СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Р. Ш. Хаитов
В данной статье речь идёт об использовании информационных технологий в непрерывном образовании. Названы законодательные документы по компьютеризации и развитию информационных технологий в Узбекистане. Перечислены возможности использования их в непрерывном образовании.
The article deals with the application of information technologies in continuous education. The legislative documents on computerization and information technologies development in Uzbekistan are listed. The terms of their use in continuous education are presented.
Ключевые слова: молодёжь, система обучения, непрерывное образование, информационные технологии.
Key words: youth, training system, continuous education, information technology.
Существенным пробелом в подготовке современных учителей (преподавателей) остается их недостаточный профессионализм в области использования информационных и коммуникационных технологий. В первую очередь такой непрофессионализм сказывается на существенном снижении эффективности обучения учащейся молодёжи. Поэтому развитию компьютеризации и информационных технологий уделяется большое внимание во всех образовательных учреждениях нашей республики. Их внедрению в образовательный процесс способствовали такие законодательные акты, как Закон «Об основах молодежной политики в Республике Узбекистан», Закон «Об информатизации», Закон «Об электронной цифровой подписи», Постановление Кабинета министров Республики Узбекистан «О мерах по организации разработки Программы развития компьютерных и информационных технологий на 2001-2005 годы, обеспечения широкого доступа к международным информационным системам Интернет» (2001), Указы Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова «О дальнейшем развитии компьютеризации и внедрении информационно-коммуникационных технологий» (2002), «О мерах по дальнейшему развитию компьютеризации и внедрению информационно-коммуникационных технологий» (2002), «О мерах по дальнейшему внедрению и развитию современных информационнокоммуникационных технологий» (2012), и другие Постановления, Указы Президента, Олий Мажлиса и Кабинета Министров Республики Узбекистан.
«Мы не должны забывать о том, - подчёркивает глава государства Ислам Каримов, - что на дворе XXI век. Нетрудно представить, что социальные условия и требования тысячелетней давности, как земля и небо, отличаются от реальностей нынешнего века компьютеризации и телекоммуникаций, которому присущи стремительные темпы времени. Ведь любое государство, независимо от того, на каком континенте расположено, без связей с мировым рынком, международным сообществом, не соблюдая тех условий, которые диктует само время, не имеет будущего» [1]. Информатизация общества, и тесно связанная с нею информатизация системы непрерывного образования, характеризуются совершенствованием и массовым распространением ин-
138
формационно-коммуникационных технологий, которые широко применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия педагога и обучаемого в современной системе непрерывного образования. Поэтому педагог должен не только обладать знаниями в области информационных и телекоммуникационных технологий, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности. К примеру, применение компьютеров в образовании привело к появлению нового поколения информационных образовательных технологий, которые позволили повысить качество обучения, создать новые средства воспитательного воздействия, более эффективно взаимодействовать педагогам и обучаемым с вычислительной техникой. По мнению многих специалистов, новые информационные образовательные технологии на основе компьютерных средств позволили повысить эффективность занятий на 20-30 %.
Как показывает наш опыт, применение информационнокоммуникационных технологий в учебном процессе позволяет сделать занятия интересными, динамичными и убедительными, а огромный поток изучаемой информации расширяет представления обучаемых об окружающем мире. Информационные технологии предоставляют учителю (преподавателю) большой резерв возможностей, высвобождающий значительную часть его времени именно для живого общения с учениками (студентами). Виток спирали информатизации раскручивается все выше и выше, но нельзя забывать, что в основе любого учебного процесса лежат педагогические технологии. Использование их в учебно-воспитательном процессе учебного заведения призвано оптимизировать трудозатратный потенциал преподавателя, чтобы процесс познания стал более эффективным и результативным. Поэтому важно, чтобы информационные технологии применялись не вместо, а вместе с традиционными, т. е. классическими образовательными технологиями. Значит, информационные образовательные ресурсы должны не заменить их, а помочь быть более результативными.
Использование информационно-коммуникационных технологий в непрерывном образовании открывает новые возможности, основными из которых являются: (а) расширение доступа к учебно-методической информации; (б) формирование у учащейся молодёжи коммуникативных навыков, культуры общения, умения искать нужную информацию; (в) организация оперативной консультационной помощи; (г) повышение индивидуализации обучения, развитие базы для самостоятельного обучения; (д) обеспечение проведения виртуальных учебных занятий в режиме реального времени; (е) организация совместных исследовательских проектов; (ж) моделирование учебноисследовательской деятельности; (з) формирование сетевого сообщества педагогов и обучающихся и др.
Вышеизложенные научно-методические положения легли в основу системы преподавания в нашем университете и благодаря регулярному использованию обеспечили позитивные результаты.
Список литературы
1. Каримов И. А. Высокая духовность - непобедимая сила. - Ташкент: Узбекистан, 2008.
2. Яковлев А. И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании» // Ин-форм. о-во. - М., 2001. - Вып. 2. - С. 32-37.
139