ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ Тожиев Д.Б.
Тожиев Дилшод Баходир угли - магистрант, кафедра общей педагогики, Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье подчёркивается роль информации в подготовке будущего учителя. Отмечается, что формирование информационной культуры у студентов вузов востребовано временем.
Ключевые слова: информация, культура, студент, вуз, педагог.
Переход к индустрии знаний и информации делает актуальным создание перспективных систем образования, позволяющих подготовить специалистов для успешной деятельности в новой информационно-культурной среде. Выступая с Посланием Олий Мажлису, Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев обозначил важнейшие задачи, требующие немедленного решения: «в-третьих, мы поставили перед собой цель войти в ряд развитых государств и сможем достичь ее, только проводя ускоренные реформы, опираясь на науку, просвещение и инновации» [1]. Продолжая эту идею, руководитель нашей республики подчеркнул, что «стремление овладевать современными знаниями, быть просвещенными и обладать высокой культурой, должно стать для всех нас жизненной потребностью» [1]. Для этого на всех этапах системы непрерывного образования должны быть внедрены современные информационные технологии. Что касается высшего образования, то происходящая на современном этапе информатизация общества требует соответствующего изменения структуры вузов: его содержания, используемых технологий и средств, требований к будущим педагогам. Поскольку образовательные технологии являются необходимым инструментарием для современного педагога. В них заложен огромный потенциал для повышения профессионального мастерства педагога и достижения целей, которые общество ставит перед современной системой вузовского образования: подготовить молодое поколение к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности как граждан, обладающих высокой степенью личностной зрелости, ориентированных на гуманистические ценности в решении любых проблем.
Инновационный опыт высших учебных заведений наметил стратегическое направление в решении задач: обновление программно-технологического обеспечения учебно-воспитательного процесса на основе переосмысления всего арсенала применяемых технологий с опорой на современные возможности и широкий культурный контекст, а также внедрение новейших информационных технологий. Для эффективного их использования в вузовской практике требуется научный анализ возможностей и потенциала информации, а для дальнейшего совершенствования и разработки новых технологий важно знать и умело применять методологию проектирования. Поскольку учебный процесс вуза требует широкого использования новых образовательных технологий, в том числе интерактивных форм обучения, стимулирующих активность познавательного процесса, формирующих навыки анализа информации и самообучения; увеличение роли самостоятельной работы студентов.
Значит, в современных условиях понятие образовательной среды естественным образом интегрирует в себя уникальные возможности, предоставляемые информационными и коммуникационными технологиями. Именно эти технологии стали средством самостоятельного и непрерывного самообразования, развития личностных качеств педагогов и студентов, позволяют осуществлять обратную связь, обеспечивают компьютерную визуализацию учебной информации о реальных объектах и процессах, создают возможность архивного хранения и передачи больших объемов информации,
оперативного доступа к банку данных, автоматизируют процесс вычислительной, информационно-поисковой деятельности и обработки полученных результатов. Следовательно, информационно-коммуникационные технологии способствуют последовательному формированию информационной культуры студентов путём развития у них познавательных интересов. Исследования информатизации общества и ее влияний на профессиональность специалистов доказывают, что подготовка будущих учителей должна опираться на компетентностный подход и ориентироваться на формирование информационной культуры как наиболее востребованной для адаптации в цифровом обществе. В связи с этим не вызывает сомнений необходимость непрерывного образования и самообучения в этой области на протяжении всей профессиональной деятельности учителя. Конкурентоспособный и высококвалифицированный специалист должен обладать всеми необходимыми профессиональными качествами, в том числе и сформированной информационной культурой.
Информационно-коммуникационные технологии - это технологии, ориентированные на получение, обработку и распространение (передачу) информации с целью осуществления коммуникации. Они позволяют интегрировать различные виды технологий, а информация, которую они обрабатывают в различных сферах деятельности, синтезируется для накопления опыта и внедрения в практику.
Таким образом, информационные технологии в настоящее время представляются наиболее значимым средством решения задач, стоящих перед современным образованием.
Список литературы
1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://uza.uz/ru/politics/poslanie-prezidenta-respubliki-uzbekistan-shavkata-mirziyeev-25-01-2020/ (дата обращения: 29.01.2020).