ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Повышение мотивационного потенциала научно-исследовательской работы студентов при помощи Портфолио Варга В. В.
Варга Велта Владимировна / Varga Velta Vladimirovna — старший преподаватель, кафедра профессионального образования, факультет технической эксплуатации автомобилей, Ташкентский автомобильно-дорожный институт, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье анализируется проблема повышения мотивации студентов к научно-исследовательской работе путем внедрения системы Портфолио. Ключевые слова: портфолио, научно-исследовательская работа.
Как показывает анализ исследований [2; 3], мотивационный потенциал научно -исследовательской работы студентов в настоящее время раскрывается не в полной мере. Это связано со следующими проблемами:
1. Традиционная система организации научно-исследовательской работы основывается на пассивности, подчиненности студента активному влиянию на него руководителя.
2. Отсутствуют четко выраженные критерии оценки развитости профессиональных способностей, профессиональной компетенции студентов.
3. Слабая заинтересованность студентов в научно-исследовательской, культурно-просветительской и общественной работе.
4. Недостаточно используются специальные практические формы деятельности, развивающие профессиональные знания, умения и навыки студентов.
Одним из путей повышения мотивационного потенциала научно-исследовательской работы студентов мы видим в создании системы «Портфель образовательных достижений» (далее - Портфолио).
Цель Портфолио - представить документированные результаты процесса профессионального становления студента, которые позволят увидеть «картину» значимых образовательных и профессиональных достижений студента в целом.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые студентом в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, социальной, научно-исследовательской, профессиональной и др. - и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию, что делает его перспективной формой представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного студента, отвечающей задачам профессиональной подготовки и, в дальнейшем - профессиональной деятельности.
Портфолио, кроме того, дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, включая экзамены, и является современной эффективной формой оценивания образовательной, научно-исследовательской и профессиональной деятельности студентов, будущих преподавателей профессиональных колледжей.
Внедрение системы Портфолио в процесс подготовки педагогических кадров для ССПО помогает решить важные задачи:
• поддерживать высокую учебную мотивацию студентов;
• поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
• развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности студентов;
• формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
• развивать навыки научно-исследовательской деятельности студентов;
• содействовать индивидуализации (персонализации) образования студентов;
• расширять знания о возможностях и перспективах роста в условиях профессиональной педагогической деятельности;
• развивать навыки профессиональной педагогической деятельности студентов;
• закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешного формирования мотивации профессиональной деятельности.
Таким образом, введение Портфолио повышает образовательную активность студентов, уровень осознания ими своих целей и возможностей, что делает их дальнейшую профессиональную педагогическую деятельность более достоверной и ответственной.
Литература
1. Боковиков А. МПроблемность в профессиональной деятельности: теория и методы психологического анализа. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1999. 358 с.
2. Мурзалинов А. Ж., Аширбекова А. Д. Особенности исследовательской деятельности учашдхся в условиях среднего профессионального образования. / Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы гармоничного развития личности на современном этапе». Типография КазГАТУ им. С. Сейфуллина. Астана, 2007. 264 с.