Научная статья на тему 'Портфель образовательных достижений как инструмент формирования профессиональной мотивации будущих преподавателей системы ССПО'

Портфель образовательных достижений как инструмент формирования профессиональной мотивации будущих преподавателей системы ССПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / ПОРТФЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ / ПОРТФОЛИО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдураззакова Дильдора Анваровна, Варга Велта Владимировна

В статье рассматривается возможность использования Портфолио как один из инструментов, позволяющих формировать профессиональную мотивацию студентов, будущих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Портфель образовательных достижений как инструмент формирования профессиональной мотивации будущих преподавателей системы ССПО»

- основных нормативных документов, определяющих деятельность учебных заведений среднего специального образования;

- психолого-педагогических закономерностей формирования профессиональных умений и навыков;

- дидактических принципов отбора содержания профессионального образования; структуры, содержания и требований к стандартам, учебным планам и программа ССПО и формирование практических навыков по их проектированию;

- развитие педагогических, профессионально-значимых качеств личности будущих бакалавров - педагогов.

Важную роль в формировании профессионально-педагогической компетентности выполняет предмет «Педагогические технологии». В настоящее время, педагогическая технология рассматривается не просто с целью исследования в сфере использования технических средств обучения или компьютеров, а для выявления принципов и приемов оптимизации образовательного процесса, путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, а так же средств оценки применяемых методов» [4].

Бесспорен тот факт, что всесторонне изучение вышеперечисленных дисциплин в учебном процессе вуза будет способствовать совершенствованию формирования профессионально-педагогической компетентности будущих педагогов для системы ССПО. В свою очередь это ускорит позитивные преобразования в системе всех ступеней непрерывного образования Республики Узбекистана

Список литературы

1. Каримов И.А. Гармонично развитое поколение - основа прогресса Узбекистана. Т.: Узбекистан, 1998. 19 с.

2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.

3. Муслимов Н.А., Волкова С.Р. Реализация дифференцированного и унифицированного подходов при подготовке профессионально-педагогических кадров // Таълим муаммоллари. № 3, 2009. С. 63-67.

4. Международный ежегодник по технологии образования и обучения. Лондон. Нью-Йорк, 1998. С. 258.

ПОРТФЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ БУДУЩИХ

ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СИСТЕМЫ ССПО

1 2 Абдураззакова Д.А. , Варга В.В.

1Абдураззакова Дильдора Анваровна - ассистент; 2Варга Велта Владимировна - старший преподаватель, кафедра инженерной педагогики, Ташкентский институт проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматривается возможность использования Портфолио как один из инструментов, позволяющих формировать профессиональную мотивацию студентов, будущих педагогов.

Ключевые слова: профессиональная мотивация, портфель образовательных достижений, Портфолио.

Различные исследования выделяют среди факторов, влияющих на процесс формирования мотивации профессиональной деятельности, следующие две группы:

1. представление об идеальной ситуации, к которой индивид стремится

2. представление об актуальной ситуации, которую следует изменить [1].

В первую группу факторов, влияющих на профессиональную мотивацию, входит фактор соответствия представления о желаемом и представления о профессии (дает ли возможность получить желаемое).

Анализ анкет студентов, обучающихся на направлении «Профессиональное образование» показал, что подавляющее большинство студентов не связывает в перспективе реализацию своих потребностей с педагогической деятельностью. Кроме того, само представление о деятельности педагога поверхностное, ограниченное знакомой им с детства функцией «проведения урока». Таким образом, одной из задач преподавателей ВУЗов является раскрытие перед студентами возможностей педагогической деятельности, благодаря которым они смогут удовлетворить свои потребности.

Во вторую группу факторов входит признание собственной пригодности, готовности к выбранной профессиональной деятельности. Если студент отвечает всем требованиям, предъявляемым профессией к личности, и в то же время понимает, что работа в выбранной сфере деятельности принесет удовлетворение основных потребностей, то с уверенностью можно прогнозировать его высокую профессиональную мотивацию. На реализацию этих двух факторов должна быть направлена система «Портфель образовательных достижений» (далее - Портфолио).

Портфолио - (итал. дословно, портфель) - папка, куда в течение определенного периода складываются работы, выполненные студентом, сведения о его достижениях, победах на олимпиадах, рецензии, отзывы [2]. Его цель - представить документированные результаты процесса профессионального становления студента, которые позволят увидеть «картину» значимых образовательных и профессиональных достижений студента в целом. Портфолио позволяет информационно обеспечить достижения индивидуального прогресса студента в широком образовательном контексте, документально демонстрировать спектр его профессиональных способностей, культурных практик, интересов, склонностей и степень сформированности педагогической направленности.

Внедрение системы Портфолио в процесс подготовки педагогических кадров для ССПО помогает решить важные задачи:

• поддерживать высокую учебную мотивацию студентов;

• поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

• развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности студентов;

• формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

• содействовать индивидуализации (персонализации) образования студентов;

• расширять знания о возможностях и перспективах роста в условиях профессиональной педагогической деятельности;

• закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешного формирования мотивации профессиональной деятельности;

• развивать навыки профессиональной педагогической деятельности студентов [3].

Из вышесказанного можно сделать вывод, что ведение Портфеля образовательных

достижений студентов способствует, в том числе, и развитию мотивации к профессиональной педагогической деятельности.

Список литературы

1. Боковиков А.М. // Проблемность в профессиональной деятельности: теория и методы психологического анализа. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1999. 358 с.

2. Ахметжанова Б.Б. Предупреждение ошибок при использовании Портфолио // Актуальные вопросы гармоничного развития личности на современном этапе. КазГАТУ им. С.Сейфуллина. Астана, 2007. 264 с.

3. Варга В.В. Повышение мотивационного потенциала научно-исследовательской работы студентов при помощи Портфолио // Научный Журнал, 2016. № 6 (7). С. 130-131.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.