Научная статья на тему 'Путешествие по экологической тропе'

Путешествие по экологической тропе Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
700
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ МАРШРУТЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Казакова Н. А.

Специалисты, долгое время работающие с детьми и молодежью по экологической проблематике, одним из действенных средств пропаганды природоведческих и экологических знаний считают прокладывание экологических троп. История создания познавательных маршрутов в природе насчитывает уже более полувека. В разных странах они назывались по-разному: тропа природы, научная трасса, научная стежка, естествоведческая тропа. Как правило, маршруты их прокладывали по самым интересным, а нередко и уникальным местам природы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Путешествие по экологической тропе»

Н. А. Казакова, МДОУ Центр развития ребенка - детский сад № 9 «Россиянка», г. Протвино, Московская область

Путешествие по экологической тропе

Специалисты, долгое время работающие с детьми и молодежью по экологической проблематике, одним из действенных средств пропаганды природоведческих и экологических знаний считают прокладывание экологических троп. История создания познавательных маршрутов в природе насчитывает уже более полувека. В разных странах они назывались по-разному: тропа природы, научная трасса, научная стежка, естествоведческая тропа. Как правило, маршруты их прокладывали по самым интересным, а нередко и уникальным местам природы. Основную цель троп природы специалисты видят во взаимосвязи трех компонентов: обучения, воспитания и отдыха. При этом в задачу обучения входит расширение естественно-научного кругозора посетителей, а воспитание направлено на формирование экологической культуры поведения в окружающей среде. Дошкольный возраст очень благоприятный для формирования экологического мировоззрения, так как ребенок ближе к природе, чем взрослый, более эмоционален и открыт для восприятия. Но в то же время, ребенок дошкольного возраста не способен длительное время воспринимать информацию в чистом виде, ему необходимо чередовать учебное время с временем отдыха, поэтому мы попытались представить работу по экологической тропе как игру-путешествие, в ходе которой дети получают информацию в форме беседы, дидактических и подвижных игр, которые организуются на остановках маршрута, проложенного по территории детского сада.

Подготовительная работа

• Освежить в памяти детей и закрепить знания детей о правилах поведения в природе, лекарственных растениях, деревьях, грибах, ягодах, растениях и животных.

• Выучить и уметь объяснить несколько народных поговорок о природе и бережном к ней отношении.

• Повторить народные приметы о природе.

• Вспомнить или выучить стихи о бережном отношении к природе, временах года, растениях и животных.

• Вспомнить танцевальные движения «Танца веселых утят».

Цель и задачи игры-путешествия

• закреплять и уточнять знания детей о правилах поведения в природе, лекарственных растениях, лесных обитателях и растениях;

• расширить знания детей о муравьях -санитарах леса;

• воспитывать у детей умение делиться своими знаниями, коллективно выполнять интеллектуальные и творческие задания;

• познакомить детей с новыми подвижными играми;

• продолжать воспитывать у детей уважение к природе и осознание необходимости бережного к ней отношения.

Ход игры-путешествия

Участники игры собираются вместе, и им сообщают, что сегодня у них день большого путешествия, они не только узнают полезные сведения о природе, но и смогут поделиться своими знаниями с друзьями на остановках, заработать памятные дипломы знатоков природы. А чтобы зарядиться силами перед путешествием, необходимо сделать «зверобику».

«Зверобика»

Вот из леса на лужайку

Выбегает серый зайка -

Прыг-скок, прыг-скок -

Начинается урок (дети прыгают). Появился серый волк -Заяц лапы поднимает,

Вдох и выдох начинает (руки вверх - вдох, вниз - выдох).

Вдруг раздался страшный рык, На лужайку прыгнул тигр, Звери делают поклоны. Начинаем мы наклоны (наклоны вперед, ладонями коснуться земли). Тут котята расшалились. Влево, вправо поклонились (наклоны влево и вправо).

Появился царь зверей -Приседаем все скорей (приседания). Вот проснулся серый волк, Он в зарядке знает толк (руки вверх, ногу назад на носок).

Появилась вдруг корова, И ленива, и здорова, Завертела головой:

Ей бы жвачку и покой (вращение головой в одну и в другую сторону). Корова затрясла рогами,

Начинаем мах ногами (махи ногами в стороны).

А теперь все дружно вместе

Начинаем бег на месте (бег на месте).

Вот пришел конец зарядке -

Побежали все зверятки (бег друг за дружкой ).

После «зверобики» группы, принимающие участие в игре-путешествии, получают маршрутный лист и отправляются в путь. Маршруты разрабатываются таким образом, чтобы одновременно можно было задействовать все пункты остановки на маршруте экологической тропы.

При прохождении пункта остановки ее хозяин закрашивает соответствующий значок на маршрутном листе - это своеобразная отметка о прохождении. Можно поручить это самим детям. Можно отметку-раскраску сделать дифференцированной - цветом отмечать проявленные детьми группы знания по экологической тематике.

Ниже приводится один из вариантов маршрута.

1 -я остановка «В гостях у старичка-лесовичка»

Старичок-лесовичок - переодетый в костюм взрослый, встречает ребят на специально оформленной площадке.

Старичок.

Это я - седой старик,

Называюсь - лесовик.

Этот лес я сторожу,

За порядком я слежу.

Старичок-лесовичок расспрашивает детей, куда они отправляются, что будут делать.

Старичок. Ребята, вы отправляетесь в путешествие не простое, а экологическое. Знаете ли вы, что такое экология? Экология - это наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей средой. Как мы можем определить, кто живой в природе? Те существа, которые могут расти, питаться, дышать и иметь деток, живые. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Живое - неживое». Я буду называть разные слова. Если они обозначают живые существа, вы дружно поднимайте руки вверх и прыгайте. Если слова обозначают неживых - присядьте на корточки и сидите тихо-тихо. Лесовичок подводит итог игры.

Все, кто отправляется в путешествие, должны уметь себя вести. Сейчас я проверю, умеете ли вы это делать.

Проводится дидактическая игра «Расскажи правило» по иллюстративному материалу из методического кабинета или предлагается одна из логических задач.

Решение логических задач на экологическую тему

Ребята увидели на траве птенца, не умеющего летать. Они поискали гнездо, из которого он выпал, но не нашли, и решили взять его с собой. Как нужно было поступить правильно?

Ребята поставили палатки. Мальчики решили разжечь костер на кострище, но девочки предложили сделать это под деревом. Чье предложение правильное?

Кто-то сказал: «Что-то тихо в лесу, включим погромче магнитофон». Как вы думаете, может ли кому-нибудь в лесу помешать магнитофон?

Ребята вырыли под кустом яму и сложили в нее весь мусор, который появился после отдыха. Правильно ли поступили ребята? По словам известного путешественника Тура Хейердала, закапывание туристических отходов в землю напоминает привычку

нерадивой хозяйки прятать мусор под ковер. Выход один - уносить несжигаемые отходы с собой.

Юра достал нож и вырезал на стволе дерева свое имя. Надя соскоблила эти буквы. Кто поступил правильно? Раны на стволе дерева -ворота для проникновения и размножения множества вредителей.

Вывод. Всегда необходимо соблюдать правила поведения на природе.

Лесовичок обобщает или уточняет ответы детей, хвалит их за знание правил поведения и предлагает продолжить путешествие.

2-я остановка «Лесная аптека»

Здесь ребят встречает Доктор Айболит -переодетый взрослый.

Добрый доктор Айболит. Он под деревом сидит, Приходи к нему лечиться И корова, и волчица, И жучок, и паучок, И медведица!

К. Чуковский

Живая вода

По лугам, по старым лесосекам Пробирался в чащах без дорог, И собрал мальчишка для аптеки Разных трав целебных - в нужный срок. Не для денег вовсе, не для славы Он бродил среди лесов глухих -Собирал мальчишка эти травы, Как живую воду для больных.

Евдоким Русаков Доктор Айболит предлагает детям дидактические игры «Знаете ли вы лекарственные растения», «Угадай по описанию лекарственные растения» или «Что от чего лечит?» (по выбору организаторов игры).

Примерное описание дидактических игр Дидактическая игра «Знаете ли вы лекарственные травы?» Игровая задача - по картинкам или гербарным материалам определить название лекарственного растения.

Дидактическая игра «Угадай по описанию лекарственные растения»

• Зверобой. Это растение растет на лугах и лесных опушках. У него длинный стебель, мелкие, расположенные друг против друга листья и мелкие золотисто-желтые цветки, собранные в соцветия. Его в народе называют травой «от

девяноста девяти болезней». Он лечит ранки, его настоем полощут больное горло, отвар пьют при сильном кашле.

• Календула или ноготки лекарственные. Это растение выращивают на даче, в цветнике или на опытном поле. Оно невысокое, с ветвистым стеблем. Листья пушистые, продолговатой формы. Цветки желтые, оранжевые или оранжево-красные. Его настойкой лечат раны, полощут больное горло, пьют, если болит живот, при желудочно-кишечных заболеваниях.

• Крапива. Это растение считается сорняком. Оно растет на пустырях, около жилья, в кустарниках. Растение высокое, с крупными зубчатыми листьями. Стебель и листья покрыты жгучими волосками, которые при прикосновении вызывают сильное раздражение, «жалят». В этом растении много витаминов, его отвар используют для укрепления волос, принимают при болезнях желудка.

• Ландыш. Это растение растет в тенистых лесах. Оно невысокое, два крупных, овальной формы листа охватывают его стебель. Растение цветет в мае, его белые шаровидно-колокольчатые цветки собраны в кисть. Из растения делают лекарство от сердечных болезней.

• Мать-и-мачеха. Это растение растет по оврагам, берегам ручьев и мелких речек. Растение - первоцвет. Ранней весной цветет желтыми цветами. Когда растение отцветет, у него появляются листья, сверху гладко-зеленые, снизу - белопушистые. Отваром растения лечат кашель, кашицу из свежих листьев прикладывают к нарывам.

• Подорожник. Это растение растет около дорог, на лугах. Овальной формы листья собраны в розетку, цветок похож на колосок. Листья растения используют при ушибах, порезах, нарывах, при укусах насекомых.

• Ромашка лекарственная. Это растение растет около жилья. Растение не очень высокое. Листья его напоминают перья. Цветы - белые, с желтой серединкой. Отвар цветов применяют при болях в животе, при полоскании воспаленного горла.

• Тысячелистник. Это растение растет на лугах, на лесных опушках, около дорог. Растение не очень высокое, с длинным прямым стеблем. Листья похожи на перья. Белые или бледно-розовые цветки собраны в соцветие. Соком или отваром травы лечат ранки, останавливают кровь. Ванны из листьев растения лечат диатез.

Дидактическая игра «Что от чего лечит?»

• Зверобой. Он лечит ранки, его настоем

полощут больное горло, отвар пьют при сильном кашле.

• Календула. Ее настойкой лечат ранки, полощут больное горло, пьют, если болит живот, при желудочно-кишечных заболеваниях.

• Крапива. В этом растении много витаминов, его отвар используют для укрепления волос, принимают при болезнях желудка.

• Ландыш. Из растения делают лекарство от сердечных болезней.

• Мать-и-мачеха. Отваром растения лечат кашель, кашицу из свежих листьев прикладывают к нарывам.

• Подорожник. Листья растения используют при ушибах, порезах, нарывах, при укусах насекомых.

• Ромашка лекарственная. Отвар цветов применяют при болях в животе, при полоскании воспаленного горла.

• Тысячелистник. Соком или отваром травы лечат ранки, останавливают кровь. Ванны из листьев растения лечат диатез.

Советы доктора Айболита. Вы отправляетесь в путь, он может быть опасным, и я хочу дать вам несколько советов.

• Если из раны сочится кровь, надо размять чистыми руками листья тысячелистника и приложить к ранке. Кровь остановится, рана быстрее заживет. А если тысячелистника под рукой не окажется? Найдите крапиву.

• Листья крапивы помните ложкой, соком промочите чистую тряпочку и приложите к ране. Тысячелистника нет, крапивы нет, как тогда быть?

• Ищите подорожник. Листья сорвите, вымойте и приложите к ране.

• Случается, нарывает палец. Надо сорвать желтые цветки мать-и-мачехи, помять и приложить к ране.

• Растения, используемые при расстройстве желудка - плоды черемухи и ягоды черники.

• Растение, защищающее от нападения и укусов комаров, - обыкновенная непахучая ромашка. Цветки ромашки бросьте в костер и посмотрите, как это понравится комарам и мошкам.

3-я остановка «Поиграй-ка»

Детей встречает Медведь. Медведь. Наверно, вы в своем путешествии немного устали, и я предлагаю вам поиграть.

Игры на экологической тропе. 1. «Прилетели птицы».

Игровое правило: ведущий читает стихи, в которых называет птиц, но если будет названо что-либо другое, дети должны топать ногами или хлопать в ладоши. Прилетели птицы: Голуби, синицы, Мухи и стрижи... Прилетели птицы: Голуби, синицы, Аисты, вороны, Галки, макароны... Прилетели птицы: Голуби, куницы, Прилетели птицы: Голуби, синицы, Галки и чижи. Чибисы, стрижи, Аисты, кукушки, Даже совки-сплюшки, Лебеди, скворцы. Все вы молодцы!

2. «Не сорока, не ворона».

Для игры готовится комплект карточек с изображением птиц: голубь, воробей, синица, снегирь, дятел, грач, скворец, соловей, щегол, зяблик, ласточка. Ведущий показывает карточку игроку и говорит:

Не сорока, не ворона и не чайка,

А какая это птица? Отгадай-ка!

Ответ должен быть полным: «Не сорока, не ворона, а снегирь!»

3. «Ручейки бегут».

Ребята становятся друг за другом в колонне по 5-6 человек, руки на поясе впереди стоящего - это «ручейки». По сигналу «Ручейки бегут» дети произвольно бегут в колонне друг за другом. По сигналу «Озеро» все вместе берутся за руки, образуя круг - «озеро».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. «Выручи птичку».

На земле чертят три линии, расстояние между ними 1,5-3 метра. За первой линией в небольшом круге - игрок с маленьким мячиком. На средней линии через полметра стоят 3-4 игрока, изображающие клетку. За третьей линией - «птички» - все остальные дети. Игрок из круга старается бросить мяч в руки какой-нибудь «птичке». Если мяч ею пойман, клетка для нее откроется. «Птичка» возвращает мяч своему освободителю. Клетка старается прервать полет мяча или отбросить его назад.

5. «Жабы и лягушки».

Водящий держит в руке метровую тросточку, к концу которой прикреплен прочный шнур. К свободному концу шнура привязан кусочек поролона, на котором нарисован колорадский жук. Дети стоят полукругом на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Водящий то поднимает, то опускает палочку, чтобы жук был немного выше играющих. Дети должны подпрыгнуть, чтобы поймать жука. Тот, кто поймал жука, говорит: «Я поймал!» и отходит в сторону.

6. «Лягушки и цапля».

«Болото» ограничивают чертой. В центре небольшой круг. Это убежище для лягушек. Здесь их цапля не трогает, но сидеть подолгу в нем нельзя. «цапля», высоко поднимая ноги, важно ходит по «болоту», а «лягушки» прыгают на двух ногах как можно дальше, стараясь не попасть на глаза «цапле». После того, как «цапля» поймает трех «лягушек» (положит обе руки на плечи), выбирают нового водящего.

7. «.Лиса, охотник и куры».

По считалке дети выбирают «лису», «охотника» и «петуха». Остальные дети - «куры». Они вместе с «петухом» гуляют по двору, клюют

зернышки, машут крыльями и говорят: «Ко-ко-ко!» «Петушок» тоже занят, но поглядывает в сторону «лисы». По знаку воспитателя «лиса» начинает подкрадываться к «курам». Заметив ее, «петушок» кричит: «Кукареку!». Это сигнал для «кур» бежать на «насест» (гимнастическую стенку, скамейку и т.п.). Там они в безопасности. «Петух» помогает «курам», он садится на «насест» последним. «Лиса» старается осалить «кур» и «петуха». «Охотник» стоит на расстоянии 4-5 метров от «насеста». У него 2 мяча. Он старается осалить «лису» мячом. Если попытки не удались, игру начинают с начала. Если «лиса» осалена, выбирают новую «лису» и «охотника» из захваченных «кур». Если же «лису» осалить не удалось, пойманные «лисой» «куры» присоединяются к «охотнику». Он отдает им один мяч. Каждый имеет лишь одну попытку осалить «лису».

8. «У медведя во бору».

Дети собирают грибы и ягоды и напевают:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

А медведь сидит

И на нас рычит!

В ответ на песенку «медведь» спрашивает:

Кто в лесу гуляет?

После каждого вопроса медведь топает ногой.

Кто мне спать мешает?

Кто это поет?

Спать мне не дает?

Слова «не дает» - сигнал, дети убегают от «медведя» за черту, «медведь» их догоняет. Пойманных «медведь» уводит к себе в «берлогу». Игра возобновляется.

4-я остановка «Лесное царство»

Детей встречает Лиса Патрикеевна. Она предлагает детям отгадать загадки о деревьях, ягодах, грибах, животных и птицах.

Примерный перечень загадок.

ДЕРЕВЬЯ

1. Весной веселит, летом холодит,

Осенью питает, зимой согревает (дерево).

2. На полянке - девчонки в белых рубашонках, в зеленых полушалка (береза).

3. Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а без волос (береза).

4. Что же это за девица: не швея, не мастерица,

Ничего себе не шьет, а в иголках круглый год (ель).

5. Весной цветет, летом плод дает, Осенью не увядает, зимой не умирает (ель,

сосна).

6. Много рук, одна нога (дерево).

7. Платье скинула, а пуговки остались (рябина).

8. Зелена, стройна, красива, над рекой склонилась... (ива).

9. Она весну встречает - сережки одевает. Накинута на спинку зеленая косынка.

А платьице в полоску. Узнаешь ты. березку.

10. Ее узнаешь по одной простой примете: Нет дерева белей ее на свете (береза).

11. Каждою весною лапы еловые Старые лампы меняют на новые (шишки).

12. В белом сарафане встала на поляне. Летели синицы, сели на косицы (береза).

13. Я из крошки бочки вылез, Корешки пустил и вырос. Стал высок я и могуч.

Не боюсь ни гроз, ни туч. Я кормлю свиней и белок. Ничего, что плод мой мелок (дуб).

14. С моего цветка берет Пчелка самый сладкий мед. А меня все обижают, Шкурку тонкую сдирают (липа).

15. Ее всегда в лесу найдешь - пойдем гулять и встретим.

Стоит колючая, как еж, зимою в платье летнем (ель).

16. Есть у родственницы елки неколючие иголки,

Но в отличие от елки опадают те иголки (лиственница).

17. Весною зеленела, зимою загорела, Осенью одела красные кораллы (рябина).

18. Что за дерево стоит? Ветра нет, а лист дрожит? (осина).

19. У меня длинней иголки, чем у елки. Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке

Ветви только на макушке (сосна).

ГРИБЫ

1. Невысок и коренаст, поглядеть решил на нас,

Приподняв с утра под елками Лист с прилипшими иголками (гриб).

2. На полянке у ручья выросли сестрички, рыжие. (лисички).

3. С шапочкой красной знаться опасно Даже муха-зуда не садится сюда (мухомор).

4. Под деревом, под осинкой стоит мальчик-с-пальчик,

На нем серый кафтанчик, красная шапочка (подосиновик).

5. Дружные братцы на пеньке живут,

Хоровод ведут (опята).

6. Стоит Лукашка - белая рубашка.

А шапка одета шоколадного цвета (белый гриб).

7. Есть старуха бедная, на ней шляпка вредная,

А нога в ботинке, на чулке - пестринки,

Вокруг ворота - пораспорото.

Кто к ней прикоснется, тот вовек не проснется (бледная поганка).

8. Мы - сестрички-лесовички,

Платья сшили к лету разные по цвету:

У каждой сестрички - свой вкус и привычки (сыроежки).

9. Розовая сорочка да волнистая,

Снизу оторочка да пушистая (волнушка).

10. Стоит мальчонка - замаслена шапчонка (масленок).

11. Во мху, как на подушке

Чье-то беленькое ушко (груздь).

12. Скучно стоять одному под березкой,

Возьмите меня в лукошко (подберезовик).

13. Стоял на крепкой ножке, теперь лежит в лукошке (гриб).

14. Кто сидит на крепкой ножке в бурых листьях у дорожки.

Встала шапка из травы, нет под шапкой головы (гриб).

ЯГОДЫ

1. На припеке у пеньков много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелек держит алый огонек,

Разгибаем стебельки, собираем огоньки (земляника).

2. Растет в траве Аленка в красной рубашонке.

Кто ни подойдет - всяк поклон отдает (земляника).

3. В траве цветочек белый отцветает, а сладкий шарик красный созревает (земляника).

4. Бусы красные висят, из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи (малина).

5. Красна, сладка. душиста, растет низко, к земле близко (ягода).

6. Красные и черные, кислые и сладкие.

Так и просятся и в рот, и в варенье, и в компот (ягоды).

7. Эти ягоды найдете на любом лесном болоте.

Словно там набросаны красные горошины (клюква).

8. Ловит солнышко лучистое, стоя на опушке.

Покраснеет - и душистая попадает в кружки (земляника).

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

1. Что за зверь лесной встал, как столбик, под сосной

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И стоит среди травы - уши больше головы? (заяц).

2. Прыг-скок, трусишка, хвост - коротышка,

Ушки вдоль спинки, глазки с косинкой,

Одежда в два цвета - на зиму и на лето (заяц).

3. Пришла из леса птичница в рыжей шубке кур посчитать (лиса).

4. Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живет, кур крадет (лиса).

5. Какой лесной зверь больше всего любит малину? (медведь).

6. Ползун ползет, иголки везет (еж).

7. Вот иголки и булавки вылезают из-под лавки,

На меня они глядят, молока они хотят (еж).

8. Под соснами, под елками подушечка с иголками

Лежала, лежала, а после убежала (еж).

9. Не портной, а всю жизнь с иголками ходит (еж).

10. В густом лесу под елками, осыпанный листвой.

Лежит клубок с иголками, колючий и живой (еж).

11. Лесом катится клубок, у него колючий бок,

Он охотится ночами за жуками и мышами,

И дерется, как герой, с ядовитою змеей.

Ну, а днем, когда он сыт, - крепко спит (еж).

12. Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (волк.)

13. Серовато, зубовато, по полю рыщет,

Телят, ребят ищет (волк).

14. Расторопные зверушки: хвостик, с кисточками ушки,

Вот они легко и метко с ветки прыгают на ветку,

Хоть живут они в дупле, есть у них и на земле

Неотложные делишки: собирать грибы и шишки (белка).

15. Хожу в пушистой шубке, живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе орешки я грызу (белка).

16. Кто на своей голове лес носит? (олень.)

17. Он в берлоге спит зимой под большущею сосной,

А когда придет весна, просыпается от сна (медведь).

18. Кто в лесу тоннели роет, из ветвей плотины строит,

Зубы - точно топоры. Это трудятся. бобры.

ПТИЦЫ

1. Маленький мальчишка в сером армячишке

По дворам шныряет, крохи собирает (воробей).

2. Кто на елке, на суку счет ведет: «Ку-ку. ку-ку.» (кукушка).

3. Плотник с острым долотом строит дом с одним окном (дятел).

4. Всех прилетных птиц черней, чистит пашню от червей,

Взад-вперед по пашне вскачь. А зовется птица .(грач).

5. Летом за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит (грач).

6. Днем спит, а ночью летает, прохожих пугает (сова).

7. Молодой конек за море ходок,

Спинка - соболинка, а брюшко - беленькое (ласточка).

8. На поднебе веревка протянулась (летят журавли).

9. Бела, как снег, черна, как жук, зелена, как лук,

Вертится, как бес, а повертка - в лес (сорока).

10. Живет в лесу, ухает, как разбойник, люди его боятся, а он людей боится (филин).

11. Спереди - щильце, сзади - вильце, снизу - белое полотенце (ласточка).

12. Как снег, бела, как сажа, черна, Проворна, как бес, повертелась - и в лес

(сорока).

13. Стоит ствол, на стволе - кол,

На колу - дворец, во дворце - певец (скворец).

14. Хоть я и не молоток, по дереву стучу, В нем каждый уголок обследовать хочу. Хожу я в шапке красной

И акробат прекрасный (дятел). Вместо отгадывания загадок по решению организаторов можно предложить дидактические игры «Определи дерево по листу», «С какой ветки детка» или «Собери лукошко».

5-я остановка «Муравьиный дом»

Детей встречает Муравей - переодетый взрослый.

В лесу мурашки-муравьи Живут своим трудом, У них обычаи свои И муравейник - дом. Миролюбивые жильцы Без дела не сидят: С утра на пост бегут бойцы, А няньки - в детский сад. Рабочий муравей спешит Тропинкой трудовой. С утра до вечера шуршит В траве и под листвой.

С. Михалков. Он предлагает понаблюдать за живущими на участке муравьями и рассказывает детям о них.

Муравьи - удивительные насекомые. Они живут везде: в песках пустыни и в прерии, на склонах гор и на морском побережье, в лесах. Все вы видели в лесу муравьиные гнезда - муравейники. Купол муравейника покрыт гладким слоем мелкой хвои, под ним лежит слой мелких веточек. Строительный материал муравьи не просто складывают в кучу, а скрепляют землей и своей слюной. Муравьи могут построить жилье и под землей, и даже в желуде.

В семье живут три вида муравьев: самцы, матки и рабочие муравьи (бескрылые). У рабочих муравьев много профессий:

• няньки ухаживают за потомством,

• уборщики чистят муравейник,

• строители строят его и ремонтируют,

• фуражиры добывают корм и строительный материал,

• «солдаты» охраняют муравейник.

Внешне все муравьи похожи друг на друга:

у них сильные челюсти, рот, пара сложных фасеточных глаз. Пара длинных усиков-антенн, ощупывают предметы и определяют их запах; усики помогают муравьям различать обитателей муравейника и общаться друг с другом.

Жизненный цикл у муравьев очень интересен. В теплое время года крылатые самцы и матки покидают муравейник и спариваются в полете. После спаривания самец умирает, а матка закапывается в землю. Она начинает создавать новое гнездо. Она сбрасывает или откусывает свои крылья и откладывает яйца. Из яиц вылупляются безногие личинки, им матка помогает строить кокон. Когда внутри кокона вырастут взрослые муравьи, матка помогает им выбраться наружу. Рабочие муравьи сразу начинают заботу о матке и строительство нового муравейника.

Муравьи движутся вокруг муравейника по определенным постоянным дорогам, у каждого муравья-охотника свой охотничий участок

Самые старшие опытные муравьи-наблюдатели на охоту не ходят, следят за происходящим. Если пошевелить муравейник палочкой, видно, как забегали муравьи. Это наблюдате-

ли заметили и подняли тревогу. А весной эти муравьи во главе муравьиного отряда ходят по окрестностям и показывают, где проходили прежние охотничьи дороги.

Что же едят муравьи?

• Одни из них охотятся на небольших насекомых.

• Другие содержат стада тлей, которых «доят» - щекочут усиками, и тли выделяют сладкий растительный сок. Осенью муравьи загоняют тлей в муравейники, а весной выгоняют на пастбище, охраняют от божьих коровок. У муравьев есть и другой скот: листоблошки, гусеницы, цикады.

Муравьев называют санитарами леса.

• Они истребляют вредных насекомых.

• Переносят семена растений.

• Земляные муравьи разрыхляют почву своими ходами, благодаря этому к корням растений и деревьев лучше доступ воздуха и воды, они лучше растут.

6-я остановка «Цветик-семицветик»

На эту остановку можно прийти всем командам вместе, в заключение игры, чтобы провести своеобразный самодеятельный концерт-конкурс.

На площадке на стене или прямо на полу лежит макет цветка с семью лепестками - цветик-семицветик. Все лепестки цветка выполнены самостоятельными, чтобы их легко можно было поднять и отделить. На каждом лепестке написаны задания:

• Прочитать стихотворение о природе.

• Исполнить песню о природе.

• Нарисовать коллективный рисунок о природе (можно на асфальте в специально отведенном месте, чтобы другие участники игры могли потом рассмотреть рисунки ).

• Показать свое любимое животное, имитируя его движения или повадки, показ можно сопроводить стихотворением, загадкой или песенкой.

• Назвать 3-4 народные приметы, связанные с природой.

• Сказать 3-4 поговорки о природе и ее охране.

• Станцевать веселый «Танец утят».

После концерта всем участника игры вручается «Диплом участника путешествия» Его вручает Лесовичок или Лесная фея. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.