Научная статья на тему 'Информационные технологии в повышении эффективности образования'

Информационные технологии в повышении эффективности образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
257
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
применение информационно-коммуникационных техноло-гий / компьютерное обучение / электронные ресурсы / information and communication technologies application / computer training / electronic resources

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нурумбетова Умида Казимовна

В статье автор рассматривает принципы и задачи применения информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this article the author examines the principles and objectives of information and communication technologies use in learning process.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии в повышении эффективности образования»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

У. К. Нурумбетова

В статье автор рассматривает принципы и задачи применения информационнокоммуникационных технологий в процессе обучения.

In this article the author examines the principles and objectives of information and communication technologies use in learning process.

Ключевые слова: применение информационно-коммуникационных технологий, компьютерное обучение, электронные ресурсы.

Key words: information and communication technologies application, computer training, electronic resources.

XXI в. называют веком глобализации и информатизации. Сегодня трудно представить всестороннее развитие общества без информационных технологий, без компьютеров. Республика Узбекистан уделяет особое внимание развитию данной отрасли. Принят ряд нормативно-правовых актов, касающихся эффективного использования современной компьютерной техники и технологий. Закон Республики Узбекистан «Об информатизации» (2003), Указ Президента Республики Узбекистан «О дальнейшем развитии компьютеризации и внедрении информационно-коммуникационных технологий» (2002), Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О дальнейшем развитии компьютеризации и внедрения информационно-коммуникационных технологий» (2002) служат правовой основой реформ в области компьютеризации и широкого внедрения в различные отрасли экономики современных информационно-коммуникационных технологий.

Важное место современные компьютерные средства, мультимедийные технологии занимают в сфере образования, облегчая разработку дидактического материала, привлекая внимание обучаемых к изучаемым явлениям, создавая широкие возможности для всестороннего рассмотрения того или иного материала. 3500 лет назад Конфуций говорил о том, что забывает услышанное, запоминает увиденное, осознает самостоятельно выполненное. Применение современных информационно-коммуникационных технологий в единстве с педагогическими позволяют обучаемым одновременно слушать, видеть и самостоятельно выполнить. Преимущества компьютерного обучение сегодня ни у кого не вызывают сомнения. Для организации занятий с применением современных информационных технологий требуются определенные условия, прежде всего информационные ресурсы и специальное программное обеспечение. Информационным ресурсами являются: персональные компьютеры, проектор, средства мультимедиа, сканер, цифровой фотоаппарат, видеокамера, принтер, копировальная машина и др. Специальное программное обеспечение включает мультимедийную учебную литературу, виртуальные лаборатории, анимационные и другие специальные программы. К примеру, для создания анимационных роликов используют Macromedia Flash МХ. Мультимедийные презентационные лекции разрабатывают с помощью Power Point, Macromedia Authorware. В создании электронной учебной

197

литературы широко применяются программные редакторы: Adobe Photoshop для редакции фотографий, Corel Draw для создания различных графиков, Sound Forge и Adobe Premier для редактирования звуков и изображений соответственно. Кроме того, сегодня разработано достаточно много готовых мультимедийных учебных пособий для применения в системе образования. При применении информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения необходимо решить следующие задачи: (а) разработать дополнительные электронные ресурсы, сведения и библиотеки, специальное программное обеспечение, помогающее поиску информации в сети;

(б) совершенствовать учебно-методическую подготовку преподавателей, налаживать тесное сотрудничество со специалистами в области информационных технологий и психологами; (в) знать и применять последние достижения науки, техники и технологий; (г) применять передовые педагогические технологии и активные методы при обучении посредством компьютера; (д) уделять особое внимание при оценке студентов их активности и умению работать самостоятельно.

Применение информационных технологий оказывает положительное влияние на развитие обучаемых, развивая воображение, эмоциональную мотивацию, интерес к изучаемому. Умелое пользование информационнокоммуникационными технологиями развивает самостоятельность, самовоспитание, самообучение, оказывая положительное влияние на активность, самостоятельное принятие решений. Исследования в области психологии свидетельствуют о том, что информационно-коммуникационные технологии оказывают влияние на теоретическое, творческое, модельно-рефлексивное мышление обучаемых. Визуализация информации посредством компьютерных средств положительно влияет на воображение (занимающее центральное место в образном мышлении), а также восприятие учебного материала и его запоминание. Здесь необходимо соблюдать следующие основные принципы: (а) гуманизм, уважение личности обучаемого, вера в его творческие способности и возможности, сопереживание его успехов и неудач; (б) партнерство, демократизм, равенство в отношениях педагога и обучаемого;

(в) свободное воспитание, предоставление личности свободы и самостоятельности выбора жизнедеятельности в широком или узком смысле, достижение результата не от внешнего воздействия, а от внутренних эмоций.

В преподавании педагогических и психологических дисциплин широко применяются программные педагогические средства, направленные на личность и удобные для обучаемых. Данные программы позволяют при необходимости вернуться назад для уточнения положений, рассмотренных на лекционных, семинарских или практических занятиях; работать в удобное для себя время. Все это способствует большему и прочному усвоению предмета, повышая уверенность обучаемого в своих возможностях, уменьшая его потребность в помощи преподавателя. Программы позволяют проверять знания, проводить самооценку посредством тестирования. Поэтому умелое использование в образовательном процессе информационнокоммуникационных технологий является важным фактором становления современного, конкурентоспособного, свободно мыслящего специалиста.

198

Список литературы

1. Атанасян С.Л. Информационная образовательная среда педагогического вуза // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер. «Информатизация образования». - М.: РУДН, 2007. -№ 2-3. - С. 83-89.

2. Бегимкулов У. Ш. Педагогик таълимни ахборотлаштириш: назария ва амалиёт: моногр. - Тошкент: Фан, 2011. - 232 б.

3. Волкова Н.И., Мачушенко И.И. Роль электронных изданий в обучении // Вестн. МГПУ. Сер. «Информатика и информатизация образования» - М.: МГПУ. - 2003. - № 1. - С. 93-97.

4. Гендина Н.И. Информационная грамотность и информационная культура личности: международный и российский подходы к решению проблемы // Открытое образование. -2007. - № 5 (64). - С. 58-69.

199

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.