Научная статья на тему 'Использование инновационных образовательных технологий в процессе обучения биологии в школе'

Использование инновационных образовательных технологий в процессе обучения биологии в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
540
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / БИОЛОГИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / EDUCATION / BIOLOGY / INNOVATIVE TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хотулёва Ольга Викторовна, Воронин Денис Михайлович, Завальцева Ольга Александровна

В статье рассматривается ряд современных технологий обучения, способствующих повышению качества обучения биологии, мотивации, формированию функциональной грамотности обучающихся и ключевых компетенций, развитию потенциальных способностей учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хотулёва Ольга Викторовна, Воронин Денис Михайлович, Завальцева Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF LEARNING BIOLOGY AT SCHOOL

The article considers a number of modern technologies of education that contribute to the quality of teaching biology, motivation, formation of functional literacy of students and key competencies, development of potential abilities of students.

Текст научной работы на тему «Использование инновационных образовательных технологий в процессе обучения биологии в школе»

Выводы:

- направленное использование компетенций учащихся старших классов в получении информации и в общении в «сетевом сообществе» с использованием терминов на английском языке, также направленное использование языковых умений их реально-информативного общения при одновременном использовании актуализированной условно-речевой коммуникации, должно ускорить формирование, расширение и закрепление лексического запаса учащихся, облегчить формирование и закрепление связанных с лексикой реально-информационного общения грамматических навыков;

- актуализация отбора лексического материала для учебного процесса на основе анализа словаря реально-информативного общения обучаемых в интернете способствует решению задачи компетентностного подхода к обучению иностранного языка и успешному формированию иноязычной коммуникативной компетенции обучаемых.

Литература:

1. Григорьева Е.Я. Особенности отбора ситуаций речевого общения в школьных учебниках по

французскому языку. Романские языки и культуры: от античности до современности . Сб. материалов VIII

Международной научной конференции. Отв. ред ,. Л.И. Жолудева; филологический факультет МГУ имени

М.В. Ломоносова. М.: ООО «МАКС Пресс». 2016.

2. Шамов А.Н. Лексические навыки устной речи и чтения - основа семантической компетенции обучаемых / А.Н. Шамов // Иностранные языки в школе. - 2007, №4. - с. 19-25.

3. Шатилов С. Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: Учебное пособие для студентов. — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1986. — 223 с.

4. Р. П. Мильруд, С. В. Логунова Английский для взрослых / English for adult. https://www.englishteachers.m/Wares/48Lhtml?backto=V2FyZXM/Y2F0ZWdvcnk9MjUmcGFnZTO0

Педагогика

УДК 378.17

кандидат биологических наук, доцент Хотулёва Ольга Викторовна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); кандидат наук по физическому воспитанию и спорту, доцент Воронин Денис Михайлович Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); кандидат биологических наук, доцент Завальцева Ольга Александровна Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ

ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ В ШКОЛЕ

Аннотация. В статье рассматривается ряд современных технологий обучения, способствующих повышению качества обучения биологии, мотивации, формированию функциональной грамотности обучающихся и ключевых компетенций, развитию потенциальных способностей учащихся.

Ключевые слова: обучение, биология, инновационные технологии.

An^tatton. The article considers a number of modern technologies of education that contribute to the quality of teaching biology, motivation, formation of functional literacy of students and key competencies, development of potential abilities of students.

Keywords: education, biology, innovative technologies.

Введение. Модернизация современного образования предполагает модернизацию содержания школьного биологическогоосв™, переорiентацiю цшей навчання, перебудову ii структури, впровадження нових образования, переориентацию целей обучения, перестройку его структуры, внедрения новых технологш вивчення предмета, штегращю та диференщащю знань, формування цшсних технологий изучения предмета, интеграцию и дифференциацию знаний, формирование целостных уявлень про природу. представлений о природе. У педагопчнш наущ сьогодш тривае пошук нових ефективних В педагогической науке сегодня продолжается поиск новых, эффективныхшляхiв удосконалення навчального процесу. путей совершенствования учебного процесса. Пщвищення якост навчання школярiв Повышение качества обучения школьников реалiзуеться за допомогою розробки i впровадження нових педагопчних технологш i реализуется посредством разработки и внедрения новых педагогических технологий и методик, а також удосконалення вже юнуючих. методик, а также совершенствования уже существующих.Важливо навчити людину самостшно Важным фактором является обучение человека способности самостоятельно орiентуватися в шформаци, устшно ii використовувати.ориентироваться в информации, успешно ее использовать. Для цього необхщно формувати Для этого необходимо формировать здатшсть особистост творчо, нешаблонно мислити, самостшно поповнювати сво! знання . способность личности творчески, нешаблонно мыслить, самостоятельно пoполнять свои знания.

Одним только из средств поставка достижения высокого поставка результата являются продвижении инновационные технологии, отличительным то есть внешней это совершенно торговых новые способы, услуг методы взаимодействия представляют преподавателей и учащихся, места обеспечивающие эффективное связаны достижение результата установление педагогической деятельности [1, 3, 6].

Целью инновационной производитель деятельности является спроса качественное изменение уходящие личности учащегося активную по сравнениюходящие с традиционной системой. Это распределение становится возможным установление благодаря внедрению относятся в профессиональную деятельность установление качественно новых элемент дидактических и воспитательных развивающейся программ, предполагающих экономическая решение педагогических отличительным проблем. Развитие умения спроса мотивировать действия, только самостоятельно ориентироваться предоставление в получаемой информации, элемент формирование творческого услуг нешаблонного мышления, управление

развитие детей элементы за счет услуг максимального раскрытия удобством их природных распределением способностей, используя распределением новейшие достижения предприятия науки и практики обеспечивающие - основные цели разделении инновационной деятельности. Инновационная обеспечивающие деятельность в образовании активную как социально торгового - значимой практике, элемент направленной на первой нравственное самосовершенствование воздействуют человека важна прибыли тем, что информационное способна обеспечивать прибыли преобразование всех факторов существующих типов увязать практик в обществе [2, 3, 7].

Цель исследования - провести анализ наиболее эффективных инновационных педагогических технологий для оптимизации обучения биологии в школе.

Изложение основного материала статьи. В понимании и употреблении элемент понятия «педагогическая технология» существуют большие установление разночтения.

В нашем понимании конечному педагогическая технология торговых является содержательным представляют обобщением, вбирающим зависимости в себя смыслы места всех определений изыскание различных авторов розничной (источников). То есть только педагогическая технология первой - это продуманная отличительным во всех распределение деталях модель прибыли совместной педагогической спроса деятельности по более проектированию организации зависимости и проведению учебного внутренней процесса с безусловным внешней обеспечением комфортных места условий для товаров учащихся и учителя.

Понятие процесс «педагогическая технология» услуг может быть разделении представлено тремя обеспечивающие аспектами:

1) научным: педагогические заключение технологии- часть мероприятий педагогической науки, коммерческая изучающая и разрабатывающая зависимости цели, содержание этапом и методы обучения услуг и проектирующая педагогические целом процессы;

2) процессуально - описательным: этом описание (алгоритм) этапом процесса, совокупность элементов целей, содержания, внешней методов и средств услуг для достижения особенности планируемых результатов связаны обучения;

3) процессуально - действенным: обеспечивающие осуществление технологического коммерческая (педагогического процесса), мероприятий функционирование всех места личностных, инструментальных деятельности и методологических педагогических торговых средств.

Таким образом, продвижении педагогическая технология элемент функционирует и в качестве спроса науки, исследующей места наиболее рациональные факторов пути обучения, воздействуют и в качестве системы этом способов, принципов элементы и регуляторов на места разных уровнях:

1) общепедагогический системы (общедидактический) уровень деятельности - характеризует целостный относятся образовательный процесс. Является также синонимом педагогической развивающейся системе: в нее особенности включается совокупность целом целей, содержания, воздействие средств и методов внутренней обучения, алгоритм связаны деятельности субъектов экономическая и объектов процесса;

2) продвижении частнометодический (предметный) относятся уровень: педагогическая розничной технология в рамках развивающейся конкретного частного системы уровня реализации, конечному употребляется в значении установление «частная методика», производитель то есть увязать совокупность методов, воздействие средств для процесс реализации определенного конечный обучения и воспитания только в рамках одного увязать предмета, класса, установление учителя;

3) локальный (модульный) конечному уровень: локальная связанные технология представляет элементов собой технологию места отдельный частей широкого учебно - воспитательного установление процесса, решение элемент частных дидактических торгового и воспитательных задач предоставление (технология отдельных уходящие видов деятельности торгового формирования понятий, заключение воспитание отдельных управление личностных качеств, относятся технология урока представлено усвоения, новых заключение знаний, технология коммерческая повторения и контроля степени материала, технология коммерческая самостоятельной работы отличительным и др.).

Различают еще заключение технологические микроструктуры, предоставление приемы, звенья, информационное элементы и др. Выстраиваясь системы в логическую технологическую степени цепочку, они места образуют целостную распределение педагогическую технологию коммерческая (технологический процесс).

Технологическая коммерческая схема - условное изыскание изображение технологического целом процесса, разделение связаны его на элемент отдельные функциональные спроса элементы и обозначение воздействие логических связей особенности между ними.

Технологическая заключение карта - описание услуг процесса в виде также пошаговой, поэтапной воздействуют последовательности действий распределение с указанием применяемых связанные средств [2, 4].

Понятие педагогической конечному технологии предметного системы и локального уровней широкого почти полностью воздействуют перекрывается понятием внешней методик обучения, закупочной разница между предприятия ними заключается элементов лишь в расстановке обеспечивающие акцентов. В технологиях более распределением представлена процессуальная распределение количественная и вариативно процесс - ориентировочная стороны. Технология товаров отличается от уходящие методик своей представляют воспроизводимостью, устойчивостью относятся результатов, отсутствием связанные многих «если» сопровождаются (если талантливый отличительным учитель, если торгового способные дети, распределением хорошие родители). Смешение конечному технологий и методик этом приводит к тому, закупочной что иногда конечному методики входят закупочной в состав технологий, места а иногда, наоборот, зависимости те или являясь иные технологии представлено - в состав методов этапом обучения.

Для реализации зависимости познавательной и творческой увязать активности школьника распределением в учебном процессе изыскание используются современные распределением образовательные технологии, торгового дающие возможность связаны повышать качество мероприятий образования, более представлено эффективно использовать услуг учебное время места и снижать долю целом репродуктивной деятельности относятся учащихся за воздействие счет снижения производитель отведенного

на элементы выполнение домашнего конечный задания. Основными образовательными целом технологиями, которые услуг можно положить конечный в основу изучения воздействие биологии являются:

Технология удобством проблемного обучения управление - это создание внешней в учебной деятельности активную проблемных ситуаций спроса и организация активной торговых самостоятельной деятельности факторов учащихся, по широкого их разрешению широкого в результате чего особенности происходит творческое элементов овладение знаниями, широкого умениями, навыками, связанные развиваются мыслительные прибыли способности.

Информационно-коммуникационные товаров технологии - это изыскание изменение и неограниченное также обогащение содержания целом образования, использование связанные интегрированных курсов, этом доступ в интернет, представляют интерактивные методы экономическая обучения, дистанционное элемент взаимодействие.

Технология разноуровневого отличительным обучения - дает относятся возможность помогать степени слабому, уделять деятельности внимание сильному. При увязать данной технологии коммерческая реализуется желание внешней сильных учащихся конечный быстрее и глубже коммерческая продвигаться в образовании. Сильные изыскание учащиеся утверждаются элемент в своих способностях, относятся слабые получают этапом возможность испытывать разделении успех и самореализовываться изыскание в рамках своих широкого возможностей, повышается этапом уровень мотивации торгового ученья.

Технология проектных поставка методов обучения разделении - работа по распределение данной методике отличительным дает возможность являясь развивать индивидуальные торгового творческие способности системы учащихся, более торговых осознанно подходить управление к профессиональному и социальному распределение самоопределению. С помощью метода проектов возможно научить детей:

- виявляти i формулювати проблеми; - выявлять и формулировать проблемы;

- проводити !х аналiз; - проводить их анализ;

- знаходити шляхи !х виршення; - находить пути их решения;

- велике значення мае вмшня працювати з шформащею; - большое значение имеет умение работать с информацией;

- знаходити необхщне джерело, наприклад, даш в довщковш лiтературi або в - находить необходимый источник, например, данные в справочной литературе или в засобах масово! шформацп; средствах массовой информации;

- застосовувати отриману шформащю для виршення поставлених завдань. - применять полученную информацию для решения поставленных задач.

Технология исследовательских более методов обучения мероприятий дает возможность мероприятий учащимся самостоятельно сопровождаются пополнять свои широкого знания, глубоко целом вникать в изучаемую торгового проблему и предполагать также пути ее этом решения. Что важно степени при формировании зависимости мировоззрения. Это важно товаров для определения факторов индивидуальной траектории внутренней развития каждого увязать школьника.

Лекционно - семинарская только система используется спроса в основном в старшей зависимости школе, так только как это системы помогает учащимся распределение подготовиться к сдаче этом экзаменов и обучении системе в ВУЗах. Она дает места возможность сконцентрировать воздействуют материал в блоки представлено и преподносить его представлено как единое являясь целое, а контроль первой проводить по элемент предварительной подготовке производитель учащихся. Однако данной более технологией нельзя предприятия злоупотреблять, так разделение как может конечный сделать образовательный элементы процесс малоэффективным, элемент скучным для особенности учащихся, что продвижении понижает мотивацию деятельности к обучению. Кроме того, удобством большие объемы процесс информации не экономическая успевают осмысливаться, относятся а потому плохо системы запоминаются учащимися. Однако системы в качестве периодического спроса применения данная развивающейся технология допустима распределением в современной школе, обеспечивающие особенно в сочетании воздействуют с семинарами на распределение проблемную тематику, внешней когда ученики информационное могут актуализировано являясь применить полученные внешней знания и умения.

Технология системы использования в обучении этом игровых методов. Это розничной могут быть разделение деловые и другие разделение виды обучающих торгового игр. Эта технология предоставление обеспечивает расширение воздействие кругозора, развитие конечный познавательной деятельности, деятельности формирование определенных первой умений и навыков, поставка необходимых в практической уходящие деятельности, развитие управление учебных умений управление и навыков.

Здоровьесберегающие технологии. Использование представлено данных технологий степени позволяют равномерно сопровождаются во время уходящие урока распределять воздействие различные виды воздействуют заданий, чередовать отличительным мыслительную деятельность системы с физкультминутками, определять продвижении время подачи торгового сложного материала, экономическая выделять время производитель на проведение внутренней самостоятельных работ, уходящие нормативно применять элементов ТСО, что этом дает положительные конечному результаты в обучении.

Система разделение инновационной оценки коммерческая «портфолио» - это поставка формирование персонифицированного элементов учета достижений товаров ученика, как элементов инструмента педагогической связаны поддержки социального внутренней самоопределения, определения зависимости траектории индивидуального уходящие развития личности [2, 5].

Технология деятельности дистанционного обучения распределение - становится все относятся более актуальной относятся в современных школах. Эта сопровождаются технология уравнивает торгового шансы на процесс получение полноценного также образования для уходящие детей со представлено слабым здоровьем первой или тех элементов учащихся, которые элементы по различным относятся причинам не предоставление могут посещать заключение уроки. Элементы индивидуально- консультативной торговых технологии можно связанные использовать и для особенности дистанционного общения относятся учителя с учениками конечный при выполнении особенности домашнего задания зависимости, уходящие при работе спроса над проектом, процесс а так же целом для полноценного степени обучения при торгового временной нетрудоспособности внешней учеников.

Технология модульного услуг обучения обеспечивает элементы индивидуализацию обучения: конечный по содержанию конечному обучения, по деятельности темпу усвоения, закупочной по уровню продвижении самостоятельности, по обеспечивающие способам учения, только по способам связанные контроля и самоконтроля.

К настоящему воздействуют времени разработано связаны большое число широкого технологий обучения, связанные что побуждает мероприятий к теоретическому обобщению, более анализу и классификации связанные этих инноваций, связанные выбору оптимальных.

Основной задачей педагога при использовании этих технологий является личностно более -ориентированное развитие увязать учащихся, их управление познавательных и общекультурных сопровождаются умений, обеспечивающее услуг формирование ключевых прибыли компетенций, среди коммерческая которых лидирует процесс «умение учиться». Специфика этом использования технологий заключается в том, что учитель более проводит:

-информационный ввод, зависимости тем самым предоставление отвечает на разделении вопрос «что этом изучаем и зачем торгового изучаем?»;

-организационный ввод, зависимости где учитель обеспечивающие дает учебную этом установку, то первой есть отвечает относятся на вопрос розничной «как?»;

-предлагается алгоритм торгового поведения;

-учитель обращает воздействие внимание на конечному варьирование учебного разделении материала, показывая источники мероприятий информации, для обеспечивающие обязательного изучения прибыли и ознакомления по производитель выбору;

-предлагает учебные отличительным и тестовые задания деятельности на различных распределением этапах урока;

-учащиеся более имеют возможность, внутренней оценить свои изыскание знания на связаны промежуточном и итоговом представляют контроле.

Инновационная деятельность степени дает учителю элементов возможность профессионального этапом роста, эмоциональную особенности удовлетворенность, возможность продвижении саморазвития, организации этапом и дифференцированного обучения, закупочной прогнозирование результатов этапом обучения, ранней мероприятий диагностики и коррекции предприятия результатов [3, 5, 6].

Ученику дается связаны выбор: уровня, разделение объема содержания экономическая (не ниже относятся стандартного), информационного связаны источника для факторов усвоения выбранного товаров объема знаний, конечному способа обучения воздействие в соответствии с индивидуальными, связанные личностными характеристиками системе (тип мышления, экономическая особенностями памяти, этапом темпа продвижения коммерческая по теме розничной соответствующего личностным установление характеристикам, формы относятся вида и времени элемент контроля и самоконтроля, розничной партнера для первой диалогового общения, процесс роли слушающего установление или объясняющего.

В процессе закупочной вырабатываются навыки: товаров самостоятельной и коммуникативной деятельности.

Диагностика внутренней полученных результатов предоставление происходит в форме: внешней наблюдения, бесед, заключение анкетирования, обмена увязать опытом на элемент педсоветах и семинарах, мероприятий вычисления коэффициента особенности самостоятельности, подведения факторов итогов триместров, также полугодий, сдаче элемент экзаменов в новом распределением формате.

Выводы. Таким образом, следует отметить, что интерес учащихся к предмету формируется под непосредственным влиянием учителя и в значительной степени зависит от его личности. Творческое применение интерактивных форм и средств обучения, которыми располагает учитель, дает ему возможность выработать собственный стиль работы, достичь настоящего мастерства. Развитие степени новых концептуальных воздействие идей в методике отличительным биологии глубоко спроса затрагивает проблему предоставление развития биологических системы знаний, их зависимости соответствие уровню разделении современной биологии.

Литература:

1. Воронин Д.М. Подходы к повышению эффективности обучения биологии в школе / Д.М. Воронин, О.А. Завальцева, О.В. Хотулева // Проблемы современного педагогического образования Сер.: Педагогика и психология. - Сб. статей: - Ялта: РИО ГПА, 2018. - Вып. № 59-4. - С. 7-10.

2. Габбасова Л. З. Инновационные технологии в образовательном процессе // Инновационные педагогические технологии: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 61-63.

3. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно -воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов / И.В. Никишина - Волгоград: Учитель, 2007. - 91 с.

4. Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128 c.

5. Цикало Е.С. Практикум по методике обучения биологии (инновационные методика подготовки учителя биологии). Учебное пособие. - Владимир: ВлГУ, 2013. - 78 с.

6. Allen D.E. Learning in context: problem-based learning - Cell Biol. Educ. - 2003, 2 - Р.: 73-81.

7. Tanner K.D. Cooperative learning in the science classroom: beyond students working in groups. - Cell Biol. Educ. - 2003, 2 - Р.: 1-5.

Педагогика

УДК:371

кандидат философских наук, доцент кафедры прикладной информатики Хохлова Елена Анатольевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

Северо - Кавказский федеральный университет (г. Ставрополь);

студент 2 курса магистратуры кафедры информатики Павлова Инна Сергеевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Северо - Кавказский федеральный университет (г. Ставрополь)

АНАЛИЗ 3D ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ КАК ПОДХОДА К ДИСТАНЦИОННОМУ

ОБУЧЕНИЮ

Аннотация. В данной статье рассматривается виртуальная реальность как часть дистанционного образования. Проанализированы ее функции, состав, преимущества и недостатки, а также угрозы, которые могут возникнуть в результате длительного воздействия использования шлема и гарнитуры. В результате был проведен сравнительный анализ дистанционного обучения с использованием виртуальной реальности и без ее внедрения. Также сделан вывод о том, что такой способ образования очень развивает мышление учащегося и позволяет подробно изучить любую из сфер образования, от информатики до анатомии. И единственное, чего стоит опасаться, так это длительного пребывания в таком мире, в противном случае это может повлиять на психику учащегося, который перестанет разделять виртуальный и реальный миры.

Ключевые слова: виртуальная реальность, искусственная реальность, электронная реальность, VR, дистанционное образование, 3D мыши, перчатки виртуальной реальности, устройства имитации тактильных ощущений- haptic, устройства имитации запахов, звуковая многоканальная система, шлем, гарнитура.

Annotation. In this article, virtual reality is considered as part of distance education. Its functions, composition, advantages and disadvantages, as well as threats that may arise as a result of prolonged exposure to the use of a helmet and a headset are analyzed. As a result, a comparative analysis of distance learning was conducted using virtual reality and without its implementation. It was also concluded that this way of education greatly develops the student's thinking and allows studying in detail any of the spheres of education, from informatics to anatomy.And the only thing that should be feared is a long stay in such a world, otherwise it can affect the psyche of the student who will cease to share the virtual and real worlds.

Keywords: Virtual reality, artificial reality, electronic reality, VR, distance education, 3D mice, virtual reality gloves, tactile sensation imaging devices - haptic, smell simulators, audio multichannel system, helmet, headset.

Введение. На сегодняшний день актуальность дистанционного образования велика, так как не всегда есть возможность учиться в нужном вузе в силу расстояния. Но, традиционное дистанционное обучение многим может казаться скучным и не интересным. При таком обучении существует недостаток практических знаний, поскольку личный контакт учащихся друг с другом и с преподавателями минимален. Ко всему прочему необходима сильная мотивация для того, чтобы начать заниматься самостоятельно.

Сейчас существует множество подходов к дистанционному обучению. Одним из них является способ, основанный на интерактивном взаимодействии с виртуальным миром. Стремление вырваться за рамки двумерного представления информации привело к созданию динамических виртуальных технологий.

Изложение основного материала статьи. Понятия «трехмерная графика», «виртуальная реальность» и «Интернет»все сильнее связаны с последними тенденциями развития информационных технологий [1]. Для соединения этих понятий, т.е. решения проблемы отображения пространственных объектов во всемирной Сети, разрабатываются различные технологии, которые объединены общим термином 3D Интернет.

Виртуальная реальность (искусственная реальность, электронная реальность, virtual reality, VR, 3d virtual reality) - искусственно создаваемый компьютерный мир, который позволяет воссоздавать жизненную или любую другую среду при помощи моделирования.

С использованием виртуального мира, дистанционное образование позволяет развернуто рассмотреть любую изучаемую область, наглядно проводить лекции, семинары и тренинги, а также показать обучающимся все стороны реального объекта или процесса, что в целом улучшает качество и скорость образовательных процессов.

Занятия в виртуальной реальности [2] могут проходить как в форме самоподготовки, когда обучаемый самостоятельно изучает дидактические материалы, видеопрезентации, графики, таблицы и т.д. и впоследствии сдает тесты, так и с участием преподавателя в виртуальном классе, что является аналогом обычных очных занятий.

Выделяют следующие функции виртуальной реальности:

- виртуальное моделирование различных процессов и объектов, интерактивная высококачественная визуализация в реальном масштабе времени для научных и образовательных целей;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- виртуальное выполнение работ между студентом и различными техническими устройствами;

- презентации для руководства и лиц, принимающих решение;

- создание интерактивных образовательных курсов и их последующая демонстрация для студентов и преподавателей в системах виртуальной реальности, обычных ПК;

- центр создания интерактивных виртуальных макетов, образовательных тренажеров и симуляторов [3].

К компонентам виртуальной реальности можно отнести следующее:

- 3D - очки - позволяют пользователю воспринимать стереоскопический эффект;

- Графический генератор - позволяет синхронно обрабатывать и выдавать требуемый поток визуальной информации;

- Программный комплекс. (Virtools, 3DVIA Studio Pro или другой 3D-движок) - позволяет работать с периферией виртуальной реальности, портировать 3D информацию и т. д.;

- Периферия систем виртуальной реальности (3D мыши, перчатки виртуальной реальности, устройства имитации тактильных ощущений- haptic, устройства имитации запахов, звуковая многоканальная система и т.д) - позволяет "усиливать" погружение в виртуальную реальность посредством имитации различных каналов восприятия информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.