Представления старших дошкольников о гендерных ролях
Фоминых Анна Яновна
Психологический институт РАО,
Москва
Ключевые слова:
дошкольники, гендерные стереотипы, роли, представления
Аннотация: В данной работе представлены результаты исследования формирования представления о гендере у детей старшего школьного возраста (6 лет).
Ранее исследование представлений дошкольников о мире уже проводилось сотрудниками лаборатории онтогенеза индивидуальных различий Психологического института и состояло из двух этапов, первый из которых был проведен в последнее десятилетие ХХ века. Он состоял из четырех серий обследований детей (в 1992 году, 1995 и 1998 гг.). В исследовании приняли участие дети, рожденные в конце прошлого века, в 1986, 1989 и 1992 гг. По итогам исследования была написана книга «Из жизни детей дошкольного возраста. Дети в изменяющемся обществе» (Егорова М.С., Зырянова Н.М., Пьянкова С.Д., Черткова Ю.Д., М, 2001), издание которой было поддержано Грантом РГНФ. Второй этап был проведен в 2009 году и также включал в себя обследование детей дошкольного возраста (Зверева О.В, 2009).
Для исследования восприятия детей действительности, проводились беседы-интервью. Шести -семилетние дети рассказывали о дружбе, семье и любимых занятиях. Выборки детей, участвовавших в исследовании, формировались на основании одних и тех же принципов, что и в предыдущие годы.
Цель исследования: проведение анализа формирования представлений о гендерных ролях у детей, рожденных в 2008-2009 годах.
Выборка: в исследовании приняли участие 56 детей: 25 девочек и 31 мальчиков в возрасте от 6 с до 7 лет. С каждым ребенком было проведено структурированное интервью-беседа, конторе записывалось на диктофон. Беседы с детьми проводились в детских садах города Москвы. Схема интервью была построена своеобразно двум предыдущим этапам для того чтобы иметь возможность сопоставить полученные Результаты.
Основной метод исследования - качественный анализ рассказов детей.
Результаты
Гендерные представления дошкольников формируется в процессе социализации. Для дошкольников основным институтом социализации является семья и группа сверстников (детский сад). В процессе семейного воспитания происходит становление гендерной идентичности ребенка. Ориентируясь на родителей, ребенок выбирает те модели поведения, которые соответствуют его полу. Таким образом, ребенок строит поведение исходя не из внутренних побуждений, а в зависимости от доминирующих в обществе представлений о мужчине и женщине.
Профессиональные представления дошкольников формируются в основном за счет их собственного жизненного опыта, книг, мультфильмов, телепрограмм. Ответы детей отражают разнообразнее профессиональных предпочтений. Большая часть детей, с которыми мы беседовали, уже выбрали будущую профессию. В основном дети выбирают «обычные», наиболее распространенные профессии, такие воспитатель в детском саду, учитель, полицейский, строитель, парикмахер, или директор. Для мальчиков привлекательной является профессия полицейского и пожарного, для девочек привлекательны профессия доктора, учителя, танцовщицы. Мы также спрашивали детей о том, какие профессии они считают
хорошими, а какие плохими. В группу хороших профессий попали такие распространенные профессии как: доктор, строитель, полицейский. Дети обозначают эти профессии как «полезные людям». В группу «плохих» профессий, входят те, что связны с криминалом и нечестностью («Преступники и воры», «Грабители - это плохо!»). Дошкольники считают плохими профессиями и те, на которых нужно тяжело работать или для которых нужны специальные навыки. В целом дети недостаточно осведомлены о профессиях, существующих в мире. В большинстве случаев выбирая профессию дети ориентируются, прежде всего, на поверхностные, легко видимые ее характеристики, либо на профессии родителей.
Представления дошкольников о семье, дружбе, и детях строится на основе своей собственной семьи и своего окружения. Мы задавали детям ряд вопросов, касающихся их планов на семейную жизнь, главенства в доме и общения со сверстниками в группе. Образ будущей семьи, согласно полученным ответам, у детей формируется согласно отношениям в родительской семье. И если эти отношения характеризуются как неблагоприятные, то у детей возникает искаженное представление о воспитании своих будущих детей и семейных отношениях как таковых.
Представления о социальных ролях мужчины и женщины. Дети отвечали на вопросы о том, чья роль в обществе, по мнению детей, является определяющей, что должен делать мужчина, а что женщина и может ли женщина быть президентом? 65%, считает, что главнее мужчина. В качестве основных причин мужского превосходства называются физическая сила и умение зарабатывать деньги. Четверть опрошенных считают женщин главнее мужчин. Дети аргументировали свой выбор очень разнообразно. В качестве основных причин главенства, дети предлагали довольно стереотипные объяснения, скорее соотносящиеся с общепринятыми нормами и представлениями. Анализ ответов с учетом половой принадлежности опрошенных нами детей показал, что большинство мальчиков (65%) главным называли мужчину, тогда как среди девочек такого рода ответ встречался в половине случаев (50%). Мнения детей относительно того может ли женщина быть президентом и руководить страной также разделились примерно поровну. Часть детей считает, что женщина не может быть президентом страны: «Потому что она уже и есть девочка. Потому что президент - это мальчик». Часть детей напротив, считает что женщина может занимать такую важную должность, сочетая в себе множество качеств: «Да. Потому что президент должен быть не только всегда умным, но и всегда красивым». Примечательным для нас стало также то, что среди ответов детей стали чаще встречаться мнения о равноправии мужчин и женщин. Дети считают, что каждый независимо от пола может стать лидером страны.
В целом представления детей о ролях женщин и мужчин в обществе, по-прежнему носит традиционный характер. Однако гендерные отношения начинают рассматриваться вне ориентации на семейную жизнь, происходит отделение ролей мужчины и женщины от ролей мужа и жены (Лежнина Ю.П, 2013). Такое отношение также способствует размыванию традиционных представлений о гендерных ролях.
Выводы
1. Профессиональные предпочтения дошкольников в основном остаются, как и прежде. Круг известных детям профессий довольно узок. Выбор делается на основании поверхностных явных характеристик, или по эталону родителей. Появившиеся в мире новые профессии упоминаются в ответах детей редко.
2. Образ будущей семьи у многих детей сформирован довольно отчетливо. Так, большинство детей хотели бы жениться или выйти замуж. В качестве основных причин вступления в брак дети называли любовь и желание иметь детей.
3. Представления шестилетних детей о социальных ролях мужчины и женщины довольно традиционны и стереотипны. Большинство детей считают, что главенствующая роль в обществе принадлежит мужчинам. В качестве основных причин мужского превосходства называются физическая сила и умение зарабатывать деньги. Когда дети говорили о том, что главнее женщины, в качестве причин они перечисляли вполне традиционные «женские качества»: умение вести хозяйство, быть хорошей матерью, хорошо выглядеть. Также встречается мнение об отсутствии явного лидера в семье.
4. По результатам исследования, можно сделать вывод о том, родители и семья в целом являются основным источником построения образов для дошкольников.
Список литературы:
1. Ambady, N., Shih, M., Kim, A., & Pittinsky, T. L. 2001. Stereotype susceptibility in children. Effects of identity activation on quantitative performance//Psychological Science. 12(5), pp. 385-390.
2. Deaux, K., & Lewis, L. L. 1984. The structure of gender stereotypes: Interrelationships among components and gender label/Journal of Personality and Social Psychology. 46, pp. 991-2004.
3. Зверева О. В. 2010. Представления детей старшего дошкольного возраста о семье. Дипломная работа. М.
4. Лежнина Ю.П. 2013. Трансформация гендерных ролей в современной России//Общественные науки и современность. №4, с. 165-176