Научная статья на тему 'Образ мира у детей старшего дошкольного возраста'

Образ мира у детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
560
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зырянова Н.М.

Целью статьи является описание результатов исследования картины мира у детей старшего дошкольного возраста, родившихся в конце ХХ и начале ХХI века. Анализируются ответы детей 6-летнего возраста на вопросы интервью, проведенного в 1990-х и 2009-2010 годах. Использование методов качественного анализа позволило выявить изменения аттитюдов дошкольников, связанные с социально-экономическими переменами в России, а также выявить факторы, определяющие стабильность базовых представлений дошкольников о мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образ мира у детей старшего дошкольного возраста»

Образ мира у детей старшего дошкольного возраста

Зырянова Н. М.,

кандидат психологических наук, доцент кафедры психогенетики МГУ им. М.В.Ломоносова, Москва, Россия

Аннотация. Целью статьи является описание результатов исследования картины мира у детей старшего дошкольного возраста, родившихся в конце ХХ и начале XXI века. Анализируются ответы детей 6-летнего возраста на вопросы интервью, проведенного в 1990-х и 2009-2010 годах. Использование методов качественного анализа позволило выявить изменения аттитюдов дошкольников, связанные с социально-экономическими переменами в России, а также выявить факторы, определяющие стабильность базовых представлений дошкольников о мире.

В статье описаны результаты исследования влияния социально-экономических изменений на аттитюды детей старшего дошкольного возраста. Исследование было выполнено сотрудниками кафедры психогенетики факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова (руководитель М.С.Егорова). В 1990-х годах был проведен первый этап исследования, в 2009-2010 годах - второй. Проекты были поддержаны Российским гуманитарным научным фондом. Результаты первого этапа изложены в книге "Из жизни детей дошкольного возраста" (Егорова М.С., Зырянова Н.М., Пьянкова С.Д., Чертков Ю.Д. 2001).

Выборку исследования составили дети 6-летнего возраста, посещающие детские сады г. Москвы. Методы исследования - качественный анализ структурированного интервью, состоящего из 55 вопросов, направленных на изучение представлений дошкольников об окружающем мире. Вопросы касались следующих тем: 1. Что такое кризис. 2. Представления о школе. 3. Профессиональные представления. 4. Любимые игры, занятия, книги, герои, телепередачи, свободное время, кружки и секции. 5. Три желания. 6. Дети о выходных, праздниках, дне рождения и отдыхе. 7. Представления о дружбе и любви, будущей семье и детях. 8. Мобильный телефон, компьютер и Интернет. 9. Дети о наказаниях. 10. Представление и счастье. 11. Деньги, богатство и бедность. 12. Политические представления. 13. Дети о религии. 14. Детские страхи.

Выборки детей, участвовавших в исследовании на обоих этапах, были сопоставимы, так как они формировались на основании одних и тех же принципов. Выборки не являются репрезентативными в строгом смысле, так как включают в себя только детей, проживающих в г. Москве и посещающих детские сады. Кроме того, большинство опрошенных детей - из полных семей и имеют родителей, уровень образования которых выше, чем в среднем по Москве. Отсутствие репрезентативности не повлияло на полученные результаты, поскольку основном методом исследования был качественный анализ. Сравнение ответов детей, полученных в 1990-е и в 2009-2010 годы, позволило выявить те изменения, которые произошли в их картине мира за этот период, а также увидеть то, что остается стабильным, несмотря на значительные социально-экономические перемены, произошедшие в России и мире.

Результаты исследования, в целом, продемонстрировали, что большая информированность дошкольников о происходящем в стране и мире соответствует периодам значительных социально-экономических изменений (1992, 1998 годы). В периоды относительной стабильности (1995, 2009-2010 годы) дети оказываются менее информированы о событиях общественной жизни.

Было получено, что многие аттитюды старших дошкольников оказались не подвержены влиянию социально-экономических изменений. Наиболее стабильными, как и ожидалось, являются представления шестилеток о семье, о браке, о роли мужчины и женщины, и своих будущих детях. И на первом, и на втором этапе исследования большинство детей отвечали, что нужно вступать в брак, создавать семью, "потому что полюбишь и захочешь родить ребеночка". Они говорили, что хотели бы в будущем жениться ("на хорошей женщине") или выйти замуж ("за умного мужчину"). Идеальной семьей для детей в 1990 и в 2009-2010 годах является семья с двумя детьми. Не изменились и представления детей нового века и о социальных ролях мужчин и женщин: они остаются традиционными и подверженными стереотипам. Так, только четверть детей говорила о равенстве мужчин и женщин. Более 50% считают, что мужчины главнее женщин, потому что мужчины физически более сильные и умеют зарабатывать деньги. Только небольшая часть детей отвечала, что женщины главнее, потому что обладают традиционными "женскими достоинствами", которые включают умение вести хозяйство, быть хорошей матерью и при этом хорошо выглядеть ("быть красивой").

С 1990-х годов до 2010 года не изменились виды наказания детей в семье, а также отношение детей к наказанию. Как и раньше, в начале ХХ! века детей наказывают чаще всего "заслуженно": за "плохие поступки" или "если они плохо себя ведут". Детей ставят в угол, лишают чего-либо, шлепают по попе.

Родители в начале нового века, как и в прошлом веке, читают детям книги. При этом, самыми популярными остаются книги, которые читали детям и раньше. Это классические произведения для детей, сказки, статьи из энциклопедий, книжки, написанные на основе популярных мультфильмов. Современные старшие дошкольники любят, чтобы им читали книги, а многие уже учатся читать сами. Учат их читать родители, бабушки, дедушки. Рассказы детей нового века о том, как они проводят выходные, не отличаются от рассказов детей 1990-х годов. Большинство детей живет в благополучных семьях, в которых родители уделяют детям остаточное внимание. В таких семьях выходные дни -это время для совместных прогулок, походов в музеи. театры, в гости и др.

Стабильными осталось профессиональные представления дошкольников. Их спрашивали: "Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?". В начала нового века дети, как и прежде, выбирают самые известные и распространенные профессии (учитель, воспитатель в детском саду, продавец и т.д.). Интересно, что о появившихся в последнее время новых профессиях (например, программист, маркетолог, логистик, менеджер по персоналу и т.д.) они практически не говорили. Это касается даже тех детей, чьи родители заняты именно в этих сферах. Все это свидетельствует о том, что современные дошкольники, как и дошкольники прошлого века, имеют скудные знания о существующих профессиях. Но критерии выбора будущей профессии изменились. В частности, в отличие от 1990-х голов, в 2009-2010 году никто из детей не назвал высокую зарплату как фактор привлекательности профессии. Этот результат соотносится с общим изменением отношения детей этого возраста к деньгам и богатству. Если в 1990- годы встречались ответы типа "хочу в деньгах купаться", то современные старшие дошкольники практически не упоминали о желании иметь много денег, быть богатыми. Отношение к богатству, к бедности, к богатым и бедным людям стало более адекватным (и те, и другие могут быть хорошими и плохими), хотя практически все дети причисляли свои семьи к "средним" во все годы исследования. Также более адекватным стало представление дошкольников о безработице и людях, потерявших работу. В 1990-е годы дети часто называли безработными людей, которые "не ходят на работу", занимаются домашним хозяйством или не работают, потому что "сами не хотят ", а в 2009-2010 гг. все знали, что безработные - это люди, которые потеряли работу по разным причинам.

Изменения коснулись политических аттитюдов детей. Современные дошкольники оказались далеки от политики. Так, в 2009-2010 годах более половины опрошенных дошкольников не знали, кто является президентом России. В 90-е годы прошлого века

92% детей могли ответить на вопрос "Кто наш президент?", а некоторые даже знали, кто является президентом США.

Изменились желания детей. Их спрашивали: "Если бы у тебя была волшебная палочка, которая могла бы выполнить только три твоих желания, какие желания ты бы загадал?". Сравнение высказанных детьми на разных этапах исследования желаний выявило, что современные шестилетки загадывают, в основном, все три желания только для самих себя. Тогда как в прошлые годы среди высказанных желаний были и предназначенные для других - родителей, бабушек, дедушек и др.

Более соответствующим реальности оказалось представление современных старших дошкольников о школе. Это связано с тем, что практически все дети сейчас посещают подготовительные курсы, центры развития, различные кружки и секции. Хотя как и прежде, почти все опрошенные дети говорили, что хотят пойти в школу, "чтобы стать умнее", "чтобы стать взрослым", "поступить в институт и потом найти хорошую работу".

Интересны изменения, произошедшие в игровой деятельности шестилеток. Наиболее популярными остались те игры, в которые играли дети прошлых лет. Это, прежде всего, ролевые игры, типа "магазин", "школа", "дочки-матери", подвижные игры - салки, войнушки, а также компьютерные и настольные игры (домино, шашки, шахматы, карты и др.). При этом оказалось, что, в 2009-2010 годах мальчики стали меньше играть в ролевые игры и, в целом, в игры с девочками. Они теперь предпочитают играть либо со взрослыми, либо одни. Раньше мальчики говорили, что играют с другими мальчиками или с девочками. Следует отметить, что компьютерные игры не вытеснили другие виды игры, что можно было бы ожидать, исходя из того, что компьютеры в 2009-2010 годах были в семьях у всех опрошенных детей. Сравнение любимы игрушек показало, что в разные годы дети предпочитают разные - "модные" - игрушки. Так, в 1990-е годы это были трансформеры, конструкторы "Лего", черепашки-ниндзя, куклы Барби, а в 2009-2010 годах их вытеснили петсы и винкс.

В 2009-2010 годах дети продолжают смотреть телевизор и видеофильмы. Но они стали меньше интересоваться рекламными роликами и развлекательными передачами. Они больше предпочитают сериалы и ситкомы. Так, например, в 2009-2010 годах сериал "Папины дочки" смотрел каждый пятый из опрошенных детей.

Современные старшие дошкольники, как и прежде, чаще находят друзей в детском саду или в школе. В 2009-2010 гг., как и в 90-е гг., около половины детей сказали. что не дружат с соседскими детьми. Но в 2009-2010 гг., в отличие от 1990-х годов, 40% детей говорили, что сами ходят в гости к друзьям и приглашают друзей к себе.

Самым любимым праздником современных дошкольников является Новый год. Еще дети называли 8 марта и День защитника Отечества. Про Рождество и другие праздники, отмечаемы в современной России, в 2009-2010 годах дети вспоминали редко. В 1990-х годах многие дети упоминали религиозные праздники - Пасху, Рождество и даже Красную горку.

День рождения любим детьми по-прежнему. Но изменились подарки, которые дети хотели бы получить на свой день рождения. В 1990-х годах они мечтали о видеофильмах, фотоаппаратах, роликовых коньках и о ряде "полезных" подарков (например, ранец, чтобы книжки носить). В 2009-2010 годах самыми желанными подарками стали компьютерные приставки и мобильный телефон. О "полезных" подарках в эти годы дети не упоминали. Хотя конструкторы и машинки для мальчиков, а куклы, плюшевые игрушки для девочек остаются популярными подарками по-прежнему.

Изменились ответы детей на вопрос "Что ты любишь больше всего на свете?" С одной стороны, как и в 1990-х годах, больше всего на свете современные шестилетки любят своих родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек. На втором месте - интересные занятия и различные вещи. С другой стороны, исчезли ответы, связанные с природой, например, "лес люблю", "цветы люблю, тюльпаны и розы" и т.д. Также, судя по ответам

детей, любимыми для них перестали быть полезные занятия, например, "работать, маме помогать, книжки читать ", "люблю трудиться, работать ".

Анализ ответов детей на вопрос "Ты счастлив?" показал, что две трети детей, опрошенных в 2009-2010 годах, считают себя счастливыми. В 1990-х годах 72% детей говорили, что счастливы. Причины ощущения счастья - самые разные, но основная -"просто потому, что мне с папой и мамой повезло".

В целом, можно заключить, что современные старшие дошкольники, безусловно, испытывают на себе влияние социально-экономических изменений, происходящих в стране и за ее пределами. Тем не менее, многие аттитюды детей, касающиеся существенных, значимых сторон их жизни, остаются стабильными. Не подтверждается распространенное в последние годы в российском обществе мнение о том, что современные дети кардинально отличаются от детей прошлых лет. Основным буфером, защитным барьером, ограждающим детей от негативного влияния социальных проблем и противоречий и обеспечивающим им необходимые условия для развития, являются взрослые - родители, бабушки и дедушки.

Литература

Егорова М.С., Зырянова Н.М., Пьянкова С.Д., Чертков Ю.Д. 2001. Из жизни детей дошкольного возраста. Дети в изменяющемся мире. С.-Петербург, "Алетейя".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.