Особенности детей-дошкольников, посещающих и не посещающих ДОУ
Гурко Татьяна Александровна
Москва, Институт социологии
РАН
Ключевые слова:
ДОУ, дошкольники, молодые матери, семейные структуры, социальная компетентность, здоровье
Социологическое исследование 600 однодетных матерей различного брачно-семейного (нормативные, сводные семьи или без мужа) и брачно-родительского статуса («одиночки», отец зарегистрирован, проживает отдельно, разведенные) с ребенком-дошкольником от 3-х лет проведено при поддержке РГНФ в 2012-2013 гг. в Москве, Брянске, Владимире и Тамбове [подробнее см.: Гурко (а), 2013].
Цель доклада □ представить не описанные ранее результаты относительно влияния посещения/не посещения детского садика на развитие мальчиков и девочек, удовлетворенности матерей услугами ДОУ.
Метод - формализованные интервью с матерями.
Ранее было показано, что, с точки зрения развития ребенка наиболее неблагоприятными являются семьи «матерей-одиночек» без высшего образования и сводные семьи, особенно для мальчиков. Важными факторами являются: профессионально-образовательный статус родителей, жилищные условия, отношение партнера к рождению ребенка, материнское отношение к ребенку, материнская уверенность, стиль дисциплинирования, включая психологическое и физическое насилие матерей и отцов, показатель «вовлеченности отцов», в том числе, встречи с отцами после развода, особенно в отношении девочек. [Гурко (б): 2013].
Также было установлено, что в Москве матери часто не удовлетворены услугами ДОУ, причем те, которые были удовлетворены услугами ДОУ чаще планировали второго ребенка [Орлова: 2013].
Согласно данным исследования матерей, дети которых посещали муниципальные ДОУ, и дети которых посещали частные ДОУ в целом по выборке «вполне устраивали»: график работы ДОУ (73% и 88% соответственно), стоимость (70% и 50%), как персонал обращается с ребенком (63% и 81%),качество развивающих занятий (56% и 79%), питание (56% и 88%), забота о здоровье ребенка (51% и 75%), сумма дополнительных сборов (41% и 31%). Т.е., удовлетворенность частными ДОУ была выше по всем услугам. Выяснилось, что матерей не устраивала не столько сумма сборов, а то, как тратятся деньги. Другая проблема □ социальной справедливости, некоторые родители, причем, далеко не самые бедные, отказывались платить.
Обычно частными ДОУ пользуются нормативные семьи и разведенные матери, очень редко «одиночки», сводные семьи. Многие дети не посещают ДОУ (всего 18%, чаще девочки), не только потому, что «нет мест» (28%), а «потому что дома ребенку лучше», включая услуги няни (51%), по состоянию здоровья (10%), по другим причинам (переезд и др.)
«Домашние дошкольники» имеют статистически значимо более высокие показатели по шкале социальной компетентности и по подшкалам эмоционального самоконтроля и дружелюбия. Возможно, в силу того, что реже оставляют детей дома разведенные мамы и те, у детей которых отец записан вне брака (менее благополучные дети). Чаще оставляют детей дома нормативные семьи и «матери-одиночки» проживающие в составе расширенного домохозяйства, т.е. с бабушками/дедушками.
У детей, посещающих муниципальные и частные ДОУ, различий по социальной компетентности
не обнаружено. Фактор образования матерей, материальный уровень домохозяйства значим лишь в отношении выбора частного ДОУ.
Не выявлено различий в оценках матерями здоровья детей, посещающих и не посещающих ДОУ, при этом здоровье лучше у посещающих частные ДОУ.
Значительна доля семей, ориентированных на домашнее воспитание и образование дошкольников.
Возможно, ситуация с оценкой родителями услуг ДОУ в ЦФО РФ изменилась по сравнению с 2012-2013 гг., необходим постоянный мониторинг ситуации.
Список литературы:
1. Гурко Т.А. (а) Качество родительства в молодых семьях: понятийный аппарат, стратегия и выборка исследования // Актуальные проблемы родительства в России / Ред. Т.А. Гурко. М.: Институт социологии РАН, 2013.
2. Гурко Т.А. (б) Социальная компетентность детей дошкольников и качество родительства // Актуальные проблемы родительства в России / Ред. Т.А. Гурко. <М.: Институт социологии РАН, 2013.
3. Орлова Н.А. Удовлетворенность матерей услугами дошкольных образовательных учреждений (специфика Москвы) // Актуальные проблемы родительства в России / Ред. Т.А. Гурко. М.: Институт социологии РАН, 2013.