Использование интерактивной мультимедийной программы по теме «Личностно-ориентированное образование» Варга В. В.
Варга Велта Владимировна / Varga Velta Vladimirovna — старший преподаватель, кафедра профессионального образования, факультет технической эксплуатации автомобилей, Ташкентский автомобильно-дорожный институт, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье описывается интерактивная мультимедийная программа для изучения темы «Личностно-ориентированное образование».
Ключевые слова: информационные компьютерные технологии, личностно-ориентированное образование.
В настоящее время одним из направлений повышения качества образования является внедрение в процесс обучения средств информационных компьютерных технологий. Техническая база учебных заведений Республики Узбекистан активно пополняется новыми компьютерами и периферийным оборудованием. Создаются условия для разработки, апробации и внедрения в учебный процесс учебно-методической электронной продукции, основанной на анимации, интеграции гипертекста, звука, графики и рисунков [1].
Для создания интерактивной мультимедийной программы по дисциплине «Образовательные технологии» была выбрана тема «Личностно-ориентированное образование». Хорошее усвоение основных понятий данной темы студентами является необходимым условием для эффективного применения принципов, методов и средств личностно-ориентированного образования при моделировании учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях республики, а кроме того, подготавливает студентов к глубокому пониманию основ образовательных технологий, что немаловажно для будущих педагогов.
В данном электронном учебнике информация представлена нелинейно. Формат - текст, графика, инфографика, фотографии. Содержится много видеозаписей, позволяющих студенту более глубоко изучить тему при самостоятельной работе с электронным учебником. Использовались программы Macromedia Flash, Prezi, Adobe Photoshop, XMind, Ulead VideoStudio, Camtasia Studio.
При разработке содержания программного продукта использовались материалы международного гранта «Системный подход к улучшению качества образования через повышение профессионального потенциала преподавателей», финансированного представительством Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Узбекистане, реализованного на базе ИПК и ПК ССПО.
При разработке интерактивной мультимедийной программы нами решались следующие задачи [2]:
1. Возможность визуализации сложных процессов, описываемых в лекции.
2. Построение логической последовательности, позволяющей студентам устанавливать связи и способы взаимодействия между информационными блоками.
3. Возможность многократной демонстрации требуемого отрывка интерактивной программы.
4. Возможность регулирования очередности и скорости предъявления частей анимационной мультимедийной программы.
Применение интерактивной анимационной программы в ходе изучения темы «Личностно-ориентированное образование» позволило:
• повысить объем вводимого материала.
• повысить интерес к изучаемой теме.
• Создать условия для более осознанного и прочного усвоения материала. Результаты проведенных тестовых испытаний показали рост количества правильных ответов на 10%.
• оптимизировать процесс обучения, то есть активизировать деятельность студентов и при этом снизить психическое напряжение, испытываемое преподавателем.
Анализ литературных источников [3] и результатов использования средств мультимедиа позволяет сделать предположение, что дальнейшее применение информационных компьютерных технологий в процессе изучения дисциплины «Образовательные технологии» позволит повысить эффективность обучения и сформировать устойчивый интерес к процессу обучения.
Литература
1. Ахунова Е. А. Основные этапы деятельности преподавателя в процессе разработки и использования
электронного учебного курса // Наука, техника и образование, 2015. № 10. С. 188-190.
I 99 I ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 6(18) 2016
2. Зырянов А. В., Воронов В. А. Применение информационных средств обучения на уроках технологии // Проблемы современной науки и образования, 2014. № 3 (21). С. 118-119.
3. Костаева Т. В. Устойчивый учебно-познавательный интерес: теоретические аспекты // Проблемы педагогики, 2016. № 5 (16). С. 12-16.
Применение информационных компьютерных технологий в образовании
Варга В. В.
Варга Велта Владимировна / Varga Velta Vladimirovna — старший преподаватель, кафедра профессионального образования, факультет технической эксплуатации автомобилей, Ташкентский автомобильно-дорожный институт, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматривается ряд педагогических проблем, которые позволяют решать информационные компьютерные технологии.
Ключевые слова: информационные компьютерные технологии, образование.
В настоящее время во всех сферах образования ведутся поиски способов интенсификации и быстрой модернизации системы подготовки, повышения качества обучения. Применение информационных компьютерных технологий в учебном процессе способствует реализации идеи развивающего обучения и интенсификации учебного процесса [1].
Переход к активному применению электронных мультимедийных комплексов в обучении, создание условий для разработки обучающих и тестирующих программ, их апробации и внедрения, поиск разумного сочетания нового с традиционным - сложен, но позволяет решить целый ряд педагогических проблем.
1. Повышение информационной емкости содержания образования. Компьютерные технологии позволяют значительно увеличить объем усваиваемой учащимися информации благодаря тому, что она подается в более обобщенном, систематизированном виде, причем не в статике, а в динамике. Наглядность процессов и явлений позволяет более осознанно, прочно и активно усваивать полученную информацию.
2. Дифференциация обучения и индивидуальный подход к учащимся. Программные пакеты позволяют дифференцировать задания учащимся по степени сложности или по характеру требуемой помощи. В память закладываются консультативные указания, подсказки, помогающие решить задачу, а также дополнительная и справочная информация. Каждый учащийся, работая над одним и тем же материалом, имеет возможность регулировать объем, сложность и скорость его подачи в соответствии со своими индивидуальными особенностями.
3. Оптимизация процесса учебного познания. При условии повышения количества обрабатываемой информации, увеличивается нагрузка на учащихся. Также и дифференцированный подход, учитывающий индивидуальные особенности и свойства личности учащихся требует от преподавателя больших затрат времени и усилий. Применение компьютерных технологий позволяет в какой-то мере оптимизировать нагрузку для всех участников образовательного процесса.
Кроме ресурсов времени и уровня напряженности труда, нельзя забывать и о материально-технической базе. Фильмы с интерактивными элементами управления позволяют не только демонстрировать сложные, дорогостоящие приборы, но и без опасений «управлять» ими в соответствии с условиями задачи [2].
4. Совершенствование методов контроля и оценки знаний. Для повышения качества обучения важен не только темп контроля, но и его аналитичность. С помощью машины трудно организовать всестороннее психолого-педагогическое наблюдение учащихся, но наладить оперативную обратную связь и получать первичную информацию о том по каким темам недостаточно сформированы знания и умения у учащихся, возможно.
5. Развитие самостоятельности и творческого потенциала учащихся. Собственно, обучающая машина и предназначена для самостоятельной работы над учебным материалом, заложенным в банк информации [3]. Доступность информации смещает акцент с необходимости накапливать знания в сторону необходимости работать с информацией и творчески ее переосмысливать в ходе решения возникающих проблем.
6. Формирование познавательно-профессионального интереса. Моральное и эмоциональное удовлетворение учебной деятельностью, преобразуясь в потребность, постепенно становится одним из наиболее сильных мотивов учения, а в дальнейшей - профессиональной деятельности в соответствующей интересам области.
ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 6(18) 2016 | 100 |