Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАНИИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ / ИННОВАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максимкулова Шохиста Хайитовна

В статье сказано об инновационных процессах в системе образования. Подчёркивается связь информационно-коммуникационных технологий со всеми другими науками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»

положения. Специальное лингвистическое программное обучение предназначено для определенных групп пользователей. Системы интеллектуального анализа текста обычно позиционируются как системы, предназначенные для поддержки принятия решений представителями определенной профессиональной группы. Профессиональное лингвистическое программное обучение предназначено для специалистов в области компьютерной лингвистики и поддержки исследований в области автоматического анализа текста. Существует ряд программ статистического анализа, предоставляющих информацию о контексте использования лексических единиц. К профессиональным программам относятся инструментальные программные средства, предназначенные для оценки эффективности и качества лингвистических программ, приложений и систем. В зависимости от режима функционирования лингвистические приложения и системы можно разделить на автоматические и автоматизированные. К этому виду относится большинство разрабатываемого в настоящее время программного обучения: информационно-поисковые системы, функционирование которых начинается с запроса пользователя и заканчивается выдачей результата.

Автоматические системы функционируют в непрерывном режиме, как системы реферирования устной речи, позволяющие отслеживать новостные события. Информационно-поисковые системы характеризуются как автоматизированные. Наряду с ними разрабатывается программное обучение для компьютерно-опосредованной обработки текстов. Системы этого типа наиболее широко используются в практике двуязычного перевода и в обучении иностранным языкам, повышая эффективность деятельности преподавателя и студента. Системы типа переводческой памяти содержат базы данных, включающие ранее переведенные тексты, словари. Таким образом, выполняя перевод, студент может вставлять в текст слова, фразы, предложения из переводов, сделанных ранее.

Список литературы

1. Баранов А.Н. Введение в прикладную лингвистику: Учебное пособие. М.: Эдиториал УРСС, 2001.

360 с.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАНИИ Максимкулова Ш.Х.

Максимкулова Шохиста Хайитовна — преподаватель, кафедра современных информационных технологий, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье сказано об инновационных процессах в системе образования. Подчёркивается связь информационно-коммуникационных технологий со всеми другими науками. Ключевые слова: информация, технология, инновация, образование.

Термин «инновация» прочно закрепляется в общественной жизни Узбекистана и используется как синоним слова «новообразование», «нововведение», но чаще всего как более широкое понятие, где нововведение служит лишь формой организации инновационной деятельности. Инновационные процессы выражают суть процессов социальных изменений, характеризуют источник развития общества. Под инновационным процессом принято понимать внедрение нового в сознание и деятельность всех участников этого процесса, создание конкретного новшества, а также формирование у них инновационной способности. Главным участником инновационного процесса в высших учебных учреждениях республики является педагог. Изменения в сознании и деятельности преподавателя и есть результат инновационного процесса. При этом конечно, изменяется и процесс обучения, и обучаемый.

Как известно, при традиционном образовании, происходит усвоение некой суммы знаний, овладение совокупностью навыков, умений, основной функцией же инновационного обучения становится непосредственное включение студентов в жизненный процесс, что подразумевает овладение приемами саморазвития, самообразования. Инновационное обучение способствует формированию сознательной и ответственной личности, способной осуществлять рациональный выбор в различных сложных ситуациях, что, в свою очередь, требует изменения методов, форм, технологий обучения, а также содержания самого образования. Поэтому овладение и применение таких методов, как метод малых групп, метод мозговой атаки, метод кластера, дистанционные формы

обучения, метод «кейса», игры второго поколения: инновационно-интеллектуальные (организационно-деятельностные и организационно-мыслительные) игры будут способствовать выработке у студента аналитического и критического мышления, творческого подхода, активизации умственной способности и т.д.

Для достижения наивысших результатов в процессе образования весьма важным является ознакомление с зарубежным опытом преподавания, с зарубежными источниками информации: научной и научно-методической литературой, учебниками, необходимость различных стажировок в зарубежные вузы и т.д. Именно об этом, говорил Президент Ш. Мирзиёев, обращая внимание на кардинальный пересмотр фундаментальных и инновационных исследований и на налаживание сотрудничества высших образовательных учреждений Узбекистана «...с ведущими зарубежными университетами и научными центрами» [1, 36]. Поскольку информационно-коммуникационные технологии связаны с изобретениями в области микроэлектроники, вычислительной техники (аппаратные средства и программное обеспечение), электросвязи и оптоэлектроники -микропроцессоры, полупроводники и оптико-волоконные кабели. Эти изобретения позволяют обрабатывать и хранить колоссальные объемы информации, а также быстро распространять их по коммуникационным сетям. Соединение компьютеров и их настройка на поддержание связи друг с другом создают новую мощную технологическую структуру - сетевые информационные системы, использующие общий протокол. Они объединяют людей, их дома и учреждения, обрабатывают и выполняют огромное количество заданий за непостижимо короткие промежутки времени. Это радикальным образом меняет характер доступа к информации и структуру коммуникации. Причем компьютерные сети дотягиваются до всех уголков земного шара. Для системы образования это создает новые возможности по ее совершенствованию и принципиальному реформированию. Новизна информационно-коммуникационных технологий с точки зрения подготовки высококвалифицированных специалистов заключается в том, что они проникают почти во все сферы человеческой деятельности, их можно использовать в практически неограниченном спектре мест и целей.

Информационно-коммуникационные технологии позволяют с эффективностью вести образование в трех основных направлениях:

1) преодоление препятствий на пути к знаниям. Доступ к информации имеет такое же значение для формирования человеческого потенциала, как и образование. Если образование ведет к развитию когнитивных навыков, то информация нужна для обеспечения содержательного аспекта процесса накопления знаний;

2) преодоление препятствий на пути к обеспечению участия в общественной жизни. Возможности связи через интернет со всем миром в последние годы позволили развернуть немало глобальных гражданских инициатив, например, движение в поддержку обратной связи в системе образования;

3) преодоление препятствий на пути к расширению экономических возможностей.

Информационная технология изменила общество, подняла обучение и воспитание студентов на

более перспективный уровень.

Список литературы

1. Мирзиёев Ш.М. Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий

Мажлису. Т., 2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.