Научная статья на тему 'Образовательные программы как основа обеспечения качества высшего образования'

Образовательные программы как основа обеспечения качества высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАТИКА / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / СТУДЕНТ / ВУЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Умаров Абдурасул Абдурахманович

В данной статье рассмотрены вопросы, связанные с технологическими аспектами разработки образовательных программ. Представлен алгоритм действий по их проектированию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательные программы как основа обеспечения качества высшего образования»

ведущим мотивом в игре является интерес к процессу, интеллектуальная и эмоциональная напряженность, которые приводят к высокой степени мотивации.

В плане изучения иностранного языка данное направление в условиях информатизации общества характеризуется возможностью использования новейших цифровых игровых устройств и специальных программных средств лингводидактического назначения, что обеспечивает мобильное обучение иностранного языка. Сегодня активно разрабатываются компьютерные языковые игры, к которым относится широкий спектр учебных материалов, начиная от обычных упражнений, выполняемых в режиме соревнования, и заканчивая ролевыми стратегиями.

Ещё одно направление - поддержка обучения нового поколения - отражает процесс перехода на качественно новую ступень образования, связанную с разработкой специализированных сайтов для системы образования, образовательных порталов, включающих в себя разнообразную информацию, учебно-методический материал [1, с. 138].

Всё это позволяет преподавателю найти широкий спектр цифровых образовательных ресурсов с методическими рекомендациями по их использованию и выбрать тот продукт, который можно будет эффективно использовать на занятии.

Таким образом, интеграция новейших информационных технологий в учебный процесс предоставляет широкие возможности для вступления студентов в живую коммуникацию с носителем языка; активного вовлечения обучающихся в языковую среду и преодоления языкового барьера; для творческой активности студентов; повышения мотивации обучающихся к изучению иностранного языка и культуры.

Список литературы

1. Материалы международной научной конференции «Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития». 17-18 марта 2016 года. Ч. 2. М.: МАНПО, 2016. 364 с.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ КАК ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Умаров А.А.

Умаров Абдурасул Абдурахманович — преподаватель, кафедра современных информационных технологий, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье рассмотрены вопросы, связанные с технологическими аспектами разработки образовательных программ. Представлен алгоритм действий по их проектированию. Ключевые слова: образовательная программа, компьютерные технологии, информатика, преподаватель, студент, вуз.

Основными задачами, стоящими перед системой непрерывного образования Узбекистана, являются модернизация национальной системы высшего образования, приведение стандартов и образовательных программ в соответствие с требованиями рынка труда, создание системы для обеспечения качества. Формирование компетентностей студентов определяет структуру и содержание образовательного процесса вуза и требует инновационного учебно-методического обеспечения. Исходя из этого, возникает необходимость проектирования и реализации образовательных программ на основе принципов вариативности, личностно-ориентированной направленности в ходе развития ожидаемых компетентностей.

Проектирование как вид деятельности позволяет разработать основные контуры, направления, способы и условия предстоящей деятельности. Технология проектирования предполагает описание последовательных действий по разработке проекта.

Алгоритм действий по проектированию образовательной программы представлен следующими основными этапами:

1) определение круга потенциальных потребителей образовательной программы, анализ существующих родственных, близких по назначению образовательных программ;

2) определение перечня компетенций, необходимых для освоения;

3) определение перечня модулей для образовательной программы;

4) разработка перечня дисциплин, составляющих их содержание;

5) построение учебного плана;

6) междисциплинарная взаимосвязь заданий с ориентированием на проектную деятельность.

В ходе первого этапа определяются сферы и организации, где могут работать выпускники нашего вуза. В соответствии с ними корректируются знания, умения, необходимые для формирования профессиональных компетенций. На втором этапе проектирования образовательной программы требуется определение перечня компетенций, необходимых для освоения.

Ожидаемые результаты обучения выражаются через компетенции, предполагающие формирование у будущих специалистов способностей:

* демонстрировать знания и понимание в изучаемой области, включая элементы наиболее передовых знаний в этой области;

* применять эти знания и понимать их на профессиональном уровне;

* формулировать аргументы и решать проблемы в изучаемой области;

* осуществлять сбор и интерпретацию информации для формирования суждений с учетом социальных, этических и научных соображений;

* сообщать информацию, идеи, проблемы и решения специалистам и неспециалистам.

Таким образом, предлагаемая методика выделения учебных модулей на основе соответствия их интегрированного результата задачам конкретного вида профессиональной деятельности, видится нами целесообразной в контексте сопряжения основной образовательной программы. Основными научно-методическими направлениями работы преподавателей являются непрерывное обучение в области информационно-коммуникационных технологий, наглядное обучение, мобильное обучение.

В настоящее время педагогам предоставляется профессиональная поддержка в области методики преподавания иностранного языка с использованием средств информационно-коммуникационных технологий. Формами такой поддержки являются методические уровневые семинары; печатные учебно-методические материалы. Главными тенденциями обеспечения высокого уровня образования в высшей школе становится сегодня ориентация на запросы студентов и создание оптимальных условий для их обучения и развития, чему в значительной степени способствует включение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс. При этом качество образования рассматривается как комплексный показатель, синтезирующий все этапы обучения, условия и результаты образовательного процесса, а также как критерий эффективности деятельности образовательного учреждения в системе высшего профессионального образования [1, ^ 70]. Степень умения использовать информационно-коммуникационные технологии будет во многом сегодня определять социальный статус специалиста.

Список литературы

1. Дмитренко Т.А. Современные методологические подходы к технологии подготовки

преподавателей иностранных языков: Монография. М.: МГТА, 2015. 95 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.