Научная статья на тему 'Формирование элементарных представлений экологической грамотности у младших школьников специальной (коррекционной) школы с привлечением современных технологий обучения'

Формирование элементарных представлений экологической грамотности у младших школьников специальной (коррекционной) школы с привлечением современных технологий обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
351
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савельева Светлана Вадимовна

В данной публикации изложен опыт по созданию экологически развивающей среды в группе продленного дня коррекционной школы VIII вида, экологизации различных видов деятельности, повышение экологической грамотности детей с ОВЗ посредством привлечения информационно-коммуникационных технологий.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савельева Светлана Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the given publication the experience on creation ecologically is stated Developing spaces in group of the prolonged day of correctional school VIII of a kind, increase of ecological representations of children with infringements of intelligence by means of attraction of communication technologies.

Текст научной работы на тему «Формирование элементарных представлений экологической грамотности у младших школьников специальной (коррекционной) школы с привлечением современных технологий обучения»

Формирование элементарных представлений экологической грамотности

У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ

Савельева Светлана Вадимовна (m_saveleva96@mail.ru)

ГОУ Республики Марий Эл «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа города Йошкар-Олы № 2 для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»

В данной публикации изложен опыт по созданию экологически развивающей среды в группе продленного дня коррекционной школы VIII вида, экологизации различных видов деятельности, повышение экологической грамотности детей с ОВЗ посредством привлечения информационнокоммуникационных технологий.

In the given publication the experience on creation ecologically is stated Developing spaces in group of the prolonged day of correctional school VIII of a kind, increase of ecological representations of children with infringements of intelligence by means of attraction of communication technologies.

Одним из важных условий реализации системы экологического образования детей с ОВЗ является правильная организация развивающей среды. В ходе изучения экологических проблем необходимо формировать грамотное поведение в природе, безопасное как для самой природы, так и для ребенка, создавать условия для ознакомления и общения ребенка с природой ближайшего окружения.

Экологически развивающая среда в школе должна способствовать развитию познавательной активности ребенка, эколого-эстетическому развитию, оздоровлению ребенка, формированию нравственных качеств, формированию экологически грамотного поведения, экологизации различных видов детской деятельности. Данная тема особенно актуальна в настоящее время, так как в мире резко ухудшается экологическое состояние окружающей среды, и никогда раньше так остро не стоял вопрос охраны природы. Необходимость повышения грамотности в данной области каждого человека диктует время.

Целью экологического воспитания детей с нарушениями интеллекта является формирование элементарных представлений об экологической грамотности, ответственного отношения к окружающей среде.

По данному направлению каждым воспитателем проводится работа на занятиях в ГПД. Учитывая современные требования к учебно-воспитательному процессу, реализация данной программы осуществляется с привлечением современных методов обучения и, в частности, с применением информационно-коммуникационных технологий. Данная программа по экологическому воспитанию отличается от ранее существующих тем, что на занятиях дети осваивают не только экологические представления, но и овладевают элементарными навыками общения с компьютером через различные игры, задания экологической направленности. У детей на таких занятиях развивается познавательная деятельность, происходит коррекция основных психических функций, а также проявляется отношение к объектам природы. Дети совместно с воспитателем учатся делать несложные презентации экологической направленности. Занятия планируются таким образом, чтобы ребенок переходил от освоения фактов к установлению связей между ними и обобщению полученных представлений, выполняя программированные задания. В систему экологического развития детей

включаются занятия не только познавательного цикла (беседы), но и такие виды, как игровые, трудовые, по художественной деятельности, физкультурные (экологооздоровительные). На всех видах занятий возможно использование компьютера и компьютерных продуктов.

Все занятия между собой связаны и усложняются как по содержанию, так и по уровню овладения знаниями, умениями, навыками детьми с ОВЗ.

Программа рассчитана на работу с учащимися с ОВЗ начальных классов в возрасте от 9 до12 лет. Данный возрастной отрезок детей с ОВЗ наиболее благоприятен для воспитания экологической грамотности, так как младшие школьники уже способны оценить красоту окружающей природы, способны сосредоточить внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности. Формируется умение сравнивать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять в предметах определенные свойства, группировать их.

Программа рассчитана на 3 года.

Природа, мы твои друзья! (воспитательное занятие с применением ИКТ)

Ход занятия.

Слайд № 1. Вводная беседа.

СТАРТ: Чтобы отправиться в путешествие, послушайте и скажите, о чем говорит поэт?

Слайд № 2.

Даль степей безбрежная,

Ширь полей раздольная,

Песня соловьиная в тишине дубрав....

СТАНЦИЯ 1: «Загадочная» (названия станций оставлять на доске)

Ведущий: Почему так называется станция? /Потому, что будем отгадывать загадки. / Загадки. СТАНЦИЯ 2: «Хорошо-плохо».

Игра:

Ребята, вы видите на экране разные ситуации. Если в сюжете помогают природе, берегут ее, то вы должны поднимать зеленые квадраты - это цвет защитников природы. Если в сюжете люди наносят вред природе, то вы поднимаете красный треугольник.

С ю же ты .

Слайд № 3

Дети подкармливают птиц зимой.

Слайд № 4

Дети разводят огонь в лесу.

Слайд № 5 Вырубка леса.

Слайд № 6

Девочка кормит из рук белку.

Слайд № 7

Дети сажают деревья.

Слайд № 8

Из трубы в речку льются отходы завода.

Слайд № 9

Дети рвут цветы в лесу, в поле.

СТАНЦИЯ 3: «Дорисуй-ка».

СТАНЦИЯ 4: «Музыкальная».

СТАНЦИЯ 5: «Четвертый лишний».

Ведущий: Что будем делать на этой станции? Прочитайте слова.

Слайд № 10

Волк, лиса, медведь, корова (почему?); дикие - домашнее животные.

Слайд № 11 (проверка).

Слайд № 12. Крыжовник, черника, земляника, малина. (почему?); садовые - лесные ягоды.

Слайд № 13 (проверка).

Слайд № 14. Ель, сосна, береза, пихта (почему?); хвойное - лиственные деревья (проверка).

Слайд № 15. Сливы, яблоко, груша, лук. (Почему?); фрукты - овощ.

Слайд № 16 (проверка).

Слайд № 17. Подберезовик, волнушка, сыроежка, мухомор. (Почему?);

Слайд № 18 (проверка).

Слайд № 19. Воробей, соловей, иволга, грач. (Почему?); перелетные - неперелетные.

Слайд № 20 (проверка).

Вывод: Что мы делали на этой станции?

СТАНЦИЯ 5: «Воздух, земля, вода».

Ведущий: А на этой станции мы отдохнем.

СТАНЦИЯ 6: «Пантомима».

Ведущий: Изобразить животное.

ФИНИШ.

Ведущий: Ребята, о чем мы сегодня говорили?

Как надо относиться к природе?

Как нужно относиться к собственному здоровью?

Мальчики прочитают стихотворение о природе: БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ.

Слайд 21: Ах, если б мы беречь умели Клочок доверенной земли,

Слайд 22: Березки эти, эти ели

И травы, что к ногам легли!

Слайд 23: Ах, если б мы ценить умели Всю красоту родной земли,

Слайд 24: То трубы, словно шрам на теле,

На лик прекрасный не легли!

Слайд 25: Ах, если б мы беречь умели И чистоту, и свежесть вод,

Слайд 26: Не провели б тогда к озерам Наш бытовой грязеотвод.

Слайд 27: Мы верим: разум победит,

И будет свет в конце тоннеля.

Пока огонь в сердцах горит,

Надежда есть, что мы сумеем Живой природу сохранить!

Литература

1. Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня / авт.-сост. Н. А. Касаткина. - Волгоград: Учитель, 2005. -Вып. 1.

2. Иванова Т. С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе. - М.: ЦГЛ, 2003.

3. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию. - М.: ВАКО, 2008.

4. Экологические сказки / сост. Г. А. Фадеева. - Волгоград: Учитель, 2005.

5. Занимательная экология: комплект рабочих листов для занятий с детьми / авт.-сост. Е. А. Щербанёва. - Волгоград: Учитель, 2008.

6. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей. - М.: АРКТИ, 2005.

7. Компьютер в изучении, обучении и реабилитации детей со специальными образовательными потребностями. - Йошкар-Ола, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.