионально-ориентированной компетенции будущих менеджеров на основе применения электронных образовательных ресурсов при обучении дисциплине «Иностранный язык» в образовательных организациях высшего образования. Дана характеристика констатирующего эксперимента, который проводился на основании результатов изучения и анализа проблемы, когда были разработаны педагогические условия и соответствующая структурно-функциональная модель, дидактико-методическое сопровождение и подобраны методы диагностики [1]. Описан формирующий эксперимент, его структура, цели, задачи, содержание, методики и формы работы на каждом из этапов, ход выполнения. Представлены результаты периодического контроля сформированности профессионально-ориентированной компетенции будущих менеджеров в экспериментальных и контрольных группах в разрезе выбранных критериев оценивания и уровней подготовки. Дан анализ результатов педагогического эксперимента, оценка эффективности реализации разработанной модели и приведены выводы. Также освещены вопросы, актуальности и перспективности проблемы.

Ключевые слова: педагогический эксперимент, формирование иноязычной профессионально-ориентированной компетенции будущих менеджеров, электронные образовательные ресурсы.

Установлено, что значительная часть выпускников образовательных организаций высшего образования испытывает затруднения в коммуникации на иностранном языке. Поэтому к числу важных задач организации обучения иностранному языку специалистов-управленцев относится формирование иноязычной профессионально-ориентированной компетенции. В частности, профессиональная подготовка будущих менеджеров должна обеспечить высокий уровень владения иностранным языком, достаточный для делового общения [2]. Ключевым моментом здесь может стать использование высокого дидактического потенциала электронных образовательных ресурсов.

Вопросы иноязычной компетенции будущих специалистов с использованием информационных технологий отражены в работах М.А. Бовтенко, Е.И. Дмитриевой, Е.С. Полат, П.В. Сысоева и других [3]. Новые возможности продвижения в этом направлении открываются в связи с последними достижениями информацион-

ного общества. Особенно высокий эффект даёт использование потенциала всемирной сети Интернет [4]. Однако, несмотря на наличие определенного фактического материала по проблеме применения информационных технологий в работе образовательных организаций высшего образования, на сегодняшний день отсутствует многоплановое информационное методическое обеспечение в практике обучения иностранному языку, недостаточно внедрены информационные образовательные ресурсы, ориентированные на профессионализацию обучения. Таким образом, многочисленные аспекты применения информационных технологий в рассматриваемом контексте остаются открытыми для дальнейшей разработки.

Констатирующий и формирующий эксперименты проводились в рамках исследовательской работы по проблеме формирования иноязычной профессионально-ориентированной компетенции будущих менеджеров на основе применения элек-

Рис. 1. Результаты констатирующего эксперимента

тронных образовательных ресурсов, на базе образовательных организаций высшего образования в городах Севастополь, Ялта и Армянск. Всего объём выборки составил 367 человек, из них экспериментальная группа 247 человек, контрольная - 120. Обучение в экспериментальной группе осуществлялось по авторской методике с использованием электронных образовательных ресурсов, в контрольной - по действующим учебным планам [5].

Неотъемлемыми частями диссертационного исследования являются как теоретические так и эмпирические - констатирующий, формирующий, контрольный педагогический эксперимент - методы [6]. Из эмпирических использовались педагогическое наблюдение; опросные методы - беседа, анкетирование, интервью; тестирование, квесты, деловая игра; выполнен качественный и количественный анализ результатов [7].

Для выявления исходного уровня иноязычной профессионально-ориентированной компетентности будущих менеджеров были выделены четыре критерия, которые характеризуют готовность будущих менеджеров к формированию иноязычной профессионально-ориентированной компетенции: мотивацион-но-ценностный, когнитивно-содержательный, операционно-тех-нологический и рефлексивно-оценочный, с соответствующими показателями [8].

В исследовании определены также четыре уровня сфор-мированности иноязычной профессионально-ориентированной компетенции у будущих менеджеров - творческий, продуктивный, средний и низкий, определены требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся.

Во время констатирующего эксперимента применялись методы наблюдения, беседы, опроса, тестирования, ранжирования; результаты обрабатывались методами математической статистики. Занятия проводились в компьютерных аудиториях, оборудованных для работы с электронными образовательными ресурсами, включая Интернет-сервисы.

Полученные количественные результаты уровней сформи-рованности иноязычной профессионально-ориентированной компетенции будущих менеджеров приведены на рис. 1. В левой части диаграммы показано распределение уровней в экспериментальных и контрольных группах в рамках выделенных критериев, в правой - суммарная оценка по всем критериям.

В экспериментальных группах творческий уровень респондентов составил 1,64%, в контрольной - 1,74%. Продуктивный уровень в экспериментальных группах - 12,81%, в контрольных группах - 12,25%. На среднем уровне зафиксировано 29,04% в экспериментальных группах, 27,55% в контрольных группах. Низкий уровень составил 56,52% в экспериментальных группах, в контрольных группах - 58,47%.

Выявлено незнание фонетических, лексических, словообразовательных, грамматических средств языка, трудности в восприятии и переработке текстовой информации, неумение строить устное и письменное высказывание, недостаточные операционные навыки при работе с компьютерными программами и в сети.

Анализ полученных данных зафиксировал низкий уровень сформированности иноязычной профессионально-ориентиро-

Рис. 2. Усреднённыерезультаты формирующего эксперимента

ванной компетенции обучающихся, что необходимо для её развития в процессе обучения в образовательной организации высшего образования [9].

Формирующий эксперимент состоял из нескольких этапов. Целью мотивационно-ознакомительного этапа является развитие мотивации будущих менеджеров к формированию иноязычной профессионально-ориентированной компетенции. Формами работы на данном этапе являются беседа, практические занятия в компьютерной аудитории, оборудованной для работы с электронными образовательными ресурсами, круглый стол с использованием дискуссии, квесты.

На коммуникативно-продуктивном этапе центральное место отведено педагогической технологии, которая реализуется на практических занятиях в компьютерных аудиториях с электронными материалами: подкастами, для развития понимания прослушанного фрагмента, говорения; интерактивными упражнениями, включая лексические, предтекстовые, послетекстовые.

Исследования на профессионально-деятельностном этапе были направлены на выявление способности обучающихся применять полученные знания и умения в процессе развития всего комплекса необходимых компетенций и профессионально значимых качеств личности.

На рефлексивном этапе будущим менеджерам предстояло проанализировать и откорректировать знания, умения и навыки, полученные ранее, продемонстрировать такие качества как уме-

Библиографический список

ние планирования, организации, коррекции, контроля, анализа и оценки своей деятельности.

Диаграмма на рис. 2 отражает усреднённые результаты по всем критериям.

Выявлено существенное превышение уровня сформиро-ванности иноязычной профессионально-ориентированной компетенции респондентов экспериментальных групп над контрольными. Обоснована необходимость использования в процессе обучения электронных образовательных ресурсов.

Содержание эксперимента и выводы, полученные по его результатам, соответствуют современным научным концепциям, существующим в данной области педагогики и развивающейся тенденции на применении инновационных технологий обучения. Организация эксперимента, как и всё исследование в целом, выполнены автором самостоятельно и отвечают требованиям, предъявляемым к научным работам такого типа.

Теоретическая и практическая значимость материала заключается в оригинальном учебно-методическом сопровождении подготовки будущих менеджеров к практической деятельности, созданном на основе разработанной структурно-функциональной модели формирования иноязычной профессионально-ориентированной компетенции обучающихся с использованием электронных образовательных ресурсов, которое может быть использовано для аналогичной специализации в образовательных организациях высшего образования.

1. Миронцева С.С. Использование электронных образовательных ресурсов в формировании иноязычной профессионально-ориентированной компетентности студентов. Гуманитарно-педагогическое образование. 2016; Т. 2, № 4: 74 - 79.

2. Резник С.Д. Персональный менеджмент: учебник. С.Д. Резник, С.Н. Соколов, Ф.Е. Удалов, В.В. Бондаренко. 3-е изд., перераб. и доп. Москва: ИНФРА-М, 2008: 558.

3. Сысоев П.В. Информационные и коммуникационные технологии в лингвистическом образовании. Москва: Либроком, 2013: 264.

4. Палкова А.В. Применение сервисов Веб 2.0 в преподавании иностранных языков. Преподавание иностранных языков в мультимедийном пространстве: сборник научных статей. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2012: 69 - 85.

5. Миронцева С.С. Организация констатирующего эксперимента при педагогическом исследовании процесса иноязычного обучения будущих менеджеров. Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. Сборник статей. Ялта: РИО ГПА, 2018; Выпуск 59, Ч. 1: 234 - 240.

6. Wang, S., Gorbunova, N. V., Masalimova, A. R., Birova, J., and Sergeeva, M. G. (2018). Formation of Academic Mobility of Future Foreign Language Teachers by Means of Media Education Technologies. Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education, 14 (3), pp. 959 - 976. https://doi.org/10.12973/ejmste/81150

7. Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. Санкт-Петербург: Питер, 2004: 268.

8. Миронцева С.С. Структурно-функциональная модель формирования иноязычной профессионально-ориентированной компетенции будущих менеджеров с использованием электронных образовательных ресурсов. Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. Сборник статей. Ялта: РИО ГПА, 2017. Выпуск 56; Ч. 2: 147 - 157.

9. Миронцева С.С. Оценка эффективности применения электронных образовательных ресурсов при обучении будущих менеджеров иностранному языку Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. Сборник статей. Ялта: РИО ГПА, 2017. Выпуск 55; Ч. 2: 240 - 249.

References

1. Mironceva S.S. Ispol'zovanie 'elektronnyh obrazovatel'nyh resursov v formirovanii inoyazychnoj professional'no-orientirovannoj kompetentnosti studentov. Gumanitarno-pedagogicheskoe obrazovanie. 2016; T. 2, № 4: 74 - 79.

2. Reznik C.D. Personal'nyjmenedzhment: uchebnik. S.D. Reznik, S.N. Sokolov, F.E. Udalov, V.V. Bondarenko. 3-e izd., pererab. i dop. Moskva: INFRA-M, 2008: 558.

3. Sysoev P.V. Informacionnye i kommunikacionnye tehnologii v lingvisticheskom obrazovanii. Moskva: Librokom, 2013: 264.

4. Palkova A.V. Primenenie servisov Veb 2.0 v prepodavanii inostrannyh yazykov. Prepodavanie inostrannyh yazykov v mul'timedijnom prostranstve: sbornik nauchnyh statej. Tver': Tver. gos. un-t, 2012: 69 - 85.

5. Mironceva S.S. Organizaciya konstatiruyuschego 'eksperimenta pri pedagogicheskom issledovanii processa inoyazychnogo obucheniya buduschih menedzherov. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Seriya: Pedagogika ipsihologiya. Sbornik statej. Yalta: RIO GPA, 2018; Vypusk 59, Ch. 1: 234 - 240.

6. Wang, S., Gorbunova, N. V., Masalimova, A. R., Birova, J., and Sergeeva, M. G. (2018). Formation of Academic Mobility of Future Foreign Language Teachers by Means of Media Education Technologies. Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education, 14 (3), pp. 959 - 976. https://doi.org/10.12973/ejmste/81150

7. Obrazcov P.I. Metody i metodologiya psihologo-pedagogicheskogo issledovaniya. Sankt-Peterburg: Piter, 2004: 268.

8. Mironceva S.S. Strukturno-funkcional'naya model' formirovaniya inoyazychnoj professional'no-orientirovannoj kompetencii buduschih menedzherov s ispol'zovaniem 'elektronnyh obrazovatel'nyh resursov. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Seriya: Pedagogika ipsihologiya. Sbornik statej. Yalta: RIO GPA, 2017. Vypusk 56; Ch. 2: 147 - 157.

9. Mironceva S.S. Ocenka 'effektivnosti primeneniya 'elektronnyh obrazovatel'nyh resursov pri obuchenii buduschih menedzherov inostrannomu yazyku Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Seriya: Pedagogika i psihologiya. Sbornik statej. Yalta: RIO GPA, 2017. Vypusk 55; Ch. 2: 240 - 249.

Статья поступила в редакцию 11.09.18

УДК 371

Mutsieva Z.S., Director, Gymnasium № 12 (Grozny, Russia), E-mail: rukisha@bk.ru

CONTENT-COMPONENT COMPOSITION OF ETHNOGRAPHIC CULTURE OF TEACHERS OF COLLEGE. In the multicultural environment of the Chechen Republic, each person acquires not only professional knowledge and skills, but also individual ethno-cul-tural self-identification. The article studies the content-component composition of the ethnographic culture of gymnasium teachers, which includes the following components: cognitive-informative, communicative-polyethnic, ethno-search, tolerant and multicultural.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.