Научная статья на тему 'Инновационная компетентность выпускника вуза'

Инновационная компетентность выпускника вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИКА / ИННОВАЦИЯ / КУЛЬТУРА / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Умаров Абдурасул Абдурахманович

В статье показана роль математики с другими науками. Активное использование цифровых технологий способствует повышению качества вузовского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная компетентность выпускника вуза»

ИННОВАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ВЫПУСКНИКА ВУЗА

Умаров А.А.

Умаров Абдурасул Абдурахманович - преподаватель, кафедра современных информационных технологий, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье показана роль математики с другими науками. Активное использование цифровых технологий способствует повышению качества вузовского образования.

Ключевые слова: математика, инновация, культура, цифровая экономика.

Математика неразрывна с другими науками, в частности, и с иностранными языками, и является частью человеческой культуры. Обращаясь с Посланием к Олий Мажлису, Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев обратил внимание на овладение личностью высокой культурой: «Великие мыслители Востока говорили: «Самое большое богатство -разум и наука, самое большое наследство - хорошее воспитание, самая большая нищета -отсутствие знаний. Стремление овладевать современными знаниями, быть просвещенными и обладать высокой культурой, должно стать для всех нас жизненной потребностью» [1].

Целевые ориентиры деятельности высших учебных заведений закономерным образом связаны с развитием молодёжного общества. А сам процесс развития этого общества есть непрерывный процесс накопления информации и передачи ее новому поколению. В XXI веке накопление информации происходит быстрыми темпами, ее передача осуществляется с активным использованием цифровых технологий. Значит, наступила эпоха цифрового общества, когда основным видом деятельности человека становится производство и потребление информации. В этих условиях обязательной компетентностью для специалиста любой сферы профессиональной деятельности выступает информационная компетентность. Информационная компетентность языковеда есть важная составляющая его профессионализма, представляющая, по мнению П.В. Беспалько, «...интегральную характеристику личности, предполагающую...» решение «...задач в учебной и профессиональной деятельности с помощью компьютерной техники и владение приемами компьютерного мышления» [1, с. 176].

Возрастающую роль информационной компетентности представляют сущность, компоненты информационной культуры будущего специалиста. Значимость информационной компетентности специалиста в исполнении им профессионального предназначения объясняется не только технологизацией учебно-воспитательного процесса, активным внедрением в образование информационно-коммуникационных технологий, но и тем, что современный студент сам является представителем поколения цифрового общества.

Термин «цифровое поколение» был введен Марком Пренски для обозначения тех, кто с самого рождения оказался под воздействием цифровых технологий. По мнению ряда исследователей (М. Аромштам, О. Мяэотс, Ш. Теркл и др.), изучающих поколение цифрового общества, между рожденными в эпоху цифровых технологий и теми, кто был рожден ранее, существует значительный разрыв. Он проявляется именно во взаимодействии с цифровыми технологиями. Если для студентов, рожденных до начала цифровой эпохи, в качестве обязательного показателя профессионального развития выступает совершенствование своих отношений с техническими средствами и технологиями цифрового общества, то для нынешних обучающихся совершенствование является составной частью профессионального роста и позволяет активно использовать в профессиональной деятельности достижения технического прогресса. Это снижает разрыв технологического прогрессирования между бывшими выпускниками вузов и нынешними

студентами. Вот почему новое поколение студентов, их чувства, особенности поведения и деятельность связана с производством и потреблением информации.

Исходя из этого, информационная компетентность специалиста должна включать проявление интереса к прогрессирующему взаимодействию с инновационными технологиями. Прав был болгарский ученый И. Марев, когда дал современную интерпретацию закона Платона. Он описал их в виде цепочек с взаимосвязанными явлениями: инвестиции в образование ведут к его усилению, затем происходит усиление науки, разработки перспективных технологий, их использование в производстве товаров, после чего достигается благополучие государства. Такие кольца, описанные американским исследователем Д. Хейсом, существуют в различных системах, обладают способностью к самоусилению, характеризуют состояние и возможности развития систем. Ю.К. Бабанский называл кольца Д. Хейса важным инструментом системного подхода.

Ключевая роль в замкнутой цепочке И. Марева принадлежит государству, ответственному за экономическое обеспечение всех ее звеньев; подстраховочная роль принадлежит системе образования, которая готовит кадры для всех звеньев общества. Закономерность И. Марева и современные реалии доказывают, что, только увеличив число дипломированных специалистов, расширив и улучшив подготовку квалифицированных кадров можно прогнозировать решение наиболее значимых задач в системе вузовского образования Узбекистана в XXI веке.

Список литературы

1. Послание Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева Олий Мажлису от 25 января 2020 года // Народное слово. Т., 2020, 26 января.

2. Беспалько П.В. Компьютерная компетентность в контексте личностно-ориентированного обучения // Педагогика. М., 2003. № 4. С. 45-50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.