Научная статья на тему 'Научно-методические материалы "Междисциплинарные исследования и гуманитарные технологии"'

Научно-методические материалы "Междисциплинарные исследования и гуманитарные технологии" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
962
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КНИГИ СЕРИИ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ / ОБЗОР КНИГ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научно-методические материалы "Междисциплинарные исследования и гуманитарные технологии"»

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ «МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ГУМАНИТАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

Вышли в свет книги серии научно-методических материалов «Междисциплинарные исследования и гуманитарные технологии», изданные в рамках реализации инновационной образовательной программы РГПУ им. А. И. Герцена «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере».

Цели издания серии:

• обеспечение научного сопровождения инновационного проекта;

• создание учебно-методического комплекса нового поколения, обеспечивающего практическую реализацию разрабатываемых в рамках проекта новых образовательных моделей «Гуманитарные технологии в социальной сфере»;

• модернизация действующих учебно-методических комплексов, базирующихся на новом гуманитарном знании о человеке как субъекте профессиональной деятельности и социального взаимодействия;

• создание научно-методической основы обновления методов, форм и технологий обучения в вузе, в том числе через широкую систему переподготовки и повышения квалификации кадров по инновационным направлениям деятельности.

Представленные в книгах серии материалы основываются на новейших отечественных и зарубежных междисциплинарных исследованиях в сфере теории коммуникации и иных коммуникативных стратегий, герменевтики, философской антропологии, социологии, семиотики, психологии, социопсихологии, менеджмента организации и управления человеческими ресурсами, антропо-, социо- и культуротехник и других прикладных наук. Научно-методические разработки, определяющие новое содержательное качество подготовки специалиста, в целом ориентированы на решение проблем человека и человеческих ресурсов в условиях меняющегося социума.

Авторами книг стали исполнители проектов, выполняемых по мероприятиям инновационной образовательной программы РГПУ им. А. И. Герцена, сотрудники университета, а также ученые и преподаватели других вузов и научных учреждений России, представившие для публикации методические материалы, значимые для создания и внедрения в практику высшего профессионального образования новых гуманитарных технологий и базирующиеся на результатах современных междисциплинарных исследований.

Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике: теория и методология проектирования: Учебное пособие / Н. В. Бордовская. — СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007. — 408 с.

Учебное пособие подготовлено по актуальной для вузовской образовательной практики проблеме гуманитаризации образования и профессиональной подготовки специалистов средствами современных социальных, психологических и педагогических технологий. Оно отличается новизной замысла и концептуального понимания гуманитарных технологий, содержательно-целевой и инструментально-методической интерпретации как известных,

так и совсем новых технологий. Учебное пособие направлено на углубление и расширение представлений будущих и работающих вузовских преподавателей о гуманитарных технологиях, принципах и методах их разработки, анализе и применении в вузовской образовательной среде.

Специфика данного учебного пособия состоит в том, что в нем системно раскрыт набор гуманитарных технологий в соответствии с клас-

сификацией, научно обоснованной в первой части. Все технологии имеют авторскую интерпретацию и практическую ценность, широкое применение в вузах разного профиля для более эффективного решения проблем повышения качества образования, профессионального и личностного развития будущих специалистов на этапе обучения в условиях взаимодействия с учебной или научной информацией, а также различными субъектами вузовского образовательного процесса. В рамках практически каждой описываемой в книге технологии студент ставится в позицию субъекта учебно-познавательной или научно-исследовательской деятельности, общения или взаимодействия, работы с информацией или совместной деятельности с другими людьми (автором монографии, участниками диалога или общения и пр.). Существенным является наличие примеров и рекомендаций по применению тех-

нологий, представленных в книге, а также системы вопросов и заданий для самостоятельной работы.

В целом учебное пособие можно назвать книгой нового поколения, поскольку носит нестандартный, коллективный и развивающий характер, удачно сочетает традиционные и собственно авторские подходы к построению, анализу или применению гуманитарных технологий в вузовской образовательной практике. Оно адресовано магистрантам, аспирантам, молодым преподавателям высших учебных заведений, кто включен в процесс подготовки к профессионально-педагогической деятельности в качестве педагога высшей школы, а также опытным педагогам, стремящимся повысить профессиональную квалификацию в области социальных, образовательных, коммуникативных и гуманитарных технологий.

Интеграционные процессы и гуманитарные технологии: междисциплинарный аспект исследования научного образования в европейских университетах: Научно-методические материалы / В. И. Богословский, В. В. Лаптев, А. П. Тряпицына, С. А. Писарева. — СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007. — 272 с.

Подписание Россией Болонской декларации поставило цель приведения отечественной системы высшего профессионального и послевузовского (аспирантура) образования в соответствие с болонскими требованиями. Стремление понять направления и сущность необходимых изменений, выявить условия вхождения отечественной системы подготовки научных кадров в открытое европейское научно-образовательное пространство привело к созданию этой книги.

В научно-методических материалах описаны стратегические ориентиры развития научного образования в европейских университетах. Охарактеризовано многообразие академических и ученых степеней, квалификаций в Европе. Проанализированы особенности подготовки научных кадров в ведущих университетах Великобритании, Франции и Германии на уровнях магистерского образования и докторских школ.

Авторы предприняли также попытку дополнить представленную систему взглядов о сущности происходящих изменений в системах европейских университетов примерами других стран, что расширило информационное пространство для сотрудничества между университетами и развития мобильности студентов и преподавателей.

Наряду с изменениями, проводящимися в соответствии с идеологией Болонского процесса, в отечественной системе высшего образования происходят серьезные обновления направлений и программ подготовки специалистов высшей квалификации. Выполнение Гер-ценовским университетом инновационной образовательной программы «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере» актуализировало проблемы подготовки научных кадров в ином технологическом формате — формате гуманитарных технологий. Поэтому часть материалов данного издания посвящена обсуждению возможностей использования на междисциплинарной основе гуманитарных технологий в сфере послевузовского образования.

Научно-методические материалы адресуются всем, кто интересуется подготовкой научных кадров в современном университетском образовании. Материалы могут быть полезны разработчикам магистерских образовательных программ по гуманитарным направлениям подготовки, а также разработчикам программ подготовки аспирантов по гуманитарным и общественным наукам.

Технология репутационного менеджмента: творческая элита: Научно-методические материалы / С. И. Шелонаев. — СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007. — 212 с.

В книге представлен анализ основных технологий управления репутаций на материалах репутации представителей отечественной творческой элиты.

В репутации воплощается, с одной стороны, общественное или личное признание достижений прошлой деятельности объекта (человека либо корпорации), с другой стороны, она оказывает влияние на место и роль объекта в дальнейшей совместной деятельности.

Изучение основных содержательных составляющих этики творческой элиты дает нам возможность исследовать структуру и технологии выстраивания репутации ее представителей, что, в конечном счете, может быть использовано в процессе репутационного менеджмента в отношении как отдельной персоны, так и целой корпорации или организации.

В первой и второй главе книги дается этико-философский анализ феномена творческой элиты в контексте исторического развития философской мысли, и выстраивается иерархия нравственных ценностей и основных этических характеристик морального сознания творческой элиты.

В третьей главе книги рассмотрены основные слагаемые «идеальной» репутации представителя творческой элиты, сформулированы основные внешние и внутренние репутацион-ные риски. Дан анализ семи основных направлений деятельности по управлению репутацией в рамках нейтрализации внутреннних репу-тационных проблем. Также исследованы возможные причины репутационных рисков при использовании лидеров мнений в рамках двухступенчатой модели коммуникации, в том числе эффекты, связанные с влиянием масс-медиа на репутационный менеджмент, и направления работы по устранению этих рисков. Показана роль лидеров мнений в формировании системы ценностей, в том числе в рамках формирования основных элементов репутации.

В книге представлен анализ репутацион-ных рисков, связанных с коммерческой коммуникацией. Кроме того, в контексте рассмотрения основных этапов выстраивания репутации обозначены основные модели взаимодействия бренда и лидера мнений в рамках коммерческой коммуникации.

Философия и мировоззрение: Сборник программ учебных курсов / Под общ. ред В. И. Стрельченко, И. Б. Романенко. — СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007. — 272 с.

Программы специальных курсов, разработанные В. И. Стрельченко, И. Б. Романенко,

A. А. Корольковым, А. А. Грякаловым, М. Л. Лез-гиной, В. Ф. Кривушиной, С. М. Флегонтовой,

B. И. Спиваком, А. Я. Кожуриным, могут быть включены в учебные планы магистратуры любого факультета гуманитарного профиля. Все представленные учебные курсы направлены на повышение качества общей теоретико-методологической и профессиональной подготовки выпускников университета.

Изучение общего курса философии складывается из двух этапов, различающихся целями образования. Основное внимание уделяется общей теоретической и мировоззренческой подготовке студентов, а также ставится задача усвоения или достижения теоретического мышления в

науках о человеке (культуре) и природе. Программы философских курсов акцентированы на антропологической тематике и проблемах философии образования.

Данные программы имеют двойной образовательный смысл. Их освоение студентами способствует повышению качества и предметной (биология, история и т. д.) и собственно педагогической подготовки выпускников университета. Уяснение содержания целей и задач педагогического труда на уровне понимания его мето-долого-мировоззренческих оснований — необходимое условие формирования профессионального самосознания учителя, а это всегда было и останется важнейшей отличительной чертой выпускника отечественной высшей педагогической школы.

Гуманитарные технологии в полиэтнической образовательной среде: предупреждение культурной депривации: Учебное пособие / Под общ. ред. Л. Н. Бережно-вой, В. И. Богословского. — СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007. — 240 с.

В учебном пособии (авторы Л. Н. Бережнова, В. И. Богословский, С. О. Филиппова, Т. П. Гуй-ван, Е. В. Малышева, Е. А. Митин, В. И. Щеглов) основным объектом исследования и анализа выступает культура. Культура обладает широким понятийным и концептуальным аппаратом, который связан с социальными, культурологическими, социологическими и другими процессами и явлениями. Именно поэтому логика исследования проблем культурной депривации в полиэтнической образовательной среде подчинена требованиям междисциплинарного исследования. Междисциплинарное видение объекта достигается с помощью развития таких представлений о его строении и свойствах, которые с самого начала учитывают многообразие путей изучения и на основе которых разрабатывается программа исследования.

В учебном пособии научно-исследовательская работа студента рассматривается как ос-

воение гуманитарной технологии. Данное пособие разработано в соответствии с пособием «Научно-исследовательская работа студента как гуманитарная технология», выдерживает структуру подачи материала, но имеет определённую направленность сопровождения и осуществления научного поиска. Одна из главных задач, которая решается через исследование культурной депривации в полиэтнической образовательной среде, — поиск путей преодоления этнокультурной напряженности, в том числе средствами физкультурной деятельности с национальным характером.

Пособие построено в логике организации исследования. Оно ориентировано на поиск путей решения проблем образования в полиэтнической образовательной среде. Предназначено для занятий по курсу «Предупреждение депривации в системе этнорегионального образования» и самостоятельной работы студентов.

Научно-исследовательская работа студента как гуманитарная технология:

Учебное пособие / Л. Н. Бережнова, В. И. Богословский. — СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007. — 208 с.

Образование и наука — это факторы создания долговременного, устойчивого самопроизводящегося конкурентного преимущества России в мире. Настоятельной необходимостью и условием получения нового научного знания с целью удержания этого конкурентного преимущества, адекватного требованиям времени, является укрепление интеграции науки и образования. Качественно новым и перспективным условием обеспечения интеграции науки и образования на данном этапе развития общества ставятся гуманитарные технологии.

В учебном пособии рассматриваются теоретические и практические вопросы научно-исследовательской работы в вузе. Научно-исследовательская работа студента в вузе изначально ориентирована на возвышение сущности развиваю-

щейся личности будущего специалиста, поэтому по предметности гуманитарна. Особенность представления научно-исследовательской работы студента в данном пособии ещё и в том, что впервые ее осуществление рассматривается как освоение гуманитарной технологии. Проблемы сопровождения и руководства научно-исследовательской работой студента решаются посредством гуманитарных технологий.

Пособие построено в логике организации исследования. Оно ориентировано на побуждение студента к целенаправленному участию в научно-исследовательской деятельности вуза и проведению собственного исследования. Предназначено для занятий по курсу «Методология психолого-педагогического исследования» и самостоятельной работы студентов.

Инновационная система опережающего образования в контексте социологической перспективы общественного развития: Учебно-методическое пособие / А. С. Киселев. — СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007. — 220 с.

Общество на различных ступенях своего развития задает некий алгоритм восприятия окружающей социальной действительности,

интерпретирует общие аспекты бытия, формирует набор основных жизненных ценностей и через них предлагает человеку определенную

систему общественных норм и социальных образцов поведения. Начало XXI века сопряжено с кристаллизацией идеи о витальной роли высшего образования в развитии социальной, культурной и экономической жизни общества. Данный вывод свидетельствует о том, что ныне ни одна страна мира не может добиться ощутимых результатов в своем социально-экономическом развитии без подготовки человека к жизни в условиях инновационного общества. Эти и другие аспекты развития инновационного образования в контексте социально-экономического инновационного развития общества представлены в данном учебно-методическом пособии.

Содержание пособия включает уникальный материал по таким актуальным вопросам инновационного развития системы образования, как методологические основы социоинновационно-го развития, современные парадигмы развития инновационной системы опережающего образования, анализ основных ведущих тенденций развития социума, влияющих на эволюционирование системы образование, анализ государственной политики в области образования, прогностические модели государственной политики в области образования.

Пособие ориентировано на широкий круг специалистов в области образования, аспирантов и студентов университетов.

Мотивация персонала в современной организации: Учебное пособие / Под общ. ред. С. Ю. Трапицына. — СПб.: ООО «Книжный Дом» , 2007. — 240 с.

В учебном пособии (авторы П. А. Бавина, Н. В. Василенко, А. Я. Линьков, А. П. Панфилова, Н. А. Пашкус, С. Ю. Трапицын) систематично и последовательно раскрывается широкий круг фундаментальных положений современного междисциплинарного гуманитарного знания, описываются концептуальные и прикладные механизмы мотивации персонала как основы для повышения эффективности и конкурентоспособности организаций, проводится оценка воздействия на динамику стоимости человеческого капитала социокультурных и гендерных факторов, исследуются проблемы социальной ответственности и аудита мотивационного состояния

организаций, углубляющие представления о месте и роли человека в современной организации в рамках научной проблематики гуманитарных технологий.

Пособие может быть использовано для подготовки магистрантов по направлениям: психология, педагогика, социальная работа, социология, менеджмент, экономика, а также для повышения квалификации и переподготовки специалистов в системе дополнительного образования. Кроме того, пособие будет полезно студентам, аспирантам, докторантам, а также исследователям и специалистам по управлению социально-экономическими системами.

Маркетинг образовательных услуг: Учебное пособие / Под общ. ред. Н. А. Пашкус. — СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007. — 112 с.

Учебное пособие по дисциплине «Маркетинг образовательных услуг» (авторы Н. А. Пашкус, В. Ю. Пашкус, М. П. Соловейкина, Л. В. Чебы-кина) предназначено для создания у студентов и слушателей системного взгляда на проблемы современного образования и маркетинга образовательных услуг. В его рамках определяются цели, задачи и структура данной дисциплины, приводятся краткие методические материалы, отражающие наиболее важные направления развития данной дисциплины.

Книга позволит студентам и слушателям подойти к вопросу анализа образовательной деятельности учреждений различных типов и набору услуг, оказываемых ими в процессе основ-

ной деятельности, с точки зрения современного рынка. В ней рассматривается, в частности, такая новая для этой сферы деятельности проблема, как выявление стержневой компетенции образовательного учреждения и формирование устойчивого образовательного брэнда. Данное учебное пособие содержит методические материалы по подготовке индивидуальных заданий и разработке творческих проектов и работ студентов и слушателей, включает рекомендации по проведению тестов и других проверочных работ, а также критерии оценки студентов и слушателей.

Пособие адресовано студентам, обучающимся по направлению «Социально-экономическое

образование», специальности «Маркетинг» и по магистерской программе «Менеджмент»; студентам факультета философии человека, обучающимся по специальности «Реклама и связи с общественностью», а также всем студентам фа-

культета технологии и предпринимательства. Кроме того, оно может быть использовано преподавателями и слушателями программ дополнительного образования в сфере маркетинга, рекламы и образования.

Интеграция научной, прикладной, социокультурной составляющих подготовки студентов естественнонаучной и математической подготовки средствами гуманитарных технологий: Методическое пособие / В. В. Барабанов, Е. В. Баранова, И. К. Елизарова и др. — СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007. — 268 с.

Методическое пособие (авторы В. В. Барабанов, Е. В. Баранова, И. К. Елизарова, Н. С. Под-ходова, О. Г. Роговая, И. В. Симонова, О. Б. Соболева) освещает проблему содержательной интеграции при подготовке студентов в двух направлениях: интеграции естественных, математических и социокультурных знаний (общественно-исторический опыт); интеграции общественно-исторического и субъектного опыта студентов посредством «окультуривания» и развития содержательной составляющей субъектного опыта через формирование системы межпредметных понятий и понятий, сводимых к ним; эмоционально-ценностной составляющей субъектного опыта, отраженной в мировоззрении, которое формируется в процессе социокультурной подготовки студентов; процессуальной составляющей, одним из важнейших элементов которой является овладение и использование ИКТ при развитии всех составляющих субъектного опыта. В пособии представлены методики выявления субъектного опыта студентов.

В пособии рассмотрены межпредметные понятия и понятия, сводимые к межпредметным, общие для естествознания, математики и общест-вознания; разработаны критерии их отбора. Описана технология формирования понятий, сводимых к межпредметным, как результат интеграции знаний перечисленных областей; разработана технология обучения математическому моделированию как результат интеграции знаниевой и деятельностной составляющих обучения.

Представлен подробный анализ педагогических условий формирования оценочных умений в процессе подготовки студентов естественнонаучных специальностей и описана педагогическая технология, позволяющая успешно развивать оценочные умения студентов. Разработана междисциплинарная методика освоения метода моделирования на основе интеграции научной, прикладной и социокультурной составляющих подготовки бакалавров и магистров физико-математического и естественнонаучного образования. Основные теоретические положения иллюстрируются примерами заданий для студентов по моделированию на основе содержательной интеграции естественнонаучных и математических дисциплин.

Представлена концепция, структура и наполнение модулей социокультурной подготовки по направлениям естественнонаучного и физико-математического образования на основе интеграции с учетом компетентностного подхода и ориентацией на формирование гражданских качеств личности. Новое наполнение содержания социокультурной подготовки должно быть нацелено на формирование общественного сознания, способного преодолевать существующие и возможные проблемы современной цивилизации.

Описана модель развития ИКТ компетентности студентов, методика использования специализированной компьютерной программы для создания мультимедийных интегрированных заданий с примерами таких заданий.

Экологическое моделирование. Практика: Учебно-методическое пособие / О. Г. Роговая. — СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007. — 104 с.

Ориентация высшего профессионального педагогического естественнонаучного образования на профессиональную компетентность как результат подготовки специалиста, обусловила изменения в содержании вариативного компонента

общепрофессионального цикла. Под влиянием интегративных идей экологии сегодня перестраивается парадигма образовательных систем, формируется системное экологическое образование, обеспечивающее взаимодействие всех

сфер теоретического и практического знания как естественнонаучного, так и гуманитарного, и различных видов деятельности.

Учебно-методическое пособие раскрывает содержание и технологию проведения практических занятий со студентами, осваивающими ОПП по естественнонаучным и физико-математическим направлениям подготовки.

В книге с учетом результатов современных исследований изложен теоретический и методический материал по основным вопросам экологического моделирования. Учебно-методическое пособие содержит необходимые материалы для самостоятельной работы студентов и вопросы для самоконтроля по основным разделам, а также список необходимой научной и учебной литературы. В практикум вошли авторские разработки, обобщающие опыт чтения лекционных курсов и адаптированные материалы отечественных и зарубежных ученых-практиков.

Реализация принципа интеграции научной, прикладной и социокультурной составляющих при работе с данным учебно-методическим пособием позволит интенсифицировать процесс обучения, активизировать студентов, включить их в

экологически значимую практическую деятельность. Содержание и направленность книги позволит повысить эффективность самостоятельной работы обучающихся, являющейся основой дальнейшего успешного самообразования, что отвечает запросам и потребностям самого человека в его профессиональном становлении и, в то же время, соответствует инновационным процессам в области экологического образования.

Данное пособие может быть эффективно использовано в подготовке бакалавров и магистров естественнонаучного и физико-математического образования в рамках экологических курсов: «Биология с основами экологии», «Прикладная экология», «Экологический мониторинг», «Экология и общество», «Социальная экология», «Концепции современного естествознания», «Математические модели в естествознании», «Информационные технологии в естествознании».

Высокая степень интеграции учебного материала и доступность изложения позволяет использовать отдельные части пособия в подготовке специалистов по педагогическим и гуманитарным специальностям. В дальнейшем возможна разработка электронной формы пособия.

Коммуникативные стратегии культуры и гуманитарные технологии: Научно-методические материалы / Н. И. Басовская, Е. П. Буторина, Т. Ю. Красовицкая и др. — СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007. — 104 с.

Научно-методические материалы «Коммуникативные стратегии культуры и гуманитарные технологии» подготовлены авторским коллективом в составе Н. И. Басовской, Е. П. Бутори-ной, Т. Ю. Красовицкой, С. П. Лавлинского, Д. В. Лукьянова, С. Ю. Неклюдова, А. М. Перло-ва, О. М. Розенблюма, В. Ф. Спиридонова, Б. Е. Степанова, В. И. Тюпы, Л. Л. Федорова, Ю. В. Филлипова, П. В. Фрейчко, В. А. Хохлова, К. Н. Цимбаева.

Рассматриваются проблемы широко понятой «коммуникативистики», в частности, по осмыслению и экспликации инновационного понятия «гуманитарные технологии» в приложении к различным сферам социальной жизни. Проблема коммуникации и понимания, ключевая для современного гуманитарного знания как в области фундаментальных научных исследований и образовательном процессе, так и в решении и прогнозировании острых социальных вопросов. Процессы коммуникации являются одновременно и объектом научных исследований, и стратегией в ос-

воении знаний и поведении в современном обществе. В данной работе сотрудников Российского государственного гуманитарного университета рассмотрены следующие аспекты: коммуникативные стратегии в гуманитарном знании, коммуникация в образовательном процессе, гуманитарные технологии и социальные практики.

Под гуманитарными технологиями понимаются алгоритмы коммуникативной деятельности по организации и реализации человеческого общения: алгоритмы порождения и понимания текстов различного рода, алгоритмы проектирования и осуществления коммуникативных событий результативного взаимодействия сознаний. Особое внимание уделяется вопросам содержания, стратегического позиционирования и методического обеспечения современного вузовского образования. При этом авторы исходят из того, что компетентность в современном понимании определяется не столько объемом усвоенных знаний, сколько уровнем владения соответствующими гуманитарными технологиями.

Коммуникационные технологии в социальной сфере: Научно-методические материалы / А. В. Чечулин. — СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007. — 120 с.

Отечественные организации социальной сферы сегодня, решая различные проблемы социально незащищенных групп населения, вынуждены использовать и разрабатывать новые для себя коммуникационные технологии. В частности, осваиваются способы работы с ключевыми целевыми аудиториями — реальными и потенциальными участниками своих проектов, органами государственной власти, экспертами, местными жителями и т. д. В условиях недостаточного (иногда отсутствующего) бюджетного финансирования многие из них занимаются фандрай-зингом, привлекая дополнительные финансовые и иные ресурсы благодаря очевидной социальной значимости своих программ, безупречной личной и деловой репутации сотрудников. Организаторы социальных проектов нередко являются авторами собственных талантливых программ продвижения, например, проводя публичные акции в целях привлечения общественного внимания к той или иной значимой проблеме. Общественные организации по всей стране стараются популяризировать ключевые темы, занимаются

просвещением и просто информируют широкую общественность о своей деятельности и проблемах, как правило, через средства массовой информации.

В книге идет речь об использовании коммуникационных технологий, прежде всего, связанных с информационной работой в социальной сфере. Социальную сферу в данном случае автор понимает широко — как все некоммерческое пространство, ориентированное на удовлетворение социальных потребностей личности. Основное внимание уделено принципам и способам информирования целевых аудиторий о деятельности вузов, их образовательных и научных возможностях. В книге даны рекомендации по созданию вузовской пресс-службы. Предложена оригинальная классификация информационных поводов, а также наиболее привлекательные для средств массовой информации стандартные группы информационных поводов. Для каждой группы информационных поводов приведены реальные примеры из опыта работы пресс-служб образовательных учреждений.

Организация рекламной деятельности вуза: Учебное пособие / Е. А. Каверина. — СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007. — 184 с.

Материалы данной книги посвящены организации рекламной деятельности и управлению корпоративными коммуникациями вуза. Объединение всех ресурсов продвижения в единый план коммуникационной деятельности, планомерная работа по формированию и управлению имиджем и репутацией вуза, профессиональная организация коммуникационных и рекламных кампаний вуза, организация позитивного диалога с целевыми аудиториями, создание специальных отделов в структуре вуза или организация сотрудничества с коммуникационными агентствами — сегодня залог успешного развития вуза.

Книга состоит из двух глав. В первой главе рассматриваются особенности рынка образования и их влияние на технологии продвижения вуза; построение системы интегрированных маркетинговых коммуникаций вуза; вопросы создания департамента (отдела), курирующего рекламную деятельность вуза и многие другие актуальные вопросы. Вторая глава посвящена организации специ-

альных событий, которые направлены на эффективное продвижение вуза. В книге много практических примеров организации коммуникационных проектов и мероприятий для различных целевых аудиторий вузов. В книге даны практические рекомендации, как наиболее качественно подготовить рекламно-информационные материалы, как вести проектную документацию, как повысить эффективность рекламной деятельности.

Книга содержит большое количество приложений, в которых даны образцы документов, необходимых для организации рекламной деятельности вуза. В книге предложены четыре программы учебных курсов. Таким образом, это учебное пособие может оказать профессиональную поддержку как специалистам практикам, так и преподавателям профильных дисциплин в вузах, студентам и аспирантам, а также широкому кругу читателей, которые интересуются современными коммуникационными и рекламными технологиями.

Лингвистические автоматы в современных гуманитарных технологиях: Учебное пособие / Л. Н. Беляева. — СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007. — 188 с.

Учебное пособие является частью учебно-методического комплекса по дисциплине «Лингвистические автоматы» и включает программу, базовый конспект курса, основанный на системе слайдов, и задачи для самостоятельной работы и контроля качества знаний студентов, обучающихся по профилю бакалавриата «Иностранный язык и компьютерная лингводидактика».

Гуманитарные технологии в области естественного языка (лингвистические технологии) являются необходимым условием решения многих задач, относящихся к поддержке открытого образования и самообразования (а также дистанционного обучения) в области филологии, их применение предполагает выработку у студентов навыков и умений работы с различными источниками информации в одно- и многоязычной среде. Для решения этих задач необходим специальный комплекс лингвистических, лингвомето-дических и программных средств, поддерживающих работу студента и преподавателя. Таким

комплексом является организуемое в рамках вуза или факультета автоматизированное рабочее место (АРМ), являющееся частью общей информационно-обучающей среды.

В соответствии с этими условиями в рамках профиля подготовки приходится отказаться от привычной модели типа «лекции для преподавателя — экзамен для студентов». Современная лекция предусматривает не только последовательное изложение материала дисциплины в интерпретации лектора, но и обсуждение тех основных проблем, сформулированных лектором или предложенных студентами, которые требуют особого рассмотрения и совместного анализа. Такая работа предполагает подготовку студентов к лекции, что в свою очередь определяет необходимость самостоятельной работы с текстом основного учебника или монографии, с системой заранее разработанных дидактических и диагностических материалов как в электронной, так и в бумажной форме.

Теория и практика перевода: Учебное пособие / Л. Н. Беляева. — СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007. — 208 с.

Учебное пособие является частью учебно-методического комплекса по дисциплине «Теория и практика перевода» и включает программу, опорный конспект курса, основанный на системе слайдов, и задачи для самостоятельной работы и контроля качества знаний студентов, обучающихся по профилям бакалавриата «Иностранный язык и компьютерная лингводидактика», «Иностранный язык и зарубежная литература».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При разработке программы дисциплины учитывалось, что решающим аспектом развития общества в современном мире является межъязыковое и межкультурное взаимодействие, средством осуществления которого был и остается перевод.

В программу обучения переводу включается рассмотрение различных проблем и аспектов как собственно переводческой деятельности, так и лингвистики. Анализ этих проблем осуществляется в рамках лекционного курса. Важным компонентом преподавания основ теории перевода являются практические занятия по переводу, которые должны включать практикумы по перево-

ду научной и технической литературы, юридических документов (контрактов и соглашений), практикум по парапереводческой деятельности (например, составлению аннотаций и рефератов), а также практикум по использованию компьютерных средств, обеспечивающих современную переводческую технологию. Часть этих работ должна выполняться студентами самостоятельно.

Обучение собственно переводу как особому виду деятельности и использованию компьютерных методов обработки текстов даст возможность справиться с потоком информации на иностранных языках. И чрезвычайно важно, чтобы специалисты-переводчики умели выбирать компьютерную систему, автоматические и резидентные словари, базы и банки данных, соответствующие их требованиям и запросам, понимая при этом, что такая система не заменяет переводчика. Кроме того, важно понимать, что перевод как любая деятельность имеет свои нормы, правила и особенности, которые должны быть известны человеку, знающему иностранный язык и пробующего себя на этом поприще.

Многомерность текста: понимание и интерпретация: Учебное пособие / И. А. Щи-

рова, Е. А. Гончарова. — СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007. — 208 с.

В пособии анализируется широкий круг вопросов, представляющих интерес для исследователя текста: система конститутивных свойств текста, особенности его референциальной, коммуникативной и интенциональной семантики, дискурсивные параметры, идеологические, социальные и этические характеристики автора и читателя, «на рубеже сознания» которых происходит «событие текста», теоретические и методологические подходы к интерпретации текста, выработанные в ходе развития научной мысли наиболее известными литературно-критическими школами. Субъектный характер современных стилей научного мышления формирует базу для систематизации ключевых понятий теории текста, уточнения списка текстовых категорий и осмысления их природы.

Концептуальным фокусом пособия выступает вербальный текст — уникальный продукт художественного творчества, на протяжении многих веков привлекавший читателя силой эстетического воздействия. Подобно любому иному тексту, художественный текст не ограничивается сегодня рамками самодостаточной реальности: в нем обнаруживают потенциальный носитель значения, а необходимым условием формирования его «жизненного пространства» называют актуализацию этого значения в сознании воспринимающего текст субъекта. Специфика данного подхода к тексту осмысливается авторами пособия с позиций современной картины мира и новых исследовательских парадигм. С тех же позиций описывается и сущностная характеристика художественного текста, убеждающая в

его важности для «человекомерных» измерений эпохи, — абсолютная антропоцентричность. Исключая возможность описания текста на одном основании, она предопределяет широкое понимание текста и закономерность обращения современного текстолингвиста к прагматике и риторике, поэтике и герменевтике, когнитивистике и эстетике, психологии и культурологии, иными словами, прогнозирует работу исследователя на междисциплинарной территории.

Практикум, прилагаемый к теоретическому курсу пособия, содержит контрольные вопросы на понимание теоретического материала, а также тематически связанные реферативные и творческие задания, выполнение которых требует от читателя знания родного и иностранных языков. Главной задачей практикума является формирование целостного креативного мышления и гибких научных подходов, необходимых специалисту-филологу для освоения новых стратегий описания текста в условиях полипарадигмально-сти науки, разрушения дисциплинарных барьеров и того взаимодействия разных позиций, которое превратилось в неотъемлемую часть жизни общества. Большое число упражнений на самостоятельную работу также продиктовано задачей, исходящей из современных реалий, — научить специалиста самостоятельно осваивать окружающий мир, активно опираясь на накопленный потенциал знаний и адекватно отвечая на вызовы времени.

Рекомендуется студентам, магистрантам, аспирантам, специалистам-филологам и преподавателям гуманитарных дисциплин.

Мы говорим по-русски: Учебное пособие / Под общ. ред. И. П. Лысаковой. — СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007. — 472 с.

Учебное пособие (авторы И. П. Лысакова, Е. А. Железнякова, М. Ю. Дьякова) является корректировочным курсом русского языка для учащихся с неродным русским языком и нацелено на представление учебно-методического инструментария для русскоязычного образования человека в поликультурном обществе. Внедрение учебного пособия в учебный процесс полиэтнической школы связано с предупреждением образовательной депривации в условиях многонационального состава учащихся, так как традиционные учебники по русскому языку для сред-

ней школы не могут удовлетворить потребности учителя и ученика полиэтнического класса: в них не учитываются психологические и методические особенности овладения вторым, неродным языком.

Материалы предлагаемого пособия могут быть использованы в нерусскоязычной аудитории с различным уровнем владения языком: от начального до продвинутого. В задачи преподавателя входит отобрать и прокомментировать задания в зависимости от этапа обучения и целей конкретного занятия. В рамках каждого раздела

материал расположен в соответствии с принципом возрастающей сложности.

Пособие рекомендуется использовать при подготовке магистров филологического образования по программе «Теория и практика обучения межкультурной коммуникации в полиэтни-

ческой и поликультурной среде», в практике деятельности центра языковой адаптации мигрантов, созданного в РГПУ им. А. И. Герцена, и в обучении детей в школах с полиэтническим компонентом в качестве дополнительного материала к стандартным учебникам русского языка.

Продуктивное чтение: Учебное пособие ООО «Книжный Дом», 2007. — 248 с.

Учебное пособие предназначено для работы со студентами младших курсов факультетов иностранных языков с целью формирования продуктивных умений реализации в речи содержания аутентичных текстов на уровне филологически грамотного выпускника педагогического университета. Эта цель достигается в процессе работы над речевым материалом специально подобранных художественных текстов в процессе выполнения упражнений продуктивно-творческого характера, с тестами для самоконтроля и ключами для самопроверки.

Данное пособие разработано в русле современных тенденций в области гуманитарных образовательных технологий. Пособие представляет интерес с точки зрения методически целесообразной организации самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка. В нём нашли отражение полифункциональные способы формирования творческого, поискового, исследовательского умений на основе решения соответствующих лингвистических задач, имею-

/ Ю. В. Еремин, А. В. Рубцова. — СПб.:

щих основной целью формирование филологически направленного и методически значимого дивергентного мышления будущих учителей иностранного языка.

Пособие состоит из четырёх разделов, в каждом из которых представлены учебные материалы, включающие проблемно-поисковые лингвистические задачи и рефлексивно-оценочный материал. Оно предназначено как для аудиторной, так и самостоятельной работы, в процессе которой у студентов формируются умения продуктивного владения английской речью, что является основой профессионально-коммуникативной компетентности будущего учителя, способного самостоятельно решать профессиональные задачи в области обучения иностранному языку на коммуникативной основе.

Пособие заполняет пробел в ряду работ этого жанра, посвящённых формированию профессиональной компетентности учителя иностранного языка в педагогическом университете.

Эмоциология текста (анализ репрезентации эмоций в английском языке):

Учебное пособие / О. Е Филимонова. — СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007. — 448 с.

В пособии развивается когнитивно-дискурсивное направление в изучении языка эмоций в англоязычной картине мира. Изучение репрезентации эмоций в тексте формирует лингвистическую дисциплину «Эмоциология текста». Отличительной чертой данного пособия являются его междисциплинарный характер и использование инновационных гуманитарных технологий, проявляющихся в анторпоцентриз-ме, толерантности и индивидуализации процесса обучения. На основе проникающего изучения полистатусной когнитивной категории эмотив-ности в различных типах текста как в художественной, так и в нехудожественной коммуникации (в личном письме, эссе, мемуарах, фольк-

лорной и литературной сказке, драме, детской литературе, социальном тексте), выявляются особенности представления эмотивных ситуаций и функционирования эмотивных прагматических установок в каждом из исследуемых текстотипов, а также анализируется индивидуальный эмотивный стиль и специфика репрезентации эмоциональных концептов в разных типах текста.

Комплексная методология изучения эмоций в тексте и многообразие анализируемых типов текста обеспечивают индивидуализацию процесса обучения, позволяя студенту выбрать для углубленного изучения текстотипы, наиболее близкие его интересам, а также более всего со-

ответствующие его уровню подготовки и психологическому типу. Инновационность пособия состоит как в предлагаемом содержательном материале, первом учебном пособии по эмо-циологии текста, так и в использовании экспериментальных методов анализа практического материала — современных англоязычных текстов, среди которых личные письма Д. Г. Ло-уренса, мемуары В. Набокова, литературные сказки Р. Даля и Дж. Роулинг, а также совре-

менная американская публицистика. Кроме того, в пособии анализируется язык эмоций в современной электронной корреспонденции обычных носителей языка, не являющихся профессиональными литераторами, и в международных обращениях президентов Всемирной организации «Lions International», что позволяет делать выводы о последних тенденциях репрезентации эмоций в текстах нехудожественной коммуникации.

Материал представлен в редакцию В. И. Богословским, начальником управления подготовки и аттестации кадров высшей квалификации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.