Научная статья на тему 'ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ'

ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
774
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Modern European Researches
Область наук
Ключевые слова
ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ / ТИПЫ ИГРОВЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИТУАЦИЙ / THE EDUCATIONAL SITUATIONS IN A GAME / ECOLOGICAL EDUCATION OF CHILDREN / TYPES OF EDUCATIONAL GAMES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савинова Светлана Васильевна, Черезова Валерия Павловна

В данной статье дается теоретическое обоснование возможности использования игровых обучающих ситуаций в экологическом образовании детей дошкольного возраста. Дана характеристика типов и видов игровых обучающих ситуаций, приведены примеры использования ИОС, связанных с жизненным опытом детей, в экологическом образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SITUATIONS ABOUT ECOLOGY FOR PRESCHOOLERS IN GAMES

In this article you’ll get to know about the positive influence on preschool children by using different educational games of ecological topic. There are different characteristics of types and kinds of these educational situations in this article. The usage of these situations is based on children’s knowledge about the ecology itself.

Текст научной работы на тему «ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

intersection of surfaces, a cone, a cylindrical surface, which are studied both in the course of higher mathematics and descriptive geometry. Particular attention in researching of this point should be given to conduct interdisciplinary relations in order to form a holistic view of such objects. The content of the article is of interest to high school students, first-year students of technical specialties, as well as teachers of descriptive geometry and the course of higher mathematics.

Keywords: methodical instructions, intersection of surfaces, cones, cylindrical surfaces.

ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

В данной статье дается теоретическое обоснование возможности использования игровых обучающих ситуаций в экологическом образовании детей дошкольного возраста. Дана характеристика типов и видов игровых обучающих ситуаций, приведены примеры использования ИОС, связанных с жизненным опытом детей, в экологическом образовании.

Ключевые слова

игровые обучающие ситуации, экологическое образование дошкольников,

типы игровых обучающих ситуаций

АВТОРЫ

Савинова Светлана Васильевна

кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров E-mail: ssavv@yandex.ru

Черезова Валерия Павловна

студентка факультета дедагогики и психологии ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров E-mail: cher.valerya@yandex.ru

Нарастающие в мире экологические проблемы побуждают педагогов к более интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, средств развития экологического сознания у населения планеты. Непрерывное экологическое образование - это необходимость, которую осознали не только специалисты, но и большая часть населения планеты. Заметное влияние на исследование проблемы определения содержания и методов экологического образования оказали труды: Ж.Л. Васякиной [1], Н.А. Рыжовой [8], С.Н. Николаевой [5], Л.М. Маневцовой [3] и др. Идея включения игры в образовательный процесс всегда привлекала отечественных педагогов. К.Д. Ушинский говорил, что «дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал педагогам стараться делать занятия более занимательными» [4, с. 2].

З.А. Михайлова, А.С. Каменная, О.Б. Васильева отмечают, что образовательные задачи для детей могут быть представлены в виде практических, творческих, проблемных мини-ситуаций, игр и игровых упражнений, загадок и пословиц, кратких литературных текстов, элементов исследовательской деятельности, опытов,

экспериментов, приемов развития творческого воображения, практических продуктивных видов деятельности и т. д. [6].

Исследования С.Н. Николаевой и И.А. Комаровой показали, что оптимальная форма использования образовательных возможностей игры в процессе ознакомления дошкольников с природой - это игровые обучающие ситуации (ИОС), которые создаются педагогом для решения конкретных воспитательно-образовательных задач на экологических занятиях и разных мероприятиях повседневной жизни [2, 4]. Для обучения используются различные игровые элементы: сюжет, воображаемая ситуация, ролевые действия.

Исследователи особо подчеркивают, что все игровые обучающие ситуации требуют от воспитателя определенной подготовки. Очень важно, чтобы сам педагог легко входил в игру. Обучение с использованием игровых обучающих ситуаций в отдельных случаях может выходить за рамки отведенного времени, но этого не нужно пугаться, так как хорошая игра, создает эмоциональный настрой у детей и обеспечивает максимальный развивающий эффект [4].

С.Н. Николаева и И.А. Комарова выделяют три типа игровых обучающих ситуаций, использование которых обладает различными дидактическими возможностями: ИОС с игрушками-аналогами, ИОС с литературными персонажами, ИОС-путешествия [4]. Основанием для выделения этих типов ИОС является: короткий несложный сюжет природоведческого характера; использование наглядности (атрибутика, игрушки, наглядность, например, иллюстрации персонажей и героев литературных произведений) [4].

Приведем характеристику разных типов игровых обучающих ситуаций

ИОС с игрушками-аналогами. Уже из названия видно, что данный тип ИОС предполагает использование в качестве наглядности различных игрушек (животных, птиц, рыб, растения и др.). Главный смысл данной ИОС в том, чтобы сопоставить живой объект с неживым аналогом. Таким образом, игрушка способствует разграничению представлений сказочно-игрушечного и реалистичного характера, помогает осознанию специфики живого, выработке умений правильно и по-разному действовать с живым объектом и предметом. Игрушка не может заменить настоящее животное или растение, но она в такой же степени является содержательным элементом обучения.

Приведем пример ИОС с игрушками-аналогами. Дети рассматривают в аквариуме рыбок. Воспитатель по ходу наблюдения задает вопросы: Какое тело у рыбок? Какого цвета чешуя? Где у них брюшко? Где у рыб находятся плавники и т. д. Далее можно переходить к сравнению поведения живой рыбки и игрушечной. Например, с детьми можно выявить такие различия: живая рыба живет в воде, она самостоятельно может плавать и кушать. Игрушечные же рыбки могут стоять в шкафу, на полке. Им не требуется пища и плавать они самостоятельно не смогут.

Еще один пример ИОС с игрушками-аналогами: «Ель живая и искусственная». Педагог перед Новым годом приносит в группу детского сада искусственную елочку и говорит: «Ребята посмотрите какая красивая елочка у нас будет украшать нашу группу. А на нашем участке детского сада есть елочки? Давайте сейчас мы возьмем на прогулку нашу елочку с собой. Сравним ее с елями, которые растут у нас на участке детского сада». На улице педагог спрашивает детей: «Ребята, посмотрите, как вы думаете, чем отличается искусственная елочка от настоящей». Выслушав ответы детей, педагог дополняет: «Действительно, ребятки, на нашем участке ели очень высокие, у них толстый ствол, её ветки пахнут. Она живая, и поэтому она может вырасти еще выше. Наша искусственная елочка маленькая, она никогда не вырастет высокой. Если наклониться поближе и понюхать её, то она не пахнет. Веточки её мягкие и пушистые. А у живой ели они колючие».

ИОС с литературными персонажами включает в себя использование картинок или игрушек, изображающих литературных героев сказок, рассказов и т. д. В качестве героев могут использоваться Буратино, Незнайка, Петрушка, Карлсон и др. для привлечения внимания детей. Незнайка очень часто попадает в неловкие ситуации -и тогда необходимы знания и помощь ребят. Можно с успехом использовать персонажей, которые связаны с природой и экологией: Айболит, Старичок-Лесовичок, Кикимора Болотная, Русалочка и других героев сказок. Ситуации с этими персонажами помогают дошкольникам самим учить непутевых героев, объяснять и рассказывать им то, что сами уже знают, т. е. дети превращаются в знающих учителей, благодаря чему активизируется их умственная деятельность. Таким образом, дети находятся в ситуации игры и поэтому уверенно дополняют, исправляют рассказ воспитателя, при этом закрепляя полученные знания.

Например, в гости к ребятам приходит доктор Айболит и говорит, что к нему в больницу принесли комнатное растение, а как за ним ухаживать, он не помнит. Тогда дети напоминают доктору Айболиту, как правильно нужно ухаживать за растением (поливать, рыхлить, протирать листочки от пыли). Также можно предложить детям подумать, что произойдет, если за комнатными растениями никто ухаживать не будет.

Приведем еще один пример с литературным персонажем Карлсоном. Педагог говорит детям о том, что в группу детского сада с утра принесли записку от Карлсона и зачитывает ее: «Дорогие ребята. Я, как и вы, недавно посадил лук. Ухаживал за ним: поливал, рыхлил, измерял, вел наблюдения. Но увы, лук у меня вырос не такой красивый и крепкий как у вас, а именно, тоненькие пёрышки, желтого цвета, вялые. Ничего не понимаю, в чем же дело. Может вы мне поможете? Что я делал неправильно? Как сделать так, чтобы лук у меня был такой же крепкий и здоровый, как у вас?». Тогда дети, вместе с педагогом приходят к такому выводу, что Карлсон живет на чердаке, именно в этом и проблема. На чердаке нет окон и всегда темно. Лук не получает достаточно тепла и света, и поэтому он такой вялый. Педагог спрашивает: «Ребята, как же теперь нам помочь нашему другу?». Дети предлагают поставить лук, который выращивал Карлсон, к ним в группу. Через неделю ребята увидели результат (лук, действительно окреп, позеленел, перышки стали пышней).

Третья группа ИОС - это игра в путешествия («Экспедиция в Африку», «Путешествие в лес», «Экскурсия в зоосад», «Путешествие к морю» и др.), в процессе которой дети узнают много нового. Здесь воспитатель берет на себя роль экскурсовода, руководителя туристической группы, путешественника - это главное в данном типе ИОС, потому что в процессе данного путешествия педагог сообщает детям новые интересные сведения, знакомит с новыми природными явлениями и объектами [4]. Данный тип ИОС предполагает использование различных моделей (лес, пруд, поле и т. д.), картинок растений и животных, глобус, карта и др.

Приведем пример ИОС путешествия. Педагог организует игру-путешествие в лес по полянкам-станциям. На каждой полянке-станции дети выполняют различные задания (отгадывают загадки, рассматривают глобус, находят место обитания разных животных, составляют простые цепи питания в лесном сообществе, соотносят и др.).

Еще одна ИОС путешествие - «Экспедиция на Север». Педагог говорит ребятам, что сегодня они отправятся в путешествие туда, где всё белым-бело. Спрашивает детей, на чем можно отправиться в путешествие на Север и как нужно одеться, чтобы там не замерзнуть. После того как дети прибывают на Север, их встречает экскурсовод. Он проводит экскурсию (говорит о том, какие животные, там живут, как им удалось приспособиться к таким условиям). Экскурсовод проводит игру «Найди след». Ребята соотносят картинку животного и его след. Так же дети плывут на льдине, главная задача удержаться на ней и не упасть. После того как экспедиция

подходит к концу, ребята отправляются обратно в группу детского сада. Рассказывают о необычных ситуациях, о том, что больше всего понравилось в экспедиции.

О.В. Попова предлагает другой подход к классификации игровых обучающих ситуаций - по способу их решения: ситуации-иллюстрации, ситуации-упражнения, ситуации-проблемы, ситуации-оценки [7].

Ситуации-иллюстрации. В данных ситуациях разыгрываются реальные сценки из жизни детей. Чаще всего данные ситуации используются в младшей группе детского сада. Рекомендуется использовать разнообразные игрушки, иллюстрации и кукольный театр. Например, с детьми можно разыграть сценку, в которой один мальчик ломает ветку с дерев, чтобы сделать себе рогатку, а другой мальчик видит этот поступок и объясняет мальчику, что так делать нельзя. Этот способ решения хорошо подходит для ситуаций с игрушками-аналогами, но его можно использовать и для решения других типов ИОС.

Ситуации-упражнения. Данный вид игровых образовательных ситуаций целесообразно использовать со средней группы детского сада. Дети учатся связывать в сюжет определённые игровые действия, взаимодействуют со сверстниками в рамках игры. Так же, как и в предыдущем случае, способ решения может использоваться в работе с любыми ИОС, но наиболее интересным для детей являются ИОС-путешествия и ИОС с литературными персонажами. Например, воспитатель приглашает детей отправиться в путешествие в лес. На пути им встречается Старичок-Лесовичок, который расспрашивает детей о правилах поведения в лесу, о животных, которые живут в лесу, спрашивает детей знают ли они какие животные занесены в красную книгу. Далее Старичок-Лесовичок предлагает поиграть в экологическую игру «Правила поведения в лесу».

Ситуации-проблемы. В данных ситуациях дети усваивают основные социальные отношения, своего поведения в мире людей. Ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и переживать их. Педагог предлагает детям проблемную ситуацию «Что случится если на Земле вдруг исчезнет вся вода». Дети размышляют и думают, чем такая ситуация может повлиять на людей, на животных, на экологию. Этот способ решения может использоваться в работе с любым типом ИОС.

Ситуации-оценки. Данный вид игровых образовательных ситуаций целесообразно применять в работе со старшими дошкольниками. В этом случае поставленная проблема уже имеет один вариант решения, и педагог помогает ребенку проанализировать и обосновать принятое решение, оценить его. Например, можно проанализировать поведение героев в сказке «Чудесная полянка» [9]. Спросить у детей, как бы они поступили на месте героев сказки, что бы дети сделали если бы увидели мусор на их любимой детской площадке.

Мы предлагаем конспект ИОС «Увлекательное путешествие в лес» для детей 5-6 лет.

Тип ИОС: игра в путешествие

Вид ИОС: ситуация-проблема.

Цель: расширить и уточнить представления детей о лесе как сообществе деревьев, диких животных, птиц; закрепить правила поведения в лесу; уточнить представления детей о жизни лесных зверей; устанавливать причинно-следственные связи между обителями леса (насекомыми, животными, птицами) и состоянием деревьев в процессе помощи автору письма (Пете); воспитывать познавательный интерес к миру природы в процессе ИОС «Увлекательное путешествие в лес».

Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие, где нас ждет много удивительного и интересного. Послушайте внимательно загадку и отгадайте, куда же мы с вами отправимся сегодня.

Он зеленый и густой, Он высокий и большой: То - еловый, то - дубовый, То - осиново-сосновый.

У него полно плодов, Ягод, шишек и грибов, И протоптанной тропинкой, По нему идут с корзинкой (Лес) Воспитатель: правильно, ребята - это лес. Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие по лесу. Но перед этим давайте вспомним правила поведения в лесу (Нельзя ходить в лес одним, только со взрослыми. Нельзя бросать мусор. Нельзя шуметь в лесу. Нельзя трогать птичьи гнезда. Вернуться из леса нужно до наступления темноты. Нельзя обижать животных, которые живут в лесу. Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Собирать ягоды и грибы нужно аккуратно).

Воспитатель: молодцы, ребята, много правил знаете. Расскажите, а вы с родителями ходили когда-нибудь в лес? (Да, ходили).

Воспитатель: а что вам больше всего понравилось делать в лесу? (Собирать грибы, ягоды, бродить по тропинкам, смотреть на деревья, наблюдать за птичками) Воспитатель: молодцы ребята, как интересно!

Воспитатель: ребята на чем же сегодня мы с вами отправимся в лес? (На автобусе, на велосипеде, на роликах, на лошади, на поезде, на машине)

Воспитатель: как много разного транспорта вы назвали. Но сегодня, так как нас много, удобнее всего будет путешествовать на автобусе (Дети покупают у кондуктора билетики и отправляются в путь, по пути дети поют «Песенку друзей» С.В. Михалкова) Воспитатель: ура мы приехали на нашу первую станцию «Лесная» Воспитатель: ребята, кто мне может сказать, а что такое лес? (Лес - это когда там растет много разных деревьев, кустарников, ягод. В лесу обитают разные животные).

Воспитатель: вы правы, действительно, лес - это сообщество многих обитателей - представителей растительного и животного мира.

Воспитатель: дети, послушайте загадки и отгадайте, о чем мы сейчас с вами будем говорить. Педагог по ходу отгадывания загадок, вывешивает на доску иллюстрации деревьев.

Темной он покрыт корой, Лист красивый вырезной, А на кончиках ветвей Зреет много желудей (дуб)

Всё в покое, замер ветер, И деревья все молчат... Нет, не всё еще - у этих Листья тихо шелестят (осина) Пахучим сладким цветом Ты каждый год цветешь И мед свой жарким летом Ты пчелам отдаешь (липа) Воспитатель: всё верно отгадали. Ребята как вы думаете деревья живые? (живые).

Воспитатель: а почему вы так думаете? (потому что дерево растет, питается, дышит).

Воспитатель: вы абсолютно правы. Дерево - это живая природа. Признаками того, что дерево живое можно отнести: дерево растет, оно питается; дерево обладает

движением, так как его листочки могут распускаться и сворачиваться; дерево размножается.

Воспитатель: как вы думаете, чем дышит дерево? (деревья дышат с помощью листьев (микроскопические отверстия - устьица) и корней. В корни кислород поступает через почву. А в ткани ствола через трещины в коре).

Воспитатель: ребята сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Части дерева». Вам нужно собрать части дерева и их назвать (корни, ствол, ветки, листья).

Воспитатель: ой, ребята, посмотрите на полу лежат столько листочков. Прошел сильный ветер и сорвал все листочки с деревьев, теперь они все перепутались. Что же делать?! Давайте поможем деревьям снова зазеленеть, подберем каждому дереву свой листочек.

Воспитатель проводит игру «С какого дерева листок»

Воспитатель: какие же вы молодцы ребята, настоящие санитары леса!

Воспитатель: сейчас мы с вами отправляемся на следующую станцию «Животные леса». А пока мы до нее идем, немного разомнемся: Мы по лесу погуляли и немножечко устали, Встанем, глубоко вздохнем, руки дружно разведем. Чудеса у нас на свете: стали карликами дети, А потом все дружно встали, великанами все стали. Дружно мы похлопаем! Тихонечко потопаем! Хорошо мы погуляли и нисколько не устали!

Воспитатель: вот мы и оказались на станции «Животные леса». Ребята какие животные обитают у нас в лесу? (волк, медведь, заяц, лиса, кабан и т.д.). Педагог по ходу ответов детей, показывает картинки лесных жителей.

Воспитатель: ребята, а как называют животных, которые живут в лесу? (таких животных называют дикими).

Воспитатель уточняет у детей, почему их называют дикими (их называют дикими, потому что они сами добывают себе пищу, строят себе жилище, ухаживают за своими детенышами).

Воспитатель: Отправляемся дальше?

Дети вместе с педагогом идут по лесу.

Воспитатель: Вот мы и пришли на следующую станцию. Ребята, смотрите, кто-то оставил тут своё письмо с просьбой о помощи. Педагог читает письмо. «Здравствуйте, ребята! Со мной произошла необычная история. Я очень люблю ходить в лес. Да вот беда: в лесу столько разных букашек, комаров, муравьев. И летают, и ползают, и жужжат над ухом. Пользы от них никакой - только вред! Идешь по тропинке, а там сидит лягушка или еще хуже - жаба. Какие противные! Зачем они в лесу? А бабочки? Целый день летают! Какая от них польза? А муравьи? Только кусаются! А червяки? Не поймешь, где у них хвост, а где голова. И, вообще, что они под землей делают? Наверное, корни у деревьев подъедают. Надоели все. Один раз пришел я в лес, да как закричал: «Уходите все из леса. Видеть вас не хочу!». Они и ушли. Хорошо стало в лесу: никто не летает, не прыгает, не жужжит. Только вот листья на деревьях пожелтели, цветы перестали цвести, птицы улетели, звери разбежалась. Почему, не пойму. Может, вы мне поможете разобраться?» Ваш друг Петя.

Воспитатель: как вы думаете в чем же проблема? Почему так всё произошло? (проблема в том, что в лесу не стало насекомых, поэтому улетели птицы. Им просто стало нечем питаться. Перестали цвести цветы, потому что их некому опылять. Птиц не стало - развелось много гусениц. Они и погрызли всю листву на деревьях. А раз не стало листвы, вся трава пожелтела, животные тоже ушли из леса. Вот так и остался лес пустой).

Воспитатель: какой вывод мы можем сделать, прочитав такую грустную историю? (в лесу всё взаимосвязано. Каждое насекомое, каждое животное, каждая птица, каждая травинка важна для леса).

Воспитатель: ребята, когда мы вернемся обратно в группу детского сада, обязательно нужно написать письмо с ответом Пете.

Воспитатель: лес - это богатство нашей родины надо беречь и охранять его. Отправимся на последнюю станцию «Пословицы и поговорки»

Воспитатель: ребята вспомните все пословицы и поговорки, которые вы знаете о лесе (Рощи да леса - всему свету краса. По лесу ходи - под ноги гляди. Лес не школа, а всех учит. Лес и вода, брат и сестра. Лесные дары для каждой поры. Каково в лес кликнешь, таково и откликнется. И др.).

Воспитатель: молодцы ребята много пословиц и поговорок знаете.

Воспитатель: так что же дает лес людям? (свежий воздух, ягоды, грибы и т. д.).

Воспитатель: правильно, человек не может прожить без леса. Лес дает древесину, дрова, дарит вкусные ягоды, грибы, орехи, много в лесу растет и лекарственных трав.

Воспитатель: сейчас мы посмотрим, как вы хорошо знаете лекарственные травы. Педагог показывает детям картинку лекарственного растения леса. Ребята называют его и говорят её пользу. (душица обыкновенная - помогает при боли в горле, успокаивает кашель; малина обыкновенная - отлично помогает при простудных заболеваниях, снижает температуру; можжевельник обыкновенный - помогают пищеварению; зверобой обыкновенный - применяется для лечения ран, ожогов, небольших ушибов; шиповник - защищает от болезней, придает силу, повышает работоспособность; чистотел применяют при различных кожных заболеваниях, смазывают им ранки).

Воспитатель: молодцы, все лекарственный травы назвали.

Воспитатель: пришло время возвращаться нам обратно в группу (дети садятся в автобус, поют песенку).

Воспитатель: сегодня мы с вами совершили удивительное путешествие в лес. Чем вам оно запомнилось? Что нового вы для себя узнали? (запомнилось как мы каждому дереву находили свой листочек. Лес - это сообщество растений и животных. Все в лесу взаимосвязано, если кто-то уходит из леса, то уходят и остальные. Назвали лекарственные травы в лесу и зачем они нужны человеку. Вспомнили пословицы и поговорки о лесе).

Воспитатель: сейчас я предлагаю вам нарисовать лес и его обителей в своих альбомах. И еще нам нужно подготовить ответ мальчику Пете. Вы диктуйте, а я буду записывать.

После подготовки письма и рисунков занятие заканчивается.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что игровые обучающие ситуации помогают детям получить новые знания, дают им модель правильного поведения в природе, что имеет большое значение для экологического воспитания. Чередование таких игр и реальных наблюдений формирует у детей осознанно-правильное отношение к природе и ко всему живому. Использование ИОС в процессе обучения дошкольников послужат для детей образцом, своеобразной формой обучающей игры.

ССЫЛКИ НА ИСТОЧНИКИ

1. Васякина, Ж.Л. Паутинка. Программа по экологическому образованию детей. - М., 1996.

2. Комарова, И.А. Игра как средство формирования осознанного отношения к природе у детей среднего дошкольного возраста. - М., 1972.

3. Мир природы и ребенок : Методика экол. воспитания дошкольников / [Л.А. Каменева и др.]; Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Акцидент, 1998. - 318 с.

4. Николаева, С.Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: пособие для педагогов дошкольных учреждений / С.Н. Николаева, И.А. Комарова. - М. : Издательство ГНОМ, 2014. - 128 с.

5. Николаева, С.Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду [Текст] / С.Н. Николаева. - М. : Мозаика-Синтез, 2009. - 267 с.

6. Образовательные ситуации в детском саду (из опыта работы) / сост.: З.А. Михайлова, А.С. Каменная, О.Б. Васильева. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. - 96 с.

7. Попова, О.В. Игровые обучающие ситуации - современный подход к освоению образовательных областей программы / О.В. Попова [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/09/03/statya-igrovye-obuchayushchie-situatsii-sovremennyy-podkhod-k

8. Рыжова, Н.А. «Наш дом - природа». Программа экологического воспитания дошкольников [Текст] / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 7. - С. 26-34.

9. Филатова, Т. Экологические сказки для дошкольников / Т. Филатова [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/yekologicheskie-skazki-dlja-doshkolnikov-572137.html

Svetlana V. Savinova,

PhD (Pedagogicx), Assistant Professor, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Methodology preschool and primary education, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Vyatka State University» ssavv@yandex.ru Valeriya P. Cherezova,

A student of faculty of Padagogic and Psychology, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Vyatka State University» cher.valerya@yndex. ru

The situations about ecology for preschoolers in games

Abstract. In this article you'll get to know about the positive influence on preschool children by using different educational games of ecological topic. There are different characteristics of types and kinds of these educational situations in this article. The usage of these situations is based on children's knowledge about the ecology itself.

Key words: the educational situations in a game, ecological education of children, types of educational games.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.