Научная статья на тему 'Психолого-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях начального школьного образования'

Психолого-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях начального школьного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. / CHILDREN WITH DISABILITIES / SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT / INTEGRATED LEARNING / INCLUSIVE EDUCATION / PRIMARY SCHOOL.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тельнюк И. В., Аббасова Ю. И., Васильева В. В.

Обсуждаются пути поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья при их интеграции в условия начальной школы. Внимание уделяется психолого-педагогическому сопровождению таких детей на начальных этапах их адаптации к школьному образованию. Выявляется готовность педагогов к разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, к взаимодействию с другими школьными специалистами (психологом, дефектологом, логопедом, социальным педагогом) в деле оказания помощи детям с особыми образовательными потребностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тельнюк И. В., Аббасова Ю. И., Васильева В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and pedagogical support for children with disabilities in primary school education

The ways of supporting children with disabilities in their integration into primary school conditions are discussed. Attention is paid to the psychological and pedagogical support of such children at the initial stages of their adaptation to school education. The readiness of teachers to develop and implement individual educational routes, to interact with other school specialists (psychologist, speech pathologist, speech therapist, social pedagogue) in providing assistance to children with special educational needs is revealed.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях начального школьного образования»

УДК 376.1

И. В. Телънюк, Ю. И. Аббасова, В. В. Васильева

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ НАЧАЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Подготовка к школе - одна из важных задач семьи и дошкольной организации в деле воспитания и обучения детей. Дошкольный период детства протекает у каждого ребенка своеобразно и нередко с индивидуальными особенностями развития, что обусловлено влиянием внутренних (биологических) и внешних (социальных) факторов, определяющих нормальное или дисгармоничное физическое и психическое развитие [1]. Полоролевая идентификация и усвоение опыта социализации ребенка в дошкольный период подготавливают его к более успешной учебной адаптации в условиях начальной школы [2]. Ребенок-дошкольник не только знакомится с миром социальных отношений в кругу сверстников и старших, но и приобретает опыт взаимодействия - навыки общения и решения различных задач в условиях коммуникативной и других видов деятельности. Сюжетно-ролевой и поведенческий статус ребенка приобретает прикладной характер и направлен на формирование социального опыта, что является одной из важных характеристик созревания личности старшего дошкольника.

В то же время дети отличаются неравномерностью психического

развития и сформированностью проявления социально-зрелых норм, что требует своевременного выявления и корригирования в учебно-воспитательном процессе деятельности дошкольной организации и начальной школы. А в условиях интегрированного обучения нормально развивающихся детей и лиц с особыми образовательными потребностями такая работа педагогов становится особо необходимой, так позволяет своевременно применить тактику индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

В научной литературе не прекращается дискуссия о совместном обучении здоровых детей и детей-инвалидов / детей с ОВЗ, поскольку затрагиваемые вопросы относятся к общим вопросам подготовленности помещений образовательной организации к оказанию образовательных услуг всем категориям обучающихся, к наличию подготовленного педагогического персонала к реализации (наряду с общими программами) учебных программ (индивидуальных образовательных маршрутов) для лиц с ОВЗ и психологической готовности педагогов к работе с детьми в условиях инклюзивного образо-

вания. Психолого-педагогические исследования свидетельствуют, что 16% педагогов не имеют четкой позиции в отношении реализации концепции инклюзивного образования и не готовы работать с детьми, имеющими особые образовательные потребности, 86% опрошенных педагогов считают необходимым получить профессиональную квалификацию в области специальной психологии, дефектологии и применения соответствующих методов обучения детей с ОВЗ [3].

Эффективная помощь детям с ОВЗ возможна при условии, что сами педагоги достаточно подготовлены в сфере специального (дефектологического) образования, имеют необходимый опыт работы с такими детьми, способны развернуть совместную работу семьи и образовательной организации в психолого-педагогическом сопровождении ребенка с особыми образовательными потребностями. Суть данной помощи состоит в обеспечении условий для социализации ребенка к новым условиям жизнедеятельности, что благотворно влияет на его адаптацию к школьному образованию. Учебная (более широко - социальная) адаптация ребенка с ОВЗ к школьному обучению предполагает включение его в образовательную среду и принятие им новых способов взаимодействия со сверстниками и педагогами, то есть принятие обучающимся условий и норм школьной жизни. Такому ребенку предстоит усвоить правила поведения в школе, научиться выполнять поручения и требования учителя, научиться слушать и пони-

мать обращенную к нему речь, быть готовым к совместным видам деятельности с другими детьми и педагогами. Иными словами, ребенок с ОВЗ должен овладеть необходимыми компетенциями учебной деятельности, обусловленность которых лежит в плоскости сформированно-сти его психических свойств и лично стных характеристик, таких как потребность в узнавании нового, проявляющемся интересе к освоению навыков и умений, в желании научиться выполнять учебные задания, быть внимательным и активным на уроках и др. Личностные компетенции, относящиеся к учебной адаптации, в большей мере характеризуют направленность мотивацион-ных компонентов деятельности, критичность в оценке своих достижений, что, конечно же, у многих детей находится лишь в начальной стадии развития. А у детей с ОВЗ данные проявления существенно размыты и формируются значительно позже.

Таким образом, в условиях школьной среды дети с ОВЗ сначала проходят путь интеграции, то есть включения в общие условия жизнедеятельности, осваивая культуру и нормы поведения, и, наряду с этим, делают первые шаги социализации в обществе, школьной среде, а затем в процессе обучения принимают образовательную программу, которая для них является инклюзивной. Подобранный индивидуальный образовательный маршрут постепенно раскрывает перед ребенком мир знаний, навыков и умений, применение которых отражает успешность учебной адаптации, способствует нивелиро-

ванию задержек в психическом развитии и подготавливает ребенка к формирующимся новым личностным образованиям - мотивированности к учебе, проявлению интереса к различным предметным областям знания, удовлетворенности успешности деятельности.

Исследования по проблемам адаптации детей с ОВЗ к школе показывают, что основными факторами благоприятной психологической адаптации ребенка с ЗПР к обучению в инклюзивном классе являются [4]:

• наличие адекватных форм поведения,

• наличие учебной мотивации,

• обладание навыками учебной деятельности,

• наличие адекватной самооценки,

• умение взаимодействовать с учащимися и учителем.

Наиболее распространенными причинами дезадаптации младших школьников с ЗПР являются:

• недостаточная произвольность психических функций,

• нарушения интеллектуальной деятельности,

• инертность нервной системы, неготовность к школе,

• расторможенность.

Дезадаптация в начальной школе чаще проявляется в повышенной конфликтности учащихся в отношениях со сверстниками и взрослыми. Исследователи обнаружили, что мальчики больше подвержены неадаптивным формам поведения, чем девочки, которые характеризуются педагогами как более спокойные и

покладистые. В целом наличие высоких показателей дезадаптации у 57,6% детей с ЗПР свидетельствует о наличии определенных трудностей социально-психологического плана, корригирование которых у 18,2% детей необходимо при помощи таких специалистов, как дефектологов, психологов и психоневрологов [там же].

Поэтому учителю начальных классов организацию психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ необходимо планировать совместно с другим специалистам школы - психологом, учителем-дефектологом, логопедом, социальным педагогом. Каждый специалист работает с ребенком индивидуально - проводит диагностические, коррекционно-пе-дагогические мероприятия по изучению и развитию психической сферы, планирует пролонгированные наблюдения, дает рекомендации учителю и родителям по компетентным вопросам. Работая в команде со специалистами, учитель начальных классов вырабатывает тактику работы с тем или иным ребенком, учитывает их рекомендации в разработке индивидуальных образовательных маршрутов, обеспечивая тем самым оптимальный путь интеграции обучающихся с ОВЗ в школьную среду.

Успешность учебной адаптации детей с ОВЗ на начальных этапах обучения в школе во многом зависит от совместного участия родных и близких в жизни ребенка. Поэтому учителю начальных классов необходимо спланировать те мероприятия, которые могут быть выполнены родителями в домашних условиях, что обеспечит непрерывность и постоянство в

оказании помощи детям, их благополучное включение в учебный процесс.

Для успешной социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе в условиях инклюзии необходимо организовать слаженную работу педагогов и специалистов в создании комфортной и поддерживающей среды для развития каждого ребенка.

Модель социальной адаптации детей с ОВЗ к школьной среде включает в себя следующие основные аспекты:

1. Индивидуальный подход. Каждому ребенку с ОВЗ нужно предоставить индивидуальный образовательный маршрут, с учетом его особых потребностей и способностей. Так же этот маршрут должен включать в себя различные виды поддержки и коррекционных мероприятий.

2. Мультидисциплинарный подход, предусматривающий сотрудничество специалистов различных профилей: учителя, учителя-логопеда, психолога, дефектолога, социального педагога и др. Каждый из них вносит свой вклад в создание благоприятной образовательной ситуации для ребенка.

3. Обучение социальным навыкам и навыкам коммуникации. Ребенку нужно научиться взаимодействовать с окружающими, строить отношения с одноклассниками и учителями, развивать навыки самостоятельности и саморегуляции.

4. Поддержка родителей. Они должны быть информированы обо всех этапах адаптации, получать рекомендации по оказанию поддержки ребенку дома,

участвовать в совместных мероприятиях и тренингах.

В целом, модель социальной адаптации детей с ОВЗ к школе в условиях инклюзии предполагает комплексный подход, основанный на индивидуальности каждого ребенка, сотрудничестве специалистов различных профилей и активном взаимодействии с родителями для обеспечения равных возможностей для их образования и развития.

Таким образом, социально-психологическая адаптация детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзии имеет свою специфику, которая определяется особенностями интеллектуального недоразвития, характеристиками личностной сферы, что необходимо учитывать при индивидуально направленной работе с детьми. Для эффективной социально-психологической адаптации необходимо создать психолого-педагогические условия с целью расширение адаптивного ресурса образовательной среды, за счет обеспечения более полного использования сохранного интеллекта, использования специфических методов и приемов, снижения темпа подачи учебного материала, включение дополнительных коррекционно-раз-вивающих занятий со специалистами. Такой подход поможет ребенку сформировать адекватную самооценку и сохранить положительную учебную мотивацию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей: Учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ, 1985. 167 с.

2. Тельнюк И. В., Худик В. А. Тендерный подход в организации самостоятельной деятельности старших дошкольников: теоретические и прикладные аспекты. СПб.: С.-Петерб. акад. постдиплом. пед. образования, 2004. 144 с.

3. Худик В. А., Тельнюк И. В., Сорокина О. Ю. Готовность к принятию

инклюзивного образования субъектами дошкольной образовательной среды // Коррекционно-педагогическое образование. 2015. № 1 (1). С. 33-43.

4. Слюсарская Т. В., Киселева Е. Е., Федоренко Ю. В. Адаптация детей с задержкой психического развития к условиям инклюзивного образования // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-4. С. 297-300.

REFERENCES

1. Lebedinsky V. V. Disorders of mental development in children: Textbook. Moscow: Publishing House of Moscow State University, 1985. 167p. (InUSSR).

2. Telnyuk I. V., Khudik V. A. Gender approach in the organization of independent activity of senior preschoolers: theoretical and applied aspects. St. Petersburg: St. Petersburg Academy Postgraduate education, 2004. 144p. (InRuss.).

3. Khudik V. A., Telnyuk I. V., Soroki-na O. Yu. Readiness to accept inclusive

education by subjects of preschool educational environment // Pedagogic Correction Education Journal. 2015. No. 1 (1). P. 33-43. (InRuss.).

4. Slyusarskaya Т. V., Kiseleva E. E., Fedorenko Yu. V. Adaptation of children with mental retardation to the conditions of inclusive education // Problems of modern pedagogical education. 2019. No. 62-4. P. 297-300. (In Russ.).

Поступила вредакцию: 14.01.2024 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.