товки работников образования Министерства образования и науки РФ (2011 г.); • участие в городском конкурсе «Лучшее муниципальное образовательное учреждение» в 2012 году - победители в номинации «Государственное - общественное управление: лучший опыт деятельности Совета образовательного учреждения», выиграли гранд в размере 100 000 рублей. Попечительский совет выступает как постоянный конструктивный помощник и советчик, иногда контролер и дружественный критик в определении и реализации намеченных целей. Попечительский совет как орган общественного управления МБДОУ № 553 является заказчиком образовательных услуг и направленности воспитательной работы дошкольного образовательного учреждения, активно участвует в решении вопросов связи с общественностью, участвует в выработке стратегии учреждения, в обсуждении используемых образовательных технологий.
Попечительский совет МБДОУ № 553 - это коллегиальных орган государственно-общественного управ-
ления, имеющий управленческие полномочия по решению стратегических вопросов функционирования и развития образовательного учреждения, определенных Уставом образовательного учреждения.
За два года работы Попечительского совета в нашем дошкольном образовательном учреждении, мы пришли к выводу, что создание Попечительского совета было правильным решением. В дальнейшем мы планируем двигаться в том же направлении.
Литература
1. Майер А. А. Управление инновационными процессами в ДОУ: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2008.
2. Данилина Т.А., Лагода Т. С. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом. М.,2005 г
3. Поташник М.М.. Управление развитием образовательного учреждения // Педагогика. 1995. № 2.
4. Сластенин В.А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.
5. Юсуфбекова Н. Р. Общие основы педагогической иннова-тики. М., 1991.
Трофимова Галина Александровна
педагог дополнительного образования МБДОУ д/с «Улыбка» г. Лянтор, Сургутский район
У ^
СКАЗКА РАЗВИВАЕТ, ВОСПИТЫВАЕТ, УЧИТ, ЛЕЧИТ
Л_с
Аннотация. Автор раскрывает роль и функции сказок в раскрытии творческого потенциала детей.
Ключевые слова: сказкотерапия, сказка, врачевание души, фантазия, творческие способности детей, проблемные ситуации.
Вот уже более пяти лет работаю по программе «Азбука общения». Замечательная программа, которую можно брать за основу и которая предполагает творческий к ней подход. На ее основе были сделаны разработки занятий по авторским сказкам Шорыгиной и Пахомовой как дополнение к основным занятиям, которые очень удачно легли на все разделы учебного плана. Например, первый раздел «Мир познания -единство с природой». Одно из занятий этого раздела - «Мой ласковый и нежный зверь». Очень хорошо подошла сказка из серии «Зеленых сказок» - «Кролик и зайчиха» о жизни домашних и диких животных. Или раздел «Этот странный взрослый мир». Одно из занятий - «Уважение к старшим». Сказка «Желтая птичка» из книги «Общительный сказки» помогла детям разобрать проблемную ситуацию, где девочка проявила неуважение к дедушке, и что ей помогло осознать свою ошибку.
А также использую книги «Уроки добра» и «Учимся сопереживать и сочувствовать», автор Семенака, где также главные помощники в рассмотрении проблемных ситуаций - сказочные персонажи.
Детям сказки близки и знакомы с самого раннего детства, поэтому они охотно занимаются решением проблем сказочных героев и одновременно на их примере обогащают свой жизненный опыт знаниями, навыками и умениями. Сказка развивает, воспитывает, учит и, как ни странно, лечит. Если вы заметили, то мы в последнее время очень часто слышим слово «сказкотерапия», что означает лечений сказкой. Сказки любят все, взрослые тоже. А ребенок не просто любит сказки - для него сказка - это мир, в котором он живет. Каждый сантиметр пространства вокруг себя он наделяет удивительными маленькими и большими существами. Самые обыденные предметы в его сознании живут собственной насыщенной и интересной жизнью.
Своя история есть у снежинки, тающей на воротнике шубы, божьей коровки, залетевшей в комнату. Нет детей, лишенных воображения, есть дети с фантазией закрепощенной, как бы спрятанной от посторонних глаз. Это от того, что некоторые родители и педагоги слишком серьезны и считают сказку чем-то глуповато-ребячливым, вроде коротких штанишек, из которых нашему чуду надо вырасти. Поэтому очень хочется убедить взрослых в обратном.
Конечно, азбука общения посредством сказки интересна детям, ведь внутренний мир сказок так схож с внутренним миром ребенка. Но не хочется ограничиваться только занятиями, которые длятся один раз в неделю 30 минут. Хочется, чтобы педагоги привлекали к сотрудничеству родителей и сами старались поощрять творческие способности детей. Нередко можно услышать «зачем ты врешь? Не ври!» Конечно, я не за то, что обман нужно приветствовать, но, уважаемые взрослые, не путайте вранье с фантазией. Направьте детскую фантазию в нужное русло, и возможно из маленького фантазера вырастет большая творческая личность. А если возьметесь сочинять вместе с ребенком, не сводите сказку к простому нравоучению «вот не мыл Иванушка-дурачок руки, живот у него и заболел». В сказке должно быть чудо.
Группа «Дюймовочка»
Диана.
Маленькая волшебница наводит порядок дома.
«Я хочу волшебную палочку»,- сказала я маме. Я пошла по дорожке и потом нашла палочку. Она была очень-очень такая волшебная. Я узнала, что она дома убираться помогает, игрушки собирать. А потом она помогла мне вытереть пыль и пол пылесосывать. С палочкой мы посуду убирали, мыли чашки. Мы с палочкой подумали-подумали и пирог придумали, чтобы мама не осталась голодной. Потом мы с палочкой пошли в магазин и купили шоколад. Мы делали это все с палочкой, чтобы мама не осталась грустной.
Кирилл.
Когда я был волшебником, я пошел по ступенькам и возле своего дома увидел шапку-невидимку. Потом я надел, посмотрел в зеркало и понял, что меня нет. И понял, что это шапка-невидимка. Потом я сказал своему другу: ««Пойдем за грибами». Я вышел на лужайку и увидел - медведь прыгал на моего друга Алексея. Я скорей надел шапку-невидимку и дал медведю по руке. Он испугался. И так в одних случая пишут: конец.
Яна.
Когда я была волшебницей, у меня был волшебный блестящий шарик. И крылья из шарика выходили. Крылья разносились по всем городам. Я хотела, чтобы крылья разносились только по России. Людям крылья для того, чтобы они летали, были свободными, чтобы разбойники не доставали их с высоты. Те, кто летал, блестели и были красивые как феи Винкс. Люди летали и трогали облака, солнце, и лежали на небе. Я сделала так, чтобы жизнь была хорошей.
Лина.
Когда я была волшебницей, я сказала: ««Фокус-крякус! Хочу быстро вырасти»! Я стала учителем в школе. Когда я пошла на работу, покрасилась косметикой, пришла
в школу, дети начали кричать. Я стала бабочкой. Потом дети увидели, что нет учителя, и тоже улетели за мной. И сказали: ««Простите нас». Я их простила и потом решила стать опять маленькой, потому, что учителем быть нелегко. Потом я пошла в школу, выросла и стала парикмахером, потому что парикмахер - это лучше. Парикмахер может делать прически. По всему городу люди ходят красивые.
Рустам.
Я не хочу быть волшебником, хочу так и остаться. Не хочу, чтобы у меня были длинные усы и подбородки. Не хочу волшебную шляпу, волшебную палочку. Не хочу, чтобы волшебные вещи были. Я боюсь быть волшебником. Хочу все оставить так. Хочу быть человеком. Боюсь всех сделать кем-нибудь. Я не буду колдовать, и так все хорошо.
Никита.
Когда я был волшебником, я жил в замке. Замок назывался Гоангозека. Я жил с принцессой Василисой. Мы каждый день гуляли по лесу, катались по городу на красивом лимузине. И вот однажды мы спускались по ступенькам и увидели раненную птичку. У нее было сломано крыло. Я взмахнул своей волшебной палочкой, и она сразу стала волшебной птицей. Она открыла окно и улетела. Но она прилетала к нам в гости. Мы мили чай, а она клевала зернышки. Потом она улетала и помогала людям достичь своего. Она исполняла все их желания. Но потом она отдала все свои волшебности людям и стала обыкновенной птичкой.
Антон.
Когда я был волшебником, я рисовал. Я нарисовал радугу. Потом пошел дождь, и она испортилась. Но я взмахнул волшебной кисточкой, и радуга стала еще красивей. Потом пришла мама. Она увидела её и сказала: ««Как красиво»! И потом мы пошли в спальню, и мама повесила мою картину на гвоздь. И когда я уснул, я попал в сказку. Там был большой белый медведь. Я стал убегать от него и увидел пингвина. Он был черно-белый и очень добрый. Он меня повез домой. Мы с ним очень подружились, и он стал приходить ко мне в гости. А потом мы еще помирились с медведем, и они стали приходить вместе. Мы все стали друзьями.
Арина.
Когда я была маленькой, я ездила с бабушкой в Египет. И там я нашла волшебную ракушку. Мы пошли купаться, и там я её нашла. Наверное, её потеряла русалочка. Я взяла её в руки и сразу попала в подводное царство. Там стоял стол, вокруг него сидели красивые русалочки. На них были красивые платья, бусы, которые были очень красивые. Они были сделаны из бриллиантов и ракушек. А потом пришел принц. Он был очень красивый. Он приплыл к русалке, и они полюбили. Потом они поженились, и русалочка была очень рада. Они жили долго и счастливо. А потом я уехала с бабушкой домой к маме.
Саша.
Когда я была волшебницей, я поехала на море. Там я нашла золотой камень. Он был очень красивый и волшебный. Потом я познакомилась с девочкой Настей. Когда мы купались в море, она стала тонуть. Я загадала желание и спасла Настю. Все радовались. Потом я загадала желание - у меня стало много мороженого. Я поделилась со всеми детьми. И всем было хорошо.
Сурина Л.
Когда я была волшебницей, я жила в волшебном доме. У меня была волшебная гитара. Когда я начинала играть, звучала очень красивая песня. Все птицы слетались к моему окну и наблюдали за нами. Но однажды моя гитара сломалась. Но у меня была ещё волшебная палочка. Когда я ей взмахнула, у птиц появилась новая кормушка, а в ней всегда было много корма. Люди перестали их обижать. Они стали дружить и садиться им прямо на руки. Я отремонтировала свою гитару, и птицы снова стали петь красивые песни.
Костя Фролов.
Когда я был волшебником, я очень долго шел по лесу и увидел ямку. В ней лежала красивая палочка. Я взял её в руки и пошел домой. Когда я пришел, я увидел кошку Мурку и котят. У Мурки была сломана лапка. Она лежала, мяукала, ей было больно. Врач забинтовал ей лапку, но она все равно плакала и лежала у меня на кровати. Потом я взял волшебную палочку и сказал: «Мурка-Мурка, не болей, лапка-лапка не болей, заживай скорей». И тут у нее лапка зажила. Она стала веселой и ласковой, перестала плакать. И после этого я стал помогать всем больным животным, потому что они сами не могут лечиться. А если их не лечить, они все умрут.
Гибадуллин Р.
Когда я был маленький, со мной произошла одна странная история - я попал к злым волшебникам. Это было в подземелье. Я увидел, что эти волшебники заколдовывают всех и отправляют их в портал, где с ними происходят плохие истории. Но их ловят и садят в клетки, чтобы они не могли завоевать мир. Их переделывают на хороших. И когда я стал волшебником, я превратил всех злых волшебников в добрых. Я также смеялся и радовался, потому что плохих было меньше, чем хороших. Мы победили всех. Мир стал добрый, красивый, и с неба посыпались красивые монеты. Люди стали собирать эти монеты, у них появилось много денег. И они стали жить богато и счастливо. В мире осталось только добро.
Кирилл Тюряков.
Когда я был маленьким, я был волшебником. У меня была машина. Она была волшебная. На ней я поехал на море. Она сломалась, я взял волшебные инструменты и починил ее. Потом она никогда больше не ломалась. Я поехал на гонки, там было много машин. На крутом повороте я поехал всех быстрее и победил всех.
Ризван.
Когда я был маленьким, я был волшебником. Со мной приключилась такая история. Я жил в волшебном замке, у меня было много друзей. Мы с ними играли в мяч, кубики, другие игрушки. Однажды мяч улетел очень далеко, и его взял злой волшебник. Его звали Клюк. Он хотел забрать все игрушки и превратить их в лед, потому что у него никогда не было друзей. А он хотел, чтобы у него тоже были друзья, потому что у него совсем никого не было. Он был злой. Когда мы нашли мяч, то вся злость растаяла как лед, и он превратился в доброго волшебника. Так и закончилась эта история.
Коллективная сказка «Жила-была Ёлочка».
Группа «Алёнушка»
1-я подгруппа.
Жила-была елочка в лесу. Дед Мороз ее своей волшебной палочкой заколдовал, чтобы она не замерзла. У маленькой елочки были елочка-мама и елочка-папа. Они жили
в лесу и заботились о белочках, о зайчиках, о ежиках. Они укрывали их от снега и мороза пушистыми ветками, угощали шишками. Как-то раз дед Мороз пригласил их к себе на праздник. Елочки стали красиво одеваться на праздник. Мама-елка одевала бусы, наряжала маленькую елочку в зеленое блестящее платье, папе-елке она навешала красивые шары, конфеты, игрушки для детей, сладости, духи. И они пошли в детский сад, который называется «Улыбка», в группу «Аленушка». Там их ждали дети. Дети нарядились в костюмы и украсили группу. Поставили маленькую елочку в середину, встали в круг, стали петь песенку «Маленькой елочке», шутили, играли, рассказывали сказки и смешинки. Потом они заметили, что она загрустила и сказала: «Я очень устала, мне жарко, в гостях хорошо, а дома лучше». Ребята позвали деда Мороза и попросили отправить обратно в лес семью елочек. Дед Мороз три раза хлопнул в ладоши, и елочки оказались в лесу. Елочке праздник очень понравился, и она захотела праздник устроить в лесу для зверей и птиц. Она всех пригласила и стала петь, танцевать и играть с животными. Праздник был долго, но елочка не устала, потому что в лесу было не жарко. А на следующий год елочка позвала детей к себе в лес.
2-я подгруппа.
Жила-была в лесу елочка. Один раз пришли люди в лес зимой. Елочка почувствовала, что ей страшно, потому что люди могут ее срубить и сделать из нее дрова. Елочка попросила сороку позвать всех на помощь. Пришли выручать елочку звери и встали в хоровод, стали хоровод водить, стихи рассказывать. Люди удивились, не стали ее рубить на праздник и купили елку в елочном магазине.
Группа «Семицветик».
Жила-была елочка во дворе. У нее были подружки, дедушка и бабушка, папа и мама. Елочка жила во дворе около детского сада. Один раз захотелось елочке попасть в детский сад на праздник, увидеть Деда Мороза, Снегурочку, радость и подарки. Ей хотелось, чтобы дети ее украсили игрушками и конфетами, для того, чтобы она руками-ветками раздавала конфеты детям. Но у елочки не было ног как у людей. Она не умеет ходить. А дышать может. Ребята елочку очень любили и не захотели, чтобы ее рубили. Ребята к ней пришли, чтобы елочка не грустила. Ребята решили порадовать ее на улице. Сделали игрушки, разукрасили и повесили на веточки. А когда пришел Дед Мороз и подарил им подарки, дети поделились с ней конфетами.
Литература
1. Дельгас Г.В. Сказка в гости к нам пришла // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.-2009.- № 4.
2. Михайлова Е.А. Классный час «Сказка за сказкой» // Эксперимент и инновации в школе.- 2009.- № 4.
3. Покровская Л.П. Моделируем сказку. //Эксперимент и инновации в школе.- 2011.- № 1.
4. Селюкова Е.С. Сказка - врачевание души // Эксперимент и инновации в школе.- 2008.- № 2.
5. Федотова С.П. Интегрированный урок внеклассного чтения: «Сказка о нужде, о счастии и о правде» //Муниципальное образование: инновации и эксперимент - 2009.-№ 6.