Научная статья на тему 'Значимость услуг детского сада как социального института'

Значимость услуг детского сада как социального института Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2242
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДИТЕЛЬСКИЕ ОБЯЗАННОСТИ / ДОШКОЛЬНИКИ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТСКИЙ САД / ДВОЙНАЯ НАГРУЗКА / РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ / ПРИСМОТР И УХОД / PRESCHOOLERS / EARLY CHILDHOOD EDUCATION / CHILD CARE / PARENT DUTIES / KINDERGARTEN / DOUBLE LOAD / HOMEWORK DISTRIBUTION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Савинская О. Б.

В статье описываются практики многосубъектного ухода за ребенком-дошкольником. Эмпирической базой для статьи является опрос москвичей, имеющих детей трех-пяти лет, проведенный в ноябре 2012 года (опрошено 388 человек). Результаты опроса подтвердили традиционность установок на разделение домашнего труда между супругами и действенность модели действующей в России семейной политики, предполагающей наличие двух кормильцев и возложение бремени ухода за детьми на женщину и государство. Распределение обязанности по уходу за ребенком между матерями и отцами не одинаково; матери в 5 раз чаще включены в уход за ребенком, чем отцы. Соответственно, рабочее время матерей и поиск ими работы находятся в зависимости от графика работы детского сада. Результаты исследования показывают значимость услуг детского сада как института, позволяющего обоим родителям вернуться к трудовой деятельности. При этом детский сад оказывается не только институтом дошкольного образования детей, но и через свою важную функцию снижения разрыва в распределении выполнения обязанностей по уходу за детьми формирует условия для выравнивания гендерных ролей родителей/супругов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPORTANCE OF KINDERGARTEN AS A SOCIAL INSTITUTE

The author describes the multi-subject practice towards childcare. The empirical basis of the study is an opinion poll conducted in November 2012 among 388 Moscow residents who have three-to-five-year-old children. According to the results of the survey, traditional family patterns such as distribution of housework between spouses, the presence of two breadwinners and assignment of childcare to women are still preserved in Russian families. The childcare responsibilities are not distributed equally between the parents: women`s contribution to childcare exceeds men`s contribution five-fold. Thus, women`s work time and job search are dependent on the kindergarten schedule. Kindergarten is an effective childcare institution because it allows both parents returning to their labor activity. This institution is not only a pre-school institution but also functions as a tool to decrease the gap between men and women and to equalize the gender roles.

Текст научной работы на тему «Значимость услуг детского сада как социального института»

СОЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА

й01:10.14515/monitoring.2014.5.10 УДК 316.812.1:373.24

О.Б. Савинская

ЗНАЧИМОСТЬ УСЛУГ ДЕТСКОГО САДА КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА

ЗНАЧИМОСТЬ УСЛУГ ДЕТСКОГО САДА КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА

САВИНСКАЯ Ольга Борисовна - кандидат социологических наук, доцент Факультета социальных наук, старший научный сотрудник Центра анализа доходов и уровня жизни НИУ-ВШЭ. E-mail:

savinskaya@gmail. com

IMPORTANCE OF KINDERGARTEN AS A SOCIAL INSTITUTE

SAVINSKAYa Ol'ga Borisovna - Candidate in Sociology, Associate professor, Faculty of Social Sciences, Senior Researcher, Center for Income Analysis and Living Standards national Research University Higher School of Economics. E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье описываются практики многосубъектного ухода за ребенком-дошкольником. Эмпирической базой для статьи является опрос москвичей, имеющих детей трех-пяти лет, проведенный в ноябре 2012 года (опрошено 388 человек). Результаты опроса подтвердили

традиционность установок на разделение домашнего труда между супругами и действенность модели действующей в России семейной политики,

предполагающей наличие двух кормильцев и возложение бремени ухода за детьми на женщину и государство. Распределение обязанности по уходу за ребенком между матерями и отцами не одинаково; матери в 5 раз чаще включены в уход за ребенком, чем отцы. Соответственно, рабочее время матерей и поиск ими работы находятся в зависимости от графика работы детского сада.

Результаты исследования показывают значимость услуг детского сада как института, позволяющего обоим родителям вернуться к трудовой деятельности. При этом детский сад оказывается не только институтом дошкольного образования детей, но и через свою важную функцию снижения разрыва в распределении выполнения

Abstract. The author describes the multi-subject practice towards childcare. The empirical basis of the study is an opinion poll conducted in November 2012 among 388 Moscow residents who have three-to-five-year-old children.

According to the results of the survey, traditional family patterns such as distribution of housework between spouses, the presence of two breadwinners and assignment of childcare to women are still preserved in Russian families. The childcare responsibilities are not distributed equally between the parents: women^s contribution to childcare exceeds men^s contribution fivefold. Thus, women^s work time and job search are dependent on the kindergarten schedule.

Kindergarten is an effective childcare institution because it allows both parents returning to their labor activity. This institution is not only a pre-school institution but also functions as a tool to decrease the gap between men and women and to equalize the gender roles.

обязанностей по уходу за детьми формирует условия для выравнивания тендерных ролей родителей/супругов.

Ключевые слова: родительские обязанности, дошкольники, дошкольное образование, детский сад, двойная нагрузка, распределение домашней работы, присмотр и уход.

Keywords: preschoolers, early childhood education, child care, parent duties, kindergarten, double load, homework distribution.

По статистике, российские женщины остаются в рядах занятого населения1, продолжая нести двойную нагрузку, работая и выполняя основной объем домашних дел [2], претворяя в жизнь традиционные тендерные установки [7]. «В разделении домашней работы между супругами работает логика тендерного дисплея, замаскированная под рациональный экономический обмен» [2, с. 115].

Чуть менее, чем в 2/3 семей основной уход за детьми до трех лет осуществляет мать ребенка, почти в 1/3 семей - бабушка [4, с. 197]. Несмотря на то, что отдельные исследования фиксируют появление в последние годы в Европе и в России новой модели «вовлеченного отцовства», предполагающего «постоянное активное участие в процессе ежедневного бытового ухода за ребенком и заботы о нем» [1, с. 96 ; 5, с. 99], общая закономерность гендерного дисплея остается основным трендом в практиках российских семей. Детский сад разгружает родителей и предоставляет им институциональную возможность вернуться к оплачиваемой профессиональной занятости. Однако проблема неравномерного распределения обязанностей между родителями остается.

Мы предприняли попытку изучить, как услуга детского сада влияет на включенность матерей и отцов в выполнение ежедневных обязанностей по уходу за ребенком и как она в целом вписана в их образ жизни. Был применен метод массового опроса родителей детей-дошкольников в Москве в рамках более масштабного проекта «Гендерная дискриминация на рынке труда»2. Испольовалась двухступенчатая целевая выборка. На первом этапе отирались территории для проведения опроса с учетом степени удаленности от центра города. Необходимость соблюдения этого обстоятельства объясняется дифференциацией условий жизни населения в центральных и «спальных» районах столицы, а также социальной инфраструктурой и доступностью организаций образования и социальных служб. На втором этапе в каждом из выбранных муниципальных округов были выделены домохозяйства с ребенком трех-четырех лет и работающими родителями (или находящимися в отпуске по уходу за ребенком) по спискам, предоставленным в детских районных поликлиниках. Объем выборки составил 388 человек.

Опрос показал, что в семьях практикуется «многосубъектный» уход за ребенком - на помощь родителям приходят другие члены семьи, няни, а также профессионалы, представляющие институт дошкольного образования. Полученные данные подтверждаются данными репрезентативного опроса РиДМиЖ-2007, согласно которому услуги разных

1 Доля занятых женщин в общей численности женского населения в возрасте 15-72 года в 2013 г. составила 59,8%, уступая мужчинам на 10%. (http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/ (проверено 14.09.14.).

2 Руководитель проекта М.Е. Баскакова. Проект реализован при поддержке аппарата Уполномоченного по правам человека Москвы. Опрос проводился в ноябре 2012 г.

166 _

субъектов по уходу за ребенком совмещаются в 80% домохозяйств с детьми-дошкольниками [10, с. 484-485].

Внутри семьи распределение обязанностей по уходу за ребенком крайне неравномерно. Значительно чаще уход осуществляет мать ребенка, так ответили 58,8% опрошенных (табл. 1). Каждая четвертая семья прибегает к услугам других членов семьи, чаще всего бабушек. Только каждый восьмой респондент (12,6%) отметил, что уходом за ребенком занимается отец. К услугам няни московские семьи с малолетними детьми прибегают редко, только каждая 20-я семья может себе это позволить. Средняя стоимость услуг няни за 40-часовую рабочую неделю в Москве в 2012 г. составляла 30-35 тыс. рублей. При уровне средней заработной платы в 40 тыс. рублей не каждая семья сочтет эту услугу приемлимой для семейного бюджета. Таким образом, наиболее популярным решением проблемы присмотра за ребенком являются материнский уход и услуги дошкольного образовательного учреждения.

Таблица 1 Распределение ответов на вопрос: «Кто в настоящий момент осуществляет уход за Вашим младшим ребенком?» (предлагалось отметить не более трех вариантов)

Варианты ответов % от всех опрошенных (N=388) % от всех, чьи дети посещают детский сад (N=261) % от всех, чьи дети не посещают детский сад (N=127)

Мать 58,8 59 58,3

Отец 12,6 16,5 4,7

Другой член семьи 26,5 20,3 39,4

Няня 4,9 1,9 11,0

Ребенок ходит в детский сад или ясли 67,3 100 0

Рассмотрим подробнее, как распределяется обязанность по уходу за ребенком в семьях, пользующихся услугами детского сада, и в семьях, в которых дети остаются на домашнем воспитании. Судя по полученным данным, принятие решения о посещении ребенком детского сада опосредовано разными ролевыми моделями, сформировавшимися в семье. Участие матери в уходе за ребенком не зависит от факта посещения детского сада - в любом случае она оказывается главным субъектом, осуществляющим уход за ребенком. Однако роль других членов семьи сильно различается. Парадоксально, но роль отца в воспитании ребенка существенно выше в тех семьях, где он ходит в детский сад: в таких семьях 16,5% отцов ухаживают за своими детьми, в то время как за «домашними» детьми следят только 4,7% отцов. В семьях, пользующихся услугами детского сада, в большей степени сформирован тип гендерно-равноправной семьи, проявляется тенденция выравнивания участия родителей в воспитании детей. В семьях же, где ребенок остается на домашнем воспитании, доминирует традиционная патриархатная модель: отцы в подавляющем большинстве устраняются от воспитания ребенка, вместе с матерью его воспитывают бабушки и другие члены семьи. Также в этих типах семей чаще на помощь приходят няни.

Неравномерное распределение обязанностей по уходу за ребенком согласуется с разным уровнем занятости родителей. Матери выбирают стратегию перерыва в работе, оформляя отпуск по уходу за ребенком и далее ограничивая себя в возможностях возвращения к оплачиваемой профессиональной деятельности. Так, среди опрошенных женщин только 75% работают; 17,4% находятся в длительном отпуске по уходу за ребенком;

6,2 % назвали в разделе «другое» различные формы неполной, гибкой, временной занятости. Среди мужчин работают 98% опрошенных, и только один респондент-мужчина отметил, что находится в отпуске по уходу.

Каким образом посещение ребенка детского сада связано с реализацией возможности трудоустроиться для матерей? Если сравнить две группы женщин - тех, кто водит детей в детский сад, и тех, кто не водит, - то различия окажутся статистически значимыми (табл. 2). Среди женщин, чей ребенок посещает детский сад, работают 82%, а среди тех, чей ребенок не посещает детский сад, - только 61% от всех ответивших. Иначе говоря, посещение ребенком детского сада в целом позитивно сказывается на факте возвращения матери в сферу профессионального труда.

Таблица 2 Занятость матери в зависимости от посещения ребенком детского сада, % от всех опрошенных женщин. N=288.

Какая позиция лучшим образом характеризует Ваше Ребенок ходит в детский сад или

положение в настоящее время? ясли Итого

Да Нет

Работаю 81,8 61,1 75,3

Нахожусь в длительном отпуске, в том числе по уходу за детьми 12,1 28,9 17,4

Учащийся (учащаяся) 0,5 2,2 1,0

Другое 5,6 7,8 6,2

Итого 100,0 100,0 100,0

По данным ФСГС РФ, в 2011 г. в г. Москве 364808 детей посещали дошкольные образовательные учреждения. Численность детей, состоящих на учёте для определения в такие учреждения в 2011 и 2012 гг., равна нулю3. Однако, по данным Роспотребнадзора, очередь все же имеется4. Так, в Москве под надзором этого ведомства в 2011 г. находились 2139 дошкольных организаций разного вида собственности, их посещали 359 тыс. детей. 16687 детей нуждались в дошкольных организациях, что составляет 2,5% от всех детей в возрасте от 0 до 7 лет, в основном очередь состоит из детей от 0 до 3 лет. 12084 ребенка этого возраста нуждаются в услугах дошкольной организации (3,9% от этой возрастной группы). В 2011 г. детские сады разной формы собственности в Москве посещали только 53,86% от всех детей дошкольного возраста.

Ответы на вопрос: «Сколько полных лет было ребенку, когда он начал ходить в детский сад?» показали, что более половины опрошенных родителей устроили своих детей в детский сад в три года. Популярны также ясельные группы, принимающие детей с двух лет. Однако институт яслей в Москве исчез5. Отдать ребенка в ясельном возрасте удалось только трем родителям из нашей выборки (табл. 3).

Таблица 3 Возраст ребенка, с которого он начал посещать детский сад. N=260

3 http://www.rg.ru/2013/09/16/ocheredi-site-anons.html (проверено 06.11.13.)

4 Мы обратились к данным Роспотребнадзора, опубликованным на сайте этого ведомства, ввиду отсутствия опубликованных и доступных данных за 2011 г. Мосгоркомстата.

5 Мосгоркомстат также демонстрирует исчезновение института яслей. Отдельный учет этих дошкольных организаций не ведется с начала 2000-х годов.

Возраст Количество опрошенных % от всех посещающих детский сад

Один год 3 1,2

Два года 93 35,8

Три года 142 54,6

Четыре года 22 8,5

Итого 260 100,0

Больше всего детей в двухлетнем возрасте посещают детский сад у молодых матерей - от 18 до 24 лет, а также у многодетных, причем чем больше детей в семье, тем больше их ходит в детский сад. Предположение о том, что многодетные семьи ориентированы на семейное воспитание, не подтвердилось. Скорее наоборот, именно они наиболее остро ощущают большой объем неоплачиваемого труда по уходу и присмотру за детьми и чаще ищут помощь у профессионалов-воспитателей детского сада. То есть, существующие льготы по устройству в детский сад вполне востребованы как среди семей учащихся, так и среди многодетных семей.

Таблица 4 Доля детей, посещающих детский сад, в зависимости от количества детей, проживающих в семье, %

Количество детей, проживающих в Ребенок ходит в детский сад/ясли Все опрошенные

семье да нет

Один 64,7 35,3 100,0

Двое 68,9 31,1 100,0

Трое 82,6 17,4 100,0

Четверо 100,0 100,0

Пятеро 50,0 50,0 100,0

Всего 67,3 32,7 100,0

Согласно постановлению Правительства Москвы «Об утверждении финансовых нормативов затрат на содержание одного воспитанника в государственных образовательных учреждениях системы Департамента образования города Москвы, реализующих общеобразовательные программы» от 29 августа 2006 г. №644-ПП, существуют четыре режима работы отдельных групп в детском саду либо всего детского сада: кратковременного пребывания (до 5 ч), 12-часовое, 14-часовое и 24 часовое пребывание. Статистика за 2006 г. фиксирует, что в Москве было 20506 детских садов, из них только 8,8% с 24-часовым (круглосуточным пребывание) и 334 сада, имеющие группы кратковременного пребывания. Более поздней статистики, касающейся доли детских садов с 12-часовыми и 14-часовым пребыванием, найти не удалось.

Согласно опросу, проведенному в 2008 г. среди 1200 матерей Москвы [9, с. 112], чьи дети посещают детские сады, доминирующий режим работы московских детских садов - с 7.00 до 19.00 Об этом сообщили порядка 85% опрошенных. Анализ дискуссий на интернет-форумах показывает, что этот режим на практике не всегда исполняется. Так, одна из мам пишет: «Мы из Москвы. Детский сад официально до 19.00. Пошли в сад с 2,5 лет в ясельную группу. Как деловая, взяла на работе отпуск на 3 недели. Думала 3 недели повожу до обеда, а потом на полный день и на работу (работаю, как все до 18.00 + дорога ок. 40 мин.). Так вот

6 В 2012 г., согласно информации на официальном сайте Департамента образования, в Москве насчитывалось 2043 дошкольных учреждения, что говорит о снижении численности учреждений за последние 8 лет. 169 _

ясельную группу разбирали после полдника - в 16.15-16.30. Естественно, пришлось уволиться. Пошли в среднюю группу - всех разбирают в 17.00-17.15. Если прийти позже 17.30 - ребенок будет последний, один с воспитательницей. А это психологическая травма. Сама видела, как девочка из группы переживала, когда мы уходили предпоследними. Кстати, подходящую по территориальному признаку и графику работу нашла только через год» (http://forum.nanya.ru/index.php?showtopic=88122).

Неудивительно, что большинство опрошенных родителей забирают детей из детского сада раньше официального времени окончания его работы. Основной пик приходится на 17.00, 37,2% родителей забирают своего ребенка с 16.15 до 17.15, а 40,6% - с 17.15 до 18.15. Работающие родители приходят за детьми позднее, 43% - с 17.15 до 18.15, тогда как неработающие родители предпочитают промежуток с 16.15 до 17.15 (48% среди всех неработающих).

В большинстве случаев забирают ребенка из детского сада матери (об этом сообщили 67,8% ответивших) и только в 4,2% случаев - отцы. Существенную поддержку оказывают родственники - они помогают почти в каждой четвертой семье (23,8%). Услуги няни очень незначительны, они задействуются только в 2,7% случаев. Иногда помощь оказывают соседи.

Оценки участия постсадовского, вечернего ухода и присмотра между матерями и отцами различны (табл. 5). Отцы дали более высокую оценку матерям, а матери значительно выше отцов оценили участие родственников. Именно матери договариваются с родственниками (бабушками или дедушками) и няней о возможной помощи.

Таблица 5 Распределение ответов на вопрос: «Кто чаще всего забирает ребенка из садика?» в зависимости от пола, % от всех ответивших. N=261.

Пол Все опрошенные

мужской женский

Мать 77,8 64,6 67,8

Отец 4,8 4,0 4,2

Другой член семьи 12,7 27,3 23,8

Няня 1,6 3,0 2,7

Знакомые, соседи 3,2 1,0 1,5

Итого 100,0 100,0 100,0

Графики работы матерей в большей степени согласованы с графиками детских садов: 40,9% сообщили, что их график работы полностью соответствует, треть признали частичное соответствие, а у каждой четвертой график работы совсем не соответствует графику работы садика (таблица 6).

Таблица 6 Распределение ответов на вопрос: Соответствует ли график работы садика графику работы матери?» в зависимости от пола, % от всех ответивших. N=261

Соответствует ли график работы садика графику работы матери? Пол Все опрошенные

Мужской Женский

Полностью соответствует 34,9 40,9 39,5

Отчасти соответствует 52,4 32,8 37,5

Совсем не соответствует 12,7 26,3 23,0

Итого 100,0 100,0 100,0

Графики работы отцов в еще меньшей степени соответствуют работе детского сада. Для большинства отцов - 58,7% - график работы совсем не соответствует графику работы детского сада (табл. 7).

Таблица 7 Распределение ответов на вопрос: «Соответствует ли график работы садика графику работы отца?» в зависимости от пола, % от всех ответивших. N=261

Соответствует ли график работы садика графику работы отца? Пол Все опрошенные

Мужской Женский

Полностью соответствует 3,2 19,2 15,3

Отчасти соответствует 38,1 35,9 36,4

Совсем не соответствует 58,7 44,9 48,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итого 100,0 100,0 100,0

Примечательно, что, оценивая график работы своей супруги, отцы в большей степени склонны выбирать среднюю позицию, что может говорить о недостаточной осведомленности о реальном положении дел. Матери же склонны завышать степень соответствия графика работы своего супруга, отца ребенка. Причина этого может также крыться в недостаточной осведомленности и, кроме того, в желании большего участия отцов в присмотре за ребенком после детского сада.

Введение более гибких графиков работы детских садов в целом и отдельных групп в каждом детском саду в частности может, на наш взгляд, повлиять на повышение доли отцов, участвующих в уходе и воспитании своих детей в вечерний период в будние дни, позволит матерям в большей степени реализовывать свое право на труд. С другой стороны, столь низкий уровень соответствия графиков работы отцов часам работы детского сада говорит и о недостаточной включенности работодателей в создание институционально закрепленных механизмов формирования оптимального графика труда для сотрудников, имеющих детей.

Результаты нашего опроса еще раз подтвердили традиционность установок на разделение домашнего труда между супругами и действенность модели действующей в России семейной политики - «два кормильца / государство и женщина осуществляют уход», предложенной Ж.В. Кравченко и А.Мотеюнайте [7, с. 196].

Неожиданным оказался тот факт, что отцы более включены в уход за детьми в тех семьях, где дети посещают детский сад, а матери в большей степени включены в трудовую деятельность. То есть детский сад оказывается не только институтом дошкольного образования детей, но и через свою важную функцию снижения разрыва в распределении выполнения обязанностей по уходу за детьми формирует условия для выравнивания гендерных ролей родителей/супругов.

В этой связи примечательно небольшое, но принципиальное изменение, произошедшее в публичном дискурсе в связи с принятием нового закона «Об образовании в РФ», вступившем в силу с 1 января 2013 г. Закон вводит очень важное концептуальное разделение в функционировании дошкольных образовательных учреждений. Предыдущая редакция закона определяла, что основная услуга, которая оказывается в детском саду, - это образование. Вместе с тем для оказания этой услуги предполагалось выделение средств на «содержание» ребенка. Новый закон разделяет два вида услуг: «образование» и «присмотр и уход». На региональном уровне это разделение уже обрело нормативный характер, в том числе и финансовый. В Москве этот норматив «финансового обеспечения оказания государственных услуг в расчете на одного воспитанника в год в государственных

образовательных учреждениях города Москвы, реализующих основные общеобразовательные программы дошкольного образования» зафиксирован в приложении к Постановлению Правительства Москвы от 31.08.2011 N 407-ПП (ред. от 19.06.2012) "О мерах по развитию дошкольного образования в городе Москве" [8]. Он составлял в 2013 г. 79,4 тыс. рублей в год или 6,6 тыс. руб. в месяц для детей от трех до пяти лет. Новый закон также снял обязательство государства о выплате 80% стоимости услуги по присмотру и уходу за ребенком, что в будущем может сделать её недоступной для многих родителей с низкой заработной платой и особенно для одиноких матерей и отцов.

Принципиальный уход от оценки «материального обеспечения ребенка» (содержания) к оценке оказания данной услуги (вместе с текущими материальными расходами) становится стратегически важным. «Домашний труд», в том числе и уход за детьми, долгое время в общественных науках оставался невидимым и неучитываемым [3]. Именно эта системная оценка одного из видов «домашнего труда», вынесенная в институциональную форму, в будущем может дать толчок для оценки труда тех членов семей, кто оказывает уход за детьми на дому - прежде всего, как показало наше исследование, матерей. В ситуации сочетания двух видов труда, что чаще всего имеет место в образе жизни работающих матерей-дошкольников, эта дополнительная трудовая нагрузка должна учитываться.

Приведенные выше нормативы финансового обеспечения также содержат оценку труда по уходу за ребенком от полутора до трех лет. Как показывает наше исследование, детские сады для этой категории детей еще малодоступны. «Государственная целевая программа по развитию образования в РФ» пока делает акцент на детях от трех до семи лет, пытаясь восстановить сеть дошкольных учреждений хотя бы для этой категории детей. Однако востребованность услугами по уходу за детьми до трех лет высока [9, с. 104], что отражается в масштабном росте рынка негосударственных услуг по присмотру и уходу за ребёнком [6].

Для выравнивания шансов родителей по возвращению на рынок труда после рождения ребенка необходимо ввести на региональном уровне компенсацию за не предоставленную услугу детского сада. Несмотря на то, что официальная ведомственная статистика говорит о том, что очередь в детские сады в Москве отсутствует, охват детей от 0 до 7 лет дошкольным образованием остается низким. Часть родителей по разным причинам (в том числе психологическим, медицинским) не отводят детей в детский сад. В связи с этим необходимо ввести компенсацию за непредставление детского сада, равную величине норматива финансового обеспечения оказания государственных услуг в государственных дошкольных образовательных учреждениях Москвы, реализующих основные общеобразовательные программы дошкольного образования. Эта компенсация уравняла бы шансы выхода на рынок труда тех родителей, кто устроил детей в детские сады, и тех, кто по разным причинам не сделал или не сумел сделать это.

Литература

1 Авдеева А.В. "Вовлеченное отцовство" в современной России: стратегии участия в уходе за детьми // Социологические исследования. 2012. № 11. С. 95-104.

2 Балабанова Е. С. Домашний труд как символ гендера и власти // Социологические исследования. 2005. № 6. С. 109-120.

3 Градскова Ю. Когда отдавать ребенка в детский сад и платить ли воспитателю? Родительство, гендер и учреждения // Laboratorium. 2010. № 3. С. 44-58.

4 Гурко Т. А. Брак и родительство в России. М. : Ин-т социологии РАН, 2008.

172 _

5 Иудин А. А., Шпилев Д. А. Основные направления исследования проблем семьи в современной Германии // Социологические исследования. 2012. № 1. С. 94-105.

6 Конобеева Е. А. Домашний детский сад: социальное предпринимательство или гражданская инициатива? // Вопросы образования. 2012. № 2. С. 207-221.

7 Кравченко Ж. В., Мотеюнайте А. Женщины и мужчины на работе и дома: гендерное разделение труда в России и Швеции // Журнал исследований социальной политики. 2008. Т. 6, № 2. С. 177-200.

8 Постановление Правительства Москвы от 31.08.2011 N 407-ПП (ред. от 19.06.2012) "О мерах по развитию дошкольного образования в городе Москве".

9 Работа и семья в жизни женщин с детьми-дошкольниками : опыт города Москвы / под ред. О. Б. Савинской. М. : Вариант, 2008.

10 Сухова А. С. Услуги по уходу за детьми: масштабы и факторы потребления российскими семьями // Журнал исследований социальной политики. 2011. Т. 9, № 4. С. 473-494.

11 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.