Научная статья на тему 'Инновационные технологии в образовании'

Инновационные технологии в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9288
1166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / МОДУЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Махмудова Наргиза Рахматуллаевна, Мухамадиев Санжар Исаевич

В данной статье рассматриваются инновационные технологии преподавания в образовательных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии в образовании»

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В ОБРАЗОВАНИИ

1 "2 Махмудова Н.Р. , Мухамадиев С.И.

1 Махмудова Наргиза Рахматуллаевна - старший преподаватель; Мухамадиев Санжар Исаевич - старший преподаватель, кафедра информационных технологий и математики, Ташкентский государственный аграрный университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье рассматриваются инновационные технологии преподавания в образовательных учреждениях.

Ключевые слова: инновация, технология, образование, обучение, модуль.

Внедрение современных информационных технологий, соответствующих международным образовательным стандартам, а также обеспечение всех необходимых условий для плодотворной работы учителей, преподавателей, мастеров производственного обучения являются стратегическими приоритетами в сфере образования. Ведь информационные технологии помогают преподавателям вывести учебный процесс на качественно новый уровень.

Сегодня многими учителями с целью достижения результативности обучения применяются современные технологии и инновационные методы обучения. Эти методы включают активные и интерактивные формы, применяющиеся в обучении. Активные предусматривают деятельную позицию учащегося по отношению к преподавателю и к тем, кто получает образование вместе с ним. Во время уроков с их применением используются учебники, тетради, компьютер, то есть индивидуальные средства, использующиеся для обучения. Благодаря интерактивным методам, происходит эффективное усвоение знаний в сотрудничестве с другими учащимися. Эти методы принадлежат к коллективным формам обучения, во время

которых над изучаемым материалом работает группа учащихся, при этом каждый из них несет ответственность за проделанную работу [1, с. 10].

Слово «инновация» (от латинского «иннове») появилось в середине 17 века и означает вхождение нового в некоторую сферу, вживление в нее и порождение целого ряда изменений в этой сфере. Инновация - это, с одной стороны, процесс вновления, реализации, внедрения, а с другой - это деятельность по вращиванию новации в определенную социальную практику, а вовсе - не предмет. Инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое». Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

Появление новых информационных технологий, связанных с развитием компьютерных средств и сетей телекоммуникаций, дало возможность создать качественно новую информационно-образовательную среду как основу для развития и совершенствования системы образования.

Способы инновационного обучения - модульное обучение, проблемное обучение, дистанционное обучение, исследовательское методическое обучение, метод проектов, социальное партнерство и т.д.

Интерактивные методы способствуют качественному усвоению нового материала. К ним принадлежат:

- упражнения, носящие творческий характер;

- групповые задания;

- образовательные, ролевые, деловые игры, имитация;

- уроки-экскурсии;

- уроки-встречи с творческими людьми и специалистами;

- занятия, направленные на творческое развитие

- уроки-спектакли, создание фильмов, выпуск газет;

- использование видеоматериалов, интернета, наглядности;

- решение сложных вопросов и проблем с помощью методов «дерево решений», «мозговой штурм».

Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой.

Поэтому инновационные методы обучения способствуют развитию познавательного интереса у учащихся, учат систематизировать и обобщать изучаемый материал, обсуждать и дискутировать. Осмысливая и обрабатывая полученные знания, учащиеся приобретают навыки применения их на практике, получают опыт общения. Бесспорно, инновационные методы обучения имеют преимущества перед традиционными, ведь они способствуют развитию ребенка, учат его самостоятельности в познании и принятии решений.

Также инновационные методы обучения предусматривают интерактивное обучение. Оно направлено на активное и глубокое усвоение изучаемого материала, развитие умения решать комплексные задачи. Интерактивные виды деятельности включают в себя имитационные и ролевые игры, дискуссии, моделирующие ситуации. Одним из современных методов является обучение через сотрудничество. Он используется для работы с соцпартнерами, а также в малых группах. Этот метод ставит своей задачей эффективное усвоение учебного материала, выработку способности воспринимать разные точки зрения, умение сотрудничать и решать конфликты в процессе совместной работы. Инновационные методы позволили изменить и роль преподавателя, который является не только носителем знания, но и наставником, инициирующим творческие поиски студентов [2, с. 23].

В связи с этим система образования должна нацеливаться на формирование нового типа специалиста, который умел бы самостоятельно добывать, обрабатывать, анализировать необходимую информацию и эффективно использовать ее в

нужный момент. Этого можно добиться с переходом на многоуровневую подготовку специалистов высшей квалификации (бакалавр - магистр - доктор).

Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка учащегося как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и преподавателя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что учащемуся урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

Инновационные технологии:

1. игровые

2. проектные

3. технология проблемного обучения

4. технология дифференцированного обучения

5. технология учебно-исследовательской деятельности на уроке.

Воспитательные инновационные технологии:

1. здоровье сберегающие технологии

2. технология групповой деятельности

3. технология КТД (коллективные творческие дела).

Актуальность инновационного обучения состоит в

следующем:

- соответствие концепции гуманизации образования;

- преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;

- использование личностно-ориентированного обучения;

- поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;

- соответствие социокультурной потребности современного общества

самостоятельной творческой деятельности. Основными целями инновационного обучения являются:

- развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и

творческих способностей учащихся;

- формирование личностных качеств учащихся;

- выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного

творчества;

- развитие различных типов мышления;

- формирование качественных знаний, умений и навыков. Данными целями определяются и задачи инновационного

обучения:

- оптимизация учебно-воспитательного процесса;

- создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;

- выработка долговременной положительной мотивации к обучению;

- включение учащихся в креативную деятельность;

- тщательный отбор материала и способов его подачи.

В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:

- развивающее обучение;

- проблемное обучение;

- развитее критического мышления;

- дифференцированный подход к обучению;

- создание ситуации успеха на уроке.

Основными принципами инновационного обучения являются:

- креативность (ориентация на творчество);

- усвоение знаний в системе;

- нетрадиционные формы уроков;

- использование наглядности.

А теперь я хочу перейти от общих методических принципов инновационного обучения к методам.

При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяются следующие приемы:

- ассоциативный ряд;

- опорный конспект;

- мозговая атака;

- групповая дискуссия;

- эссе;

- ключевые термины;

- видеофильмы;

- дидактическая игра;

- лингвистические карты;

- исследование текста;

- работа с тестами;

- нетрадиционные формы домашнего задания и т.д.

Список литературы

1. Авлиякулов Н.Х., Романцев Г.М., Ткаченко Е.В. Теория и практика профессионально-педагогического образования. Том 1. Екатеринбург: Изд-во ГОУВПО «РГППУ», 2007. 304 с.

2. Дюков В.М., Семенов И.Н. Педагогическая инноватика. Красноярск: Университет, 2007. 84 с.

3. Бондаревская Р.С. Педагогическое проектирование в контексте инновационной образовательной деятельности // Ж. Человек и образование. М., 2009. № 4. С. 94-96.

4. Красильникова В.А. Теория и технологии компьютерного обучения и тестирования / Монография. М.: Дом педагогики. ИПК ГОУ ОГУ, 2009. 339 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.