НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ «МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ГУМАНИТАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»
Продолжаем публикацию аннотированного списка научно-методических материалов «Междисциплинарные исследования и гуманитарные технологии», выполненных в рамках реализации инновационной образовательной программы РГПУ им. А. И. Герцена «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере». «Вестник Герце-новского университета» (2008. № 2) уже знакомил читателей с книгами этой серии, изданными в 2007 г. Предлагаем вашему вниманию аннотацию научно-методических материалов, опубликованных в 2008 г.
Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике: практика проектирования, анализа и применения: Учебное пособие / Под общ. ред. Н. В. Бордовской. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.
Предлагаемое пособие представляет собой первую попытку анализа и систематизации гуманитарных технологий, применяемых в вузовской образовательной среде.
В книге раскрывается специфика гуманитарных технологий, методов и способов их
применения в вузовской образовательной практике, предложены методические рекомендации, вопросы для самоконтроля и задания для самостоятельной работы, список рекомендуемой литературы.
Гуманитарный текст в педагогическом познании и преподавании педагогики:
Научно-методическое пособие / А. С. Роботова. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008.
Пособие представляет собой результат многолетнего исследования автором методологии гуманитарного познания, гуманитарных методов исследования, проблем гуманитаризации педагогического образования.
В основе книги — междисциплинарный подход к гуманитарному тексту. Гуманитарный текст рассматривается как способ познания педагогических явлений, дидактическое средство и источник проектирования заданий, ориентированных на развитие профессиональной компетентности будущего педагога.
Основное место в пособии занимает раскрытие эвристической ценности произведений художественной прозы и поэзии в понимании педагогических явлений, анализ дидактических возможностей литературных произведений в преподавании педагогики. В книге рассматриваются публицистические тексты, афоризмы, произведения детского творчества, а также анализируются гуманитарные характеристики научнопедагогических текстов и современной лекции. Пособие раскрывает возможности педагогической герменевтики гуманитарных текстов.
Модели и методы внутреннего и внешнего оценивания качества образования
в вузах: Научно-методические материалы / Г. А. Бордовский, О. А. Граничина, С. Ю. Трапицын. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008.
Предлагаемые материалы посвящены рассмотрению актуальной научно-практической задачи по разработке оценочных моделей и методов, обеспечивающих адекватную диагностику и выявление тенденций развития такого сложного конструкта, каким является современная образовательная система.
В книге обобщен и систематизирован опыт оценки качества деятельности вузов в зарубежной и отечественной практике, разработаны предложения по созданию типовых моделей экспертизы образовательной деятельности, представлена методика внешней и внутренней оценки качества высшего
образования, обоснован состав количественных и качественных показателей, а также способы их агрегирования и анализа, определены требования к используемым диагностическим средствам.
Предложенный инструментарий оценки может быть полезен магистрантам, аспирантам, исследователям проблем повышения качества высшего образования; он будет интересен преподавателям, студентам и слушателям программ повышения квалификации, включенным в процесс подготовки к профессионально-педагогической и управленческой деятельности.
Культурологический подход в современном образовании: Научно-методическое пособие / Т. Б. Алексеева. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008.
Книга посвящена характеристике основных положений одного из ведущих методологических подходов современного познания — культурологического подхода. В ней обосновывается целесообразность реализации культурологического подхода в теоретико-педагогическом познании. При решении практических педагогических проблем автором предложен вариант целостной характеристики культурологического подхода в области педа-
гогики и образования. Ряд теоретических положений подхода проиллюстрирован конкретными примерами из авторского опыта.
Книга является научно-методическим пособием и адресована магистрантам, аспирантам и исследователям в области педагогики и образования. Представленные в тексте примеры будут полезны для учителей средних школ и преподавателей вузов.
Управление персоналом. Практикум: Учебное пособие / И. А. Алексеева. И. Н. Чурилина. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008.
Данный практикум предназначен для проведения семинарских и практических занятий по курсу «Основы управления персоналом» и «Управление персоналом» для студентов специальности «Управление персоналом», «Ме-
неджмент организации» всех форм обучения. Практикум содержит деловые ситуации, деловые игры, практические задачи, психологические тесты, а также итоговые задания и тесты по курсу.
Основы теории коммуникации: Учебное пособие / О. Л. Гнатюк. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008.
В учебном пособии раскрыты междисциплинарный характер предмета и понятийный аппарат научной дисциплины «Основы теории коммуникации», сущность социальной коммуникации, ее уровни (личностные, организационные, публичные, массовые), формы (невербальная и вербальная) и виды (меж-культурная, политическая, научная, имиджевая, РЯ-коммуникации и др.).
Охарактеризованы модели коммуникации-онного процесса и их практическое значение.
Рассмотрены исторические вехи, закономерности эволюции социальной коммуникации и коммуникационные революции. Обобщены основные теоретические концепции социальных коммуникаций зарубежных и отечественных исследователей. Отдельные главы посвящены внутриличностной и межличностной коммуникациям, специфике массовой коммуникации и ее видам, средствам массовой коммуникации (СМК) и СМИ.
Современные диссертационные исследования в сфере образования: гуманитарные основания оценки качества: Научно-методические материалы / В. В. Лаптев, С. А. Писарева. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008.
Научно-методические материалы содержат многофункциональный технологический инструментарий оценки качества диссертационного исследования, который может быть освоен аспирантами и магистрантами как в рамках учебных курсов, так и самостоятельно, т. к. в книге представлено необходимое знание в монографическом изложении, размещены задания для самостоятельной работы. Каждый теоретический раздел завершается спе-
циальным интегративным заданием, направленным на развитие методологической компетентности обучающихся.
Предлагаемые материалы существенно отличаются от известных аналогов, поскольку значительная часть содержания отведена не под обсуждение вопросов регламентации научного исследования, а для обсуждения проблем методологического самоопределения начинающего исследователя.
Человек в организационно-управленческих системах: гуманитарные технологии и гуманизация управления: Научно-методические материалы / Под общ. ред. проф. А. Я. Линькова. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008.
В книге дана оценка роли и места гуманитарного технолога в структуре современной организации, определены функции, задачи, набор функциональных компетенций и требований к должности гуманитарного технолога. Показаны особенности функций и задач гума-
нитарного технолога в организационных структурах различных типов.
Рассмотрены способы продвижения гуманитарных технологий в организации, институциональные изменения как механизмы их продвижения. Дана оценка эффектов использования гуманитарных технологий в организации.
Практическая значимость содержания заключается в возможности использования его положений и выводов в разработке мотивационных программ организаций, а также для
демонстрации возможностей гуманитарных технологий в управлении организацией. Материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе в вузах.
Этика и право публичных коммуникаций: регулирование брэндинга: Научнометодические материалы / А. Ю. Дорский. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008.
В книге представлен анализ нормативного регулирования процесса создания брэнда, формулировки нормативных требований сопровождаются их толкованием и примерами применения на практике. Это делает издание удобным методическим пособием как для студентов, получающих образование по инновационной программе, так и студентов тради-
ционных специальностей - экономики, юриспруденции, связей с общественностью, рекламы. В качестве руководства книга также будет полезна специалистам-практикам. Кроме того, интересный для себя материал найдут в ней профессиональные этики, культурологи, философы, все, для кого важно понимание ценностей современного общества.
Создание событий: гуманитарные технологии в корпоративных коммуникациях: Научно-практические материалы / Е. А. Каверина. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008.
В книге рассматриваются вопросы организации и проведения специальных событий. Логика построения книги обусловлена формулой эффективной профессиональной деятельности «гуманитарные знания + креативные идеи + качественный менеджмент».
Книга содержит приложения, в которых даны образцы различных текстов, документов, используемых в практической деятельности. Таким образом, в книге органично соединены теоретические знания, необходимые в профессиональной деятельности, и практические рекомендации.
Гуманитарная миссия сопровождения проектной деятельности в многонациональном образовательном пространстве: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. Л. Н. Бережновой. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008.
В пособии для анализа предлагаются материалы из разных регионов многонационального образовательного пространства России, обобщение опыта сопровождения проектной деятельности в общеобразовательных учреждениях
и профессиональном образовательном учреждении (колледже) с поликультурным составом учащихся. Раскрываются возможности гуманитарной миссии сопровождения в рамках региона, района, образовательного учреждения.
Гуманитарная технология индивидуального сопровождения студента в многоуровневом педагогическом образовании: Учебно-методическое пособие /
А. Г. Гогоберидзе. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008.
В пособии рассматриваются вопросы образования студентов в условиях современного многоуровневого профессионального педагогического образования. Пособие построено в форме задачника для студента и позволяет ему стать субъектом собственного образова-
ния, спроектировать индивидуальный образовательный маршрут, осуществить самодиагностику и самоинформирование.
Предлагаемые материалы могут быть востребованы магистрантами, аспирантами и преподавателям педагогических вузов.
Гуманитарная технология организации самостоятельной работы студентов бакалавриата в процессе практики: Учебно-методическое пособие / В. А. Деркун-ская. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008.
В учебно-методическом пособии представлена гуманитарная технология организации самостоятельной работы студентов на практике в дошкольных образовательных учреждениях. Материалы пособия содержат современные разработки, позволяющие оценить профессиональную компетентность студентов, уровень решения ими задач профессионально-педагогической деятельности. Представлены карты самооценки деятельности на практике, развивающие рефлексивные умения студентов.
В пособии впервые представлен раздел для начинающих руководителей практики. Эта информация является структурной частью предложенной гуманитарной технологии, освещающей вопросы организации практики студентов в бакалавриате и помогающей субъектам образовательного процесса в вузе воспринимать практику как целостное и связанное с теоретической подготовкой явление.
Технологии психологического сопровождения персонала в организации:
Учебно-методическое пособие / Н. Б. Лисовская, А. К. Таратынова; Под ред. проф. В. В. Семикина. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008.
В пособии представлены традиционные и инновационные технологии интерактивного характера (метод анализа кейсов, деловые инновационные игры, тренинги, ролевые игры), которые позволяют качественно и быстро передавать информацию и обучать навыкам практической работы с персоналом.
Данное учебно-методическое пособие будет способствовать формированию понима-
ния роли и места психолога и психологической службы в организации; формированию представлений о существующих подходах к работе с персоналом; овладению технологиями работы с персоналом с учетом стратегии развития организации; развитию умений и навыков постановки и решения задач по психологическому сопровождению персонала в организации.
Профессионально-психологическая компетентность гуманитарных технологов в человеческих отношениях: Учебно-методическое пособие / Под ред.
В. Н. Панферова, В. В. Семикина, Н. Б. Лисовской. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008.
Пособие направлено на выявление и обоснование возможности гуманитарных технологий гармонизации социального взаимодействия для использования в процессе университетского образования в основных сферах социального взаимодействия: человек—человек, человек—группа, человек—организация, человек—общество.
Учебно-методическое пособие рассчитано на студентов, магистрантов и аспирантов, осваивающих инновационную образовательную программу по подготовке специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере, также оно может быть использовано в системе повышения квалификации, дополнительного профессионального образования.
Психология безопасности как основа гуманитарных технологий в социальном взаимодействии: Научно-методические материалы / Под ред. проф. И. А. Баевой. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008.
В научно-методических материалах про- го направления исследования — психологии анализированы пути концептуализации ново- безопасности. Дан анализ работ, выполнен-
ных в этом направлении как в отечественной, так и в зарубежной науке и практике. Охарактеризованы междисциплинарные возможности данного направления как основы для гуманитарных технологий, обеспечивающих психологические аспекты безопасности человека и социальной среды взаимодействия. Представлены учебно-методические разработки, дающие возможность использовать
технологии обеспечения психологической безопасности в подготовке магистра.
Научно-методические материалы адресуются всем, кто интересуется подготовкой профессиональных кадров на основе инновационных технологий и знания психологических механизмов обучения и развития специалистов в системе высшего профессионального образования.
Инновационная система подготовки педагога (теории и технологии дошкольного образования в бакалавриате): Научно-методическое пособие / О. В. Акулова, Т. А. Березина, Т. И. Бабаева и др. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008.
В пособии предлагается видение научнометодических проблем инновационной системы организации образовательного процесса подготовки бакалавров педагогики по профилям дошкольного образования.
В пособии впервые представлен целостный подход к педагогической и методической подготовке специалиста дошкольного образова-
ния. Содержание пособия раскрывает инновационные подходы к вопросам развития дошкольной педагогики, теорий и технологий дошкольного образования в условиях современного образовательного пространства, а также гуманитарные технологии преподавания этих дисциплин в бакалавриате.
Мониторинг в школе: интерпретация и использование результатов: Научно методические материалы / А. Е. Бахмутский. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008.
Научно-методические материалы ориентированы на обеспечение подготовки специалистов, осуществляющих мониторинг в системах общего образования различного уровня.
Данные материалы будут полезны практическим работникам, преподавателям, участвующим в подготовке специалистов, аспирантам, научным работникам, студентам.
Гуманитарные ориентиры образовательной политики и государственнообщественного управления в сфере школьного образования: Научно-методические материалы / И. Э. Кондракова, Н. М. Федорова. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008.
В научно-методических материалах проанализированы стратегические гуманитарные ориентиры развития образовательной политики на современном этапе. Охарактеризованы возможные пути и формы взаимодействия государства и общества, причем как в исторической ретроспективе, так и в реалиях сегодняшнего дня. Представлен опыт конкретных образовательных учреждений по реализации основных направлений образовательной политики (зарубежный и отечественный).
Научно-методические материалы адресуются всем, кто интересуется процессами разработки, реализации и анализа образовательных инициатив в области государственнообщественного взаимодействия. Материалы могут быть полезны как директорам существующих магистерских программ, так и разработчикам, а также преподавателям дисциплин в рамках модулей инновационной образовательной программы.
Знак, человек, смысл: пространства междисциплинарной рефлексии: Научнометодические материалы / С. А. Гончаров, О. М. Гончарова, Н. Н. Королева и др. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008.
Научно-методические материалы посвящены теоретико-методологическому осмыслению проблемы жизнедеятельности человека в современной знаково-смысловой и информационной среде; рефлексивному анализу вопросов взаимодействия человека с различными аспектами семиосферы в междисциплинарном диалоге, обоснованию методических подходов к формированию семиотической компетентно-
сти — способности к пониманию различных знаковых систем, составляющих жизненный мир современности, их адекватному использованию в различных смысловых контекстах общения и деятельности. Представленные научно-методические материалы могут быть использованы в образовательном процессе, при разработке гуманитарных технологий в различных областях социальной практики.
Международный язык современного информационного пространства (инновационные образовательные технологии в описании лингвистического объекта):
Научно-методические материалы / О. Н. Камшилова. СПб.: ООО «Книжный Дом»,
2008.
В книге рассматриваются актуальные вопросы современной языковой ситуации в международном информационном пространстве. С точки зрения социолингвистики и новейших положений дискурсологии анализируются центральные моменты языковых контактов в важнейшей области международного сотрудничества — научном дискурсе. Рассматриваются специфика и перспективы английского языка в функции посредника междуна-
родного общения. Специфическая форма глобального английского описывается с помощью современных гуманитарных технологий — корпусной лингвистики и квантитативного анализа. Книга знакомит с современными методами лингвистических исследований и содержит представительный материал и рекомендации по преподаванию английского языка как языка для специальных целей в аспекте инновационной образовательной среды.
Управление знаниями в образовательном процессе современного университета: Научно-методические материалы / В. И. Богословский, Е. Н. Глубокова. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008.
Пособие посвящено актуальному направлению в научных исследованиях — теории управления знаниями в условиях информационного общества. В пособии предлагается материал, который позволит студентам-магист-рантам современных вузов расширить свои представления о сущности изменений, происходящих в современном обществе, познако-
миться с развивающимся научным направлением менеджмента — управлении знаниями, а также некоторыми аспектами построения системы управления знаниями в современном университете. Основной текст пособия сопровождается приложениями, содержащими
практико-ориентированные методические материалы.
Творчество: теория, диагностика, технологии: Словарь-справочник / Составитель Т. А. Барышева. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008.
Словарь-справочник раскрывает содержа- щих технологий в важнейшей отрасли совре-
ние понятий, авторских теорий творчества, менной науки — психологии и педагогики
диагностических инструментов и развиваю- творчества. Словарь-справочник предназна-
чен для студентов и преподавателей вузов, личного профиля и других специалистов в педагогов образовательных учреждений раз- области гуманитарных наук.
Основы конструктивно-функционального моделирования продуктивной иноязычной текстовой деятельности: Учебное пособие / Ю. В. Еремин, А. В. Рубцова. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008.
Пособие разработано с учетом современных тенденций и инновационных гуманитарных технологий в области иноязычного образования. В пособие представлены пути организации и совершенствования продуктивной самостоятельной работы студентов в области изучения.
Раскрыты теоретические и практические аспекты продуктивного иноязычного образо-
вания, реализация которых в педагогическом университете может служить основой для построения современной модели становления учителя как личности.
Пособие предназначено для студентов, аспирантов, учителей иностранного языка, преподавателей педагогических университетов, а также работников сферы образования.
Гуманитарные ориентиры исследования творческой индивидуальности человека (педагогический аспект): Научно-методические материалы / Р. У. Богданова. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008.
В научно-методических материалах раскрыты гуманитарные ориентиры исследования творческой индивидуальности человека (педагогический аспект). В пособии рассмотрены методологические основы исследования развития творческой индивидуальности субъектов образования и педагогическая концепция развития творческой индивидуальности
субъектов образования. Научно-методические материалы адресованы специалистам и аспирантам, занимающимся исследованиями в области педагогики и смежных дисциплин, пе-дагогам-практикам и специалистам управления образованием, а также студентам и слушателям системы непрерывного педагогического образования.
Вымышленные существа эпохи масс-медиа: Россия, 21 век (Энциклопедия для социально-гуманитарной интеллигенции) / Авт.-сост., общ. ред. А. В. Ульяновский. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008.
Исследование, которое лежит в основе данной книги, восполняет чрезвычайно важный пробел в области гуманитарных технологий. Пробел этот связан с пониманием всего синхронистического поля образов, являющихся содержанием сознания населения России.
Издание полезно профессорско-преподавательскому составу, исследователям и аспирантам в таких областях, как социальная психология, прикладная психология, филология,
культурология, социально-культурная деятельность, социально-культурные технологии, дизайн, маркетинг, реклама, связи с общественностью.
Материал эмоционально и эмпирически насыщен и будет также полезен практикам массовых коммуникаций и студентам, всем интересующимся реалиями понимания современной культуры, масс-медиа и межкультурного взаимодействия.
Педагогическая подготовка будущего учителя к профессиональной деятельности в современной школе: Научно-методические материалы / Н. В. Чекалева. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008.
В научно-методических материалах автором проанализированы основные направления развития общего образования России как источника обновления педагогической подготовки студентов. Охарактеризовано содержание и технологии педагогической подготовки буду-
щих учителей. Проанализированы особенности индивидуализации педагогической подготовки студентов и организационно-методическое обеспечение процесса педагогической подготовки будущих учителей.
Социокультурные факторы обусловленности изменения профессиональной деятельности учителя: Научно-методические материалы / Е. В. Пискунова. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008.
Научно-методические материалы адресова- риалы могут использоваться в профессио-ны исследователям проблем школьного обра- нальной подготовке бакалавров и магистров зования и профессионально-педагогической по направлению «Педагогика». деятельности современного учителя. Мате-
Гуманитарные технологии в становлении мировоззрения будущего педагога:
Научно-методические материалы / Ю. С. Матросова. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008.
В пособии анализируются вопросы, связанные с актуальными проблемами современного образования: развитие профессиональной
компетентности студентов, изменение функций учителя в новых социокультурных условиях, необходимость понимания учителем
интересов и потребностей современных детей. С учетом новых требований к учителю в пособии предложены варианты работы с художественной литературой о детстве как одним из возможных вариантов развития профессиональной компетентности студентов.
Социокультурная динамика содержания школьного образования: Научнометодические материалы / О. Н. Крылова. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008.
В пособии представлена социокультурная ситуация развития содержания школьного образования, рассматриваются различные механизмы взаимосвязи традиций и инноваций в содержании школьного образования, а также взаимосвязь индивидуальных, этнонацио-нальных, глобальных тенденции как ценностный ориентир развития содержания общего
образования. Научно- методические материалы отражают современные требования, предъявляемые к школьным учебникам, особенности построения их структуры и содержания, также в пособии рассматриваются особенности инновационных электронных учебных материалов для средней школы и методика их разработки.
Шаг к себе: новые вызовы современного школьного образования: Научнометодические рекомендации / О. Б. Даутова. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008.
В научно-методических рекомендациях дуктивных условий развития личности совре-
предпринята попытка осмысления новых вы- менного школьника. В книге рассматривается
зовов современного образования: поиска про- проблема становления самосознания школь-
ника в образовательном процессе. Представлены результаты собственного научного исследования: уровни развития самосознания на различных возрастных этапах, система психо-
лого-педагогических условий и особенности образовательного процесса, направленного на продуктивное развитие самосознания школьников.
Гуманитарные технологии педагогической диагностики в междисциплинарном контексте: Научно-методическое пособие / И. Ю. Гутник; Под ред.
А. П. Тряпицыной. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008.
В научно-методическом пособии представлены материалы по теории, истории и практике педагогического диагностирования. Материалы пособия ориентированы на современные научные разработки, выполнены с учетом современного понимания результатов освоения образовательных программ, технологий обучения студентов и учителей, организации их самостоятельной работы, а также необхо-
димых в связи с этим изменений в системе оценки образовательных результатов обучающихся.
Методическое пособие адресовано преподавателям педагогических кафедр, структурам, осуществляющим повышение квалификации, студентам, учителям школ, преподавателям, участвующим в реализации модульных образовательных программ.
Педагогика как социогуманитарная научная дисциплина: Учебное пособие / Н. А. Вершинина. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008.
Книга посвящена характеристике педагогики как научной социогуманитарной дисциплины. В ней на основе анализа современного состояния педагогики представлено понимание ее структуры, предложен вариант анализа этой структуры, фундаментом которого является понимание педагогики как системы педагогических дисциплин, рассмотрены вопросы, связанные с научным статусом педагогики в сфере других научных дисциплин, проблема
межнаучных связей педагогики с науками, изучающими человека и общество.
Рассмотренные в книге аспекты методологии педагогики могут послужить источником как для проектирования содержания подготовки специалистов и кадров высшей квалификации, так и для разработки инновационных образовательных технологий гуманитарного плана. Учебное пособие адресовано магистрантам, аспирантам и исследователям в области педагогики и образования.
Структура, диагностика и средства развития информационной компетентности учащихся: Научно-методические материалы / А. А. Ахаян. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008.
Научно-методические материалы адресованы широкому кругу специалистов, интересующихся вопросами формирования и диагностики информационной компетентности учащихся. В пособии уточняется понятие «информационная компетентность специалиста» и связи информационной компетентности с профессиональной компетентностью,
представлена технология диагностики информационной компетентности старшеклассников, учащегося профессионального лицея и студента педагогического вуза (будущего учителя начальных классов). Читателям представлен инструментарий, позволяющий ускорить развитие информационной компетентности различных категорий обучающихся.
Технологии здоровьесбережения детей в сфере образования: Словарь-справочник / Т. С. Грядкина. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008.
Словарь-справочник является одним из первых учебных изданий, охватывающих основной тезаурус терминов в области здоровьесбережения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Словарь призван удовлетворить назревшую потребность в системати-
зированном описании проблем и методов сохранения и укрепления здоровья детей, студентов, родителей и т.д. Словарь-справочник содержит более 200 терминов и носит межпредметный и междисциплинарный характер.
Концептуальные основы здоровьесберегающих технологий развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста: Учебное пособие / Е. Г. Каменская,
С. А. Котова. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008.
В учебном пособии проанализированы проблемы современного понимания здоровья и здоровьесбережения ребенка, дан комплексный обзор проблем развития подрастающего поколения в Российской Федерации. Основное внимание уделено рассмотрению технологий здоровьесбережения в образовательной среде с позиции междисциплинарного подхода, определены принципы, виды и критерии эффективности здоровьесберегающих технологий, предложена инновационная стратегическая модель здоровьесбережения ребенка в образовательном учреждении с использованием разнообразных технологий.
Значительный акцент в работе сделан на технологии психолого-педагогического сопровождения ребенка с различными потребностями в здоровьесбережении. Проанализированы различные модели сопровождения и технологии проведения медико-психологопедагогических консилиумов. Впервые консилиум рассмотрен как технология управления образовательной средой ребенка. В пособии представлен обширный материал для проведения экспертной оценки состояния здоровья детей, детских и педагогических коллективов.
Здоровьесберегающие технологии на базе зимних многоборий в лыжном спорте: Учебно-методическое пособие / Под. ред. Вад. В. Фарбея. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008.
В учебно-методическом пособии рассматриваются вопросы теории и методики преподавания зимних многоборий и экстремальных видов в лыжном спорте как спортивно-педагогической дисциплины (основы теории и практики, средства и методы, формы и содержание занятий).
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по специально-
сти «050720 — Физическая культура» и направлению «050700 — Педагогика». Оно также может представлять интерес для преподавателей-тренеров физической культуры высших и средних профессиональных учебных заведений, общеобразовательных школ и др.
Формирование интеллектуально-речевой культуры и читательской культуры школьника: междисциплинарный подход: Научно-методическое пособие / Е. П. Суворова, М. П. Воюшина, Е. А. Купирова. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008.
В предлагаемом научно-методическом по- культуры школьника как основы развития ка-
собии раскрыто концептуальное понимание честв субъекта познавательной и эстетиче-
интеллектуально-речевой и читательской ской деятельности. Формирование интеллек-
туально-речевой и читательской культуры рассматривается в широком социальном и гуманитарном контексте и решается на междисциплинарном уровне.
В книге представлено обоснование понятия «интеллектуально-речевая культура школьника», рассмотрен начальный этап формирования читательской культуры, выделены принципы, охарактеризованы методы и приемы
обучения, предложена целевая междисциплинарная программа формирования интеллектуально-речевой культуры в 1—11-х классах общеобразовательной школы.
Научно-методическое пособие адресовано студентам, магистрантам, аспирантам педагогических вузов, учителям общеобразовательных школ, работникам системы постдипломного образования.
Приобщение школьников к чтению: феномен открытого образования: Научно-методические материалы / Т. Г. Галактионова. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008.
Научно-методические материалы раскрывают актуальные проблемы приобщения школьником к чтению в условиях открытого образования. Развитие культуры чтения рассматривается как общепедагогическая междисциплинарная задача. Феномен чтения показан в широком социокультурном контексте. Особое внимание уделено анализу отечест-
венного и зарубежного опыта приобщения к чтению в образовательной и социальной практике. Основной текст научно-методических материалов дополнен дидактическим инструментарием, который призван помочь в освоении научного и информационно насыщенного теоретического материала.
Проектирование в образовательном процессе вуза: гуманитарные технологии: Научно-методическое пособие / Н. Ф. Радионова, И. А. Бочкарева, И. В . Гладкая и др. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008.
В пособии представлены материалы, полученные на основе проведенного междисциплинарного исследования «Методология проектирования перспективных образовательных технологий гуманитарной направленности для системы непрерывного образования».
В пособие включены разделы, раскрывающие сущность проектирования в образовательном процессе вуза и некоторые конкрет-
ные проекты, разработанные на основе осмысления этой сущности (дневник педагогической практики, деловая игра «Директор школы» и др.). Пособие обращено к преподавателям, осуществляющим проектирование современных образовательных технологий гуманитарной направленности.
Технологии изучения семьи: междисциплинарный подход: Учебное пособие / Под ред. И. А. Хоменко. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008.
В пособии представлен диагностический инструментарий для комплексного изучения семьи и ее отдельных членов. Методики сопровождаются кратким комментарием. Значительная часть методик является авторскими разработками и публикуется впервые. Предлагаемые материалы носят междисциплинарный характер и затрагивают актуальные проблемы современного образования и воспита-
ния детей дошкольного и подросткового возраста, проблемы организации сотрудничества с родителями в системе образования, семьи как системы, этнических стереотипов др.
Пособие может быть использовано как в практике современного образования, так и при выполнении исследовательских проектов и выпускных квалификационных работ.
Межкультурная компетентность педагога в поликультурном образовательном пространстве: Научно-методические материалы / О. Е. Хухлаев, О. В . Хухлаева, И. М. Кузнецов и др. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008.
В книге рассмотрен отечественный опыт в области анализа этнопсихологических и этно-социологических особенностей современного поликультурного образовательного пространства, проведен анализ формирования меж-культурной компетентности педагога в поликультурном образовательном пространстве, а также представлены практические технологии, позволяющие педагогу и психологу эф-
фективно решать профессиональные задачи в условиях поликультурности.
Издание нацелено на формирование меж-культурной компетентности у педагогов, работающих в поликультурной образовательной среде, и усиление внимания психолого-педаго-гического сообщества к крайне важной в сложившихся социокультурных условиях проблеме межкультурной компетентности педагога.
Философия и теория управления: Учебное пособие / В. А. Абчук, О. Я. Гелих. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008.
Учебное пособие — первая в нашей стране книга, соединяющая в себе философское и научно-теоретическое осмысление управле-
ния как социального феномена и практики организационно-руководящей деятельности одновременно.
Интерпретация культуры как текстовой сущности: Учебно-методическое пособие / Г. В. Елизарова. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008.
Учебно-методическое пособие включает обучающий материал, представляющий собой художественно или документально обработанные фрагменты реальной жизни. Заложенная в пособии технология обучения обеспечивает самостоятельность и независимость студентов при использовании учебных материалов в любой удобной для них последователь-
ности, а также возможность их изменения и дополнения в зависимости от собственных образовательных интересов, обеспечивая тем самым формирование межкультурной компетентности студентов.
Пособие адресовано преподавателям языковых факультетов и студентам гуманитарных специальностей.
Компетентность гуманитарного технолога: социально-политический аспект:
Учебно-методическое пособие / В. Г. Зарубин, Г. И. Грибанова, О. К. Крокинская, А. Ю. Круглов. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008.
Учебно-методическое пособие представляет собой обобщение опыта в области разработки гуманитарных технологий, применяющихся в различных сферах социального взаимодействия: человек—человек, человек—групппа, человек—организация, человек—общество. Методологические подходы в области социологического и политического знания позволяют выявить эвристические возможности в исследовательской и образовательной деятельности.
В соответствии с принципами междисциплинарного подхода авторы раскрывают содержание технологий оперативного социологического сопровождения инновационного процесса в университетском сообществе, выявляют технические, программные и социологические аспекты компьютерно-опосредованной коммуникации, а также технологию управления политическим поведением.
Философско-культурологические и коммуникативно-культурологические основания современного педагогического образования в контексте междисциплинарности и целостности содержания гуманитарных знаний и технологий: Учебное пособие. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008.
Данное учебное пособие предназначено для системы повышения квалификации преподавателей гуманитарных дисциплин университетов, студентов, обучающихся в магистратуре. Оно может быть полезным также директорам школ и учителям, реализующим профильное обучение старшеклассников. Содержание пособия направлено на глубинное осмысление междисциплинарных связей в университетском гуманитарном образовании. Оно включило в себя теоретический раздел,
посвященный осмыслению социокультурных контекстов инноваций в образовании, и три раздела, в которых анализируются внешняя и внутренняя структуры взаимодействий разных дисциплин таких образовательных областей, как «человекознание», «естествознание», «обществознание» и «культурозна-ние». В итоге определяется поле современного гуманитарного знания с его гуманитарными технологиями. Работа имеет экспериментальный характер.
Управление развитием вуза на основе системы менеджмента качества: Научно-методическое пособие / Л. А. Громова, В. В. Тимченко, С. Ю. Трапицын. СПб.: ООО
«Книжный Дом», 2008.
Обеспечение единого подхода в понимании качества высшего образования является одним из важнейших направлений в Болонском процессе, для чего создается европейская система обеспечения гарантий качества образования (Quality Assurance), которая включает несколько системных уровней: государствен-
ный, общественно-профессиональный, институциональный, уровень образовательных программ и отдельных дисциплин. Научно-методическое пособие включает обоснование и материалы для внедрения системы менеджмента качества в рамках институциональной системы качества образования.
Современная экономика образования: теория, практика, методология: Научно-методическая разработка / Б. А. Саакян, А. А. Кольцова. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008.
Научно-методическая разработка знакомит читателей с основами учебной дисциплины «Экономика образования» и призвана в определенной мере восполнить существующий на сегодняшний день дефицит в подобной литературе. В работе представлен широкий круг вопросов, отражающих основные экономические проблемы отечественного образования как отрасли народного хозяйства и актуальные вопросы экономики образования как науки, включая элементы маркетинга образова-
тельных услуг и основные положения концепции человеческого капитала.
Книга адресована студентам, аспирантам, работникам образовательных учреждений и организаций и всем, интересующимся проблемами экономики образования.
В работе изложена авторская версия учебной дисциплины «Экономика образования», разработанная на основе межотраслевого анализа организационно-экономических вопросов российской образовательной системы.
Трансформация образовательных технологий гуманитарного профиля в условиях множественности культур и идентичностей: Научно-методические материалы / О. Н. Астафьева, М. П. Губина, Н. К. Иконникова и др.; редкол.: К. Э. Разлогов
(председ.) и др. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008.
Научно-методические материалы отражают инновационные подходы к проблемам меж-культурного образования, учитывающие актуальные изменения социокультурной сферы, в частности воздействие глобализации и тенденции роста культурного многообразия ми-
ра. Издание адресовано преподавателям педагогических вузов и институтов повышения квалификации, учителям общеобразовательных учреждений, а также студентам и аспирантам.
Язык и языковая личность: Учебное пособие / И. К. Архипов. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008.
Учебное пособие предназначено для студентов старших курсов гуманитарных вузов, бакалавров, магистров и аспирантов. Оно посвящено изучению лексико-семантической системы и ее функционирования в речи на материале современных английского и русского языков. Материал исследования используется не для контрастивного анализа, а в качестве иллюстраций универсальных механизмов формирования значений слов. В основ-
ную проблематику учебного пособия входит анализ соотношения уровней системы языка и речи. Соответствующие аспекты изучаются в русле когнитивного подхода, исходящего из концепции формирования и функционирования системы языка в сознании языковой личности, которая, в свою очередь, организует речевой обмен языковыми сигналами в условиях реального времени и пространства.
Гуманитарные технологии в изучении повседневности в рамках курса отечественной истории XX века студентами естественнонаучного и математического направления педагогического образования: Учебное пособие / И. М. Николаев. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008.
Содержание учебного пособия построено на основе интеграции различных областей знаний: истории, психологии, культурологи и т. д., связанных с постижением феномена человека, мотивов его поступков, проявлений сознательного и бессознательного в его поведении.
В основу содержания пособия положены опубликованные воспоминания современни-
ков, связанных с развитием негуманитарных знаний и деятельности. Рассказы от первого лица сопровождаются иллюстративным материалом и различными типами заданий для студентов, стимулирующие их рефлексию, побуждающие к самостоятельной и исследовательской деятельности.
Материал подготовила И. В. Головина, менеджер инновационной образовательной программы