Научная статья на тему 'Представления о семье у старших дошкольников'

Представления о семье у старших дошкольников Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1180
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ДОШКОЛЬНИКИ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕМЬЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ржанова Ирина Евгеньевна, Алексеева Ольга Сергеевна, Фоминых Анна Яновна

Целью исследования является изучение представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось в два этапа. Первый этап был проведен в 2009 г., второй в 2015 г. На первом этапе в исследовании приняли участие 146 детей: 68 девочек и 78 мальчиков (средний возраст 5 лет 8 месяцев). В 2015 г. в исследовании участвовало 56 детей (25 девочек и 31 мальчик). Средний возраст 6 лет 2 месяца. С каждым ребенком было проведено структурированное интервью-беседа, состоящее из 56 вопросов. Частью развернутого интервью были вопросы, направленные на уточнение состава семьи опрашиваемого ребенка. Другая часть вопросов о представлениях детей о своей будущей семье (Когда ты вырастешь, ты выйдешь замуж/женишься? Почему люди вступают в брак? Сколько детей ты хочешь иметь?) Результаты Анализ состава семьи детей показал, что в 2009 году 53% опрошенных детей проживало в нуклеарных семьях, 24% в расширенных (с бабушками и дедушками, а иногда и с другими родственниками), 23 % дети из неполных семей жили только с матерями или вместе с матерями и с бабушками/дедушками по материнской линии. На вопрос «Выйдешь ли ты замуж/женишься, когда вырастешь?» большинство детей отвечали утвердительно. В качестве основной причины, по которой люди вступают в брак, дети называли рождение детей. Эти результаты совпадают с ответами, полученными в ранее проведенных нами опросах шестилетних детей (в середине 90-х годов ХХ века и в 2001 году): дети и тогда говорили, что люди вступают в брак в основном из-за желания иметь детей. Почти половина опрошенных детей хотела бы иметь в своей будущей семье двоих детей (49%), 21% только одного ребенка. Трех и более детей хотели бы иметь 19 % шестилеток. Вообще не иметь детей хотели бы 11 % детей. Дети, ответившие, что хотели бы в будущем иметь двоих детей, очень разнообразно аргументировали свой выбор. Часть детей, и это преимущественно девочки, делали акцент на том, что хорошо бы было иметь и мальчика, и девочку. Вообще, ответы девочек, в независимости от названного ими числа детей, чаще содержали пожелания относительно пола будущего ребенка, его внешности и т.д. В отличие от мальчиков, они довольно часто называли нравящиеся им имена. Пожелавшие иметь двоих детей говорили о том, что когда детей двое, жизнь более веселая, дружная и т.д. В тех случаях, когда дети говорили, что хотели бы иметь одного ребенка, они часто объясняли свой выбор жизненными трудностями, связанными с воспитанием детей и необходимостью эти трудности минимизировать. Иногда дети говорили, что им рано еще задумываться о таких вопросах. Около трети детей, принявших участие в исследовании в 2015 году, проживают в расширенных семьях вместе с бабушками, дедушками, тетями и дядями. Только с родителями живут 64% детей. В неполных семьях живет 18 % детей. Приблизительно у половины детей есть родные братья и сестры (53%). Утвердительно на вопрос о наличии бабушки и дедушки ответило большинство дошкольников. Но часто дети не знают, чьи это родители папы или мамы. В том случае, если дети говорили, что бабушки и дедушки живут отдельно, их спрашивали, как часто они видятся с ними. Большинство детей (около 60 %) отвечали, что часто видят бабушек и дедушек. Если же дети отвечали, что редко видят бабушек и дедушек, в качестве основной причины они называли либо сильную занятость, либо то, что они проживают в разных городах. Но даже в этом случае дети они часто видятся, вместе отдыхают. На вопрос «Чем занимаешься с бабушкой и дедушкой?» дети, как правило, отвечали «играю», «учусь читать и писать», «гуляю», «хожу в кино». Таким образом, результаты интервью убедительно демонстрируют, что даже в тех случаях, когда бабушки и дедушки не живут вместе с детьми, они активно участвуют в их жизни. Большинство детей на вопрос «Выйдешь ли ты замуж/женишься, когда вырастешь?» отвечало утвердительно. В качестве основной причины, по которой люди вступают в брак, дети, как и на первом этапе исследования, называли рождение детей. Встречались среди детских ответов в качестве причины вступления в брак также желание людей проводить вместе время, любовь, взаимные чувства друг к другу. Интересным представляется анализ детских ответов с учетом наличия или отсутствия других детей в семье. Так, среди тех, кто ответил отрицательно на данный вопрос, т.е. думает, что не выйдет замуж или не женится, были дети только из однодетных полных семей. Большинство опрошенных нами детей, как и на предыдущем этапе, ответили, что хотели бы иметь двоих детей в своей будущей семье (48 %), 17% выразили желание иметь много детей (от трех и более). Одного ребенка в семье хотели бы иметь 27% детей. И, наконец, вообще не хотели бы иметь детей 7 % опрошенных дошкольников. Таким образом, картина детских предпочтений не подверглась значительной трансформации с 2009 года. Основной аргумент желания иметь двоих детей представление о том, что двое детей в семье это оптимальное количество и «поиграть есть с кем» и «родителям несложно». Девочки, как и в предшествовавшем исследовании, более подробно описывали свою семью пол и возраст своих будущих детей. Мальчики давали более односложные ответы, на уточняющие вопросы отвечали с меньшей охотой. В группе детей, пожелавших иметь одного ребенка, встречались как дети из полных, так из неполных семей. Самой малочисленной группой стала группа детей, которые либо не знали, хотят они иметь детей, либо отвечали отрицательно. В данной группе большинство детей воспитываются в неполных семьях, одним из родителей. Именно по этому параметру было получено основное различие между результатами, полученными в 2009 году и в 2015 году. В более раннем исследовании не хотели иметь вообще детей дошкольники из полных однодетных семей. Выводы Таким образом, как показало исследование, образ будущей семьи у многих детей старшего дошкольного возраста сформирован довольно отчетливо. Большинство детей хотели бы жениться или выйти замуж. В качестве основных причин вступления в брак дети называли необходимость рождения детей, гораздо реже в качестве основной причины звучало наличие взаимных чувств супругов друг к другу, привязанность, любовь. Идеальной семьей в представлении большинства детей была и остается семья с двумя детьми. Можно предположить, что в современном российском обществе в целом двухдетная семья является идеальной «семейной моделью», и дети в своих ответах ретранслируют общепринятые социальные представления. В целом можно заключить, что структура семьи ребенка накладывает отпечаток на его представления о семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Представления о семье у старших дошкольников»

Представления о семье у старших дошкольников

Ржанова Ирина Евгеньевна, Алексеева Ольга Сергеевна, Фоминых Анна Яновна

Психологический институт РАО,

Москва

Ключевые слова:

семья, дошкольники, представления о семье

Целью исследования является изучение представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось в два этапа. Первый этап был проведен в 2009 г., второй -в 2015 г. На первом этапе в исследовании приняли участие 146 детей: 68 девочек и 78 мальчиков (средний возраст - 5 лет 8 месяцев). В 2015 г. в исследовании участвовало 56 детей (25 девочек и 31 мальчик). Средний возраст - 6 лет 2 месяца.

С каждым ребенком было проведено структурированное интервью-беседа, состоящее из 56 вопросов. Частью развернутого интервью были вопросы, направленные на уточнение состава семьи опрашиваемого ребенка. Другая часть вопросов - о представлениях детей о своей будущей семье (Когда ты вырастешь, ты выйдешь замуж/женишься? Почему люди вступают в брак? Сколько детей ты хочешь иметь?)

Результаты

Анализ состава семьи детей показал, что в 2009 году 53% опрошенных детей проживало в нуклеарных семьях, 24% - в расширенных (с бабушками и дедушками, а иногда и с другими родственниками), 23 % - дети из неполных семей - жили только с матерями или вместе с матерями и с бабушками/дедушками по материнской линии.

На вопрос «Выйдешь ли ты замуж/женишься, когда вырастешь?» большинство детей отвечали утвердительно. В качестве основной причины, по которой люди вступают в брак, дети называли рождение детей. Эти результаты совпадают с ответами, полученными в ранее проведенных нами опросах шестилетних детей (в середине 90-х годов ХХ века и в 2001 году): дети и тогда говорили, что люди вступают в брак в основном из-за желания иметь детей.

Почти половина опрошенных детей хотела бы иметь в своей будущей семье двоих детей (49%), 21% - только одного ребенка. Трех и более детей хотели бы иметь 19 % шестилеток. Вообще не иметь детей хотели бы 11 % детей.

Дети, ответившие, что хотели бы в будущем иметь двоих детей, очень разнообразно аргументировали свой выбор. Часть детей, и это преимущественно девочки, делали акцент на том, что хорошо бы было иметь и мальчика, и девочку. Вообще, ответы девочек, в независимости от названного ими числа детей, чаще содержали пожелания относительно пола будущего ребенка, его внешности и т.д. В отличие от мальчиков, они довольно часто называли нравящиеся им имена. Пожелавшие иметь двоих детей говорили о том, что когда детей двое, жизнь более веселая, дружная и т.д.

В тех случаях, когда дети говорили, что хотели бы иметь одного ребенка, они часто объясняли свой выбор жизненными трудностями, связанными с воспитанием детей и необходимостью эти трудности минимизировать. Иногда дети говорили, что им рано еще задумываться о таких вопросах.

Около трети детей, принявших участие в исследовании в 2015 году, проживают в расширенных семьях - вместе с бабушками, дедушками, тетями и дядями. Только с родителями живут 64% детей. В неполных семьях живет 18 % детей. Приблизительно у половины детей есть родные

братья и сестры (53%).

Утвердительно на вопрос о наличии бабушки и дедушки ответило большинство дошкольников. Но часто дети не знают, чьи это родители - папы или мамы. В том случае, если дети говорили, что бабушки и дедушки живут отдельно, их спрашивали, как часто они видятся с ними. Большинство детей (около 60 %) отвечали, что часто видят бабушек и дедушек. Если же дети отвечали, что редко видят бабушек и дедушек, в качестве основной причины они называли либо сильную занятость, либо то, что они проживают в разных городах. Но даже в этом случае дети они часто видятся, вместе отдыхают. На вопрос «Чем занимаешься с бабушкой и дедушкой?» дети, как правило, отвечали «играю», «учусь читать и писать», «гуляю», «хожу в кино». Таким образом, результаты интервью убедительно демонстрируют, что даже в тех случаях, когда бабушки и дедушки не живут вместе с детьми, они активно участвуют в их жизни.

Большинство детей на вопрос «Выйдешь ли ты замуж/женишься, когда вырастешь?» отвечало утвердительно. В качестве основной причины, по которой люди вступают в брак, дети, как и на первом этапе исследования, называли рождение детей. Встречались среди детских ответов в качестве причины вступления в брак также желание людей проводить вместе время, любовь, взаимные чувства друг к другу.

Интересным представляется анализ детских ответов с учетом наличия или отсутствия других детей в семье. Так, среди тех, кто ответил отрицательно на данный вопрос, т.е. думает, что не выйдет замуж или не женится, были дети только из однодетных полных семей.

Большинство опрошенных нами детей, как и на предыдущем этапе, ответили, что хотели бы иметь двоих детей в своей будущей семье (48 %), 17% выразили желание иметь много детей (от трех и более). Одного ребенка в семье хотели бы иметь 27% детей. И, наконец, вообще не хотели бы иметь детей 7 % опрошенных дошкольников.

Таким образом, картина детских предпочтений не подверглась значительной трансформации с 2009 года. Основной аргумент желания иметь двоих детей - представление о том, что двое детей в семье - это оптимальное количество и «поиграть есть с кем» и «родителям несложно».

Девочки, как и в предшествовавшем исследовании, более подробно описывали свою семью -пол и возраст своих будущих детей. Мальчики давали более односложные ответы, на уточняющие вопросы отвечали с меньшей охотой.

В группе детей, пожелавших иметь одного ребенка, встречались как дети из полных, так из неполных семей.

Самой малочисленной группой стала группа детей, которые либо не знали, хотят они иметь детей, либо отвечали отрицательно. В данной группе большинство детей воспитываются в неполных семьях, одним из родителей. Именно по этому параметру было получено основное различие между результатами, полученными в 2009 году и в 2015 году. В более раннем исследовании не хотели иметь вообще детей дошкольники из полных однодетных семей.

Выводы

Таким образом, как показало исследование, образ будущей семьи у многих детей старшего дошкольного возраста сформирован довольно отчетливо. Большинство детей хотели бы жениться или выйти замуж. В качестве основных причин вступления в брак дети называли необходимость рождения детей, гораздо реже в качестве основной причины звучало наличие взаимных чувств супругов друг к другу, привязанность, любовь. Идеальной семьей в представлении большинства детей была и остается семья с двумя детьми. Можно предположить, что в современном российском обществе в целом двухдетная семья является идеальной «семейной моделью», и дети в своих ответах ретранслируют общепринятые социальные представления. В целом можно заключить, что структура семьи ребенка накладывает отпечаток на его представления о семье.

Список литературы:

X.Salmon C.A. 2003. Birth order and relationships: family, friends, and sexual partners//Human Nature, Vol. X4, 73-88.

2.Алексеева О.С., Зырянова Н.М., Козлова И.Е., Панкратова А.А. 2009. Образ мира детей дошкольного возраста//Вестник Пермского государственного педагогического университета. Серия Х. «Дифференциальная психология», No.X-2, 5-X4.

3.Егорова М.С., Зверева О.В. 2009. Влияние структуры семьи на представление дошкольников о желаемой//Психологические исследования, 5(7), X2.

4.Егорова М.С., Зырянова Н.М., Черткова Ю.Д., Пьянкова С.Д. 200X// Из жизни детей дошкольного возраста/СПб.: Алтейя.

5.Зверева О. В. 20X0. Представления детей старшего дошкольного возраста о семье. Дипломная работа. М.

6.Краткие итоги выборочного обследования «Семья и Рождаемость» Доклад. Росстат, 2009. Электронный ресурс. Источник http://www.gks.ru/free_doc/20X0/family.htm

7.Мухина В.С. , 2000//Таинство детства/СПб.: Питер.

8.ЭльконинД.Б. , X999// Психология игры/М.: Владос.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.