Научная статья на тему 'Интерактивные формы обучения при формировании профессиональных компетенций'

Интерактивные формы обучения при формировании профессиональных компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Умарова Надира Рахмановна, Умарова Нигора Алишеровна

Определена педагогическая составляющая использования интерактивных форм обучения в формировании профессиональных компетенций. Дана характеристика интерактивных форм обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интерактивные формы обучения при формировании профессиональных компетенций»

ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ Умарова Н.Р.1, Умарова Н.А.2

'Умарова Надира Рахмановна — старший преподаватель,

кафедра современных информационных технологий, Узбекский государственный университет мировых языков;

2Умарова Нигора Алишеровна — преподаватель, кафедра точных и естественных наук, Институт по переподготовке и повышению квалификации работников народного образования

Ташкентской области, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: определена педагогическая составляющая использования интерактивных форм обучения в формировании профессиональных компетенций. Дана характеристика интерактивных форм обучения.

Ключевые слова: интерактивные формы обучения, образование, профессиональные компетенции, обучающийся, преподаватель.

Изменения в целях, содержании непрерывного образования все более ориентируют его на развитие самостоятельности, творческой инициативы, конкурентоспособности и мобильности будущих специалистов. Инновационные изменения образовательного процесса предъявляют повышенные требования, прежде всего, к формированию профессиональных компетенций. Преподавателям любого уровня важно уметь разрабатывать образовательные программы с ориентацией на компетентностный результат подготовки обучающихся, дифференцировать технологии обучения, владеть активными и интерактивными формами преподавания, уметь организовывать научно-исследовательскую и проектную деятельность обучающихся.

Одним из приоритетных направлений деятельности преподавателя на протяжении нескольких лет является внедрение новых способов преподавания в образовательный процесс. Современная наука по-новому рассматривает содержание образования. В практике по-прежнему преобладают технологии информационного характера, в то время как объективные потребности общества делают актуальной проблему широкого внедрения развивающих, личностно-ориентированных технологий. Поэтому необходимо выявить наиболее оптимальные формы обучения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, методы и приемы, используемые в образовательном процессе для расширения компетенции, их общей культуры на основе индивидуального и дифференцированного подхода. Многие методические инновации в деятельности преподавателей связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Поскольку слово «интерактивность» означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога, то интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение. Диалог возможен и при традиционных методах обучения, но лишь на линиях «преподаватель - студент» или «преподаватель -группа обучающихся». При интерактивном обучении диалог строится на линиях «обучающийся -обучающийся», «обучающийся - группа обучающихся», «обучающийся - аудитория» или «группа обучающихся - аудитория», «обучающийся - компьютер».

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности и психолого-педагогической направленности, когда образовательный процесс протекает таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Их совместная деятельность в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями и способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет им не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение.

Интерактивное обучение требует использования специальных форм организации познавательной деятельности и ставит конкретные цели, например, создание комфортных условий обучения и включенность обучающихся в учебное взаимодействие, что делает продуктивным сам процесс обучения. По сравнению с традиционным обучением в

интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучающихся: активность преподавателя уступает место активности обучающихся, а задачей педагога становится создание условий для инициативы [1, с. 37]. Интерактивные методы организации образовательного процесса при формировании профессиональных компетенций у обучающихся направлены на развитие у них умения критически анализировать информацию и уметь эффективно общаться. Эти навыки не только способствуют усвоению педагогами программного материала, но и пригодятся им в будущей профессиональной деятельности.

В образовательном процессе интерактивные методы позволяют педагогу создавать учебную среду, творчески конструировать учебную ситуацию, добиваясь повышения активности обучающихся.

Список литературы

1. Материалы научно-практического семинара «Профессиональное становление личности XXI века в системе непрерывного образования: теория, практика и перспективы». 19 апреля 2019 года. Т. 1. Т., 2019. 269 с.

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОДГОТОВКЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Бойтиллаев Б.А.

Бойтиллаев Бобомурод Ахматалиевич — преподаватель, кафедра современных информационных технологий, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье обращается внимание на организацию занятий с использованием информационных технологий. Показана их роль в подготовке квалифицированного специалиста. Ключевые слова: информационные технологии, образование, информатика, преподаватель, студент, вуз.

Информатизация языкового образования находится в настоящее время в фокусе внимания учёных и педагогов-практиков. Информатизацию образования, в том числе языкового образования, определяют как процесс, существенно стимулирующий обновление содержания обучения.

Информационно-коммуникационные технологии создают новую глобальную среду, в которой будущему поколению предстоит, как общаться, так и выстраивать профессиональные и личные отношения, позиционировать свои интересы и представлять себя. От того насколько эффективно им это удастся, во многом и будет зависеть их личное благополучие и процветание нашей республики. Именно поэтому в настоящее время большое значение придается информатизации системы образования, включая и языковое образование. В связи с этим повышенное внимание уделяется сегодня вопросам организации образовательного пространства, поддержке обучения нового поколения с помощью данных технологий и подготовке специалистов в контексте информатизации языкового образования. Это главные направления, подразумевающие интеграцию средств информационно-коммуникационных технологий в образование.

Одно направление связано с образовательным пространством будущего и представляет научные разработки в области организации пространства в образовательном учреждении в системе высшего образования. В рамках данного направления создаются и финансируются государственными органами образования инновационные программы - построение вузов будущего. Для изучения иностранных языков в условиях обновления языкового образования сегодня оборудуются лингвомультимедийные лаборатории, предназначенные для проведения занятий педагогом и для самостоятельной работы учащихся. Как правило, такие лаборатории оснащены персональными компьютерами для студентов и преподавателя, сервером, принтерами, сканерами, цифровыми фото- и видеокамерами, интерактивной доской, пакетом программного обеспечения для непрерывного контроля деятельности студентов, электронными образовательными средствами, средствами информационно-справочной литературы и т.д.

Другое направление связано с использованием компьютерных игр. В игре моделируется учебная деятельность, что приводит к тому, что через интерес, эмоциональную и интеллектуальную напряженность достигается высокая степень мотивации к изучению иностранного языка. Результатом учебной деятельности должно стать знание и умение, а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.