УДК 376.1
И. В. Телънюк, Ю. И. Аббасова, В. В. Васильева
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ НАЧАЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Подготовка к школе - одна из важных задач семьи и дошкольной организации в деле воспитания и обучения детей. Дошкольный период детства протекает у каждого ребенка своеобразно и нередко с индивидуальными особенностями развития, что обусловлено влиянием внутренних (биологических) и внешних (социальных) факторов, определяющих нормальное или дисгармоничное физическое и психическое развитие [1]. Полоролевая идентификация и усвоение опыта социализации ребенка в дошкольный период подготавливают его к более успешной учебной адаптации в условиях начальной школы [2]. Ребенок-дошкольник не только знакомится с миром социальных отношений в кругу сверстников и старших, но и приобретает опыт взаимодействия - навыки общения и решения различных задач в условиях коммуникативной и других видов деятельности. Сюжетно-ролевой и поведенческий статус ребенка приобретает прикладной характер и направлен на формирование социального опыта, что является одной из важных характеристик созревания личности старшего дошкольника.
В то же время дети отличаются неравномерностью психического
развития и сформированностью проявления социально-зрелых норм, что требует своевременного выявления и корригирования в учебно-воспитательном процессе деятельности дошкольной организации и начальной школы. А в условиях интегрированного обучения нормально развивающихся детей и лиц с особыми образовательными потребностями такая работа педагогов становится особо необходимой, так позволяет своевременно применить тактику индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
В научной литературе не прекращается дискуссия о совместном обучении здоровых детей и детей-инвалидов / детей с ОВЗ, поскольку затрагиваемые вопросы относятся к общим вопросам подготовленности помещений образовательной организации к оказанию образовательных услуг всем категориям обучающихся, к наличию подготовленного педагогического персонала к реализации (наряду с общими программами) учебных программ (индивидуальных образовательных маршрутов) для лиц с ОВЗ и психологической готовности педагогов к работе с детьми в условиях инклюзивного образо-
вания. Психолого-педагогические исследования свидетельствуют, что 16% педагогов не имеют четкой позиции в отношении реализации концепции инклюзивного образования и не готовы работать с детьми, имеющими особые образовательные потребности, 86% опрошенных педагогов считают необходимым получить профессиональную квалификацию в области специальной психологии, дефектологии и применения соответствующих методов обучения детей с ОВЗ [3].
Эффективная помощь детям с ОВЗ возможна при условии, что сами педагоги достаточно подготовлены в сфере специального (дефектологического) образования, имеют необходимый опыт работы с такими детьми, способны развернуть совместную работу семьи и образовательной организации в психолого-педагогическом сопровождении ребенка с особыми образовательными потребностями. Суть данной помощи состоит в обеспечении условий для социализации ребенка к новым условиям жизнедеятельности, что благотворно влияет на его адаптацию к школьному образованию. Учебная (более широко - социальная) адаптация ребенка с ОВЗ к школьному обучению предполагает включение его в образовательную среду и принятие им новых способов взаимодействия со сверстниками и педагогами, то есть принятие обучающимся условий и норм школьной жизни. Такому ребенку предстоит усвоить правила поведения в школе, научиться выполнять поручения и требования учителя, научиться слушать и пони-
мать обращенную к нему речь, быть готовым к совместным видам деятельности с другими детьми и педагогами. Иными словами, ребенок с ОВЗ должен овладеть необходимыми компетенциями учебной деятельности, обусловленность которых лежит в плоскости сформированно-сти его психических свойств и лично стных характеристик, таких как потребность в узнавании нового, проявляющемся интересе к освоению навыков и умений, в желании научиться выполнять учебные задания, быть внимательным и активным на уроках и др. Личностные компетенции, относящиеся к учебной адаптации, в большей мере характеризуют направленность мотивацион-ных компонентов деятельности, критичность в оценке своих достижений, что, конечно же, у многих детей находится лишь в начальной стадии развития. А у детей с ОВЗ данные проявления существенно размыты и формируются значительно позже.
Таким образом, в условиях школьной среды дети с ОВЗ сначала проходят путь интеграции, то есть включения в общие условия жизнедеятельности, осваивая культуру и нормы поведения, и, наряду с этим, делают первые шаги социализации в обществе, школьной среде, а затем в процессе обучения принимают образовательную программу, которая для них является инклюзивной. Подобранный индивидуальный образовательный маршрут постепенно раскрывает перед ребенком мир знаний, навыков и умений, применение которых отражает успешность учебной адаптации, способствует нивелиро-
ванию задержек в психическом развитии и подготавливает ребенка к формирующимся новым личностным образованиям - мотивированности к учебе, проявлению интереса к различным предметным областям знания, удовлетворенности успешности деятельности.
Исследования по проблемам адаптации детей с ОВЗ к школе показывают, что основными факторами благоприятной психологической адаптации ребенка с ЗПР к обучению в инклюзивном классе являются [4]:
• наличие адекватных форм поведения,
• наличие учебной мотивации,
• обладание навыками учебной деятельности,
• наличие адекватной самооценки,
• умение взаимодействовать с учащимися и учителем.
Наиболее распространенными причинами дезадаптации младших школьников с ЗПР являются:
• недостаточная произвольность психических функций,
• нарушения интеллектуальной деятельности,
• инертность нервной системы, неготовность к школе,
• расторможенность.
Дезадаптация в начальной школе чаще проявляется в повышенной конфликтности учащихся в отношениях со сверстниками и взрослыми. Исследователи обнаружили, что мальчики больше подвержены неадаптивным формам поведения, чем девочки, которые характеризуются педагогами как более спокойные и
покладистые. В целом наличие высоких показателей дезадаптации у 57,6% детей с ЗПР свидетельствует о наличии определенных трудностей социально-психологического плана, корригирование которых у 18,2% детей необходимо при помощи таких специалистов, как дефектологов, психологов и психоневрологов [там же].
Поэтому учителю начальных классов организацию психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ необходимо планировать совместно с другим специалистам школы - психологом, учителем-дефектологом, логопедом, социальным педагогом. Каждый специалист работает с ребенком индивидуально - проводит диагностические, коррекционно-пе-дагогические мероприятия по изучению и развитию психической сферы, планирует пролонгированные наблюдения, дает рекомендации учителю и родителям по компетентным вопросам. Работая в команде со специалистами, учитель начальных классов вырабатывает тактику работы с тем или иным ребенком, учитывает их рекомендации в разработке индивидуальных образовательных маршрутов, обеспечивая тем самым оптимальный путь интеграции обучающихся с ОВЗ в школьную среду.
Успешность учебной адаптации детей с ОВЗ на начальных этапах обучения в школе во многом зависит от совместного участия родных и близких в жизни ребенка. Поэтому учителю начальных классов необходимо спланировать те мероприятия, которые могут быть выполнены родителями в домашних условиях, что обеспечит непрерывность и постоянство в
оказании помощи детям, их благополучное включение в учебный процесс.
Для успешной социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе в условиях инклюзии необходимо организовать слаженную работу педагогов и специалистов в создании комфортной и поддерживающей среды для развития каждого ребенка.
Модель социальной адаптации детей с ОВЗ к школьной среде включает в себя следующие основные аспекты:
1. Индивидуальный подход. Каждому ребенку с ОВЗ нужно предоставить индивидуальный образовательный маршрут, с учетом его особых потребностей и способностей. Так же этот маршрут должен включать в себя различные виды поддержки и коррекционных мероприятий.
2. Мультидисциплинарный подход, предусматривающий сотрудничество специалистов различных профилей: учителя, учителя-логопеда, психолога, дефектолога, социального педагога и др. Каждый из них вносит свой вклад в создание благоприятной образовательной ситуации для ребенка.
3. Обучение социальным навыкам и навыкам коммуникации. Ребенку нужно научиться взаимодействовать с окружающими, строить отношения с одноклассниками и учителями, развивать навыки самостоятельности и саморегуляции.
4. Поддержка родителей. Они должны быть информированы обо всех этапах адаптации, получать рекомендации по оказанию поддержки ребенку дома,
участвовать в совместных мероприятиях и тренингах.
В целом, модель социальной адаптации детей с ОВЗ к школе в условиях инклюзии предполагает комплексный подход, основанный на индивидуальности каждого ребенка, сотрудничестве специалистов различных профилей и активном взаимодействии с родителями для обеспечения равных возможностей для их образования и развития.
Таким образом, социально-психологическая адаптация детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзии имеет свою специфику, которая определяется особенностями интеллектуального недоразвития, характеристиками личностной сферы, что необходимо учитывать при индивидуально направленной работе с детьми. Для эффективной социально-психологической адаптации необходимо создать психолого-педагогические условия с целью расширение адаптивного ресурса образовательной среды, за счет обеспечения более полного использования сохранного интеллекта, использования специфических методов и приемов, снижения темпа подачи учебного материала, включение дополнительных коррекционно-раз-вивающих занятий со специалистами. Такой подход поможет ребенку сформировать адекватную самооценку и сохранить положительную учебную мотивацию.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей: Учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ, 1985. 167 с.
2. Тельнюк И. В., Худик В. А. Тендерный подход в организации самостоятельной деятельности старших дошкольников: теоретические и прикладные аспекты. СПб.: С.-Петерб. акад. постдиплом. пед. образования, 2004. 144 с.
3. Худик В. А., Тельнюк И. В., Сорокина О. Ю. Готовность к принятию
инклюзивного образования субъектами дошкольной образовательной среды // Коррекционно-педагогическое образование. 2015. № 1 (1). С. 33-43.
4. Слюсарская Т. В., Киселева Е. Е., Федоренко Ю. В. Адаптация детей с задержкой психического развития к условиям инклюзивного образования // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-4. С. 297-300.
REFERENCES
1. Lebedinsky V. V. Disorders of mental development in children: Textbook. Moscow: Publishing House of Moscow State University, 1985. 167p. (InUSSR).
2. Telnyuk I. V., Khudik V. A. Gender approach in the organization of independent activity of senior preschoolers: theoretical and applied aspects. St. Petersburg: St. Petersburg Academy Postgraduate education, 2004. 144p. (InRuss.).
3. Khudik V. A., Telnyuk I. V., Soroki-na O. Yu. Readiness to accept inclusive
education by subjects of preschool educational environment // Pedagogic Correction Education Journal. 2015. No. 1 (1). P. 33-43. (InRuss.).
4. Slyusarskaya Т. V., Kiseleva E. E., Fedorenko Yu. V. Adaptation of children with mental retardation to the conditions of inclusive education // Problems of modern pedagogical education. 2019. No. 62-4. P. 297-300. (In Russ.).
Поступила вредакцию: 14.01.2024 г.