УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ «СОЗДАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ГУМАНИТАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
В рамках реализации инновационной образовательной программы РГПУ им. А. И. Герцена в 2007 г. была издана серия учебно-методических материалов «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий».
Данная серия состоит из методических пособий, учебно-методических комплексов, методических рекомендаций для преподавателей. Материалы направлены на повышение качества образования и конкурентоспособности университета, повышение социальной и экономической эффективности российского образования. Комплекс разработок ориентирован на развитие междисциплинарного знания в контексте гуманитарных технологий, обновление содержания и технологий непрерывного педагогического образования на основе компетентностного подхода. В данных изданиях прослеживается качественно новый подход к организации подготовки специалистов в области гуманитарных технологий на основе модульного обучения.
Богословский В. И., Писарева С. А., Тряпицына А. П. Развитие академической мобильности в многоуровневом университетском образовании: Методические рекомендации для преподавателей. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 95 с.
В издании проанализирована сущность Болонского процесса, построения системы высшего образования в ведущих европейских странах, выступивших инициаторами Болонского процесса, охарактеризованы инструменты развития академической мобильности студентов, препо-
давателей и администраторов университетов. Рассмотрены основные направления организационных и содержательных изменений в образовательном процессе вуза, которые должны быть реализованы в целях развития академической мобильности.
Богословский В. И., Писарева С. А., Тряпицына А. П. Академическая мобильность: реализация в Болонском процессе: Методическое пособие для студентов. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 55 с.
В пособии представлены материалы, рас- Рассматриваются вопросы обеспечения ака-крывающие сущность Болонского процесса. демической мобильности студентов.
Васильева Е. Ю., Граничина О. А., Трапицын С. Ю. Рейтинг преподавателей, факультетов и кафедр в вузе: Методическое пособие. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И.
Герцена, 2007. — 159 с.
В методическом пособии раскрываются вопросы теории и практики рейтинговой оценки качества профессиональной деятельности преподавателей, кафедр и факультетов вуза. Авторы предлагают научно обоснованные и ориги-
нальные модели расчета рейтинга преподавателей, кафедр и факультетов, методические рекомендации по разработке и внедрению системы рейтинговой оценки качества деятельности профессорско-преподавательского состава в вузе.
Громова Л. А. Этика управления: Учебно-методическое пособие. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 183 с.
Пособие посвящено анализу и систематизации основных этических оснований управленческой практики в современных организациях. Этика управления рассматривается как гуманитарная технология регулирования деловых отношений. Особое место отводится анализу нравственных дилемм в практике управления
образовательными учреждениями, что может послужить своеобразным этическим опытом для слушателей программы дополнительного образования «Менеджмент образования». Рекомендуется изучение программы МВА сочетать с другими научными источниками по этике и менеджменту.
Виноградов В. Н., Прикот О. Г. Управление инновационным развитием университета: проектные технологии: Учебно-методическое пособие. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 188 с.
В пособии отражен инновационный контекст развития современного университета, в рамках которого осуществляется проектное управление университетской образовательной системой. Особое внимание уделяется внедрению двухуровневой системы обучения, участию университетов в конкурсе инновационных об-
разовательных программ, грантовой деятельности. Подробно описываются технологии проектного управления как важнейшего средства создания инноваций, феномен проектной деятельности, процедуры и алгоритм управления реализацией проекта и условия эффективной работы команды проекта.
Академические степени в странах — участницах Болонского процесса: Информационные материалы для студентов / Сост. В. И. Богословский, С. А. Писарева,
А. П. Тряпицына. — СПб.: Изд-во РГПУ им.
Издание содержит краткую информацию о Болонском процессе, системах высшего образования в европейских странах и о двух международных европейских университетах, предостав-
А. И. Герцена, 2007. — 19 с.
ляющих возможность своим студентам осваивать курсы в разных университетах Европы и США в рамках развития академической мобильности.
Здоровьесберегающие технологии в социальной сфере: Учебно-методический комплекс. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 235 с.
Предлагаемый учебно-методический комплекс образовательного модуля направлен на подготовку молодежи как к осуществлению устойчивого личного здорового образа жизни, так и его обеспечению в обществе — в различных социальных средах и институтах. Ос-
воение модуля содействует формированию у магистрантов общекультурных и профессиональных компетенций в области здоровьесберегающих технологий (путем формирования культуры здоровья, создания оптимальных условий обучения, использования физических
упражнений, а также современных психоло- гических средств воздействия).
Гуманитарные образовательные технологии в вузе: Методическое пособие / О. В. Акулова, А. А. Ахаян, Е. Н. Глубокова, И. Ю. Гутник, А. Е. Бахмутский, О. Б. Дау-това, О. Н. Крылова, С. А. Писарева, Е. В. Пискунова, А. П. Тряпицына; Под ред. C. А. Гончарова. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2GG7. — 159 с.
В методическом пособии представлены материалы по проектированию технологического обеспечения модулей инновационной программы. Материалы пособия ориентированы на современные научные разработки, выполнены с учетом современного понимания ре-
зультатов освоения вузовских образовательных программ, технологий обучения студентов и организации их самостоятельной работы, а также необходимых в связи с этим изменений в системе оценки образовательных результатов обучающихся.
Гуманитарные технологии и компетентностная модель современного педагога:
Методические материалы для проведения тренингов руководителей образовательных учреждений / И. С. Батракова, Е. В. Люликова, А. В. Тряпицын, Т. В. Щербова; Под ред. И. С. Батраковой. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 103 с.
В книге представлены тренинги для руко- ставлены в соответствии с современным по-водителей образовательных учреждений по ниманием компетентностного подхода в обра-гуманитарным технологиям. Тренинги со- зовании.
Информационные и коммуникационные технологии в инновационной подготовке специалистов: Учебно-методическое пособие / Под ред. Т. Н. Носковой. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 217 с.
Рассматриваются вопросы использования информационных и коммуникационных технологий в подготовке специалистов гуманитарного профиля с учетом необходимых изменений в профессиональной деятельности в условиях
информатизации. Описан компьютерный инструментарий и проанализированы базовые подходы к решению типовых и специальных задач педагогической деятельности в опоре на средства ИКТ.
Компетентностная модель современного педагога: Учебно-методическое пособие / О. В. Акулова, Е. С. Заир-Бек, С. А. Писарева, Е. В. Пискунова, Н. Ф. Радионова,
А. П. Тряпицына. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 158 с.
В учебно-методическом пособии представ- ниманием компетентностного подхода в обра-
лены материалы по проблеме компетентностей зовании, которое отражает результаты между-
современного педагога. Материалы пособия народных исследований, а также разработок
составлены в соответствии с современным по- сотрудников РГПУ им. А. И. Герцена.
Компетентностный подход в подготовке кадров в области гуманитарных технологий: Учебно-методическое пособие / Под ред. В. Г. Зарубина, Л. А. Громовой. — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 511 с.
В содержании пособия отражены современные тенденции развития университетского сообщества.
Какова миссия университетского сообщества в условиях жесткой конкуренции? Что должно составлять основу партнерских отношений ме-
жду университетом и работодателями? Могут ли представители реальной экономики, бизнес-сообщества включиться в образовательный процесс? — круг злободневных вопросов, ответы на которые ищут авторы книги. С позиций компетентностного подхода описывается про-
фессиональное поле новой специальности — гуманитарный технолог.
Методология гуманитарного исследования в социальной сфере: Учебно-методический комплекс. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 216 с.
В учебно-методическом комплексе представлен инвариантный модуль, который является базовой, общей для всех вариативных образовательных маршрутов, обязательной частью образовательной программы подготовки специалиста в области гуманитарных технологий. Модуль состоит из пяти курсов,
связанных с теорией и практикой коммуникаций, семиотикой и культурологией, теорией образования, философской антропологией, менеджментом и другими науками. Комплекс содержит программы, методические рекомендации и материалы для студентов и преподавателей.
Организация индивидуально-ориентированного образовательного процесса в РГПУ им. А. И. Герцена: Методические материалы. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2GG7. — l27 с.
В сборнике методических материалов публикуются положения, определяющие стратегии и регламент организации и реализации индивидуально-ориентированного образовательного процесса в РГПУ им. А. И. Герцена. Каждое положение сопровождается разъяснитель-
ными, инструктивными материалами. Материалы сборника содержат примеры из практики факультетов Герценовского университета, других отечественных и зарубежных вузов по организации индивидуально-ориентирован-
ного образовательного процесса.
Оценка качества высшего образования: зарубежный опыт: Методическое пособие / Т. В. Артемьева, Л. А. Громова, В. В. Тимченко, С. Ю. Трапицын, Е. В. Пискунова, Т. Г. Шарри; Под ред. С. М. Шилова. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 63 с.
В методическом пособии рассмотрен зарубежный опыт и международные концептуальные подходы по вопросам оценки качества образования и обеспечения гарантий качества образования (quality assurance) в соответствии с современными тенденциями и практикой. Меж-
дународное сообщество высшего профессионального образования находится на этапе выработки единого для всех стран понимания гарантий качества образования, чтобы противостоять вызовам времени и активно влиять на глобальные социально-экономические процессы.
Проектирование учебно-методического обеспечения модулей инновационной образовательной программы: Методическое пособие / Под ред. С. А. Гончарова. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 159 с.
В пособии представлены материалы по организации модульного обучения в современном вузе и проектированию учебно-методических комплексов учебных программ модулей. Материалы ориентированы на современные научные разработки, выполнены с учетом современного
понимания результатов освоения вузовских образовательных программ, технологий обучения студентов и организации их самостоятельной работы, необходимых в связи с этим изменений в системе оценки образовательных результатов обучающихся.
Современный педагог: гуманитарные технологии — компетентность — профессиональный потенциал: Методические материалы для проведения тренингов педагогического состава образовательных учреждений / И. В. Гладкая, Е. Н. Глубокова, А. В. Мосина; Под ред. Н. В. Седовой. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 143 с.
В книге представлены материалы педагоги- нально-личностной компетентности современ-ческих тренингов по развитию профессио- ного педагога. Качественная подготовка кон-
курентоспособного специалиста в области образования предполагает владение различными компетенциями, которые развиваются и совершенствуются в активной творческой деятельности и продуктивном общении. В качестве действенного механизма формирования современного педагогического мышления, развития личностно-профессиональной (социаль-
ной, коммуникативной и информационной) компетенции педагога могут быть использованы различные гуманитарные технологии, ориентированные на идеи развития личности учителя и ребенка, на учет их жизненного опыта и ценностных ориентаций в современных социально-культурных условиях.
Технологии межэтнического, межконфессионального и межкультурного взаимодействия: Учебно-методический комплекс. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 218 с.
Работа посвящена проблеме конструктивного взаимодействия различных этнических и конфессиональных групп, достижения взаимопонимания между ними, которое приобретает острый характер в условиях усиливающихся миграционных процессов и изменения демографической ситуации в разных регионах России, особенно в мегаполисах. В рамках освоения модуля студенты/магистранты смогут познакомиться с технологиями формирования межэтнического, межконфессионального и межкультурного взаимодействия, освоить методы их практического использования. Дости-
жению этих целей способствует заявленная структура модуля, который состоит из пяти курсов. Каждый из них, помимо решения собственных теоретических и практических задач, в совокупности способствует освоению студентами/магистрантами профессиональных компетенций в области межэтнического, межконфес-сионального и межкультурного взаимодействия, применимых в различных сферах социальной деятельности, а также в педагогическом процессе на разных ступенях образовательного процесса.
Технологии мотивирования персонала в организации: Учебно-методический комплекс. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 139 с.
Учебно-методический комплекс направлен на освоение основных гуманитарных технологий, связанных с мотивированием персонала в организации, на проектирование и организацию среды и ситуаций жизнедеятельности человека в социальных организациях по
критериям его жизненных интересов. В сочетании с другими образовательными программами данный модуль обеспечивает гуманистический подход в работе психолога, руководителя, менеджера по работе с персоналом, социального работника и др.
Технологии продвижения образовательных услуг на рынок: Учебно-методический комплекс. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 206 с.
Пособие поможет в общей подготовке гуманитарного технолога, особенно гуманитарного технолога в сфере образования. Его цель — со-
действовать приобретению обучающимися умений по профессиональному продвижению образовательных услуг.
Технологии обеспечения безопасности (информационной, экологической, экономической): Учебно-методический комплекс. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герце-
на, 2007. — 184 с.
Учебно-методический комплекс образовательного модуля направлен на освоение магистрантами компетенций и технологий в области
информационной, экологической и экономической безопасности посредством формирования качеств личности безопасного типа поведения.
Технологии обеспечения психологической безопасности в социальном взаимо-
действии: Учебно-методический комплекс 2007. — 242 с.
В издании рассматриваются вопросы подготовки специалистов в области психологической безопасности личности и общества. Представлены рабочие программы модуля и учебных дисциплин. Даны методические рекомендации для преподавателей и студентов. Овладение содер-
— СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена,
жанием учебных дисциплин модуля способствует повышению конкурентоспособности выпускников на рынке труда за счет умения интегрировать психологический ресурс человека, а также обучению технологиям психологической безопасности в социальном взаимодействии.
Технологии обучения средствами высокотехнологичной образовательной среды: Учебно-методический комплекс / Под ред. проф. Т. Н. Носковой. — СПб.: Изд-во
РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 255 с.
Раскрываются общие аспекты инновационной подготовки специалистов в условиях высокотехнологичной образовательной среды. Обосновываются требования к информационно-технологической подготовке обучающихся в усло-
виях информатизации образовательной деятельности. На конкретных примерах раскрываются возможности информационных и коммуникационных технологий, используемых в решении различных задач профессиональной подготовки.
Технологии общественной коммуникации: Учебно-методический комплекс. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 211 с.
Включенные в модуль учебные курсы являются инновационными, авторскими, основанными на личных разработках преподавателей кафедры связей с общественностью и рекламы РГПУ им. А. И. Герцена с учетом передовых идей из области теории коммуни-
кации, социологии и практики коммуникационной деятельности, осуществляемой российскими и зарубежными коммерческими и некоммерческими организациями, а также органами государственной власти.
Технологии психологической помощи семье: Учебно-методический комплекс / Под общ. ред. И. А. Хоменко. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 275 с.
Данный учебно-методический комплекс нацелен на повышение уровня психологической и педагогической подготовленности будущих специалистов по работе с семьей через овладение ими конкретными гуманитарными технологиями. В пособии отражен авторский подход к проектированию всех учебных дисциплин, особенно в области дистанционной помощи семье и современной практики работы с раз-
ными типами семей. Содержание УМК построено по модульному принципу, что позволяет слушателям осваивать учебные дисциплины как последовательно, так и параллельно. Предлагаемые учебные дисциплины могут встраиваться в различные образовательные программы, ориентированные на работу с семьей и ее отдельными членами.
Технологии профилактики аддиктивного (зависимого) поведения: Учебно-методический комплекс. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 192 с.
Издание направлено на формирование об- дентами методами профилактики аддиктивного
щих знаний в области профилактики аддиктив- поведения, работы с молодежью по профилак-
ного (зависимого) поведения, овладение сту- тике зависимости. Целью данного образова-
тельного модуля является освоение студентами компетенций и технологий в области профилактики аддиктивного (зависимого) поведения. Для реализации поставленной цели разработаны четыре курса модуля.
Технологии ведения профилактической работы в рамках профессиональной деятельности
дают возможность ознакомить студентов с организационно-методическим обеспечением
профилактической работы. Цель модуля достигается посредством применения различных методов обучения.
Технологии социального мониторинга: Учебно-методический комплекс / А. Е. Бах-мутский, Е. С. Заир-Бек, О. Н. Кашина, В. В. Тимченко, С. Ю. Трапицын. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 303 с.
Учебно-методический комплекс ориентирован на обеспечение подготовки специалистов, осуществляющих мониторинг в социальных системах различного уровня и назначения. Модуль способствует пониманию принципов, подходов и методов, используемых при проектировании, реализации, представлении и анализе результатов мониторинга в социальной сфере. Освоение модуля обеспечивает обучающимся возможность эффективной деятельности по организации и проведению социальных (социологических, психологических, пе-
дагогических и др.) исследований в различных системах, повышению качества и эффективности деятельности этих систем. При освоении модуля обучающийся познакомится с основными подходами к организации и использованию результатов социальных мониторинговых исследований в разнообразии культурных контекстов. Это подготовит его как работника социальной сферы (педагога, психолога, специалиста управления и др.) к эффективному решению практических задач.
Технологии социального ориентирования человека в глобальном информационном пространстве: Учебно-методический комплекс. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 303 с.
Новизна предлагаемого образовательного модуля состоит прежде всего в попытке использовать принципы междисциплинарной интеграции различных учебных курсов для раскрытия идей социального ориентирования человека через понимание им особенностей глобального общества и его культуры и посредством широкого применения информационных и коммуни-
кационных технологий. В нем предусматривается изучение как традиционных, так и электронных ресурсов.
Разработанный модуль может рассматриваться как базовый для разработки новых магистерских программ и соединяться с другими модулями.
Технологии управления в социальной сфере: Учебно-методический комплекс / А. П. Панилова, А. В. Кондрашин, Н. Л. Леонтьева, А. В. Рубашов, И. С. Петрова; Под ред. Л. А. Громовой. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 237 с.
Издание направлено на формирование сис- шения в процессе разработки и реализации
темы теоретических знаний в области управ- гуманитарных технологий в менеджменте соления в социальной сфере, развитие способ- циальной сферы.
ности и готовности студентов принимать реТехнологии управления образовательными системами: Учебно-методический комплекс. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 301 с.
В издании рассматриваются вопросы подготовки специалистов в области управления образовательными системами. Целью учебно-методического комплекса является развитие профессиональной компетентности студентов педагогического вуза на основе освоения современных технологий системного управления развитием образовательных систем, разработки стратегии инновационного поведения образовательного
учреждения. Решаются задачи формирования системы теоретических знаний в области управления развитием образовательных систем, приобретения практических навыков использования гуманитарных технологий в процессах управления инновационным развитием образовательного учреждения и формирование на этой основе готовности и способности решения профессионально-управленческих задач.
Технологии управления репутацией: Учебно-методический комплекс. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 207 с.
В пособии раскрываются общие особенности управления репутацией. Целью модуля является актуализация креативных способностей, процедур саморефлексии и самокоррек-ции личности специалиста в области гуманитарных технологий на пути освоения форм и
инструментов социокультурной деятельности, условием успешности которой является репутация. Эта цель реализуется в последовательности решения задач освоения материала учебных курсов, которые построены по принципам междисциплинарной интеграции.
Технологии формирования политической, этнической и религиозной толерантности: Учебно-методический комплекс. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.
— 223 с.
Целью настоящего учебно-методического комплекса является оказание помощи студентам/магистрантам в освоении теоретических и практических знаний, необходимых для операционального взаимодействия и выработки способностей принятия стратегических решений в инонациональной, инокультурной и инорелиги-озной среде. Он ориентирован на развитие компетенций и навыков самостоятельного творческого мышления и решения конкретных про-
блемных задач в сфере технологий формирования политической, этнической и религиозной толерантности. Способствует усвоению студентами/магистрантами профессиональных компетенций в области этнической, политической и религиозной толерантности, применимых в различных сферах социальной деятельности, а также в педагогическом процессе на разных ступенях образовательного процесса.
Формирование инновационной системы повышения квалификации сотрудников университета: Учебно-методическое пособие / Под ред. С. Б. Смирнова, Т. В. Щербо-
вой. — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.
В учебно-методическом пособии представлен опыт создания корпоративной системы повышения квалификации персонала вуза в рамках реализации инновационной образовательной программы РГПУ им. А. И. Герцена. Описанные в пособии подходы к организации по-
— 119 с.
вышения квалификации профессорско-преподавательского состава и административноуправленческого персонала вуза могут быть полезны работникам системы дополнительного образования и административному персоналу вузов.
Этническая толерантность как основа жизнедеятельности и повседневности (Педагогический тренинг): Учебно-методическое пособие / Авт.-сост. А. Г. Козлова.
— СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 173 с.
Издание содержит конкретные методические разработки по подготовке, организации и проведению педагогического тренинга. Преподаватели вузов получают навыки работы по формированию этнической, политической толерантности и веротерпимости со студентами — представителями различных этносов. Материалы книги помогают расширить профессиональные знания по актуальным проблемам педагогики
Учебно-методические материалы.
высшей школы, совершенствовать коммуникативный уровень сотрудничества и основы профессиональной компетентности в планировании педагогической деятельности по проблемам формирования толерантности студентов. В первой части представлены материалы, раскрывающие деятельность тренера в сессиях. Во второй части даны приложения как дополнительный материал к проведению тренинга.
Материал представлен в редакцию О. О. Платковой,
ведущим специалистом учебно-методического управления