Использование социально ориентированных игровых технологий в воспитании детей дошкольного возраста
Масаева З.В. кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Чеченского государственного университета
г.Грозный
Аннотация: Целью статьи является изучение значения игры в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Определение значимости использования игры как средство познания социального мира одновременно является средством его моделирования. Таким образом, и ребенок, и взрослый конструируют самих себя, учатся быть лучше. Условно такие игры называют «взрослыми играми для детей» или социально-ориентированными, которые способствуют социально-личностному развитию. Любая игра способствует воспитанию не одного, а нескольких качеств, требует участия различных органов и психических процессов, вызывает разнообразные эмоциональные переживания. Игра учит ребенка общаться с окружающими, воспитывает организаторские способности, волю, дисциплинированность, настойчивость и инициативу.
Ключевые слова: игра, дошкольный возраст, социально-ориентированные игровые технологии, особенности социально ориентированных игр.
Игра - явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре -важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.
Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.
Кроме того, игра как средство познания социального мира одновременно является средством его моделирования. Таким образом, и ребенок, и взрослый конструируют самих себя, учатся быть лучше. Условно такие игры называют «взрослыми играми для детей» или социально-ориентированными.
Вообще проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практике не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев и
др.
Наибольший вклад в научное понимание и толкование феномена игры внесли такие западные философы и психологи, как Э. Берн, Р. Винклер, Г-Х. Гадамер, Ж.-П. Сартр, З. Фрейд. В отечественной науке теорию игры в аспекте выяснения ее социальной природы, внутренней структуры и значения для психического развития ребенка разрабатывали И.Е. Берлянд, Л.С. Выготский, Н.Я. Михайленко, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др. Педагогику игры, место игры в педагогическом процессе, строение игровой деятельности руководство игрой разрабатывали Н.А. Аникеева, Н.Н. Богомолова, В.Д. Пономарев, С.А. Смирнов, С.А. Шмаков и др.
Д.Б. Эльконин, анализируя феномен игры, приходит к выводу, что игра - это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности (Эльконин Д.Б., 1999, 13).
Заслуживает внимания мнение С.А. Шмакова о том, что «все-таки существуют игры с наибольшим социальным запасом на ориентацию на социализацию личности человека».
В игре происходит освоение детьми социальных ролей, самореализация, приобретение социального опыта. Она увлекает и включает ребенка в новые для него отношения, выступает в качестве основного средства, социализирующего мышление ребенка и имеющего огромное значение для формирования основных категорий мировосприятия. Это делает игру универсальным средством социально-личностного развития и воспитания дошкольников и младших школьников.
Социально-ориентированные игры имеют ряд особенностей (Микляева Н.В., 2012, с.46):
-коллективный характер деятельности (включение в игру, как непосредственных исполнителей, так и зрителей), что способствует усилению роли социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей;
-актуальность содержания (игра должна носить острый, наступательный характер), что позволяет создать мотивационную основу для общеинтеллектуального, общекультурного и социально-нравственного развития ребенка дошкольного возраста;
-педагогический подход к распределению ролей (например, с использованием приема «статусной терапии», когда ребенка с проблемами в интеллектуальном развитии ставят в пару с одаренным ребенком, помогающим ему быстрее, чем обычно, решить задачу и благодаря этому помочь всему детскому коллективу);
-уникальность (такая игра— не спектакль, хотя в ней и распределяются роли, поэтому репетировать социально ориентированную игру нельзя, по природе она «одноразовая», поэтому зависит от творчества и импровизации участников, направлена на формирование индивидуального когнитивного стиля решения проблемных социальных ситуаций у каждого участника);
-направленность на формирование коллективного субъекта в единстве с активной позицией каждого ребенка и, что немаловажно, единство содержания интеллектуального и социально-нравственного развития дошкольников.
В процессе проведения социально-ориентированных игр между взрослыми и детьми складывается особый тип отношений, который определяется самой природой игры как деятельности самостоятельной, добровольной и творческой.
Чаще всего авторами сюжетов таких игр являются взрослые, а дети занимаются творческим обогащением содержания игры. В социально ориентированных играх ребенку необходимо как бы оторваться от действительности, уметь поставить себя в условную ситуацию и воспринять иное мироощущение. Это позволяет формировать
такие механизмы личностного роста и интеллектуального развития, как эмоциональную и интеллектуальную децентрацию и пространственно-временное смещение (Микляева Н.В., 2012, с.47).
Уровень коммуникативной, интеллектуальной и творческой активности ребенка в игре зависит от уровня сложности, характера игры, отношения к ней ребенка и позиции взрослого.
Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В игре происходят освоение детьми социальных ролей, самореализация, приобретение социального опыта. Она увлекает и включает ребенка в новые для него отношения, выступает в качестве основного средства, социализирующего мышление ребенка и имеющего огромное значение для формирования основных категорий мировосприятия. Это делает игру универсальным средством социально-личностного развития и воспитания дошкольников.
Библиография
1. Абраменкова В. 1998. Во что играют наши дети?// Воспитание школьников. №4.С.33-34.
2. Алексютина Н., Бондарев М. 2000. Современная игрушка: колобок против киборга // Учительская газета. №16/17(25 апр.). С. 8-9.
3. Аникеева Н.П. 1987. Воспитание игрой: Книга для учителя. М.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.
5. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада/ Сост. А.К.Бондаренко. М. 1983.
6. Выготский Л.С. 1966. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии. № 6.
7. Интерактивная педагогика в детском саду. /Под ред. Н.В. Микляевой. М.
2012.
8. Коссаковская Е.А. 2003. Игрушка в жизни ребенка: пособие для воспитателя детского сада. М.
9. Мухина В. 1997. Дети и куклы: таинство взаимодействия // Народное образование. №5. С. 28-33.
10. Педагогика и психология игры: Межвузовский сб. науч. трудов. -Новосибирск. 1985.
11. Раннее детство: познавательное развитие. Методическое пособие / Л. Н. Павлова, Е. Б. Волосова, Э. Г. Пилюгина. М. 2002.
12. Раннее детство: развитие речи и мышления: Методическое пособие / Л. Н. Павлова. М. 2000.
13. Эльконин Д.Б. 1999. Психология игры. М.