Научная статья на тему 'Особенности детей-дошкольников, посещающих и не посещающих ДОУ'

Особенности детей-дошкольников, посещающих и не посещающих ДОУ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
465
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОУ / ДОШКОЛЬНИКИ / МОЛОДЫЕ МАТЕРИ / СЕМЕЙНЫЕ СТРУКТУРЫ / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЗДОРОВЬЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гурко Татьяна Александровна

Социологическое исследование 600 однодетных матерей различного брачно-семейного (нормативные, сводные семьи или без мужа) и брачно-родительского статуса («одиночки», отец зарегистрирован, проживает отдельно, разведенные) с ребенком-дошкольником от 3-х лет проведено при поддержке РГНФ в 2012-2013 гг. в Москве, Брянске, Владимире и Тамбове [подробнее см.: Гурко (а), 2013]. Цель доклада представить не описанные ранее результаты относительно влияния посещения/не посещения детского садика на развитие мальчиков и девочек, удовлетворенности матерей услугами ДОУ. Метод формализованные интервью с матерями. Ранее было показано, что, с точки зрения развития ребенка наиболее неблагоприятными являются семьи «матерей-одиночек» без высшего образования и сводные семьи, особенно для мальчиков. Важными факторами являются: профессионально-образовательный статус родителей, жилищные условия, отношение партнера к рождению ребенка, материнское отношение к ребенку, материнская уверенность, стиль дисциплинирования, включая психологическое и физическое насилие матерей и отцов, показатель «вовлеченности отцов», в том числе, встречи с отцами после развода, особенно в отношении девочек. [Гурко (б): 2013]. Также было установлено, что в Москве матери часто не удовлетворены услугами ДОУ, причем те, которые были удовлетворены услугами ДОУ чаще планировали второго ребенка [Орлова: 2013]. Согласно данным исследования матерей, дети которых посещали муниципальные ДОУ, и дети которых посещали частные ДОУ в целом по выборке «вполне устраивали»: график работы ДОУ (73% и 88% соответственно), стоимость (70% и 50%), как персонал обращается с ребенком (63% и 81%),качество развивающих занятий (56% и 79%), питание (56% и 88%), забота о здоровье ребенка (51% и 75%), сумма дополнительных сборов (41% и 31%). Т.е., удовлетворенность частными ДОУ была выше по всем услугам. Выяснилось, что матерей не устраивала не столько сумма сборов, а то, как тратятся деньги. Другая проблема социальной справедливости, некоторые родители, причем, далеко не самые бедные, отказывались платить. Обычно частными ДОУ пользуются нормативные семьи и разведенные матери, очень редко «одиночки», сводные семьи. Многие дети не посещают ДОУ (всего 18%, чаще девочки), не только потому, что «нет мест» (28%), а «потому что дома ребенку лучше», включая услуги няни (51%), по состоянию здоровья (10%), по другим причинам (переезд и др.) «Домашние дошкольники» имеют статистически значимо более высокие показатели по шкале социальной компетентности и по подшкалам эмоционального самоконтроля и дружелюбия. Возможно, в силу того, что реже оставляют детей дома разведенные мамы и те, у детей которых отец записан вне брака (менее благополучные дети). Чаще оставляют детей дома нормативные семьи и «матери-одиночки» проживающие в составе расширенного домохозяйства, т.е. с бабушками/дедушками. У детей, посещающих муниципальные и частные ДОУ, различий по социальной компетентности не обнаружено. Фактор образования матерей, материальный уровень домохозяйства значим лишь в отношении выбора частного ДОУ. Не выявлено различий в оценках матерями здоровья детей, посещающих и не посещающих ДОУ, при этом здоровье лучше у посещающих частные ДОУ. Значительна доля семей, ориентированных на домашнее воспитание и образование дошкольников. Возможно, ситуация с оценкой родителями услуг ДОУ в ЦФО РФ изменилась по сравнению с 2012-2013 гг., необходим постоянный мониторинг ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности детей-дошкольников, посещающих и не посещающих ДОУ»

Особенности детей-дошкольников, посещающих и не посещающих ДОУ

Гурко Татьяна Александровна

Москва, Институт социологии

РАН

Ключевые слова:

ДОУ, дошкольники, молодые матери, семейные структуры, социальная компетентность, здоровье

Социологическое исследование 600 однодетных матерей различного брачно-семейного (нормативные, сводные семьи или без мужа) и брачно-родительского статуса («одиночки», отец зарегистрирован, проживает отдельно, разведенные) с ребенком-дошкольником от 3-х лет проведено при поддержке РГНФ в 2012-2013 гг. в Москве, Брянске, Владимире и Тамбове [подробнее см.: Гурко (а), 2013].

Цель доклада □ представить не описанные ранее результаты относительно влияния посещения/не посещения детского садика на развитие мальчиков и девочек, удовлетворенности матерей услугами ДОУ.

Метод - формализованные интервью с матерями.

Ранее было показано, что, с точки зрения развития ребенка наиболее неблагоприятными являются семьи «матерей-одиночек» без высшего образования и сводные семьи, особенно для мальчиков. Важными факторами являются: профессионально-образовательный статус родителей, жилищные условия, отношение партнера к рождению ребенка, материнское отношение к ребенку, материнская уверенность, стиль дисциплинирования, включая психологическое и физическое насилие матерей и отцов, показатель «вовлеченности отцов», в том числе, встречи с отцами после развода, особенно в отношении девочек. [Гурко (б): 2013].

Также было установлено, что в Москве матери часто не удовлетворены услугами ДОУ, причем те, которые были удовлетворены услугами ДОУ чаще планировали второго ребенка [Орлова: 2013].

Согласно данным исследования матерей, дети которых посещали муниципальные ДОУ, и дети которых посещали частные ДОУ в целом по выборке «вполне устраивали»: график работы ДОУ (73% и 88% соответственно), стоимость (70% и 50%), как персонал обращается с ребенком (63% и 81%),качество развивающих занятий (56% и 79%), питание (56% и 88%), забота о здоровье ребенка (51% и 75%), сумма дополнительных сборов (41% и 31%). Т.е., удовлетворенность частными ДОУ была выше по всем услугам. Выяснилось, что матерей не устраивала не столько сумма сборов, а то, как тратятся деньги. Другая проблема □ социальной справедливости, некоторые родители, причем, далеко не самые бедные, отказывались платить.

Обычно частными ДОУ пользуются нормативные семьи и разведенные матери, очень редко «одиночки», сводные семьи. Многие дети не посещают ДОУ (всего 18%, чаще девочки), не только потому, что «нет мест» (28%), а «потому что дома ребенку лучше», включая услуги няни (51%), по состоянию здоровья (10%), по другим причинам (переезд и др.)

«Домашние дошкольники» имеют статистически значимо более высокие показатели по шкале социальной компетентности и по подшкалам эмоционального самоконтроля и дружелюбия. Возможно, в силу того, что реже оставляют детей дома разведенные мамы и те, у детей которых отец записан вне брака (менее благополучные дети). Чаще оставляют детей дома нормативные семьи и «матери-одиночки» проживающие в составе расширенного домохозяйства, т.е. с бабушками/дедушками.

У детей, посещающих муниципальные и частные ДОУ, различий по социальной компетентности

не обнаружено. Фактор образования матерей, материальный уровень домохозяйства значим лишь в отношении выбора частного ДОУ.

Не выявлено различий в оценках матерями здоровья детей, посещающих и не посещающих ДОУ, при этом здоровье лучше у посещающих частные ДОУ.

Значительна доля семей, ориентированных на домашнее воспитание и образование дошкольников.

Возможно, ситуация с оценкой родителями услуг ДОУ в ЦФО РФ изменилась по сравнению с 2012-2013 гг., необходим постоянный мониторинг ситуации.

Список литературы:

1. Гурко Т.А. (а) Качество родительства в молодых семьях: понятийный аппарат, стратегия и выборка исследования // Актуальные проблемы родительства в России / Ред. Т.А. Гурко. М.: Институт социологии РАН, 2013.

2. Гурко Т.А. (б) Социальная компетентность детей дошкольников и качество родительства // Актуальные проблемы родительства в России / Ред. Т.А. Гурко. <М.: Институт социологии РАН, 2013.

3. Орлова Н.А. Удовлетворенность матерей услугами дошкольных образовательных учреждений (специфика Москвы) // Актуальные проблемы родительства в России / Ред. Т.А. Гурко. М.: Институт социологии РАН, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.