Научная статья на тему 'Представления старших дошкольников о гендерных ролях'

Представления старших дошкольников о гендерных ролях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1506
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИКИ / ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ / РОЛИ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Фоминых Анна Яновна

В данной работе представлены результаты исследования формирования представления о гендере у детей старшего школьного возраста (6 лет). Ранее исследование представлений дошкольников о мире уже проводилось сотрудниками лаборатории онтогенеза индивидуальных различий Психологического института и состояло из двух этапов, первый из которых был проведен в последнее десятилетие ХХ века. Он состоял из четырех серий обследований детей (в 1992 году, 1995 и 1998 гг.). В исследовании приняли участие дети, рожденные в конце прошлого века, в 1986, 1989 и 1992 гг. По итогам исследования была написана книга «Из жизни детей дошкольного возраста. Дети в изменяющемся обществе» (Егорова М.С., Зырянова Н.М., Пьянкова С.Д., Черткова Ю.Д., М, 2001), издание которой было поддержано Грантом РГНФ. Второй этап был проведен в 2009 году и также включал в себя обследование детей дошкольного возраста (Зверева О.В, 2009). Для исследования восприятия детей действительности, проводились беседы-интервью. Шести семилетние дети рассказывали о дружбе, семье и любимых занятиях. Выборки детей, участвовавших в исследовании, формировались на основании одних и тех же принципов, что и в предыдущие годы. Цель исследования: проведение анализа формирования представлений о гендерных ролях у детей, рожденных в 2008-2009 годах. Выборка: в исследовании приняли участие 56 детей: 25 девочек и 31 мальчиков в возрасте от 6 с до 7 лет. С каждым ребенком было проведено структурированное интервью-беседа, конторе записывалось на диктофон. Беседы с детьми проводились в детских садах города Москвы. Схема интервью была построена своеобразно двум предыдущим этапам для того чтобы иметь возможность сопоставить полученные Результаты. Основной метод исследования качественный анализ рассказов детей. Результаты Гендерные представления дошкольников формируется в процессе социализации. Для дошкольников основным институтом социализации является семья и группа сверстников (детский сад). В процессе семейного воспитания происходит становление гендерной идентичности ребенка. Ориентируясь на родителей, ребенок выбирает те модели поведения, которые соответствуют его полу. Таким образом, ребенок строит поведение исходя не из внутренних побуждений, а в зависимости от доминирующих в обществе представлений о мужчине и женщине. Профессиональные представления дошкольников формируются в основном за счет их собственного жизненного опыта, книг, мультфильмов, телепрограмм. Ответы детей отражают разнообразнее профессиональных предпочтений. Большая часть детей, с которыми мы беседовали, уже выбрали будущую профессию. В основном дети выбирают «обычные», наиболее распространенные профессии, такие воспитатель в детском саду, учитель, полицейский, строитель, парикмахер, или директор. Для мальчиков привлекательной является профессия полицейского и пожарного, для девочек привлекательны профессия доктора, учителя, танцовщицы. Мы также спрашивали детей о том, какие профессии они считают хорошими, а какие плохими. В группу хороших профессий попали такие распространенные профессии как: доктор, строитель, полицейский. Дети обозначают эти профессии как «полезные людям». В группу «плохих» профессий, входят те, что связны с криминалом и нечестностью («Преступники и воры», «Грабители это плохо!»). Дошкольники считают плохими профессиями и те, на которых нужно тяжело работать или для которых нужны специальные навыки. В целом дети недостаточно осведомлены о профессиях, существующих в мире. В большинстве случаев выбирая профессию дети ориентируются, прежде всего, на поверхностные, легко видимые ее характеристики, либо на профессии родителей. Представления дошкольников о семье, дружбе, и детях строится на основе своей собственной семьи и своего окружения. Мы задавали детям ряд вопросов, касающихся их планов на семейную жизнь, главенства в доме и общения со сверстниками в группе. Образ будущей семьи, согласно полученным ответам, у детей формируется согласно отношениям в родительской семье. И если эти отношения характеризуются как неблагоприятные, то у детей возникает искаженное представление о воспитании своих будущих детей и семейных отношениях как таковых. Представления о социальных ролях мужчины и женщины. Дети отвечали на вопросы о том, чья роль в обществе, по мнению детей, является определяющей, что должен делать мужчина, а что женщина и может ли женщина быть президентом? 65%, считает, что главнее мужчина. В качестве основных причин мужского превосходства называются физическая сила и умение зарабатывать деньги. Четверть опрошенных считают женщин главнее мужчин. Дети аргументировали свой выбор очень разнообразно. В качестве основных причин главенства, дети предлагали довольно стереотипные объяснения, скорее соотносящиеся с общепринятыми нормами и представлениями. Анализ ответов с учетом половой принадлежности опрошенных нами детей показал, что большинство мальчиков (65%) главным называли мужчину, тогда как среди девочек такого рода ответ встречался в половине случаев (50%). Мнения детей относительно того может ли женщина быть президентом и руководить страной также разделились примерно поровну. Часть детей считает, что женщина не может быть президентом страны: «Потому что она уже и есть девочка. Потому что президент это мальчик». Часть детей напротив, считает что женщина может занимать такую важную должность, сочетая в себе множество качеств: «Да. Потому что президент должен быть не только всегда умным, но и всегда красивым». Примечательным для нас стало также то, что среди ответов детей стали чаще встречаться мнения о равноправии мужчин и женщин. Дети считают, что каждый независимо от пола может стать лидером страны. В целом представления детей о ролях женщин и мужчин в обществе, по-прежнему носит традиционный характер. Однако гендерные отношения начинают рассматриваться вне ориентации на семейную жизнь, происходит отделение ролей мужчины и женщины от ролей мужа и жены (Лежнина Ю.П, 2013). Такое отношение также способствует размыванию традиционных представлений о гендерных ролях. Выводы 1. Профессиональные предпочтения дошкольников в основном остаются, как и прежде. Круг известных детям профессий довольно узок. Выбор делается на основании поверхностных явных характеристик, или по эталону родителей. Появившиеся в мире новые профессии упоминаются в ответах детей редко. 2. Образ будущей семьи у многих детей сформирован довольно отчетливо. Так, большинство детей хотели бы жениться или выйти замуж. В качестве основных причин вступления в брак дети называли любовь и желание иметь детей. 3. Представления шестилетних детей о социальных ролях мужчины и женщины довольно традиционны и стереотипны. Большинство детей считают, что главенствующая роль в обществе принадлежит мужчинам. В качестве основных причин мужского превосходства называются физическая сила и умение зарабатывать деньги. Когда дети говорили о том, что главнее женщины, в качестве причин они перечисляли вполне традиционные «женские качества»: умение вести хозяйство, быть хорошей матерью, хорошо выглядеть. Также встречается мнение об отсутствии явного лидера в семье. 961 4. По результатам исследования, можно сделать вывод о том, родители и семья в целом являются основным источником построения образов для дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Представления старших дошкольников о гендерных ролях»

Представления старших дошкольников о гендерных ролях

Фоминых Анна Яновна

Психологический институт РАО,

Москва

Ключевые слова:

дошкольники, гендерные стереотипы, роли, представления

Аннотация: В данной работе представлены результаты исследования формирования представления о гендере у детей старшего школьного возраста (6 лет).

Ранее исследование представлений дошкольников о мире уже проводилось сотрудниками лаборатории онтогенеза индивидуальных различий Психологического института и состояло из двух этапов, первый из которых был проведен в последнее десятилетие ХХ века. Он состоял из четырех серий обследований детей (в 1992 году, 1995 и 1998 гг.). В исследовании приняли участие дети, рожденные в конце прошлого века, в 1986, 1989 и 1992 гг. По итогам исследования была написана книга «Из жизни детей дошкольного возраста. Дети в изменяющемся обществе» (Егорова М.С., Зырянова Н.М., Пьянкова С.Д., Черткова Ю.Д., М, 2001), издание которой было поддержано Грантом РГНФ. Второй этап был проведен в 2009 году и также включал в себя обследование детей дошкольного возраста (Зверева О.В, 2009).

Для исследования восприятия детей действительности, проводились беседы-интервью. Шести -семилетние дети рассказывали о дружбе, семье и любимых занятиях. Выборки детей, участвовавших в исследовании, формировались на основании одних и тех же принципов, что и в предыдущие годы.

Цель исследования: проведение анализа формирования представлений о гендерных ролях у детей, рожденных в 2008-2009 годах.

Выборка: в исследовании приняли участие 56 детей: 25 девочек и 31 мальчиков в возрасте от 6 с до 7 лет. С каждым ребенком было проведено структурированное интервью-беседа, конторе записывалось на диктофон. Беседы с детьми проводились в детских садах города Москвы. Схема интервью была построена своеобразно двум предыдущим этапам для того чтобы иметь возможность сопоставить полученные Результаты.

Основной метод исследования - качественный анализ рассказов детей.

Результаты

Гендерные представления дошкольников формируется в процессе социализации. Для дошкольников основным институтом социализации является семья и группа сверстников (детский сад). В процессе семейного воспитания происходит становление гендерной идентичности ребенка. Ориентируясь на родителей, ребенок выбирает те модели поведения, которые соответствуют его полу. Таким образом, ребенок строит поведение исходя не из внутренних побуждений, а в зависимости от доминирующих в обществе представлений о мужчине и женщине.

Профессиональные представления дошкольников формируются в основном за счет их собственного жизненного опыта, книг, мультфильмов, телепрограмм. Ответы детей отражают разнообразнее профессиональных предпочтений. Большая часть детей, с которыми мы беседовали, уже выбрали будущую профессию. В основном дети выбирают «обычные», наиболее распространенные профессии, такие воспитатель в детском саду, учитель, полицейский, строитель, парикмахер, или директор. Для мальчиков привлекательной является профессия полицейского и пожарного, для девочек привлекательны профессия доктора, учителя, танцовщицы. Мы также спрашивали детей о том, какие профессии они считают

хорошими, а какие плохими. В группу хороших профессий попали такие распространенные профессии как: доктор, строитель, полицейский. Дети обозначают эти профессии как «полезные людям». В группу «плохих» профессий, входят те, что связны с криминалом и нечестностью («Преступники и воры», «Грабители - это плохо!»). Дошкольники считают плохими профессиями и те, на которых нужно тяжело работать или для которых нужны специальные навыки. В целом дети недостаточно осведомлены о профессиях, существующих в мире. В большинстве случаев выбирая профессию дети ориентируются, прежде всего, на поверхностные, легко видимые ее характеристики, либо на профессии родителей.

Представления дошкольников о семье, дружбе, и детях строится на основе своей собственной семьи и своего окружения. Мы задавали детям ряд вопросов, касающихся их планов на семейную жизнь, главенства в доме и общения со сверстниками в группе. Образ будущей семьи, согласно полученным ответам, у детей формируется согласно отношениям в родительской семье. И если эти отношения характеризуются как неблагоприятные, то у детей возникает искаженное представление о воспитании своих будущих детей и семейных отношениях как таковых.

Представления о социальных ролях мужчины и женщины. Дети отвечали на вопросы о том, чья роль в обществе, по мнению детей, является определяющей, что должен делать мужчина, а что женщина и может ли женщина быть президентом? 65%, считает, что главнее мужчина. В качестве основных причин мужского превосходства называются физическая сила и умение зарабатывать деньги. Четверть опрошенных считают женщин главнее мужчин. Дети аргументировали свой выбор очень разнообразно. В качестве основных причин главенства, дети предлагали довольно стереотипные объяснения, скорее соотносящиеся с общепринятыми нормами и представлениями. Анализ ответов с учетом половой принадлежности опрошенных нами детей показал, что большинство мальчиков (65%) главным называли мужчину, тогда как среди девочек такого рода ответ встречался в половине случаев (50%). Мнения детей относительно того может ли женщина быть президентом и руководить страной также разделились примерно поровну. Часть детей считает, что женщина не может быть президентом страны: «Потому что она уже и есть девочка. Потому что президент - это мальчик». Часть детей напротив, считает что женщина может занимать такую важную должность, сочетая в себе множество качеств: «Да. Потому что президент должен быть не только всегда умным, но и всегда красивым». Примечательным для нас стало также то, что среди ответов детей стали чаще встречаться мнения о равноправии мужчин и женщин. Дети считают, что каждый независимо от пола может стать лидером страны.

В целом представления детей о ролях женщин и мужчин в обществе, по-прежнему носит традиционный характер. Однако гендерные отношения начинают рассматриваться вне ориентации на семейную жизнь, происходит отделение ролей мужчины и женщины от ролей мужа и жены (Лежнина Ю.П, 2013). Такое отношение также способствует размыванию традиционных представлений о гендерных ролях.

Выводы

1. Профессиональные предпочтения дошкольников в основном остаются, как и прежде. Круг известных детям профессий довольно узок. Выбор делается на основании поверхностных явных характеристик, или по эталону родителей. Появившиеся в мире новые профессии упоминаются в ответах детей редко.

2. Образ будущей семьи у многих детей сформирован довольно отчетливо. Так, большинство детей хотели бы жениться или выйти замуж. В качестве основных причин вступления в брак дети называли любовь и желание иметь детей.

3. Представления шестилетних детей о социальных ролях мужчины и женщины довольно традиционны и стереотипны. Большинство детей считают, что главенствующая роль в обществе принадлежит мужчинам. В качестве основных причин мужского превосходства называются физическая сила и умение зарабатывать деньги. Когда дети говорили о том, что главнее женщины, в качестве причин они перечисляли вполне традиционные «женские качества»: умение вести хозяйство, быть хорошей матерью, хорошо выглядеть. Также встречается мнение об отсутствии явного лидера в семье.

4. По результатам исследования, можно сделать вывод о том, родители и семья в целом являются основным источником построения образов для дошкольников.

Список литературы:

1. Ambady, N., Shih, M., Kim, A., & Pittinsky, T. L. 2001. Stereotype susceptibility in children. Effects of identity activation on quantitative performance//Psychological Science. 12(5), pp. 385-390.

2. Deaux, K., & Lewis, L. L. 1984. The structure of gender stereotypes: Interrelationships among components and gender label/Journal of Personality and Social Psychology. 46, pp. 991-2004.

3. Зверева О. В. 2010. Представления детей старшего дошкольного возраста о семье. Дипломная работа. М.

4. Лежнина Ю.П. 2013. Трансформация гендерных ролей в современной России//Общественные науки и современность. №4, с. 165-176

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.