Н ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ _
УДК 37.013.78 DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10024
Ничипоренко Л.К., Яфизова Р.И., Атарова А.Н.
Исследовательские детерминанты в социальном конструировании современного детства
Ничипоренко Лидия Константиновна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики, Российский государственный педагогический университет (РГПУ) им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия), mail-to-lida@mail.ru Яфизова Римма Иршатовна, Атарова Анна Николаевна -
ассистенты кафедры дошкольной педагогики, РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия)
Введение. В статье представлены результаты многофакторного исследования, объединенного целостным проектом, условно названным «Артефакты детства», в рамках которого изучались социолого-пе-дагогические направления, связанные с соотношением ценностных ориентиров современного мира взрослых и детей. Цель - изучить специфику современного отношения к детству, ценностное отношение детей к миру взрослых и прийти к пониманию определяющих ценностных детерминант социально-личностного развития детей.
Методологической основой исследования являлись: концептуальная модель сознательного и целенаправленного изменения поведения родителей (А. Адлер); концепция культурно-исторического развития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев) личности ребенка в процессе освоения опыта предшествующих поколений при условии взаимодействия со взрослым (Н.Ф. Радионова); понимание ребенка как субъекта детских видов деятельности (Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе и др.).
Результаты исследования:
• определение сущностных и структурно-содержательных характеристик ценностного отношения детей к миру взрослых и обоснование педагогических детерминант, обеспечивающих развитие ценностного отношения к периоду детства;
• обогащение современными данными об организации взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи в процессе формирования ценностных ориентаций взрослых и современных дошкольников.
Выводы. Исследование расширяет психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста в рамках особенностей формирования у них ценностного отношения к миру взрослых, что дает материал для диагностической, коррекционной и педагогической работы с детьми и их семьями.
Ключевые слова: социология детства, ценностное отношение к миру детства, детская субкультура, детские виды деятельности, эксплуатация образа ребенка.
Для цитирования: Ничипоренко Л.К., Яфизова Р.И., Атарова А.Н. Исследовательские детерминанты в социальном конструировании современного детства // Современное дошкольное образование. -2018. - №6(88). - С. 50-61. DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10024
Материалы статьи получены 24.02.2018.
UDC 37.013.78 DOI: 10.2441 1/1997-9657-2018-10024
Social Construction of Modern Childhood: Determinants of Research
Lidia K. Nichiporenko, PhD in Pedagogy, Associate Professor of Preschool Pedagogy Department, Herzen State Pedagogical University, St. Petersburg, Russia
Rimma I. Yafizova, Anna N. Atarova, Assistant Professors of Preschool Pedagogy Department, Herzen State Pedagogical University, St. Petersburg, Russia
Introduction. This paper describes results of an integrated multivariate research project, provisionally called "Artifacts of Childhood", that studied sociological and pedagogical tendencies connected with correlation between the values of the modern adult's and child's worlds. The purpose of this study was to look into the specifics of the modern attitude to the childhood, the child's values-based attitude towards the adult's world, and to develop an understanding of the value determinants of the child's social and personal development.
Methods. Research methods were based on Adlerian conceptual model of a deliberate and purposeful changing of parenting styles (A. Adler); the concept of a cultural-historical development (L. S. Vygotsky, A. N. Leontiev) of the child's personality in the course of mastering the knowledge of previous generations with guidance from an adult (N. F. Radionova); understanding of the child as the subject of child's activities (T. I. Babayeva, A. G. Gogoberidze and others).
Results. Authors defined essential and structural characteristics of the value-based attitude of children towards the adult's world, and established pedagogical determinants that ensure the development of the values-based attitude to the childhood period. Authors received actual data on the interaction between the preschool and the family in the course of shaping the value orientation of adults and modern preschoolers.
Keywords: sociology of childhood, values-based attitude towards child's world, children's subculture, child's activities, exploitation of the child image.
For citation: Nichiporenko L.K., Yafizova R.I., Atarova A.N. (2018). Social Construction of Modern Childhood: Determinants of Research. Preschool Education Today. 6:12, 50-61 (in Russian). DOI: 10.24411/1997-9657-2018-10024
Original manuscript received 24.02.2018.
Введение
Человек как личность определяется системой его отношений с миром. Особое место в этой системе принадлежит ценностным отношениям, которые имеют социально-историческую, культурную обусловленность и связаны с деятельностью человека по осознанию значения определенных явлений действительности для себя как субъекта.
В условиях глобализации и «открытости» общества иным системам ценностей актуальна проблема воспитания человека, способного нести ответственность за собственный ценностный выбор.
Говоря об исторических детерминантах, определяющих обусловленные изменения в системах ценностей, можно выделить ряд новообразующих факторов: экономика, государство, религия, социальная структура общества. При этом роль каждого из факторов не остается неизменной.
В России в конце ХХ - начале XXI века произошли кардинальные изменения во всех областях жизни, которые привели к существенным переменам аксиосферы российского общества и его граждан. Подобные изменения современного «мира взрослых» влияют на внутренний, пока нестабильный и неустойчивый мир ребенка. Ведь каждый ребенок полностью
зависим от мира взрослых, он познает и усваивает субъективную мораль своих родителей, значимых взрослых, окружающих его.
Сегодня становится важным изучить специфику современного отношения к детству, ценностное отношение детей к миру взрослых и прийти к пониманию определяющих ценностных детерминант социально-личностного развития детей.
Ход исследования направлялся рабочей гипотезой о том, что ценностное отношение детей старшего дошкольного возраста к миру взрослых зависит от декларируемого взрослыми ценностного отношения к детям и явлениям окружающей действительности.
В процессе реализации проекта были изучены, исследованы, проанализированы и интерпретированы разнообразные направления, связанные с миром детства, с целью познания детства, социального и психологического характера данного феномена и формирования ценностного отношения к любому ребенку, независимо от его происхождения, возраста и способностей.
Направления и методы исследования
В результате многофакторного исследования, объединенного целостным проектом, условно названным «Артефакты детства», изучались направления, в соответствии с которыми были разработаны диагностические методы, характеризующие исследование как социолого-педагоги ческое:
• артефакты детства поколения Z с презентацией тех предметов, игрушек, одежды и чего угодно, что сопровождало эмоционально на протяжении детских лет, позволяло радоваться и успокаиваться;
• ситуации детства, которые воспитали меня на всю жизнь (автобиографическое эссе);
• игровая субкультура четырех поколений («беби-бумеры», X, Y, Z, использовался метод социологической беседы);
• современная субкультура для детей: чем наполнена, кто ее создает;
• существует ли «детская субкультура»? (анализ сайтов издательств и интернет-магазинов, изучение классификации разделов книг, игрушек; анализ информации для родителей как потребителей услуги; наблюдение за детьми - как они используют центры активности, связанные с детской книгой);
• эксплуатация образа ребенка в рекламе (анкетирование и социологические опросы «Дети в рекламе», аналоговый анализ рекламного контента);
• социальные пространства, создаваемые для детей (заполнение чек-листа в соответствии с индикаторами, с обязательным посещением пространства);
• приоритетные детские виды деятельности: что выбирают взрослые и что интересно детям (метод включенного и не включенного наблюдения за свободной деятельностью детей в детском саду, с фиксацией каждые 20 минут того, чем занимается ребенок, в течение месяца; создание воспитателями ДОО матрицы с показателями видов деятельности, которую они организуют с детьми и соответственно какую деятельность дети сами организуют в свободное время);
• понимание и ценностное отношение к периоду детства наших современников четырех разных поколений (анкетирование с «зеркальными» вопросами);
• отношение детей к миру взрослых на примере трех разных поколений (X, Y, Z, анкетирование, экспериментальные проблемные ситуации);
• ценностные ориентации взрослых и современных дошкольников, отношение к базовым философским категориям (добро, красота, вера, истина и др. с использованием проективных методик для детей, определяющих мотивацию и выбор).
Исследование проводилось в течение трех лет (2015-2018) в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга: дошкольные образовательные учреждения, гимназии, РГПУ им. А.И. Герцена.
Репрезентативную выборку составили:
• дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) в количестве более 570 человек, из социально благополучных семей, со средним уровнем дохода, не отличающихся асоциальными проявлениями; более 90% детей из полных семей, в которых воспитывается два-три ребенка;
• дети в возрасте 16-17 лет в количестве 156 человек (учащиеся старших классов гимназии и студенты первого курса РГПУ им. А.И. Герцена);
• взрослые люди - 258 респондентов, из них 197 женщин и 61 мужчина, возраст респондентов от 20 до 74 лет. У 191 человека есть дети, 39 планируют иметь ребенка в семье.
«Артефакты детства» как результаты исследования
Ребенком быть хорошо!
«Детство является хорошим временем, потому что каждый день начинает жизнь заново без тягот дня вчерашнего» (Каминьска, 2015).
В контексте исследования было изучено мнение двух возрастных групп детей - старшего дошкольного возраста и детей на пороге вступления во взрослую жизнь (16-17 лет). Дети отвечали на вопрос «Хорошо ли быть ребенком?» и поясняли почему. Результатом стали постулаты-утверждения, говорящие о том, что ребенком быть хорошо:
• У тебя много друзей! Друзей легко заводить, легко находить общий язык, для этого не надо быть слишком умным или успешным.
• У тебя много энергии! Ты никогда не устаешь, особенно если тебе интересно.
• У тебя отличная память! Ты помнишь совсем все! Особенно то, что мама с папой стараются «честно забыть».
• Ты совершаешь много открытий! Каждый день ты совершаешь что-то новое и делаешь открытия, которые во взрослом состоянии будут выглядеть как обыденные вещи.
• Ты беззаботен - не приходится решать «взрослые проблемы»: не надо заботиться о благосостоянии, ты не заботишься о себе, о своем будущем, о завтрашнем дне.
• О тебе много кто заботится! Взрослые стараются сделать твой мир более счастливым, дарят подарки, устраивают праздники, путешествия! А когда ты заболел, мама обязательно не пойдет на работу и даже возьмет спать к себе в постель. Тебя любят просто так!
• Тебе легко быть счастливым! Для этого не надо зарабатывать много денег, достаточно найти красивое стеклышко или взять в руки котенка!
• Тебе не жалко времени! Ты вообще не думаешь о времени! Ты живешь вне времени, не живешь переживаниями что что-то не успеешь, не сдашь вовремя проект.
• Твоя фантазия не знает границ! Ты можешь придумать то, что ни за что не придумаешь во взрослой жизни.
В сегодняшнем мире ребенком действительно быть хорошо, легко и весело. Ребенку настолько комфортно быть ребенком, что он задумывается: «А надо ли взрослеть, не будет ли там во взрослом мире хуже, чем сейчас?». Взрослые стремятся сделать для детей как можно больше.
Как много взрослые делают для детей!
Понятие детской субкультуры появилось на рубеже XX и XXI веков в связи с поворотом общественного сознания от понимания ребенка как существа, лишь «готовящегося стать личностью», к признанию самоценности детства в развитии общечеловеческой культуры и возможности участия детей в различных сферах общественной жизни (Абраменкова, 2008).
Детская субкультура - в широком значении -все, что создано человеческим обществом для детей и детьми; в более узком - смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития. В общечеловеческой культуре детская субкультура занимает подчиненное место, и вместе с тем она обладает относительной автономией, поскольку в любом обществе дети имеют свой собственный язык, различные формы взаимодействия, свои моральные регуляторы поведения, весьма устойчивые для каждого возрастного уровня и развивающиеся в значительной степени независимо от взрослых (Абраменкова, 2008).
В своих работах М.В. Осорина отмечает, что детская субкультура - это результат коллективного творчества многих поколений детей. Она передается от ребенка к ребенку в непосредственном общении. Детская субкультура, с одной стороны, достаточно консервативна, но, с другой стороны, она гибко реагирует на события окружающего мира и ассимилирует новую информацию, вводя ее в традиционно детские культуральные структуры (Осорина, 2017).
Собственно, детская субкультура, представленная народными играми, фольклором, детским правовым кодексом, юмором, магией и мифотворчеством, детским философствованием, словотворчеством, эстетическими представлениями детей, сегодня претерпевает значительные изменения в связи с сосредоточенностью взрослых на мире детства.
Взрослые создают для детей разнообразные условия для бытия. Детские музеи и театры все больше ориентируются на маленького посетителя и зрителя, становятся интерактивными, предлагают спектр услуг для семейного досуга. Практически любой торговый центр и ресторан имеет игровые комнаты. Детям предоставляется возможность поучаствовать в кулинарных мастер-классах, поиграть с аниматорами. Открываются магазины для
семейного шопинга, в ассортименте которых одежда, игрушки, посуда и многое другое с логотипами любимых современных мультфильмов и игр (Щенячий Патруль, Полли Робокар, Феи Винкс и др.). Развивается копия «взрослого мира для детей» с детскими парикмахерскими, медицинскими центрами, развлекательными пространствами.
В мегаполисах родители отдают предпочтение культурно-образовательным пространствам, таким как Кидбург, Мастерславль, Лабиринтум и т.д. Наблюдается тенденция в организации детского досуга в подобных центрах, где отмечаются дни рождения.
Педагогический потенциал города тем значительнее, чем полнее осуществляется реализация его возможностей через содержание, формы и методы образовательной деятельности, событийности. В этом контексте возможен процесс создания креативных «островков» среды, периодического воспроизводства желаемых «эталонов», чтобы не потерять образцы, передать (даже без претензии на тиражирование, хотя бы только передать) в пространстве и времени (Чичканова, 2014).
Таким образом взрослый мир решает:
• В какие игрушки будет играть ребенок? Современная индустрия по созданию игрушек выпускает огромное количество атрибутов для игр детей. У ребенка исчезает потребность придумывать, мастерить костюмы, элементы обстановки для игры, также нет необходимости использовать предметы-заместители. Мы сталкиваемся с рядом проблем, пытаясь классифицировать современные детские игрушки, т.к. представители разных наук -психологи, психотерапевты, педагоги - используют разные принципы. Также отсутствует психологическая классификация игрушек, появившихся в большом количестве в последние десятилетия, таких как игрушечное оружие, игрушки-герои современных мультфильмов, игрушки-«страшилки» (Иванова, 2011).
• В какие игры будет играть ребенок? Сегодня возрождается интерес к настольно-печатным играм. Настольные игры для семейного досуга в России имеют длинную и интересную историю (Костюхина, 2013).
• Какую одежду будет носить ребенок? Очевидно возвращение идеалов Средневековья, когда дети воспринимались «маленькими копиями» взрослых. Сегодня данная тенденция отражается в стиле одежды «family look», когда дети и родители одеты идентично. Исследования в области техно-
логичности подобных комплектов (взрослого и детского платья) доказывают его экономическую состоятельность (Нуруллина, Кузнецова, Абуталипова, 2017).
• Какие мультфильмы будут смотреть дети? Мультфильм для ребенка - это целый мир со своими правилами, которые ребенок непроизвольно транслирует в игры и общение. Посредством мультипликационных фильмов дети узнают и понимают, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Дети начинают применять в жизни знания, полученные из мультфильмов, подражают главным героям. Начинают играть в героев, жить в их мире, говорить их языком. Без объяснения взрослого не разделяют положительные и отрицательные стороны своего любимого героя, не разграничивая вымысел и реальность, они принимают за образец любимого героя полностью, целиком (Лалетина, 2009).
• Какие книги будут читать дети? Современные книги для детей разнообразны по содержанию, оформлению, материалу. Начиная от переиздания классических детских книг XIX-XX веков до современных изданий с технологией дополненной реальности. Дополненная реальность способна предоставить ребенку информацию об объектах, которые его окружают, она совмещает в себе реальное и виртуальное (Мурашов, Смоленцева, 2016). Появились «интерактивные» книги, в них предлагается открыть «секретный кармашек» и посмотреть, что там находится; потрогать часть страницы, засунуть пальцы в отверстие в книге, чтобы у героя появились лапки или ушки, книги со звуками и т.д.
Стремление взрослых сделать книгу универсальным развивающим пособием приводит к созданию книг из разнообразного материала. Книги для детей можно разделить на несколько категорий: классическая и современная художественная литература, книги по мотивам современных мультфильмов, книги с творческими и познавательными заданиями, энциклопедии, книги с практическими заданиями по отдельным системам воспитания и обучения детей (М. Монтессори, Г. Доман и др.).
Таким образом, перед взрослыми стоит нелегкая задача: сделать выбор, какая книга будет полезна и интересна ребенку, и они пытаются решить ее разными способами.
С одной стороны, книжные магазины и издательства организуют рекламные компании по продвижению книг для детей; создают классификации детских книг: тонкие книги, читаю сам, рассказы в картинках, книги для маль-
чиков, книги для девочек, книги про животных; организуют встречи с детскими писателями, психологами, которые рассказывают об особенностях детских книг, правилах выбора книги для ребенка; публикуют обучающие материалы на сайте, например, «Книги хорошие, книги плохие. Учимся выбирать» (Аромштам, 2018).
С другой стороны, взрослые при выборе книг для детей ориентируются на личный опыт общения с книгой. В сети Интернет создаются сайты, а в социальных сетях аккаунты, сообщества, где обсуждаются книги для детей.
К сожалению, в решении данной задачи взрослые часто забывают узнать у самих детей, а какая книга ему нравится, какую книгу хотелось бы посмотреть, почитать? Сегодня в книжных магазинах книги можно брать с полок, листать, читать. Почему взрослые не доверяют выбору ребенка?
Для того чтобы книга стала ребенку интересной, взрослому необходимо «открывать» ее вместе с ребенком: рассматривать иллюстрации, читать и обсуждать, соотносить текст и изображение, удивляться тому, что узнали, и т.д. Ребенок дошкольного возраста нуждается в такой совместной деятельности, иначе книги на полках останутся лишь предметом интерьера детской комнаты.
Сегодня дети не создают субкультуру. Они являются потребителями готового контента, нет необходимости изобретать и придумывать, фантазировать, создавать уникальные артефакты детства.
Взрослый мир определяет актуальную деятельность для детей
Развитие ребенка происходит в деятельности (Божович, 2008, Рубинштейн, 2009, Кравцов, 2013). Деятельность детей определяется не только особенностями развития, возможностями, потребностями и интересами самих детей, но и социальной ситуацией развития как «особого социального пространства, которое взрослый создает для развития детской личности» (Веракса, 2014).
Воплощение идеи предоставления ребенку возможности действовать, как условие его развития, имеет несколько вариантов. Первый подразумевает ведущую роль взрослых в организации деятельности детей. Взрослые определяют ее логику и приоритетность - это оправдывается тем, что взрослый «лучше знает», что необходимо ребенку для его развития.
Второй вариант предполагает рассмотрение ребенка как способного самостоятельно
выбрать интересную для себя деятельность, организовать ее и получить результат или удовлетворить свои потребности в самом процессе выполнения.
В третьем варианте происходит интеграция первых двух, то есть предполагается равномерное распределение времени на деятельность, регламентируемую педагогом и самостоятельно выбранную детьми (Гогоберидзе, Атарова, 2015).
Выбор варианта организации разнообразных видов детской деятельности зависит от ценностного отношения взрослых к самому ребенку, группе детей и в целом к периоду детства.
В контексте изучения вопроса, какие виды деятельности для детей организуют взрослые и что выбирают сами дети; как распределяется время на самостоятельную и регламентированную деятельность детей, были получены следующие результаты.
Наиболее часто, по мнению педагогов, они играют с детьми. У детей в свободное время игра занимает больше времени, чем вся другая деятельность. Интересно, что взрослые имеют в виду дидактические, развивающие, подвижные игры, то есть игры с четкими правилами и связанные с обучением дошкольника. Сами дети выбирают сюжетно-ролевые игры, театрализованные, режиссерские, строительные, то есть игры, связанные с творчеством, самовыражением, воплощением фантазий.
Таким образом, можно предположить, что взрослые не видят и не понимают «развивающего значения [игровой] деятельности. Игра все чаще рассматривается как развлечение, бесполезный досуг, которому противостоит целенаправленное обучение» (Смирнова, 2013).
Второе место по значимости педагоги отдают продуктивной деятельности с получением материального продукта. Идеальный продукт деятельности (сочиненная песня, стихотворение, танец и т.д.) отметили только 6% взрослых (Гогоберидзе, Атарова, 2015). У детей отмечается более широкий спектр форм продуктивной деятельности, когда предоставляется возможность действовать самостоятельно. Помимо лепки, рисования и конструирования дети с удовольствием раскрашивают, вырезают ножницами, рисуют по трафаретам, собирают поделки из природного материала, создают атрибуты для игр.
Интересно, что на третьем месте по популярности у педагогов находится познавательно-исследовательская деятельность: проведение вместе с детьми наблюдений, опытов,
экспериментов. А у детей данная деятельность занимает лишь пятую позицию. Возможно, это связано с желанием педагогов оградить детей от возможных травм, связанных с познанием окружающего мира, либо нежеланием «убирать грязь» после детского экспериментирования, либо педагоги не видят в самостоятельной деятельности детей действий, носящих познавательный характер.
Третье место у детей занимает деятельность, связанная с восприятием художественной литературы, рассматриванием иллюстраций.
Таким образом, одна из проблем современного детства заключается в чрезмерной регламентации взрослыми деятельности детей. Это относится не только к видам и формам детской деятельности, но и ее содержанию. Именно взрослый, в большинстве случаев, определяет, что, когда и как будет делать ребенок, и придумывает разнообразные способы и приемы вовлечения ребенка в данную деятельность.
Взрослым стоит присмотреться, чего хочет сам ребенок, какая деятельность ему нравится, какое содержание вызывает у него интерес, и предоставить ребенку возможность самому выбирать, чем, когда и как он будет заниматься.
Кто он, современный родитель?
Современный родитель занят, успешен, много работает. Видимая заинтересованность делами ребенка в детском саду, его интересами, чувствами - отсутствует. Родитель считает, что у его ребенка нет и не может быть проблем и сложностей, ведь период детства сам по себе беззаботен.
Детские шалости и «детские вопросы» родитель не приветствует - это быстро утомляет. Он работает, стремясь обеспечить ребенку достойную материальную жизнь, и хочет, чтобы это было оценено. в том числе и ребенком.
Времени играть с ребенком у взрослого просто нет, да и он считает это время бесцельно проведенным. Более охотно родитель записывает свое чадо во множество кружков, отвечающих за интеллектуальное развитие, или спортивные секции, в которых его ребенка научат дисциплине, собранности.
Ожидания родителя чрезмерны: «чтобы дети вели себя как взрослые, выигрывали в конкурсах, вели себя как лидеры, могли самостоятельно справляться со своими эмоциями».
Родители увлечены ранним интеллектуальным развитием, а в детях востребованы и воспитываются такие качества, как успешность, предприимчивость,
лидерство, подготавливая детей таким образом, к жизни в мире взрослых, где взрослый -это «человек ответственный, справедливый, самостоятельный, адекватный, умеющий принимать решения (60% ответов), а самое важное в мире взрослых - это работа, самореализация, карьера и деньги (40% ответов)».
Эксплуатация образа ребенка взрослым миром
Реклама информирует о наличии товара, его цене, но главной функцией рекламы остается побуждение к покупке. С целью выполнить свое предназначение, реклама стремится найти способ привлечь внимание и побудить покупателя приобрести товар.
Все чаще на телеэкранах мелькает реклама с участием детей. Интересно, почему это происходит? Дети используются не только в рекламе детских товаров, но и во «взрослой» рекламе. Фотографии и изображения детей чаще всего рассчитаны на женщин, но также используются и в рекламе, ориентированной на мужчин. Использованием образа ребенка несложно побудить потенциального потребителя к покупке.
Нами был изучен рекламный контент широкого охвата и было выявлено, что эксплуатация образа ребенка в рекламе представлена очень разнообразно, «ребенок охватывает» практически все, что покупается и продается, зачастую то, что к нему не имеет никакого отношения:
• продукты питания;
• косметика и парфюмерия;
• корма для животных (собак и кошек);
• бытовая химия, салфетки, особенно туалетная бумага;
• бытовая техника;
• автомобили;
• услуги, не относящиеся к детям, например, тату-салоны;
• провайдеры и сотовые операторы;
• строительный бизнес и недвижимость;
• банковское обслуживание и страховые компании...
В социальной рекламе, в рекламе популяризации спорта и здорового образа жизни ребенок выглядит относительно «к месту», если не учитывать то, что остается «за кадром», а именно: множественные НЕДЕТСКИЕ кастин-ги, истерики неудовлетворенных родителей и сложные съемки. Соответственно, результатом становится формирование неадекватно заниженной или завышенной самооценки у детей, нарушение социализации и ценностных ориентиров у детей.
Более того, согласно Федеральному закону «О рекламе», в целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта в рекламе не допускается «побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар; создание у несовершеннолетних впечатления о том, что обладание рекламируемым товаром ставит их в предпочтительное положение перед их сверстниками; формирование комплекса неполноценности у несовершеннолетних, не обладающих рекламируемым товаром» и др. (Федеральный закон №38-Ф3, ст. 6, 2006).
Детские образы в рекламе вызывают умиление, но это все предположения. Обратимся к самой известной теории мотивации А. Маслоу и классификации потребностей, которая помогает выявить природу оказывающих влияние на потребителя «эмоциональных стимулов», обратиться к психологическим потребностям и попробовать их удовлетворить (Маслоу, 2007).
Дети выступают в качестве наиболее сильных стимулов для взрослого человека, так как ребенок может удовлетворить сразу несколько главных психологических потребностей:
• потребность в принадлежности и любви (дети любят своих родителей, и при рождении ребенка взрослый попадает в «общность родителей»);
• потребность в уважении (дети уважают, почитают, одобряют своих родителей, хотят быть на них похожими);
• потребность в самоактуализации.
Таким образом, использование образа ребенка в рекламе эффективно для продаж и обогащения за счет непосредственного образа детства со всем тем, что сопровождает данный феномен, а именно: детская непосредственность, естество, неразвитость многих способностей взрослого человека или, наоборот, неадекватно высокий уровень развития какой-либо данности или качества.
Ребенком быть плохо!
«Взрослые никогда ничего не понимают сами, и для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать» (Сент-Экзюпери, 2018).
• Тебя никто не понимает так, как ты хочешь!
• Тебя никто не воспринимает всерьез! Родители относятся к тебе как к маленькому, неопытному. «Ты еще маленький! Ты не поймешь!». Тебя выгоняют из комнаты, когда
взрослые говорят про что-то важное и серьезное. Твои проблемы не воспринимаются всерьез и кажутся родителям незначительными.
• Тебя легко обмануть!
• У тебя нет выбора! Тебе приходится есть то, что взрослые считают нужным и полезным, и тогда, когда они считают нужным. Родители всегда заставляют делать то, что ты сейчас не хочешь делать.
• Ты беззащитен и ограничен в своих возможностях и способностях.
• Ты не можешь проявлять самостоятельность. Нельзя самостоятельно принимать решения, обо всем нужно спрашивать разрешения родителей.
• Огромное количество информации из внешней среды поступает в разум, а возможности фильтровать ее, отсеивая ненужное, нет.
А что хочет ребенок?
Современные дети из приличных семей не играют во дворах, а сидят за компьютерами, ходят в кружки и гуляют в парке с нянями. Они вырастут совсем не такими, как их родители. И мы пока не знаем, какими именно.
Трансформация детской субкультуры связана не только и не столько с появлением сети Интернет и гаджетов. Почему современные дети не гуляют во дворе?
Есть несколько причин, по которым дети дошкольного и младшего школьного возраста не могут гулять самостоятельно, без присмотра взрослых:
• большинство (более 80%) родителей считают, что гулять во дворах в наше время опасно, и поэтому стараются ограничить пребывание детей во дворах;
• отсутствие достаточного времени для отдыха - сегодня дети перегружены в образовательных учреждениях, занятиями в кружках, секциях, клубах;
• дети разучились играть в дворовые игры, и исчезла главная мотивация гуляния во дворах.
Где «гуляют» современные дети? Чем они хотят занимать, по мнению взрослых?
Появляется все больше детских каналов на YouTube, становится популярным детское блогерство, практически у каждого младшего школьника есть смартфон или планшет с выходом в сеть Интернет, где он играет в онлайн-игры и общается с друзьями.
Кому выгодны детские каналы и блоги, содержащие обзоры игр и игрушек? В первую очередь родителям. YouTube является источ-
ником дохода, т.к. набрав определенное количество просмотров своего видео, человек получает возможность заработать на нем и его популярности: это и размещение рекламных баннеров, рекламы и т.д. Кроме того, производители игрушек предлагают родителям сотрудничество и присылают свои товары бесплатно, чтобы ребенок рассказывал о них и соответственно популяризировал товар. Поэтому данный вид новой детской субкультуры выгоден производителям игрушек. И, наконец, ребенок становится «звездой» сети. Выгода для ребенка очень сомнительная и временная: ребенок получает игрушки, популярность и зависть сверстников, но выгодой это назвать сложно.
Игрушка для ребенка - это всегда чудо, интрига, радость, вера в чудеса. Благодаря недетским каналам в интернете все «чудо» игрушки пропадает. Ребенок - автор видеосюжетов -становится корыстным и участвует в системе маркетинга с юных лет. Дети, которые смотрят видео, «заражаются» жаждой заполучить игрушку, как у популярного мальчика с экрана.
Интрига подарка пропадает, ребенок видит, как собирать игрушку, как с ней играть, какие у нее преимущества и недостатки, появляется несвойственный детскому возрасту прагматизм.
Сложно представить, какой вред наносят родители своему ребенку, создавая детский канал. Ребенок будет осознавать свою популярность и страдать с ее утратой со временем. Кроме того, сотрудничество с производителем предполагает выполнение определенных условий: если подписан контракт или он присылает игрушки на договоренностях, ребенок должен рекламировать их на камеру, как наемный актер, нравятся они ему или нет.
Ребенок о себе и том, что ценно в детстве
Ребенок - это «тот, кто когда-то родился», «кто умеет веселиться и ходит в школу или в детский сад», «кого больше всего любит мама», «человек, который вечно лезет куда-то», «маленький человек, который живет в большом мире», и главное - «будущий взрослый человек». К старшему дошкольному возрасту дети осознают, что они еще не взрослые люди, но станут ими обязательно, и что мир взрослых и мир детей отличаются.
Мир взрослых для современного ребенка состоит из его семьи (родителей и ближайших родственников) и их интересов.
«Что самое важное в мире ребенка?», игнорируя неодушевленную форму вопроса,
дети отвечают «МАМА», «...чтобы мама была всегда рядом», «родители, семья», «чтобы ребенка любили, понимали, обращали на него внимание, разговаривали с ним», «чтобы родители любили и правильно воспитывали».
Ребенок сравнивает себя со взрослым, характеризуя его «это тот, кто выше, тот, кто вырос, это тот, кто знает больше, чем я». И оценивает с точки зрения той роли, которую взрослые играют по отношению к нему: «мама меня кормит, заботится обо мне».
Он реально и критично оценивает как преимущества, так и тяготы взрослой жизни, видит положительные стороны своего статуса «маленького ребенка». Лишь 12% детей хотят быть взрослыми (чтобы иметь детей; чтобы зарабатывать деньги; чтобы принимать самостоятельные решения).
Более 80% детей НЕ ХОТЯТ быть взрослыми! И главная причина в том, что «надо много всего делать, на работу надо ходить», «очень много обязанностей», «они очень устают на работе», «очень много работы, каникул нет и на работе очень строгие начальники, как учителя», «нелегко у них, у взрослых, еще и в армию надо идти».
Не менее значимая причина для детей - это нежелание терять «привилегии детства»: «скучно быть взрослым», «когда ты маленький - тебе все покупают», «когда ты ребенок, тебя любят больше чем, когда ты взрослый», «взрослые не могут так радоваться, как радуются дети», «о них никто не заботится, они не могут в любой момент увидеться с друзьями - им это сложно».
Современному ребенку свойственна ранняя интеллектуализация, он поражает глубиной и точностью своих ответов: «не хочу быть взрослым, так как он раньше умрет, самое главное для взрослого - его сердце, взрослым не хватает добра».
Не от взрослых ли зависит то, как дети видят нашу взрослую жизнь, и доступно ли им познавать с помощью взрослых удовлетворение от труда и радость от деятельности? Что может аккумулировать ребенок, который воспринимает жизнь значимого взрослого через призму постоянных тягот, усталости и проблем? Давайте добавим к этому еще и чувство вины, которое опосредованно формирует взрослый у ребенка: «я так много работаю и устаю, чтобы у тебя были хорошие игрушки, чтобы ты ходил на интересные занятия», - говорит взрослый.
А в этом ли нуждается ребенок? Ребенок чувствует себя одиноким, говоря, что взрослый недостаточно проводит с ним времени, часто занят и находится в плохом настроении.
Отвечая на вопрос «Чегоребенку не хватает в жизни?», большинство детей (64%) говорят о родителях! И это учитывая, что в исследовании принимали участие дети из социально благополучных семей, 90% из которых растут и воспитываются в полных семьях («не хватает родителей - они все время ругаются на ребенка», «родителей, чтобы всегда были рядом», «родителей, которые очень заняты», «внимания от взрослых», «доброты, любви родителей»).
18% детей утверждают, что им не хватает в жизни времени для отдыха, для прогулок и игр. Дети не успевают играть! «Ребенок мало гуляет, как я, шесть тренировок у меня, я почти не гуляю» (Игнат Т., 6,7). 12% детей считают, что детям не хватает качеств, которые помогут им взрослеть: самоуверенности, самостоятельности, умения делать все как взрослые. И лишь 3% детей говорят о тех или иных игрушках!
Что бы ребенок изменил во взрослом мире, если бы у него была такая возможность? Решение детьми проблемных ситуаций не удивляет, вердикт единодушен: «чтобы отпускали их с работы пораньше», «чтобы был огромный недорогой магазин с продуктами и не тратить на это время в выходной день», «чтобы взрослые не делали плохого и хорошо воспитывали своих детей», «чтобы они отдыхали пять дней в неделю, а работали два», «чтобы они вернулись в детство, и зарплата была высокая», «чтобы они не зарабатывали так тяжело деньги, а деньги им так просто давали» и «чтобы не старели, не умирали, а жили вечно».
Поколение, которое сейчас растит и воспитывает детей, воспитывалось родителями, которые не были более свободными от работы и им не жилось легче, нежели нынешнему, но дети 1970-80-х (сегодняшние родители) мечтали пойти в школу, быстрее вырасти и стать взрослыми. А общения было достаточно во дворе со сверстниками в процессе непосредственных детских видов деятельности, которые так естественны и сейчас для ребенка. На все хватало времени и у ребенка, и у родителя, хотя были многочасовые очереди за продуктами и любыми иными материальными благами.
В результате исследования было выявлено, что в среднем современный родитель тратит времени больше на общение и потребление информации в виртуальном мире, нежели на общение, чтение и игру с ребенком. Ребенок, испытывая необходимую потребность в общении и принятии, вынужден ее удовлетворять там же, - другие возможности ему практически недоступны (Яфизова, 2013).
А что изменили бы дети в мире детей, если бы у них была такая уникальная возможность? Они бы сделали так, чтобы «дети были счастливыми, радовались и жили всегда с родителями», «слушались и помогали родителям», «чтобы исполнялись желания, а детям не нужен был антистресс», «чтобы они больше общались с родителями»!
Ребенок, современное детство меняется под влиянием социокультурной ситуации, но при этом оно же сохраняет то, что свойственно детству всегда.
Давайте услышим ребенка! Давайте поймем, какого взрослого и с какими ориентирами ждет современный ребенок?
Заключение
В современном мире для ребенка делается практически все. Взрослый мир старается создать неповторимое пространство и время для жизни и развития ребенка, вкладывая безграничный ресурс в детство.
Бескорыстен ли взрослый мир относительно детства? Все ли то, что делается во имя ребенка, делается для ребенка?
Закономерность такова, что чем больше взрослый вкладывает в малыша, тем больше ожидает от него.
Взрослые так много делают для ребенка, но не делают ничего, чтобы ребенок принимал взрослый мир позитивно и хотел взрослеть. Взрослым кажется, что потребности и желания детей ограничиваются аквапарками, планшетами и разнообразными игрушками. На самом деле это не так. Сегодняшнее поколение старших дошкольников, уставшее от постоянной гонки в развитии и соответствия ожиданиям взрослых, хочет самого простого, но столь недоступного - быть ребенком, вот тем, которым быть хорошо!
Результаты исследования расширяют психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста в рамках особенностей формирования у них ценностного отношения к окружающему миру взрослых, что дает материал для диагностической, кор-рекционной и педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями. ■
Литература
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: Учебное пособие. - М.: ПЕР СЭ, 2008. - 431 с.
2. АромштамА. Книги хорошие, книги плохие // Издательство Мелик-Пашаев [Электронный ресурс]/ URL: http://www.melik-pashaev.ru/ pages/about_us. - Дата обращения: 08.04.2018.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.
4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте // Дошкольная педагогика и психология: Хрестоматия / Ред.-сост. Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. -С. 8-21.
5. Гогоберидзе А.Г., Атарова А.Н. Детские инициативы и деятельность для детей: проблемы и противоречия // Детский сад: Теория и практика. - 2015. - №1. - С. 6-15.
6. Иванова Е.С. Анализ различных подходов к классификации детской игрушки // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. - Саратов: ФГБОУ ВО Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, 2011. - Вып. 3. - С. 71-73.
7. Каминьска А. Симона. Рассказ о необыкновенной жизни Симоны Коссак. - Краков: Выдавництво Литерацке, 2015. - 336 с.
8. Костюхина М.С. Детский оракул. По страницам настольно-печатных игр. - М.: Новое литературное обозрение, 2013. - С. 656.
9. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психология и педагогика обучения дошкольников: Учебное пособие. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. -264 с.
10. Лалетина А.Ф. Культурообразующее значение мультипликации // Научная электронная библиотека Elibrary.ru [Электронный ресурс]. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id = 18775622. - Дата обращения: 06.04.2018.
11. Маслоу А Мотивация и личность: научное издание. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2016. - 400 с.
12. Мурашов АА, Смоленцева Л.В. Виртуальная реальность и дополненная реальность: взгляд на будущее // Сборник трудов молодых ученых УВО «Университет управления «ТИСБИ». - Казань: Университет управления «ТИСБИ», 2016. - С. 91-96.
13. Нуруллина Г.Н., Кузнецова Т.Е., Абуталипова Л.Н. Сокращение материалоемкости в производстве трикотажных изделий путем использования стиля «Family look» // Вестник Казанского технологического университета. - 201 7. - Т.20. - №20.- С. 77-78.
14. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. - СПб.: Питер, 2017. - 304 с.
15. Российская Федерация. Законы. О рекламе. Федеральный закон: принят Госдумой 22 февраля 2006 г.; одобрен Советом Федерации 3 марта 2006. [Электронный ресурс]. - URL: https://rg.ru/2006/03/15/reklama-dok.html, свободный. - Загл. с экрана. - на русск. яз. - Дата обращения: 09.04.2018. - (Актуальный закон).
16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2009. - 713 с.
17. Сент-Экзюпери А Маленький принц. -М.: Эксмо, 2018. - 160 с.
18. Смирнова Е.О. И гра в современ ном дошкольном образовании // Психологическая наука и образование. - 2013. - №3. - С. 92-98. [Электронный ресурс]. - URL: http://psyedu.ru/ journal/2013/3/3402.phtml, свободный. - Дата обращения: 07.04.2018.
19. Чичканова ТА Пространство города как предмет педагогического исследования (к постановке проблемы). Эдукология и Педагогика // Интернет-журнал Науковедение. - 2014. - Вып. 4 (23). - июль-август [Электронный ресурс]. - URL: https:// naukovedenie.ru/index.php?p= issue-4-14. - Дата обращения: 08.04.2018.
20. Яфизова Р.И. Особенности социализации ребенка дошкольного возраста в условиях современного образовательного пространства семьи и детского сада // Диссеми нация результатов научных исследований в практику дошкольного образования: Сборник научных статей по материалам международной конференции. РГПУ им. А. И. Герцена, Институт детства. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. - С. 304-309.
References
1. Abramenkova V.V. (2008) Social'naja psihologija detstva [Social psychology of childhood]. Moscow. PER SJe Publishing.
2. Aromshtam A. Knigi horoshie, knigi plohie [Books are good, books are bad]. Melik-Pashaev Publishing [Electronic resource]. URL: http://www.melik-pashaev.ru/pages/about_us. Date: 08.04.2018.
3. Bozhovich L.I. (2008) Lichnost' i ee formirovanie v detskom vozraste [Personality and its formation in childhood]. Saint-Petersburg. Piter Publishing.
4. Chichkanova T.A. (2014) Prostranstvo goroda kak predmet pedagogicheskogo issledovanija (k postanovke problemy) [The city
as a subject of pedagogical research (statement of the problem)]. Internet-zhurnal Naukovedenie [Online Journal of Science]. Vol. 4 (23). [Electronic resource]. URL: https://naukovedenie.ru/index. php?p=issue-4-14. Date: 08.04.2018.
5. Federal'nyj zakon o reklame: prinjat Gosdumoj 22 fevralja 2006 g.; odobren Sovetom Federacii 3 marta 2006 [Federal Law on Advertising: adopted by the State Duma on February 22, 2006; approved by the Federation Council on March 3, 2006]. [Electronic resource]. URL: https://rg.ru/2006/03/15/reklama-dok.html, Date: 09.04.2018.
6. Gogoberidze A.G., Atarova A.N. (2015) Detskie iniciativy i dejatel'nost' dlja detej: problemy i protivorechija [Children's initiatives and activities for children: problems and contradictions]. Detskij sad: Teorija i praktika [Kindergarten: Theory and Practice]. 1, 6-15.
7. Ivanova E.S. (2011) Analiz razlichnyh podhodov k klassifikacii detskoj igrushki [Analysis of various approaches to the classification of children's toys]. Izvestija Saratovskogo universiteta. Serija: Filosofija. Psihologija. Pedagogika [News of Saratov University. Series: Philosophy. Psychology]. Saratov: FGBOU VO Saratovskij nacional'nyj issledovatel'skij gosudarstvennyj universitet im. N.G. Chernyshevskogo [Saratov National Research University Publishing]. 3, 71-73.
8. Kamin'ska A. (2015) Simona. Rasskaz o neobyknovennoj zhizni Simony Kossak [Simone. The story of the extraordinary life of Simone Kossak]. Krakov: Vydavnictvo Literacke Publishing.
9. Kostjuhina M.S. (2013) Detskij orakul. Po stranicam nastol'no-pechatnyh igr [Children's Oracle. On the pages of desktop-printed games]. Moscow. Novoe literaturnoe obozrenie [New Literary Review Publishing]. 656.
10. Kravcov G.G., Kravcova E.E. (2013) Psihologija i pedagogika obuchenija doshkol'nikov: Uchebnoe posobie [Psychology and pedagogy of preschool education: Textbook]. Moscow. MOZAIKA-SINTEZ Publishing.
11. Laletina A.F. Kul'turoobrazujuwee znachenie mul'tiplikacii [Cultural significance of animation]. Elibrary.ru [Electronic resource]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id = 18775622. Date: 06.04.2018.
12. Maslou A. (2016) Motivacija i lichnost' [Motivation and personality]. Saint-Petersburg. Piter Publishing.
13. Murashov A.A., Smolenceva L.V. (2016) Virtual'naja real'nost' i dopolnennaja real'nost': vzgljad na buduwee. Sbornik trudov molodyh
uchenyh UVO «Universitet upravlenija «TISBI» [Virtual reality and augmented reality: a look at the future. Collection of works of young scientists of the University of Management TISBI]. Kazan': Universitet upravlenija «TISBI» [University of Management TISBI Publishing]. 91-96.
14. Nurullina G.N., Kuznecova T.E., Abutalipova L.N. (2017) Sokrawenie materialoemkosti v proizvodstve trikotazhnyh izdelij putem ispol'zovanija stilja «Family look» [Reduction of the material consumption in the production of knitted goods by using the style "Family look"]. Vestnik Kazanskogo tehnologicheskogo universiteta [Bulletin of Kazan Technological University]. Vol.20. 20, 77-78.
15. Osorina M.V. (2017) Sekretnyj mir detej v prostranstve mira vzroslyh [Secret world of children in the world of adults]. Saint-Petersburg. Piter Publishing.
16. Rubinshtejn S.L. (2009) Osnovy obwej psihologii [Fundamentals of general psychology]. Saint-Petersburg. Piter Publishing.
17. Saint-Exupery A. (2018) Malen'kij princ [The Little Prince]. Moscow. Eksmo Publishing.
18. Smirnova E.O. (2013) Igra v sovremennom doshkol'nom obrazovanii [Play in a modern preschool education]. Psihologicheskaja nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education]. 3, 92-98. [Electronic resource]. URL: http://psyedu.ru/journal/201 3/3/3402.phtml. Date: 07.04.2018.
19. Veraksa N.E., Veraksa A.N. (2014) Social'naja situacija razvitija v doshkol'nom vozraste. Doshkol'naja pedagogika i psihologija: Hrestomatija [The social situation of development in preschool age. Preschool Pedagogy and Psychology: Chrestomathy]. Moscow. MOZAIKA-SINTEZ Publishing. 8-21.
20. Yafizova R.I. (2013) Osobennosti socializacii rebenka doshkol'nogo vozrasta v uslovijah sovremennogo obrazovatel'nogo prostranstva sem'i i detskogo sada. Disseminacija rezul'tatov nauchnyh issledovanij v praktiku doshkol'nogo obrazovanija: Sbornik nauchnyh statej po materialam mezhdunarodnoj konferencii. RGPU im. A. I. Gercena, Institut detstva [Features of socialization of the child of preschool age in the conditions of modern educational space of a family and a kindergarten. Dissemination of the results of scientific research into the practice of preschool education: Collection of scientific articles on the materials of the international conference]. Saint-Petersburg. Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena [RGPU them. A.I.Herzen, Institute of Childhood Publishing]. 304-309.