Научная статья на тему 'Инновационные образовательные технологии в вузе: технология портфолио'

Инновационные образовательные технологии в вузе: технология портфолио Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2398
322
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / САМООБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА / ПОРТФОЛИО / КОМПЕТЕНЦИИ / ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ / МОТИВАЦИЯ / РЕЙТИНГ / РЕФЛЕКСИВНОСТЬ / САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ / КРЕАТИВНОСТЬ / ИНТЕГРАТИВНОСТЬ / INNOVATIONS / SELF-EDUCATION / EDUCATIONAL PARADIGM / PORTFOLIO / COMPETENCE / GOAL SETTING / MOTIVATION / RATING / REFLEXIVITY / SELF-PRESENTATION / LEVEL OF CREATIVITY / INTEGRITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Креузова Валентина Сергеевна

Данная статья посвящается инновационным технологиям в образовании, которые включают в себя фундаментальность образования, творческое начало, профессионализм. Более подробно в статье описана одна из инновационных технологий технология портфолио. Технология портфолио реализует ряд функций в образовательном процессе, служит для оценки уровня компетентности в области иностранных языков, является одним из видов контроля образовательных достижений студентов (знаний, умений, навыков и личных качеств компетенций). Приведены типы портфолио, структура, отличительные особенности и преимущества данной образовательной технологии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE UNIVERSITY TECHNOLOGY OF PORTFOLIO

This article is devoted to the innovative technologies in education, they include: professional education, creativity, professional approach. One of the innovative technology is portfolio. It is described in this article in detail. Technology of portfolio realizes the numbers of functions in educational process,it is used for estimate of the standard of competence in the sphere of foreign languages. It controls educational achievements of the students (knowledge, skills, abilities and personal qualities-competences). Types of Portfolio, their structures, distinctive peculiarities and advantages of this educational technology are introduced in this article.

Текст научной работы на тему «Инновационные образовательные технологии в вузе: технология портфолио»

32 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ

32 ЯЗЫКОВ В ЮРИДИЧЕСКОМ ВУЗЕ /¿Ь)УНИВЕРСИТЕТА

УНИВЕРСИТЕТА

имени O.E. Кутафина (МГЮА)

Валентина Сергеевна КРЕУЗОВА,

доцент кафедры английского языка № 2 Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ: ТЕХНОЛОГИЯ ПОРТФОЛИО

Данная статья посвящается инновационным технологиям в образовании, которые включают в себя фундаментальность образования, творческое начало, профессионализм. Более подробно в статье описана одна из инновационных технологий — технология портфо-лио. Технология портфолио реализует ряд функций в образовательном процессе, служит для оценки уровня компетентности в области иностранных языков, является одним из видов контроля образовательных достижений студентов (знаний, умений, навыков и личных качеств — компетенций). Приведены типы портфолио, структура, отличительные особенности и преимущества данной образовательной технологии.

Ключевые слова: Инновации, самообразование, образовательная парадигма, портфолио, компетенции, целеполагание, мотивация, рейтинг, рефлексивность, самопрезентация, креативность, интегра-тивность.

KREUZOVA V.S.,

Assistant professor, Kutafin Moscow State Law University, English Department № 2

INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE UNIVERSITY TECHNOLOGY OF PORTFOLIO

This article is devoted to the innovative technologies in education, they include: professional education, creativity, professional approach. One of the innovative technology is portfolio. It is described in this article in detail. Technology of portfolio realizes the numbers of functions in educational process,it is used for estimate of the standard of competence in the sphere of foreign languages. It controls educational achievements of the students (knowledge, skills, abilities and personal qualities—competences). Types of Portfolio, their structures, distinctive peculiarities and advantages of this educational technology are introduced in this article. Keywords: innovations, self-education, educational paradigm, portfolio, competence, goal setting, motivation, rating, reflexivity, self-presentation, level of creativity, integrity.

© В. С. Креузова, 2015

в

•Ш<&Т[Н][Ш[Х Креузова В. С.

УНИВЕРСИТЕТА Инновационные образовательныетехнологии в вузе:

имени O.E. Кугафина(МГЮА) технология портфолио

Современный этап развития общества ставит перед российской системой образования целый ряд принципиально новых проблем, обусловленных политическими, социально-экономическими, мировоззренческими и другими факторами, среди которых следует выделить необходимость повышения качества и доступности образования.

Инновации (англ. !ппоуайоп — нововведение) — внедрение новых форм, способов и умений в сфере обучения, образования и науки.

Применительно к педагогическому процессу в вузе инновация означает введение нового в содержание, методы, формы и цели обучения и воспитания, организацию тесного сотрудничества преподавателя и студента.

Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека.

Инновационные технологии в образовании — это организация образовательного процесса, основанного на методах и технологиях, позволяющих достигать определенных образовательных успехов в усвоении максимального объема знаний, максимальной творческой активности, получении практических навыков и умений.

Инновационная педагогическая технология — это проект определенной педагогической деятельности, последовательно реализуемой на практике, главным показателем которой является прогрессивное начало по сравнению со сложившимися традициями и массовой практикой. Одной из главных особенностей инновационной технологии является то, что ее разработка и применение требуют высокой активности преподавателя и студента.

Активность первого проявляется в том, что он хорошо знает психологические и личностные особенности своих студентов и на этом основании вносит индиви- х Е

дуальные коррективы в технологический процесс. Активность же студентов прояв-

ют в себя фундаментальность образования, творческое начало, профессионализм.

□ ■ п □

ляется в возрастающей самостоятельности. НЕ

Таким образом, новые инновационные образовательные технологии включа- > д

I >

1-П

Решить задачи подготовки специалистов, отвечающих требованиям времени, ^ н

может помочь внедрение технологических инноваций в образовательный процесс ^ ™

высшей школы. Использование современных педагогических технологий в учеб- ШО

ном процессе вуза создает совершенно новые возможности реализации дидакти- д >

□ Ш ш >

ческих принципов индивидуализации и дифференциации обучения, положительно влияет на развитие познавательной деятельности студентов, их творческой актив- Щ I

ности, сознательности, реализует условия перехода от обучения к самообразова- д я

нию. Современные технологии в образовании рассматриваются как средство, с по- I

мощью которого может быть реализована новая образовательная парадигма. о

В профессиональной подготовке студентов-юристов высшая школа стремится не только обучить студентов функциональному владению иностранным языком, но и развить у них иноязычную коммуникативную компетенцию, т.е. способность пользоваться иностранным языком как средством решения профессиональных задач, возможность осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение вузе

11/2015

£ m п

>

134 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ

134 ЯЗЫКОВ В ЮРИДИЧЕСКОМ ВУЗЕ /¿Ь)УНИВЕРСИТЕТА

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

с носителями языка. Огромную значимость приобретает процесс использования различных инновационных технологий.

В основе обучения курсу «Иностранный язык в сфере юриспруденции» они следующие:

— личностно ориентированные технологии;

— модульно-блочные технологии;

— информационно-коммуникативные технологии;

— управленческие технологии;

— интегральные технологии;

— игровые технологии;

— проектные технологии;

— технология развития критического мышления через чтение и письмо (вызов — осмысление — рефлексия);

— метод реальных ситуаций (кейс-стади);

— технология интерактивного обучения;

— языковый портфель или портфолио.

Я хочу остановиться на одной из них, а именно: технологии портфолио. Портфолио определяется как коллекция работ и результатов обучаемого, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. Данная образовательная технология служит дополнением к традиционным контрольно-оценочным средствам, направленным, как правило, на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, фактологических и алгоритмических знаний и умений. Технология портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые студентом в разнообразных видах деятельности — учебной, творческой, коммуникативной и др. и является важным элементом деятельностного подхода к образованию.

Портфолио студента служит для оценки уровня компетенции в области иностранных языков, является одним из видов контроля образовательных достижений студентов (знаний, умений, навыков и личных качеств — компетенций).

Портфолио — творческий процесс, позволяющий учитывать результаты, достигнутые студентом в разнообразных видах учебной, творческой, социальной, коммуникативной деятельности за время обучения в высшем учебном заведении.

Технология портфолио реализует следующие функции в образовательном процессе:

— диагностическую (фиксируются изменения и рост (динамика) показателей за определенный период времени);

— целеполагания (поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом);

— мотивационную (поощряет студента и преподавателя к взаимодействию);

— содержательную (максимально раскрывает весь спектр достижений и выполняемых работ);

— развивающую (обеспечивает непрерывность процесса развития и обучения);

— рейтинговую ( показывает диапазон и уровень навыков и умений в изучении иностранного языка в области юриспруденции).

Для студента портфолио — это организатор его учебной деятельности, для преподавателя — средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности.

в

•Ш<&Т[Н][Ш[Х Креузова В. С.

УНИВЕРСИТЕТА Инновационные образовательныетехнологии в вузе

имени O.E. Кутафина(МГЮА) технология портфолио

Известны несколько типов портфолио. Наиболее популярны следующие:

— портфолио достижений;

— портфолио-отчет;

— портфолио-самооценка;

— портфолио-планирование моей работы;

Выбор типа портфолио зависит от цели его создания.

Отличительной особенностью портфолио является его личностно ориентированный характер:

— студент вместе с преподавателем определяет или уточняет цель создания портфолио;

— студент собирает материал;

— в основе оценивания результатов лежит самооценка и взаимооценка.

Важной характеристикой технологии портфолио является ее рефлексивность. Рефлексия является основным механизмом и способом самоаттестации и самоотчета. Рефлексия — процесс познания на основе самонаблюдения своего внутреннего мира, «психологическое зеркало самого себя».

Студент должен научиться:

— отбирать и оценивать информацию;

— точно определять цели, которые он хотел бы достичь;

— планировать свою деятельность;

— давать оценки и самооценки;

— отслеживать собственные ошибки и исправлять их1.

Самым лучшим способом познакомиться с технологией портфолио является его практическое воплощение. В своей практике я использую следующую технологию портфолио.

Портфолио достижений студента — документ единого образца, представляющий собой папку с файловыми вкладышами и состоящий из различных разделов, сформированных по усмотрению студента. Примером может служить такая структура «Портфолио студента»: х Е

1. Общие данные личности студента. ^ ^

2. Портфолио процесса и развития. НЕ

3. Портфолио достижений. > д

Первый раздел включает:

i

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

титульный лист портфолио; ^ Н

самопрезентацию: резюме и сопроводительное письмо, автобиография, д ™

эссе (по выбору студента); ШО

презентация родного вуза — эссе о Московском государственном юриди- д >

□ Ш ш

ческом университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА);

— краткое изложение мотивов выбора профессии «юрист» и возможностей Щ I дальнейшей карьеры. д д

Второй раздел содержит работы и проекты студента, которые демонстрируют I

его продвижение в области формирования правовой компетенции посредством из- о

учения английского языка: £

— подготовка докладов, рефератов, статей и аннотаций к ним, исследовательских проектов по правовым вопросам, изложенным на английском языке;

m п

1 Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1969. вузе

11/2015

>

136 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ

130 ЯЗЫКОВ В ЮРИДИЧЕСКОМ ВУЗЕ /¿Ь)УНИВЕРСИТЕТА

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

— подготовка презентаций, по темам, отобранным в ходе совместного обсуждения студента и преподавателя, по правовым дисциплинам, изложенным на английском языке;

— самостоятельный выбор тем или текстов из области права на английском языке и демонстрация работы с ними;

— подготовка отчетов студента о прохождении ознакомительной или производственной практики, составленные на английском языке.

Данный раздел дает широкое представление о динамике учебной и творческой активности студента, направленности его интересов и характере профильной подготовки и может содержать материалы в виде зачетных листов, таблиц и анкет:

— зачетные листы посещения элективных курсов, в которых делается запись о названии курса, его продолжительности, форме, в которой проходят занятия, указывается область изучения (отрасль права), приводятся рекомендации и отзывы преподавателей;

— таблица посещения кружков, секций, студий, факультативных занятий системы дополнительного образования, в которой указываются названия учреждения, организации дополнительного образования, продолжительность занятий и их результаты, подтверждающие документы.

В разделе портфолио о собственных достижениях студент демонстрирует различные формы творческой активности:

— участие в студенческом совете;

— работа в юридической клинике;

— участие в редакционной коллегии студенческой газеты;

— участие в КВНе;

— демонстрация спортивных достижений;

— участие в музыкальных и танцевальных ансамблях;

— участие в научных студенческих конференциях, конкурсах, олимпиадах, соревнованиях и т.д.

Творческая активность студентов может быть отражена в портфолио в виде таблиц, где указываются название образовательной области, название документа, уровень участия, место проведения, баллы.

Копии свидетельств, удостоверений, дипломов, грамот, благодарностей, помещенных в портфолио, могут быть демонстрацией высокой результативности в той или иной области деятельности студентов.

Собственные креативные достижения и творческие успехи не только в учебной деятельности, но и в жизни в целом, студент может поместить в портфолио в виде эссе.

Важнейшим источником научной информации и средством передачи ее в пространстве и времени служит научный документ. В области правовой компетенции и в сфере изучения английского языка, наиболее важными документами, формирующими «Портфолио студента», являются: рефераты, аннотации, статьи, доклады, исследовательские проекты, эссе, темы и тексты в области права на английском языке, отчеты и презентации.

Стремление к совершенствованию уровня знаний и владения иностранным языком в области права мотивирует студента формировать собственное портфолио различными видами документов, отражающих его учебную деятельность.

в

•ЩШИ1Ж КреузоваВ. С. П

УНИВЕРСИТЕТА Инновационные образовательныетехнологии в вузе

имени O.E. Кутафина(МГЮА) технология портфолио

В зависимости от уровня знаний английского языка студенты могут формировать разделы — файлы портфолио, как на английском языке, так и на русском языке. Предпочтительным будет считаться и оцениваться более высокими баллами портфолио тех студентов, которое сформировано на английском языке.

Новые образовательные стандарты вводят новое направление оценочной деятельности — оценку личных достижений. Это связано с реализацией гуманистической парадигмы образования и личностно ориентированного подхода к обучению. Введение оценки личных достижений обеспечивает развитие следующих компонентов личности: мотивации саморазвития, развитие самооценки, волевой регуляции, ответственности.

Поэтому в стандартах в итоговую оценку студента включается и накопленная оценка, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений на протяжении всех лет обучения в вузе.

В качестве оптимального способа организации накопительной системы оценки выступает портфолио. Это способ фиксирования, накопления и оценки работ, результатов учащегося, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период времени. Иными словами — это форма фиксации самовыражения и самореализации.

Портфолио обеспечивает перенос « педагогического ударения» с оценки на самооценку, с того, что человек не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет. Значимой характеристикой портфолио является его интегративность, включающая количественную и качественную оценки, предполагающая сотрудничество студента и преподавателя в ходе его создания.

Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи: поддерживать высокую учебную мотивацию студентов; поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности будущих специалистов.

Описанные особенности портфолио делают его перспективной формой пред- х Е

ставления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного сту- ^ ^

дента, отвечающей задачам его профессиональной подготовки. Использование НЕ

портфолио позволяет повысить образовательную активность студентов-юристов, > д

уровень осознания ими своих целей и возможностей. х щ

Для оценки качества учебных и личных достижений студентов, которые ^ Н

фиксирует преподаватель в процессе оказания консультативной помощи при д ™

формировании портфолио, и презентаций, проводимых студентами по завер- ШО

шению работы, могут быть использованы следующие критерии, выраженные д >

баллами: В >

— актуальность содержания портфолио; щ I

— самостоятельность при формировании портфолио; д д

— уровень умений и навыков (исследовательских, информационных) при по- I иске и выборе актуальных тем (текстов) в области права и работы с ними; о

— качество и количество достижений студента; £

— качество оформления портфолио;

— уровень презентации проекта «портфолио студента».

Сумма баллов, которую получают студенты за качественную работу по формированию портфолио, может быть учтена при определении рейтинга студентов, вузе

11/2015

m п

>

138 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ

138 ЯЗЫКОВ В ЮРИДИЧЕСКОМ ВУЗЕ /¿Ь)УНИВЕРСИТЕТА

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

согласно балльно-рейтинговой системе измерения и оценки образовательной деятельности студентов, в течение семестра или учебного года.

В итоге представляется возможным отметить преимущества данной образовательной технологии, которые заключаются в следующем:

— в отличие от традиционного подхода, который разделяет преподавание (иностранного языка), обучение и контроль, портфолио органически интегрирует эти составляющие процесса обучения;

— позволяет объединить количественную и качественную оценку достижений студента в области юридического английского языка посредством анализа разнообразных продуктов учебно-познавательной деятельности;

— поощряется не только оценка, но и самооценка и взаимооценка студентов, а также самоанализ и самоконтроль;

— формирование портфолио направлено на сотрудничество студента и преподавателя с целью оценки достижений, приложенных усилий и прогресса в обучении английскому языку в области права;

— портфолио — форма непрерывной оценки в процессе непрерывного образования, которая смещает акценты от жестких факторов традиционной оценки к гибким условиям оценки альтернативной.

Портфолио помогает решать следующие важные педагогические задачи обучения иностранному языку в неязыковом вузе:

— поддерживать и стимулировать учебную мотивацию студентов;

— развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности студентов;

— формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

— закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной специализации в области права.

Портфолио дает новый толчок развитию проблемы оценки, показывает возможные направления обновления традиционной системы, и в конечном счете формирует новое понимание самого процесса обучения.

Технология портфолио является одной из важных в системе мотиваций к активной работе и высоким достижениям учебной деятельности студентов.

Обладая принципами системности, контактности, и креативности, технология портфолио позволяет значительно повысить эффективность образовательного процесса.

Предметом любой новой педагогической технологии являются конкретные взаимодействия студентов и преподавателей в разных видах деятельности, организованные на базе точного структурирования, систематизации, программирования, алгоритмизации, стандартизации способов и приемов обучения либо воспитания, с внедрением компьютеризации и технических средств.

Итак, современные педагогические технологии по-новому реализуют содержание обучения и обеспечивают достижение поставленных дидактических целей, подразумевая научные подходы к организации учебно-воспитательного процесса в вузе, расширяют диапазон предоставляемых студентам образовательных услуг изменяют и предоставляют новые формы, методы и средства обучения.

Использование современных педагогических технологий — одно из самых перспективных направлений развития высшего образования, способствующих большей индивидуализации учебного процесса, интенсификации обучения и воспитания, формированию и самоактуализации личности будущего специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.