Научная статья на тему 'Повышение мотивационного потенциала научно-исследовательской работы студентов при помощи портфолио'

Повышение мотивационного потенциала научно-исследовательской работы студентов при помощи портфолио Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
ПОРТФОЛИО / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Варга Велта Владимировна

В статье анализируется проблема повышения мотивации студентов к научно-исследовательской работе путем внедрения системы Портфолио.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение мотивационного потенциала научно-исследовательской работы студентов при помощи портфолио»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Повышение мотивационного потенциала научно-исследовательской работы студентов при помощи Портфолио Варга В. В.

Варга Велта Владимировна / Varga Velta Vladimirovna — старший преподаватель, кафедра профессионального образования, факультет технической эксплуатации автомобилей, Ташкентский автомобильно-дорожный институт, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье анализируется проблема повышения мотивации студентов к научно-исследовательской работе путем внедрения системы Портфолио. Ключевые слова: портфолио, научно-исследовательская работа.

Как показывает анализ исследований [2; 3], мотивационный потенциал научно -исследовательской работы студентов в настоящее время раскрывается не в полной мере. Это связано со следующими проблемами:

1. Традиционная система организации научно-исследовательской работы основывается на пассивности, подчиненности студента активному влиянию на него руководителя.

2. Отсутствуют четко выраженные критерии оценки развитости профессиональных способностей, профессиональной компетенции студентов.

3. Слабая заинтересованность студентов в научно-исследовательской, культурно-просветительской и общественной работе.

4. Недостаточно используются специальные практические формы деятельности, развивающие профессиональные знания, умения и навыки студентов.

Одним из путей повышения мотивационного потенциала научно-исследовательской работы студентов мы видим в создании системы «Портфель образовательных достижений» (далее - Портфолио).

Цель Портфолио - представить документированные результаты процесса профессионального становления студента, которые позволят увидеть «картину» значимых образовательных и профессиональных достижений студента в целом.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые студентом в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, социальной, научно-исследовательской, профессиональной и др. - и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию, что делает его перспективной формой представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного студента, отвечающей задачам профессиональной подготовки и, в дальнейшем - профессиональной деятельности.

Портфолио, кроме того, дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, включая экзамены, и является современной эффективной формой оценивания образовательной, научно-исследовательской и профессиональной деятельности студентов, будущих преподавателей профессиональных колледжей.

Внедрение системы Портфолио в процесс подготовки педагогических кадров для ССПО помогает решить важные задачи:

• поддерживать высокую учебную мотивацию студентов;

• поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

• развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности студентов;

• формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

• развивать навыки научно-исследовательской деятельности студентов;

• содействовать индивидуализации (персонализации) образования студентов;

• расширять знания о возможностях и перспективах роста в условиях профессиональной педагогической деятельности;

• развивать навыки профессиональной педагогической деятельности студентов;

• закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешного формирования мотивации профессиональной деятельности.

Таким образом, введение Портфолио повышает образовательную активность студентов, уровень осознания ими своих целей и возможностей, что делает их дальнейшую профессиональную педагогическую деятельность более достоверной и ответственной.

Литература

1. Боковиков А. МПроблемность в профессиональной деятельности: теория и методы психологического анализа. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1999. 358 с.

2. Мурзалинов А. Ж., Аширбекова А. Д. Особенности исследовательской деятельности учашдхся в условиях среднего профессионального образования. / Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы гармоничного развития личности на современном этапе». Типография КазГАТУ им. С. Сейфуллина. Астана, 2007. 264 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.