Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОЯЗЫЧНАЯ ПОДГОТОВКА / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ РЕСУРСЫ / ИНОЯЗЫЧНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малкова Татьяна Вячеславовна

Сокращение количества учебных часов, выделяемых на изучение иностранного языка, приводит к возрастанию роли самостоятельной работы обучающихся над освоением данной дисциплины. Актуальность темы обусловлена необходимостью поиска средств и методов совершенствования навыков саморегулируемого обучения с использованием современных технологий, как необходимого условия активной и креативной самостоятельной деятельности, реализации интеллектуально-творческого потенциала обучающихся. В статье рассматриваются основные направления использования информационных технологий в ходе самостоятельной работы обучающихся, способствующие не только развитию иноязычной коммуникативной компетенции, но и овладению навыками управления собственным обучением в соответствии со своими потребностями, целями и интересами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малкова Татьяна Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING MODERN TECHNOLOGIES FOR DEVELOPING FOREIGN LANGUAGE COMPETENCE OF STUDENTS IN THE PROCESS OF INDEPENDENT EDUCATIONAL ACTIVITY

The reduction in the number of academic hours allocated for the study of a foreign language leads to the enhancement of the role of independent work of students on subject mastery. The relevance of the topic is due to the need to search for means and methods of improving the skills of self-regulatory training using modern technologies as a necessary condition for active and creative independent activity, realization of intellectual and creative potential of students. The article considers the main directions of the use of information technologies during the independent work, contributing not only to the development of foreign communication competence, but also to mastering the skills of managing one’s own learning in accordance with one’s needs, goals and interests.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Ключевые слова: проект, совместная деятельность, сервисы Web 2.0, облачные технологии.

Annotation. Despite the fact that the design method is more than a hundred years old, its use is still relevant today. This is explained by the adaptability of the method to time and its calls. Today, various digital tools act as the instrumental basis for project activities. The use of wikis, cloud services, online visualization tools is considered. Particular attention is paid to tools for organizing joint activities. Examples of information products developed by students of the Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University are given. The organization of project activities within the framework of the communicative-digital module is considered.

Key words: project, team work, Web 2.0 services, cloud technologies.

Литература:

1. Глотова, М.Ю. Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности педагога: учебное пособие / М.Ю. Глотова, Е.А. Самохвалова. - М.: МПГУ, 2020. - 253 с.

2. Круподерова, Е.П. Представление контента при использовании дистанционных образовательных технологий / Е.П. Круподерова, К.Р. Круподерова // Проблемы современного педагогического образования. -2021. - № 71-1. - С. 193-196

3. Круподерова, Е.П. Формирование компетенций цифровой экономики в условиях информационно-образовательной среды вуза / Е.П. Круподерова, К.Р. Круподерова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 70-1. - С. 227-230

4. Круподерова, Е.П. ИКТ-инструменты для реализации смешанного обучения в условиях предметной цифровой среды / Е.П. Круподерова, К.Р. Круподерова, Н.С. Кадиленко // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - №64- 1. - С. 179-182

5. Круподерова, К.Р. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие / К.Р. Круподерова. - Н. Новгород: Мининский университет, 2022. -112 с.

6. Круподерова, К.Р. Формирование универсальных компетенций будущих педагогов средствами сетевой проектной деятельности: монография / К.Р. Круподерова. - Н. Новгород: Мининский университет, 2021. -106 с.

7. Панюкова, С.В. Цифровые инструменты и сервисы в работе педагога. Учебно-методическое пособие / С.В. Панюкова. - М.: Изд-во «Про-Пресс», 2020. - 33 с.

8. Сиренко, Ю.С. Внедрение «Ядра высшего педагогического образования» в перспективах управления, преподавания и методической работы / Ю.С. Сиренко // Наука и школа. - 2022. - №4. - С. 45-50

9. Смирнова, Ж.В. Современные средства и технологии оценивания результатов обучения / Ж.В. Смирнова, О.Г. Красикова // Вестник Мининского университета. - 2018. - №3 (24). - С. 9.

10. Шмульская, Л.С. Организация групповой работы студентов в электронной образовательной среде / Л.С. Шмульская С.В. Мамаева // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 67-4. -С. 358-361

11. Экспресс-анализ цифровых образовательных ресурсов и сервисов для организации учебного процесса школ в дистанционной форме / И.А. Карлов, В.О. Ковалев, Н.А. Кожевников [и др.]. - М.: НИУ ВШЭ, 2020. - 200 с.

12. Samerkhanova, E.K. Implementation of the competence approach with the help of network project activities / E.K. Samerkhanova, E.P. Krupoderova, K.R. Krupoderova, L.N. Bakhtiyarova, A.V. Ponachugin, T.I. Kanyanina // Opcion. - 2019. - T. 35. - № Special Issue 19. - C. 565-590

УДК 378.147:372.881.1:004

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

доцент Малкова Татьяна Вячеславовна Санкт-Петербургский университет МВД России (г. Санкт-Петербург)

Постановка проблемы. Эффективность развития коммуникативных навыков в процессе иноязычной подготовки в значительной степени определяется адекватностью выбора методов и приемов обучения и зависит от того, каким образом преподаватель воздействует на обучающихся для достижения поставленных учебных целей. Однако не меньшее значение в процессе изучения иностранного языка имеет самостоятельная работа обучающихся, их автономная, осознанная и целенаправленная учебно-познавательная деятельность, направленная на совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции. Современному студенту необходимо самостоятельно осуществлять поиск и обработку поступающей информации в соответствии с собственными системами понимания и знания, что позволит ему стать не просто специалистом, но и самостоятельной личностью, способной воспроизводить собственную деятельность многократно без участия посторонних [1].

Изложение основного материала исследования. Вопрос подготовленности обучающихся к самостоятельному обучению приобрел особую актуальность в период пандемии новой коронавирусной инфекции, когда образовательным организациям всех уровней пришлось в неотложном порядке и на неопределенный срок перейти на дистанционный формат работы. Анализ приобретенного опыта онлайн

преподавания и обучения выявил существование определенных пробелов как в организации учебного процесса в тот период, так и в образовательном прогрессе обучающихся в результате нескольких месяцев дистанционного обучения. Сегодня совершенно очевидно, что наличие у обучающихся навыков самостоятельного, саморегулируемого обучения является ключевым фактором, от которого зависит достижение ими планируемых результатов обучения.

Современные технологии открывают перед обучающимися широкий выбор информационных ресурсов, которые могут быть использованы для развития всех видов речевой деятельности, расширения словарного запаса, обогащения общего и профессионального кругозора и т.д. Задача преподавателя заключается в том, чтобы повысить готовность обучающихся к самостоятельному приобретению знаний, укрепить их уверенность в себе, мотивацию и самооценку, вооружить необходимыми для данного вида работы инструментами и навыками.

Рассмотрим некоторые направления использования современных технологий в ходе самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, в том числе в контексте профессиональной направленности изучения иностранного языка.

1. Использование коммуникативных служб интернета. Самостоятельное обучение может оказаться сложной задачей даже для самых способных и мотивированных обучающихся. В качестве средства лучшего понимания процессов, задействованных в этом способе обучения, необходимо проработать базовые компоненты четырех ключевых этапов независимого или самостоятельного обучения: готовность к обучению, постановка целей обучения, организация самого процесса обучения и оценка его результатов. Благодаря электронной почте, социальным сетям, веб-форумам и чатам осуществляется гибкая система обратной связи и консультирования обучающихся преподавателем в процессе реализации обучающимися самостоятельных видов деятельности.

2. Использование справочников и словарей. Развитие информационной компетенции и информационной культуры является необходимым условием формирования профессионала в любой области. Умение работать со справочной литературой в процессе обработки иноязычной информации, находить правильное значение лексических единиц, критически осмысливать и сопоставлять информацию, полученную из разных источников, принимать решение по выбору адекватных лексических средств формируется в ходе самостоятельной работы обучающихся с такими ресурсами, как [2; 15; 13; 8; 14].

3. Дистанционное обучение. Огромное разнообразие онлайн курсов позволяет обучающимся самостоятельно приобретать необходимые знания, улучшать способность воспринимать иностранную речь на слух, развить лексические навыки, работать над совершенствованием тех или иных составляющих иноязычной компетенции. При выборе курсов обучающиеся ориентируются на свои образовательные потребности, что способствует развитию навыков самоанализа и самооценки [17; 3].

4. Использование готовых обучающих материалов. В основе саморегулируемого обучения лежит личное желание, потребность обучающегося освоить некие новые знания, найти больше информации по интересующей его теме и максимально эффективно ее использовать. Так, для развития иноязычной коммуникативной компетенции может быть рекомендован целый ряд ресурсов, например [16; 12; 11; 7].

5. Создание авторских обучающих материалов. Чрезвычайно важно полученные знания и навыки применять на практике, что создает дополнительную мотивацию и служит хорошим стимулом для дальнейшего самостоятельного обучения. Применение новых знаний в новых ситуациях помогает переоценить и по мере необходимости изменить цели обучения. Создание собственных продуктов с помощью интерактивных ресурсов, например, [6; 5; 10], будет оказывать влияние на активизацию творческого потенциала обучающихся, их способности выявлять проблемы и быстро самостоятельно искать эффективные решения. Кроме того, создание авторских продуктов и использование их на практике, например, на занятиях по иностранному языку, будет способствовать повышению мотивации, росту самооценки, стимулировать процесс самоуправляемого обучения, приносить радость и удовлетворение от овладения новыми знаниями и навыками.

6. Поиск видео/аудио материалов профессиональной направленности в рамках заданной темы. Данное направление представляется чрезвычайно перспективным и интересным, поскольку в процессе самостоятельного поиска и отбора видео обучающиеся развивают и совершенствуют навыки во всех видах речевой деятельности. При отборе видео должны быть соблюдены определенные критерии, например: длительность, наглядность, темп речи, соответствие теме и т.д., составлены аннотации на иностранном языке для презентации видеоматериалов на занятии. Этот вид самостоятельной работы формирует у обучающихся ответственное отношение к результатам деятельности, способствует повышению мотивации и осознанию своей роли в процессе собственного образования.

7. Научно-исследовательская и творческая деятельность. Поиск и анализ текстовой информации, в том числе профессиональной направленности в рамках заданной темы, представляет собой наиболее распространенное направление использования цифровых технологий. Значительная часть обучения - это удовлетворение некоторого уровня любопытства. Активное обучение стимулируется любопытством, желанием более тщательно исследовать интересующую проблему. Это означает, что интерес и вовлеченность мотивируют к более эффективному самостоятельному обучению, к получению гораздо большего объема знаний. Благодаря современным технологиям обучающиеся получают возможность проводить исследования и реализовывать проекты по интересующим их вопросам, накапливая информацию, в том числе для дальнейшего использования при написании курсовых работ и дипломов.

8. Игровая деятельность. Игры позволяют сочетать развлечение и обучение и также являются весьма перспективным направлением использования современных технологий, в том числе для самостоятельного развития лексических навыков. Такие ресурсы, как [18; 4; 5; 9], позволяют обучающимся в игровой форме прорабатывать лексический материал, способствуют лучшему запоминанию лексики и расширению лексического запаса.

Выводы. Рассмотренные возможности использования информационных технологий в ходе самостоятельной работы обучающихся, несомненно, способствуют развитию иноязычной компетенции. Но что не менее важно, они совершенствуют способность с саморегулируемому обучению, познавательной деятельности на основе собственного плана и собственной цели, что является прочной основой для непрерывного обучения и представляет собой одну из важнейших характеристик современного конкурентоспособного специалиста.

Аннотация. Сокращение количества учебных часов, выделяемых на изучение иностранного языка, приводит к возрастанию роли самостоятельной работы обучающихся над освоением данной дисциплины. Актуальность темы обусловлена необходимостью поиска средств и методов совершенствования навыков саморегулируемого обучения с использованием современных технологий, как необходимого условия активной и креативной самостоятельной деятельности, реализации интеллектуально-творческого потенциала обучающихся. В статье рассматриваются основные направления использования информационных технологий в ходе самостоятельной работы обучающихся, способствующие не только развитию иноязычной коммуникативной компетенции, но и овладению навыками управления собственным обучением в соответствии со своими потребностями, целями и интересами.

Ключевые слова: иноязычная подготовка, самостоятельная работа, информационные технологии, интерактивные ресурсы, иноязычная компетенция.

Annotation. The reduction in the number of academic hours allocated for the study of a foreign language leads to the enhancement of the role of independent work of students on subject mastery. The relevance of the topic is due to the need to search for means and methods of improving the skills of self-regulatory training using modern technologies as a necessary condition for active and creative independent activity, realization of intellectual and creative potential of students. The article considers the main directions of the use of information technologies during the independent work, contributing not only to the development of foreign communication competence, but also to mastering the skills of managing one's own learning in accordance with one's needs, goals and interests.

Key words: foreign language training, independent work, information technology, interactive resources, foreign language competence.

Литература:

1. Везетиу, Е.В. Современные методы обучения английскому языку в высшей школе / Е.В. Везетиу, Е.В. Вовк // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 2 (87). - С. 56-58

2. Мультитран [сайт]. - URL: https://www.multitran.com (дата обращения 25.02.2023).

3. Образовательный центр Oxford [сайт]. - URL: https://oxford-russia.ru/skypegroups/ (дата обращения 25.02.2023).

4. ABCya.com [сайт]. - URL: https://www.abcya.com/games/make_a_word_search (дата обращения 19.02.2023).

5. A to Z Teacher Stuff.com [сайт]. - URL: https://tools.atozteacherstuff.com/word-search-maker/wordsearch.php (дата обращения 18.02.2023).

6. BrandQuiz [сайт]. - URL: https://www.brandquiz.io/ (дата обращения 18.12.2022).

7. British Council [сайт]. - URL: https://learnenglish.britishcouncil.org/ (дата обращения 25.02.2023)

8. Cambridge Dictionary [сайт]. - URL: https://dictionary.cambridge.org/ru/ (дата обращения 25.02.2023).

9. Discovery Education.com [сайт]. - URL: https://puzzlemaker.discoveryeducation.com/word-search (дата обращения 20.02.2023).

10. Education.com [сайт]. - URL: https://www.education.com/worksheet-generator/reading/crossword-puzzle/ (дата обращения 21.01.23).

11. Learn English Today [сайт]. - URL: https://learn-english-today.com / (дата обращения 25.02.2023).

12. Lingualeo [сайт]. - URL: https://lingualeo.com/ru (дата обращения 25.22.2023).

13. Longman [сайт]. - URL: https://www.ldoceonline.com/ (дата обращения 25.02.2023).

14. Macmillan Dictionary [сайт]. - URL: https://www.macmillandictionary.com/ (дата обращения 25.02.2023).

15. Oxford Learner's Dictionary [сайт]. - URL: https://www.oxfordlearnersdictionaries.com/ (дата обращения 25.02.2023).

16. Preply [сайт]. - URL: https://preply.com/en/learn/english/grammar (дата обращения 25.12.2022).

17. Skyeng [сайт]. - URL: https://skyeng.ru/programs/ (дата обращения 25.02.2023).

18. TheWordSearch [сайт]. - URL: https://thewordsearch.com/maker/ (дата обращения 18.02.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.