Научная статья на тему 'Ценностные ориентации современных дошкольников'

Ценностные ориентации современных дошкольников Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3128
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИР ДЕТСТВА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ДЕТСКАЯ СУБКУЛЬТУРА / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / WORLD OF CHILDHOOD / SOCIALIZATION / CHILDREN SUBCULTURE / VALUE ORIENTATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лопсонова Зинаида Баторовна

В статье представлены результаты исследования, проведенного среди детей старшего дошкольного возраста, по изучению особенностей формирования их ценностных ориентаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Value orientations of modern preschool children

The article gives the results of the research carried out among senior preschool children. It has been aimed at the study of peculiar features of formation of their value orientations.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации современных дошкольников»

УДК 376.1

© З.Б. Лопсонова

Ценностные ориентации современных дошкольников

В статье представлены результаты исследования, проведенного среди детей старшего дошкольного возраста, по изучению особенностей формирования их ценностных ориентаций.

Ключевые слова: мир детства, социализация, детская субкультура, ценностные ориентации.

© Z.B. Lopsonova

Value orientations of modern preschool children

The article gives the results of the research carried out among senior preschool children. It has been aimed at the study ofpeculiar features offormation of their value orientations.

Keywords: world of childhood, socialization, children subculture, value orientations.

В условиях радикальных социальных изменений, происходящих в обществе, особую актуальность приобретает идея самоценности детства в жизни человека. Детство необходимо рассматривать как этап подготовки человека к взрослой жизни, сегодняшнее детство - это завтрашнее будущее общества. Дети похожи в своем поведении, любознательности, непосредственности, но, несмотря на это, социальная среда, культура, ценности семьи, потребности родителей накладывают отпечаток на их развитие.

В своем исследовании мы изучили разные мнения и попытались обобщенно и целостно рассмотреть мир детства, а именно - особенности социализации, культурации, субкультуры современного дошкольника.

В широкомасштабном исследовании «Проблемы дошкольного детства в поликультурном пространстве изменяющейся России» (в рамках гранта РГНФ кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. Герцена г. Санкт-Петербург) приняло участие 200 детей старшего дошкольного возраста, 50 педагогов, 50 родителей Республики Бурятия. Исследование проводилось на базах МДОУ №111, 86, 71, 58 г. Улан-Удэ. Для анализа нами были взяты четыре блока из программы исследования: «Я и мои ценности», «Я и детский сад», «Я и моя семья», «Я и мир вокруг меня».

Рассмотрим результаты диагностики, проведенной с детьми подготовительной логопедической группы детского сада №111 «Дашенька» г. Улан-Удэ Республики Бурятия. Нами было опрошено 22 ребенка в возрасте от 5,5 до 6,9 лет. Детям было предложено ответить на серии вопросов об их ценностных предпочтениях.

На вопрос: «Что ты любишь больше всего на свете?» 18% опрошенных детей назвали своих родителей, своих братьев и сестер. Такое же

количество детей отметили, что они любят различные сладости: арбуз, мороженое, морковь, вкусно приготовленную еду. Любовь к домашним животным, а именно к кошкам и собакам проявляют 9% детей. 36% детей любят заниматься различными видами деятельности такими, как рисование, купание в речке, катание на коньках, ловля рыб. Предпочтение свободным играм дома, на улице, компьютерным играм, отдали 23% детей.

Больше всего дети не любят проигрывать в настольно-печатных играх («Шашки», «Домино», «Лото»), не любят, когда им мешают заниматься любимым делом; заставляют делать то, чего они не любят; когда ломают их игрушки, не играют с ними, не дружат; не любят пьяных людей; манную кашу, сложное задание. Из ответов становится понятно, что дети в этом возрасте дорожат дружбой со своими сверстниками и очень огорчаются, если их не принимают в совместные игры. Также детям не нравится, если родители заставляют их что-то делать, когда они заняты игрой.

Радостные впечатления, положительные эмоции дети получают во время поездок всей семьей на отдых (9%) и когда у родителей хорошее настроение. Также дети радуются радуге на небе, дождю, фейерверку, хлопушке, новым играм, друзьям, возможности играть на компьютере.

На вопрос: «Что ты будешь делать, если станешь волшебником?» дети ответили по-разному: часть детей (18%) представили возможности волшебника, который может что-то наколдовать своими волшебными силами. Например, «наколдовать что-то хорошее: игрушки сестренке,

деньги маме или расколдовать чары злого волшебника». Также волшебство дети связывают с

различными превращениями (13%): «превращу брата в лягушку, папу - в орла, маму - в бабочку». Следует отметить, что, превратившись в волшебника, многие дети стремятся сделать добро окружающим людям, улучшить обстановку в доме, помочь нуждающимся людям. Лишь один ребенок высказался достаточно агрессивно, что он уничтожит всех пауков и насекомых (Доржи С.).

На вопрос: «Ты чего-нибудь боишься?»

22,7% опрошенных ответили, что ничего не боятся, 36% детей боятся всевозможных жуков, тараканов, тигров, больших собак, кошек. Некоторые дети (9%) боятся «нападения на них или на их маму врагов», такое же количество детей боятся темноты, что является проявлением естественных страхов. Конечно, нельзя не отметить тот факт, что 18% детей боятся отрицательных киногероев. Так, дети боятся вампиров, ужастиков, чудовищ, привидений. Лишь у небольшой части детей наблюдается страх за жизнь и благополучие своих близких, особенно за маму.

Далее были заданы вопросы, направленные на выявление собственных умений детей: «Что ты умеешь делать? Чему научился? А чему бы ты хотел научиться?». У 32% детей доминирует желание овладеть школьными умениями (читать, делать уроки, научиться писать и др.). Данная ситуация объясняется тем, что дети собираются в этом году в школу. Также мы выяснили, что для детей логопедической группы важным является умение правильно выговаривать слова, звуки (13% «умею выговаривать звук «ц» и др.»). Костя Л. отметил, что умеет выходить в Интернет. Дети умеют рисовать, гулять на улице, двое мальчиков из группы отметили, что они «умеют драться». В перспективе дети хотели бы научиться кататься на скейтборде, делать всевозможные трюки, прыгать, как в цирке, самостоятельно делать покупки в магазине (9%), пылесосить, делать подарки, боксировать, научиться плавать. Желание овладеть тем или иным умением, возможно, продиктовано установками, которые родители дают детям в семье.

На вопрос: «Чем бы ты стал заниматься, если бы тебе разрешили делать все?». На первое место дети ставят желание играть (22,7%), на втором месте стоит желание «долго играть на компьютере» (18%), на третьем месте - заниматься специфически детскими видами продуктивной деятельности: рисовать, лепить, вырезать, раскрашивать. У мальчиков особенно проявляется желание бегать на улице, не спать в детском саду. Например, Костя Л. «топил бы печку на даче, кормил собаку, купил бы кошку и

отправился в путешествие по дальним странам». Также дети желали бы заниматься чтением, письмом в тетрадях по прописи. Семен Ш. пригласил бы всю группу в гости к себе домой.

Из ответов детей видно, что они больше всего любят гулять на улице, играть с друзьями в догонялки и другие подвижные игры, рисовать, собирать пазлы, рассматривать книжки, играть с животными. И одно из самых больших увлечений современных детей - это желание играть в компьютерные игры.

Наибольшую трудность для детей вызвал вопрос: «Что ты будешь делать, если на свете останутся одни дети?» Следует отметить, что 41% детей просто были не готовы к такому вопросу, они никогда над этим не задумывались и у них никто не спрашивал об этом, поэтому они отказались или затруднились дать ответ. Ответы остальной части детей характеризовались проявлением беспомощности, полной растерянности: «буду звать на помощь, искать взрослых, грустить без мамы и папы», а также были и ответы оптимистического характера: «верну взрослых обратно с помощью волшебной палочки» (Настя Т.). Таким образом, дети всеми путями хотят вернуть взрослых. Примерно пятая часть опрошенных детей считает, что они будут также играть с детьми, при этом серьезно не задумываясь о том, как будет обустроена жизнь в обществе без взрослых. Даниил Г. сформулировал проблемный вопрос: «А кто тогда будет рожать детей?»

Интересные данные мы получили относительно представлений детей о своем будущем: «Что ты будешь делать, если вдруг станешь взрослым?» Дети считают, что прежде всего, им необходимо устроиться на работу, стать, например, «строителем, как папа». Большинство детей сделали акцент на том, что нужно работать, чтобы получать большие деньги. Доржи С. достаточно четко определяет перспективы своей жизни: «построю дом, куплю машину, женюсь». Примерно треть детей отмечает, что будут заботиться о детях, учить их буквам, самостоятельно ходить в магазин.

Полученные данные свидетельствуют о том, что дети правильно понимают обязанности взрослых, вместе с тем у некоторой части детей все же отсутствуют четкие представления.

Представления детей о том, каких людей можно считать хорошими или плохими, выглядели следующим образом: хороший человек это тот, кто помогает людям, жалеет, лечит, спасает, не дерется, не ругается, умный. К числу хороших людей дети отнесли своих сверстников из

группы, своих родителей. К числу плохих людей были отнесены: бомжи, бандиты, люди, которые всех обижают, убивают, проявляют жадность, занимаются воровством, дерутся, ругаются.

Следующий вопрос был достаточно трудным для детей, но, несмотря на это, дети попытались дать ответ. Вопрос был сформулирован следующим образом: «Без чего человек не может жить счастливо?». Примерно половина опрошенных детей ответили: без воды, еды, воздуха. Часть детей отметили: без дома, а также без развлечений, денег, игрушек, телевизора, радости, сердца. Некоторые отметили, что человек не сможет жить счастливо без детей, других людей.

Интересны данные, касающиеся представлений детей о том, зачем нужна человеку природа. Дети отмечают, что природа нужна для того, чтобы дышать, чтобы жить, остальная часть детей затруднились ответить. Также были и короткие ответы: «выращивать овощи, фрукты, детей кормить, чтобы было хорошо человеку».

Следующий вопрос: «Ты хочешь быть на кого-нибудь похожим? На кого?» Большинство детей из числа опрошенных (42%) хотят быть похожими на своих родителей, на своих братьев и сестер (13%), на героев мультфильмов (Питер Паркер, Пеппи Длинный чулок и др.), кинофильмов (13%), на русалку, ни на кого не хочет быть похожим только один ребенок из группы. Ответы детей свидетельствуют, что большим авторитетом для детей, примером для подражания являются для них в первую очередь, конечно же, их родители. На втором месте после родителей стоят их старшие братья и сестры, на третьем месте герои мультфильмов.

Из мультгероев мальчики хотят быть похожими на Бэтмена, «потому что он сильный и добрый», на Черепашку ниндзя «потому что сильный», на Флэша, так как «он быстро бегает», на Человека-паука - «хочу как у него костюм», на Рейнджера, «потому что он мне нравится, он дерется, ездит на мотоцикле», на Чебурашку, потому что «он добрый», на Панду - «он сильный, отдал свои силы». Девочки больше восхищаются такими героями, как Хлоя «потому что она главная блондинка», Фиалка из Суперсемейки, Мила из «Лунтика», Пуговка из «Папиных дочек», потому что «она забавная и смешная», на Текну, «потому что она красивая». Для мальчиков важно выражение силы в выбранных ими героях, умений, а для девочек больше - красота, внешние характеристики героини.

Старшие дошкольники, особенно девочки, хотят быть похожими на свою маму (32%), потому что «мама милая, хорошая, красивая», а

мальчики (27%) хотят быть похожими на своих пап, так как они «сильные, добрые, умные, хорошие». Также девочки хотят быть похожими на Вику из фильма «Моя любимая няня», потому что она смешная, Артем А. - на старшего брата, так как он большой.

При ответе на вопрос: «На кого из других ребят ты хотел бы быть похожим? Почему?» примерно одна треть детей дали отрицательный ответ, они не хотят быть похожими на кого-либо из своих сверстников. Часть детей отмечает, что хотели бы быть похожими на старшего брата или сестру, а из числа своих сверстников называли редко.

Приведем пример из протокола наблюдений:

Костя: «На Артема, так как он играет со мной, ждет меня».

Бэла: «На Свету, потому что у нас одинаковые юбки и куртки».

Даниил: «На Булата, потому что игрушки у него красивые».

Оля: «На Сашу, потому что у нее длинные волосы и красивые колготы».

Максим: «На Аюра, потому что он мой друг».

Для того, чтобы определить отношение ребенка к самому себе, был задан вопрос следующего характера: «Скажи, когда ты бываешь доволен собой? Недоволен собой? Дети довольны собой в ситуациях когда:

- «ребята меня понимают»;

- «смотрю мультики»;

- «нахожусь дома»;

- «меня не ругают»;

- «мама мной довольна»;

- «рисую и у меня хорошо получается»;

- «играю, назначают дежурным в группе»;

- «приходят гости».

И наоборот, недовольны собой дети в следующих ситуациях:

- «что-то не получается»;

- «окружающие не обращают внимания»;

- «не хотят разговаривать»;

- «дразнят меня»;

Из ответов детей видно, что им комфортно, когда родители ими довольны. Удовлетворенность или недовольство собой дети связывают с эмоциями, которые они переживали в разных ситуациях, но при этом они не сумели выразить отношение к себе, оценку своей деятельности. Чаще в ответах детей находили отражение моменты переживания радостных чувств, связанных с просмотром любимого мультфильма, оказания помощи близким, покупки любимой игрушки, удовлетворенности родителей их пове-

дением. И эти чувства дети выдавали как за удовлетворенность собой. С оценкой деятельности смогли связать лишь часть детей: «доволен собой, когда рисую и у меня что-то получается», «когда не могу справиться с легким заданием, я недоволен собой». Таким образом, у детей имеются не совсем точные представления и понимание того, что значит быть довольным или недовольным собой. Дети не совсем правильно осмысливают данное понятие, сводя его к испытанным ранее чувствам от радостных переживаний. Также для детей старшего дошкольного возраста, как видно из их ответов, немаловажное значение имеет отношение сверстников лично к нему. Дети внутренне эмоционально переживают, когда сверстники не хотят с ними общаться, дразнят, отсюда проявление недовольства собой.

Таким образом, на формирование ценностных ориентаций современного ребенка старшего дошкольного возраста оказывают влияние различные социокультурные факторы, среди которых - среда, телевидение, общение со сверстниками, ценности семьи. Для каждой стадии детства характерны свои интересы, идеалы, игры, отношения, словом, все то, что составляет детскую субкультуру.

Нам было интересно узнать мнение детей о своем детском саде, о месте, где они проводят большую часть времени. Детям были заданы следующие вопросы:

Когда ты приходишь утром в группу, кто тебе радуется, кто тебя ждет? Скажи: дети в группе тебя любят? У тебя много друзей? Что тебе нравится в детском саду больше всего? У вашей воспитательницы всегда хорошее настроение? А плохое бывает? Почему? Что тебе нравится в твоих воспитателях? Если ты не успеваешь выполнить задание на занятии, что делает воспитатель?

Анализ результатов выявил, что дети любят играть в детском саду, что в детском саду нравятся «подруги, воспитатель, девочки и мальчики», им нравится «заниматься на занятиях», «гулять, спать». Дети идут охотно в детский сад и в хорошем настроении, зная, что их ждут и будут им рады.

Беседа с детьми об их отношении к воспитателю показала, половина детей отмечают, что у воспитателя бывает плохое настроение, 14,2% ответили, что иногда воспитательница «ругает», 42,8% ответили, что всегда у воспитательницы хорошее настроение. Большинство детей отмечают, что у воспитательницы бывает плохое настроение, когда они не слушаются ее, «она сердится». Также плохое настроение, когда у воспи-

тателя «болит голова». Таким образом, дети понимают, что их плохое поведение является причиной снижения настроения у воспитателя, и наоборот. Детям нравится, что воспитатели их «воспитывают», объясняют, читают книжки, и когда они «веселые». Дети обращают внимание на внешность воспитателя (глаза, лицо, красивая одежда), часть детей отмечают их доброту, ум, справедливость. Большинство детей ответили, что воспитатель им помогает, часть детей ответили, что доделывают на другом занятии. Ася С. отметила, «воспитатель ругает, поэтому надо успевать».

Таким образом, анализ отношения детей к детскому саду показывает, что им комфортно там находиться. Чаще в ответах детей присутствовали моменты переживаний радостных чувств, связанных с приятной деятельностью в детском саду, удовлетворенностью родителей их поведением. Были, конечно, такие дети, которые затруднялись ответить на поставленный вопрос. В целом, дети очень внимательны к окружающему миру и достаточно к нему позитивно настроены.

Следующий блок вопросов был направлен на изучение представлений детей о себе и своей семье. Детям были предложены вопросы: «Что тебе нравится в твоей семье? Что ты любишь делать дома, Что вы делаете вместе с родителями? Зачем нужны родители?»

Большая часть опрошенных детей любят свою семью, маму, папу, братьев, сестер, свой дом; 14% ответили, что им нравится, как бабушка или мама «вкусно готовят». Такое же количество ответили, что им нравятся их комнаты, то, как им читает мама. Один ребенок ответил, что ему «нравится, когда с ними живет папа». Большинство детей любят дома играть, «любят смотреть телевизор» (например телепередачу «Спокойной ночи, малыши») и «играть на компьютере», «любят помогать маме или папе» (21,4%), 7% ответили по-разному: шить одежду куклам; слушать музыку; лежать на постели; рисовать. Таким образом, как мы видим, дети любят заниматься различными видами деятельности.

Родители нужны детям для того, чтобы «воспитывали, водили в детский сад, помогали засыпать, кормили, покупали вещи». Например, Дима Ф. ответил, «чтобы кормить нас с Аленой (сестрой)». В целом мы видим, что дети связывают ответ с функциями родителей в семье.

Со своими родителями дети играют в настольные игры; ходят к дедушке, в магазин, куда-то едут; спят, рисуют, читают, смотрят телевизор (мультики), кушают, мастерят поделки. Как мы видим, у каждого ребенка свой ответ на

этот вопрос, и лишь 7% ответили, что они ничего не делают.

На вопрос: «Когда ты вырастешь, ты хотел бы, чтобы у тебя была семья, похожая на твою?». Все дети ответили положительно, а один мальчик добавил, чтобы еще и «папа был».

В блоке представления детей о себе и окружающем мире содержался вопрос следующего характера: «Когда ты вырастешь, то кем станешь?». Почти половина опрошенных детей перечислили профессии своих родителей: «продавец», «маникюрист», «помощник машиниста», «фотограф». Вторая половина детей назвали различные профессии: летчик, военный, модель, врач, гонщик, фотомодель, ремонтник. Никита Х. мечтает стать «рыцарем», Ася С. «цветочником или Мэри Кэй». Лишь небольшая часть детей (7,5%) ответили, «что пока еще не решили, кем они будут».

Для выявления увлечений современных детей был задан вопрос: «Назови самые главные для тебя вещи: компьютер, мобильный телефон, телевизор, Интернет, игрушки, книги? Почему?». 43,3% опрошенных детей ответили, что главное для них это «книги и игрушки». Дети любят игрушки, потому что они «очень красивые», а книги - «чтобы много знать». 42,4% назвали «Интернет», потому что «в нем можно все найти», или «много игр можно скачать», 21,9% ответили - «сотовый телефон».

Таким образом, из ответов мы видим, что характерно увлечение игрушками и книгами, но так как мы живем в «веке информации» в нашу жизнь все больше и больше входит компьютер, соответственно и Интернет, а современные дошкольники уже об этом хорошо осведомлены.

Для выявления отношения детей к школе был задан вопрос: «Зачем нужно учиться в школе?» Большинство опрошенных детей ответили: «чтобы много знать» или «чтобы все знать». Остальные дети ответили: «чтобы получать пятерки», «чтобы быть умными», «чтобы на работу устроиться, чтобы буквы знать», «чтобы заниматься», «буквы изучать, математику слушать». Таким образом, мы видим, что дети имеют достаточно четкие представления о школе, знают, чем там занимаются, что учат, отмечают, что школа нужна для знаний и там можно узнать все, что их интересует.

Желание учиться в школе проявляют 96,2% опрошенных детей. Дети очень хотят в школу, чтобы получать новые знания. В ответах детей звучит стремление к обретению самостоятельности. Также были ответы такого плана, как «хочу», «весело изучать скелеты», «там не спят и

пятерки получают», «да, хочу получить образование».

На вопрос: «Что ты любишь рисовать?» большинство девочек отвечают: «человечков, кукол», а мальчики - «роботов, Человека-паука». Остальная часть детей любят рисовать город, дома, животных, природу, человека, лес, принцесс.

Для выявления интересов детей относительно того, что слушают дети, был задан вопрос: «Назови свои любимые песни?». 20,7% назвали песню «Уходи и дверь закрой», 74,3% опрошенных детей назвали различные песни, такие как «Чунга-чанга», «Бай-бай», «Ля-ля», группа «Ранетки», «Мама, милая мама», «Кузнечик», «Здравствуй, мама», «Фонарики», «Мама, знаешь мама».

На вопрос: «Назови свои любимые игры?» 43,2% ответили, что любят играть в компьютерные игры, мальчики в основном называют такие игры, как машины, шашки, шахматы, морской бой, «войнушка». Девочки отдают предпочтение таким играм, как дочки-матери, прятки, догонялки, куклы. Самая любимая техника для детей: компьютер, телевизор, машина, сотовый телефон, самолет.

Для большинства детей сказки - это их любимые книги. Им нравятся такие сказки, как: «Золушка», «Доктор Айболит», «Снежная королева» и другие. Наряду со сказками дети называют свои любимые мультфильмы: «Маленькая фея», «Том и Джерри». Таким образом, видно, что дети любят как зарубежные, так и отечественные сказки, возможно, некоторые они видели и по телевизору, очень любят книжки и особенно рассматривать в них картинки.

Из телепередач дети любят смотреть программу «Спокойной ночи, малыши!», различные мультфильмы, сериалы «Счастливы вместе». Среди прочих называют «Звездный час», «Трансформеры», «Гуманоиды». Детям нравятся такие фильмы, как сериалы «Папины дочки», «Студенты», «Моя любимая няня», «Ранетки». Из мультфильмов дети любят «Том и Джерри», «Доктор Айболит», «Ну, погоди!», «Смешари-ки», «Лунтик», «Скубиду», «Алладин», «Кот Леопольд», «Зорро», «Чип и Дэйл», «Утиные истории», «Чародейки», «101 долматинец», «Дети-шпионы».

Таким образом, из ответов детей мы увидели их отношение к детскому саду, к своей семье, родителям. Анализируя ответы детей, мы попытались представить мир современного ребенка, его интересы, потребности, отношения. Современный ребенок любит свою семью, родителей,

детский сад является носителем системы ценностей. Ребенок достаточно хорошо ориентируется в ближайшем окружении, представляет свое настоящее и будущее. Ребенок способен оценивать то, без чего не могут обойтись люди, знает, что нужно беречь природу. Старшие дошкольники достаточно четко осознают необходимость обучения в школе, позитивно настроены на успешное обучение. Для детей характерна высокая потребность в действиях. Предпочтения детей разнообразны: игровая, изобразительная, музы-

кальная, двигательная и др.

Современные дети активно интересуются мобильным телефоном, компьютером, Интернетом, телевизором. Им нравится совместно с родителями просматривать телепередачи, они мечтают стать сильными, смелыми, как герои мультфильмов. Дети интересуются новой техни-

кой, сложными роботами-трансформерами, коллекционируют биониклов. Круг увлечений детей достаточно разнообразен. Наши дошкольники стремятся стать самостоятельными, что необходимо для будущего школьника. В то же время дети испытывают большую потребность в общении со взрослыми, с членами своей семьи.

В целом, маленькие улан-удэнцы любят свой детский сад, хорошо относятся к своему воспитателю. Они испытывают чувство симпатии к своим сверстникам, проявляют желание с ними играть, многому учатся друг у друга, берут с них пример. В коллективе сверстников в ДОУ формируются начальные навыки коммуникации, сотрудничества, взаимопомощи. Наши дошкольники на жизнь смотрят достаточно позитивно, ясно представляют свое будущее.

Лопсонова Зинаида Баторовна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики начального и дошкольного образования Бурятского госуниверситета. E-mail: [email protected].

Lopsonova Zinaida Batorovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of the department of pedagogy of primary and preschool education, Buryat State University. E-mail: [email protected].

УДК 371.3

© И.А. Маланов

Методологические основания исследования современной социально-педагогической реальности

В статье исследуется проблема осмысления современной социально-педагогической реальности. Автором анализируется развитие теории и практики образования в связи с динамикой изменения социальнокультурного пространства, выявляются методологические основания исследования социально-педагогической реальности в контексте постнеклассической рациональности.

Ключевые слова: методологические основания, философская антропология, педагогика постклассической реальности, феноменология, рефлексивно-гуманистический подход.

© I.A. Malanov

Methodological foundations of modern socio-educational reality research

In the article the problem of understanding the current social and educational reality is studied. The author analyzes the development of theory and practice of education in relation to dynamics of socio-cultural environment changing, identifies methodological foundations of social and educational reality research in the context of post nonclassical rationality.

Keywords: methodological foundations, philosophical anthropology, pedagogy of post-classical reality, phenomenology, reflexive and humanistic approach.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для определения методологических оснований исследования социально-педагогической реальности необходимо проанализировать научно-педагогические работы, выполненные, с одной стороны, в методологии традиционной педагогики, с другой стороны, работы, в которых анализировались традиционные теоретические

построения и опыт осмысления педагогических явлений в русле синергетического и герменевтического подходов, входящих в содержание актуальной теории педагогики.

Такой анализ предполагал выявление содержательных проблем современного образования, обусловленных динамикой социокультурных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.