Научная статья на тему 'Организационные подходы к формированию готовности преподавателей иностранного языка в области информатизации иноязычной подготовки'

Организационные подходы к формированию готовности преподавателей иностранного языка в области информатизации иноязычной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / НЕПРЕРЫВНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / FOREIGN LANGUAGE TEACHERS / CONTINUOUS ICT-TRAINING / INFORMATIZATION OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING IN ENGINEERING UNIVERSITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Есенина Наталья Евгеньевна

В статье характеризуются организационные подходы к формированию готовности преподавателей иностранного языка в области информатизации иноязычной подготовки. Данные подходы выявлены в результате анализа отечественного и зарубежного опыта подготовки педагогических кадров системы непрерывного образования в области использования средств информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL APPROACHES TO DEVELOPMENT OF FOREIGN LANGUAGE TEACHERS’ ABILITY TO APPLY INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE FOREIGN LANGUAGE TRAINING PROCESS

The article describes the organizational approaches to development of the foreign language teachers’ ability to apply information technologies in the foreign language training process. The given approaches are based on the analysis of the Russian and foreign experience of the teaching personnel’s training in the continuous education system with introduction of the information and communication technologies in their professional activities.

Текст научной работы на тему «Организационные подходы к формированию готовности преподавателей иностранного языка в области информатизации иноязычной подготовки»

УДК 378.046.04 Есенина Наталья Евгеньевна

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков Рязанского государственного радиотехнического университета

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ

Yesenina Natalia Evgenyevna

PhD in Education Science, Assistant Professor, Head of the Foreign Languages Subdepartment, Ryazan State University of Radio Engineering

ORGANIZATIONAL APPROACHES TO DEVELOPMENT OF FOREIGN LANGUAGE TEACHERS’ ABILITY TO APPLY INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE FOREIGN LANGUAGE TRAINING PROCESS

Аннотация:

В статье характеризуются организационные подходы к формированию готовности преподавателей иностранного языка в области информатизации иноязычной подготовки. Данные подходы выявлены в результате анализа отечественного и зарубежного опыта подготовки педагогических кадров системы непрерывного образования в области использования средств информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.

Ключевые слова:

информационные и коммуникационные технологии, преподаватели иностранного языка, непрерывная информационная подготовка, информатизация иноязычной подготовки в техническом вузе.

Summary:

The article describes the organizational approaches to development of the foreign language teachers’ ability to apply information technologies in the foreign language training process. The given approaches are based on the analysis of the Russian and foreign experience of the teaching personnel’s training in the continuous education system with introduction of the information and communication technologies in their professional activities.

Keywords:

information and communication technologies, foreign language teachers, continuous ICT-training, informatization of foreign language teaching in engineering universities.

Информационное общество третьего тысячелетия выдвигает перед образованием социальный заказ на формирование вторичной профессионально-ориентированной языковой личности, обладающей социальными качествами, ценностями, знаниями и умениями, облегчающими вхождение в мировое информационное пространство и позволяющие успешно функционировать в нем.

Подготовка такой личности возможна только в системе образования нового типа, максимально реализующей уникальные возможности средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ). Поэтому особую значимость в контексте модернизации отечественной системы образования приобретает информатизация образования. Информатизация иноязычной подготовки в техническом вузе невозможна без высококвалифицированных педагогических кадров, подготовленных к профессиональной деятельности в новых условиях. Однако, анализ стандарта высшего профессионального образования, в соответствии с которым осуществлялась подготовка преподавателей иностранного языка, показал, что вопросы использования средств ИКТ в учебном процессе представлены без учета современных методов исследования в лингвистике и закономерностей обучения иностранным языкам. Кроме того, содержание информационной подготовки педагогов-лингвистов в педагогических вузах не учитывает современный уровень развития средств ИКТ, что препятствует последующей реализации в учебном процессе их лингводидактических возможностей. Таким образом, необходима последипломная подготовка преподавателей-лингвистов в области использования средств ИКТ в профессиональной деятельности, вопрос которой по-прежнему остается открытым.

Анализ отечественной и зарубежной практики подготовки кадров информатизации образования на послевузовском этапе системы непрерывной профессиональной педагогической подготовки позволяет нам выделить современные организационные подходы к формированию готовности преподавателей иностранного языка технического вуза использовать средства ИКТ в профессиональной педагогической деятельности. В ходе этого анализа был изучен опыт работы ведущих отечественных и зарубежных учебных заведений в области организации информационной подготовки специалистов различного профиля, а также рассмотрена степень участия государственных органов в области повышения квалификации педагогических кадров [1; 2;

- 1S4 -

3]. Кроме этого, изучались результаты научных работ в области обучения специалистов созданию и использованию средств ИКТ [4; 5; 6; 7].

Исходя из анализа отечественного и зарубежного (Великобритания, Западная Европа, США) опыта подготовки кадров информатизации образования можно выделить следующие организационные подходы к формированию готовности преподавателей иностранного языка технического вуза в области использования средств ИКТ в профессиональной деятельности и охарактеризовать перспективы их использования:

1. Повышение квалификации, подготовка и переподготовка преподавателей иностранного языка в области информатизации образования, регулируемая государственными органами министерства образования. Распространена курсовая подготовка очно, заочно и смешанно в центрах повышения квалификации ведущих научно-образовательных коллективов. Используются курсы, индифферентные относительно предметной области; курсы, отражающие гуманитарную направленность дисциплины «иностранный язык», а также курсы, где прикладная информационно-технологическая направленность обучения иностранному языку изучается в контексте развития лингводидактики. Отсутствие гармонизации образовательных программ информационной подготовки педагогов между собой требует создания четкой организационной инфраструктуры современной системы непрерывного образования педагогических работников в области создания и использования средств ИКТ в профессиональной деятельности. При этом налицо необходимость разработки административной политики в области информационной подготовки педагогов и осуществления государственного мониторинга данным процессом. Особенно перспективным представляется дистанционное повышение квалификации педагогов, позволяющее проводить информационную подготовку взрослых преподавателей иностранного языка, невзирая на их низкую образовательную активность, связанную с необходимостью выполнять работу, наличием семьи и детей и т.д.

2. Внутривузовская информационная подготовка преподавателей иностранного языка. Информационная подготовка внутри вуза инициируется руководством университета и организуется заинтересованными структурными подразделениями. Такими подразделениями могут являться институты, факультеты и центры дополнительного профессионального образования, структуры, работающие в области информатизации образования, и кафедры, для сотрудников которых организована информационная подготовка. Руководство подготовкой целесообразно поручить методисту-организатору информатизации образования, прошедшему обучение специализации «Организация информатизации образования». В настоящий период инфраструктура информатизации университетов позволяет организовать многоуровневую и многопрофильную подготовку профессорско-преподавательского состава и других категорий сотрудников в области информатизации образования. Преимущества такой информационной подготовки «на местах» основываются на обучении сотрудников соответствующего профиля на базе информационнокоммуникационной среды университета. Что касается формирования готовности преподавателей иностранного языка к использованию средств ИКТ в профессиональной деятельности, то такое узкопрофильное обучение возможно проводить на базе информационно-коммуникационной среды кафедры иностранных языков. Содержание обучения использованию средств ИКТ в профессиональной деятельности преподавателей иностранного языка должно осуществляться в аспекте реализации направлений информатизации лингвистического образования. Внутривузовская информационная подготовка педагогов, информатизация деятельности университета потребует значительных финансовых затрат. В этой связи, очевидно, что усилия государственных органов образования России должны быть направлены на создание федеральных программ, в ходе выполнения которых происходит развитие инфраструктуры информатизации конкретного учебного заведения и информационная подготовка различных категорий сотрудников на базе специфики информационно-коммуникационной среды этого заведения.

3. Подготовка преподавателей иностранного языка использованию средств ИКТ в образовательных целях на курсах, организованных негосударственными структурами. Негосударственные структуры в данном случае представляют автономные некоммерческие образовательные партнерства и другие организации, действующие при финансовой поддержке крупных фирм. Такая информационная подготовка не получила широкого распространения среди преподавателей иностранного языка технического вуза, главным образом потому, что предназначена для учителей средних школ. Содержательные линии программы курсов направлены на овладение приемами и способами сбора, хранения, обработки, продуцирования и т.д. распределенных в глобальной сети Интернет информационных образовательных ресурсов в процессе проектно-исследовательской деятельности и не отражает всех направлений информатизации лингвистического образования в нашей стране.

4. Изучение методики использования средств ИКТ в обучении иностранным языкам в международных центрах языковой подготовки. Информационно-технологическая направленность обучения иностранному языку на очных, дистанционных и смешанных курсах, семинарах и мастер-классах изучается в контексте развития лингводидактики. Право преподавателя иностранного языка преподавать определенный курс для конкретной аудитории под-

- 185 -

тверждается международным сертификатом при сдаче международных экзаменов. Профессиональная деятельность преподавателей иностранного языка поддерживается разработанными высококвалифицированными специалистами центров платными и бесплатными лингвистическими информационными образовательными ресурсами, представленными на швЬ-сайте. Высокая стоимость подобного обучения обуславливает необходимость финансового обеспечения преподавателей иностранного языка в виде образовательных грантов. Преимуществом такого повышения квалификации для преподавателей иностранного языка является параллельная с изучением методики использования средств ИКТ языковая практика. Существенным недостатком этого подхода является отсутствие опоры содержания обучения на отечественные направления развития информатизации лингвистического образования.

5. Самообразование преподавателей иностранного языка в области использования средств ИКТ в профессиональной деятельности. Данный подход объединяет изучение педагогической литературы, посещение международных и национальных выставок передовых разработок учебного программного обеспечения, участие в образовательных конкурсах и т.д. При этом очевидна необходимость проведения всероссийских образовательных выставок под патронажем государства, а также участие России в международных выставках и конкурсах разработки средств информатизации образования. Следует разработать систему награждения педагогов и педагогических коллективов, участвующих в образовательных конкурсах и выставках. Кроме того, государственные органы образования должны издавать каталоги сертифицированных информационных образовательных ресурсов, ориентирующих педагога на рынке образовательных товаров.

6. Обмен передовым педагогическим опытом в области использования средств ИКТ в профессиональной деятельности. Такой обмен возможен на учебно-методических сборах, научно-методических конференциях, научно-практических семинарах, специально организованных дискуссиях и форумах. Особенно эффективным является участие в работе международных электронных сообществ профессиональных образовательных коллективов. Примечательно, что в ходе обмена педагогическим опытом происходит не только знакомство с содержанием докладов, изучение инновационной педагогики и методики, но и сравнение различных способов и приемов создания и применения лингвистических информационных ресурсов в образовательных целях и непосредственно межличностный обмен профессиональным опытом.

Несмотря на то, что современные организационные подходы к подготовке кадров информатизации образования предоставляют широкие возможности для формирования готовности преподавателей иностранного языка технического вуза в области использования средств ИКТ в профессиональной деятельности данный вопрос все еще остается нерешенным для многих вузов. Не подвергая сомнению целесообразность участия государственных органов в совершенствовании системы последипломного образования педагогических кадров, в том числе и в области ИКТ, подчеркнем ярко выраженную потребность работы в данном направлении конкретного вуза и его структурных подразделений. В этой связи мы предлагаем в каждом вузе на кафедре иностранных языков разработать концептуальную программу, решающую следующий комплекс задач:

- развитие инфраструктуры информатизации иноязычной подготовки;

- создание концепции информатизации иноязычной подготовки, включающей анализ ее текущего состояния в вузе, а также выявление основных направлений и разработку целей, принципов и этапов данного процесса;

- разработка научно-методического обеспечения подготовки преподавателей иностранного языка вуза в области ИКТ;

- формирование комплекса программ повышения квалификации, переподготовки и профессиональной адаптации педагогов-лингвистов по использованию средств ИКТ в системе дополнительного профессионального образования;

- совершенствование форм непрерывной информационной подготовки.

Ссылки:

1. Есенина Н.Е. Информационная подготовка преподавателей иностранного языка: отечественный опыт // Российский научный журнал. Рязань. 2013. 4 (35). С. 114-123.

2. Есенина Н.Е. Зарубежный опыт подготовки педагогических кадров в области информатизации образования // Российский научный журнал. Рязань. 2013. 5 (36). С. 145-152.

3. Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 гг.)» от 28 августа 2001 г. № 630. 11Р1_: http://ivo.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm (дата обращения: 20.01.2012).

4. Кравцова А.Ю. Основные направления использования зарубежного опыта для развития методической системы подотовки учителей в области информационных и коммуникационных технологий (теория и практика). М., 2003.

5. Лавина Т.А. Непрерывная подготовка учителей в области использования средств информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности. М.; Чебоксары, 2006. 171 с.

6. Роберт И.В., Козлов О.А. Концепция комплексной, многоуровневой и многопрофильной подготовки кадров информатизации образования // Информатика и Образование. 2004. № 11, 12.

7. Сергеев А.Н. Становление и развитие сетевых сообществ педагогов в сетевой образовательной сети: теоретические основ и практика реализации ВГСПУ // Теория и практика общественного развития. 11^: 1пМр://\м№^еопа-practica.ru/-11-2013/pedagogics/sergeev-a.pdf (дата обращения: 12.12.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.