Научная статья на тему 'Использование сказки в методическом сопровождении экологического воспитания старших дошкольников'

Использование сказки в методическом сопровождении экологического воспитания старших дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ / СКАЗКА / ДИДАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ. / ENVIRONMENTAL EDUCATION / SENIOR PRESCHOOLERS / FAIRY TALE / DIDACTIC METHODS.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Худик М. В.

Приводится пример использования сказки в целях экологического воспитания старших дошкольников. Авторская сказка позволяет детям более реально воспринимать окружающий мир и относиться к нему бережно. Сказка иллюстрирована сюжетными линиями – авторскими рисунками проекционной направленности, что позволяет детям воспринимать и оценивать нормы поведения реальных жизненных ситуаций. Предложенный дидактический прием, может быть, эффективно применим на занятиях различной тематики по изучению окружающего мира природы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Худик М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of fairy tales in the methodological support of environmental education of older preschoolers

An example of using a fairy tale for the purpose of environmental education of older preschoolers is given. The author's fairy tale allows children to perceive the world around them more realistically and treat it with care. The fairy tale is illustrated with storylines – author's drawings of a projection orientation, which allows children to perceive and evaluate the norms of behavior in real life situations. The proposed didactic technique can be effectively applied in classes on various subjects to study the surrounding world of nature.

Текст научной работы на тему «Использование сказки в методическом сопровождении экологического воспитания старших дошкольников»

ИЗ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

УДК 373.21

М. В. Худик

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗКИ В МЕТОДИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ1

Эколого-валеологическое воспитание детей является важным звеном в общей системе образования дошкольников. Принятие и забота о чистоте, культуре отношения к живой природе, как к самому себе, закладывается с раннего детства. Семья и детские образовательные учреждения уделяют особое внимание формированию у детей ценностей здорового образа жизни, заботе о растениях и животных, окружающих их в домашних условиях и в «живых уголках», специально созданных в условиях дошкольной организации.

Проектируемые образовательные программы широко освещают различные педагогические технологии воспитания и обучения дошкольни-

1 Научные руководители: Н. А. Ша-кина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психолого-педагогического образования; В. К. Ковалевская, доцент кафедры социально-гуманитарного образования и дизайна (Анапский филиал ФГБОУ ВО «Московского педагогического государственного университета»).

ков, раскрывают их возможный творческий потенциал в совместно организуемых со взрослыми мероприятиями по экологической сохранности родного края, показывают повседневность участия детей в общении с живой природой по сохранению её чистоты [1]. Дети в совместной деятельности с родными и близкими, а также на занятиях в детском саду, приобретают знания, навыки и умения по уходу за собой, по соблюдению режима сна и бодрствования, по приобретению здоровых привычек поведения и культуре общения со сверстниками и взрослыми. Развивающие занятия, организуемые воспитателями, направлены на формирование всесторонне развитой личности дошкольника, подготавливая её тем самым к новому жизненному периоду - обучению в школе.

Разнообразные по форме и содержанию занятия эколого-валеологи-ческой направленности носят прак-тико-ориентированный характер, когда дети имеют возможность своими руками самостоятельно преобра-

зовывать окружающую действительность - обучаются ухаживать за растениями, убирать приусадебную территорию, выполнять различные декоративно-прикладные поделки к различной тематике игр, занятий при знакомстве с окружающей природой [2]. Чтение и слушание рассказов, сказок наполняет воображение детей, зарождает у них чувственный мир переживаний, опыт взаимодействия с природой и формирует доброе отношение к природе и животному миру. Старшие дошкольники со значительным уровнем понимания отражают бытийность происходящего в своих сюжетно-ролевых играх, где героями сюжетных линий рассказов и сказок становятся они сами. Этот непосредственный опыт необходим им для формирования собственного чувственного отношения к природе - окружающим людям, животным и растениям, пр.

Сказка как средство воспитания и обучения играет важное место в жизни дошкольника. Поэтому педагогу следует определиться с направленностью той или иной сказки для детей разных возрастных групп. Для

старших дошкольников в сказке может быть актуализирована не только творческая составляющая в понимании и толковании поведения героев сюжетной линии, но и обсуждаться морально-этическая, нравственная сторона поступков, что и характеризует воспитательный потенциал данного дидактического метода. Нередко сказка выступает как психотерапевтическое средство, корригирующее установки и поведение детей [3], что обусловливается необходимостью взрослых помочь ребенку легче адаптироваться к условиям жизни в семье, дошкольной организации и т. д.

Методическое сопровождение при проектировании учебных занятий с использованием сказки требует от педагога определиться с целями и задачами такого занятия, жанрами и стилем разработки сюжетно-роле-вых ситуаций, возможностями участия самих детей в ролевых сценах, техниками реализации проекта.

Приводим авторский вариант сказки при реализации целей и задач экологического воспитания старших дошкольников.

Лесная сказка — быль маленькогоДжованни

В выходной день Джованни проснулся рано. Выглянув в окно, он понял, что этот теплый весенний день обязательно нужно провести на свежем воздухе: небо было ясным и первые лучи солнца манили на прогулку. Джованни достал свой походный рюкзачок, положил в него небольшой перекус: баночку паштета, пару кусочков хлеба и горсть конфет в разноцветных обертках. Налил в пластиковую бутылочку воды и направился в ближайшую лесную рощу.

Прогуливаясь по лесу, Джованни любовался красотой природы, слушал пение птиц и даже встретил заботливую белочку, которая спешила к своим бельчатам и несла им лесной орешек.

Время на природе летит быстро. «Что-то я проголодался», - подумал мальчик и решил найти красивое уютное место для пикничка. Он прошел по лесной тропинке

немного вперед и вышел на небольшую полянку, которая была усеяна множеством ярких полевых цветов. Солнышко выглянуло из-за облаков и освещало эту красоту. Рядом на дереве щебетали птицы.

Мальчик удобно расположился на поляне, достал из рюкзачка свои припасы и поел. Он было подумал, что нужно убрать за собой мусор, но отложил это дело на потом...

После вкусного перекуса и длительной прогулки его разморило, и он задремал под теплыми лучами солнышка. Его разбудила бабочка. Она села ему на нос и Джо-ванни чихнул. Он проснулся, посмотрел по сторонам и понял, что уже вечер!

- Мне же пора! - спохватился он и побежал домой!

А мусор так и остался лежать на поляне.

Долго Джованни вспоминал свою прогулку по лесу, поляну из множества соцветий, приветливые и теплые лучи солнца. Он с нетерпением ждал выходных дней и подходящего случая, чтобы вновь вернуться в лесную рощу, понежиться на солнце под пение птиц и стрекотание кузнечиков.

Прошло время и вот в один из знойных летних деньков ему удалось вновь очутиться в любимой рощице в объятиях природы! Первым делом он направился искать ту чудесную цветочную поляну, на которой он так приятно отдыхал. Джо долго бродил по лесным тропинкам как вдруг почувствовал, как что-то острое вонзилось в его ногу.

- Ай! - воскликнул Джованни от неожиданности. Он сел рассматривать чем же он укололся, но увидел под кустом знакомые фантики от конфет, которые он забыл убрать в прошлый раз и не только! Рядом с фантиками теперь лежали ещё кучки другого мусора, а под ногами валялась консервная банка, о которую и поранился Джо.

Кровь начала сочиться из раны, а на глазах выступили слезы.

- Это же мои фантики! А откуда появился остальной мусор? - озадачился мальчик.

- Дело в том, что другим гостям моего леса тоже нравится эта полянка и во время отдыха на природе, они, как и ты оставили свой мусор здесь, - послышался тихий и осуждающий голос.

- Кто это? Кто со мной говорит? Или мне всё почудилось? - удивился мальчик и обернулся в сторону, откуда слышался голос.

- Тебе не почудилось. Я гриб Лесовичок-Боровичок, хозяин этой лесной рощи. А твою ранку нужно обработать, чтобы не допустить заражения. У меня есть замечательный отвар из целебных трав. Я собрал их в этом лесу и этот отвар тебя вылечит.

Боровичок заботливо обработал ранку мальчика, приложил небольшой листок подорожника и сказал:

- Ну вот, теперь твоему здоровью ничего не грозит, и ты можешь идти дальше. Но запомни волшебные слова: «Природа целитель, учитель и вдохновитель!» - сказал Боровичок.

Но Джованни не хотелось уходить просто так. Ему стало стыдно, что он был невнимательным и причинил вред природе. Он хотел пообщаться с добрым хозяином леса. Они присели на полянке и Боровичок рассказал свою грустную историю:

- Мы всегда рады гостям, но от их разрушительного поведения и мусора, который они оставляют, страдают растения и лесные жители. Мы сами не всегда можем с этим справиться и нас это очень огорчает.

Джованни заметил, что действительно лес загрустил и поник: солнце спряталось, птички стали петь грустные песенки, зверушки и вовсе опасались выходить из своих норок, а цветы опустили свой взор к земле и по их нежным лепесткам стекали капельки-слезинки.

- «Им тоже больно, как и мне, когда я поранился!» - подумал мальчик.

- Лесу срочно нужна моя помощь! Я так хочу снова увидеть красоту моей любимой рощицы! - воскликнул Джованни.

- Красота спряталась под грудами мусора. Но с твоей помощью мы быстро и с радостью наведем порядок! - подбодрил мальчика Боровичок, и они вместе принялись за уборку лесной территории.

Мимо них проходила ещё компания детей и взрослых, которые увидели, как кипит работа по очистке леса от мусора, и они тоже не остались равнодушны. Всем

хотелось помочь природе, ведь она привносит в нашу жизнь столько красок и благодати.

- Мусорить - это дело заразительное, - приговаривал Боровичок, - сегодня здесь кинули фантик, а завтра тут уже целая свалка. Но посмотри, как своим трудом мы привлекли других людей совершать добрые дела и уже почти отчистили полянку.

Джованни обрадовался. Он понял, что мусор, он как магнит притягивает к себе другой мусор. Маленькие кучки разрастаются до огромных размеров. А это серьезный источник загрязнения нашей планеты, в глубине мусорной кучи начинают жить огромные колонии вредоносных бактерий. Они наносят ущерб и природе и людям.

Когда ребята закончили уборку, лес тут же преобразился, листва на деревьях благодарно зашелестела. Легкий ветерок закружился, лаская верхушки деревьев. Солнечные лучики тут же выглянули и стали обнимать ребят своим теплом. Цветочки распустили свои лепестки, они радостно покачивались и благоухали ароматами. Боровичок подмигнул Джованни и сказал: «Это тебе Земля улыбается цветами».

- После такого полезного дела и помощи, я приглашаю вас на прогулку по своим волшебным тропинкам! - сказал Боровичок.

Ребята побывали в чудесной липовой роще, собрали в огородике урожай овощей. Боровичок угостил ребят пряным пирогом с ягодами и душистым ароматным лесным чаем.

Вечером Джованни вернулся домой уставшим, но очень довольным, нога совсем не болела. Засыпая, он бормотал волшебные слова Лесовичка-Боровичка: «Природа целитель, учитель и вдохновитель...».

Приведенный пример сказки, сопровождаемый иллюстрациями, позволяет детям прочувствовать и занять своё место в воображаемой и повсеместной действительности, согласиться или высказать своё мнение к происходящим событиям. Обсуждая сюжетную линию сказки, дети задумываются и ищут ответы на вопросы, которые ставит перед ними

жизнь, когда сценарии этой жизни могут разворачиваться по-разному.

Таким образом, преследуя цели экологического воспитания, в реальности взрослые же находятся у истоков формирующейся личности подрастающего человека - его внутреннего, нравственного начала, представляющего собой будущее отношение человека к миру, природе, обществу.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Тельнюк И. В., Багаева Н. А. Современные направления и форматы экологического образования старших дошкольников // Коррекционно-педаго-гическое образование. 2023. № 2 (34). С. 44-53.

2. Соколова Т. М., Милькова И. Н, Грудинская Т. Ю. Проектирование образовательного пространства общеобразовательной школы как условие формирования познавательной активности

учащихся // Коррекционно-педагогиче-ское образование. 2016. № 2 (6). С. 51-58.

3. Тельнюк И. В., Сорокина О. Ю., Максимова Е. П., Кондратьева Г. М. Воспитательно-коррекционный и терапевтический ресурс сказки в работе со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи // Коррекционно-педа-гогическое образование. 2023. № 1 (33). С. 50-58.

REFERENCES

1. Telnyuk I. V., Bagaeva N. A. Modern trends and formats of environmental education of senior preschoolers // Pedagogic Correction Education Journal. 2023. No. 2 (34). P. 44-53. (InRuss.).

2. Sokolova T. M., Milkova I. N, Grudinskaya T. Y. Designing the educational space of a secondary school as a condition for the formation of cognitive activity of students // Pedagogic Correction

Education Journal. 2016. No. 2(6). P. 51-58. (In Russ.).

3. Telnyuk I. V., Sorokina O. Yu., Maksimova E. I., Kondratieva G. M. Educational, correctional and therapeutic resource of fairy tales in working with older preschoolers with general speech underdevelopment // Pedagogic Correction Education Journal. 2023. No. 1 (33). P. 50-58. (InRuss.).

Поступила вредакцию: 01.02.2024 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.