Научная статья на тему 'Современные технологии сказки для психолого-педагогической работы с детьми и подростками'

Современные технологии сказки для психолого-педагогической работы с детьми и подростками Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1828
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКАЗКОТЕРАПИЯ / МЕТАФОРИЧЕСКИЕ ВЫРАЖЕНИЯ / АЛГОРИТМ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ СКАЗОК / ЭТАПЫ РАБОТЫ СО СКАЗКОЙ / ТРЕБОВАНИЯ К ГЕРОЯМ / АВТОРСКАЯ СКАЗКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Зеленко Ольга Владимировна

В данной статье автор предлагает современные технологии сказки для обучения, коррекции и релаксации детей и подростков. В статье раскрываются основные понятия сказкотерапии, её цель, задачи и назначение. Автор приводит алгоритм для самостоятельного составления сказок, требования к ним. В статье публикуются авторские сказки для детей разного возраста и подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные технологии сказки для психолого-педагогической работы с детьми и подростками»

Эксперимент и инновации в школе № 5/2015

ФГОС в дошкольном ОБРАЗОВАНИИ

О.В. Зеленко

Современные технологии сказки для психолого-педагогической работы с детьми

и подростками

Аннотация

В данной статье автор предлагает современные технологии сказки для обучения, коррекции и релаксации детей и подростков. В статье раскрываются основные понятия сказкотерапии, её цель, задачи и назначение. Автор приводит алгоритм для самостоятельного составления сказок, требования к ним. В статье публикуются авторские сказки для детей разного возраста и подростков.

Ключевые слова

Сказкотерапия, метафорические выражения, алгоритм для составления сказок, этапы работы со сказкой, требования к героям, авторская сказка._

#

Согласно ФГОС в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса, а также обучение и воспитание через игровую деятельность, так как формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия обеспечивает успешную её адаптацию в современном социокультурном пространстве.

Классическая сказка сформировалась далеко за пределами первобытнообщинного общества. Уже в Древнем Египте существовали сказка о животных, волшебная сказка и бытовая сказка.

Метод сказкотерапии самый древний в человеческой цивилизации, насчитывающий не одно тысячелетие, но при этом и один из самых молодых методов в современной научной практике — ему пока нет и двадцати лет. И надо сказать, что процесс по её развитию и формированию идёт до сих пор.

Основоположником психоанализа был австриец Зигмунд Фрейд.

Психодрама принадлежит австрийско-американскому психологу Якобу Леви Морено. Клиент-цен-трированная терапия была создана американцем Карлом Роджерсом. Продолжать можно практически бесконечно, но где же среди многообразия форм и видов теорий — наша, отечественная, направленная на менталитет русского человека? В 90-х годах XX столетия психологи из Северной столицы России задумались о том, как и в какую

форму нужно упаковывать психологические знания, предъявляемые отечественному клиенту. Хлынувшие в нашу страну зарубежные терапии не давали полного удовлетворения питерским психологам. Им хотелось чего-то именно русского, особенного. Татьяне Зинкевич-Евстигнеевой пришла идея — использовать в этих целях сказку. И, постепенно, шаг за шагом, методом проб и ошибок, благодаря работе многих людей стала оформляться концепция метода сказкотерапии [1,6].

И такой ход был выбран не случайно, ведь метод сказкотерапии исторически наиболее древний формат передачи знаний о жизни. Вначале сказка была источником информации, она позволяла хранить историю народа в памяти людей, её передавали из уст в уста, от старшего поколения к младшему. Она была призвана вдохновлять, передавать знания, помогать усвоению правил и норм окружающего мира, служила способом общения.

Немало людей причисляет метод сказкотерапии к несерьёзному, «детскому» методу. Изначально это мнение возникает благодаря термину «сказка», но вместе с тем, огромное количество разработок этого направления адресовано именно взрослым.

Так как же работает сказка в детском возрасте? Всё очень просто. До 10-12 лет наиболее важная информация для развития и социализации ребёнка должна быть передана через яркие образы.

Лучше всего эту роль выполняют сказочные и мифологические истории, благодаря которым формируется своеобразный «банк» жизненных ситуаций, некий образ Мира. Причём, если ребёнку просто читать истории, то этот образ окажется в пассивном состоянии, а обсуждение прочитанного заставит информацию использоваться активно. Такое сказочное восприятие Мира даёт ощущение гармонии и радости не только детям, но и взрослым.

В качестве предмета метода сказкотерапии с подростками и взрослыми можно определить воспитание Внутреннего Ребёнка, развития души, повышение уровня осознанности событий, приоб-ретениезнанийозаконахжизнииспособахсоциаль-ного проявления созидательной творческой силы. И направлена она на осознание своих потенциалов, возможностей и ценности собственной жизни, понимание причинно-следственных связей событий и поступков, которые совершаются человеком, на внутреннее ощущение своей силы и гармонии.

Для подростков и взрослых эмоциональный аспект метода сказкотерапии открывает дверь к их личностному ресурсу, позволяет «вспомнить» сказочное мироощущение. Это помогает иначе взглянуть на собственные поступки, различные ситуации, переосмыслить свою жизнь. Сказка помогает диагностировать, воздействовать и развивать. При этом каждому возрасту присуща своя собственная сказка: притча или легенда, басня или баллада, песня или миф [1, 2, 3, 5].

Определение и значение сказкотерапии

Существует множество определений понятия «сказкотерапия». Вот лишь некоторые из них:

Сказкотерапия — лечение сказками, совместное с клиентом открытие тех

знаний, которые живут в душе и являются в данный момент

психотерапевтическими.

Сказкотерапия — это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.

Сказкотерапия — это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

Сказкотерапия — это еще и процесс объективизации проблемных ситуаций, процесс активизации ресурсов, потенциала личности, процесс экологического образования и воспитания ребенка.

Сказкотерапия — процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг, это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта; а главное, в ней появляется чувство защищенности и аромат Тайны [4, 5].

Значение сказкотерапии:

• Воздействуют на правое и левое полушарие головного мозга;

• Активизируют мышление, воображение, память и др. психические процессы;

• Задействуют глубинные структуры психики;

• Язык эмоциональных, творческих личностей, сопротивляющихся личностей (строптивых, с негативизмом);

• Передают информацию в сжатом виде;

• Передают субъективные впечатления, переживания в стереотипной форме;

• Обогащают модель мира; Метафорические выражения, требования к ним:

• Стереотипность (золотые руки; ежовые рукавицы; белая ворона, синий чулок).

• Соответствие ментальности, образованию.

• Этнические требования (национальные, областные особенности).

• Возрастное соответствие.

Алгоритм для составления сказок

А) Общие требования:

1) Краткость сказок и предложений;

2) Отсутствие лишних образов, героев;

3) Смысловая и целевая нагрузка на все фразы;

4) Включение всех сенсорных каналов (ауди-альный, визуальный кинестетический);

5) Отсутствие осуждения, назидания; меньше использовать частицу «не».

6) Включение проблемы в сказку:

• Описание похожих эмоций, ситуации;

• Использование ключевых слов;

• Соответствие отношений между героями в сказке и в реальности.

7) Индивидуальный подход к составлению сказки:

• Учёт темперамента (холерикам — кратко, динамично, с конфликтом;

Сангвиникам — кратко, динамично, с юмором; Меланхоликам — с описанием чувств, сентиментальности, романтизма;

Флегматикам — с подготовительным этапом, структурно).

• Учёт ведущего сенсорного канала. Б) Требования к героям:

1) Ограничение и обобщение героев.

2) Главный герой диссоциирован (предмет, животное, пол, возраст, национальность и др.).

3) Прямое соотношение диссоциации и остроты проблемы.

4) Стереотипные возрастные диссоциации:

• Дошкольники, младшие школьники — животные, сказочные персонажи.

• Подростки, взрослые — дети, люди из других городов, стран, планет, времени.

5) Введение героя-спасателя ассоциируется с психологом, который предлагает помощь, решение проблемы.

В) Действия, динамика событий.

1) Эмоциональная фокусировка на проблеме и её решении.

2) Естественный подход к решению проблемы:

• Практичность, можно использовать в реальной жизни.

• Постепенное изменение отношения к проблеме в сказке (сомнение, опротивление и др.)

Темы и задачи сказок.

1) Реальные — фантастические, сказочные.

2) Бытовые — научные.

3) Исторические — мифические.

4) Литературные — документальные

Задачи сказок:

1) Терапевтическая задача (внутренний вопрос, осмысление).

2) Коррекционная задача (исправление).

3) Дидактическая задача (обучение).

4) Медитационная, релаксационная задача.

Введение, предъявление сказки.

1) Естественное, личное предложение (мне понравилось, хочется и др.).

2) Неожиданное включение истории в эмоциональный момент, вместо

нотаций, выговора (снятие стереотипа).

3) Настольный театр, кукольный театр, сценка (наблюдение — участие).

4) Рисунок.

5) Игра.

Этапы работы со сказкой.

1) Определить цель, задачу.

2) Изучить индивидуальные особенности клиента (анализ личности,

состояний, отношений, ключевых слов).

3) Выбор темы, героя.

4) Выбор схемы.

5) Составление сказки с учётом всех требований.

6) Анализ с позиции решения задачи.

7) Анализ внутренней гармонии сказки (дополнение или исключение деталей, снижение или усиление эмоциональной ситуации, сохранение необходимого баланса) [2, 3].

Сказка для мальчика 5 лет, который очень расстраивался, когда у него что-нибудь не получалось.

Задача: Коррекционная.

Цель: Научить бороться преодолевать трудности, не бросать начатое дело, научиться трудолюбию и упорству.

В одном большом лесу на болоте, покрытом множеством красивых кувшинок и лилий, жила обычная лягушачья семья. В этой семье рос маленький лягушонок Кваки. Он был такой добрый, умный, зелененький, как и все его родственники. Его все любили и он любил свою семью и друзей. Еще он очень любил узнавать все новое, что его окружает, ведь это так необычно, увлекательно и интересно!

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Только если у него что-нибудь не получалось, то Кваки сразу начинал расстраиваться, плакать и бросать начатое дело. Мама часто говорила ему, что не надо так сильно расстраиваться, что надо упорно тренироваться, продолжать пробовать дальше и результат обязательно будет!

Еще Кваки очень расстраивался из-за того, что у него не получалось правильно произносить все звуки своего лягушачьего языка. И тогда мама отвела его к опытной взрослой лягушке, которая славилась тем, что помогала маленьким лягушатам правильно и красиво говорить. И Кваки начал заниматься. Было непросто, он научился многим интересным упражнениям для губ, щек и языка, но одно упражнение никак не удавалось ему. Нужно было высунуть язык как можно дальше, чтобы он стал длинным и острым, а затем резко убрать его внутрь. Опытная лягушка говорила, что этот навык поможет ему во взрослой жизни быстро и ловко на лету ловить мошек и комаров. На очередном занятии у Кваки оно опять не получилось, он расстроился, расплакался и удалился.

Он упрыгал совсем недалеко и, вдруг, перед его взором раскинулось огромное желто-золотое поле. У него заслепило в глазах, он слегка прищурился и подошел поближе. Это было целое поле ярко-желтых подсолнухов. Они стояли такие красивые, величественные, слегка раскачиваясь на ветру. И Кваки даже показалось, что они качают своими головами. «Вот, хорошо быть подсолнухом, стоит такой высокий, сильный...» — подумал Кваки и подошел к самому высокому подсолнуху.

— «Ты такой сильный, гибкий» — сказал ему Кваки.

— «Ох, ох, я не сразу стал таким» — ответил Подсолнух. «Сначала я тоже был маленьким, слабым, у меня многое не получалось. Я учился бороться с сорняками, которые мешали мне расти. Я боролся с вредителями-жучками, которые норовили съесть меня, я учился противостоять ветру, чтобы он не переломил меня. Проходили дни, недели, дождик поливал меня и я становился выше, сильнее. Солнышко светило ярче и теплее, а моя голова наливалась сочными семечками».

— «И ты станешь ловким и умелым, должно пройти время тренировок и стараний и результат будет обязательно!»- закончил свою речь Подсолнух.

И Кваки попрыгал обратно к свому дому. И тут он заметил прямо над собой стаю мошек, он прыгнул, высунул язык и. промахнулся. Слезы так и полились из его глаз. Он хотел-было расстроиться, но вспомнил слова Подсолнуха. Он попробовал ещё разок и ещё, затем ещё и ещё, он всё старался и старался. И, вот, когда силы были почти на исходе, он высунул язык так сильно, как только мог, подпрыгнул, изловчился и.поймал-таки на лету аппетитную мошку. Это была самая вкусная мошка на свете, ведь он поймал её сам! Он был так рад и

счастлив, что во всю прыть поскакал домой поделиться радостной новостью.

С тех пор лягушонок Кваки старался еще упорнее и даже если слезинки по привычке убегали из его глаз, то он уже и не думал расстраиваться, а еще упорнее занимался.

Сказка для влюбленной девочки-подростка, которая чрезмерно навязчива молодому человеку, отвергшему ее, и не может сосредоточиться на учёбе.

Задача: Коррекционная.

Цель: Гармоничное развитие личности, исключение зацикленности на проблеме, стремление к самореализации и совершенствованию.

В мире музыкальных инструментов жила юная симпатичная шарманка.

Она была очень сильно влюблена в молодой контрабас. Она думала о нем постоянно, плохо ела и спала, не могла сосредоточиться и часто не слышала, когда к ней обращались подруги, ведь все ее мысли были поглощены контрабасом. Каждый день она приходила к его дому и играла одну и ту же французскую мелодию, пока это, наконец, не надоело контрабасу. Он высказал ей свое недовольство, попросив больше не приходить, но шарманка не унималась и стала еще настойчивее. Дошло до того, что контрабас очень сильно разозлился и совсем не мог выносить ее присутствие.

В один из таких дней шарманка бежала по улице, твердя себе под нос, что все равно контрабас будет ее, ведь она его так любит. К ее ногам неожиданно упала открытка, на которой было написано «Развивайся».

— « Какой бред, мне-то это зачем?»- подумала шарманка.

— «Ты будешь моим, все равно будешь!»,— сказала она вслух неожиданно громко.

— «Нет, так ты его не завоюешь»,— услышала шарманка откуда-то сзади и повернула голову. Это была молодая красавица-скрипка, которую она видела и слышала несколько раз вместе с контрабасом на концерте.

— «Я дружу с ним и знаю, что он интересуется разносторонними личностями, которые умеют играть и звучать по-разному, знают и умеют многое, а ты надоедаешь ему одной и той же мелодией»,— сказала скрипка.

— «Тебе надо развиваться, чтобы стать интересной и гармоничной. В мире много мелодий разных стран, много способов и методов извлечения звука, учись этому! Тогда ты сама изменишься в лучшую сторону и сможешь завоевать тот музыкальный инструмент, с которым создашь великолепное, неповторимое звучание»,— продолжила она.

Шарманка вспомнила, как ей нравится звучание этой скрипки. Ее музыка волновала сердце, переносила в прекрасные миры, заставляла то радоваться,

то смеяться. Ее величественное звучание переворачивало душу, делая ее чище и светлее.

— « Я тоже хочу так! И я научусь!» — торжественно сказала шарманка.

С тех пор и по сей день она много занимается и совершенствуется, а вокруг нее собрался большой круг друзей — музыкальных инструментов.

Сказка на ночь для старшего дошкольника

Задача: Образовательная.

Цель: Познакомить ребёнка с понятиями «утро, день, вечер, ночь».

настроить на расслабление перед сном.

На одной лесной полянке жила маленькая, хорошенькая, любознательная Божья Коровка. Ей все было интересно! И каждый день она узнавала много нового, познавательного и необычного.

— «Мамочка, каждый день со мной случаются необычные приключения и занимательные истории, а есть что-то постоянное в природе, что не меняется никогда и остается всегда таким же изо дня в день?» — спросила она у своей мамы.

— «Конечно, доченька, есть! И ты это обязательно сегодня увидишь сама.

Новый день не похож на предыдущий, но в каждом дне есть утро, день, вечер, ночь» — ответила ей мама.

Божья Коровка встала рано утром, чтобы посмотреть, как роса опускается на траву, листики и цветочки. Ей нравилось смотреть, как роса переливается на восходящем солнце всеми цветами радуги, словно какой-то добрый волшебник разбросал по поляне множество драгоценных камней. Налюбовавшись этим зрелищем и наскоро полакомившись вкуснейшим сладким нектаром, Божья Коровка поползла на лужок, где в лучах жаркого дневного солнца над цветами кружились разноцветные воздушные бабочки. Их танец очаровывал Божью Коровку постоянно, они кружились каждый день по-разному, но всегда прекрасно.

Еще Божья Коровка наблюдала за труженница-ми-пчёлками, которые трудились без устали, перелетая с цветка на цветок, чтобы собрать нектар и сделать запасы меда, который так любила Божья Коровка.

Вечером Божья Коровка завороженно наблюдала за тем, как солнце садится за горизонт и небо становится розовато-жёлтым. Ей немного взгрустнулось от того, что она прощается с солнышком, но она обрадовалась, вспомнив, что увидит его завтра снова.

Потом она долго-долго смотрела, как на темнеющем небе одна за другой зажигаются яркие звёздочки. Ей казалось, что это ее друзья-светлячки передают ей привет и машут своими мохнатыми лапками.

Довольная и счастливая она возвратилась домой. Перед сном, укрывшись теплым листиком, который служил ей одеялом, она рассказала маме

о своем дне. О том, что она делала утром, днем и вечером.

Мама сказала ей, что таких замечательных дней у неё будет очень много! Божья Коровка мечтательно закрыла глаза и уснула.

Заключение

Сказкотерапия как направление практической психологии привлекательна тем, что имеет немного ограничений по сравнению с другими подходами. Так, например, у нее нет возрастных границ: в каждом возрасте своя сказка, миф, притча, легенда, басня, баллада, песня и т.д. Не выявлено ограничений и по шкале «нормальное — отклоняющееся развитие»: сказкотерапия «работает» и с «нормально развивающимися», и с «альтернативно развивающимися» людьми (имеются в виду особенности применения сказкотерапии в области дефектологии. Сказкотерапия применяется для разрешения самых

разнообразных проблем: от трудностей в обучении до острых жизненных кризисов. Но... в каждом случае свои комбинации, акценты, «посылы».

Литература

1. Борисова Е.А. Формирование плавности речи у детей дошкольного возраста с заиканием. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. № 4. С. 59-64.

2. Гнездилов А.В. Авторская сказкотерапия. Спб. 2004

3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. Спб. 2002

4. Панфилова М.А. Игротерапия общения. М. 2008

5. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Как сохранить психологическое здоровье дошкольников. М. 2007

6. Чепайкина И.А. Дидактическая игра как средство развития самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 4. С.42-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.