9. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
10. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике. Для средних специальных учебных заведений. - М.: Владос, 2002.
11. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина -Кишинев: Лумина, 1979.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
© Цуканова С.В.*
Ноябрьский колледж профессиональных и информационных технологий,
г. Ноябрьск
В статье рассматриваются ра:1личные современные педагогические технологии и их эффективность в процессе обучения.
Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Уже недостаточно владеть багажом из суммы знаний, умений и навыков. Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. В нашей стране проблема результативности обучения активно разрабатывается на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью. За последние десятилетия отечественная наука значительно продвинулась во внедрении новых психологопедагогических технологий.
Существуют разные определения педагогической технологии. На мой взгляд, наиболее удачно отражает сущность педагогических технологий следующее определение:
«Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя» (В. Монахов).
В условиях современной российской действительности институты образования столкнулись с необходимостью разработки программы адаптации молодежи к жизни в новом обществе, формирования у выпускников личностных качеств, которые позволили бы им быть созидателями демо-
* Преподаватель кафедры Иностранных языков.
кратического общества и реализовать свои возможности в нем. Результативность обучения в современных условиях связана с переходом к личностно-ориентированным, развивающим технологиям, которые помогают не только приобрести знания, умения и навыки по предмету, но и сформировать компетенции, необходимые для адаптации в современном обществе.
Обучение не столько задает вектор развития, сколько создает для этого все необходимые условия. Тем самым существенно меняется функция обучения. Его задача не планировать общую, единую и обязательную для всех линию психического развития, а помогать каждому ученику с учетом имеющегося у него опыта познания совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность. В этом случае исходные моменты обучения - не реализация его конечных целей (планируемых результатов), а раскрытие индивидуальных познавательных возможностей каждого ученика и определение педагогических условий, необходимых для их удовлетворения.
Учитель никогда не добьется успеха, если не сумеет установить контакт с учащимися, основанный на доверии, взаимопонимании и любви. Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами.
Многие основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.
Что представляют собой формы интерактивного обучения? Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.
Технологий интерактивного обучения существует огромное количество. Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с учащимися. Педагогическая технология - совокупность психологопедагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств.
Лихачёв Б.Т. считает, что «она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса».
Современное образование должно быть направленно на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Личностно-ориентированное обучение предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся, его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т.е. ученик как личность. Личностно-ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка.
Личностно-ориентированное обучение позволит повысить мотивированность учащихся к обучению и их познавательную активность, создать условия для систематического контроля (рефлексии) усвоения знаний учащимися, отследить динамику развития учащихся, учесть уровень обученности и обучаемости практически каждого учащегося.
Признание учащегося главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика. Учитель не сможет построить свою работу на уроке в русле личностно-ориентированного подхода, не зная психологических особенностей учеников. Ведь учащиеся очень разные. Один очень активно работает на уроке, другой знает ответ, но боится отвечать, у одного проблемы с дисциплиной, у другого со слуховой памятью и т.д. То есть учитель должен строить свою работу, изучая своих учеников, изучая их личности. Должна присутствовать педагогическая поддержка. Современный учитель должен владеть этой технологией.
Перевод обучения на субъектную основу требует такой педтехнологии, которая бы обеспечила ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, склонностей, самостоятельности, коллективизма, умения осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Модульное обучение позволяет практически решить эту задачу. Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению.
Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности. Задачи учителя - мотивировать процесс обучения, осуществлять управление учебно-познавательной деятельностью учащихся. Термин «образовательные технологии» более ёмкий, чем «технологии обучения», ибо он подразумевает ещё и воспитательный аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств обучаемых.
При изучении иностранных языков наиболее значимые результаты даёт метод проектов. Он позволяет создать на уроке творческую атмосферу, где каждый учащийся вовлечен в активный познавательный процесс на основе методики сотрудничества. Ребята сами набирают тексты своих сочинений на компьютерах, учатся работать с текстовыми и графическими редакторами, совершенствуют навыки работы на компьютере. Методика
проектного обучения широко используется в нашей школе для обобщений знаний и умений по изученной теме. Нужно четко определить, зачем выполняется тот или иной проект, чему могут научиться учащиеся, что именно должен делать каждый участник работы, чтобы достичь собственных целей, поставленных в самом начале работы над проектом.
Цель педагогических технологий - повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение запланированных результатов обучения. Главное - ориентация на личность учащегося, т.к. педагогическая технология - совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для целенаправленного воздействия на формирование личности с заданными качествами; это деятельность, направленная на создание условий для формирования уровня образованности личности.
Говоря о современных педагогических технологиях, нельзя не сказать и о компьютерных.
Бытуют опасения, что техника может вытеснить учителей. Некоторые учителя скептически относятся к такой методике: «Зачем это нужно? Имеется много новых учебных пособий, аудио и видео программ, да, и лучше самого учителя никто не научит». Как вспомогательные средства обучения иностранному языку, компьютерные программы имеют свои преимущества. Они позволяют осуществлять индивидуальный подход к учащимся. Я применяю компьютерные технологии не на каждом уроке, а при введении новой темы, участии в проектах, тестировании, использовании обучающих программ, внеклассной деятельности. Объемы информации стремительно растут, и современные способы их хранения, передачи и обработки перестают быть эффективными. А компьютерные технологии представляют большой спектр возможностей для повышения продуктивности обучения.
Каждый учитель может внести свой вклад в совершенствование нашего образования, применяя новые приемы и методы обучения. Зачем нужны такие серьезные перемены в обучении? Почему нельзя обойтись прежними, проверенными временем методами? Ответ очевиден: потому что новая ситуация требует новых подходов. Если учащийся сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям. Очевидно, что учить нужно именно тому, что может пригодиться, только тогда наши выпускники смогут достойно представлять достижения отечественного образования.
Применение элементов педагогической технологии на уроках позволяет учителю точно и конкретно определить место и значение каждого урока в теме, а это в свою очередь обеспечивает повышение эффективности учебного процесса. Кроме того, происходит переход обучения на субъектную осно-
ву, что способствует развитию мотивационной сферы учащегося, его интеллекта, самостоятельности, чувства коллективизма, способности контролировать и управлять своей учебно-познавательной деятельностью.
Список литературы:
1. Коптюг Н.М. Интернет-проект как дополнительный источник мотивации учащихся // Иностранные языки в школе. - 2003. - № 3.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000.
3. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? // Методист. - 2004. - № 1. - С. 42.
4. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2001. - № 2, 3.
5. Питюков В.Ю. Что такое педагогическая технология. Воспитание школьников - М., 1995.
6. СелевкоГ.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.
7. Ткачев В.О. Применение компьютерных технологий на уроках английского языка // АЯШ. - 2005. - № 3 (11). - С. 64.
8. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. Педагогическое воздействие в процессе воспитания школьников - М., 1992.
9. www.edu-zone.net.
10. www.festival.1september.ru.
11. www.ioso.ru.