Развитие художественно-речевого творчества дошкольников в процессе создания сказочных персонажей.
Левкович Е. Н. воспитатель дошкольной группы ГБОУ СОШ №259 Москва, Россия [email protected]
Аннотация: Целью статьи является - поддержка детской инициативы со стороны педагогов и родителей.
Ключевые слова: опыт воспитателя, развитие ребенка.
Сказка - наиболее любимый детьми литературный жанр. Она проста и в то же время загадочна. Сказка не учит ребенка напрямую, она предлагает образы, которыми малыш наслаждается и незаметно для себя получает важную для развития информацию. Как привить ребенку любовь к сказке?
Ведь главное, что нужно для его успешного развития, - это добровольная увлеченность занятием.
Чтение сказки в сочетании с театрализованным представлением будет способствовать совершенствованию памяти, зрительного восприятия, произвольного внимания и интеллекта ребенка.
Основная цель проекта - поддержка детской инициативы со стороны педагогов и родителей.
С родителями детей старшего дошкольного возраста. Было проведено собрание "Развитие творчества у детей".
Родительское собрание (сценарий) на тему: "Развитие творчества у детей"
Под звучание спокойной музыки родители проходят в помещение, где будет происходить собрание, рассаживаются. Собрание начинается с инсценировки. Актёрами могут быть родители, дети или педагоги. Инсценировка:
На импровизированной сцене стол, на котором подготовлено всё для занятия по рисованию (краски, кисти т.д.). Появляется Мальвина, она зовёт Артемона и Буратино заниматься. Артемон послушно садиться за стол, принимает позу послушного ученика. Буратино приходится долго упрашивать, он никак не может усидеть на месте, всё время отвлекается. Когда, наконец, все усаживаются, Мальвина произносит: -Сегодня, дети, мы будем с вами учиться рисовать цветок. Посмотрите, как это делается. На большом листе Мальвина рисует цветок, детально объясняя свои действия. Артемон внимательно слушает, выполняя всё точно так, как объяснила Мальвина. Буратино же чешет в затылке, рассматривает краски, обмакивает кисть в одну из баночек и ставит на лист бумаги кляксу. Затем внимательно рассматривает её, снова обмакивает кисть в краску и ставит ещё одну кляксу. Так методом клякс, он рисует цветок. Мальвина рассматривает оба рисунка, хвалит Артемона, ругает Буратино за выполненную работу.
Ведущий: Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки.! Эта маленькая инсценировка открывает наш вечер, тема которого- развитие творческих способностей у детей
дошкольного возраста. Давайте сейчас вместе вернёмся к Мальвине, Артемону и Буратино и порассуждаем, кто из них проявил творческие способности, в чем это проявилось и удастся ли при таком руководстве деятельностью детей сохранить и развить у детей их творческие начала. Родители высказывают свои мнения. (Настраивает родителей на дискуссию, обмен мнениями, задаёт вопросы.) Что такое детское творчество? Нужно ли творчество ребёнку? В чём оно может проявляться? Можно ли говорить что детям присуще творчество?
Короткая дискуссия. Да, уважаемые родители во многом вы правы. А вот что говорят о творчестве специалисты. Комментарий специалиста (педагога-психолога). Вопросы развития детского творчества давно интересуют исследователей. Творческой называют такую деятельность человека, при которой создаётся нечто новое. Не важно будет это новое материальным, доступным органам чувств другого или будет жить внутри самого человека - его мысли, чувства.
Любая ли деятельность человека является творческой? В основном выделяют два вида поступков. Первый называется воспроизводящим, он теснейшим способом связан с памятью и подражанием. В этом случае человек воспроизводит или повторяет уже известные ему приёмы и способы действий. Второй вид - творческий (смена воспроизводящих действий творческими).
В жизни ребёнка, как и в жизни взрослого, не всегда можно обойтись только воспроизводящими, исполнительскими действиями. Очень часто бывает необходимо проявить творчество. В жизни дошкольника очень большую роль играет воображение. Каждый малыш может подняться на самые большие высоты творческой деятельности. Психологи считают, что дети рождаются с творческими задатками, которые со временем затухают. Недаром мы говорим, что дети- большие выдумщики и фантазёры. Но вот проходят годы, и, решая задачки в школе, готовясь к занятиям в университете, выполняя изо дня в день профессиональные обязанности, бывший фантазёр утрачивает способность к нестандартному мышлению, идёт проторенной дорогой, не ища новых эффективных путей. Поэтому наша задача всемерно поддерживать и стимулировать развитие у детей творчества.
В жизни детей творческие способности могут выручить в самых разнообразных ситуациях. Воображение обогащает жизнь детей, делает её ярче, интересней. Детское творчество отличается от творчества взрослого. Ребёнок действует подсознательно, он не ставит перед собой целей. Кроме того, ребёнком движет стремление удовлетворить свои потребности в творчестве, рождает у него положительные эмоции. Ведущий. Каким же образом можно развить творчество у ребёнка-дошкольника? Я предлагаю вам дорогие родители ненадолго вернуться в чудесный мир детства, представить что мы опять дошколята и вокруг так много удивительного. Звучит детская песня. А больше всего на свете мы, конечно же, любим играть. Давайте поиграем!
ИГРА.
Родителям предлагается создать художественный образ (зимний день, цирк, и др..). Однако вместо красок и кисточек на столах находятся кусочки материи, крупы, нитки, цветная бумага, бросовый и природный материал. В процессе выполнения родителями задания звучит спокойная музыка, создающая эмоциональный настрой. Комментарий специалиста.
Известно, что дети необычайно эмоциональны и впечатлительны. Они тонко чувствуют и бурно реагируют на новое и необычное, стремясь выразить свои впечатления в рисунках, поделках. Их завораживает зрелище кукольного или настоящего театра, они легко преображаются в героев книг, спектаклей, фильмов. Именно в художественной деятельности проявляется вкус ребёнка, его эстетические переживания и развиваются творческие способности, инициативность и самостоятельность, расширяется кругозор, оттачиваются интеллектуальные способности. А чтобы изобразительная деятельность
ребёнка носила творческий характер, необходимо разнообразить материалы и техники выполнения изображения. Ведь зимнее дерево можно нарисовать гуашью, акварелью, карандашами, мелками, угольком, а можно с помощью кусочков материи или из разных видов круп!
Ведущий: Вот и мы сегодня немного пожили удивительной, богатой фантазиями жизнью детей, окунулись в атмосферу игры и творчества. Мы надеемся, что игра поможет вам поддержать и развить творческие способности детей.
Работа по данному проекту проходила в несколько этапов.
1 Подготовительный этап включал в себя:
а) общий обзор книг со сказками по темам, жанрам (сказки о животных, о природе и т.д.)
б) беседы и рассказы детей или воспитателей о людях участвующих в создании сказки -писателях.
в) беседы с детьми о том, какие бывают сказки (русские народные сказки и авторские).
г) внесение педагогом предложения детям создать сказочных героев своими руками. Эта деятельность может осуществляться со всеми детьми, подгруппой детей и индивидуально и проходит в виде беседы педагога и детей в любое удобное для этого время.
Основной задачей подготовительного этапа является формирование и поддержание у детей интереса к литературным произведениям, желание знакомиться с ними, самим участвовать в создании сказочных персонажей.
2 Организационный этап включал в себя:
а) Обсуждение с детьми, какие сказочные персонажи им нравятся и почему?
б) сочинение сюжета, выбор героев и персонажей (со всеми детьми и индивидуально), которые педагог записывает со слов детей в оригинале без своего вмешательства.
в) выбор материала для создания сказочного героя.
г) рассматривание произведений изобразительного искусства, книжной графики, работ детей по выбранной теме.
д) сюжетно-ролевые игры
е) слушание музыкальных произведений (сказок).
ж) чтение русских народных сказок и авторских сказок (А. С. Пушкина, Л.Н. Толстого и др. авторов
з) распределение сказочных персонажей, над которыми будут работать конкретные дети. Эта работа также может проводиться со всеми детьми и индивидуально в удобное время, формы работы выбираются с учетом темы: например, для создания одних сказочных персонажей достаточно прослушать музыкальный фрагмент и рассмотреть иллюстрации с их изображением, а для других персонажей требуется наблюдение объекта природы, игра и т.д.
Основной задачей организационного этапа является наработка педагогом совместно с детьми образно-эмоционального и литературного материала, необходимого для создания сказочного персонажа, формирования в детях уверенности, что их творческие замыслы могут быть интересны для взрослых, и воплощены с их помощью.
3 Основной этап включает в себя:
а) работу над сказочными героями к сказкам, к рассказам, стихам, загадкам, потешкам, сделанными детьми.
б) написание педагогом текста произведения, если дети сами не умеют писать.
в) оформление декораций для сказочных героев.
Основной задачей основного этапа является создание условий для продуктивной работы детей, поддержание педагогом детской инициативы и творчества.
4 Заключительный этап работы над сказочными персонажами включает в себя презентацию готового продукта детского творчества самими детьми:
а) рассказы детей о работе над сказочными героями,
б) показ сказочных героев детям других групп, родителям,
в) беседы с детьми о том, какие бывают сказки (русские народные сказки и авторские),
г) различные мероприятия, связанные с проектом:
Показ театрализованного представления "Серебряное копытце" детьми старшего дошкольного возраста.
Театрализованное представление сказки "Колобок" с использованием сказочных героев сделанных своими руками. Выставка детско-родительских работ.
Библиография
1. Николаева Е.И. 2010. Психология детского творчества (2-е издание). 91 стр.