Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗИТИВНЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ'

ВОЗМОЖНОСТИ РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗИТИВНЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психология»

CC BY
21
4
Поделиться
Ключевые слова
РОЛЕВАЯ ИГРА / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНИК / ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ / СЮЖЕТ РОЛЕВОЙ ИГРЫ / СОДЕРЖАНИЕ РОЛЕВОЙ ИГРЫ

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Агафонова Т.П.

Автором проводится теоретический анализ, направленный на выделение возможностей ролевой игры в формировании позитивных межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста. Возможности ролевой игры рассматриваются через анализ ее структурных составляющих: сюжета, содержания и роли. Каждый из структурных элементов имеет свое значение в отражении в игре ребенка сложной системы взаимоотношений, наблюдаемых во взрослом мире и переносимых в детскую игру. Само содержание сюжетов является социально обусловленным, что определяет широкие возможности формирования позитивных межличностных отношений со сверстниками в специально организованной ролевой игре.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗИТИВНЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

22. Косинова Е.Н. Логопедический букварь: Учебное пособие. - М.: Махаон, 2008 - 112 с.: ил. - (Академия дошколят).

23. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Учимся видеть и называть. Развитие зрительно-вербальных функций у детей 5-7 лет. В 2-х книгах. - Спб.: Питер, 2008. - 112 и 112 с.

УДК 378

ВОЗМОЖНОСТИ РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗИТИВНЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Агафонова Т.П., 2018 Оренбургский государственный педагогический университет, студент Института

педагогики и психологии, Оренбург

Аннотация: автором проводится теоретический анализ, направленный на выделение возможностей ролевой игры в формировании позитивных межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста. Возможности ролевой игры рассматриваются через анализ ее структурных составляющих: сюжета, содержания и роли. Каждый из структурных элементов имеет свое значение в отражении в игре ребенка сложной системы взаимоотношений, наблюдаемых во взрослом мире и переносимых в детскую игру. Само содержание сюжетов является социально обусловленным, что определяет широкие возможности формирования позитивных межличностных отношений со сверстниками в специально организованной ролевой игре.

Ключевые слова: ролевая игра, старший дошкольник, формирование позитивных межличностных отношений, сюжет ролевой игры, содержание ролевой игры.

POSSIBILITIES OF ROLE GAME IN FORMING POSITIVE INTER-RELATIONSHIPS AT

SENIOR PRESCHOOLS

Agafonova Т.Р., 2018

Orenburg State Pedagogical University, student of the Institute of Pedagogy and Psychology,

Orenburg

Annotation: the author conducts a theoretical analysis aimed at highlighting the possibilities of role-playing in the formation of positive interpersonal relationships with peers in children of senior preschool age. The possibilities of role play are examined through analysis of its structural components: the plot, content and role. Each of the structural elements has its significance in the reflection in the child's game of a complex system of relationships observed in the adult world and transferred to a child's play. The very content of the stories is socially conditioned, which determines the broad opportunities for the formation of positive interpersonal relationships with peers in a specially organized role-playing game.

Keywords: role play, senior preschooler, formation of positive interpersonal relations, role-play plot, content of role-playing game.

В современном мире характер межличностных отношений во многом определяет качество жизни человека: его успешность в различных сферах, широту социальных связей, конкурентоспособсность и т.п. Классиками отечественной психологии (А.Ф. Лазурский, В.М. Мясищев, А.А. Налчаджян, С.Л. Рубинштейн и др.) неоднократно отмечалось, что модальность межличностных отношений - не спонтанная и произвольная характеристика, а свойство, формирующееся в течение всего процесса социализации личности. Развитие межличностных отношений закладывается на самых ранних стадиях онтогенеза в общении с родителями, семьей, однако наибольшее значение в данном процессе приобретает старший дошкольный возраст, в рамках которого ребенок впервые строит межличностные отношения с равными партнерами - сверстниками, не на основе предметного взаимодействия, а на основе эмоционально-ценностной и деятельностной коммуникации (М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, В.Н. Бутенко и др.). Межличностные отношения старших дошкольников не всегда имеют модальность позитивных, что в дальнейшем может осложнять не только решение задач возрастного развития (достижение комплексного образования

«готовность к школе»), но и решение задач развития на последующих этапах (М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, Т.А. Репина, Л.С. Самсоненко) [6, 8]. Следовательно, формирование позитивных межличностных отношений со сверстниками у старших дошкольников представляется важной психолого-педагогической проблемой.

Старший дошкольный возраст характеризуется активным развитием всех психических функций и свойств благодаря коренным преобразованиям игровой деятельности детей из предметной в ролевую (В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, А.А. Реан и др.). Качественное отличие предметной игры от ролевой составляет ее содержание: в предметной игре содержанием является действие с предметом, в ролевой игре - широкий спектр взаимоотношений людей. Данное отличие определяет резкий скачок в социально-коммуникативном развитии дошкольника [2; 3; 4; 9]. Сверстник начинает восприниматься как равный (в противовес взрослому) партнер по общению, взаимоотношения с которым наделяются особой ценностью. Именно в старшем дошкольном возрасте в детских группах впервые начинает складываться социометрическая структура, что также свидетельствует о высокой значимости межличностных отношений со сверстниками (Т.А. Репина, А.Г. Рузская). В ролевой игре дети «проигрывают» различные модели и варианты межличностного взаимодействия, совершенствуя коммуникативные навыки, стратегии поведения в разных ситуациях.

На наш взгляд, возможности формирования позитивных межличностных отношений у старших дошкольников в ролевой игре определяются структурными составляющими самой игры. С.Л. Новоселова, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, Е.И. Смирнова в содержании деткой ролевой игры выделяют следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль [1; 2; 3; 7; 8].

Сюжет игры, согласно определению Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера, - это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми [3]. В игровом сюжете отражаются определенные события и взаимоотношения из окружающей ребенка действительности. Сюжеты ролевой игры чаще всего имеют бытовую («Дочки - матери», игра в школу или детский сад и др.), профессиональную (игры в больницу, магазин, пожарных и др.) или общественно-социальную направленность (проигрывание сюжетов «День рождения» и др.). Сюжеты детских игр могут быть как отражением определенной культурно-исторической эпохи (так, например, много десятилетий дети нашей страны играли в Великую Отечественную войну), так и иметь «вневременной», отражающий связь поколений, характер (например, «Дочки - матери»). Взаимодействие детей в рамках сюжета игры подчиняется определенным правилам. Сюжет должен разворачиваться по определенному участниками в начале игры сценарию/последовательности действий и событий при разворачивании сюжета. Правила и сценарий как составляющие сюжета определяют возможности ролевой игры в формировании навыков сотрудничества в решении общих задач, произвольности поведения, а также навыков конструктивного взаимодействия детей при планировании игры и в самой игре.

Содержание игры, как отмечает Д.Б. Эльконин, - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений мира взрослых [10]. Глубина представлений детей о мире взрослых определяет содержательное наполнение сюжетов игр. Так, в раннем и младшем дошкольном возрастах такое содержание составляют внешние предметные действия (например, играя в больницу, «врач» будет бесконечно мерять температуру и ставить уколы «больному»). По мере углубления знаний о мире взрослых усложняется и содержание сюжетов ролевых игр. В старшем дошкольном возрасте игра «В больницу» - это уже не бесконечное повторение одних и тех же действий с предметами: акцент смещается на поведение «врача» и «больного», их диалог, эмоциональность и др. То есть, от игры типа «человек - предмет» происходит переход к игре типа «человек - человек», что создает широкие возможности произвольного и целенаправленного формирования позитивных межличностных отношений детей. В зависимости от содержания игры, возможно формирование таких важных для позитивных межличностных отношений качеств как:

- эмпатия (в сюжетах, где один человек должен выслушать и поддержать, помочь другому);

- умение урегулировать конфликты (в сюжетах (или непреднамеренном разворачивании содержания игры), содержащих острые моменты межличностных отношений, ссоры и др.);

- дружелюбие (в любых сюжетах с активным взаимодействием детей);

- произвольность поведения и эмоциональных проявлений (в сюжетах с жестко прописанными (обговариваемыми) ролями. Например, по мотивам каких-либо художественных произведений, кино-и мультипликационных фильмов).

Старшие дошкольники очень обдуманно подходят к выбору сюжета, предварительно обсуждают его и на элементарном уровне планируют развитие содержания. Новые сюжеты игр, наполнение содержания является ответом на впечатления детей, полученные за пределами группы сверстников (из мультфильмов, сказок, рассказов взрослых, различных событий и др.), что позволяет постоянно поддерживать эффект новизны игры и ее высокую эмоциональность, что также определяет возможность формирования позитивных межличностных отношений детей на основе постоянно поддерживаемого непроизвольного интереса к содержанию игр [1].

М.А. Васильева, Е.И. Смирнова отмечают, что содержание ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он на себя берет. Роль выступает в качестве средства реализации сюжета [5; 7; 8]. Для старшего дошкольника роль представляет собой определенную игровую позицию, согласно которой ребенок отождествляет себя с определенным персонажем, включенным в сюжет игры. Каждая роль ограничивается определенными правилами поведения и взаимодействия с другими персонажами (ролями), которые заимствуются детьми из мира взрослых. Отступление от роли, ограничивающих ее правил, воспринимается отрицательно всеми участниками игры, следовательно, - роль представляет собой обобщенную модель, стратегию поведения, образец действования в ситуации определенного содержания.

Д.Б. Эльконин пишет, что в старшем дошкольном возрасте весь смысл игры сводится к типичным отношениям с другими персонажа, роль которого выполняет ребенок. В играх ярко и эмоционально развиваются ролевые диалоги, целью которых является выражение отношений между персонажами, развитие игрового взаимодействия. Для качества выполнения роли важно отношение к ней ребенка. Следовательно, старшие дошкольники неохотно берут на себя роли, которые им не нравятся. Выполняя роль, ребенок принимает во внимание не столько внешнюю логику, последовательность действий, сколько смысл социальных отношений [3; 10]. Выполнение роли, взаимодействие с другими персонажами игры - важный элемент формирования позитивных межличностных отношений старших дошкольников со сверстниками, т.к.:

- ролевое взаимодействие в игре дает возможность общения «на равных» (в противовес с общением со взрослыми), что способствует развитию навыков сопереживания, эмпатии, принятия точки зрения другого, понимания его позиции и выстраивания общения с учетом этого понимания;

- выполнение роли подчиняется правилам, ограничивающим диапазон поведенческих и эмоциональных проявлений, что определяет развитие произвольности поведения и эмоционального реагирования в различных ситуациях взаимодействия, а также развитие ответственности за собственные действия перед сверстниками;

- ролевое взаимодействие персонажей игры в соответствии с сюжетом и содержанием строится на основе диалогов, моделей и стратегий взаимодействия, заимствованных детьми из мира взрослых, что определяет становление конструктивных стратегий поведения и взаимодействия со сверстниками в различных ситуациях и перенесение их из игрового поля в реальное общение.

Проведенный анализ показывает, что главными структурными компонентами ролевой игры, определяющими возможности формирования позитивных межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста, являются сюжет, который представляет собой отражение ребенком окружающей его действительности; содержание -то, что воспроизводится ребенком в рамках его роли в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений взрослого мира.

Таким образом, ролевая игра старших дошкольников возраста обладает широкими возможностями формирования позитивных межличностных отношений детей со сверстниками. Анализ научной литературы показывает, что возможности формирования позитивных межличностных отношений со сверстниками определяются структурными составляющими ролевой игры: сюжет, содержание, роль (С.Л. Новоселова, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, Е.И. Смирнова). Все составляющие ролевой игры имеют социально-опосредованное наполнение: сюжеты, их содержание и соответствующие роли в играх являются отражением знаний детей о мире взрослых

в контексте взаимоотношений, общения, тех или иных функциональных обязанностей и др. Выполняя роль, ребенок придерживается ограничивающих ее правил и действует в соответствии с содержанием сюжета, определенным совместно со сверстниками. Опыт проработки моделей и стратегий поведения и реагирования в различных ситуациях взаимодействия в специально организованной ролевой игре, на наш взгляд, позволяет формировать позитивные межличностные отношения детей, т.к.:

- в ролевой игре происходит общение из позиции на «равных» (в противовес позиции в общении со взрослыми);

- важна каждая роль и каждый участник игры;

- прорабатываемые модели и стратегии поведения и реагирования переносятся в реальное взаимодействие из игрового, определяя рост произвольности поведения и эмоциональных проявлений;

- в ролевой игре ребенок учится эмпатии, дружелюбию, регулированию конфликтов, сотрудничеству и конструктивному взаимодействию в различных видах деятельности.

Список литературы:

1. Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. - М.: Просвещение, 2006. - 284 с.

2. Мухина, В.С. Психология дошкольника / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2009. - 220 с.

3. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера. - М.: Педагогика, 1988. - 249 с.

4. Психология детства: Учебник / Под ред. А.А. Реана. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. - 350 с.

5. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Под ред. М.А. Васильевой. - М.: Просвещение, 2006. - 109 с.

6. Самсоненко, Л.С. Особенности развития эмпатии у старших дошкольников / Л.С. Самсоненко, Т.П. Акимова // Электронный научный журнал. - 2016. - № 12-1 (15). - С. 317-325.

7. Смирнова, Е.И. Особенности сюжетно-ролевой игры и психического развития / Е.И. Смирнова // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 3. - С. 69-71.

8. Смирнова, Е.И. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности / Е.И. Смирнова // Дошкольное воспитание. - 2009. - №4. - С. 70-74.

9. Смирнова, Е.О. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте / Е.О. Смирнова, В.Г. Утробина // Вопросы психологии. - 1996. - № 3. - С. 5-14.

10. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1999. - 360 с.

УДК 378

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ДОСУГОВЫЕ ПРАКТИКИ ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ И

ЗА РУБЕЖОМ

ДонинаИ.А., Попова Е. А., 2018 Новгородский Государственный Университет имени Ярослава Мудрого, профессор, кафедра профессионального педагогического образования и социального управления

Аннотация: в статье рассматривается процесс становления инклюзивного образования в Европе и России, начиная с 19 века. Производится анализ исследований по проблеме инклюзивных процессов в России и Европе. Описываются ряд организационно педагогических практик Европы и возможность их применения в российском образовании. Представляется ряд традиционных для Европы практик, интеграция которых в практику Российского образования обеспечит более высокое качество и доступность образования лиц с ограниченными возможностями.

Ключевые слова: инклюзивное образование, организация обучения студентов с ОВЗ, инклюзия в вузах Европы, индивидуализация, социализация лиц с ОВЗ.

EDUCATIONAL, ORGANIZATIONAL AND RECREATIONAL PRACTICE OF TEACHING PERSONS WITH DISABILITIES LIFE IN RUSSIA AND ABROAD

I. A. Donina, E. A. Popova 2018