Научная статья на тему 'Результаты экспериментальной работы по формированию переговорной культуры будущих менеджеров средствами иностранного языка'

Результаты экспериментальной работы по формированию переговорной культуры будущих менеджеров средствами иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
304
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕРИМЕНТ / ФОРМИРОВАНИЕ / ПЕРЕГОВОРНАЯ КУЛЬТУРА МЕНЕДЖЕРА / МОДЕЛЬ / УСЛОВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Султанбекова Рената Загитовна

В статье представлены результаты экспериментальной работы по формированию переговорной культуры будущих менеджеров средствами иностранного языка, целью которой явилась проверка модели формирования переговорной культуры будущих менеджеров средствами иностранного языка с учетом выделенных педагогических условий. Экспериментальная работа проводилась в несколько этапов: констатирующий, формирующий, обобщающий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Результаты экспериментальной работы по формированию переговорной культуры будущих менеджеров средствами иностранного языка»

УдК 378:658:4

Султанбекова Рената Загитовна

Старший преподаватель кафедры межкультурных коммуникаций Южно-Уральского государственного университета, [email protected], Челябинск

результаты экспериментальной работы

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПЕРЕГОВОРНОЙ КУЛКГУРЫ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Sultanbekova Renata Zagitovna

Senior tutor ofthe chair of international communication, South Ural State University, rz1983@ mail.ru, Chelyabinsk

THE RESULTS OF EXPERIMANTAL WORK ON FORMING NEGOTIATING CULTURE OF FUTURE MANAGERS BY MEANS OF A FOREIGN LANGUAGE

Глобальный финансово-экономический кризис обнажил одну из самых актуальных проблем российского общества - проблему формирования управленческих кадров. Он также подтвердил необходимость в новом концептуальном подходе к управлению, связанную с переосмыслением личности менеджера в процессе управления, с целостным пониманием системы управления [4]. Это, в свою очередь, обусловливает необходимость модернизации менеджмент-образования в высшей школе с тем, чтобы подготовить корпус российских менеджеров инновационного типа, способных ориентироваться в международном пространстве и выстраивать диалог с зарубежными партнерами.

Переговоры как особый вид профессиональной деятельности менеджера является условием успешного управления организацией, инструментом выстраивания партнерских отношений и требует от руководителя дополнительных компетенций. Значит обучение переговорной деятельности, формирование переговорных умений и навыков является важной задачей для учреждений высшего образования.

Проблема формирования переговорной культуры будущих менеджеров средствами иностранного языка является неразработанной и недостаточно изученной в педагогической теории и практике. Об этом свидетельствует теоретический анализ психолого-педагогической, методической и специальной литературы.

для решения данной проблемы нами была сформулирована идея исследования, которая состоит в том, чтобы в рамках существующей системы подготовки менеджеров в вузе осуществлять формирование переговорной

культуры, используя педагогические возможности дисциплины «иностранный язык», для успешного осуществления будущими менеджерами переговорной деятельности и решения профессиональных задач в деловой среде.

Для реализации заявленной идеи на основе положений системного, ком-петентностного и лингводидактического подходов мы разработали комплекс педагогического обеспечения процесса формирования переговорной культуры будущих менеджеров средствами иностранного языка: структурно-функциональную модель и совокупность педагогических условий.

Основываясь на теоретических предпосылках проблемы формирования переговорной культуры будущих менеджеров средствами иностранного языка, мы выдвинули положения, требующие верификации:

- внедрение спроектированной на основе системного, компетентност-ного и лингводидактического подходов модели формирования переговорной культуры будущих менеджеров способствует повышению уровня сформи-рованности переговорных компетенций (коммуникативной, межкультурной, процессуальной и этикетной) и метапрофессиональных качеств (профессионально-личностных и ценностно-смысловых);

- успешность спроектированной модели обеспечивают выделенные педагогические условия ее реализации.

для верификации выдвинутых теоретических положений мы избрали такой метод исследования, как эксперимент, поскольку он позволяет обеспечить объективную проверку правильности выдвинутой в исследовании гипотезы. Под педагогическим экспериментом будем понимать «комплекс методов исследования, который обеспечивает научно-объективную и доказательную проверку правильности обоснованной в начале исследования гипотезы» [1, с. 91].

Цель экспериментальной работы предполагает экспериментальную проверку модели формирования переговорной культуры будущих менеджеров средствами иностранного языка на фоне выделенных педагогических условий.

Исходя из цели, была выдвинута гипотеза экспериментальной работы, согласно которой повышение уровня сформированности переговорной культуры будущих менеджеров будет обеспечиваться, если: во-первых, внедрена модель формирования переговорной культуры будущих менеджеров; во-вторых, успешность внедрения модели обеспечивают выделенные педагогические условия.

В соответствии с целью, гипотезой и задачами исследования, учитывая общие требования к проведению эксперимента и положения системного, компетентностного и лингводидактического подходов, мы разработали программу экспериментальной работы по формированию переговорной культуры будущих менеджеров в процессе обучения иностранному языку.

Экспериментальная работа по формированию переговорной культуры будущих менеджеров проводилась в несколько этапов: констатирующий, формирующий, обобщающий. для каждого этапа экспериментальной работы использовалась совокупность исследовательских методов (анкетирование,

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ... интервьюирование, беседа, тестирование, наблюдение, изучение продуктов деятельности, оценивание, статистическая обработка данных, метод экспертных оценок и др.).

Решением кафедры международных коммуникаций ГОУ ВПО «ЮжноУральский государственный университет» (г. Челябинск) было утверждено, что разработанная программа экспериментальной работы по проверке модели формирования переговорной культуры будущих менеджеров средствами иностранного языка и педагогических условий ее реализации может быть внедрена на базе Международного факультета ЮУрГУ г. Челябинска.

На основании этого из студентов, обучающихся на управленческих специальностях, было сформировано три экспериментальные и одна контрольная группы, идентичные по возрастному и половому составу и сходные по уровню сформированности переговорной культуры.

Задача обоснования идентичности участников экспериментальной работы была подтверждена с помощью метода математической статистики -критерия однородности Х [3]. Данный метод позволяет оценить степень согласованности теоретического и эмпирического распределений.

На констатирующем этапе эксперимента мы при участии экспертной группы разрабатывали программу диагностики уровня сформированности переговорной культуры будущих менеджеров и определяли уровень сформированности переговорной культуры будущих менеджеров в экспериментальных и контрольной группах.

Опираясь на структуру переговорной культуры менеджера, мы разработали диагностический инструментарий для определения уровня сформированности переговорной культуры будущих менеджеров, который включает в себя критерии, показатели, уровни, методики и методы диагностики. Разработанный диагностический инструментарий использовался на всех этапах эксперимента [5].

В соответствии с первым пунктом программы экспериментальной работы констатирующий этап направлен на определение исходного уровня сформированности переговорной культуры будущих менеджеров.

Результаты нулевого среза констатирующего этапа эксперимента свидетельствуют о недостаточном уровне сформированности переговорной культуры будущих менеджеров. В среднем около 89% студентов экспериментальных и контрольной групп имеют низкий уровень сформированности переговорной культуры.

На основании полученных сведений экспертной группой выдвинуто предположение о том, что преимущественно низкий уровень сформированности переговорной культуры будущих менеджеров объясняется отсутствием целенаправленной работы преподавателей по формированию переговорной культуры студентов управленческих специальностей средствами иностранного языка.

На основании данных, полученных на констатирующем этапе экспериментальной работы, нами был сделан вывод о том, что повышению уровня

сформированности переговорной культуры будущих менеджеров на формирующем этапе будет способствовать внедрение в практику высшей школы спроектированной нами модели формирования переговорной культуры будущих менеджеров средствами иностранного языка и педагогических условий ее реализации.

Реализация разработанной модели и совокупности педагогических условий в практику высшей школы осуществляется посредством методики, под которой будем понимать совокупность методов, форм, приемов и средств реализации модели и педагогических условий, обеспечивающих поэтапный переход на качественно более высокий уровень сформированности у будущих менеджеров переговорной культуры.

Формирующий эксперимент протекал в естественных условиях, не нарушая хода образовательного процесса в вузе.

В контрольной группе занятия по иностранному языку проводились в рамках традиционного обучения и не были ориентированы на формирование переговорной культуры будущих менеджеров. В каждой экспериментальной группе реализовывались модель и определенные педагогические условия. В ЭГ-1 проверялась успешность внедрения модели на фоне первого и второго педагогических условий, в ЭГ-2 - трех педагогических условий, в ЭГ-3 - второго и третьего педагогических условий.

Мы рассматриваем необходимость поэтапного формирования переговорной культуры будущих менеджеров, поэтому методика реализации модели и условий включает в себя три этапа: вводный, основной, заключительный.

На каждом из этапов разработанной методики реализуются все компоненты модели формирования переговорной культуры будущих менеджеров средствами иностранного языка, однако, на вводном этапе преобладает целевой компонент, на основном этапе более ярко выражен содержательный и организационный компоненты, а на заключительном - оценочный компонент. Что касается педагогических условий, то на каждом этапе методики формирования переговорной культуры будущих менеджеров средствами иностранного языка реализовывались все педагогические условия.

Первое педагогическое условие - внедрение педагогической фасилитации и выполнение преподавателем роли фасилитатора в процессе формирования переговорной культуры - реализовывалось посредством фасилитирующего взаимодействия преподавателя со студентами, которое характеризуется демократичностью, кооперацией и взаимоуважением; основывается на принципах истинности, открытости, принятия, доверия, эмпатического понимания; осуществляется через активное слушание, создание ситуаций успеха, отказ от критики, соуправление учебной деятельностью, организацию самостоятельной работы.

Второе педагогическое условие - построение образовательного процесса по иностранному языку по типу межкультурной коммуникации - реализовывалось посредством воспроизведения ситуаций межкультурного общения и способов межкультурного взаимодействия переговорной тематики, а так-

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ... же через обогащение содержания электронного обучающего курса «Переговорная культура менеджера» учебным материалом межкультурной направленности [5].

Реализация третьего педагогического условия - включение контекста профессиональной управленческой деятельности в учебную деятельность студентов - основывалось на принципах контекстного обучения и осуществлялось через систему учебных проблемных ситуаций, являющихся прототипом профессиональных задач, которые менеджеру приходится решать посредством переговоров, через моделирование предметного содержания управленческого труда, воспроизведение социальных моделей взаимодействия в профессиональной среде.

Методика формирования переговорной культуры будущих менеджеров построена на интеграции форм, методов и средств, которые приводят к поэтапному развитию искомых переговорных компетенций и метапрофесси-ональных качеств. Специфика дисциплины «иностранный язык» накладывает определенный отпечаток на выбор методических инструментов [6; 7].

В рамках обучения иностранному языку практически невозможны лекции или лабораторные работы, поэтому в качестве организационной формы обучения мы выделяем практическое занятие, аудиторную и внеаудиторную самостоятельную работу и консультацию.

Многообразие форм обучения позволяет преподавателю сочетать различные формы организации учебной работы студентов, среди которых, мы выделили фронтальную, групповую, парную и индивидуальную формы. Наряду с формами обучения и формами организации учебной работы нами применялись и формы контроля: текущий, тематический, рубежный и итоговый.

Система применяемых преподавателем методов обучения включает методы организации учебно-познавательной деятельности (проблемный, игровой (деловая игра), дискуссионный (дебаты), метод проектов, метод кейсов, мозговой штурм, веб-квест, метод интерактивного моделирования, метод симуляций), методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (поощрение, соревнование), методы контроля за успешностью учебно-познавательной деятельности (опрос, тестирование, балльно-рейтинговая система, языковое портфолио).

Методы и формы обучения применяются в единстве с определенными средствами обучения. В ходе реализации модели и педагогических условий формирования переговорной культуры будущих менеджеров на занятиях по иностранному языку мы использовали следующие средства организации обучения: для преподавателя (образовательный стандарт, программа по иностранному языку, книга для преподавателя, справочная, научная и методическая литература); для студентов (учебник, рабочая тетрадь, словари); аудиовизуальные (аудио- и видеоматериалы, компьютерные программы, интернет, цифровые образовательные ресурсы, мультимеди-продукты); технические (СО-проигрыватель, О"УО-плейер, телевизор, компьютер, проектор). Средством в ходе реализации модели и условий выступает и само общение

на иностранном языке, поскольку развитие способности к межкультурному общению возможно лишь в условиях этого общения [2].

Приведем примеры заданий, которые были предложены студентам в процессе формирования переговорной культуры на занятиях по иностранному языку.

Пример 1. Задание проектного типа. Студентам предлагается примерить роли сотрудников издательской компании, специализирующейся на выпуске рекламной печатной продукции. Работая в парах, они должны подготовить брошюру для деловых людей «Переговорный этикет для чайников». Одна брошюра должна иллюстрировать этикет одной страны. Студентам предлагается самостоятельность в выборе содержания и дизайна. По окончании работы над проектом студенты презентуют свою брошюру в классе и голосуют за лучший как по содержанию, так по исполнению вариант.

Пример 2. Задание проблемного типа. Студентам предлагается посмотреть первую часть видеофрагмента, иллюстрирующего переговорную ситуацию по решению проблемы, связанной с поставкой оборудования. В определенный момент видео прерывается, и студенты в группах по три человека обсуждают возможные альтернативные варианты выхода из создавшейся проблемы. Затем все варианты озвучиваются представителями групп. В итоге, видео просматривается до конца, и оригинальная версия выхода из проблемы обсуждается в классе.

В ходе проведения формирующего эксперимента нами был проведен промежуточный срез уровня сформированности переговорной культуры будущих менеджеров. В результате экспертами было отмечено, что внедрение модели формирования переговорной культуры будущих менеджеров средствами иностранного языка и педагогических условий ее реализации способствовало тому, что существенно повысилась осведомленность студентов в области ведения переговоров. Студенты проявляют заинтересованность к процессу обучения переговорам, с большим желанием участвуют в проводимых мероприятиях, творчески подходят к выполнению заданий и упражнений. Они активно включаются в обсуждение различных вопросов, пытаются отстоять свою позицию, защищают интересы группы.

Результаты наблюдения были подтверждены данными диагностики по выделенным критериям. На промежуточном срезе были зафиксированы положительные результаты проводимой работы: во всех экспериментальных группах отмечено снижение количества студентов с низким уровнем сформированности переговорной культуры, а также выявлена положительная динамика в изменении числа студентов, достигших высокого уровня. В среднем около 69% студентов экспериментальных и контрольной групп имеют низкий уровень сформированности переговорной культуры, что на 20% ниже, чем на констатирующем этапе.

Однако более существенные показатели повышения уровня сформиро-ванности переговорной культуры были зафиксированы в ЭГ-3: увеличилось количество студентов с высоким и средним уровнем сформированно-

результаты экспериментальной работы по формированию...

сти переговорной культуры и уменьшилось количество студентов с низким уровнем. Это позволило нам сделать промежуточный вывод о том, что спроектированная модель и педагогические условия ее реализации делают возможным формирование переговорной культуры будущих менеджеров на занятиях по иностранному языку, тогда как традиционная образовательная система не обладает подобным потенциалом.

В соответствии с программой экспериментальной работы обобщающий этап был направлен на выявление итогового уровня сформированности переговорной культуры будущих менеджеров, обработки полученных данных методами математической статистики.

Итоговый срез показал увеличение количества студентов экспериментальных групп с высоким и средним уровнями сформированности переговорных компетенций и метапрофессиональных качеств будущих менеджеров и уменьшение числа студентов с низким уровнем по тем же критериям. В контрольной группе подобной динамики отмечено не было.

для наглядности представим в таблице сравнительный ряд эмпирических данных, полученных на каждом из этапов экспериментальной работы в экспериментальных и контрольной группах.

Таблица

Результаты нулевого, промежуточного и контрольного срезов уровня сформированности переговорной культуры будущих менеджеров

Группа Этапы Уровень сформированности переговорной культуры Средний балл группы (х)

Низкий Средний Высокий

Кол- во % Кол- во % Кол- во %

ЭГ-1 Констатирующий 20 100 0 0 0 0 1,0

Формирующий 14 70 5 25 1 5 1,4

Обобщающий 7 35 11 55 2 10 1,8

ЭГ-2 Констатирующий 18 95 1 5 0 0 1,1

Формирующий 11 58 6 32 2 10 1,5

Обобщающий 3 16 7 37 9 47 2,3

ЭГ-3 Констатирующий 16 76 4 19 1 5 1,3

Формирующий 14 67 5 24 2 9 1,4

Обобщающий 6 29 13 62 2 9 1,8

КГ Констатирующий 17 85 3 15 0 0 1,2

Формирующий 16 80 4 20 0 0 1,2

Обобщающий 15 75 4 20 1 5 1,3

диагностика уровня сформированности переговорной культуры будущих менеджеров на обобщающем этапе экспериментальной работы показала, что у студентов экспериментальных групп отмечается устойчивая положительная динамика, которая вызвана внедрением в практику преподавания иностранного языка в высшей школе модели формирования переговорной

культуры будущих менеджеров средствами иностранного языка и педагогических условий ее реализации.

Обобщающий этап явился логическим завершением экспериментальной работы по формированию переговорной культуры будущих менеджеров средствами иностранного языка. На данном этапе была успешно решена задача экспериментальной проверки модели формирования переговорной культуры будущих менеджеров средствами иностранного языка и педагогических условий ее реализации.

Таким образом, уровень сформированности переговорной культуры будущих менеджеров напрямую зависит от реализации спроектированной модели и педагогических условий. Использование комплекса педагогического обеспечения в ходе экспериментальной работы позволило правильно организовать и непосредственно осуществить процесс формирования переговорной культуры на занятиях по иностранному языку и перейти на более высокий уровень ее развития.

На основании полученных данных мы можем говорить о том, что используемые в традиционной системе подготовки менеджеров в высшей школе формы, методы и средства обучения не в полной мере обеспечивают процесс формирования переговорной культуры. Скрытые до настоящего момента возможности иностранного языка как учебной дисциплины могут быть реализованы для эффективного формирования личности управленца, готового к участию в переговорном процессе для решения профессиональных задач.

Библиографический список

1. Бабанский, Ю. К. Введение в научное исследование по педагогике: учеб. пособие для студентов пед. институтов [Текст] / Ю. К. Бабанский, В. И. Журавлев, В. К. Розов и др.; Под ред. В. И. Журавлева. - М.: Просвещение, 1988. - 239 с.

2. Еремин, В. В. Межкультурная коммуникация как компонент системы подготовки современных специалистов [Текст] / В. В. Еремин // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - №3. - С. 161-165.

3. Новиков, Д. А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи) [Текст] / Д. А. Новиков. - М.: МЗ-Пресс, 2004. - 67 с.

4. Панасенко, Г. В. Становление качеств личности менеджера [Текст] / Г. В. Панасенко // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - №9. - С. 371-376.

5. Цветкова, С. Е. Диагностика развития межкультурной коммуникативной компетенции у студентов экономических специальностей [Текст] / С. Е. Цветаева // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - №9. - С. 123-135.

6. Юртаева, Ю. А. Развитие познавательного потенциала будущих менеджеров в вузе [Текст] / Ю. А. Юртаева, И. В. Резанович // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 10.- С. 113-122.

7. Шеломенцева, И. И. Педагогическое обеспечение развития дивергентного мышления менеджера [Текст] / И. И. Шеломенцева, И. В. Резанович // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 11. - С. 338.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.