Научная статья на тему 'Развитие творческого мышления у учащихся с помощью технологии интеллект-карт'

Развитие творческого мышления у учащихся с помощью технологии интеллект-карт Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2085
531
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МНЕМОНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ / СИМВОЛЫ / ГРАФИКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Щербакова Татьяна Николаевна

В статье представлены приемы технологии применения интеллект-карт на уроках русского языка и литературы с целью развития творческого мышления учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие творческого мышления у учащихся с помощью технологии интеллект-карт»

МАСТЕР-КЛАСС

Щербакова Татьяна Николаевна

МБОУ «Национальный лицей-интернат имени Г. С. Лебедева» г. Чебоксары Чувашской Республики tatnikl60@mail.ru

J V.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ

Л______________________________________________г

Аннотация. В статье представлены приемы технологии применения интеллект-карт на уроках русского языка и литературы с целью развития творческого мышления учащихся.

Ключевые слова: творческие способности, интеллект-карты, деятельность, мнемонические приемы, символы, графика.

Интересно использовать технологию интеллект-карт, как инструмент мышления при написании сочинений, так как этот метод позволяет максимально активизировать творческие способности учащихся. Мнемонические приемы используют воображение и ассоциации с целью создать легко запоминаемый образ. Наравне с воображением и ассоциацией, интеллект-карта использует сочетание всех кортикальных способностей человека, результатом чего становится высокоэффективный многомерный мнемонический метод [1,6,12,13,14].

Метод интеллект-карт можно успешно применяем на уроках развития речи при написании творческих работ и во внеурочное время на занятиях кружка по литературному творчеству.

Цель: показать широкие возможности интеллект-карт и их влияние на результат обучения.

Использование интеллект-карт на уроках русского языка и литературы, способствует развитию творческого потенциала, который проявляется в научно-исследовательской деятельности учащихся, в участии во внеклассных мероприятиях и на уроках творческий подход делает обучение более ярким и интересным.

Данная технология способствует формированию критического мышления, что проявляется в работе с различными источниками информации при создании собственной продукции (презентации, цифровые коллекции наглядных пособий к урокам и многое другое) [1,2].

Можно утверждать, что интеллект-карты способствуют росту уровня обученности учащихся. Ярким показателем являются результаты ЕГЭ по русскому языку. Следует обратить особое внимание на обстановку в классе во время творческой работы. В классе должна быть нормальная температура, естественное освещение. Нужно следить за тем, чтобы классное

помещение, в котором вы работаете, хорошо проветривалось, а окружающие учеников предметы обстановки доставляли им эстетическое наслаждение. Работать можно под приятную музыку, это может быть классика, например, Иоганн Себастьян Бах, который написал поистине волшебные пьесы для своих детей. Можно использовать лечебную музыку Моцарта, повышающую работоспособность головного мозга, или работать в тишине - кому как нравится.

В качестве иллюстрации ко всему сказанному приведу сказку, написанную шестиклассницей с помощью интеллект-карты.

Невероятное путешествие Тимки и Маркиза в космосе (Сказки мудрого космоса)

Автор: Серова Людмила, ученица 6А класса

1. Рисуем интеллект-карту. Для этого берём белый лист бумаги формата А4, расположив его в альбомной ориентации, так как карта будет расти влево и вправо.

Центральный образ, символизирующий центральную идею, располагаем в центре листа, но иногда он рисуется слева в центре и ветки отходят вправо. Центральный образ должен быть яркий, запоминающийся. При работе над сказкой он должен сразу привлекать на себя внимание, надолго оставаясь в памяти, воздействовать эмоционально и дать волю ассоциациям, что позволит добиться лучших результатов.

Для центрального образа используем не менее трёх цветов, придавая изображению объём, так как всё, что выглядит выпуклым, лучше воспринимается и запоминается. Можно использовать выпуклые

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2014

45

МАСТЕР-КЛАСС

Рис.1. Серовой Людмилы.

Главные герои сказки - мышонок Тимка и кот Маркиз. Это центральный образ к сказке. Вопреки природе они должны стать друзьями в этой сказке.

буквы. Правильно нарисованная интеллект-карта должна быть в 3D -формате.

2. Главные темы, расположенные вокруг центрального изображения - это наши микротемы в сказке. Они должны примыкать к центральному изображению, что выделяет их важность. Такой подход оптимально распределяет внимание по интеллект-карте. Слова надо писать печатными буквами или их можно заменить рисунками. Печатные буквы, в отличие от рукописных, легче читать и находить при повторном обращении к карте.

Линии должны быть такой же длины, как и слова. Лишнее пространство между словами разъединяет мысли, мешая скорейшей ассоциации.

Главные линии должны быть плавными и более жирными. Они напоминают ствол дерева. что улучшает запоминание. Эти линии должны быть соеди-

нены непосредственно с центральным рисунком. Мозг должен сразу схватить связи и ассоциации, а не видеть разобщенную картину.

На рисунке показано, как от центрального образа отходят ветки первого уровня, на которых пишутся слова, ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею.

Рис.2. Серовой Людмилы

Наши герои встретились, подружились и отправляются в космическое путешествие. Главные микротемы нашей сказки можно обозначить ключевыми словами: дом, город, ракета, взлёт, приземление.

3. К веткам первого уровня добавляем ветки второго уровня. С каждой из основных ассоциаций может быть связано несколько ассоциаций второго уровня (подтемами). Соединительные линии становятся тоньше. Слова по-прежнему пишутся печатными буквами, но уже помельче.

Используем по возможности максимальное количество цветов для рисования карты, выделяя каждую

К возникшей идее полёта наших героев в космос подбираются слова-ассоциации, добавляющие первичные ассоциации, вторичные и т.д.

Так, например, слово «дом», в котором жил мышонок Тимка ассоциируется со словами - «хозяева» - «мышеловки».

46

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2014

МАСТЕР-КЛАСС

Рис.4. Серовой Людмилы

Добавив рисунки к интеллект-карте нашей будущей сказки, мы как бы начинаем её «видеть» в деталях, всё больше погружаемся в нашу сказочную историю.

веточку одним цветом, так она лучше будет восприниматься. При добавлении новых веточек-ассоциаций необходимо помнить важное правило: бумагу надо держать всегда горизонтально перед собой, предпочтительно в положении ландшафт. Не следует вращать перед собой бумагу, вместо того чтобы активнее двигать рукой и карандашом. На качество интеллект-карты это практически не влияет, но может осложнить чтение карты по завершении работы над ней.

Горизонтальное расположение слов обеспечивает нашему мозгу скорейший доступ к информации, содержащейся в интеллект-карте, и это следует отнести как к углу, под которым наносятся линии, так и к написанию слов. Если проводить преимущественно горизонтальные линии, карту будет гораздо легче прочесть. При проведении линий максимальный угол их отклонения от горизонтали не должен превышать 45.

Рис.5. Серовой Людмилы

На рисунке хорошо выделена каждая микротема нашего текста, мы всё больше погружаемся в нашу сказку.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2014

47

МАСТЕР-КЛАСС

Рис.6. Серовой Людмилы

Интеллект-карта к нашей сказке приобрела законченный вид. Звёздочки вокруг облаков погружают нас в космическое пространство.

4. Везде, где возможно, добавляем рисунки, символы, и другую графику, ассоциирующуюся с ключевыми словами, так как они запоминаются лучше, чем слова.

Картинки рисуем цветные, используем при этом не менее четырёх цветов. Добавляем объема в наши рисунки, помним, что наша карта должна быть в 3D -формате. В этом случае образы будут сильнее привлекать внимание и оставаться в памяти.

Если нет возможности нарисовать сложные рисунки - то тогда стараемся нарисовать хотя бы простейшие символы, иллюстрирующие то или иное ключевое слово. Символы можно использовать как свои собственные, так и общепринятые.

5. Теперь можно поместить некоторые ветви, или группы ветвей в цветные «облака».

Эта форма может затем использоваться в качестве мощной ассоциации, помогающей раскрыть содержание рассматриваемого блока. Мысли внутри каждого «облака» получат крепкую визуальную связь. При этом форма и цвет замкнутой фигуры также служат для обогащения ассоциативной сети.

6. Наконец, последняя стадия составления интеллект-карты - структурирование. Некоторые элементы интеллект-карты могут быть соединены дополнительными линиями различных формы, толщины и цвета, подчёркивающими ассоциативные связи между ними. Это могут быть разной формы стрелочки.

Законченные интеллект-карты очень красочны. Нашу интеллект-карту можно отнести к художественным картам. Чем красивее будет созданная интеллект-карта,

тем более созидательно она будет использована тем интереснее получится наша сказочная история. По сути это та же сказка, только в образах.

На следующем этапе написания сказки мы работаем с диктофоном. Теперь, когда сказка уже сложилась в образах, её нужно прочитать, проговорить, поскольку при говорении у нас задействовано большее число участков коры головного мозга. Чтобы создать свою сказку, надо с кем-то её проговорить, обсудить. Проговаривая сказку на диктофон, мы разговариваем с виртуальным собеседником.

Через некоторое время мы прослушиваем дик-тофонные записи, положив перед собой интеллект-карты, корректируем интеллект-карты, добавляя, если понадобится, новые веточки, затем переносим прослушанный текст на бумагу.

48

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2014

МАСТЕР-КЛАСС

Рис. 8. Серовой Людмилы

Жил-был мышонок Тимка. Жил он в большом красивом доме. Хозяева дома не любили мышей и повсюду расставляли мышеловки, но Тимка никогда не попадался в них. Жить в этом доме становилось всё опаснее, и тогда мышонок покинул его.

Он долго бродил по городу, пока навстречу ему не выбежал большой пушистый кот Маркиз. Тимка испугался, что кот съест его, и спрятался в щёлочке под крыльцом соседнего дома. Кот,

заметив испуг маленького беззащитного мышонка, успокоил его:

- Не бойся, я не ем мышей. Однажды, когда я был ещё маленьким котёнком, мама-кошка принесла мне попробовать мышонка. Он так жалобно пищал, что я, жалея, не смог его съесть. Сделал вид, что проглотил его, но тут же выплюнул бедного мышонка, лишь только мама-кошка ушла. С тех пор я всегда так делаю. Я ушёл из дома, так как мне надоело делать вид, что я ем мышей. А что случилось с тобой?

Рис. 9. Серовой Людмилы

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2014

49

МАСТЕР-КЛАСС

- Я тоже ушёл из дома. Хозяева везде расставляют мышеловки и приводят в дом голодных котов,-сказал мышонок, вылезая из своего укрытия.

Так они познакомились. Тимка всё еще побаивался Маркиза: ведь это был кот, а вдруг он придумал историю про то, что не ест мышей! Но Маркиз оказался не таким уж и страшным. Более того, он пригласил Тимку жить с ним в загородном доме его бывших хозяев, там он провёл лето вместе с мамой-кошкой. Тимка согласился, и они отправились в путь.

Целый день они шли, и, наконец, под вечер, дошли до какого-то странного места. Там стояла старая ржавая ракета. Тимка и Маркиз решили в ней переночевать. Они обнаружили в ракете запасы еды, поужинали и стали играть в разные игры.

Когда они играли в догонялки, Тимка случайно прыгнул на какую-то кнопку, и ракета взлетела вверх.

- Мы летим? - испуганно спросил он.

- Что ты сделал?..- растерялся кот.

- Я случайно прыгнул на эту кнопку! Я не виноват!

- Сделай же что-нибудь! Нажимай на какие-нибудь кнопки, или мы погибнем!!! - взревел кот.

Тимка испугался Маркиза и стал нажимать на разные кнопки. Там их было много, но ему показалось, что нужно нажать на кнопку «СТОП!». Тимка сомневался, но нажал, и ракета зависла в воздухе.

Маркиз пытался найти кнопку, чтобы ракета стала снижаться обратно, на Землю, но у него не получалось: то выходили какие-то тюбики с едой, то включалось радио. Он нажал на одну кнопку, и ракета снова взлетела. Тимка прыгнул на кнопку «СТОП!», и они вновь зависли.

В этот момент зазвучала какая-то необычная мелодия. Тимка с Маркизом припали к иллюминатору. В космическом пространстве было так красиво! Кругом сверкали звёзды, они образовывали разные рисунки. Видно было, как неподалёку кружатся планеты. Тимка с Маркизом помирились. В ракете они нашли скафандры, надели их и вышли в открытый космос посмотреть, как там живут планеты.

Вокруг, исполняя какой-то космический танец, кружились звёзды. Потом выяснилось, что они готовятся к Всекосмическому Фестивалю звёзд.

К Маркизу и Тимке приблизилась красивая планета Венера и спросила их, откуда они прибыли. Узнав, что это путники с планеты Земля, она сообщила, что раз в тысячелетие в Космосе останавливается время, расстояние между планетами сокращается, они меняют свой привычный маршрут и собираются на Фестивале, и что сегодня как раз такая ночь. Ещё она сообщила, что гости из планеты Земля впервые участвуют в Фестивале звёзд, и пригласила Маркиза с Тимкой как почётных гостей на концерт гастролирующих звёзд из других галактик. Земные гости с радостью согласились. Маркиз спросил у неё:

- Вы не знаете, как нам попасть обратно на нашу планету Земля?

- Нам нельзя об этом говорить,- ответила Венера.

- Как жаль...

Начался концерт. Звучали космические мелодии, исполнялись необычные танцы, Нашим героям было очень интересно: ведь они никогда не видели ничего подобного. Когда концерт закончился, начался Космический праздник Света: все планеты соединились, образуя большой круг, каждая планета создавала вокруг себя разноцветный ореол, и получилось праздничное сияние.

Закончился Фестиваль принятием «Соглашения мудрого Космоса» о мирном сосуществовании и взаимопомощи планет.

Под утро гости из других галактик попрощались и возвратились на свои орбиты. Тимка с Маркизом пошли к себе в ракету. Тимка не хотел покидать Космос. Ему здесь очень нравилось. Но Маркиз мечтал поскорее вернуться домой на Землю, к маме-кошке.

Кот защекотал Тимку, тот прыгнул от неожиданности на какую-то кнопку, и их ракета полетела на родную Землю. Через несколько минут они приземлились. Тимка спросил:

- Мы полетим ещё когда-нибудь в Космос?

- Конечно да, мне там так понравилось!

Маркиз вернулся к маме-кошке и рассказал, как он

с Тимкой побывал в Космосе. И хотя она ему не поверила, но больше не заставляла его есть мышей. Маркиз часто смотрел телевизор, особенно ему нравились передачи о Космосе.

Тимка остался жить в ракете, его часто навещал Маркиз, и тогда их воспоминаниям о Космосе не было конца».

Как следует читать интеллект-карты?

1. Начинать чтение интеллект-карты необходимо от ее центра - от рисунка, обозначающего центральную идею. Фокус вашего внимания должен постоянно возвращаться к центральной идее. Не упускайте ее из вида надолго.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

50

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2014

МАСТЕР-КЛАСС

2. На следующем шаге разберитесь с главными темами, расположенными вокруг центральной идеи. Вникните в основную структуру карты ума

3. Определитесь с порядком, в котором вы будете рассматривать главные темы. Порядок может быть задан автором, с использованием чисел, или каким-нибудь другим способом. Если информация о порядке рассмотрения отсутствует, действуйте по своему усмотрению. Часто, удобнее читать интеллект-карту по ходу часовой стрелки, начиная с «первого часа».

4. Теперь просмотрите иерархию понятий, заключенную в каждой ветви, отходящей от центральной идеи. Двигайтесь от центра карты к пере-ферии - от наиболее важных понятий к менее значительным. Остановитесь на каждом понятии, постарайтесь понять его роль в данной интеллект-карте. Подумайте: какие ассоциации связаны у вас с этим словом или рисунком, какие образы и идеи он вызывает, как развить идею, заключенную в нем.

5. Следите за связями между понятиями - не забывайте про линии.

6. Обратите особое внимание на выделенные понятия. Задержитесь на линиях, которые отличаются по цвету, толщине или волнистости от соседних. Проследите за указателями, связывающими

отдельные понятия. Может быть, автор выделил идею другим шрифтом, объемом, цветом? Поймите значение использованных в картах разума цифр. Объясните, зачем понятия объединены в облаках?

[1,3,4,5]

Детально пройдя каждую ветвь карты ума, вернитесь к центральной идее и постарайтесь «взлететь выше». Окиньте всю карту одним взглядом, схватите ее суть. Увидьте, заключенную в ней, гармонию»

[1,6,7,7,9].

Рассмотрим этапы написания ещё одной сказки, написанной шестиклассницей.

Приключения Пчёлки

Автор: ученица 5 класса

«Я - медоносная Пчелка. У меня чёрно-жёлтое брюшко, прозрачные крылышки, есть и острый хоботок. Я очень люблю жужжать и танцевать. Живу я вместе с пчелиным роем в дупле. Мои самые любимые времена года - конец весны и лето.

В теплые дни я люблю вылетать из улья и хоботком собирать в окрестности воду, нектар и пыльцу. Часто я бываю на соседней поляне, где у меня много любимых цветов: васильки, ромашки, колокольчики, лютики, иван-да-марья. Над ними порхают бабочки,

Рис. 11. Интеллект-карта к сказке «Приключение Пчёлки»

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2014

51

МАСТЕР-КЛАСС

как ожившие цветы, а ещё шмели, мухи, и, конечно же, мы, пчелки.

Все спешат на пир природы. Полечу туда и я. На этой поляне живет Ромашка, с которой мы недавно подружились. Сегодня она как-то по-особому благоухает.

- Угощайся свежей пыльцой! - сказала она. Я поблагодарила её, наполнила свою корзиночку. Рядом желтый Подмаренник издавал сильный запах.

- Если трава утром пахнет сильнее обычного - жди дождя,- вспомнила я наставления нашей Королевы роя. Я заторопилась в лес.

- Останься, я спрячу тебя от дождя в лепестках! -просила Ромашка.

- Не могу: королева будет волноваться, она встречает нас каждый день у входа в рой. Прощай!

- Будь осторожна! До завтра! - ответила Ромашка.

Не успела я долететь до леса, как начался сильный дождь. Мои крылышки намокли и стали тяжелыми. Я решила спрятаться от дождя под огромным лопухом, и, когда я нырнула под его зелёный лист, внезапно мои крылышки и лапки увязли в чем-то липком. Наконец, я разглядела: это паутина! Я отчаянно забилась, пытаясь вырваться из неё.

- Зря стараешься, нити паутины очень прочные: из неё даже можно сделать ткань! Экономь силы, они тебе ещё понадобятся при встрече с Пауком,- услышала я чей-то голос, и, присмотревшись, увидела Мотылька, окутанного паутиной.- Я тоже сначала пытался освободиться, а теперь мои силы на исходе.

Дождь стих. Неожиданно из своей засады вышел Паук и начал рвать свои сети. По рассказам Королевы пчёл я знала, что есть такая примета: пауки рвут свои сети - к грозе! Сейчас он будет уносить добычу из паутины! Я почувствовала, как шёлковые нити паутины подо мной лопнули, и мои лапки и крылышки освободились.

- Летим! - крикнула я Мотыльку. Но Мотылек уже был парализован. Я подхватила его на лету, и мы полетели к нашему дереву. Не успели мы спрятаться в дупле, как прогремел гром, сверкнула молния, начался сильный дождь. Мотылёк постепенно приходил в себя.

Наутро мы отправились с ним вместе на поляну, я познакомила его со своей Ромашкой. Так началась наша дружба».

Кроме технологии интеллект-карт при написании сказки были использованы следующие приёмы Развития Творческого Воображения:

(Монолог от имени героя)

Я - медоносная Пчелка. У меня чёрно-жёлтое брюшко, прозрачные крылышки, есть и острый хоботок. Я очень люблю жужжать и танцевать.

(Карточка: Строение пчёл.)

Живу я вместе с пчелиным роем в дупле. Мои самые любимые времена года - конец весны и лето. (Карточка: Места обитания пчёл)

В теплые дни я люблю вылетать из улья и хоботком собирать в окрестности воду, нектар и пыльцу. (Карточка: Питание пчёл.)

Часто я бываю на соседней поляне, где у меня много любимых цветов: васильки, ромашки, колокольчики, лютики, иван-да-марья. (Карточка: Питание пчёл.) Над ними порхают бабочки, как ожившие цветы, а ещё шмели, мухи, и, конечно же, мы, пчелки. (Карточка: эпитеты). Все спешат на пир природы. Полечу туда и я.

На этой поляне живет Ромашка, с которой мы недавно подружились. Сегодня она как-то по-особому благоухает.

- Угощайся свежей пыльцой! - сказала она. Я поблагодарила её, наполнила свою корзиночку. (Карточка: Строение пчёл.)

Рядом желтый Подмаренник издавал сильный запах.

- Если трава утром пахнет сильнее обычного -жди дождя,- вспомнила я наставления нашей Королевы роя. (Карточка: народные приметы о дожде)

Я заторопилась в лес.

- Останься, я спрячу тебя от дождя в лепестках! (Карточка: Места обитания пчёл) - просила Ромашка.

- Не могу: Королева будет волноваться, она встречает нас каждый день у входа в рой! Прощай!

- Будь осторожна! До завтра! - ответила Ромашка.

Не успела я долететь до леса, как начался сильный дождь. (Монолог от имени Ромашки)

Мои крылышки намокли и стали тяжелыми. Я решила спрятаться от дождя под огромным лопухом, и, когда я нырнула под его зелёный лист, (внезапно мои крылышки и лапки увязли в чем-то липком. Наконец, я разглядела: это паутина! (Карточка: Паутина)

Я отчаянно забилась, пытаясь вырваться из неё.

- Зря стараешься, нити паутины очень прочные: из неё даже можно сделать ткань! Экономь силы, они тебе ещё понадобятся при встрече с Пауком, (Карточка: Паук) - услышала я чей-то голос, и, присмотревшись, увидела Мотылька, окутанного паутиной.- Я тоже сначала пытался освободиться, а теперь мои силы на исходе.

Дождь стих. Неожиданно из своей засады вышел Паук и начал рвать свои сети. По рассказам Королевы пчёл я знала, что есть такая примета: пауки рвут свои сети - к грозе! (Карточка: народные приметы о поведении паука перед грозой)

Сейчас он будет уносить добычу из паутины! Я почувствовала, как шёлковые нити паутины подо мной лопнули, и мои лапки и крылышки освободились.

- Летим! - крикнула я Мотыльку. Но Мотылек уже был парализован. Я подхватила его на лету, и мы полетели к нашему дереву. Не успели мы спрятаться в дупле, как прогремел гром, сверкнула молния, начался сильный дождь. Мотылёк постепенно приходил в себя.

52

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2014

МАСТЕР-КЛАСС

Наутро мы отправились с ним вместе на поляну, я познакомила его со своей Ромашкой. Так началась наша дружба.

Процесс написания сказки очень длительный, его можно провести как проект. В ходе работы над сказкой изучалась специальная литература, в которой описывается жизнь насекомых: пчёл, пауков, мотыльков. Изучались народные приметы, связанные с поведением пчёл, пауков, растений перед грозой, что делало процесс написания сказки очень познавательным

[3,7,8,9,10,11].

Не менее важным было найти выход из сложившейся критической ситуации: как спасти Пчёлку и Мотылька от Паука? Анализ интеллект-карты показывает, что автор сказки находится в сложной жизненной ситуации. Здесь необходимо помнить о терапии сказок. Сказки помогают в решении многих детских проблем. Есть сказки для боязливых детей (боязнь темноты, боязнь делать уколы или прививки, боязнь насекомых), есть сказки, помогающие преодолеть кризисы в семейных отношениях, поэтому было очень важно, чтобы сказка закончилась хорошо. Ведь сочинение сказки - это ещё и метод воспитания. Вместе с главными героями сказок дети учатся отличать добро и зло, правильное и неправильное, находят выход из безвыходных ситуаций и вместе с героем решает проблемы. Возможно, сказка содержала похожую ситуацию с жизнью ребенка, поэтому варианты решения предлагались всем классом: прошёл грибник с палкой, случайно задел паутину, пробежал заяц, прыгнула лягушка и т.д. Ситуация разрешилась сама собой: Паук сам порвал сети (помогли народные приметы!)

Паук не раскидывает летом своих сетей перед дождем и старанием перед бурею или дождем; нередко перед наступлением непогоды пауки сами уничтожают сотканную ими же паутину и поспешно забиваются в; щели; если паук снова принимается за работу или заделывает изъяны в своих тенетах, это предвещает

перемену погоды к лучшему; когда же он прилагает к своей работе особое старание - будет ясная погода.

• Если летом пауков не видно, неминуемо будет дождь, если их множество - надо ждать долгой хорошей погоды.

• Паук уносит добычу из паутины - жди грозы.

• Пауки рвут свои сети - к грозе.

Сказка получилась познавательной для дошкольников и учеников младших классов, по сказке можно снять мультфильм.

Приведём ещё примеры сказок, написанных с помощью интеллект-карт.

«Невероятные путешествия снежинки»

Автор: ученица 5А класса Григорьева Эльзита

«Жила-была Снежинка. Она была такая красивая, что не было ей равных среди всех снежинок на свете! У неё был друг - озорной Ветер, он носил её по всему свету и показывал самые красивые места. Однажды, любуясь красотой природы, Снежинка от восторга запела!

Она пела так красиво, что даже Солнце выглянуло посмотреть на неё! Но для Снежинки это было катастрофой: когда Солнце посмотрело на неё одним глазком, она растаяла и превратилась в чистую капельку. Когда же Солнце посмотрело другим глазком - капелька в один миг превратилась в пар, который поднялся высоко-высоко в небо, в царство, где жили большие облака. Там царствовал Холод. Пар, чтобы хоть как-то согреться, прижался к облакам. Но его старания были напрасны: там было ещё холоднее! От сильного холода он снова превратился в Снежинку.

Эта Снежинка была совсем не похожа на себя прежнюю. Она была чуть больше, а ее красоту невозможно было описать словами! От удивления Облако, на котором произошли превращения пара в прекрасную Снежинку, раздвинуло руки, и Снежинка вместе со своими подругами полетела вниз, на землю.

Рис. 12. Интеллект-карта Григорьевой Эльзиты к сказке «Невероятные путешествия Снежинки»

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2014

53

МАСТЕР-КЛАСС

А на земле стоял мальчик, который ловил языком снежинки и проглатывал их. К счастью, рядом был Ветер, он уже давно, очарованный, любовался обновлённой Снежинкой. Ветер подхватил Снежинку и унёс её подальше от мальчика, глотающего снежинки. Они шествовали вместе, как и прежде. Но настроение Ветра через некоторое время изменилось. Он почему-то начал дуть в другую сторону. Его холод с каждым днем ослабевал: скоро весна!

Скоро выглянет большое красное Солнышко! Надо быстрее уносить красавицу-снежинку в Антарктиду: только там она может спастись и сохранить свою красоту! Проснулось Солнце и посмотрело на широкие поля, луга. Снежинке стало жарко. Ветер почувствовал, что она тает на глазах. Он схватил большое облако, закрыл им Солнце, и быстро понес свою подругу в холодные места, в Антарктиду! Старания Ветра были не напрасны. Он успел донести Снежинку туда, где для неё не было никакой опасности. В этих местах обитали необычные северные животные. Снежинка впервые увидела пингвинов. Они были такие забавные и смешные! А с их детёнышей Снежинка не сводила глаз - они были очень красивые! Тут водились моржи, белые медведи. Снежинка не сразу их заметила: ведь они были белые, как снег. Легко и весело стало на душе у Снежинки. Солнце было далеко-далеко. Рядом водили хоровод другие Снежинки, которые тоже нашли здесь свое спасение. Тут же остался её друг Ветер, иногда уносивший её высоко-высоко, и она любовалась красотами здешних мест. Благодаря ему долго и счастливо жила она в этих морозных местах».

Новогодняя ночь

Автор: ученица 5А класса Угарова Ольга

Вот и наступила долгожданная зима. Пушистый снег покрыл всю землю. Деревья надели белые платья. Глядишь на лес и, кажется, что ты оказался в сказке. В лесу тихо. Иногда слышно, как постукивает Дятел. На поляне кто-то сделал скульптуры зверей, они получились очень забавными. На серебристом снегу есть много разных следов. Легко заметить, кто бегал по снегу: вот следы Лисицы, Белки, а вот следы Волка и Зайца, переплетённые друг с другом... Многие лесные жители легли в спячку, а те, кто остался, стараются прокормить себя: Заяц сдирает кору с берёзы, Белка прыгает с ветки на ветку в поисках своих припасов, Волк с Лисой тоже ищут себе добычу.

В глубине леса стоит чудесный домик. В этом доме живёт Дед Мороз с внучкой Снегурочкой. Дед Мороз целыми днями ходит по лесу и следит за порядком. А Снегурочка убирается в избушке и кормит зверей, которые приходят к ней.

Приближается Новый год. Пора готовиться к празднику. Дед Мороз взмахнул своим посохом и нарядил самую большую ёлку. Степенно стоит украшенная лесная красавица. Распустила свои зелёные иголки, их хвойный запах распространяется на весь лес. Наступает самое таинственное время, когда старый год уходит, на смену идёт Новый год.

И всегда под Новый год мы ждём чудес, исполнения желаний. Лесные жители собрались у нарядной ёлочки. Дед Мороз со Снегурочкой раздали всем подарки: звери были очень рады гостинцам и угощениям.

54

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2014

МАСТЕР-КЛАСС

Неожиданно после встречи Нового года начал таять снег. На проталинках появились подснежники. Они были очень красивы! И в соседнем царстве Снежной королевы тоже появились подснежники и начал таять лёд!

Снежная королева решила, что это зимние пчёлки, войско Феи леса, прислали Весну, и очень рассердилась на них. Она прилетела в лес со своими помощниками - снежинками. Снежная королева приказала своим снежинкам уничтожить подснежники и завалить лес большими сугробами.

Поднялась вьюга, злые снежинки начали атаковать. Лесные жители собрались у Деда Мороза. Они решали, как защитить лес. На помощь пришла Фея леса, она выпустила волшебных зимних пчёлок, и они начали сражаться со снежинками.

Тем временем ветер дул всё сильнее и сильнее. Нежные подснежники уже не могли стоять на тоненьких ножках-стебельках. А злые снежинки всё падали и падали на землю, губя подснежники. В лицо снежинкам дул встречный ветер, посланный Дедом Морозом. Долго продолжалась эта борьба двух стихий. Лесные жители всё же победили Снежную королеву и прогнали её! Но подснежники погибли...

В лесу по-прежнему тихо, всё встало на свои места. Так закончилась первая ночь Нового года. Наступило утро.

Приключения Пи на планете Плутон (Сказки мудрого космоса)

Автор: Угарова Ольга, ученица 6А класса.

Мышка Пи сидит на краю крыши. Она часто забирается сюда по ночам смотреть на звёзды. Любит она сидеть здесь и днём. Вот и сейчас она взобралась сюда, чтобы помечтать. Был тёплый летний день. Ясно светило солнце. В ярко-голубом небе пролетела стая птиц. «Как это, наверное, здорово -летать! И как интересно увидеть дальние страны!» -мечтает Пи.

Мышка все сидит на крыше, даже не хочет играть со своими друзьями. Вдруг небо почернело, подул сильный ветер. Начался ураган. Все разбежались. Пи тоже поторопилась домой. Но ураган подхватил ее, поднял в воздух, мышка от страха потеряла сознание.

Приоткрыв глаза, Пи услышала чьи-то голоса. «Где же я, что со мною случилось?» - недоумевала она. Пи поднялась на лапки и перед собой увидела светящихся жучков. Мышка очень испугалась и дрожащим голосом спросила: «Вы кто?»

- Мы - жучки, мы добрые. Мы не причиним тебе зла,- сказал старший Жук.- Ты попала на планету Плутон!

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Ой, как интересно! - воскликнула Пи.- Я так мечтала попасть на какую-нибудь планету!

Рис. 14. Интеллект карта Угаровой Ольги к сказке «Приключения Пи на планете Плутон»

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2014

55

МАСТЕР-КЛАСС

- Откуда ты? Как ты оказалась здесь? - спросил второй Жук.

- Я не знаю,- ответила Пи.- Я из планеты Земля, но от планеты Плутон... это же очень далеко!!!

- И вправду, это далеко! - удивился третий Жук.

Пи расстроилась, что так далеко оказалась

от дома.

- Нам жаль тебя, Пи. Но мы постараемся помочь тебе! Пойдём к нам домой, мы познакомим тебя со своими родителями, наш папа обязательно что-нибудь придумает,- сказал старший Жук.

- Расскажи нам про свою жизнь! - попросил второй Жук.

- Хорошо,- сказала Пи.

Они пошли. Пи рассказывала по дороге о своей жизни и даже не заметила, как они дошли до дома жуков. На пороге их встретили мама Жукка и папа Мужук. Жучки объяснили им, что Мышку нашли в центре планеты. А мама с папой очень удивились. Жукка сказала:

- Про наше существование никто не знает. А как тебе удалось попасть к нам?

- Я не знаю, я не помню, как попала сюда. Меня зовут Пи.

- Очень приятно,- улыбнулась мама Жукка и познакомила Пи с их семьей.-Нашего папу зовут Мужук, старшего сына - Жужжук, второго - Плужок, а третьего - Глумпа, дочку - Цветопланета.

- Какие же у вас интересные имена! - воскликнула Пи, и ее лицо засветилось от счастья.

Вечером, после ужина, Пи загрустила и сказала: «Как же я хочу домой! А до Земли так далеко! Пока я долечу, пройдет несколько лет! Ведь между нами очень большая разница во времени! Мне так страшно!» Ее начали успокаивать, а Мужук сказал: «Пи, тебе повезло. Через неделю откроется портал, и ты быстро попадешь на Землю. Такое у нас случается лишь раз в несколько лет!». Пи очень обрадовалась. Ее стало клонить ко сну. Уставшая за день, Пи вскоре заснула.

На следующий день её повели на экскурсию по планете Плутон. Пи узнала много нового и интересного об этой планете, о ее обитателях. В лесу росли красные, синие, фиолетовые деревья, кругом была жёлтая, оранжевая трава и необычные цветочки: если к ним прикоснуться, они издавали дивную мелодию.

- А почему у вас разноцветные листья и травы?-удивилась Пи.

Ей рассказали историю о том, какая красивая была их планета в давние времена, как утопала она в зелени, и что с нею стало после извержения вулкана Плутония: планета покрылась пеплом, всё живое погибло. Выжили лишь светлячки благодаря тому, что они ушли глубоко в почву. Потом произошла какая-то мутация, и стали расти разноцветные деревья и травы.

Тут они дошли до заснувшего навек вулкана Плутония. Вокруг него было фиолетовое сияние.

- Ночью здесь очень красиво,- сказали светляки.-Мы придём сюда ночью! Неделя прошла быстро. Наступил день, когда Пи надо было возвращаться домой.

Семья жучков вышла провожать ее. Пи даже не хотела с ними расставаться, но надо было торопиться, иначе она лишь через много лет попала бы домой. Ступив один шаг, Пи исчезла. Она очнулась на крыше, там же, где сидела, все было так же, как в тот день. Пи побежала домой, постучалась у норки. Дверь ей открыла мать:

- Ты?! - удивилась мама и заплакала.

- Мамочка, здравствуй! - воскликнула Пи и обняла мать.

- Где же ты была столько времени, Пи? - Мы где только тебя не искали! Очень переживали,- дрожащим голосом сказала мать.

- Я тебе сейчас все расскажу,- ответила Пи.

Семья мышей с большим интересом слушала

рассказ Пи об ее путешествии. Каждый из них представлял, как живут светляки на планете Плутон.

После этого невероятного путешествия Пи снились сны о Космосе, о дальней планете Плутон, о ее новых необычных друзьях.

«Лягушка-спасительница» (Экологическая сказка)

Авторы: Григорьева Эльзита, Полытова Ксения, ученицы 6А класса

На одной даче жила маленькая Лягушка по имени Кваша. У нее была большая семья: братья и сестры, а возглавляла это семейство Лягушка-мать, которая была очень заботливой родительницей. Маленькие лягушата любили резвиться на грядках: играть в прятки, скрываясь под большими листьями капусты и тыквы.

Зимовали лягушата в погребе. Долгими зимними вечерами Лягушка-мать рассказывала им истории из жизни их родственников - лягушек, которые жили по-соседству: в пруду, на озере, в болоте, на речке.

Наступила весна. Снег растаял, все вокруг начало покрываться зеленью. Проснулись звери, находившиеся в зимней спячке. С дальних стран вернулись птицы, в лесу и на даче зазвучали их прекрасные голоса. Кваша и ее семья были рады весне и с большим удовольствием выпрыгнули из погреба. Лягушка-мать сказала:

- Ква-ква! Дети мои! Вы уже повзрослели и должны жить самостоятельно. Да и мне пора делать новый выводок. Ква-ква! Будьте счастливы, помните только о хищниках, которых надо остерегаться!

Старший брат Жаб решил пойти жить в пруду. Сестра направилась к родственникам в озеро, другая сестра - в болото. Остальные - кто куда.

- А ты, Кваша, оставайся здесь и оберегай эту дачу,- напутствовала её Лягушка-мать.

56

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2014

МАСТЕР-КЛАСС

Рис. 15. Интеллект-карта учениц 6А класса Григорьевой Эльзиты и Полытовой Ксении к сказке «Лягушка-спасительница»

Кваша была счастлива, что ей была оказана такая честь. Весна была в самом разгаре. Солнце светило ярко. Появились ароматные цветы. Над ними порхали, как ожившие цветы, бабочки, пчелы. Кваше было хорошо здесь жить. Хозяева её не трогали: они верили, что Лягушка на даче - к счастью. По вечерам Кваша развлекала их кваканьем с приятной трелью.

Вот наступило лето, оно выдалось очень знойным и засушливым. Однажды, как обычно, Кваша гуляла по даче. Она лакомилась мухами. Солнце пекло очень сильно. Кваша пряталась от жары в тени растений. Ей хотелось пить. В огород вышла бабушка, хозяйка дачи. Она наполнила лейку водой из высокой железной бочки, потом начала поливать морковь, капусту. Кваша прыгнула к большому листку капусты, на ее спинку упали капли воды. Когда бабушка ушла, Кваша направилась к бочке, ещё с весны наполненной талой водой. Кваша прыгнула на стоящую рядом скамейку, оттуда - на край бочки, и нырнула в неё! Ей стало так приятно! Она плавала в воде, плескалась. В воде были маленькие пиявки, червячки, которыми она питалась. Так прожила она в бочке много дней.

В ту зиму на садовом участке воры похитили провода, а без них насос не мог качать воду из ближнего пруда. Бабушка для поливки стала брать воду из бочки. С каждым днем воды в бочке становилось все меньше и меньше. Кваша не знала, что делать. Бочка за день очень сильно нагревалась, вода в бочке постепенно испарялась, её стало совсем мало. Кваша начала задыхаться в тёплой воде, а выпрыгнуть из глубокой бочки у Кваши не было сил. Она стала переворачиваться вверх брюхом, ставшим лимонно-желтым. Бабушка в очередной раз пришла за водой для поливки растений и в бочке увидела бедную Лягушку. Она бережно взяла Квашу и переложила в кусты: «Беги, Лягушка, спасайся!» -наполнила лейку оставшейся водой, полила растения и зашла в дом.

Когда Кваша очнулась, не могла понять, где она находится. Встала на лапки, зашаталась. Лягушка стала одного цвета с землей. Ей очень хотелось пить, на сухой земле не хватало живительной влаги, от засухи образовались большие трещины. Листья растений и травинки начали засыхать. Наша Кваша ещё больше страдала без воды, ведь она была Лягушкой, а все её родственники жили у водоёмов! Тут она вспомнила про старшего брата Жаба, который жил

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2014

57

МАСТЕР-КЛАСС

в пруду, и, не раздумывая, поскакала к нему в надежде найти там приют.

Скоро она добралась до пруда, а у берега увидела своего братца. Он сидел на камне, важно задрав мордочку. Кваша подпрыгнула ближе и сказала:

- Ква-ква! Здравствуй, брат! Как долго я не видела тебя, очень соскучилась!

На нос Жаба села большая муха. Он чихнул, и муха отлетела в сторону. Потом Жаб высокомерно буркнул, искоса посмотрев на нее:

- Ква-а-а! Привет, сестренка!

Кваша, помня о родственных отношениях, подошла к пруду, чтобы напиться. Но вдруг Жаб ее остановил, сказав:

- Постой! - и показал на табличку.

Кваша подняла мордочку и увидела надпись: «Вход запрещён: частное владение! Плата за рыбалку: за 1 час - 60 руб., за 1 световой день - 600 руб. Кто войдет без оплаты, штраф - 1000 руб.»

Кваша прочитала и посмотрела на брата. Он грубо сказал:

- Вот так, частное владение! Ква-а-а! Посторонним вход запрещен!

- Я же не посторонняя! - пыталась возразить Кваша.

Ква-а-а! Ква-а-а! Если хочешь попить воды,- плати деньги или иди в другое место,- сказал Жаб.

Но у Кваши не было денег, она сглотнула слюну и поплелась, в надежде вдоволь напиться воды, к сестре, в лес, где было озеро. Путь Кваши был дальним, солнце пекло всё сильнее и сильнее, раскалённая земля обжигала лапки. Но вот, наконец, вдали показался лес. Идти стало веселее, от радости Кваша даже не заметила, как добралась до него. В лесу было тихо. Только изредка пели птицы, слышались голоса зверей.

Кваша направлялась к месту, где, судя по растениям, раньше было болото. Лягушка-сестра издалека увидела свою гостью, прискакала к ней навстречу и сказала:

- Ква-ква! Здравствуй, сестрёнка! Очень жаль, но болото засохло... Ква-ква! Пойдём к старшей сестре, на озеро!- и они вместе направились к лесному озеру.

Они держали путь по тропинке, чтобы не заблудиться, и уже почти добрались до озера. Их нюх улавливал запах водорослей, но лапки перегрелись, и они сели отдохнуть в тени полузасохшего дерева. Рядом, на тропинке, валялась стеклянная бутылка. От неё отражался солнечный лучик, который падал на ветку сухого дерева. Солнце палило нещадно. На ветке, обжигаемой солнечным зайчиком, сначала появился дымок, потом вспыхнул огонёк, быстро перекинувшийся на другие ветки. Вскоре дерево воспламенилось, как факел. Подул лёгкий ветерок, огонь полетел к другим деревьям, и лес загорелся. Он наполнился тревожными криками птиц, ворона закаркала:

- Кар-р! Кар- р! Бегите! Улетайте! Уползайте! Карр! Кар- р! Лес горит! Спасайтесь!

У зверей началась паника, каждый пытался быстрее выбежать из горящего леса - всем хотелось жить! Волк бежал рядом с Зайцем, не трогая его. Впереди бежали Белка, Лиса, Мышь. Катились и бежали по земле ежи, ползли змеи. Сзади бежал Царь Зверей Леса - Медведь. Насекомые цеплялись за шерсть зверей.

Навстречу нашим лягушкам бежала их старшая сестра.

Звери, птицы, Кваша с сёстрами выбежали из горящего леса и побежали к пруду, где жил брат лягушек Жаб.

Жаб, увидев, что погорельцы собираются напиться из пруда, закричал:

- Ква-а-а! Нельзя-я-я!!! Частное владение! Ква-а-а! Ква-а-а! Вы что, читать не умеете?

Все очень удивились такой грубости. Тут вперёд скользнула Гадюка и прошипела:

- Ш-ш-ш... Мы оч-ч-чень хотим пить,- с этими словами она свернулась «тарелкой», раздулась, сильно зашипела и вмиг проглотила зазнавшегося Жаба.

Кваша с сёстрами от страха прижались друг к другу - напрасно! Гадюка не трогала их.

Звери жадно припали к воде, но тут раздались звуки выстрелов. Это были охранники хозяина пруда. Звери побежали к ближнему оврагу.

Пожар валил деревья, огонь стлался по земле, звери обжигали лапы, но бежали. В овраге они сели передохнуть. Зайцы зарыли свои опаленные лапки глубоко в песок. Птицы тоже прилетели сюда. Сквозь дымовую завесу ничего не было видно. Медведь собрал всех на Большой Совет Зверей и сказал:

- Друзья мои, здесь оставаться нельзя! Пожар может дойти и до оврага. По закону леса я, Царь Зверей, отвечаю за вас и должен принять решение. Кто из вас знает, где находится река?

Звери и птицы начали спорить:

- Надо идти прямо! - сказал Волк.

- Нет,- надо идти в другую сторону! - перебила его Лиса.

- Когда я пролетала, я там видела речку.- трещала Сорока, показывая налево.

- Кар-кар! Нет, речка в противоположной стороне!-доказывали хором вороны.

Кваша повела мордочкой и сказала:

- Ква-ква. Я знаю, где речка. Я отведу вас туда.

Она поплелась, все медленно пошли за ней. Силы ее таяли. Медведь бережно положил ее на плечо, и звери побежали по указанному пути. Долго бежали они по бережку, заросшему камышом, осокой и мелким кустарником.

Через некоторое время сквозь дым звери увидели долгожданную реку. Все устремились к ней и наконец-то напились. Лиса спросила:

- А где же мы будем жить, ведь впереди - зима?

58

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2014

МАСТЕР-КЛАСС

- Я знаю где, взгляните вперед, видите остров? -радостно зарычал Медведь.- Нам нужно только до него доплыть.

У берега находился плот. Звери дружно забрались на него, оттолкнулись и поплыли по течению, гребя лапами. Кому не хватило места на плоту, плыли сами. Так они добрались до острова. Звери и птицы стали обживаться на новом месте: белки сделали себе дупло, Лиса, Волк и зайцы вырыли норки. Муравьи подружились с другими муравьями и соорудили новый большой муравейник. Каждый нашел себе место на островке. Здесь не было запаха дыма и гари, кругом текла река, было тихо и спокойно. Но это был чужой остров. Звери скучали по своему родному лесу.

В предзимних хлопотах незаметно пролетело лето. Осенью Медведь попросил Сороку слетать в их лес и посмотреть, что с ним стало. Сорока вернулась с радостным известием:

- На пепелище люди выкорчевывают корни сгоревших деревьев и сажают новый лес!

Медведь зарычал:

- Пройдёт время, и мы вернёмся в свой лес! И наши детёныши будут расти в нашем родном лесу!

Звери были счастливы, и Кваша радовалась вместе с ними.

Интересно использовать метод интеллект-карт и в коллективном сочинительстве. Учитель выполняет здесь роль организатора и вдохновителя проекта. Вот так может выглядеть схема такого урока:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Схема урока развития речи с помощью технологии интеллект-карт и интерактивного метода обучения

Предмет, на котором использован метод - русский язык (урок развития речи), в 6 классе.В написании сказки, класс делится на три группы по шесть человек. Деление на группы проводится по симпатиям и интересам.

Предварительная подготовка: три первых этапа проводятся в качестве домашнего задания. Подготовка проводится дома самостоятельно, но требуется предварительная согласованность всех членов группы.

1. Обдумывание идеи. Индивидуальная «мозговая атака». Основные персонажи. Голосование всех членов группы.

Рис. 16.Первоначальная интеллект-карта к сказке «Остап и Сарпи» (группа учеников 6А класса)

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2014

59

МАСТЕР-КЛАСС

Рис. 17. Окончательная интеллект-карта к сказке «Остап и Сарпи» (группа учеников 6А класса)

2. Индивидуальная «мозговая атака» в форме интеллект-карты. Выбор центрального образа (главного героя), извержение ассоциаций в виде интеллекткарты.

3. Редакция индивидуальной интеллект-карт (заполнение рисунками и цветом).

Технология проведения:

4. Инкубация. Коллективное изучение и обсуждение интеллект-карт, составленных каждым из участников.

5. Составление первоначальной коллективной интеллект - карты. Приведу пример первоначальной коллективной интеллект-карты к сказке, написанной по мотивам чувашской народной легенды «Посланник Стеньки Разина в Чувашию», «Остап и Сарпи»

6. Составление связного рассказа. Соавторы по очереди излагают свою часть сочиняемой истории, передавая «эстафетную палочку» - диктофон. На этой стадии формируется коллективный разум», в качестве основы для сочинения составляется коллективная интеллект-карта.

7. Составление окончательной интеллект-карты.

В окончательном виде интеллект-карта значительно изменяется, она становится более структурированной, стройной, прослеживается сюжет сказки. Процесс создания интеллект-карты может сопровождаться лёгкой инструментальной мелодией без слов, что тоже способствует творческой деятельности.

8. Прослушивание диктофонной записи, перенос её на бумагу.

Продолжительность проведения: 45 минут.

Сочинительство коллективной сказки - процесс длительный по времени, его можно провести как проект.

Метод интеллект-карт визуализирует процессы мышления, т.е. делает их наблюдаемыми. Эта особенность метода значительно расширяет возможности его использования, развивает художественные способности, улучшает работу памяти, укрепляет в учениках уверенность в своих силах.

В процессе работы над интеллект-картой все способности ученика к творческому мышлению активизируются автоматически, увеличивается вероятность рождения подлинно творческих идей, в этом преи-

60

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2014

МАСТЕР-КЛАСС

мущества интеллект-карт. В каждом ученике скрыты очень большие творческие способности, творческий потенциал, данная технология позволяет эти способности раскрыть и развить [2,6].

Данная технология позволяет ученикам с разными ведущими типами памяти (аудиальными, визуальными, кинестетическими) активно подключиться к работе и свободно самовыражаться в творчестве, они научились оригинально мыслить и создавать собственные литературные произведения [4]. Все ученики легко пишут сочинения в разных жанрах, пробуют себя в сочинительстве, активно участвуют в работе литературной студии «Проба пера».

Подростки начинают верить в свои силы, повышается их самооценка, активизируются творческие способности. За последние годы мои ученики стали участниками нескольких творческих проектов: «Сказки Андерсена на новый лад», «Зимняя сказка», «Сказки мудрого космоса», «Экологические сказки», «Сказки по мотивам легенды «Посланник Стеньки Разина в Чувашии»» и другие. Неоднократно и успешно участвовали в литературных конкурсах для школьников. Имеют публикации в различных печатных изданиях. Подытоживая всё сказанное, добавлю, что применение метода интеллект-карт для активизации творческих способностей детей позволило добиться неплохих результатов. Описанные выше методики в совокупности, на мой взгляд, содействуют возникновению и развитию у всех ребят таких качеств и склонностей, которые обычно выделяют как характерные черты творческой личности.

Данный опыт можно применять в массовой практике на уроках русского языка, литературы, развития речи, на факультативах и во внеурочной время при написании текстов разного жанра, в том числе и при написании экзаменационных сочинений на ГИА и ЕГЭ.

Таким образом, мы видим, что интеллект-карта идеальна как метод творческого мышления, поскольку использует все ментальные способности, связанные с процессом творчества, в особенности воображения.

Литература:

1. Бьюзен Т. и Б. Супермышление / Т. и Б. Бьюзен; пер. с англ. Е. А. Самсонов.-4- е изд.- Мн.: «Попурри», 2007

2. Гузеев В. В., Бершадский М. Е., Нестеренко А. А., Бершадская Е. А., Белова Г. В. Эффективные образователь-

ные технологии. Выпуск 2. ООО //Дистанционные технологии и обучение, 2008. 2010.

3. Джанни Родари. Грамматика фантазий. Введение в искусство придумывания историй. М., 2010.

4. Пиаже Ж. Психология интеллекта. // Избранные психологические труды. М., 1994

5. Свиридова Е. М. Индивидуализация обучения: проектирование, малые учебные группы, индивидуальная траектория // Эксперимент и инновации в школе 2013. № 4. С.57-64.

6. Сиденко А. С., Яшина Г. А. Обзор методик раннего развития детей. // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 6. С.31-38.

7. Сиденко Е. А. Методика «Зеркало инновационных преобразований в практике» как основа разработки педагогического проекта в условиях введения ФГОС. // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 4. С. 2-10.

8. Тагильцева Н. Г. Развитие творческой активности детей и юношества: детский сад, школа, вуз. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 2. С.42-46.

9. Тимофеева Г. А. Технология разработки курса дистанционного обучения. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2012. № 5.С. 38-40.

10. Ткаченко Е. В., Соболева Н. Ф., Никифорова С. В., Медведева Н. А., Белопашенцева С. А. Эволюцион-но-со-творческая стратегия развития педагогического коллектива в сотрудничестве как главное условие реализации образовательных задач ФГОС. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 4.С.48-55.

11. Третьякова А. Н. Шишкина Н. М. Интерактивные формы обучения на уроках литературы и во внеурочной деятельности. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 1.С. 48-52.

12. Усольцева И. В. Некоторые аспекты организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении в контексте введения федеральных государственных образовательных стандартов. // Инновационные программы и проекты в образовании. 2011. № 2. С. 22-26.

13. Фельдшерова Е. Г. Развитие творческих способностей учащихся в издательской деятельности. // Эксперимент и инновации в школе 2011. № 2. С. 72-74.

14. Шибирова Н. В. Модель проектирования урока в развивающем обучении. // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 2. С.23-29.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент

№3, 2014

61

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.