Научная статья на тему 'Методическая разработка занятия «Мама бельчат и соседушка сосна» (для детей младшего и среднего дошкольного возраста)'

Методическая разработка занятия «Мама бельчат и соседушка сосна» (для детей младшего и среднего дошкольного возраста) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХВОЙНЫЕ ДЕРЕВЬЯ (ЕЛЬ / СОСНА) / МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА / ОПЫТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕЛКАЯ МОТОРИКА / ИГОЛОЧКА / ИНЕЙ / ИГРОВАЯ СРЕДА / ОБОНЯТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джафарова Ф. Х.

Методическая разработка представляет углубленное занятие для детей младшего и среднего дошкольного возраста, которое направлено на изучение особенностей хвойных деревьев, на примере сосны и ели. Разработка была успешно реализована в практической среде и показала высокие итоговые результаты освоения у воспитанников по данной тематике. Занятие отличается высокой разнонаправленностью в видах используемой деятельности, а также наличием опытно-исследовательской части при проведении занятий. При использовании данного проекта у детей наблюдается высокая степень усвоения материала за счет погружения в игровую среду. Представленный материал может быть использован в качестве образца участниками образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методическая разработка занятия «Мама бельчат и соседушка сосна» (для детей младшего и среднего дошкольного возраста)»

Теория и методика дошкольного образования

211

Этап пятый - закрепление результатов работы в письменной форме. Традиционно он считается самым сложным [1]. Необходимо информировать ученика о том, что к любому научному исследованию предъявляются определённые требования. Они касаются жанра исследования, стиля, оформления библиографий (существует специальный сайт), цитат, ссылок (подстрочных и затекстовых, правил их соотнесения). Особое внимание следует обратить на текстовое оформление работы, которое включает поля, интервалы, способы оформления цитат, т.н. «втяжки» текста, купирование текста, курсив, выбор скобок и т.д. Этот этап потребует скурпулёзной и механической сверки, но умение правильно оформлять материал говорит о культуре научного исследования и открывает широкие перспективы в научный мир.

Таким образом, научная работа как относительно новый вид деятельности в школе продуктивна с точки зрения интеллектуального развития школьника и перспективна для формирования у человека потребности к самообразованию.

Список литературы:

1. Марьянович А.Т. Диссертация: инструкция по подготовке и защите. -М., 2009.

2. Эко У Как написать дипломную работу. - СПб., 2006.

3. Cooper C.W. The Term paper - A Manuel and Model. - 4 ed. - Stanford: Stanford University Press, 1998. - pp. 3.

4. Наша новая школа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mon.gov.ru/dok/akt/6591/ (дата обращения: 22.01.2014).

5. Приёмы и методы обучения, их классификация [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.psylist.net/hpor/ped061.htm (дата обращения: 17.02.2015).

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ «МАМА БЕЛЬЧАТ И СОСЕДУШКА СОСНА» (ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА)

© Джафарова Ф.Х.*

Детский сад № 546, г. Екатеринбург

Методическая разработка представляет углубленное занятие для детей младшего и среднего дошкольного возраста, которое направлено на изучение особенностей хвойных деревьев, на примере сосны и ели.

Воспитатель высшей категории.

212

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Разработка была успешно реализована в практической среде и показала высокие итоговые результаты освоения у воспитанников по данной тематике. Занятие отличается высокой разнонаправленностью в видах используемой деятельности, а также наличием опытно-исследовательской части при проведении занятий. При использовании данного проекта у детей наблюдается высокая степень усвоения материала за счет погружения в игровую среду. Представленный материал может быть использован в качестве образца участниками образовательного процесса.

Ключевые слова: хвойные деревья (ель, сосна), методическая разработка, опытно-исследовательская деятельность, мелкая моторика, иголочка, иней, игровая среда, обонятельная память.

Название: занятие для младшего и среднего дошкольного возраста «Мама бельчат и соседушка сосна».

Тип: групповой, краткосрочный, имеющий исследовательско-информационную направленность.

Продолжительность: 1 занятие.

Участники: воспитатель, дети.

Форма организации процесса: наблюдение, экспериментирование, погружение в игровую атмосферу.

Цель и направление деятельности: ознакомить детей с особенностями хвойных деревьев на примере ели и сосны.

Задачи исследовательско-информационного проекта:

1. Познакомить детей с видами деревьев (лиственные, хвойные), обучить правильному отнесению того или иного дерева к соответствующему виду.

2. Сформировать у детей представления об хвойных деревьях на примере ели и сосны.

3. Выделив основные характеристики ели и сосны, научить детей различать их между собой.

4. Увлечь воспитанников наблюдению за окружающей средой при помощи интерактивной истории про животных, научить делать выводы.

5. Активизировать словарь ребенка словами: лиственные и хвойные деревья, ель, сосна, иголки, шишка, ствол, крона, иней, кукушка, белка, помощь.

6. Поощрять применение раннее полученных знаний к конкретному примеру.

7. Развивать умение работать в коллективе, помогать друг другу на примере главного персонажа интерактивной истории.

Актуальность. В младшем и среднем дошкольном возрасте необходимо расширять словарный запас детей словами окружающей среды. Понятия по теме живая и неживая природа являются одними из наиболее значимых, так как встречаются ребенку с самого раннего возраста. Необходимо как

Теория и методика дошкольного образования

213

можно раньше дать ребенку представления о видах деревьев (лиственные, хвойные), ознакомить с понятиями ель и сосна, представить особенности и различия каждого из них, отметить значение хвойных деревьев в жизни человека.

В независимости от возраста ребенка необходимо всегда располагать детей к бережному обращению к окружающему миру, очень важно показать зависимость человека от окружающей среды.

Оборудование и материалы: палочки (10-15 см высотой без острых срезов) по количеству детей, конструкция напоминающая костер, фонарик, ветка ели, аромолампа с еловым маслом, музыка (для игры «Под елью») игрушечная елка, костюм лисы (ушки, хвост), несколько ложек соли, ведро с водой, набор для рисования на каждого ребенка (краски, кисточка, лист бумаги, вода для промывания кисточки), лесные подарки для детей (орешки).

Методы и технологии: познавательно-исследовательская деятельность, наглядный метод (сравнение различных видов деревьев, поиск сходства и различия между сосной и елью, проведение опыта появления хвои), словесный метод (объяснение, обсуждение, рассказ, повторение фраз), игровой метод (загадки, игры, погружение в игровую атмосферу для ознакомления с сосной и елью), метод обучения (рисование), использование мелкой моторики (трение палочки), задействование обонятельной памяти (аромат ели, использование аромолампы).

Лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня... С тех пор уже лет, может быть, двести эти ель и сосна вместе растут. Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету, стараясь обогнать друг друга...

Сюда, к Лежачему камню, пришли дети в то самое время, когда первые лучи солнца осветили Звонкую борину и могучие стволы соснового бора стали как зажженные свечи великого храма природы. Оттуда сюда, к этому плоскому камню, где сели отдохнуть дети, слабо долетело пение птиц...

Пришвин М.М. «Кладовая солнца»

Ход проведения занятия

Беседа с использованием подготовленной презентации. Воспитатель усаживает детей в круг, в центре которого находится импровизированный костер. Также необходимо подготовить небольшие веточки (10-15 см высотой без острых срезов) по количеству детей.

Воспитатель: ребята, сегодня я Вам расскажу одну очень интересную историю, для этого мы с Вами совершим путешествие к берегу реки, где по соседству рядом с ней раскинулась чаща настоящего хвойного леса. Подготовьте Ваши ручки, закрывайте глазки. Для того чтобы так оказаться нам

214

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

нужно зажечь костер, а для этого нужно сильно-сильно потереть веточку в ладошках.

Воспитатель показывает технику правильного положения веточки и движений, которые необходимо совершать - трение ладоней как будто пытаемся развести костер. Когда дети с закрытыми глазками совершают данные движения, воспитатель включает инсталляцию (фонарик внутри костра).

Воспитатель: все ребята хорошо постарались, я уже слышу звучание реки и пение птиц, значит мы совсем рядом. Давайте еще сильнее веточку потрем и откроем глазки. Дети открывают глазки. Какие Вы молодцы, смотрите, какой хороший костер у нас получился, потяните ладошки вперед. Чувствуйте, как огонек Вас согревает?

При трении палочки создается эффект тепла.

Дети: да!

Воспитатель: совсем скоро стемнеет, и я обязательно расскажу Вам сказку, а пока давайте немного поговорим о деревьях. Какие деревья оказались сейчас вокруг Вас? Воспитатель обращает внимание детей на Слайд 2.

Дети: елки, сосны.

Рис. 1. Слайд 2 и 3

Воспитатель: правильно. В городе нас окружает много обычных деревьев с листиками, а когда мы попадаем в лес, там чаще встречаются другие деревья, не похожие на городские. В лесу деревьям нужно защищаться, поэтому вместо листочков, что у них появляется колкое и острое?

Дети: иголочки.

Воспитатель обращает внимание детей на Слайд 3.

Воспитатель: ребята все деревья делятся на две больших семьи - лиственная и хвойная. Если у дерева есть листики, то оно будет называться лиственным, а если иголочки, то хвойным. Все деревья состоят из одинаковых частей: корни, которые уходят глубоко в землю, ствол с веточками, а также листики или иголочки, которые образуют крону. Крона это прическа дерева, она может быть разной в зависимости от того как располагаются веточки.

Теория и методика дошкольного образования

215

Игра «Колкое как иголочка». Воспитатель обращает внимание детей на Слайд 4, где изображены предметы, которые могут оказаться в рюкзаке во время похода. Детям предлагается выбрать предметы, которые могут уколоть также как иголочки у хвойных деревьев (кончик карандаша, иголка, кончик ножа, ножницы, щетинки на расческе, иголки у ежика). Следует отметить, что в поход необходимо отправляться с взрослыми, а большинством предметов, которые могут быть в рюкзаке, следует пользоваться под наблюдением взрослых. Пусть дети перечислят предметы, которые таят опасность. Уточните, а каким образом в рюкзаке может оказаться ежик?

Воспитатель: а что собирают обычно люди, когда отправляются в поход?

Дети: рюкзак.

Воспитатель: посмотрите на картинке показано, что у нас сегодня в рюкзаке. А что из этого может уколоть, точно также как иголочки у хвойных деревьев?

Дети: карандаш, иголка, нож, ножницы, расческа, ежик.

Воспитатель: правильно! Во время похода очень часто нужна помощь взрослых, поэтому пока Вы маленькие нужно всегда слушаться их, помогать. А каким еще предметом нужно пользоваться под руководством взрослых?

Дети: спички.

Воспитатель: детям спички не игрушка, в лесу может случиться большая беда, если возникнет пожар. Под угрозой будут животные, птицы и даже деревья. Воспитатель предлагает одному ребенку встать у «костра» в полный рост, так чтобы все ребята его видели. Посмотрите ребята, какого роста у нас Максим в 4 года. А дереву, чтобы вырасти до такой высоты иногда нужно намного больше времени - 7 или даже 10 лет. Обычно береза живет 100 лет, яблоня 200 лет, а вот долгожителями являются именно хвойные деревья. Так сосна может прожить до 600 лет, а ель вообще до тысячи. Поэтому стоит быть аккуратным и стараться, чтобы деревья жили как можно дольше. Как нам сегодня уже пригодились деревья?

Дети: дрова, развести костер.

Рис. 2. Слайд 4 и 5

216

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Воспитатель: конечно, во-первых, деревья дают нам тепло. Деревянные дома отапливаются при помощи дров, некоторые заводы работают также от дров, и, конечно, в походе используют сухие веточки для разведения костра, чтобы согреться. Еще благодаря деревьям мы можем дышать, они чистят воздух и дают нам кислород. Поэтому так легко дышится на природе и в деревне, где много деревьев. Также деревья используют для строения кораблей, производства мебели - столов, стульев, кроватей. А что больше всего с картинки по ощущениям похоже на иголочки деревьев?

Дети: ежик!

Воспитатель: а разве его берут с собой в поход из дома?

Дети: нет, он живет в лесу.

Воспитатель: наверное, он случайно заполз в рюкзак, когда искал что-нибудь вкусное.

Воспитатель обращает внимание детей на Слайд 5.

Воспитатель: совсем скоро стемнеет, и я расскажу Вам интересную историю. Но для этого вначале я должна познакомить Вас с двумя важными лесными деревьями. Ведь если бы много лет назад их семена не принесло к реке, то возможно эта история никогда бы и не произошла! Послушайте внимательно начало этой лесной истории и скажите, о каких деревьях пойдет речь?

Лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня... С тех пор уже лет, может быть, двести эти ель и сосна вместе растут. Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету, стараясь обогнать друг друга...

Дети: сосна и ель.

Воспитатель: правильно, это хвойные деревья, но чем же они отличаются?

Воспитатель обращает внимание детей на Слайд 6.

Воспитатель: посмотрите на ель - ствол у нее прямой, кора красноватобурая, крона похожа на треугольник. Ветки ели с густой хвоей начинаются у самой земли, а шишки узкие и длинные. Ель любит темные места. На этом дереве поселяются птицы и белки, потому что ветки очень густые. Зимой в густых еловых лесах спят медведи в берлогах, а зайцы прячутся под веточками. Воспитатель наносит несколько капель елового масла в аромолампу, чтобы дети почувствовали аромат ели. Сделайте глубокий вдох, чувствуете, какой приятный запах издает дерево, что этот запах вам напоминает?

Дети: лес / свежесть / зима.

Воспитатель: считается, что запах ели очищает воздух от бактерий. Ель помогает быть здоровым. Поэтому мишки так хорошо спят в берлогах. Чтобы вы запомнили, как выглядит ель, и смогли ее отличить от других хвойных деревьев, всегда вспоминайте заек, которые очень любят прятаться

Теория и методика дошкольного образования

217

под веточками ели. Ведь веточки доходят вниз до самой земли и укрывают пушистых зверушек, а значит ни лиса, ни волк им не страшны.

Игра «Под елью». Воспитатель приглашает детей к игрушечной ели, выбирается игрок, который будет лисой. Задача лисы, ловить зайчат, которые не укрылись под елью. Все остальные участники игры становятся зайчатами, пока играет музыка, они бегают и веселятся. Как только музыка прекращается зайкам нужно подбежать к дереву и присесть на карточки, прикрыв голову руками (спрятаться под «веточкой» ели). В этот момент лиса может ловить не укрывшихся зайчат.

Рис. 3. Слайд 6 и 7

Воспитатель: а теперь давайте посмотрим на сосну, она старшая сестричка ели, поэтому выше нее. Сосна любит открытые места, где гуляет ветер, поэтому она выглядит так, как будто ветер сдул веточки, которые идут от середины ствола к земле. У нее высокий ровный ствол, светлая кора, иголки длинные, а шишки короткие. Такой длинный ствол используют, когда строят корабли. Итак, ель и сосна сестрички из хвойной семьи, а, значит, у них есть иголочки и они круглый год зеленые. Чтобы запомнить отличие иголочек, можно заучить фразу: «ель - коротка игла, сосна - игла длинна». Теперь попробуйте отгадать загадки и не запутаться:

На лесной опушке, около избушки,

Выросли подружки - шишки на макушке,

Острые иголки зелены и колки.

(Елки)

Всем давным - давно известно, эта девушка прелестна.

Выше всех в тайге она, это - стройная...

(Сосна)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Воспитатель: сейчас ребята вы многое узнали про ель и сосну, и теперь я могу продолжить свой рассказ. Итак, много лет назад, где мы сегодня

218

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

с вами остановились на привал, ветер принес два семечка. Они проросли, и теперь по соседству стоят два красивых дерева - ель и сосна. Воспитатель обращает внимание детей на Слайд 7.

Воспитатель: недалеко от реки, где стояли ель и сосна, жили соседки -белка и кукушка. Ребята, вспомните, где любят жить белочки, я сегодня вам об этом рассказывала.

Дети: ель.

Воспитатель: правильно, на пушистых ветках ели, которые устилают все дерево жила белка. А рядом на высокой сосне, которая устремлялась высоко вверх, поселилась ее соседка кукушка. Всю осень и зиму они ходили друг к другу в гости, белка угощала кукушку своими запасами, а та в благодарность пела ей свою песенку. Как звучит песенка кукушки, давайте ее споем?

Дети: ку-ку-ку-ку ку-ку-ку-ку.

Воспитатель: молодцы, какая хорошая у вас получилась песенка! И вот наступила весна, появились первые лучики солнца, все вокруг стало таять. А у белки появились бельчата, теперь она стала мамой. С самого утра белка мама заботилась о них, кормила, оберегала, рассказывала о лесе. Бельчатам нравился их пушистый дом, ведь веточки ели были очень мягкие, а еще они могли прятаться от других животных леса и не бояться, что их увидят волк или лиса. Сколько теперь белочек жило на пушистой ели? Воспитатель обращает внимание детей на Слайд 8.

Дети: пять.

Рис. 4. Слайд 8 и 9

Воспитатель: конечно - четыре бельчонка и мама белка. Теплым весеннем деньком, когда бельчата заснули на дневной сон, маму белку разбудил странный писк. Она проверила, все ее бельчата сладко спали, но кто же тогда это так пищал? Тонкий писк доносился с верхушки соседней сосны, где жила кукушка. Белка взобралась на верхушку сосны, но соседки кукушки нигде не было. Звонкий писк доносился из гнезда, заглянув туда, что белка увидела?

Теория и методика дошкольного образования

219

Дети: яички и птенца.

Воспитатель: да, в гнезде были яйца кукушки, а один из птенцов уже успел появиться. Гнездо находилось на сосне, ветви которой начинаются высоко от земли, поэтому к птенчику никто из животных кроме белки не смог бы помочь. Зайчик так легко бы не запрыгнул туда и другие животные тоже не смогли бы забраться, чтобы помочь им. Весь день белка провела, прыгая между сосной и елью, то к своим деткам, то к птенцам кукушки, но соседка так и не вернулась. Давайте вспомним, а кукушка, какая птица, что она обычно делает со своими яйцами?

Дети: подкидывает другим.

Воспитатель обращает внимание детей на Слайд 9.

Воспитатель: кукушка обычно подкидывает своих еще не родившихся птенцов в другие гнезда, но здесь она просто оставила их одних. Поэтому мама белка стала помогать им. Вскоре, когда все птенцы появились на свет, она, покормив своих бельчат, прибегала к кукушатам. Они широко открывали клюв и просили покормить их. Белка носила им свои запасы - вкусных орешков, ягод, кусочков сочной коры.

Воспитатель: в очередной раз, когда белка бегала пополнять свои запасы за ягодами и грибами, она заглянула к птенцам и увидела, что неподалеку за ними наблюдала кукушка. «Соседушка, куда ты пропала, тебя не хватает твоим птенцам, им нужна мама птичка!» - обратилась она к кукушке. Кукушка призналась, что тяжело ей без птенцов, не может она оставить их как делают другие кукушки. Так кукушка и вернулась к птенцам, и больше их не оставляла. Воспитатель обращает внимание детей на Слайд 10. Они часто приходили друг к другу в гости, то белка с бельчатами к соседке на сосну, то кукушка с птенчиками прилетала в гости на ель. Поздней осенью, когда выпал первый снег обе соседки были со своими детенышами, они заботились о них - кормили, играли, обучали их. Когда выпадает снег, на ветках образуется иней, его можно увидеть даже сейчас.

Эксперимент «Иней». Воспитатель добавляет в ведро с водой несколько ложек соли. Ветка ели опускается в ведро на несколько минут, позже ее оставляют на 20-30 минут у батареи, чтобы проявился белый рисунок, подобный настоящему инею.

Воспитатель: много лет прошло с той истории, но до сих пор на берегу реки стоят ель и сосна, а кукушка с белкой остаются хорошими соседями. Ребята вам понравилась история?

Дети: да!

Воспитатель: пока на веточке ели появляется иней, нам с вами нужно успеть вернуться назад с берега реки и сделать рисунок. Если мы успеем нарисовать рисунок по этой истории до появления инея на веточке, то тогда ваши рисунки смогут увидеть белка и кукушка. Вы хотите, чтобы они посмотрели на них?

220

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Рис. 5. Слайд 10

Дети: да!

Воспитатель: тогда я тушу костер, закрывайте глазки и сейчас мы отправимся назад. Воспитатель выключает фонарик в конструкции «костра», раскрывает шторы, чтобы в помещение вновь стало светло. Нужно снова потереть веточку в ладошках, сильней! Ура, мы вернулись из путешествия, теперь нужно быстрее усаживаться за рисунок.

Рисование «Мама бельчат и соседушка сосна». Воспитатель предлагает детям нарисовать рисунок по мотивам истории. Обязательно стоит нарисовать ель и сосну, а изобразить героев истории можно по желанию. Воспитатель контролирует правильность изображения хвойных деревьев, еще раз отмечает их особенности.

Воспитатель: все ребята молодцы, успели нарисовать, а, значит, ваши красивые рисунки дошли до белочки и кукушки. Воспитатель показывает веточку с появившейся хвоей. Посмотрите, как выглядит иней на еловой ветке, совсем также как в первую зиму, которую кукушка и белка встречали вместе со своими ребятишками. Рисунки получились очень хорошими, и герои нашей истории передают вам подарочки, угощайтесь их дарами. Воспитатель раздает детям орешки.

Теория и методика дошкольного образования

221

Список литературы:

1. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. - СПб.: Речь, 2012.

2. Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология). Методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2004.

3. Пришвин М.М. «Кладовая солнца».

4. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - М.: АРКТИ, 2004.

5. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учеба, и игра: природоведение. -Ярославль: Академия развития, 2003.

ПОДХОДЫ К ВЫДЕЛЕНИЮ ЧАСТИ, ФОРМИРУЕМОЙ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ,

В СТРУКТУРЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО РАЗДЕЛА

ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Казанникова А.В.* *, Суденко И.А.*, Суденко А.Б.*

Начальная школа - детский сад № 624, г. Санкт-Петербург Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением английского языка № 263, г. Санкт-Петербург

Проектирование образовательной программы в рамках требований ФГОС дошкольного образования связана с проблемой определения объема и содержания структурных компонентов модели программы. В публикации предложены подходы к моделированию образовательной деятельности в рамках организации совместной деятельности участников образовательных отношений.

Ключевые слова: дошкольник, ФГОС дошкольного образования, образовательная деятельность, структурные компоненты образовательной программы, шаблон рабочей программы педагога.

Актуальность проблемы формирования рабочей документации содержательного раздела основной образовательной программы (далее - Программа) для нашего образовательного учреждения - ГБОУ начальная школа - детский сад (ГБОУ НШ-ДС) № 624 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга связа-

* Заместитель директора по УВР ГБОУ НШ-ДС № 624, к.п.н.

* Заместитель директора по ВР ГБОУ НШ-ДС № 624.

* Заместитель директора по УВР ГБОУ СОШ № 263.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.