Научная статья на тему 'Возможности и проблемы использования информационных технологий в вузах'

Возможности и проблемы использования информационных технологий в вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
643
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗАХ / ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ИТ В ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шамсиддинова Эльмира Мухаммаджоновна, Варга Велта Владимировна

В статье делается анализ возможностей и проблем внедрения в практику высшего образования информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности и проблемы использования информационных технологий в вузах»

3. Доленко Г.Н. Проблемы среднего профессионального образования // Проблемы современной науки и образования, 2014. № 9 (27). С. 112-115.

ВОЗМОЖНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВУЗАХ

1 2 Шамсиддинова Э.М. , Варга В.В.

1 Шамсиддинова Эльмира Мухаммаджоновна - ассистент;

2Варга Велта Владимировна - старший преподаватель, кафедра инженерной педагогики, Ташкентский институт проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье делается анализ возможностей и проблем внедрения в практику высшего образования информационных технологий.

Ключевые слова: информационные технологии, совершенствование образования в вузах, проблемы внедрения ИТ в обучение.

Информационные технологии (ИТ) предназначены для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, их внедрение в высших учебных заведениях способствует обогащению педагогической и организационной деятельности ВУЗа следующими значимыми возможностями:

• совершенствование методов и технологий отбора и формирования содержания образования;

• появление и развитие новых специализированных учебных дисциплин и направлений обучения, связанных с информатикой и ИТ;

• внесение изменений в методику обучения большинству традиционных дисциплин, напрямую не связанных с ИТ;

• рост эффективности обучения за счет повышения уровня его индивидуализации и дифференциации, использования дополнительных мотивационных рычагов [2];

• появление новых форм взаимодействия в процессе обучения и изменение содержания и характера деятельности обучающего и обучаемого;

• совершенствование механизмов управления системой образования [1].

В то же время анализ практики высшего образования показывает, что вовлечение ИТ в процесс обучения в ВУЗах сопряжено с наличием ряда проблем, требующих своего разрешения:

1. Недооценка возможностей использования ИТ в процессе обучения. Педагогические возможности ИТ используются односторонне, нередко они применяются только для передачи образовательной информации, формирования навыков и развития умений. При этом проектирование учебной деятельности и раскрытия индивидуальных способностей студентов отходит на второй план.

2. Проблемы, связанные с разработкой соответствующего программного обеспечения и содержательного наполнения информационных ресурсов, используемых при подготовке студентов.

3. Совершенствование подходов к разработке структуры, интерфейса и визуального представления электронных учебных материалов. На данный момент информационная архитектура большинства электронных средств обучения выстраивается хаотично, не подчиняясь четко разработанной системе, что приводит к «запутыванию» студентов, выработке у них неадекватной логической структуры изучаемой предметной области.

4. Предупреждение тотальной индивидуализации в учебном процессе, которая сводит к минимуму ограниченное в учебном процессе живое общение преподавателей и обучаемых, студентов между собой, предлагая им общение в виде "диалога с компьютером". Что может привести к свертыванию социальных контактов, сокращению практики социального взаимодействия и общения, индивидуализм.

5. Проблемы перехода от потребления информации, циркулирующей в системе обучения, к самостоятельным профессиональным действиям, иначе говоря, от знаковой системы как формы представления знания на страницах учебника, экране дисплея и т.п. к системе практических действий, имеющих принципиально иную логику, нежели логика организации системы знаков. Это классическая проблема применения знаний на практике, формальных знаний, а на психологическом языке -проблема перехода от мысли, к действию.

6. Проблемы формирования, как у студентов так и преподавателей, навыков использования нелинейной структуры подачи информации [3]. Так как отсутствие данных навыков может отвлечь от главной цели изложения (изучения) учебного материала.

7. Чрезмерное и не оправданное использование большинства средств информатизации негативно отражается на здоровье всех участников образовательного процесса.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что как сами компьютерные средства обучения, так и методика использования ИТ должны соответствовать специфике изучаемого предмета, выполняться с учетом психологических, педагогических и эргономических требований.

Список литературы

1. Трайнев В.А. Информационные коммуникационные педагогические технологии: учеб. пособие / В.А. Трайнев, И.В. Трайнев. 3-е изд. М.: изд.-торг. корпорация Дашков и КО, 2007. С. 112.

2. Варга В.В. Применение информационных и компьютерных технологий в образовании // Вестник науки и образования, 2016. № 6 (18). С. 100-101.

3. Варга В.В. Использование интерактивной мультимедийной программы по теме «Личностно-ориентированное образование» // Вестник науки и образования, 2016. № 6 (18). С. 99-100.

РОЛЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ИНОЯЗЫЧНОЙ ЯЗЫКОВОЙ СРЕДЕ

Савельев А.Д.

Савельев Артем Дмитриевич - магистрант, факультет романо-германских языков, Московский государственный областной университет, г. Москва

Аннотация: актуальность представленной темы заключается в том, что современное общество в своём развитии находится на стадии мультикультурализации, являющейся результатом прогрессирующих межкультурных контактов между различными обществами. Именно поэтому социализация играет ключевую роль в иноязычной среде. В данном сообщении описываются понятие и влияние, проблемы и их решения социализации в иноязычном пространстве.

Ключевые слова: общество, социализация, язык, ценность, глобализация.

УДК80 3 73.1 37.011.3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.