Научная статья на тему 'Роль информационно-коммуникационных технологий в подготовке преподавателя иностранного языка'

Роль информационно-коммуникационных технологий в подготовке преподавателя иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАТИКА / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / СТУДЕНТ / ВУЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бойтиллаев Бобомурод Ахматалиевич

В статье обращается внимание на организацию занятий с использованием информационных технологий. Показана их роль в подготовке квалифицированного специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль информационно-коммуникационных технологий в подготовке преподавателя иностранного языка»

интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучающихся: активность преподавателя уступает место активности обучающихся, а задачей педагога становится создание условий для инициативы [1, с. 37]. Интерактивные методы организации образовательного процесса при формировании профессиональных компетенций у обучающихся направлены на развитие у них умения критически анализировать информацию и уметь эффективно общаться. Эти навыки не только способствуют усвоению педагогами программного материала, но и пригодятся им в будущей профессиональной деятельности.

В образовательном процессе интерактивные методы позволяют педагогу создавать учебную среду, творчески конструировать учебную ситуацию, добиваясь повышения активности обучающихся.

Список литературы

1. Материалы научно-практического семинара «Профессиональное становление личности XXI века в системе непрерывного образования: теория, практика и перспективы». 19 апреля 2019 года. Т. 1. Т., 2019. 269 с.

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОДГОТОВКЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Бойтиллаев Б.А.

Бойтиллаев Бобомурод Ахматалиевич — преподаватель, кафедра современных информационных технологий, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье обращается внимание на организацию занятий с использованием информационных технологий. Показана их роль в подготовке квалифицированного специалиста. Ключевые слова: информационные технологии, образование, информатика, преподаватель, студент, вуз.

Информатизация языкового образования находится в настоящее время в фокусе внимания учёных и педагогов-практиков. Информатизацию образования, в том числе языкового образования, определяют как процесс, существенно стимулирующий обновление содержания обучения.

Информационно-коммуникационные технологии создают новую глобальную среду, в которой будущему поколению предстоит, как общаться, так и выстраивать профессиональные и личные отношения, позиционировать свои интересы и представлять себя. От того насколько эффективно им это удастся, во многом и будет зависеть их личное благополучие и процветание нашей республики. Именно поэтому в настоящее время большое значение придается информатизации системы образования, включая и языковое образование. В связи с этим повышенное внимание уделяется сегодня вопросам организации образовательного пространства, поддержке обучения нового поколения с помощью данных технологий и подготовке специалистов в контексте информатизации языкового образования. Это главные направления, подразумевающие интеграцию средств информационно-коммуникационных технологий в образование.

Одно направление связано с образовательным пространством будущего и представляет научные разработки в области организации пространства в образовательном учреждении в системе высшего образования. В рамках данного направления создаются и финансируются государственными органами образования инновационные программы - построение вузов будущего. Для изучения иностранных языков в условиях обновления языкового образования сегодня оборудуются лингвомультимедийные лаборатории, предназначенные для проведения занятий педагогом и для самостоятельной работы учащихся. Как правило, такие лаборатории оснащены персональными компьютерами для студентов и преподавателя, сервером, принтерами, сканерами, цифровыми фото- и видеокамерами, интерактивной доской, пакетом программного обеспечения для непрерывного контроля деятельности студентов, электронными образовательными средствами, средствами информационно-справочной литературы и т.д.

Другое направление связано с использованием компьютерных игр. В игре моделируется учебная деятельность, что приводит к тому, что через интерес, эмоциональную и интеллектуальную напряженность достигается высокая степень мотивации к изучению иностранного языка. Результатом учебной деятельности должно стать знание и умение, а

ведущим мотивом в игре является интерес к процессу, интеллектуальная и эмоциональная напряженность, которые приводят к высокой степени мотивации.

В плане изучения иностранного языка данное направление в условиях информатизации общества характеризуется возможностью использования новейших цифровых игровых устройств и специальных программных средств лингводидактического назначения, что обеспечивает мобильное обучение иностранного языка. Сегодня активно разрабатываются компьютерные языковые игры, к которым относится широкий спектр учебных материалов, начиная от обычных упражнений, выполняемых в режиме соревнования, и заканчивая ролевыми стратегиями.

Ещё одно направление - поддержка обучения нового поколения - отражает процесс перехода на качественно новую ступень образования, связанную с разработкой специализированных сайтов для системы образования, образовательных порталов, включающих в себя разнообразную информацию, учебно-методический материал [1, с. 138].

Всё это позволяет преподавателю найти широкий спектр цифровых образовательных ресурсов с методическими рекомендациями по их использованию и выбрать тот продукт, который можно будет эффективно использовать на занятии.

Таким образом, интеграция новейших информационных технологий в учебный процесс предоставляет широкие возможности для вступления студентов в живую коммуникацию с носителем языка; активного вовлечения обучающихся в языковую среду и преодоления языкового барьера; для творческой активности студентов; повышения мотивации обучающихся к изучению иностранного языка и культуры.

Список литературы

1. Материалы международной научной конференции «Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития». 17-18 марта 2016 года. Ч. 2. М.: МАНПО, 2016. 364 с.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ КАК ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Умаров А.А.

Умаров Абдурасул Абдурахманович — преподаватель, кафедра современных информационных технологий, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье рассмотрены вопросы, связанные с технологическими аспектами разработки образовательных программ. Представлен алгоритм действий по их проектированию. Ключевые слова: образовательная программа, компьютерные технологии, информатика, преподаватель, студент, вуз.

Основными задачами, стоящими перед системой непрерывного образования Узбекистана, являются модернизация национальной системы высшего образования, приведение стандартов и образовательных программ в соответствие с требованиями рынка труда, создание системы для обеспечения качества. Формирование компетентностей студентов определяет структуру и содержание образовательного процесса вуза и требует инновационного учебно-методического обеспечения. Исходя из этого, возникает необходимость проектирования и реализации образовательных программ на основе принципов вариативности, личностно-ориентированной направленности в ходе развития ожидаемых компетентностей.

Проектирование как вид деятельности позволяет разработать основные контуры, направления, способы и условия предстоящей деятельности. Технология проектирования предполагает описание последовательных действий по разработке проекта.

Алгоритм действий по проектированию образовательной программы представлен следующими основными этапами:

1) определение круга потенциальных потребителей образовательной программы, анализ существующих родственных, близких по назначению образовательных программ;

2) определение перечня компетенций, необходимых для освоения;

3) определение перечня модулей для образовательной программы;

4) разработка перечня дисциплин, составляющих их содержание;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.