Научная статья на тему 'Формирование профессиональных компетенций будущих инженеров ИТ-профиля: планирование и организация педагогического эксперимента'

Формирование профессиональных компетенций будущих инженеров ИТ-профиля: планирование и организация педагогического эксперимента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ИНЖЕНЕР ИТ-ПРОФИЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ступина М.В.

В статье обоснована актуальность формирования профессиональных компетенций будущих инженеров ИТ-профиля в соответствии с требованиями предприятий-работодателей. Определены механизмы корреляции результатов освоения программ бакалавриата и требований работодателей. Представлена методика проведения опытно-экспериментальной работы по выявлению уровней сформированности компетентности студентов в области использования инструментальных средств разработки информационных систем с применением облачных технологий. Отражены содержание и результаты констатирующего, формирующего и контрольного этапов педагогического эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных компетенций будущих инженеров ИТ-профиля: планирование и организация педагогического эксперимента»

2. Бэкман Е.В.; Развитие устной речи студентов - иностранцев на занятиях по РКИ; Материалы III республиканской научно- практической конференции «Использование передовых технологий обучения в учреждениях образования», стр. 312.

3. Корепанова Т.Э. Уровневый подход к описанию русского языка в целях его преподавания как иностранного. Тексты лекций и образцы уроков (для преподавателей русского языка как иностранного). Выпуск 1 / Сост.Н.В. Кулибина. - М., 2012. . 60

4. Резаи Азин М. Современная система обучения РкИ в иранских языковых университетах: проблемы и перспективы. Русский язык за рубежом. № 4/2012. С.39

5. Шейхи Джоландан Н., Момтаз Т. Тегеранский университет. Проблемы и потребности обучения русскому языку в иранской аудитории/ вестник ВГУ. Серия: лингвистика и межкультурная коммуникация. 2015. № 4. С. 148.

УДК 378.14

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ ИТ-ПРОФИЛЯ: ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ЭКСПЕРИМЕНТА

Ступина М.В., 2018

Донской государственный технический университет, старший преподаватель кафедры

информационных технологий, Ростов-на-Дону

Аннотация: в статье обоснована актуальность формирования профессиональных компетенций будущих инженеров ИТ-профиля в соответствии с требованиями предприятий-работодателей. Определены механизмы корреляции результатов освоения программ бакалавриата и требований работодателей. Представлена методика проведения опытно-экспериментальной работы по выявлению уровней сформированности компетентности студентов в области использования инструментальных средств разработки информационных систем с применением облачных технологий. Отражены содержание и результаты констатирующего, формирующего и контрольного этапов педагогического эксперимента.

Ключевые слова: опытно-экспериментальная работа, педагогический эксперимент, инженер ИТ-профиля.

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF FUTURE ENGINEERS OF IT

PROFILE: PLANNING AND ORGANIZATION OF PEDAGOGICAL EXPERIMENT

StupinaM.V, 2018

Don state technical university, Senior Lecturer, Information technologies department, Rostov-on-Don

Annotation: the article substantiates the urgency of forming the professional competencies of future IT-engineers in accordance with the requirements of employers. The mechanisms of correlation of the results of the mastering of bachelor's programs and the requirements of employers have been determined. The technique of conducting experimental and experimental work on revealing levels of the formation of competence of students in the field of using tools for the development of information systems using cloud technologies is presented. The content and results of the ascertaining, forming and control stages of the pedagogical experiment are reflected.

Keywords: experimental work, pedagogical experiment, IT-profile engineer.

На сегодняшний день существует потребность в инженерных кадрах ИТ-профиля как основы кадрового обеспечения высокотехнологичных производств, на создание и обеспечение работы которых направлена инновационная политика государства с целью формирования собственной сильной производственной базы в условиях глобальной конкуренции на мировом рынке [1; 2].

В связи с произошедшими изменениями нормативно-правовых документов в соответствии с которыми осуществляется подготовка таких кадров на уровне бакаларивта, магистратуры,

аспирантуры - федеральных государственных стандартов высшего образования (ФГОС ВО), разработка основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) должна осуществляться при участии предприятий-работодателей региона с учетом требований, отраженных в профессиональных стандартах (ПС). Поскольку теперь требования работодателей являются определяющими в подготовке будущих инженеров ИТ-профиля, достижение максимально возможного уровня корреляции между требованиями ФГОС ВО и ПС определяет необходимость осуществления взаимодействия работодателей высокотехнологичных производств и студентов еще во время их подготовки в вузе. Так, в частности, программы прикладного бакалавриата, в рамках которых осуществляется подготовка инженеров ИТ-профиля для высокотехнологичных производств (на примере направления «Информационные системы и технологии» [3]), ориентированы на увеличение доли практической подготовки и обеспечение региональных рынков труда компетентными кадрами, готовыми приступить к профессиональной деятельности сразу по окончанию вуза. В рамках программ прикладного бакалавриата предусмотрено прохождение студентами разных видов практики, в частности, производственной, на предприятиях региона, что позволяет выявить как недостатки и достоинства теоретической подготовки, так и степень сформированности у студентов практических умений и навыков.

На основании вышеизложенного, на базе кафедры информационных технологий опорного вуза Ростовской области - Донского государственного технического университета (ДГТУ) был проведен педагогический эксперимент [4; 5], направленный на выявление, обоснование и экспериментальную проверку методики формирования и уровней сформированности профессиональных компетенций будущих бакалавров - инженеров ИТ-профиля.

Сроки и этапы проведения педагогического эксперимента: констатирующий (2012/2013 учебный год); формирующий (с 2013/2014 по 2015/2016 учебные года); контрольный (2016/2017 учебный год).

Целью констатирующего этапа педагогического эксперимента являлось выявление: текущего состояния подготовки будущих инженеров ИТ-профиля в области использования инструментальных средств разработки информационных систем; способности применять полученные знания и умения на практике в условиях профессиональной деятельности; существующих потребностей и требований высокотехнологичных предприятий к профессиональным кадрам. Для этого был использован метод двустороннего анкетирования, в котором принимали участие как студенты, так и работодатели.

На констатирующем этапе педагогического эксперимента проводилось анкетирование 62 студентов (на примере направления подготовки «Информационные системы и технологии»), окончивших третий курс и прошедших программу производственной практики на различных предприятиях региона. Студентам было предложено ответить на вопросы предварительно разработанной анкеты: выполнить самооценку исходного уровня знаний и умений в области профессиональной деятельности; оценить оснащенность базы производственной практики современным аппаратным и программным обеспечением; перечислить трудности, с которыми пришлось столкнуться при прохождении производственной практики и т.д.

Также в анкетировании приняли участие предприятия-работодатели региона, предоставляющие места для прохождения производственных практик. Опрос заключался в: оценке теоретических знаний и практических умений студентов, а также уровня их мотивации и способности к адаптации к производственным условиям; выявлении основных направлений профессиональной деятельности; определении основных достоинств и недостатков подготовки студентов и разработке рекомендацией по изменению содержания подготовки.

Ответы респондентов представлены на рисунках 1 -5.

42%

ERP II (1C: Управление предприятием, Oracle Applications, Галактика)

CRM (Maximaizer, Onyx и др.)

EDMS (EDMS Documentum, LanDocs, БОСС-Референт)

Другое

34%

Рисунок 1 - Программные продукты, используемые студентами на предприятиях во время

прохождения производственной практики 100% ■ Выявление требований к ИС

50%

90%

77%

82%

0%

55%

I Кодирование на языках программирования

I Интеграционное тестирование ИС

I Исправление дефектов и несоответствий в коде ИС и документации к ИС I Настройка оборудования, необходимого для работы ИС I Разработка документации

I Использование облачных технологий

I Использование 01_ДР-систем

I Другое

Рисунок 2 - Профессиональные задачи, решаемые студентами в ходе прохождения

производственной практики

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%

■ Сложность адаптации к производственным условиям

■ Использование облачных технологий

■ Использование современных программных продуктов

Рисунок 3 - Трудности, с которыми столкнулись студенты в ходе прохождения производственной

практики

65%

55%

60%

30%

0%

20%

■I 1

I Низкий уровень теоретической

подготовки I Недостаточный уровень практической

подготовки I Отсутствие желания работать

I Низкая производственная дисциплина

I Отсутствие желания к самообразованию

и саморазвитию I Низкий уровень общей

профессиональной подготовки I Другое

Рисунок 4 - Выявленные недостатки в подготовке студентов по мнению работодателей

80%

60%

40%

20%

0%

72%

I Повысить уровень теоретических знаний

I Улучшить уровень практической подготовки

Повысить навыки производственной дисциплины

Повысить навыки саморазвития и самообразования

I Повысить уровень общей культуры

Другое

Рисунок 5 - Мнение работодателей относительно того, что следует улучшить в подготовке студентов

Результаты проведенного анкетирования позволили выявить дисбаланс между потребностями высокотехнологичных предприятий в будущих инженерах ИТ-профиля и реальным состоянием подготовки студентов. Анализ анкет показал, что на момент проведения констатирующего этапа педагогического эксперимента не были учтены особенности будущей профессиональной деятельности студентов (в будущем - инженеров) на высокотехнологичных предприятиях, связанные с использованием облачных технологий при организации и реализации ряда производственных процессов предприятия на различных этапах жизненного цикла информационных систем, а подготовка студентов была недостаточно ориентирована на формирование компетентности в этой области.

Таким образом, проведенное анкетирование на констатирующем этапе педагогического эксперимента определило уровень необходимой корреляции между существующими ФГОС ВО, ОПОП и ПС, что позволило скорректировать рабочие программы курсов, а также программу практик и нашло отражение в результатах формирующего и контрольного этапов педагогического эксперимента.

На формирующем этапе педагогического эксперимента проводилось последовательное обучение студентов трех экспериментальных групп (на примере направления подготовки «Информационные системы и технологии»), по 60 студентов в каждой группе. При этом, методические аспекты обучения студентов трех экспериментальных групп включали в себя:

• Использование специально разработанного курса по формированию компетентности студентов в области использования инструментальных средств разработки информационных систем с применением облачных технологий, модульная структура содержания которого представлена

инвариантными и вариативными модулями [6]. Инвариантные модули направлены на детализацию уже сформированных у студентов знаний и умений в области разработки и проектирования информационных систем с учетом междисциплинарных связей с другими курсами ОПОП («Архитектура информационных систем», «Теория информационных процессов и систем», «Системы управления базами данных» и др.). Вариативные модули разработаны в соответствии с требованиями работодателей и направлены на изучение возможностей облачных технологий в профессиональной деятельности инженеров ИТ-профиля на высокотехнологичных предприятиях.

• Организацию условий информационного взаимодействия между работодателями, субъектами образовательного процесса и электронными образовательными ресурсами - специализированную предметно-ориентированную информационно-образовательную среду [7], которая базируется на использовании облачных технологий и в рамках которой происходит формирование компетентности студентов в области использования инструментальных средств разработки информационных систем с применением облачных технологий;

• Применение учебно-методического обеспечения (разработанного с использованием облачных технологий комплекса электронных образовательных ресурсов) [8] и методических рекомендаций по его использованию в информационно-образовательной среде.

По завершению обучения, все участники педагогического эксперимента выполняли итоговую диагностическую работу, защищали проектную работу в рамках курса формирования компетентности и проектно-исследовательскую работу на предприятии после прохождения производственной практики.

В основу экспериментального подхода к оценке уровня сформированности компетентности студентов в области использования инструментальных средств разработки информационных систем с применением облачных технологий был положен уровневый подход, в соответствии с которым были выделены четыре уровня: репродуктивный, адаптивный, эвристический и творческий.

Результаты оценки уровня сформированности компетентности студентов в области использования инструментальных средств разработки информационных систем с применением облачных технологий представлены на рисунке 6.

60%

50%

Репродуктивный Адаптивный Эвристический Творческий

■ 2013/2014 уч. г. ■ 2014/2015 уч. г. ■ 2015/2016 уч. г.

Рисунок 6 - Результаты оценки уровней сформированности компетентности студентов в области использования инструментальных средств разработки информационных систем с применением

облачных технологий

На контрольном этапе педагогического эксперимента проводилась статистическая обработка полученных экспериментальных данных.

Статистическая обработка результатов педагогического эксперимента осуществлялась по критерию однородности Пирсона при уровне значимости а = 0,05, позволяющего проверить статистические гипотезы о нормальности значений распределений результативного признака. Сопоставление результатов выполнения студентами трех экспериментальных групп итоговой

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

диагностической работы, проектной работы и проектно-исследовательской работы на предприятиях, позволило объединить все три выборки в одну общую выборку для дальнейшего анализа. Анализ этой выборки показал, что из 180 студентов, большинство (116 человек, 64%) достигли эвристического и творческого уровней сформированности компетентности в области использования инструментальных средств разработки информационных систем с применением облачных технологий.

Список литературы

1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. № 328 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/70643464/ (дата обращения: 21.05.2018).

2. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 10.02.2017). -Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d803 3c66928fa27e527/ (дата обращения 21.05.2018).

3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 09.03.02 «Информационные системы и технологии» (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России от 12.03.2015 № 219 (ред. от 09.09.2015). - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_177552/ (дата обращения 21.05.2018).

4. Сердюков, В.И. Актуальные вопросы организации и проведения педагогического эксперимента и пути их решения / В.И. Сердюков, Н.А. Сердюкова // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 6. - С. 84-90.

5. Сердюков, В.И. Типичные ошибки соискателей ученых степеней при организации и проведении педагогического эксперимента / В.И. Сердюков, Н.А. Сердюкова // Ученые записки ИУО РАО. - 2015. - № 56. - С. 26-38.

6. Ступина, М.В. Модульная структура содержания подготовки будущих бакалавров по направлению «Информационные системы и технологии» / М.В. Ступина // Информатика и образование. - 2017. - № 10. - С. 19-22.

7. Ступина, М.В. Построение информационно-образовательной среды: технологический аспект (на примере использования облачных сервисов) / М.В. Ступина // Педагогическое образование в России. - 2016. - №2. - С. 71-77.

8. Ступина, М.В. Разработка комплекса электронных образовательных ресурсов посредством облачных образовательных технологий / М. В. Ступина // Электронные ресурсы в непрерывном образовании: труды VI Международного научно-методического симпозиума, 2017. - С. 192-197.

ГОВОРЕНИЕ КАК ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ИРАНСКИХ ВУЗАХ

Голами, Хосейн, Тегеранский университет, профессор, Тегеран, 2018. Бейги М, Тегеранский университет, аспирант. Тегеран, 2018.

Аннотация: данная статья посвящена рассмотрению процесса обучения разговорному русскому языку в иранских вузах. Нами был проведен опрос иранских учащихся для выявления целей изучения ими русского языка. Проанализировав результаты, мы также установили, с каким трудностями они сталкиваются при изучении РКИ. Целью настоящей научной работы является ознакомление иранских педагогов с данной проблемой, решение которой повысит результативность процесса обучения.

Ключевые слова: РКИ, иранские учащиеся, трудности изучения РКИ, разговорный русский

язык

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.