РЕФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Умарова Н.Р.
Умарова Надира Рахмановна - старший преподаватель, кафедра современных информационных технологий,
Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье речь идёт об инновационном обучении студентов. Перечислены
некоторые формы и технологии обучения в вузе.
Ключевые слова: образование, инновация, личность, технология.
На современном этапе образования активно применяются инновационные подходы. Они чередуются с традиционным образованием, где происходит усвоение некой суммы знаний, овладение совокупностью навыков, умений, а основной функцией инновационного обучения становится непосредственное включение в жизненный процесс, что подразумевает овладение приемами саморазвития и самообразования.
Инновационное обучение способствует формированию сознательной и ответственной личности, способной осуществлять рациональный выбор в различных ситуациях. А это, в свою очередь, требует изменения методов, форм, технологий обучения, а также содержания самого образования. Поэтому овладение и применение таких методов как метод малых групп, метод мозговой атаки, метод кластера, дистанционные формы обучения, метод «кейса», игры второго поколения: инновационно-интеллектуальные типа организационно-деятельностные и организационно-мыслительные игры будут способствовать выработке у студентов аналитического, критического мышления, творческого подхода, активизации умственной способности. Кроме того, весьма важно знакомить их с источниками информации: научной и научно-методической литературой и учебниками. Информационно-коммуникационные технологии связаны с изобретениями в области микроэлектроники, вычислительной техники (аппаратные средства и программное обеспечение), электросвязи и оптоэлектроники - микропроцессоры, полупроводники и оптико-волоконные кабели. Эти изобретения позволяют обрабатывать и хранить колоссальные объемы информации, а также быстро распространять ее по коммуникационным сетям. Соединение компьютеров и их настройка на поддержание связи друг с другом создают новую мощную технологическую структуру - сетевые информационные системы. Они объединяют людей, учреждения, обрабатывают и выполняют огромное количество заданий за короткие промежутки времени. Это радикальным образом меняет характер доступа к информации и структуру коммуникации. Причем компьютерные сети дотягиваются до всех уголков земного шара. Для системы образования это создает новые возможности по ее совершенствованию и принципиальному реформированию. Такая новизна и своеобразие информационно-коммуникационных технологий с точки зрения формирования гармонично развитого поколения заключается в том, что они проникают почти во все сферы человеческой деятельности, их можно использовать в практически неограниченном спектре мест и целей.
Информационно-коммуникационные технологии позволяют с неограниченной ранее эффективностью давать образование в трех основных направлениях:
1) преодоление препятствий на пути к знаниям. Доступ к информации имеет такое же значение для формирования человеческого потенциала, как и образование. Если образование ведет к развитию когнитивных навыков, то информация нужна для обеспечения содержательного аспекта процесса накопления знаний. Интернет служит каналом для поиска информации для всех студентов;
2) преодоление препятствий на пути к обеспечению участия в общественной жизни. Возможности связи через Интернет со всем миром в последние годы позволили развернуть немало глобальных гражданских инициатив, например, движение в поддержку обратной связи в системе образования;
3) преодоление препятствий на пути к расширению социально-экономических возможностей.
Информационно-коммуникационные технологии и связанные с ними отрасли являются наиболее динамично развивающимися секторами и системы образования. В новых условиях информационные технологии расширяют доступ к информации и связи, электронная почта, электронные библиотеки - сайты имеют безграничные возможности для образования, преодолевают любые границы, создавая возможности получать учебную и научную информацию из любой точки мира. Информационные технологии позволяют связать науку и образование более тесными и эффективными каналами связи как передача накопленных знаний и их пополнение. Наука - это доминирующее средство развития системы образования, в которой передовая информационная технология внесла в неё свои коррективы. Общество создает новые структуры, связанные с развитием системы образования. Проблема воспитания студентов требует от системы образования формирования у студенческой молодёжи стремления к овладению достижениями не только национальной культуры, но и достижениям общечеловеческой мировой культуры. Усовершенствование стандартов высшего образования, структуры изучаемых дисциплин, переход к кредитно-модульной системе обучения, по словам главы нашего государства, связаны с кардинальным пересмотром фундаментальных и инновационных исследований и связаны с налаживанием сотрудничества высших образовательных учреждений Узбекистана «.. .с ведущими зарубежными университетами и научными центрами» [1, с. 2].
Список литературы
1. Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису // Народное слово. Т., 2020, 26 января. С. 1-2.