Научная статья на тему 'СВЯЗЬ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЛИНГВИСТИКИ С АНАЛИЗОМ ЯЗЫКОВЫХ ДАННЫХ И ИХ МОДЕЛИРОВАНИЕМ'

СВЯЗЬ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЛИНГВИСТИКИ С АНАЛИЗОМ ЯЗЫКОВЫХ ДАННЫХ И ИХ МОДЕЛИРОВАНИЕМ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
149
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММА / ЛИНГВИСТИКА / ОБУЧЕНИЕ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бойтиллаев Бобомурод Ахматалиевич

В статье рассматривается компьютерная лингвистика как важное направление в обучении иностранным языкам. Сказано о профессиональных программах обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СВЯЗЬ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЛИНГВИСТИКИ С АНАЛИЗОМ ЯЗЫКОВЫХ ДАННЫХ И ИХ МОДЕЛИРОВАНИЕМ»

Поиск делят на несколько видов: полнотекстовой поиск (по всему тексту), поиск по метаданным (по названию документа, автору, дате создания, размеру) и поиск изображений (по содержанию изображения) [1, ^ 46]. Компьютерная лингвистика помогает в понимании эволюционного процесса развития языка и мышления человека, который создал машину для облегчения арифметического счета, потом начал пользоваться машинами для решения творческих задач, связанных с человеческим знанием. Постоянно накапливались факты, изобретались искусственные языки для обработки знаний, писались компьютерные программы.

Список литературы

1. Шемакин Ю.И. Начала компьютерной лингвистики. М., 1992.

СВЯЗЬ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЛИНГВИСТИКИ С АНАЛИЗОМ ЯЗЫКОВЫХ ДАННЫХ И ИХ МОДЕЛИРОВАНИЕМ Бойтиллаев Б.А.

Бойтиллаев Бобомурод Ахматалиевич — преподаватель, кафедра современных информационных технологий, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматривается компьютерная лингвистика как важное направление в обучении иностранным языкам. Сказано о профессиональных программах обучения. Ключевые слова: программа, лингвистика, обучение, иностранный язык.

Начало развития компьютерной лингвистики связано с проблемами обработки письменных текстов, создания систем реферирования и машинного перевода. Системы обработки устной речи стали интенсивно разрабатываться в конце XX века, когда появились бытовые системы распознавания речи. В настоящее время они широко применяются в автоответчиках; в таких системах распознавания индивидуальных характеристик личности, как возраст, пол; в системах голосового управления техническими объектами, в том числе и нано-системами.

По форме речевой деятельности можно выделить алгоритмы, предназначенные для обработки монологической речи и диалогической речи. Продолжительное время объектом автоматического анализа текста были монологические тексты, в основном, тексты научных работ. Развитие интернета обусловило появление жанров диалогической письменной речи: чатов, блогов и форумов. Обработка таких текстов имеет свою специфику и требует применения специальных алгоритмов, учитывающих их паралингвистические особенности. Интенсивно в настоящее время развиваются и системы обработки диалогической устной речи: вопросно-ответные системы, системы машинного перевода. По степени интеллектуальности получаемых пользователями результатов можно выделить в отдельную группу алгоритмы, с помощью которых выдается информация, содержащаяся в тексте имплицитно, либо новая информация, которой нет в обрабатываемом тексте. Такие алгоритмы разрабатываются в процессе интеллектуального анализа текста и существенно отличаются от традиционных алгоритмов информационного поиска и реферирования, в результате применения которых выявляется наиболее значимая информация, содержащаяся в тексте. Значит, направления деятельности лингвиста могут включать в себя как теоретическую и прикладную лингвистику. Компьютерная лингвистика предполагает создание программ, связанных с анализом языковых данных и моделированием той или иной лингвистической деятельности. Одновременно это направление требует специализированного знания о структуре языка и методах исследования языкового материала. Поскольку сегодня теоретическая лингвистика очень часто опирается на компьютерные инструменты, лингвисты, сочетающие знания в области теории языка и компьютерной лингвистики, пользуются большим спросом. Компьютерные лингвисты востребованы как в научных учреждениях, так и в коммерческих компаниях. Поскольку лингвистическое образование дает возможность преподавать как собственно лингвистические дисциплины, так и языки, обучение которым проводится в рамках программы.

По целевым группам пользователей можно выделить универсальное, специальное и профессиональное лингвистическое программное обучение [1, ^ 73]. Системы универсального типа предназначены для любых групп пользователей, независимо от их профессии, возраста, социального

положения. Специальное лингвистическое программное обучение предназначено для определенных групп пользователей. Системы интеллектуального анализа текста обычно позиционируются как системы, предназначенные для поддержки принятия решений представителями определенной профессиональной группы. Профессиональное лингвистическое программное обучение предназначено для специалистов в области компьютерной лингвистики и поддержки исследований в области автоматического анализа текста. Существует ряд программ статистического анализа, предоставляющих информацию о контексте использования лексических единиц. К профессиональным программам относятся инструментальные программные средства, предназначенные для оценки эффективности и качества лингвистических программ, приложений и систем. В зависимости от режима функционирования лингвистические приложения и системы можно разделить на автоматические и автоматизированные. К этому виду относится большинство разрабатываемого в настоящее время программного обучения: информационно-поисковые системы, функционирование которых начинается с запроса пользователя и заканчивается выдачей результата.

Автоматические системы функционируют в непрерывном режиме, как системы реферирования устной речи, позволяющие отслеживать новостные события. Информационно-поисковые системы характеризуются как автоматизированные. Наряду с ними разрабатывается программное обучение для компьютерно-опосредованной обработки текстов. Системы этого типа наиболее широко используются в практике двуязычного перевода и в обучении иностранным языкам, повышая эффективность деятельности преподавателя и студента. Системы типа переводческой памяти содержат базы данных, включающие ранее переведенные тексты, словари. Таким образом, выполняя перевод, студент может вставлять в текст слова, фразы, предложения из переводов, сделанных ранее.

Список литературы

1. Баранов А.Н. Введение в прикладную лингвистику: Учебное пособие. М.: Эдиториал УРСС, 2001.

360 с.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАНИИ Максимкулова Ш.Х.

Максимкулова Шохиста Хайитовна — преподаватель, кафедра современных информационных технологий, Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье сказано об инновационных процессах в системе образования. Подчёркивается связь информационно-коммуникационных технологий со всеми другими науками. Ключевые слова: информация, технология, инновация, образование.

Термин «инновация» прочно закрепляется в общественной жизни Узбекистана и используется как синоним слова «новообразование», «нововведение», но чаще всего как более широкое понятие, где нововведение служит лишь формой организации инновационной деятельности. Инновационные процессы выражают суть процессов социальных изменений, характеризуют источник развития общества. Под инновационным процессом принято понимать внедрение нового в сознание и деятельность всех участников этого процесса, создание конкретного новшества, а также формирование у них инновационной способности. Главным участником инновационного процесса в высших учебных учреждениях республики является педагог. Изменения в сознании и деятельности преподавателя и есть результат инновационного процесса. При этом конечно, изменяется и процесс обучения, и обучаемый.

Как известно, при традиционном образовании, происходит усвоение некой суммы знаний, овладение совокупностью навыков, умений, основной функцией же инновационного обучения становится непосредственное включение студентов в жизненный процесс, что подразумевает овладение приемами саморазвития, самообразования. Инновационное обучение способствует формированию сознательной и ответственной личности, способной осуществлять рациональный выбор в различных сложных ситуациях, что, в свою очередь, требует изменения методов, форм, технологий обучения, а также содержания самого образования. Поэтому овладение и применение таких методов, как метод малых групп, метод мозговой атаки, метод кластера, дистанционные формы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.