ИЗ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
УДК 373.21
М. В. Худик
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗКИ В МЕТОДИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ1
Эколого-валеологическое воспитание детей является важным звеном в общей системе образования дошкольников. Принятие и забота о чистоте, культуре отношения к живой природе, как к самому себе, закладывается с раннего детства. Семья и детские образовательные учреждения уделяют особое внимание формированию у детей ценностей здорового образа жизни, заботе о растениях и животных, окружающих их в домашних условиях и в «живых уголках», специально созданных в условиях дошкольной организации.
Проектируемые образовательные программы широко освещают различные педагогические технологии воспитания и обучения дошкольни-
1 Научные руководители: Н. А. Ша-кина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психолого-педагогического образования; В. К. Ковалевская, доцент кафедры социально-гуманитарного образования и дизайна (Анапский филиал ФГБОУ ВО «Московского педагогического государственного университета»).
ков, раскрывают их возможный творческий потенциал в совместно организуемых со взрослыми мероприятиями по экологической сохранности родного края, показывают повседневность участия детей в общении с живой природой по сохранению её чистоты [1]. Дети в совместной деятельности с родными и близкими, а также на занятиях в детском саду, приобретают знания, навыки и умения по уходу за собой, по соблюдению режима сна и бодрствования, по приобретению здоровых привычек поведения и культуре общения со сверстниками и взрослыми. Развивающие занятия, организуемые воспитателями, направлены на формирование всесторонне развитой личности дошкольника, подготавливая её тем самым к новому жизненному периоду - обучению в школе.
Разнообразные по форме и содержанию занятия эколого-валеологи-ческой направленности носят прак-тико-ориентированный характер, когда дети имеют возможность своими руками самостоятельно преобра-
зовывать окружающую действительность - обучаются ухаживать за растениями, убирать приусадебную территорию, выполнять различные декоративно-прикладные поделки к различной тематике игр, занятий при знакомстве с окружающей природой [2]. Чтение и слушание рассказов, сказок наполняет воображение детей, зарождает у них чувственный мир переживаний, опыт взаимодействия с природой и формирует доброе отношение к природе и животному миру. Старшие дошкольники со значительным уровнем понимания отражают бытийность происходящего в своих сюжетно-ролевых играх, где героями сюжетных линий рассказов и сказок становятся они сами. Этот непосредственный опыт необходим им для формирования собственного чувственного отношения к природе - окружающим людям, животным и растениям, пр.
Сказка как средство воспитания и обучения играет важное место в жизни дошкольника. Поэтому педагогу следует определиться с направленностью той или иной сказки для детей разных возрастных групп. Для
старших дошкольников в сказке может быть актуализирована не только творческая составляющая в понимании и толковании поведения героев сюжетной линии, но и обсуждаться морально-этическая, нравственная сторона поступков, что и характеризует воспитательный потенциал данного дидактического метода. Нередко сказка выступает как психотерапевтическое средство, корригирующее установки и поведение детей [3], что обусловливается необходимостью взрослых помочь ребенку легче адаптироваться к условиям жизни в семье, дошкольной организации и т. д.
Методическое сопровождение при проектировании учебных занятий с использованием сказки требует от педагога определиться с целями и задачами такого занятия, жанрами и стилем разработки сюжетно-роле-вых ситуаций, возможностями участия самих детей в ролевых сценах, техниками реализации проекта.
Приводим авторский вариант сказки при реализации целей и задач экологического воспитания старших дошкольников.
Лесная сказка — быль маленькогоДжованни
В выходной день Джованни проснулся рано. Выглянув в окно, он понял, что этот теплый весенний день обязательно нужно провести на свежем воздухе: небо было ясным и первые лучи солнца манили на прогулку. Джованни достал свой походный рюкзачок, положил в него небольшой перекус: баночку паштета, пару кусочков хлеба и горсть конфет в разноцветных обертках. Налил в пластиковую бутылочку воды и направился в ближайшую лесную рощу.
Прогуливаясь по лесу, Джованни любовался красотой природы, слушал пение птиц и даже встретил заботливую белочку, которая спешила к своим бельчатам и несла им лесной орешек.
Время на природе летит быстро. «Что-то я проголодался», - подумал мальчик и решил найти красивое уютное место для пикничка. Он прошел по лесной тропинке
немного вперед и вышел на небольшую полянку, которая была усеяна множеством ярких полевых цветов. Солнышко выглянуло из-за облаков и освещало эту красоту. Рядом на дереве щебетали птицы.
Мальчик удобно расположился на поляне, достал из рюкзачка свои припасы и поел. Он было подумал, что нужно убрать за собой мусор, но отложил это дело на потом...
После вкусного перекуса и длительной прогулки его разморило, и он задремал под теплыми лучами солнышка. Его разбудила бабочка. Она села ему на нос и Джо-ванни чихнул. Он проснулся, посмотрел по сторонам и понял, что уже вечер!
- Мне же пора! - спохватился он и побежал домой!
А мусор так и остался лежать на поляне.
Долго Джованни вспоминал свою прогулку по лесу, поляну из множества соцветий, приветливые и теплые лучи солнца. Он с нетерпением ждал выходных дней и подходящего случая, чтобы вновь вернуться в лесную рощу, понежиться на солнце под пение птиц и стрекотание кузнечиков.
Прошло время и вот в один из знойных летних деньков ему удалось вновь очутиться в любимой рощице в объятиях природы! Первым делом он направился искать ту чудесную цветочную поляну, на которой он так приятно отдыхал. Джо долго бродил по лесным тропинкам как вдруг почувствовал, как что-то острое вонзилось в его ногу.
- Ай! - воскликнул Джованни от неожиданности. Он сел рассматривать чем же он укололся, но увидел под кустом знакомые фантики от конфет, которые он забыл убрать в прошлый раз и не только! Рядом с фантиками теперь лежали ещё кучки другого мусора, а под ногами валялась консервная банка, о которую и поранился Джо.
Кровь начала сочиться из раны, а на глазах выступили слезы.
- Это же мои фантики! А откуда появился остальной мусор? - озадачился мальчик.
- Дело в том, что другим гостям моего леса тоже нравится эта полянка и во время отдыха на природе, они, как и ты оставили свой мусор здесь, - послышался тихий и осуждающий голос.
- Кто это? Кто со мной говорит? Или мне всё почудилось? - удивился мальчик и обернулся в сторону, откуда слышался голос.
- Тебе не почудилось. Я гриб Лесовичок-Боровичок, хозяин этой лесной рощи. А твою ранку нужно обработать, чтобы не допустить заражения. У меня есть замечательный отвар из целебных трав. Я собрал их в этом лесу и этот отвар тебя вылечит.
Боровичок заботливо обработал ранку мальчика, приложил небольшой листок подорожника и сказал:
- Ну вот, теперь твоему здоровью ничего не грозит, и ты можешь идти дальше. Но запомни волшебные слова: «Природа целитель, учитель и вдохновитель!» - сказал Боровичок.
Но Джованни не хотелось уходить просто так. Ему стало стыдно, что он был невнимательным и причинил вред природе. Он хотел пообщаться с добрым хозяином леса. Они присели на полянке и Боровичок рассказал свою грустную историю:
- Мы всегда рады гостям, но от их разрушительного поведения и мусора, который они оставляют, страдают растения и лесные жители. Мы сами не всегда можем с этим справиться и нас это очень огорчает.
Джованни заметил, что действительно лес загрустил и поник: солнце спряталось, птички стали петь грустные песенки, зверушки и вовсе опасались выходить из своих норок, а цветы опустили свой взор к земле и по их нежным лепесткам стекали капельки-слезинки.
- «Им тоже больно, как и мне, когда я поранился!» - подумал мальчик.
- Лесу срочно нужна моя помощь! Я так хочу снова увидеть красоту моей любимой рощицы! - воскликнул Джованни.
- Красота спряталась под грудами мусора. Но с твоей помощью мы быстро и с радостью наведем порядок! - подбодрил мальчика Боровичок, и они вместе принялись за уборку лесной территории.
Мимо них проходила ещё компания детей и взрослых, которые увидели, как кипит работа по очистке леса от мусора, и они тоже не остались равнодушны. Всем
хотелось помочь природе, ведь она привносит в нашу жизнь столько красок и благодати.
- Мусорить - это дело заразительное, - приговаривал Боровичок, - сегодня здесь кинули фантик, а завтра тут уже целая свалка. Но посмотри, как своим трудом мы привлекли других людей совершать добрые дела и уже почти отчистили полянку.
Джованни обрадовался. Он понял, что мусор, он как магнит притягивает к себе другой мусор. Маленькие кучки разрастаются до огромных размеров. А это серьезный источник загрязнения нашей планеты, в глубине мусорной кучи начинают жить огромные колонии вредоносных бактерий. Они наносят ущерб и природе и людям.
Когда ребята закончили уборку, лес тут же преобразился, листва на деревьях благодарно зашелестела. Легкий ветерок закружился, лаская верхушки деревьев. Солнечные лучики тут же выглянули и стали обнимать ребят своим теплом. Цветочки распустили свои лепестки, они радостно покачивались и благоухали ароматами. Боровичок подмигнул Джованни и сказал: «Это тебе Земля улыбается цветами».
- После такого полезного дела и помощи, я приглашаю вас на прогулку по своим волшебным тропинкам! - сказал Боровичок.
Ребята побывали в чудесной липовой роще, собрали в огородике урожай овощей. Боровичок угостил ребят пряным пирогом с ягодами и душистым ароматным лесным чаем.
Вечером Джованни вернулся домой уставшим, но очень довольным, нога совсем не болела. Засыпая, он бормотал волшебные слова Лесовичка-Боровичка: «Природа целитель, учитель и вдохновитель...».
Приведенный пример сказки, сопровождаемый иллюстрациями, позволяет детям прочувствовать и занять своё место в воображаемой и повсеместной действительности, согласиться или высказать своё мнение к происходящим событиям. Обсуждая сюжетную линию сказки, дети задумываются и ищут ответы на вопросы, которые ставит перед ними
жизнь, когда сценарии этой жизни могут разворачиваться по-разному.
Таким образом, преследуя цели экологического воспитания, в реальности взрослые же находятся у истоков формирующейся личности подрастающего человека - его внутреннего, нравственного начала, представляющего собой будущее отношение человека к миру, природе, обществу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Тельнюк И. В., Багаева Н. А. Современные направления и форматы экологического образования старших дошкольников // Коррекционно-педаго-гическое образование. 2023. № 2 (34). С. 44-53.
2. Соколова Т. М., Милькова И. Н, Грудинская Т. Ю. Проектирование образовательного пространства общеобразовательной школы как условие формирования познавательной активности
учащихся // Коррекционно-педагогиче-ское образование. 2016. № 2 (6). С. 51-58.
3. Тельнюк И. В., Сорокина О. Ю., Максимова Е. П., Кондратьева Г. М. Воспитательно-коррекционный и терапевтический ресурс сказки в работе со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи // Коррекционно-педа-гогическое образование. 2023. № 1 (33). С. 50-58.
REFERENCES
1. Telnyuk I. V., Bagaeva N. A. Modern trends and formats of environmental education of senior preschoolers // Pedagogic Correction Education Journal. 2023. No. 2 (34). P. 44-53. (InRuss.).
2. Sokolova T. M., Milkova I. N, Grudinskaya T. Y. Designing the educational space of a secondary school as a condition for the formation of cognitive activity of students // Pedagogic Correction
Education Journal. 2016. No. 2(6). P. 51-58. (In Russ.).
3. Telnyuk I. V., Sorokina O. Yu., Maksimova E. I., Kondratieva G. M. Educational, correctional and therapeutic resource of fairy tales in working with older preschoolers with general speech underdevelopment // Pedagogic Correction Education Journal. 2023. No. 1 (33). P. 50-58. (InRuss.).
Поступила вредакцию: 01.02.2024 г.