2. Зырянов А. В., Воронов В. А. Применение информационных средств обучения на уроках технологии // Проблемы современной науки и образования, 2014. № 3 (21). С. 118-119.
3. Костаева Т. В. Устойчивый учебно-познавательный интерес: теоретические аспекты // Проблемы педагогики, 2016. № 5 (16). С. 12-16.
Применение информационных компьютерных технологий в образовании
Варга В. В.
Варга Велта Владимировна / Varga Velta Vladimirovna — старший преподаватель, кафедра профессионального образования, факультет технической эксплуатации автомобилей, Ташкентский автомобильно-дорожный институт, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматривается ряд педагогических проблем, которые позволяют решать информационные компьютерные технологии.
Ключевые слова: информационные компьютерные технологии, образование.
В настоящее время во всех сферах образования ведутся поиски способов интенсификации и быстрой модернизации системы подготовки, повышения качества обучения. Применение информационных компьютерных технологий в учебном процессе способствует реализации идеи развивающего обучения и интенсификации учебного процесса [1].
Переход к активному применению электронных мультимедийных комплексов в обучении, создание условий для разработки обучающих и тестирующих программ, их апробации и внедрения, поиск разумного сочетания нового с традиционным - сложен, но позволяет решить целый ряд педагогических проблем.
1. Повышение информационной емкости содержания образования. Компьютерные технологии позволяют значительно увеличить объем усваиваемой учащимися информации благодаря тому, что она подается в более обобщенном, систематизированном виде, причем не в статике, а в динамике. Наглядность процессов и явлений позволяет более осознанно, прочно и активно усваивать полученную информацию.
2. Дифференциация обучения и индивидуальный подход к учащимся. Программные пакеты позволяют дифференцировать задания учащимся по степени сложности или по характеру требуемой помощи. В память закладываются консультативные указания, подсказки, помогающие решить задачу, а также дополнительная и справочная информация. Каждый учащийся, работая над одним и тем же материалом, имеет возможность регулировать объем, сложность и скорость его подачи в соответствии со своими индивидуальными особенностями.
3. Оптимизация процесса учебного познания. При условии повышения количества обрабатываемой информации, увеличивается нагрузка на учащихся. Также и дифференцированный подход, учитывающий индивидуальные особенности и свойства личности учащихся требует от преподавателя больших затрат времени и усилий. Применение компьютерных технологий позволяет в какой-то мере оптимизировать нагрузку для всех участников образовательного процесса.
Кроме ресурсов времени и уровня напряженности труда, нельзя забывать и о материально-технической базе. Фильмы с интерактивными элементами управления позволяют не только демонстрировать сложные, дорогостоящие приборы, но и без опасений «управлять» ими в соответствии с условиями задачи [2].
4. Совершенствование методов контроля и оценки знаний. Для повышения качества обучения важен не только темп контроля, но и его аналитичность. С помощью машины трудно организовать всестороннее психолого-педагогическое наблюдение учащихся, но наладить оперативную обратную связь и получать первичную информацию о том по каким темам недостаточно сформированы знания и умения у учащихся, возможно.
5. Развитие самостоятельности и творческого потенциала учащихся. Собственно, обучающая машина и предназначена для самостоятельной работы над учебным материалом, заложенным в банк информации [3]. Доступность информации смещает акцент с необходимости накапливать знания в сторону необходимости работать с информацией и творчески ее переосмысливать в ходе решения возникающих проблем.
6. Формирование познавательно-профессионального интереса. Моральное и эмоциональное удовлетворение учебной деятельностью, преобразуясь в потребность, постепенно становится одним из наиболее сильных мотивов учения, а в дальнейшей - профессиональной деятельности в соответствующей интересам области.
ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 6(18) 2016 | 100 |
Литература
1. Фаргиева З. С., Кодзоева Ф. Д., Гушларкаева М. Р., Гарбакова З. С., Мурзабекова М. И. Роль информационных технологий в образовании // European science, 2016. № 5 (15). С. 22-24.
2. Бешева В. А. Информационные технологии в изучении точных дисциплин // Наука, образование и культура, 2015. № 1 (1). С. 34-36.
3. Мусрепбекова Ш. Е., Байдуллаева А. К., Рахметова А. К. Использование компьютерных технологий при разработке заданий для самостоятельной работы студентов // Проблемы педагогики, 2016. № 3 (14). С. 45-48.
Влияние межкультурной коммуникации врач - пациент на качество оказания
помощи больному Петросян М. М.1, Рамадхани С.2
1 Петросян Мерри Мгеровна /Petrosyan Merri Mherovna - преподаватель, кафедра педагогики и психологии;
2Рамадхани Сара / Ramadhani Sarah — студент, Башкирский государственный медицинский университет, г. Уфа
Аннотация: в данной статье рассматриваются и анализируются проблемы межкультурной коммуникации «врач - пациент», приводятся случаи возникновения и пути решения таковых. Ключевые слова: коммуникация, врач, пациент, культура.
Общение является необходимым условием человеческого существования вообще и трудовой деятельности в частности. Слова связывают людей, объединяют их через общение. Без общения нет общества, без общества нет человека социального, нет человека культурного, человека разумного, homo sapiens. Работа врача представляет собой особый вид деятельности, предполагающий наличие специальных знаний, умений и навыков в области медицины, а также особой организации общения [1, с. 149]. Навыки общения необходимы врачу для более продуктивного взаимодействия с пациентом, его семьёй и другими специалистами, участвующими в лечебном процессе.
К. Ясперс считал, что коммуникация, как вид общения между индивидами, является универсальным условием человеческого бытия. По мнению К. Ясперса, врач должен обращаться к больному, как к мыслящему существу, делиться с ним своими мыслями, при этом они становятся коллегами, равными как мыслящие существа - одна экзистенция по отношению к другой экзистенции.
Проблема межкультурной коммуникации актуальная проблема современности. Но особенно актуальна она на территории России, где проживает много народов и национальностей. Межкультурная коммуникация - камень преткновения во всех сферах деятельности, но, на наш взгляд, больше внимания в данной связи нужно уделить такой сфере, как медицина. Так как именно она отвечает за жизнь и здоровье человека, и малейшее непонимание или недопонимание может привести к непоправимым последствиям.
Одним из самых сложно преодолеваемых барьеров в общении врач-пациент является языковой барьер. Порой, даже если пациент/врач, являясь иностранцем, знает язык собеседника на уровне разговорного, проблемы могут возникнуть, когда врач называет термин, а пациент с данным термином не знаком или в его языке он имеет совсем иное значение.
Так, в 2009 году в Эстонском городе Таллинне произошёл случай, когда на приёме врач-эстонец обратился к девушке по-эстонски «piiga», что с эстонского означает «девушка», а русская девушка, перепутав данное слово с английским «pig», отказалась от лечения [2].
Другим примером недопонимания может служить индонезийское слово «trauma». В Индонезии оно используется для обозначения последствия любых неблагоприятных действий, которые приводят к психическому шоку. После этого неприятного действия, плохое впечатление сформируется и останется у человека. Для описания физических повреждений используют "luka " , которое в сочетании с разными словами разграничивает виды физических повреждений, например "luka tembak" -огнестрельная рана, "luka bakar" - ожог.
При этом в данных коммуникативных ситуациях врач-пациент не произошло ничего страшного: пациенты просто сменили врача. Однако существует ряд случаев, когда из-за языкового барьера наносится вред здоровью и жизни пациента. Так, в 2011 году на Тайване из-за врача, который плохо знал иностранный язык, здоровью нескольких пациентов нанесен был серьезный вред. Поскольку
I 101 I ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 6(18) 2016