ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
У. К. Нурумбетова
В статье автор рассматривает принципы и задачи применения информационнокоммуникационных технологий в процессе обучения.
In this article the author examines the principles and objectives of information and communication technologies use in learning process.
Ключевые слова: применение информационно-коммуникационных технологий, компьютерное обучение, электронные ресурсы.
Key words: information and communication technologies application, computer training, electronic resources.
XXI в. называют веком глобализации и информатизации. Сегодня трудно представить всестороннее развитие общества без информационных технологий, без компьютеров. Республика Узбекистан уделяет особое внимание развитию данной отрасли. Принят ряд нормативно-правовых актов, касающихся эффективного использования современной компьютерной техники и технологий. Закон Республики Узбекистан «Об информатизации» (2003), Указ Президента Республики Узбекистан «О дальнейшем развитии компьютеризации и внедрении информационно-коммуникационных технологий» (2002), Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О дальнейшем развитии компьютеризации и внедрения информационно-коммуникационных технологий» (2002) служат правовой основой реформ в области компьютеризации и широкого внедрения в различные отрасли экономики современных информационно-коммуникационных технологий.
Важное место современные компьютерные средства, мультимедийные технологии занимают в сфере образования, облегчая разработку дидактического материала, привлекая внимание обучаемых к изучаемым явлениям, создавая широкие возможности для всестороннего рассмотрения того или иного материала. 3500 лет назад Конфуций говорил о том, что забывает услышанное, запоминает увиденное, осознает самостоятельно выполненное. Применение современных информационно-коммуникационных технологий в единстве с педагогическими позволяют обучаемым одновременно слушать, видеть и самостоятельно выполнить. Преимущества компьютерного обучение сегодня ни у кого не вызывают сомнения. Для организации занятий с применением современных информационных технологий требуются определенные условия, прежде всего информационные ресурсы и специальное программное обеспечение. Информационным ресурсами являются: персональные компьютеры, проектор, средства мультимедиа, сканер, цифровой фотоаппарат, видеокамера, принтер, копировальная машина и др. Специальное программное обеспечение включает мультимедийную учебную литературу, виртуальные лаборатории, анимационные и другие специальные программы. К примеру, для создания анимационных роликов используют Macromedia Flash МХ. Мультимедийные презентационные лекции разрабатывают с помощью Power Point, Macromedia Authorware. В создании электронной учебной
197
литературы широко применяются программные редакторы: Adobe Photoshop для редакции фотографий, Corel Draw для создания различных графиков, Sound Forge и Adobe Premier для редактирования звуков и изображений соответственно. Кроме того, сегодня разработано достаточно много готовых мультимедийных учебных пособий для применения в системе образования. При применении информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения необходимо решить следующие задачи: (а) разработать дополнительные электронные ресурсы, сведения и библиотеки, специальное программное обеспечение, помогающее поиску информации в сети;
(б) совершенствовать учебно-методическую подготовку преподавателей, налаживать тесное сотрудничество со специалистами в области информационных технологий и психологами; (в) знать и применять последние достижения науки, техники и технологий; (г) применять передовые педагогические технологии и активные методы при обучении посредством компьютера; (д) уделять особое внимание при оценке студентов их активности и умению работать самостоятельно.
Применение информационных технологий оказывает положительное влияние на развитие обучаемых, развивая воображение, эмоциональную мотивацию, интерес к изучаемому. Умелое пользование информационнокоммуникационными технологиями развивает самостоятельность, самовоспитание, самообучение, оказывая положительное влияние на активность, самостоятельное принятие решений. Исследования в области психологии свидетельствуют о том, что информационно-коммуникационные технологии оказывают влияние на теоретическое, творческое, модельно-рефлексивное мышление обучаемых. Визуализация информации посредством компьютерных средств положительно влияет на воображение (занимающее центральное место в образном мышлении), а также восприятие учебного материала и его запоминание. Здесь необходимо соблюдать следующие основные принципы: (а) гуманизм, уважение личности обучаемого, вера в его творческие способности и возможности, сопереживание его успехов и неудач; (б) партнерство, демократизм, равенство в отношениях педагога и обучаемого;
(в) свободное воспитание, предоставление личности свободы и самостоятельности выбора жизнедеятельности в широком или узком смысле, достижение результата не от внешнего воздействия, а от внутренних эмоций.
В преподавании педагогических и психологических дисциплин широко применяются программные педагогические средства, направленные на личность и удобные для обучаемых. Данные программы позволяют при необходимости вернуться назад для уточнения положений, рассмотренных на лекционных, семинарских или практических занятиях; работать в удобное для себя время. Все это способствует большему и прочному усвоению предмета, повышая уверенность обучаемого в своих возможностях, уменьшая его потребность в помощи преподавателя. Программы позволяют проверять знания, проводить самооценку посредством тестирования. Поэтому умелое использование в образовательном процессе информационнокоммуникационных технологий является важным фактором становления современного, конкурентоспособного, свободно мыслящего специалиста.
198
Список литературы
1. Атанасян С.Л. Информационная образовательная среда педагогического вуза // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер. «Информатизация образования». - М.: РУДН, 2007. -№ 2-3. - С. 83-89.
2. Бегимкулов У. Ш. Педагогик таълимни ахборотлаштириш: назария ва амалиёт: моногр. - Тошкент: Фан, 2011. - 232 б.
3. Волкова Н.И., Мачушенко И.И. Роль электронных изданий в обучении // Вестн. МГПУ. Сер. «Информатика и информатизация образования» - М.: МГПУ. - 2003. - № 1. - С. 93-97.
4. Гендина Н.И. Информационная грамотность и информационная культура личности: международный и российский подходы к решению проблемы // Открытое образование. -2007. - № 5 (64). - С. 58-69.
199